Сказка о веселом язычке артикуляционная гимнастика
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Сказка о веселом язычке артикуляционная гимнастика

4 СКАЗКИ ПРО ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК (АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА)

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Занятия для родителей с детьми на дому. (1)
  • Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Мороженое». (1)
  • Театр для детей и с детьми (1)
  • Бизиборд (1)
  • Советы. Как слепить свинку. (1)
  • Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники. (1)
  • Литературные викторины (1)
  • Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Знакомство со школой» (1)
  • Конспект занятия «Юные пожарные спешат на помощь» (1)
  • Конспект развлечения «Летние занимашки» (1)
  • Картотека игр по валеологии (1)
  • Конспект «Магнит-фокусник» (1)
  • Азбука экологии (1)
  • Рекомендуемая литература для детей 5-6 лет (1)
  • Колядки и рождественские песенки для детей (1)
  • Пальчиковые игры (1)
  • Материалы по формированию здорового образа жизни воспитанников (3)
  • Презентации (2)
  • Образовательная ситуация (6)
  • Картотека игр (3)

4 СКАЗКИ ПРО ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК (АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА)

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался — холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.

Сказка «О Веселом Язычке»

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело.

Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Сказка «О Веселом Язычке»

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Сказка про Язычок.

Из книги: А. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика «

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

На крылечке Язычок.

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 — -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков «дддд» и «тттт»

Блинчики с маком

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить «пя – пя – пя»

На лошадке по дороге

И копытами лошадка —

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок цок цок цок цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Да и каша манная –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Никто не понимает.

На качели индюки

«Блл, бллл!» – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание «Бл – бл – бл» («болтушка»).

Ну – ка, детки, с Язычком

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:»И – у! И – у! И – у!»

Читать еще:  Остеохондроз лечения упражнений

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Предложить ребёнку длительно произносить звук «шшш». Обратить внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, «выдавливая» шарики.

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: » пя – пя – пя». Выполнять упражнение в течение 10 сек.

«Сказка о язычке» (артикуляционная гимнастика для малышей)

Артикуляционная гимнастика для активизации мышц языка и губ для малышей.

Часто родители задают вопросы, что можно самостоятельно делать дома, если ребенок плохо говорит те или иные звуки? Чёткость нашей речи напрямую зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Работа над дикцией должна начинаться с артикуляционной гимнастики — зарядки для языка. Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.

Существует определенный алгоритм действий, присущий всем артикуляционным упражнениям для разных групп звуков.

1. Прежде чем предложить малышу выполнить то или иное упражнение, несмотря на кажущуюся простоту, попробуем сами. Возможно, для этого потребуются определенные усилия с нашей стороны.

2. Проводим артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

3. Частота занятий, конечно, зависит от Вашей занятости, но желательно делать гимнастику не менее двух раз в день по 3-5 минут.

4. Предлагаем малышу не больше 3 упражнений за одно занятие.

5. Начинаем гимнастику с более простых упражнений и заканчиваем сложным. Если ребенку трудно даётся какое-то упражнение, или движения недостаточно четкие, то мы выполняем его до тех пор, пока оно не станет для него легким. Только преодолев эту трудность, целесообразно переходить к выполнению нового упражнения.

6. Делаем гимнастику перед зеркалом. Идеальный вариант — сидя перед большим зеркалом, так что бы малыш одновременно мог видеть и себя и Вас. Если такой возможности нет, подойдёт обычное настольное зеркало. Только в этом случае Вы уже сидите напротив малыша.

7. Не забываем поощрять малыша добрым словом. Даже если ему пока очень тяжело и видимых успехов нет.

8. Обыгрываем каждое упражнение, чтобы малышу было интересно.

«Сказка о язычке»

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?
(М.Синицына)

Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки . Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов . Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов ! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(О.Петрова)

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье . Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(М.Синицына)

А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку ! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(М.Синицына)

Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине ? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» — гудит мотор!
(М.Синицына)

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится ? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успоко й киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук —
Раздается громкий звук.
(М.Синицына)

Навстречу язычку скакала лошадка . Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко —
Стук копыт услышишь звонкий.
(М.Синицына)

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков !

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
(О.Перова)

Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея . И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
(М.Синицына)

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

Красным цветом выделены названия упражнений.

Предлагаю ознакомиться с другими полезными статьями для родителей по развитию речи на моем сайте logoped-lapteva.ucoz.ru

Узнать нуждается ли Ваш ребенок в логопеде

Советы логопеда по развитию речи ребенка

Скачать бесплатно компьютерные игры и материалы по развитию речи

Получить бесплатную он-лайн консультацию логопеда

Какие нарушения речи бывают у детей

Какие нарушения речи бывают у взрослых

Список пособий для занятий по развитию речи

Проверка готовности ребенка к школе

Сказка про язычок — артикуляционная гимнастика

Когда ребенок плохо выговаривает звуки, родители ищут пути решения проблемы. Правильность и четкость произношения зависит от подвижности артикуляционных органов. Изначально они не совершенны, их необходимо тренировать и развивать.

Многим детям нравится сказка про язычок, это та артикуляционная гимнастика, которая заинтересует ребенка.

Особенности артикуляционной гимнастики в сказках

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для языка. Главная цель ее – правильные и четкие движения для постановки дикции.

Действия по корректировке и развитию речи – сложный педагогический процесс. При успешном выполнении у ребенка нормализуются все стороны речи, развивается психомоторика.

Педагоги ежегодно повышают качество дошкольного образования у детей, путем применения новейших технологий. Одной из них является артикуляционная гимнастика в сказках для дошкольников.

Сказкотерапию начали практиковать относительно недавно, она позволяет ребенку найти самого себя, строить доверительные отношения с окружающими.

Мир сказок чудесен и разнообразен. Достаточно поменять персонажей, а сюжет оставить тот же.

Артикуляционная гимнастика в сказках – отличный вариант для детей, которые только начинают посещать детские сады и участвовать в групповых занятиях. Данная терапия подходит для детей от 3-х до 7 лет.

В сказке предоставляется полная схема последовательных действий. Для правильного усвоения связи причина-следствие ему необходимо отслеживать действие от начала до конца.

В процессе игры ребенок оценивает поступки и действия персонажей. Часто примеряет на себя роли – супергероев, волшебников и так далее.

Развитие речи запускает процесс формирования мышления. Закрепляются эталоны цвета, формы, величины. Развивается тактильное восприятие.

Чаще всего используется сказка о веселом язычке, она относится к видам артикуляционной гимнастики. Родители, имея фантазию, могут рассказывать свои собственные сказки. Приведем пример сказки.

Артикуляционная гимнастика – сказка про веселый язычок

Жил поживал на свете язычок. Он имел небольшой, но очень уютный и теплый домик. Ротик. Каждое утро язычок просыпался от будильника, который работал вот так:

Тик-так, тик-так,
часики идут по кругу.
И кукушка каждый час;
говорит ку-ку.

(Необходимо показать, как работает будильник, как кукушка показывается из домика. Повторить 5 раз.)

Утром проснулся язычок, потянулся, пошел в ванную умываться.

(Для этого необходимо улыбнуться и кончиком языка почистить зубки. Сначала нижние, потом верхние. Для получения хорошего результата чистку необходимо проводить на протяжении 2-х минут).

Захотелось язычку кушать. Решил он изпечь пирожков.

(Для этого необходимо вымесить тесто. Покусай язык зубами, как бы меся тесто. Пошлепай языком по губам).

Тесто получилось пышным и воздушным. Испек язычок круглых пирожков. (Покажи каких).
Напекли мы пирогов немножко,
положили их остыть на окошке.
Кушать будем всем двором,
Запивая молоком.
Ой, после молока на верхней губе остались усики. Необходимо их облизать.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

(Улыбаясь, не закрывая рот, оближи губки).

Пили-пили молоко,
и немного повзрослели.
Появились враз усы.
А ну быстрее их слизни.

(Надо бы показать, какая чашка у нас с молоком была. Для этого необходимо высунуть язычок и сделать чашу. Держи края язычка приподнятыми, чтобы содержимое не вылилось).

Сколько сможешь удержать? Посчитаю я – один, два, три, четыре, пять.
После вкусного завтрака язычок решил прокатиться на машине.

(Как едет машинка? Улыбнись, широко открой ротик, ударяя языком по бугоркам за верхними зубами).

Дрын-Дрын-Дрын.
С язычком мы понеслись,
Эй, народ, посторонись!
Мы не едем, а летим,
Прокатиться мы хотим.
По дороге встретили лошадку.
Я весёлая лошадка,
Цок-Цок-Цок.
Вот и змейка приползла ссссссс.

(Имитируй змейку, как она ползет, как шипит и как высовывает язычок. Повтори 5 раз).

Хорошая получилась у нас прогулка. Покатался язычок, и возвратились домой. Проветрил помещение и лег отдыхать. А завтра поедет гулять он опять.

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Артикуляционная гимнастика – сказка о язычке – очень увлекает детей, ведь это интересная своеобразная игра.

Как заниматься с ребенком гимнастикой в игровом стиле

Наиболее подходящая артикуляционная гимнастика для малышей – сказка. Все дети без исключения любят их слушать.

Важно соблюдать определенный алгоритм действий:

  1. Предварительно, перед тем как предложить выполнить упражнение, малышу необходимо попробовать его самому. Анализируйте усилия, которые потребовались для его выполнения.
  2. Для выработки и закрепления навыков гимнастика должна проводиться каждый день.
  3. Частота занятий зависит от свободного времени. Идеальный вариант – два раза в день по 5-10 минут.
  4. Первые упражнения более легкие, последующие сложнее. Если ребенку тяжело выполнять какое-то упражнение, то его необходимо повторять до того момента, пока оно не будет казаться легким. После преодоления трудности можно переходить к следующему.
  5. Гимнастику лучше проводить, сидя перед зеркалом. Идеальный вариант – большое зеркало, где видно и малыша, и взрослого. Если зеркальце маленькое, то малыш его держит в одной руке, при этом взрослый сидит напротив.
  6. Обязательное условие – поощрение. Особенно в тех случаях, когда что-то не получается.
  7. Важно так обыграть каждое упражнение, чтобы оно у малыша вызвало интерес.
  8. Покажите, расскажите и контролируйте правильность выполнения упражнений.

Артикуляционных гимнастик много – сказка «У бабушки с дедушкой», «Колобок» и так далее.

Какие ещё средства используются для занятий

Для проведения артикуляционной гимнастики применяются различные вспомогательные средства.

Первым делом взрослый рассказывает, как необходимо выполнить упражнение. Далее, руководствуясь методическими указаниями, следует показать, как делать.

Далее упражнение выполняет ребенок. Взрослый при этом контролирует правильность выполнения. Если что-либо не получается, то необходимо помогать шпателем, ложкой или пальцем. Важно соблюдать гигиенические требования и держать руки и вспомогательный инвентарь в чистоте.

Важный момент – симметричное выполнение по отношению к правой и левой стороне.

Необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок нашел правильное положение языка. Если требуется облизать верхнюю губу – можно намазать ее вареньем, шоколадом или медом.

Игровых приемов существует большое количество. Использование картинок поможет наглядно оценить ситуацию. В качестве примера – логопедическая артикуляционная гимнастика по сказке «Теремок» с изображением животных.

Выводы

Для получения положительного эффекта важно заинтересовать и вызвать положительный настрой ребенка. Не стоит угнетать его, указывая на ошибки. Лучше подбодрить. Все обязательно получится, главное – старание и систематическое проведение занятий.

Сказка о веселом язычке артикуляционная гимнастика

ТРУ-ЛЯ-ЛЯ. Артикуляционная гимнастика

Жил-был весёлый Язычок, проснулся он рано утром.

Посмотрел налево, направо. ( При открытом рте движения языка направо-налево ).

Вниз посмотрел ( движение языка вниз )

Ночью шел дождь: нет ли луж?

Вверх посмотрел ( движение языка вверх ): светит ли солнышко?

Закрыл окошко ( закрыть рот ) побежал язычок в ванную умываться ( Движения руками и ногами, имитирующие бег.)

Открыл дверь ванной ( движение рукой ).

Дверь заскрипела: «Н-н-н. »

«Нaдo смазать дверь», — подумал язычок.

Пошёл он в ванную, включил свет ( движение рукой ) — «чик».

Отрыл Кран: ( круговые движения рукой ) — «Чикчик-чик». вода: «Ш-ш-ш. »

Полилась горячая «Ой. » — испугался Язычок и отдёрнул руки.

Покажи, как он испугался ( показать испуг мимикой и движениями рук, тела ) Надо открыть какую воду? правильно, холодную: ( круговые движения рукой ) «тук-тук-тук». Язычок открыл кран с холодной водой:

«Холодная водичка соединилась с горячей и стала тёплой. Язычок умылся. Почистил зубки: сначала нижние, затем верхние прополоскал рот ( движения щёк, имитирующие полоскание ). Умылся еще раз ( круговые движения языка вокруг губ )

Вытерся. Закрыл кран с холодной водой: ( круговые движения рук ) «чик-чик-чик».

Закрыл кран с горячей водой: ( круговые движения рук ) «чик-чик-чик».

Погасил свет: «чик» ( движения рукой ), Закрыл дверь:

«Н-н-н. ». И побежал веселый язычок на кухню завтракать (движения руками, ногами, имитирующие бег )

А на кухне мамочка печёт пироги.

«Мамочка, здравствуй! — крикнул радостно Язычок. Я тебя очень люблю. » ( Повторить, раскинув руки.)

«Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить Пя-пя-пя разминали они тесто губами, по том зубками, снова губами. Тесто готово, Испекли они пирожки: «Пя-пя-пя. »

Язычок съел три пирожка (положить широкий язык на нижнюю губу). Как ты думаешь , с какой начинкой? Затем Язычок выпил молока вот из такой чашечки

Сказал спасибо и спросил у мамы: «Мамочка, можно я пойду погуляю? (попросите повторить)

ответила: «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял Язычок дудочку и Весело задудел: «Дуду-ду!»

вышел Язычок на крыльцо дома

Вокруг дома длинный забор. Вот такой.

А на крыше дома вот такая труба (с напряжением вытянуть вперёд губы). В трубе живёт весёлый ветер; «У-у-у-у. ». поет он (винтообразные движения указательного пальца, губы вытянуть в трубочку). Весёлый маляр красил забор.

«Смотри, Язычок, — сказал маляр, — возле забора вырос грибок».

«Как хорошо!» — ответил Язычок и вдруг увидел, как кошка

ловит мышку за хвостик.

«Нельзя, Мурка!» — прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке .«Нельзя!» (Погрозить пальчиком.)

Побежал Язычок к своей лошадке. Погладил её.

«Здравствуй, лошадка»,— ласково сказал язычок. Как он сказал? (повторить с ласковой интонацией.) Лошадка обрадовалась. Заржала: «Иго-го. » Как она обрадовалась. (Повторить голосом и подёргиванием головой.)

Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе (цоканье языком)

Скачут они берегом реки. Нa реке гудит пароход: «Счастливого пути, пароход!» — помахал ему вслед Язычок. Как Язычок проводил пароход? (Помахать ручкой.) Скачут они с лошадкой дальше.

Скачут полем, скачут лесом, (цоканье Языком) Здоровается Язычок со всеми.

«Здравствуйте, деревья!» Как ОН Крикнул? (Повторить, раскинув руки)

«Здравствуй, небо!» (Повторить, подняв руки вверх и широко их раскинув.)

И тут Язычок увидел солнце.

«Здравствуй, солнце!» Как он крикнул? (Радостно крикнуть, подняв руки вверх и широко их раскинув.)

Спрашивают деревья , небо, солнце

«Кто это с нами поздоровался?».

«Это — я. » — крикнул Язычок. Как ОН Крикнул? (Вновь радостно крикнуть, подняв руки вверх и широко их раскинув.) «Кто это — я?» переспрашивают деревья , небо , солнце .

Я…. » (Громко выкрикнуть своё имя.)

Скачет язычок, скачет и прискакал он в зоопарк (цоканье языком). В Зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика.

«Иа-иа-иа!» — поздоровал-ся. Ослик. Как он поздоровался? (Повторить.)

Язычок посмотрел, как умывается весёлый слоник Бэмби : набирает хоботом, водичку и моет себя, как из душа. Покажи, как набирает водичку слоник. К ним, подошёл индюк .

Он без умолку болтал: «Бл-бл-бл-бл-бл-бл. » Маленькая белочка угостила язычка орешками.

Покажи, какие были орешки?

В зоопарке язычок покатался на качелях

Покатался на Маленьком автомобильчик е: «Дpppppp. » (Показать, как, держа руль, едут на машине.) -было Очень жарко. язычок купил себе мороженое — эскимо на палочке.

Очень вкусное мороженое! (Лакательное движение языка.)

А ты какое любишь мороженое? Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. Посмотрел на часы, а часы стоят.

Надо часы что? (Движения рукой, имитирующие завод часов.)

Правильно — завести: «тик-тик-тик». И часы пошли.

«Ой! Меня же мама дома ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой (цоканье языком). Дома eгo ждала мама…

Она испекла Язычку вкусные блинчики —

вот такие. И положила вкусного варенья . Докажи, какое варенье вкусное (Повторить упр. 19). Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик .

Его цвет на звук «з». Угадай, какого цвета шарик? правильно, зелёного. Язычок надул шарик: «ф. ф. ф. ». Ещё мама купила Язычку красивую гармошку и барабан. Вот такой .

Язычок взял барабанные палочки и заиграл весёлый марш : «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ. » Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? (Сказка о веселом язычке)

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Для четкого произношения звуков (артикуляции) нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция также связана с работой многочисленных лицевых мышц. Важное значение имеет и состояние органов дыхания для обеспечения голосообразования.

У детей, страдающих дизартрией, возникают трудности овладения нормальным звукопроизношением вследствие ограниченной подвижности речевого аппарата. Органы речи чрезмерно напряжены и работают замедленно, недостаточно точно, движения могут быть резко ограничены. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координированной работы органов речи; выработку умения объединять простые движения в сложные, что необходимо для правильного произношения звуков.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

· Сначала упражнения выполняются медленно, перед зеркалом. После того, как ребенок освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать наводящие вопросы: «Что делают губы, язычок?» «Где язычок находится: вверху/внизу

· Затем темп выполнения упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

· Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5 – 7 минут, постепенно увеличивая время до 10 – 15 минут в зависимости от возраста, усидчивости и желания ребенка.

· Занятия должны нести положительный эмоциональный настрой. Необходимо следить, чтобы во время занятий ребенок не перенапрягался, и включать минутные паузы, во время которых полезно потянуться или откинуться на спинку стула.

· Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие дыхания, голоса.

Родителям необходимо помогать ребенку преодолевать речевые нарушения. А именно, своевременно выполнять домашние задания логопеда – применять ряд доступных упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляционного аппарата, пальцев рук, выработку внятной речи и закрепление речевых навыков, достигнутых на занятиях логопеда.

В этом случае работа по коррекции нарушенной речи будет эффективна. Помните, что четкое произношение звуков речи является основой для обучения чтению и письму.

Сказка о веселом язычке

Игра – рассказ

Кто живёт во рту у нас?

Может рассказать рассказ,

Может песни петь, кричать

И не любит он молчать,

Всё стрекочет, как сверчок!

Кто же это? – Язычок!

За алыми губами, за белыми зубами живет Веселый Язычок. Его домик — это рот.

Кто же прячет язычок?

Запирает на крючок?

Не дает гулять ему?

Так, что скучно одному.

Двери две – сначала губы,

Дверь вторая – это зубы.

Двери в домике могут открываться и закрываться.

(Описание упражнения: сжимать – разжимать губы, широко открывать – закрывать рот. Выполнять 5 – 8 раз)

Проснулся Веселый Язычок рано утром, открыл окошко и выглянул на улицу, а потом опять в домик спрятался.

(Описание упражнения:улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем его спрятать (рот не закрывать!)Повторить 4 – 5 раз)

Непоседа Язычок не сидит на месте. Он очень любопытный. Все ему хочется знать. Язычок открыл широко двери, посмотрел вниз:

нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 5 – 8 раз. Следить, чтобы во время выполнения упражнения рот был открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх)

Посмотрел язычок на часы, сколько времени? И закачался как маятник.

Влево – вправо, влево – вправо

Язычок скользит лукаво,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому, то к правому углу рта. Повторить 8 – 10 раз)

И решил язычок, что пора умываться. (Надуть щеки, «перегонять» воздух попеременно за левую – правую щеки. «Водичка булькает»).

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

Пусть болезни нас бояться,

Пусть они не ходят к нам.

А теперь, нужно зубки почистить (верхние и нижние).

(Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить»за нижними зубами под счет взрослого до 7- 8. Затем, поднять язычок вверх и почистить верхние зубы изнутри и снаружи. Рот при этом широко открыт. Повторить несколько раз).

Чищу зубы, чищу зубы

Я снаружи и внутри!

Не желтели, не темнели

Не болели чтоб они!

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Посмотрел Язычок на себя в зеркало и удивился: «Ах, какой я лохматый после сна и умывания стал! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал?

(Улыбнуться, закусить язычок зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы причесывая его).

С волосами я дружу, их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа, а зовут меня… расческа.

Привел Язычок себя в порядок, причесался и отправился завтрак готовить

Начал язычок тесто месить и скалкой его раскатывать.

Давай, и мы поможем Язычку!

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалочку возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать блины поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами: та – та – та. пошлепать язык губами: пя – пя – пя. закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

А теперь, давай покажем, какой у Язычка блинчик получился!

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму!

(Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до пяти, затем, до десяти).

Только Язычок сел за стол, как услышал, что в траве у крылечка кто – то шуршит. Это был ёжик. Он бегал в траве по кругу : то в одну, то в другую сторону. Давай покажем, как бегал ёжик.

Описание упражнения: совершать круговые движения между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горстка.

Лучше, ты меня не трожь!

Я – колючий серый ёж!

Пригласил Веселый Язычок Ёжика в гости к себе. Стали они блинчики есть с яблочным вареньем вкусным и ароматным. Так им было вкусно, что все губы перепачкали. Надо губы облизать.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем, нижнюю губу по кругу. Повторить 5 – 6 раз.

Блин мы ели с наслажденьем –

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторять 5 – 8 раз.

А вот и самовар уже кипит, просит чай всех пить. Чай горячий, подуем на него. (Предлагаем подуть на кончик широкого язычка в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Пополоскали ротик после завтрака. А непоседа Язычок уже на улицу побежал гулять. Увидел, как дети во дворе на качелях качаются. И захотелось язычку на качелях весело вверх – вниз покачаться.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(Улыбнуться, открыть широко

рот, на счет « раз» опустить

кончик языка за нижние зубы,

на счет «два» — поднять язык за

Повторить 5- 10 раз).

Так высоко качался Язычок на качелях, что увидел вдалеке на лугу лошадку. Подбежал он к ней и попросил его прокатить. Сел Язычок на лошадку, крикнул: «Но!» и поскакал.

(Улыбнуться, широко открыть рот
Я веселая лошадка

щелкать языком громко, энергично.

Темная, как шоколадка.

Стараться, чтобы нижняя челюсть

Язычком пощелкай громко,

была неподвижна и «прыгал» язык.)

Стук копыт услышишь звонкий.

Увидел Язычок, что во дворе ребята собрались в футбол играть.

Остановил он лошадку. (Сильно подуть на сомкнутые губы, вызывая их вибрацию) Присоединился язычок к ребятам. Давай, и мы с тобой в футбол поиграем!

Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку, так, чтобы за щекой надувались «мячики».

Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.

Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос. Выдох – через рот. Следить, чтобы щеки не надувались.

Язычок оказался победителем соревнования. И вдруг, он понял, что очень устал – ведь день был такой длинный. Давай вспомним всё, что произошло с Язычком… А теперь Язычок ляжет отдыхать, укрывшись белым одеялом (расслабленный язык лежит между зубами, губы улыбаются).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector