Артикуляционная гимнастика с мамой
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Артикуляционная гимнастика с мамой

Памятка: «Артикуляционная гимнастика с мамой»
консультация

Памятка для родителей: «Артикуляционная гимнастика с мамой»

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka._artikulyatsionnaya_gimnastika_s_mamoy.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика с мамой

Памятка для родителей

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  • 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
  • 2. Каждое упражнение выполняется по 3-5-7 раз.
  • 3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • 4. При отборе упражнений идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  • 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
  • 6. Артикуляционную гимнастику удобнее выполнять сидя перед зеркалом.
  • 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Растягивать губы в улыбке, как можно шире. Губы сомкнуты.

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.

Верхние и нижние резцы видны.

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком языка.

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке.

Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Приподнимать язык, загибая боковые края языка, убрать его вглубь рта.

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг ( правая щека- под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так «нарисовать» по 5- 6 кругов в одну и другую стороны

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение

Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках».

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ».

Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики поможет воспитателям коррекционных групп и родителям детей в коррекционной работе над звуковой культурой речи.

Буклет-памятка «Артикуляционная гимнастика» — для родителей.

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.2. Не.

Памятка для родителей.

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся три раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции реч.

Артикуляционная гимнастика с мамой(памятка родителям)Уважаемые родители!Ваш ребенок не посещает дошкольное учреждение? Не беда! При нарушении звукопроизношения, Вы самостоятельно можете занимать.

«Артикуляционная гимнастика с мамой»

Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Содержимое разработки

Все знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы стать ловкими и сильными. А то, что язык — главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо у помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

Выполнение. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. Прикус должен быть естественным. 2. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

Выполнение. Зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз. Методические указания: следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.

Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Улыбочка» и «Трубочка» (8 — 10 раз). По указанию взрослого («Улыбочка» — «Трубочка» — «Улыбочка» — «Трубочка» — . и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. Методические указания. См. выше.

Выполнение. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу.

Выполнение. Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был узким; его края не должны касаться углов рта. 2. Стараться удерживать язык в спокойном состоянии.

Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Лопаточка» и «Иголочка» (8 – 10 раз). По указанию взрослого («Лопаточка» — «Иголочка» — «Лопаточка» — «Иголочка» — . и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. Методические указания. См. выше.

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Темп выполнения не должен быть быстрым.

Выполнение. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. По указанию взрослого («вверх» — «вниз» — «вверх» — «вниз» — . и т.д.) ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Следить, чтобы при подъёме языка рот был приоткрыт, нижняя губа не подталкивала язык вверх.

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз.

Методические указания. 1. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Темп выполнения не должен быть быстрым.

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Выполнять 8 – 10 раз. Методические указания. Следить. Чтобы язык был широким. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижнюю челюсть.

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. выполнять 5 – 6 раз.

Методические указания. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх. 2. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Выполнять 8 – 10 раз.

Методические указания. 1. Язык должен двигаться сверху вниз (а не влево — вправо). 2. Рот открыт; нижняя челюсть неподвижна, не подталкивает язык вверх. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счёт «раз» — выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счёт «два» — вернуться в исходное положение. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. 1. Кончик языка не отрывается от нижних зубов. 2. Рот не должен закрываться.

Выполнение. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп выполнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл» («как индюк болбочет»). Выполнять 6 – 8 раз. Методические указания. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Движения языка должны быть вперёд – назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд.

Выполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз. Методические указания. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Кончик языка не должен быть вытянут и заострён. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка – ножка). Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно), выполнять 3 – 4 раза. Методические указания. Губы должны быть в улыбке. 2. Кончик языка не должен подворачиваться. 3. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка».

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая языка, закрывать и открывать рот. Выполнять под счёт до 3 – 10 (время выполнения увеличивать постепенно). Со временем стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверху.

Методические указания. Губы должны быть в положении улыбки. 2. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны.

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами. Ударять кончиком языка по бугоркам («как дятел стучит по дереву»), при этом будет слышатся звук, близкий к звуку «д». Сначала упражнение выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания. Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Ударять языком надо именно по бугоркам, а не по верхним зубам. 3. Следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара, а не хлюпал. 4. Кончик языка не должен подворачиваться.

Артикуляционная гимнастика с мамой

Елена Петрова
Артикуляционная гимнастика с мамой

Мамы малышей часто сравнивают своего ребенка с другими детьми. Иногда сравнение оказывается не в пользу родного чада, и мамы начинают беспокоиться.

Почему вон та девочка в песочнице бойко разговаривает, а мой еще говорит на своем языке? У соседки сын уже «Р» выговаривает, а мой.

Опасения мамы понятны, ведь каждому хочется видеть своего ребенка здоровым, успешным, тем более что на каждом углу кричат о раннем развитии. Именно об этом данная статья.

Хочется успокоить родителей: речевое развитие у каждого ребенка проходит определенные стадии, и грамотный специалист может определить, в норме или нет речь вашего малыша.

Но есть и причины, из-за которых наблюдается отставание в речевом развитии. Например, осложнения во время беременности и родов, инфекционные заболевания в раннем возрасте, травмы, наследственные факторы. В таком случае ребенку требуется консультация невропатолога и медикаментозная помощь.

Если же со здоровьем ребенка все в порядке, то мама сама может помочь малышу правильно и чисто заговорить.

Мама — самый главный человек в жизни малыша, она проводит с ним больше времени, чем кто-либо другой. Поэтому именно мама может проводить с ребенком несложные упражнения.

Для правильного произношения звуков у ребенка должен выработаться артикуляционный уклад. Поможет его выработать артикуляционная гимнастика.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 3-5-7 раз.

3. При отборе упражнений идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

4. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

5. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

6. Маме рекомендуется ярко накрасить губы для привлечения внимания ребенка.

Артикуляционные упражнения с малышом

— широко открывать рот

— улыбаться и вытягивать губы в трубочку

На первом этапе достаточно показать ребенку различные движения губами и языком, затем нужно мотивировать ребенка к совместному их выполнению.

Например, поиграть с ребенком в обезьянок.

-обезьянка нашла банан и улыбнулась, вот так. Открыла она ротик, вот так. Откусила банан, стала жевать, вот так. Покажи, как ей было вкусно.

Кроме того, необходимо постоянно разговаривать с ребенком, оречевлять ваши действия. «Где Машина шапка? Вот она! Какая красивая шапка! Она красного цвета. Шапка теплая, пушистая!»

Также эффективно стимулировать ребенка произносить различные звуки:

— Как едет машина? бр-р-р

— Как воет метель? у-у-у

— как лает собачка, и т. д.

Обращайте внимание на звуки, которые нас окружают дома и на улице. Шелест листьев, жужжание дрели, мяуканье кошки — эти обычные звуки могут стать стимулом для речевого развития ребенка. Главное, чтобы рядом был человек, который научит слышать эти звуки, привьет внимание к звучащему слову и желание говорить.

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика — это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Артикуляционная гимнастика с мамой

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционнной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.

Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня, спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка. Наибольшей подвижностью обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках с,з,ц), подниматься за верхние зубы (при т,д н), прижиматься к альвеолам (при л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при р).

В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке у), округляться (при звуке о), обнажать верхние и передние зубы (И,С,З,Ц,Л), слегка выдвигаться вперёд (Ш,Ж), но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа.

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объём полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если органы будут достаточно подвижны. А работа- координирована.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков .

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание позы в одном положении).
4. Соблюдать последовательность упражнений, идти от простых к сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Пока ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом / прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении/. Или с небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

7 . Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений

* Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый следит за качеством выполняемых движений: точность, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Подходить к выполнению упражнений творчески: намазать верхнюю губу вареньем, шоколадом, для того, чтобы ребенок облизал ее.
. Упражнения для губ

1. Улыбка.Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.

Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок. Чередование положений губ.
6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка — Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук-ппппп).

5. Поцелуйчик. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот.

Необходимо добиться, чтобы при выполнении упражнения, раздавался звук «поцелуя».

6. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

7. Мартышка

Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
8. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
9. Голодный хомячок. Втянуть щеки.

10. Хлопушка . Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

11. Жадная рыбка. Удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.
Если губы совсем слабые:
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

Статические упражнения для языка

1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.


Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов. Рот закрыт.Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы. (Делать упражнение под счёт -рот раскрыт-, осторожно, избегая резких движений.)
На счет «один» -челюсть опускается,

на «два» — челюсть двигается вправо,

на счет «три» — челюсть вернуть на место,

на «четыре» — челюсть влево,

на «пять» — челюсть опущена,

на «шесть» — выдвигается вперед,

на «семь» – сомкнуть челюсти в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

3. Имитация жевания с закрытыми губами
4. Обезьяна – дразнилка. Рот широко открыть, максимально вытягивать язык к подбородку.
5. Сердитый лев. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием язык к подбородку и мысленным произнесением звуков Э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.
6. Силач.
Рот открыт. Надавит на подбородок пальцем вниз – это «повешен груз», который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним.

Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7.Весы. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8.Рыбка Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления

(взрослый держит руку под челюстью ребенка).

9. Топорик. Широко, часто открывать рот и произносить: да- да-да-…./ «рубить»/.
10. Беззвучно и протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии ыыыыыыыыы (рот слегка открыт).

11. Гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa яяяяяяяяяяяяяя ооооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё ииииииииии

12. Пикирование истребителя

Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ аааааеееее аааааиииии иииииааааа ооооояяяяя
аааааииииииооооо иииииээээээааааа аааааиииииэээээоооооо
и т.д.
*Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
13. Произнесите пословицы, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта: следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
Мал, да удал. Два сапога — пара. Знай край, да не падай. У ужа ужата, у ежа ежата.

Артикуляционная гимнастика с мамой. Рекомендации родителям.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Иркутская область г. Ангарск

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33

серия «Логопед советует»

Артикуляционная гимнастика с мамой

1 квалификационной категории

Симакова Татьяна Александровна

Для того чтобы ваш ребёнок мог чётко и без ошибок проговаривать звуки и слова, ему необходимо помочь — ввести в жизнь привычку ежедневного выполнения артикуляционной гимнастики. И чем раньше, тем лучше.

Заниматься с ребёнком дома нужно и полезно.

Во-первых , это сближает.

Во-вторых , укрепляет органы артикуляционного аппарата.

В-третьих , это может быть весело (но не увлекайтесь, помните о цели).

В-четвёртых , на это не потребуется слишком много времени – 5-7 минут!

В-пятых , приучает к дисциплине и формирует привычку выполнять домашние задания, которая сослужит хорошую службу, когда ребёнок пойдёт в школу.

При выполнении артикуляционных упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

Приступать к выполнению упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

Артикуляционные упражнения выполняются систематически, ежедневно.

На одно занятие берётся от 1 до 3 упражнений. Можно больше – если сказка. Меняйте по мере изучения.

У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, картинками для показа.

Выполнять задания должен сам ребенок, а взрослые лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют или показывают как надо.

Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

Не ругайте ребенка, если у него не получается, ободрите, выполните знакомое упражнение, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Заборчик

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. приподнять кончик и боковые края языка).

Чистим зубки

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней и внешней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Приоткрыть рот, пощёлкать языком (как цокают копытами лошадки).

Маляр

Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.

Индюки болтают

Языком быстро двигать по верхней губе вверх – вниз

Часики

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой, стараясь не задевать губы.

Качели

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы,

кончик языка за нижние зубы.

Барабанщик

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ. «.

Читать еще:  Упражнения для лица
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector