Артикуляционная гимнастика горка
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Артикуляционная гимнастика горка

Артикуляционная гимнастика

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц языка, губ, мягкого неба. Проводить гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом (ребенок должен видеть свое и ваше лицо) и ежедневно. Только в этом случае занятия принесут желаемый результат.
Упражнения делятся на статические, динамические и упражнения для губ. Каждое упражнение имеет свое название и, желательно, чтобы ребенок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны ему так интереснее, с другой – вам не надо каждый раз объяснять способ выполнения, а достаточно сказать: «Давай поиграем в лошадку» или «Давай сделаем горку». Все упражнения можно сопровождать стихами – так будет еще интересней.

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном состоянии.
Описание: Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Рекомендации:

1) Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на зубы.

2) Язык не высовывается далеко, он должен лишь накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта.


«Язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать: раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать».

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Описание: Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты к верхней губе, но не касаются ее. В таком положении удерживать под счет от 3 до 10.

1) Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.


«Язык широкий положи, его края приподними – получилась чашечка, почти круглая она. В рот ее ты занеси и края к зубам прижми».

Цель: напряжение и расслабление мышц языка.
Описание: Рот приоткрыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Рекомендации: Обратить внимание ребенка на напряжение языка и неприятные ощущения при этом. Затем язык возвращается на место и расслабляется.


«Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, до пяти считать начну: раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать…»

Цель: активизация мышц языка.
Описание: кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Проделать от одного до 10-15 раз.


«Вот так горка! Что за чудо! Язык выгнулся упруго: кончик в зубы упирается, бока кверху устремляются».

Цель: активизация мышц языка.
Описание: Открыть рот, высунуть язык изо рта в форме «иголочки», не прикасаясь к зубам. Медленно касаться узким кончиком языка то правого, то левого уголка губ(как маятник у часов). Темп выполнения наращивается постепенно.


«Влево – вправо, влево – вправо, мой язык скользит лукаво: словно маятник часов, покачаться он готов».

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Рекомендации:

1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2) Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

3) Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.


«Я лошадка Серый Бок! Я копытцем цок да цок. Я копытцем постучу, цок-цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок.

Цель: учиться удерживать широкий язык за верхними, а потом за нижними зубами.
Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны.
Рекомендации: Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.


«На качелях я качаюсь: вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Рекомендации:

1) Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2) Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3) Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.


«Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри… Не болели, не темнели, не желтели чтоб они».

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3) При повторении упражнения надо открыть рот шире.


«Звукознайкин в лес пошел, и большой грибок нашел.
Вот и нет волнушки на лесной опушке».

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается «уздечка»). Губы в улыбке. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и шире и все дольше удерживать его в верхнем положении.
Рекомендации:

1) Следить, чтобы губы были неподвижны.

2) Открывать и закрывать рот, удерживая его все дольше в верхнем положении под счет от 3 до 10.

3) Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.


«К небу язычок прижми, челюсть ниже опусти. Рот прикрой, потом открой, гармонист ты неплохой».

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «ш».
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх (можно придерживать ее пальцами.

2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.

3) Если язык суживается, вернитесь к упражнению «Наказать непослушный язык».


«Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе — язычок я подниму и остатки оближу».

Упражнения для губ:

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (чтобы показать ребенку как правильно это сделать, произнесите про себя звук «и»). Удерживать под счет от 1 до 5-10.
Рекомендации:

1) Следите, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась и не натягивалась на верхние зубы.

2) Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить тек: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.


«Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем… А сейчас раздвинем губы — посчитаем наши зубы».

Цель: вырабатывать движение губ вперед.
Описание: Зубы сомкнуты «заборчиком». Вытянуть вперед сомкнутые «трубочкой» губы. Какое-то время удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. (Чтобы при показе у вас лучше получалось, надо беззвучно произнести звук «у»).
Рекомендации:

1) Следить, чтобы при вытягивании губ вперед, не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.

2) Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты, находящейся на расстоянии 2 сантиметров и взять ее губами.


«Подражаю я слону: губы хоботом тяну… Даже если я устану, их тянуть не перестану. Буду долго так держать, свои губы укреплять».

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Описание: Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперед, как при звуке «о». Верхние и нижние резцы видны.
Рекомендации: Если ребенок затрудняется выполнить упражнение, расскажите ему о том, «как губки поссорились и отвернулись друг от друга: одна смотрит на нос, а другая на бороду».


«Сложи ладошки рупором, их к губкам поднеси, и четко, громко говори:

«О» (восклицательно)!
«О» (огорченно)…
«О» ( вопросительно)?
«О» (удивленно)?!

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Описание: Рот приоткрыт. Губы округлены, как при звуке «а».


«Бублик мы изобразили – плавно губы округлили, их теперь нельзя смыкать: бублик надо удержать».

Следует знать, что предложенные упражнения являются общими и способствуют развитию движений органов речи. Для постановки же каждого конкретного звука необходим специально подобранный комплекс упражнений, формирующий артикуляционный уклад этого звука.

Артикуляционная гимнастика горка

При отработке правильного звукопроизношения педагогу необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т.е. в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми педагогу следует изучить поло жение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зерка­лом. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользовать­ся учебными пособиями по логопедии.

Когда артикуляционный уклад звука будет педагогом усвоен, следует заняться подбором артикуляционных уп­ражнений, необходимых для постанов­ки звуков. Упражнения к основным зву­кам даны в приложении. Они помогут выработать правильный артикуляцион­ный уклад.

Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным об­разом, например с предметом, изобра­женным на картинке (широкий кончик языка — лопаточка, узкий кончик языка — иголочка и т.п.). В последующей ра­боте при показе картинки дети будут выполнять соответствующие упражне­ния без дополнительных объяснений со стороны педагога.

Читать еще:  Утренняя гимнастика в средней группе

В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику — систему упражнений для ре­чевых органов. Ее цель — совершенствование движений артикуляцион­ных органов, необходимых для пра­вильного произношения звуков, и под­готовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэто­му следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способст­вуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо диф­ференцированное развитие более мел­ких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых на­рушений.

Правильное и систематическое про­ведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии — усвоению слов сложной слоговой конструкции.

к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возра­ста проводится ежедневно два раза:

в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполня­ют артикуляционные упражнения пе­ред зеркалом. Продолжительность гим­настики — 5 минут.

Комплекс артикуляционной гимнас­тики предварительно разрабатывается педагогом (см. приложение) в соответ­ствии с разрабатываемым звуком.

В комплекс входят 4-5 упражне­ний: 2-3 статических и 2-3 динамических. Например, комплекс «Артикуляционные упражнения к постановке звука Ш»: статические: «Трубочка» и «Чашечка»; динамические: «Маляр», «Дятел» и «Лошадка».

Комплекс артикуляционной гим­настики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняет­ся: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука (например, в вышеприведенном комплексе упражнение «Дятел» можно заменить упражнением «Вкусное варенье»).

В результате педагог каждую педелю знакомит детей с одним новым упраж­нением и отрабатывает его в артикуля­ционной гимнастике.

Знакомство с новым артикуляцион­ным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Например, упражнение «Вкусное варе­нье» целесообразно проиллюстрировать таким рассказом.

«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в дерев не. Однажды он приехал к пен и по­хвалился, что научился хорошо счи­тать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Ба­бушка согласилась и пустила Карлсо­на в кладовку, где на полках стояли банки с вареньем. Спустя немного вре­мени Карлсон вышел оттуда, облизы­вая свои губы. Вот так (показ педаго­га).

Затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контро­лирует правильность его выполнения каждым ребенком.

После этого педагог показывает кар­тинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют но­вое упражнение еще раз, по уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каж­дым ребенком.

Артикуляционную гимнастику жела­тельно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраивают­ся перед ними — педагог встает за их спинами. Все видят друг друга в зер­кале. Общение, показ артикуляцион­ных поз также происходит через них. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видят картинки, которые демонстрирует педагог. А педаго­гу видно, как дети выполняют предло­женные артикуляции.

Предлагается использовать в арти­куляционной гимнастике упражнения, описания которых приводятся ниже.

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты (улыбка), видны со мкнутые зубы. Удерживать губы в та­ ком положении следует 10—15 секунд.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 се­кунд.

Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряже­нием вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положе­нии следует 10 секунд.

Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик язы­ка положить па нижнюю губу и удер­живать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положе­нии.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, копчик языка упира­ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края при жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы язы­ка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на копчик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.

Цель. Развивать растяжку подъя­зычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положе­нии.

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поставить за передние верх­ние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержи­вать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.

Цель. Упражнять в умении удержи­вать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть, широкий кои чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо­ ковые края языка прикасаются к верх ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать кру­говые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положе­нии улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.

Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной по­зиции в другую.

Губы сложены трубочкой. Щеки вчя- нуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательпые и размыка-тельные движения.

Рот приоткрыт, нижняя губа закры­вает нижние зубы,а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. За­тем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зу­бы, а верхняя губа опускается, закры­вая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.

Цель. Учить растягивать подъязыч­ную связку языка.

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменени­ем темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че­люсть. Выполнять 5-6 раз.

Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед­ленном темпе 5-6 раз.

Цель. Разрабатывать подвижность копчика языка.

Широко открыть рот. Языком с си­лон ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д». подражая дятлу: д-д-д-д-д (15—20 секунд).

Рот чуть приоткрыт. Широким кон­чиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20-25 раз.

Цель. Учить вызывать самостоятель­ное дрожание копчика языка под дей­ствием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная па кон­чик языка, приводит его в движение — язык дрожит.

19. «Покусывание кончика языка».

Цель. Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусы­вание кончика языка производится 8-10 раз.

Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зу­бы. Выполнять 15-20 раз.

Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круго­вые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Ско­рость движения языка можно менять.

Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа — налево).

Рот приоткрыт. «Узкий» язык дви­жется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения — 20 секунд.

Цель. Отрабатывать позиции «тон кий и широкий язык» с механической помощью (зубы).

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдви­нуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

Цель. Развивать подвижность спин­ки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижни­ми зубами.

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, за тем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Вы­полнять 5-6 раз.

Цель. Развивать боковые мышцы языка.

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально вы двигать и убирать в глубь рта. Движе­ния производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.

Цель. Вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы за­борчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

Что такое артикуляционная гимнастика и как она выполняется?

Артикуляционная гимнастикаэто комплекс специальных упражнений для правильной постановки звуков . Она направлена на развитие речи и устранения проблем с произношением определенных фонем. В процессе занятий задействованы все органы речевого аппарата . Упражнения проводит логопед , а также заниматься гимнастикой нужно в домашних условиях .

Задачи

Цель артикуляционных упражнений – тренировка органов речевого аппарата для безошибочного звукопроизношения.

Основные задачи:

  • сформировать правильную артикуляцию фонем;
  • укрепить постановку звука в слогах и словах;
  • усовершенствовать навыки постановки звука с помощью занятий на подвижность органов речи.

Артикуляционная гимнастика представляет различные группы упражнений. Каждая из них направлена устранение ошибок в произношении или на тренировку развития речевых способностей ребенка. Занятия для детей составляют с учетом возрастных показателей и наличия дефектов речи.

Важно: в случае обнаружения у ребенка серьезных проблем с речью необходимо в срочном порядке посетить логопедический кабинет.

Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на:

  1. Статистические. Органы речи практически не совершают движений. Главная цель сформировать артикуляционный уклад.
  2. Динамические. Множественное повторение одних и тех же движений.
Читать еще:  Упражнения для растяжки шеи

Для получения большего эффекта от заданий необходимо поочередно выполнять вышеперечисленные виды упражнений.

Занятия для детей 2-3 лет

Чтобы в дальнейшем не возникали дефекты в произношении ребенка следует обучать с раннего возраста. На этом этапе занятия направлены на развитие артикуляционного аппарата и слухового внимания малышей.

Упражнения выполняются без логопедического вмешательства при условии отсутствия отклонений. Работать с мамой ребенку в таком возрасте будет намного комфортнее.

  • Шарик. Ребенку предлагают набирать воздух в щеки. Потом просят выдувать его. Если сразу выполнить задание не получается, то на щечки легонько надавливают, чтобы воздух вышел.
  • Домик. Малышу нужно открыть ротик, и высунуть язычок. После спрятать его и сомкнуть губы.
  • Ворота.Широко открыть рот насколько это возможно. Удерживать такое положение 5 секунд.

Важно: гимнастика проводится в игровой форме, если у малыша нет настроения настаивать нельзя.

Занятия для детей 3-4 лет

Крохе в таком возрасте очень сложно сконцентрироваться на длительных занятиях. Поэтому для развития органов артикуляции проводят не более 3 уроков в день. Комплекс может включать задания, подходящие для детей 2-3 лет.

Наиболее подходящие упражнения:

  • Улыбка. Малыша просят улыбнуться и удерживать такое положение 10 секунд.
  • Варенье.Ребенку предлагают представить, что на губах осталось вкусное варенье. Потом просят облизнуть губы языком.
  • Чистим зубки. Вместо зубной щетки используют кончик языка. Ним проводят слева на право по зубкам, как бы очищая их. Гимнастику делают 2 раза, чистя верхние, а потом нижние ряды.

  • Качели. Следует высунуть язычок со рта, и имитировать движения качели. Поднимать его вверх и вниз.
  • Часики. С открытым ртом двигать языком вправо, а затем влево.
  • Блинчик. Полностью расслабленный язычок кладут на нижнюю губу. В таком положении замирают на 5-10 секунд.
  • Трубочка. Вытянуть губы, сделав их похожими на трубочку (5-10 секунд).

Добавить энтузиазма ребенку помогут занятия в картинка х. С помощью карточек с рисунками крохе наглядно будет видно, как выполнять задачи.

Важно: в 3-4 года родителю уже будет видно существуют ли отклонения в речи у ребенка. Поэтому следует пройти консультацию у специалиста. Он подскажет как развить речевые способности и подберет нужную методику.

Занятия для детей 5-6 лет

Для дошкольника подбираются упражнения по индивидуальным характеристикам умений ребенка. Здесь уже можно делать упор на произношение конкретных звуков ( шипящих, свистящих, согласных, гласных).

Если с малышом занимались с ранних лет, то занятия необходимо усложнить и прибавить время на их выполнение (3-4 минуты). Предыдущие упражнения стоит также периодически выполнять, чтобы закрепить материал.

Усложненные задачи:

  • Веселая лошадка. Ребенку предлагают имитировать стук копыт лошади. Для этого он должен цокать язычком по небу.

  • Заборчик. Малышу нужно максимально широко улыбнуться. При этом и нижние и верхние зубы должны быть хорошо видны. Замереть в таком положении на 15 секунд.
  • Чашечка. Широко приоткрыть рот, и высунуть язычок. Поднять его кончик вверх, стараясь не дотронутся до зубов.
  • Веселый язычок. Высунуть язык со рта и слегка прикусить его зубками. Сделать широкую улыбку и шевелить язычком вперед-назад, словно расчесывая его поверхность.
  • Индюк. Совершать движения языком в быстром темпе скользя по поверхности верхней губы.
  • Окошко. По команде «жарко» ребенок открывает рот. При слове «холодно» закрывает. Игру повторяют 2-3 раза.
  • Горка. Малышу нужно широко открыть рот. Кончиком языка сделать упор в нижние зубы. При этом как можно сильнее выгнуть язык, чтоб он стал похожим на горку.
  • Лягушка. Растянуть губы в улыбке обнажив зубы.
  • Футбол. Попросить малыша закрыть ротик. В качестве мяча использовать кончик языка. Им нужно упираться в щеки по очереди. Со стороны должно казаться будто во рту ребенка мячик.

Рекомендации

Для плодотворной тренировки дикции существуют особые указания по проведению. Основные правила занятий:

  1. Артикуляционная гимнастика – это не просто веселая игра, а регулярные занятия с ребенком. Их проведение следует осуществлять каждый день, чтобы не потерять полученные навыки от предыдущих уроков.
  2. Оптимальное количество упражнений 2-3 раза в день. Время проведения от 5 минут. Больше 3 различных тренировок речевого аппарата делать не рекомендуется, чтобы не переутомлять малыша.
  3. Начать заниматься лучше всего с 2 летнего возраста. Рекомендуется применять зеркало, чтобы ребенок мог видеть свои действия.
  4. Задачи, которые требуют напряжения мышц в определенном положении нужно выполнять не больше 15 секунд.
  5. Все упражнения выполняются, не спеша и с подробным объяснением крохе.

Чтобы занятия с малышом не превратились в настоящую пытку родителям следует придерживаться нескольких советов:

  1. Вызвать интерес у крохи. Достаточно на личном примере показать упражнение. Также можно вызвать «дух соперничества», предложив показать упражнение папе, чтобы он выбрал у кого лучше получается.
  2. Не переутомляйте ребенка. Дети в возрасте от 2-5 лет не могут по долгу сидеть за одним занятием, поэтому настаивать или заставлять насильно нельзя. Иначе в следующий раз малыш совсем откажется от выполнения.
  3. Если у крохи не получается определенная задача, то перенесите другие задания на следующий день и сосредоточьтесь на проблемном упражнении. Ругать ребенка нельзя следует проявить терпение.

Родителям необходимо постоянно хвалить малыша и радоваться его новым достижениям. Взрослый должен полностью контролировать процесс и следить за правильностью выполнения задачи. Все движения языком нужно выполнять симметрично. Иначе усилия будут приложены зря. Комплекс занятий должен строится на статистических и динамических упражнениях в равной степени.

Важно: детям свойственно повторять за взрослыми, а особенно за родителями. Поэтому важно, чтобы ближайшее окружение ребенка не допускало ошибок в произношении слов особенно намеренно («сюсюканье»).

Логопедические «качели»: показания, проведение и ожидаемые результаты

Многие дети плохо овладевают правильной речью, что может быть связано с недостаточной зрелостью артикуляционного аппарата. Комплексное лечение в этом случае не требуется, так как устранить проблему можно с помощью занятий с логопедом. Логопедическое упражнение качели и другая речевая гимнастика позволяют улучшить звукопроизношение и фонетику. Дети могут выполнять его при посещении специализированных учреждений, а также дома с мамой и папой.

Об упражнении

Артикуляционное упражнение качели является частью логопедической гимнастики, которая всегда проводится в виде комплекса отдельных движений. Назначает ее только логопед, так как для каждого малыша, в зависимости от изменений звукопроизношения, подбираются свои задания.

Отдельное нарушение произношения звуков не является показанием для использования однотипных движений. В логопедии считается, что артикуляцию необходимо подбирать комплексно, однако, ориентируясь на особенности речевого развития пациента.

Основная цель гимнастики «качели» − научить использовать кончик языка для речи. Она задействует продольные мышцы и позволит поднимать его вверх, что необходимо для использования большинства твердых звуков во время разговора. Кроме того, говорящий может легко менять звукопроизношение на правильное.

Выполнять логопедические задания для развития артикуляционного аппарата можно не только со специалистом, но также дома. Родителям для этого необходимо проконсультироваться с логопедом и получить список необходимых упражнений, а также рекомендации по их выполнению.

Проведение

В логопедии приняты строгие алгоритмы для повышения эффективности используемых упражнений. При выполнении «качелей» следует придерживаться следующего описания действий:

  1. Занятия всегда проводятся в тихом помещении. Специалисту или родителям требуется создать доверительную атмосферу.
  2. Детям необходимо улыбнуться и показать зубы. Улыбка не должна быть чрезмерной, однако, благодаря ей улучшается артикуляция звуков.
  3. Приоткрыть рот. После этого, необходимо попытаться дотянуться кончиком языка до подбородка. Очень важно стараться вытянуть его максимально далеко, так как это повышает эффективность занятий.
  4. Затем необходимо достать нос. Смена направления должна быть быстрой.
  5. Малыш чередует два этих движения, что и послужило источником названия для всего упражнения.
  6. Во время выполнения задания, рот должен быть приоткрыт. Это позволяет детям и родителям контролировать логопедический процесс.

Количество повторений − 10-20, постепенно их число можно увеличивать. Гимнастика выполняется с другими логопедическими заданиями в виде специальных комплексов. Через 1-2 неделю после регулярных занятий добавляют новые движения, улучшающие контроль детей над произношением. Важно сделать так, чтобы они были интересными.

Особенности

Описанные качели имеют ряд методических указаний, которых необходимо придерживаться в ходе выполнения задания:

  • Движения должны производиться только самим языком. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными. В противном случае коррекционный эффект занятия существенно снижается.
  • Не следует стараться вытягивать его «трубочкой» или «заострять» кончик. Он должен постоянно оставаться широким.
  • Когда малыш выполняет задание, между нижней губой и поверхностью язычных мышц должно оставаться небольшое расстояние.

Первые занятия всегда проводит логопед. После того как малыш научился выполнять основные движения, он может заниматься дома под контролем родителей. Рекомендуется, чтобы мама и папа выполняли «качели» одновременно с детьми, так как это позволяет последним лучше понять правильные движения и повторить их.

Результаты занятий

При регулярном выполнении «качелей» улучшается фонетика речи, что связано с повышением контроля говорящего за положением языка. Постепенно, необходимый уровень контроля снижается, так как правильная артикуляция закрепляется на бессознательном уровне.

Результат будет заметен через несколько недель регулярных занятий.

Родителям не стоит надеяться на быстрые результаты. Специалисты говорят, что комплекс гимнастических речевых занятий занимает от 1 до 6 месяцев. При этом у детей постепенно формируется и закрепляется правильное произношение звуков.

Альтернативная гимнастика

Помимо задания «качели», существует несколько десятков логопедических задач, которые направлены на улучшение речи за счет развития отдельных частей артикуляционного аппарата. Логопеды рекомендуют следующие из них:

  • «лягушка-слоник» − необходимо широко улыбнуться, максимально растягивая углы рта, после чего высунуть язык в виде «трубочки»;
  • «заборчик» − следует широко улыбнуться и показать сомкнутые зубы;
  • с открытым ртом малыш сначала помещает расслабленный широкий язык на нижнюю губу, после чего делает его узким;
  • гимнастика «горка» − упереться кончиком языка в нижний ряд зубов и напрячь спинку языка;
  • с открытым ртом следует выдвинуть вперед язык и поднять его боковые стороны и кончик, формируя «чашечку».

Каждый тип гимнастики направлен на развитие определенных движений речевым аппаратом, необходимых для произношения отдельных звуков и их комбинаций.

Фонематическая гимнастика рекомендована всем детям, в том числе и с нормальной речью. Описанные задания позволяют улучшить фонетику и освоить сложные звуковые конструкции. Следует отметить, что сначала занятия проводятся с логопедом, так как специалист должен проконтролировать правильность выполнения упражнений.

Гимнастика для артикуляции — губы, щеки, мышцы

С ранних лет кроха ежеминутно проделывает массу мимических движений язычком, губками, нижней челюстью. Упражнения на артикуляцию помогают ему осваивать родную речь. Важно разнообразить словарный запас крохи, пробудить у него желание охотно заниматься артикуляционной гимнастикой.

Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе

Цель упражнений по артикуляции – научить ребёнка правильно пользоваться своим артикуляционным аппаратом. Здесь важна помощь специалиста – логопеда.

Для того, чтобы речь малыша была связной и понятной для окружающих его людей необходимо тренировать органы речи. При этом важно учитывать, что артикуляция зависит от работы многих мышц. Для правильного произнесения звуков необходимо задействовать жевательные, а также глотательные и мимические мышцы. В том числе следует научить ребёнка правильному дыханию.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

С младшими дошкольниками можно проводить упражнения в виде игры, цель которых – это знакомство с органами речи, их функциями. Так, педагог объясняет непоседе, что его губки любят улыбаться и умеют вытягиваться трубочкой. При этом нижняя челюсть открывает и закрывает ротик, а маленький язычок двигается вверх и вниз. Он умеет вращаться по кругу, убегать влево и вправо.

Вот какую артикуляционную гимнастику можно выполнять с детьми 3-4-х лет.

  1. Улыбка – трубочка.

Малыш растягивает губы в широкой улыбке и при этом показывает сомкнутые зубы.

Тянем губки к нашим ушкам
Удивляются лягушки!
Посмотри! Они смеются!
И глаза у них, как блюдца.

  1. Откроем и закроем дверцу

В этом упражнении нужно чередовать движения губ. Сначала при сомкнутых зубах губы растягиваются в широкой улыбке («дверца закрыта»). Потом зубки размыкаются, и дитя продолжает широко улыбаться («дверца открыта»). Нижняя челюсть при этом остаётся полностью неподвижной.

С нашей дверцей мы играем.

Резцы при улыбке обнажаются, а «весёлый» язычок высовывается и поворачивается к правому углу рта. Затем движение меняется на противоположное. Язык двигается к левому углу рта при статичной нижней челюсти.

Язычок наш потянулся,
Вправо-влево повернулся.
Словно часики: тик-так.
Улыбнулись мы – вот так!

  1. Лопаточка и иголочка

Сначала ребёнок по просьбе педагога кладёт широкий расслабленный язык на нижнюю губку и при этом растягивает губы в улыбке («лопатка»). После этого малыш просовывает между зубками и делает его тоненьким («иголочка»).

Лопатка

Язычок наш отдыхает,
Потихоньку засыпает.
Вот проснулся язычок,
Вылез тонкий и – молчок!

В широкой улыбке толстый кончик языка сначала поднимается к бугоркам за верхние зубы, а потом опускается за нижние резцы. Он словно «качается на качелях», вверх – вниз.

На качелях я лечу и спускаться не хочу!
Вниз и вверх я поднимаюсь,
Прямо в небо упираюсь!
А когда я покатался
Вниз с качелей я спускался.

Педагог предлагает крохе отодвинуть кончик язычка к подъязычной связке. При этом задняя часть его спинки выгибается вверх и становится «горкой».

Ну – ка спинка языка
В небо поднимись слегка!
Станет горкой наш язык,
С горки, прямо в снег и — прыг!

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

На этом этапе чадо с удовольствием и легко изменяет положение органов артикуляционного аппарата. Почемучек просят удерживать их положение от 5 до 10 секунд, чётко и плавно произносить звуки.

В работе можно использовать следующие упражнения.

Логопед предупреждает малыша, что сейчас будет произносить определённый звук в словах, а ребёнок отмечает знакомый звук хлопком в ладошки.

Взрослый называет слово, а дошкольник должен заменить в этом слове один из звуков. Например, «пар – шар»; «пот – кот».

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Младший школьник по просьбе педагога уже умеет держать положение язык в определённом положении неподвижно, под счёт. Также он легко задействует мимические мышцы лица, учится правильно дышать.

Для тренировки речевого дыхания можно использовать следующие упражнения.

Вдыхаем носом, выдыхаем через рот: «старушка поднимается по крутой лестнице». Задерживаем дыхание: «играем в ныряльщиков за жемчугом».

Школьнику нужно «забить мяч в ворота» (бумажный шар, ворота из кубиков).

На ладошку ученика следует положить несколько бумажных листочков. Они различаются по форме и размеру. Сначала листья мягко и аккуратно опускаются на землю (дыхание длинное и спокойное). После этого «начинает дуть сильный ветер, листья падают быстро и беспорядочно» (выдох резкий и активный).

Методические указания к проведению гимнастики

Для того, чтобы артикуляционная гимнастика выполнялась методически правильно, необходимо придерживаться нижеследующих рекомендаций.

  1. В самом начале занятий не следует торопиться. Ребёнку рекомендуется смотреть на своё отражение в зеркале и понимать, где в данный момент находятся органы речи.
  2. Постепенно нужно увеличивать скорость выполнения задачи. Однако при этом сохраняется плавность и точность в произношении звуков.
  3. При занятии с малышом от 3 до 5 лет нужно контролировать, как он делает губами «трубочку», улыбается и играет с «весёлым» язычком и зубками. Младший школьник должен уметь чётко выполнять артикуляционную гимнастику, владеть речевым дыханием.

Гимнастика губ и щек

Желательно ежедневно проводить следующую гимнастику.

  1. Улыбаться и удерживать губы, так чтобы зубов не было видно.
  2. Имитировать губами трубочку.
  3. Заборчик. Сомкнуть зубки и при этом удерживать губы в широкой улыбке таким образом, чтобы они были видны.
  4. Почесывать и легко покусывать зубками поочерёдно свои губы.

Можно в работу включать упражнения для тренировки силы щек.

  1. Попеременно втянуть и надуть щеки;
  2. резко выбить ладошками воздух из надутых щек.

Упражнения для языка

В игре используется, как статика, так и динамика.

Лопаточка

Рот широко открыт. «Ленивец» лежит на нижней губке.

Маленькая чашечка

Дитя показывает педагогу где «спрятался» его хитрый язычок (его передние и боковые края подняты в форме чашки).

Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц

Для примера можно пожевать жевательную конфетку. Обратить внимание крохи на тщательное пережёвывание, осторожное движение челюсти в разных направлениях.

Гимнастика мимико-артикуляторных мышц

Очень хорошо под руководством логопеда поднимать и опускать уголки рта, легонько сжимать челюсти. В это время взрослый советует крохе расслабить мышцы лица, закрыть глазки.

Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти

Ребёнка наверняка заинтересует игра в «маленьких птенчиков», или «страшных акул». Чадо начинает широко открывать и закрывать рот таким образом, чтобы уголки губ тянулись вверх. При этом «акулья пасть» опускается на два пальца вниз и двигается вправо – влево, возвращается на своё место. Движения следует производить осторожно.

Гимнастика мышц зева и глотки

Здесь важно обучить кроху позёвывать, покашливать. Причём можно это делать с высунутым наружу языком.

Упражнения для активизации мышц мягкого нёба

Можно вместе с чадом сладко позевывать, глотать слюнку, а также набрать в стаканчик тёплой воды и прополоскать горлышко.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков с, сь, 3, Зь, ц

Здесь важно обратить внимание ребёнка на кончик язычка, его боковые края, переднюю часть спинки. При произнесении свистящих кроха целенаправленно и сильно выдыхает с лёгким присвистом.

Для тренировки плавного выдоха и расслабления органов артикуляционного аппарата полезно поиграть в такие игры.

  1. Попробуй забить мяч в ворота

На столе располагаются два кубика – это ворота. Лёгкий ватный шарик лежит прямо перед ротиком непоседы. Он старается вытянуть вперёд губки трубочкой и загнать шарик в ворота.

  1. Наказать непослушный язык

Язычок широкий и расслабленный. Следует выдувать воздух через рот сильной и долгой струёй. Нижняя губа не должна подворачиваться при выполнении этого задания.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков ш, ж, ч, щ

Важно научить почемучку делать во рту «чашечку» и тихо шипеть (голосовые складки разомкнуты). Если непоседа уже умеет произносить звуки ч и ш, то легко научится произношению ж и щ.

Артикуляционная гимнастика может состоять из приведённых ниже упражнений.

Попросить ребёнка приподнять кончик язычка к верхним альвеолам и пошипеть, как «сердитая змейка».

Малыш широко улыбается, приоткрывает свой ротик и языком водит из стороны в сторону. В этом действии он касается нижних и верхних резцов.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков л, л’

Для того, чтобы перейти к артикуляционной гимнастике со звуком л, нужно учесть, что в правильной позиции произнесения этого звука работают лишь кончик языка и его задняя часть.

Можно в дополнении к предыдущим поиграть в такие игры для большей подвижности язычка.

Малыш несколько раз облизывает верхнюю губку сверху вниз, как будто слизывает вкусное варенье.

Звук «ы» произносится с приоткрытым ротиком («как будто гудит большой пароход»). Можно также при помощи шпателя придерживать кончик язычка в глубине ротовой полости, а спинку приподнимать к мягкому нёбу.

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков р, р’

Маленький ученик может научиться говорить эти непростые звуки лишь в том случае, если подключит к работе все органы артикуляционного аппарата. С помощью специалиста – логопеда почемучка способен складывать язычок в форме чашечки, цокать «как лошадка», имитировать игру на барабане.

К вышеуказанным действиям можно добавить следующие движения.

Непоседа при улыбке гладит кончиком язычка мягкое нёбо. Поглаживания происходят ритмично, вперёд и назад.

Ребёнок кладёт широкий язык на нижнюю губу. Затем на выдохе старается произнести ф и сдуть ватку. Струя выдыхаемого воздуха должна быть довольно сильной.

Заключение. Ежедневные и целенаправленные упражнения помогают крохе научиться чисто произносить трудные для него звуки. Правда, на первых порах ему достаточно тяжело согласовывать движения маленького язычка, гортани, губ. Однако ритмичная и грамотная речь может появиться у малыша только в результате совместной работы педагогов и родителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector