Картотека утренней гимнастики
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Картотека утренней гимнастики

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе по ФГОС: картотека

Согласно ФГОС, одним из направлений реализации образовательной программы дошкольного учреждения является осуществление физического развития детей. Важная роль в системе физического воспитания отводится зарядке, которая является обязательным пунктом режима дня в детском саду. Чтобы можно было разнообразить эти занятия, предлагаем эту картотека комплексов утренней гимнастики в старшей группе на год.

На месяц выбирается по два комплекса упражнений: с предметами и без предметов. Каждый комплекс состоит из трех частей:

  • разминка (ходьба, бег);
  • общеразвивающие упражнения;
  • завершение (ходьба, бег, прыжки).

Упражнения нужно повторять по 5-7 раз, прыжки — по 2-3 раза.

Комплекс упражнений без предметов

Комплекс 1

  1. Построение в шеренгу, проверка осанки.
  2. Ходьба друг за другом в колонне по одному.
  3. Ходьба на носках, руки на поясе.
  4. Ходьба с высоким подниманием ног.
  5. Бег в медленном темпе в колонне по одному.
  6. Бег врассыпную и в колонне.
  1. И.п. — основная стойка, руки на поясе.
  • 1 – руки в стороны;
  • 2 – руки вверх и подняться на носочки, потянувшись за руками;
  • 3 – руки в стороны;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — ноги расставить на ширину плеч, руки в стороны.
  • 1 – наклониться с поворотом, так чтобы правой рукой коснуться пальцев левой ноги.
  • 2 – и.п.;
  • 3 – аналогичный наклон в другую сторону;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — основная стойка, руки на поясе.
  • 1 – вынести руки вперед, присесть (держать спину ровно);
  • 2 – и.п.;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. И.п. — основная стойка, руки опущены.
  • 1 – поднять руки вверх, правую ногу отставить назад на носок, прогнуться;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – аналогично отставить левую ногу;
  • 4 – и.п.
  1. Прыжки попеременно на одной ноге.
  2. Прыжки на обеих ногах.
  3. Ходьба на месте.
  4. Дыхательное упражнение «Вдох (потянуться, руки поднять через стороны вверх) — выдох (наклониться, руки опустить).

Комплекс 2

  1. Построение в шеренгу, проверка осанки.
  2. Ходьба в колонне по одному с поочередными поворотами в разные стороны по сигналу.
  3. Переменный бег с ускорением.
  1. И.п. – основная стойка, руки на поясе.
  • 1 – наклон головы к правому плечу;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – наклон головы к левому плечу;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — основная стойка, руки перед грудью согнуты в локтях.
  • 1 – 3 – рывки согнутыми руками в стороны.
  • 4 – рывок прямыми руками в стороны.
  1. И.п. – ноги расставлены на ширину плеч, руки на поясе.
  • 1 – поворот в правую сторону;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – поворот в левую сторону;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. – основная стойка, руки на поясе.
  • 1 – сделать выпад правой ногой;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – выпад левой ногой;
  • 4 – и.п.
  1. Поочередные прыжки — ноги вместе, ноги врозь.
  2. Легкий бег на месте.
  3. Дыхательное упражнение «Шарики».

Комплекс 3

  1. Построение в шеренгу, проверка осанки.
  2. Ходьба на носках.
  3. Ходьба на пятках.
  4. Бег змейкой.
  1. И.п. — основная стойка, руки на пояс.
  • 1 – наклон головы вперед, подбородком коснуться груди;
  • 2 – запрокинуть голову назад;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. И.п. — ноги слегка расставлены, руки внизу.
  • 1 – поднять руки через стороны вверх и сделать хлопок;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. И.п. — основная стойка, руки на поясе.
  • 1 – руки поднять вверх, прогнуться;
  • 2 – наклониться вниз и коснуться пальцев ног;
  • 3 – присесть, руки выставить вперед;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — основная стойка, руки на поясе.
  • 1 – выпад в правую сторону, руки в стороны;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – аналогично в левую сторону;
  • 4 – и.п.
  1. Ходьба на носках, руки за голову.
  2. Ходьба в приседе, руки на поясе.
  3. Прыжки «лягушкой».
  4. Бег с подскоками.
  5. Дыхательное упражнение «Часики».

Комплекс 4

  1. Построение в две колонны, проверка осанки.
  2. Ходьба парами.
  3. Прыжки на обеих ногах, в парах, взявшись за руки.
  4. Бег парами.
  1. И.п. — сесть на ковер, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади.
  • 1 – 4 – круговой поворот головой вправо;
  • 1 – 4 – круговой поворот головой влево.
  1. И.п. — сесть на ковер, ноги прямые, руки опущены.
  • 1 – наклониться вперед, стараясь коснуться руками пальцев ног;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. И.п. — сесть на ковер, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади.
  • 1 – поднять правую ногу, носок тянуть вверх;
  • 2 – и.п.
  • 3 – аналогично поднять левую ногу;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — лечь на спину, прямые руки за голову.
  • 1 – перекатиться на живот;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. Ходьба на внутренней (внешней) стороне стопы.
  2. Бег с прямыми ногами.
  3. Дыхательное упражнение «Трубач».

Комплекс 5

  1. Построение в колонну, проверка осанки.
  2. Ходьба широким шагом.
  3. Ходьба «уточкой».
  4. Бег по диагонали.
  1. И.п. — стать на колени, руки опущены.
  • 1 – сесть на колени, сгруппироваться (лбом коснуться коленей, руки вытянуть вперед, положить их на пол);
  • 2 – 3 – замереть в таком положении;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — стать на колени, руки опущены.
  • 1 – сесть на пол справа от пяток;
  • 2 – и.п. (можно помогать себе руками);
  • 3 – аналогично в левую сторону;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — лечь на ковер, ноги прямые, руки вдоль туловища.
  • 1 – поднять правую ногу и обе руки вверх;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – поднять левую ногу и обе руки вверх;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — лечь на ковер, ноги прямые, руки вдоль туловища.
  • 1 – 3 – поднять согнутые ноги и делать движение «велосипед»;
  • 4 – и.п.
  1. Ходьба по кругу, взявшись за руки.
  2. Прыжки — ноги вместе, ноги врозь.
  3. Бег спиной вперед.
  4. Дыхательное упражнение «Паровозик».

Комплекс 6

  1. Построение в шеренгу, проверка осанки.
  2. Ходьба след в след.
  3. Ходьба по гимнастической скамейке.
  4. Бег по кругу приставными шагами.
  1. И.п. — сесть на пятки, руки скрестить на груди.
  • 1 – приподняться, руки развести в стороны;
  • 2 – сесть на пятки, руки скрестить и обхватить себя;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. И.п. — сесть на ковер, ноги прямые, руки в упоре сзади.
  • 1 – поворачиваясь, перенести правую руку за левую, потянуться;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – поворот в другую сторону;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — сесть на ковер, ноги прямые, руки в упоре сзади.
  • 1 – приподнимать пятки, не отрывая носки от пола;
  • 2 – и.п.
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. И.п. — лечь на живот.
  • 1 – обхватить руками щиколотки;
  • 2 – 3 – приподнимая ноги и верхнюю часть туловища, прогнуться;
  • 4 – и.п.
  1. Поочередный бег и ходьба.
  2. Поочередные прыжки на правой и левой ноге.
  3. Дыхательное упражнение «Мельница».

Комплекс упражнений с предметами

Комплекс упражнений с мячом

  1. Построение в шеренгу, проверка осанки.
  2. Ходьба с переступанием через мячи.
  3. Бег «змейкой» мимо мячей.
  1. И.п. — ноги на ширине плеч, мяч в руках.
  • 1 – подбросить мяч, посмотреть вверх на него;
  • 2 – поймать мяч, голову опустить;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. И.п. — ноги на ширине плеч, мяч держать прямыми руками перед грудью.
  • 1 – поворот вправо (руки не опускать);
  • 2 – поворот влево;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. И.п. — основная стойка, мяч в правой руке.
  • 1 – через стороны поднять обе руки вверх и переложить мяч в левую руку;
  • 2 – опустить руки;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. И.п. — основная стойка, мяч в руках, руки опущены.
  • 1 – присесть, вытянув руки с мячом перед собой;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. Ходьба на носочках, мяч держать прямыми руками над головой.
  2. Прыжки, зажав мяч ногами.
  3. Легкий бег.
  4. Упражнения для восстановления дыхания.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой

  1. Построение в колонну, проверка осанки.
  2. Ходьба с подлезанием под палку.
  3. Бег по периметру зала с огибанием палок, расставленных по его углам.
  1. И.п. — основная стойка, руки опущены и держат палку.
  • 1 – поднять руки с палкой вверх над головой и прогнуться, правую ногу отставить назад;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – аналогично отставить левую ногу;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — ноги расставлены на ширину плеч, прямые руки подняты вверх над головой и держат палку.
  • 1 – наклон вправо;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – наклон влево;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — сесть на пол, ноги прямые, руки перед собой, в руках палка.
  • 1 – максимально потянуться вперед;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. И.п. — лечь на спину, ноги прямые, палку держать в прямых руках, заведенных за голову.
  • 1 – перекатиться на живот;
  • 2 – перекатиться на спину;
  • 3 – 4 – аналогично в другую сторону.
  1. Ходьба с переступанием через палку, которую нужно держать перед собой обеими руками.
  2. Перепрыгивание обеими ногами через палку, лежащую на полу (вперед — назад).
  3. Бег в колонне по одному.
  4. Дыхательное упражнение «Косарь».

Можно выполнять аналогичные упражнения со скакалкой.

Комплекс упражнений с мешочком.

  1. Построение в шеренгу, проверка осанки.
  2. Ходьба с мешочком на голове.
  3. Бег с ускорением.
  1. И.п. — основная стойка, руки на поясе, на голове мешочек.
  • 1 – поворот вправо (стараться не уронить мешочек);
  • 2 – и.п.;
  • 3 – поворот влево;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — основная стойка, руки на поясе, на голове мешочек.
  • 1 – присесть, руки вытянуть вперед (не уронить мешочек);
  • 2 – и.п.;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. И.п. — сесть на ковер, ноги прямые, мешочек держать в руках.
  • 1 – потянуться вперед, положить мешочек у носков ног;
  • 2 – выпрямиться;
  • 3 – потянуться вперед, взять мешочек в руки;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — лечь на спину, ноги прямые, мешочек держать руками у груди.
  • 1 – попытаться сесть, не выпуская мешочек из рук;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. Ходьба с мешочком на голове.
  2. Бег приставным шагом.
  3. Дыхательное упражнение «Дроворуб».

В процессе выполнения утренней гимнастики, можно разучивать с детьми речевки или стихотворения, комментирующие движения. Воспитатель может придумать названия каждому виду упражнения. Также встречаются сюжетные комплексы утренней гимнастики в старшей группе, которые включают упражнения, объединенные одной темой.

Читать еще:  Пальчиковая гимнастика 2 младшая группа

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Картотека утренней гимнастики в средней группе

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОМПЛЕКС №1. СЕНТЯБРЬ

Части утренней гимнастики,

Построение в колонну по одному. Проверка осанки и равнения. Ходьба в колонне по одному, на носках, пятках, Ходьба с высоким подниманием колена «Цирковые лошадки». Ходьба, упражнение на внимание «Замри».

Упражнение на коррекцию осанки:«Добрая кошечка», «Сердитая кошечка».

Бег в чередовании с ходьбой.

Упражнение на восстановление дыхания «Цветок распускается»:

И.п.: стоя. Руки на затылке. Локти сведены (нераспустившийся бутон). Медленно подняться на носки, потянуть руки вверх и в стороны – вдох («цветок раскрывается»), вернуться в и.п. (выдох)

♦«Мы хлопаем в ладоши». И.п.: основная стойка

Поднять руки в стороны, вверх, хлопнуть в ладоши над головой (вдох), опустить через стороны вниз, вернуться в и.п. (выдох).

♦«Мы колени достаем». И.п.: ноги врозь, руки на пояс.

Наклониться, хлопнуть ладонями по коленям, выпрямиться, вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

♦«Дотянемся до пяточек». И.п.: стоя на коленях, руки на пояс.

Поворот вправо (влево), коснуться пальцами рук пятки противоположной ноги, вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

♦«Тренируем наши ноги». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 — поднять правую (левую) ногу (вдох); 2 — опустить, вернуться в и.п. (выдох).

♦«Веселые мячики». И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.

Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой на месте.

Дыхательное упражнение «Грибок» И.п. глубокий присед, руки обхватывают колени («грибок маленький»). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отвести голову назад (вдох) («грибок вырос»).

4раза в каждую сторону

Заключительная ходьба по залу.

Для чего нужна зарядка?

Это вовсе не загадка.

Чтобы силу развивать!

Чтоб весь день не уставать!

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОМПЛЕКС №2. ОКТЯБРЬ

Части утренней гимнастики,

Построение в колонну по одному. Проверка осанки и равнения. Ходьба в колонне по одному, на носках, пятках, «Цирковые лошадки», «Гномики и великаны», «Цапли», «Лягушата», «Непослушные ребята».

Упражнения для коррекции стопы. Ходьба приставным шагом боком по канату, лежащему на полу (руки на пояс, за голову, за спину, на плечи).

Бег в чередовании с ходьбой.

Упражнения на восстановление дыхания в ходьбе по площадке:

♦ Идти с высоко поднятой головой и со слегка вытянутым подбородком, держа плечи назад.

♦ Вдохнуть полной грудью, мысленно считая до 4, и сделать в это время 4 шага. Дыхание в ходьбе должно быть непрерывным.

♦ Медленно выдохнуть воздух через нос, также на счет 4 и сделать 4 шага.

♦ «Приветствуем самолеты». И.п.: ноги слегка расставлены, флажки за спину.

1 — 2 — флажки через стороны вверх, помахать, посмотреть (вдох); 3- 4 — вернуться в и.п. (выдох).

♦ « Самолет делает разворот». И.п.: ноги на ширине плеч, флажки в стороны (вертикально).

1 — поворот вправо; 2 — и.п. То же влево. Ноги не сгибать, не сдвигать. Дыхание произвольное.

♦ «Летчики на разминке». И.п.: ноги на ширине плеч, флажки вниз.

1-2 — наклон вперед, голову прямо, флажки вынести вперед (вдох); 3-4 — вернуться в и.п. (выдох). То же, другие и.п. для рук

♦ «Проверяем моторы». И.п.: сидя, ноги врозь, флажки в стороны вертикально.

1 — поворот вправо, голова прямо (вдох); 2 — вернуться в и.п. (выдох). То же, в другую сторону.

♦ «Самолеты на аэродроме». И.п.: сидя, ноги врозь, флажки в стороны.

1-2 наклон вперед, флажки вперед, коснуться пола с наружной стороны; 3-4 — вернуться в и.п. (вдох). Дыхание произвольное.

♦ «Подпрыгивание». И.п.: ноги на ширине стопы, флажки вниз.

Чередовать с ходьбой

Дыхательное упражнение «Заводим мотор». И.п.: основная стойка.

Руки в «замок» перед собой (вдох), выполнять вращательные движения большими пальцами и произносить «ж-ж-ж».

«Дыхательное упражнение «Здравствуй, солнышко!» И.п. ноги на ширине плеч, руки за спину.

Медленно поднять руки вверх (вдох), медленно вернуться в и.п.

Заключительная ходьба по залу.

Дружно делаем зарядку

Все заданья по порядку.

Вот здоровья в чем секрет –

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОМПЛЕКС №3. НОЯБРЬ

Части утренней гимнастики,

Построение в колонну по одному. Проверка осанки и равнения. Ходьба в колонне по одному, на носках, пятках, ходьба между предметами «змейкой».

Ходьба по мешочкам с мелкими камешками (профилактика плоскостопия), подлезание под низкие воротца с прогибанием спины и хлопком над головой (профилактика нарушений осанки).

Бег с захлестом голени назад, на месте в чередовании с ходьбой

Упражнения на восстановление дыхания в ходьбе «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

И.п. :о.с. 1- вдох – руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо, 3 – вдох, вернуться в и.п.; 4 – то же влево.

♦ «Куклы здороваются». И.п.: стоя, ноги на ширине стопы, руки назад .

Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх, вернуться в и.п., то же другой рукой, последовательное выполнение. Дыхание произвольное.

♦ «Буратино потянулся». И.п.: сидя, руки в упоре сзади .

Наклон вперед, ладони на пол у пяток, смотреть на руки, вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

♦ «Заводные игрушки». И.п.: сидя на полу, ноги согнуты, руки в упоре сбоку .

Слегка поднимать и опускать ноги («шагаем»). После 4-6 движений ноги выпрямить, отдых («пришли»). Голову не опускать. Дыхание произвольное.

♦ «Неваляшка». И.п.: сидя, ноги «калачиком», руки на пояс .

Слегка наклониться вперед (вдох) и выпрямиться (выдох). После 3 — 4 движений пауза.

♦ «Мяч». И.п.: ноги слегка расставлены, руки вниз.

2-3 пружинки, 8-10 подпрыгиваний и 8-10 шагов. Прыгать мягко, легко.

Упражнение на дыхание: «Заводные машинки» И.п.: о.с.

Руки в «замок» перед собой (вдох), выполнять вращательные движения большими пальцами и произносить «р-р-р».

Заключительная ходьба по залу.

Здоровье в порядке?

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОМПЛЕКС №4. ДЕКАБРЬ

Части утренней гимнастики,

Построение в колонну по одному. Ходьба на месте, в колонне по одному, на носках, «Цапли», ходьба на внешней стороне стопы «Бурые медведи», ходьба на пятках, руки за голову.

Упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия: ходьба боком приставным шагом по гимнастическим палкам, ходьба «Струнка».

Бег на месте в чередовании с ходьбой.

Упражнение на восстановление дыхания«Лыжник».

И.п. стоя. Слегка наклонившись вперед и присев, ноги на ширине ступни, правая рука впереди (кисть сжата) левая рука вынесена назад (кисть раскрыта). Вдохнуть, плавно присесть, правую руку назад к бедру, мощный выдох, левая рука выносится вперед – вдох.

♦ «Лыжники готовят снаряжение». И.п.: стоя, ноги на ширине стопы параллельно, руки с палкой вниз (хват сверху) .

1-2 — поднять палку вверх, подняться на носки, посмотреть на палку (вдох); 3-4 — со словом «вниз» опустить палку вниз.

♦ «Насос». И.п.: стоя, ноги на ширине стопы параллельно, палка за спину на изгибе рук .

1-2 — произнося «ш-ш-ш», наклониться вперед, спина прямая, смотреть прямо; 3-4 — выпрямиться (вдох).

♦ «Дотянусь до колена». И.п.: стоя, ноги вместе, руки с палкой впереди .

1 — поднять согнутую ногу вверх, палкой коснуться колена; 2 — ногу опустить, руки с палкой вперед.

♦ «Тренировка» И.п. Лежа на полу, палка в вытянутых руках за головой.

1 – поднять палку вверх, одновременно поднять согнутую правую ногу (коленом коснуться палки), 2 – и.п. 3 – то же, левую ногу; 4 – и.п.

♦ «Перепрыгнем через палку». И.п.: стоя, ноги на ширине стопы, руки на пояс .

1 — слегка присесть; 2 — толчком двух ног перепрыгнуть через палку на носки на слегка согнутые ноги; 3-4 — повернуться кругом, лицом к палке, и снова прыгнуть.

Дыхательное упражнение «Вот нагнула елочка зеленые иголочки». И.п.: ноги врозь, руки опущены вниз .

Кисти рук в стороны. 1- вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперед; 3-4 вдох – вернуться в и.п. – выдох.

Комплекс упражнений утренней гимнастики

Утренняя гимнастика – это целый комплекс упражнений, выполнение которых после сна дает заряд энергии и позитивное настроение на весь день.

5-6 повторений Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Медленные наклоны головы влево – вправо – вперед – назад. На счет раз – голову вперед; на счет два – назад; на счет три – влево; на счет четыре – вправо.
по 8 раз в каждую сторону Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вращение головы влево – вправо.
по 8 раз в каждую сторону Исходное положение – ноги на ширине плеч, пальцы рук на плечи.
10-15 оборотов Руки в замок – и вращаем пока не почувствуем, что связки полностью расслабились.
16-20 раз Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполняется перед собой параллельно и перпендикулярно полу.
16-20 раз Исходное положение – ноги врозь. С выдохом наклониться вперед, со вздохом вернуться в исходное положение. Колени не сгибать.
6-8 повторений Исходное положение – стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч, ступни вывернуты носками внутрь. Поворачиваем корпус влево и вправо по 2 раза на счет от 1 до 8.
5-6 повторений Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На счет раз – руки вперед-вверх – прогнуться назад, смотреть вверх; на счет два – наклониться вперед (колени не сгибать) – руками коснуться пола; на счет три – присесть на всей ступне, спина прямая, руки вперед; на счет четыре – исходное положение.
16-20 раз Исходное положение – ноги шире плеч, руки перед грудью «в замок», локти в стороны на уровне плеч. «Скручивания» туловища вдоль продольной оси. Поочередно выполняем упражнение влево – вправо.
5-7 повторений Исходное положение – стоя, ноги чуть шире плеч. Выполняем круговые вращения сначала влево на счет раз-два-три-четыре, потом вправо – пять-шесть-семь-восемь.
5-7 повторений Исходное положение – стоя, ноги шире плеч, чуть присели, руки – на коленях, спину держим ровно. Колени сводим-разводим на счет раз-два-три-четыре.
5-7 повторений Исходное положение – стоя, ноги чуть шире плеч, руки опущены. К каждой ноге делаем по 2 пружинистых наклона. На счет 1–4 наклоняемся вперед, потом к одной ноге, на счет 5–8 – вперед, к другой ноге. Выпрямились, руки на пояс, слегка прогнулись назад.
16 раз Исходное положение стоя. Махи ногами с вытягиванием рук вперед (попеременно) и касанием носком кончика ладоней.
20 раз Исходное положение стоя. На счет раз – приседаем, на счет два – возвращаемся в исходное положение.
20 раз Исходное положение – упор лежа. Согнуть руки в локтях, опустив при этом тело до параллели с полом, после чего, напрягая тело, медленно разогнуть руки, вернувшись в исходное положение.
1-2 минуты
Скачать в формате docx | Скачать в формате pptx
Читать еще:  Упражнения при межпозвонковой грыже поясничного отдела позвоночника

Самые популярные статьи:

  • Одним из сильнейших по действию и наиболее распространенным химическим загрязнением является загрязнение тяжелыми металлами. К тяжелым металлам относя …

«>Экология | Вопросы с ответами
Опасные болезни XXI века — в статье разберем самые опасные заболевания современности. …

«>Опасные болезни XXI века
Экспо-2017 Астана — планируемая специализированная международная выставка, признанная Бюро международных выставок (МБВ), которая состоится в казахстан …

«>EXPO 2017 Астана
В этой статье мы постараемся ответить на вопрос о значении экономики как науки.

Картотека утренней гимнастики в средней группе

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОМПЛЕКС №1. СЕНТЯБРЬ

Части утренней гимнастики,

Построение в колонну по одному. Проверка осанки и равнения. Ходьба в колонне по одному, на носках, пятках, Ходьба с высоким подниманием колена «Цирковые лошадки». Ходьба, упражнение на внимание «Замри».

Упражнение на коррекцию осанки:«Добрая кошечка», «Сердитая кошечка».

Бег в чередовании с ходьбой.

Упражнение на восстановление дыхания «Цветок распускается»:

И.п.: стоя. Руки на затылке. Локти сведены (нераспустившийся бутон). Медленно подняться на носки, потянуть руки вверх и в стороны – вдох («цветок раскрывается»), вернуться в и.п. (выдох)

♦«Мы хлопаем в ладоши». И.п.: основная стойка

Поднять руки в стороны, вверх, хлопнуть в ладоши над головой (вдох), опустить через стороны вниз, вернуться в и.п. (выдох).

♦«Мы колени достаем». И.п.: ноги врозь, руки на пояс.

Наклониться, хлопнуть ладонями по коленям, выпрямиться, вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

♦«Дотянемся до пяточек». И.п.: стоя на коленях, руки на пояс.

Поворот вправо (влево), коснуться пальцами рук пятки противоположной ноги, вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

♦«Тренируем наши ноги». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 — поднять правую (левую) ногу (вдох); 2 — опустить, вернуться в и.п. (выдох).

♦«Веселые мячики». И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.

Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой на месте.

Дыхательное упражнение «Грибок» И.п. глубокий присед, руки обхватывают колени («грибок маленький»). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отвести голову назад (вдох) («грибок вырос»).

4раза в каждую сторону

Заключительная ходьба по залу.

Для чего нужна зарядка?

Это вовсе не загадка.

Чтобы силу развивать!

Чтоб весь день не уставать!

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОМПЛЕКС №2. ОКТЯБРЬ

Части утренней гимнастики,

Построение в колонну по одному. Проверка осанки и равнения. Ходьба в колонне по одному, на носках, пятках, «Цирковые лошадки», «Гномики и великаны», «Цапли», «Лягушата», «Непослушные ребята».

Упражнения для коррекции стопы. Ходьба приставным шагом боком по канату, лежащему на полу (руки на пояс, за голову, за спину, на плечи).

Бег в чередовании с ходьбой.

Упражнения на восстановление дыхания в ходьбе по площадке:

♦ Идти с высоко поднятой головой и со слегка вытянутым подбородком, держа плечи назад.

♦ Вдохнуть полной грудью, мысленно считая до 4, и сделать в это время 4 шага. Дыхание в ходьбе должно быть непрерывным.

♦ Медленно выдохнуть воздух через нос, также на счет 4 и сделать 4 шага.

♦ «Приветствуем самолеты». И.п.: ноги слегка расставлены, флажки за спину.

1 — 2 — флажки через стороны вверх, помахать, посмотреть (вдох); 3- 4 — вернуться в и.п. (выдох).

♦ « Самолет делает разворот». И.п.: ноги на ширине плеч, флажки в стороны (вертикально).

1 — поворот вправо; 2 — и.п. То же влево. Ноги не сгибать, не сдвигать. Дыхание произвольное.

♦ «Летчики на разминке». И.п.: ноги на ширине плеч, флажки вниз.

1-2 — наклон вперед, голову прямо, флажки вынести вперед (вдох); 3-4 — вернуться в и.п. (выдох). То же, другие и.п. для рук

♦ «Проверяем моторы». И.п.: сидя, ноги врозь, флажки в стороны вертикально.

1 — поворот вправо, голова прямо (вдох); 2 — вернуться в и.п. (выдох). То же, в другую сторону.

♦ «Самолеты на аэродроме». И.п.: сидя, ноги врозь, флажки в стороны.

1-2 наклон вперед, флажки вперед, коснуться пола с наружной стороны; 3-4 — вернуться в и.п. (вдох). Дыхание произвольное.

♦ «Подпрыгивание». И.п.: ноги на ширине стопы, флажки вниз.

Чередовать с ходьбой

Дыхательное упражнение «Заводим мотор». И.п.: основная стойка.

Руки в «замок» перед собой (вдох), выполнять вращательные движения большими пальцами и произносить «ж-ж-ж».

«Дыхательное упражнение «Здравствуй, солнышко!» И.п. ноги на ширине плеч, руки за спину.

Медленно поднять руки вверх (вдох), медленно вернуться в и.п.

Заключительная ходьба по залу.

Дружно делаем зарядку

Все заданья по порядку.

Вот здоровья в чем секрет –

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОМПЛЕКС №3. НОЯБРЬ

Части утренней гимнастики,

Построение в колонну по одному. Проверка осанки и равнения. Ходьба в колонне по одному, на носках, пятках, ходьба между предметами «змейкой».

Ходьба по мешочкам с мелкими камешками (профилактика плоскостопия), подлезание под низкие воротца с прогибанием спины и хлопком над головой (профилактика нарушений осанки).

Бег с захлестом голени назад, на месте в чередовании с ходьбой

Упражнения на восстановление дыхания в ходьбе «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

И.п. :о.с. 1- вдох – руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо, 3 – вдох, вернуться в и.п.; 4 – то же влево.

♦ «Куклы здороваются». И.п.: стоя, ноги на ширине стопы, руки назад .

Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх, вернуться в и.п., то же другой рукой, последовательное выполнение. Дыхание произвольное.

♦ «Буратино потянулся». И.п.: сидя, руки в упоре сзади .

Наклон вперед, ладони на пол у пяток, смотреть на руки, вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

♦ «Заводные игрушки». И.п.: сидя на полу, ноги согнуты, руки в упоре сбоку .

Слегка поднимать и опускать ноги («шагаем»). После 4-6 движений ноги выпрямить, отдых («пришли»). Голову не опускать. Дыхание произвольное.

♦ «Неваляшка». И.п.: сидя, ноги «калачиком», руки на пояс .

Слегка наклониться вперед (вдох) и выпрямиться (выдох). После 3 — 4 движений пауза.

♦ «Мяч». И.п.: ноги слегка расставлены, руки вниз.

2-3 пружинки, 8-10 подпрыгиваний и 8-10 шагов. Прыгать мягко, легко.

Упражнение на дыхание: «Заводные машинки» И.п.: о.с.

Руки в «замок» перед собой (вдох), выполнять вращательные движения большими пальцами и произносить «р-р-р».

Заключительная ходьба по залу.

Здоровье в порядке?

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОМПЛЕКС №4. ДЕКАБРЬ

Части утренней гимнастики,

Построение в колонну по одному. Ходьба на месте, в колонне по одному, на носках, «Цапли», ходьба на внешней стороне стопы «Бурые медведи», ходьба на пятках, руки за голову.

Упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия: ходьба боком приставным шагом по гимнастическим палкам, ходьба «Струнка».

Бег на месте в чередовании с ходьбой.

Упражнение на восстановление дыхания«Лыжник».

И.п. стоя. Слегка наклонившись вперед и присев, ноги на ширине ступни, правая рука впереди (кисть сжата) левая рука вынесена назад (кисть раскрыта). Вдохнуть, плавно присесть, правую руку назад к бедру, мощный выдох, левая рука выносится вперед – вдох.

♦ «Лыжники готовят снаряжение». И.п.: стоя, ноги на ширине стопы параллельно, руки с палкой вниз (хват сверху) .

1-2 — поднять палку вверх, подняться на носки, посмотреть на палку (вдох); 3-4 — со словом «вниз» опустить палку вниз.

♦ «Насос». И.п.: стоя, ноги на ширине стопы параллельно, палка за спину на изгибе рук .

1-2 — произнося «ш-ш-ш», наклониться вперед, спина прямая, смотреть прямо; 3-4 — выпрямиться (вдох).

♦ «Дотянусь до колена». И.п.: стоя, ноги вместе, руки с палкой впереди .

Читать еще:  Упражнения для вытягивания позвоночника

1 — поднять согнутую ногу вверх, палкой коснуться колена; 2 — ногу опустить, руки с палкой вперед.

♦ «Тренировка» И.п. Лежа на полу, палка в вытянутых руках за головой.

1 – поднять палку вверх, одновременно поднять согнутую правую ногу (коленом коснуться палки), 2 – и.п. 3 – то же, левую ногу; 4 – и.п.

♦ «Перепрыгнем через палку». И.п.: стоя, ноги на ширине стопы, руки на пояс .

1 — слегка присесть; 2 — толчком двух ног перепрыгнуть через палку на носки на слегка согнутые ноги; 3-4 — повернуться кругом, лицом к палке, и снова прыгнуть.

Дыхательное упражнение «Вот нагнула елочка зеленые иголочки». И.п.: ноги врозь, руки опущены вниз .

Кисти рук в стороны. 1- вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперед; 3-4 вдох – вернуться в и.п. – выдох.

Комплекс утренней гимнастики для средней группы

В ДОУ особое внимание уделяется психофизическому развитию воспитанников. Одним из пунктов образовательной программы считается утренняя зарядка.

Значение

Утренняя гимнастика в средней группе ДОУ является главным этапом в слежении за здоровьем.

Цель физической культуры для детского организма:

  • Поднятие тонуса у малышей в физическом плане и эмоциональном.
  • Проявление воли, т. к. упражнения выполняются под руководством воспитателя.
  • Активизируется весь организм.
  • Улучшается дыхание.
  • Ускоряется кровообращение.
  • Улучшается обмен веществ.
  • Самоанализ выполнения.

Обратите внимание! Проведение гимнастики осуществляется под ритмичное аудио сопровождение, это воспитывает чувство ритма, т. к. дети начинают стараться попадать в «музыкальный рисунок».

Роль зарядки в образовательном и оздоровительном процессах

Задача утренней гимнастики состоит в тонизировании всего организма, улучшении процессов жизнедеятельности.

Роль зарядки в оздоравливании и образовании детей:

  • Физические нагрузки улучшают кровообращение и кислородный обмен, что стимулирует мозговую деятельность.
  • Укрепляются мышцы и активизируется общее физическое развитие.
  • Системность упражнений ведет к укреплению организма.

Дополнительная информация! Грамотное объединение физических и умственных нагрузок обеспечивает гармоничное развитие личности и характера ребенка в детском саду.

Занятия на улице

Нюансы

В связи с появлением моды на здоровый образ жизни, зарядка у детей и взрослых стала приобретать популярность. Однако не все осознают важность именно утренних физических нагрузок.

Основные пункты проведения гимнастики в детском саду по ФГОС:

  • Продолжительность — не больше 5-12 минут в день.
  • Зарядка состоит из 3 частей: вводной (разогрев), основной (активные упражнения) и заключительной (применяются упражнения с пониженной активностью).
  • Для занятий приобретается специальная спортивная форма, не стесняющая движений.

Обратите внимание! Продолжительность упражнений зависит от возраста занимающихся.

Временной план

Объем физической нагрузки определяется согласно общефизическому развитию воспитанников. Данная методика является эффективной для воспитания дошкольников.

Комплекс утренней гимнастики в средней группе имеет временную дозировку:

  • Выполняется 4-5 упражнений по 6-8 минут, т. е. в по 5-6 повторов на одно действие.
  • Более активные упражнения, такие как бег, практически все виды ходьбы, должны длиться по 15-20 секунд.
  • Полезное упражнение — ползание по полу, повторяется 30 секунд.

Обратите внимание! Гимнастический комплекс повторяется 1-2 недели, после чего упражнения меняют.

Пример конспекта по гимнастике в средней группе

Данный конспект составлен в соответствии с нормами ФГОС. Конспект по гимнастике в средней группе:

  • Цель: оформление условий и стимулов для приобщения дошколят к элементам здорового образа жизни.
  • Задачи: обучение выполнению действий по сигналу, формирование умения качественно и точно выполнять упражнение, регулируя дыхание и придерживаясь заданного темпа. Формирование правильного положения позвоночника, быстрой реакции, скорости действий, ориентации в пространстве, создание бодрого настроения у детей на целый день и прививание любви к физическим нагрузкам.
  • Дополнительные предметы: аудио-центр, гантели, маты, скакалки.

Обратите внимание! Существуют определенные планы на каждый месяц учебного года. В январе и феврале занятия проводятся в помещении, а весной и летом гимнастику осуществляют на улице.

Методические приёмы с малышами в 4-5 лет

В 4-5-летнем возрасте детский организм начинает свое развитие, а ребенок учится подчиняться коллективному действию. При подготовке к занятиям педагог должен использовать специальные методические источники с описанием методик преподавания.

Педагог в процессе занятия применяет следующие виды методик:

  • словесные;
  • наглядные приемы;
  • практические;
  • игровые.

Дополнительная информация! В гимнастике применяются игровые упражнения с элементами представления и музыки.

Группа словесных упражнений

Такие упражнения разовьют словарный запас и научат вести беседы на несложные темы, такие как рассказ о себе или о событиях недавнего времени. Примеры такого вида занятий будут представлены ниже.

  • Объяснение. Должно сопровождать любое игровое действие.
  • Стихи и загадки. «Каждое утро, дружок, не ленись да скорее на зарядку торопись. Будем прыгать и скакать, ладошки к солнцу поднимать».
  • Стихотворная гимнастика «Ягодки». Ведет зарядку земляника: «Ручки выше потяни-ка». Делает наклоны красная малина: «Не страшны с зарядкой зимние простуды и даже ангина».
  • Сказки. В сказах должно быть не более 2 поворотов сюжета, чтобы не отвлечь детей от зарядки, героев лучше назвать запоминающимися именами, желательно добавить иллюстрированные примеры.

Обратите внимание! К сказкам можно добавить вопросы для обсуждения в группе.

Наглядные

Детям проще воспринимать этот мир через образное мышление, поэтому в процессе занятия важно использовать наглядные примеры.

Полезно использовать следующие элементы:

  • Картинки с животными, игрушки, которые будут использоваться в качестве героев игр.
  • Иллюстрации каждого элемента гимнастики.
  • Личный пример — педагог должен сам выполнять комментируемое действие.

Дополнительная информация! Если в процессе занятия педагогом применяется видеоролик в качестве иллюстрации к упражнениям, он должен повторять все действия.

Личный пример выполнения зарядки

Практические

Этот этап наступает после проведения физкультуры и выступает в качестве самостоятельного анализа для детей. Их суть в том, чтобы дети поделились своими эмоциями после упражнений.

Обратите внимание! Поделки помогут детям найти выход эмоциям после физических нагрузок.

Группа игровых приёмов

При составлении комплекса основное внимание должно уделяться именно активным игровым действиям. Подробнее о данных упражнениях в таблице ниже.

Таблица 1. Подвижные игры для физкультуры в средней группе ДОУ

Что отрабатывают Название Цель Суть
Бег, умение ориентироваться в пространстве «Ветер гоняет снежинки» Развить навык бега и движения по условному знаку. Дети начинают бежать после сигнала «Ветер» и останавливаются после сигнала «ветер стих».
Равновесие «Карусель» Развить умение удерживать равновесие и бежать в определённом направлении. Воспитатель надевает на себя обруч с лентами и поворачивается вокруг своей оси, по сигналу дети начинают бегать вокруг, придерживаясь за ленты, а затем по сигналу останавливаются.
Ловкость «Золотые ворота» Развить реакцию, внимание, умение уклоняться. Пара детей берутся за руки и поднимают их дугой. Группа выстраивается в шеренгу и их задача — пройти под «воротами», которые резко опускаются по команде воспитателя, а те, на кого они опустились, сами становятся «воротами».
Ползание «Пастух гонит овец» Закрепляется умение перемещаться на четвереньках к определенной цели. Назначается «пастух», под стишки дети начинают блеять, изображая овечек, а «пастух» играет в рожок, перегоняя стадо. Дети на четвереньках перемещаются с одного конца зала в другой.
Внимание «Филин» Учит слушать водящего, стоять на месте, не двигаясь. Воспитатель говорит, что днем все оживает, и дети начинают двигать руками, как бабочки, птички и т. п. По команде «Наступает ночь» дети должны замереть в той позе, в которой они услышали эту фразу. «Филин» должен увидеть, кто сдвинулся. Замеченный переходит к «филину». В процессе игры «филина» перевыбирают множество раз. В заключении игры выбирается лучший «филин», который поймал больше остальных «насекомых».

Важно! К комплексам желательно добавлять несколько упражнений для развития мелкой моторики и дыхания.

Картотека упражнений для утренней зарядки в средней группе на год

Далее приведена картотека с планом утренней разминки.

Таблица 2. Сезонные комплексы гимнастики на год

Период Месяц Описание
Осень Сентябрь Ходьба и бег в колонне по одному, бег по мостику, доске, дорожке с препятствиями, ходьба в шеренге с платочками.
Осень Октябрь Ходьба и бег вокруг кубиков по команде педагога с поворотами корпуса + бег в рассыпную + прыжки + легкий бег, ходьба в шеренге по одному.
Осень Ноябрь Легкий бег, наклоны с палкой, бег с препятствиями, упражнения с мячом, ходьба, чередуемая с бегом, в шеренге.
Зима Декабрь, январь, февраль Догонялки, игры с платочками, занятия с шариками, прыгающие разминки, футбол с большим мячом, кеглями, обручем, на стульях, с палкой и без предметов.
Весна Март-май С обручем, кубиками, большим мячом, бег, ходьба со средней скоростью, упражнения без предметов, с флагами, малыми мячами, палками, маленьким игровым мячом.

Обратите внимание! Данная картотека составлена на основе гимнастических примеров из книги Пензулаевой Л. И. «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе».

Мониторинг проведения утренней зарядки в средней группе ДОУ

Для оценки эффективности образовательных программ проводится мониторинг, который дает возможность зафиксировать перемены во всех сферах развития детей. Диагностика может проводиться как самим воспитателем, так и методистами.

Этапы проведения диагностики:

  • Общая информация о группе — название, общее число детей и количество присутствующих.
  • Соответствие помещения санитарным нормам — проходила ли уборка и проветривание.
  • Продолжительность зарядки.
  • Число этапов.
  • Детализация каждого этапа — соответствие временным рамкам, достижение поставленных задач и целей.
  • Целесообразность работы воспитателя — доступность подачи информации, наличие и качество примеров.
  • Общее мнение.

Дополнительная информация! По итогу выставляется оценка — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «5», «4», «3».

Регулярная утренняя зарядка для дошкольников станет полезной привычкой и во взрослом возрасте. Здоровый малыш станет крепким взрослым.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector