Гимнастика после сна во второй младшей группе
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Гимнастика после сна во второй младшей группе

Гимнастика после сна для детей второй младшей группы

Гимнастика после сна для детей

второй младшей группы

Любой комплекс бодрящей гимнастики после сна имеет очень важную цель — активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями.Гимнастика после дневного сна проводится регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Примерный алгоритм проведения гимнастики после сна следующий. В спальном помещении открываются окна на такой промежуток времени, чтобы к концу дневного сна температура воздуха достигала 18 градусов. В 15.00 дети просыпаются со звуками музыки, раскрывают одеяла и, предварительно сходили в туалет, лежа в постели, выполняют физические упражнения.

По команде воспитателя дети встают, быстро снимают пижамы и остаются в одних трусиках с босыми ногами. После чего в холодном помещении 1-1,5 минуты выполняют ряд движений с умеренной нагрузкой (бег, ходьба). Особое внимание следует уделить подбору дыхательных упражнений. Затем следует пробежка в «теплую» комнату, где температура воздуха составляет 22-24 градуса. Двигательная активность детей в этом помещении заключается в ходьбе по дорожке «здоровья». Например: сначала детям предлагается пройти по лежащему на полу канату, затем по ребристой доске изготовленной воспитателями группы самостоятельно из подручных материалов (пробки от бутылок, губки для мытья посуды, бельевые шнуры, массажные колпачки и т.п.) главное, что эти материалы должны быть яркими, чтобы привлекать внимание детей, далее по резиновому коврику с мелкими шипами, далее идет влажный солевой коврик. В заключение процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик. Необходимо помнить, что во время всей бодрящей гимнастики очень важно хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Основное условия: упражнения выполняются в постели, не вставая после пробуждения. Длительность гимнастики 3-4 минуты. Выполняемые упражнения бодрящей гимнастики представлены в комплексах для детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Длительность проведения каждого комплекса устанавливается в течении всего месяца, для лучшего усвоения включенных упражнений идублируется два – три раза в течении всего года.

Комплексы бодрящей гимнастики после сна для детей второй младшей группы.

«Медвежонок косолапый» (сентябрь, декабрь, март) – вторая младшая группа.

(зарядка выполняется лежа в постели)

Спал в берлоге рядом с мамой

А когда весна наступила,

Медведица сына будила:

— Медвежонок, ты вставай

И зарядку выполняй!

С боку на бок повернись,

И на спинку ты ложись.

Глазки сонные протри

И головку подними.

Влево, вправо посмотри,

Лапки к солнышку тяни.

А теперь скорей садись

И вперед ты наклонись.

Нужно лапки разминать,

Чтобы бегать и скакать.

А теперь пора вставать,

Из берлоги вылезать!

Текст Действия ребенка дозировка
Дети лежат на боку, свернувшись калачиком. 30-40 с
Переворачиваются на другой бок, затем ложатся на спину.
Кулачками протирают глазки, чуть – чуть запрокидывают голову назад, поднимая подбородок кверху. 30 с
Повороты головы в стороны, руки поднять вверх. 30 с
Сели на кровати, наклонились, достали ступни ног руками. 45 с
Разминаем подошвы и пальчики ног. 1 мин.
Встают, идут одеваться.

«Солнечные зайчики» (апрель, август)– вторая младшая группа. Гимнастика после сна с элементами массажавыполняется сидя на кровати, ноги по – турецки.

Встало солнышко с утра

Ручки к солнышку протянем,

С лучиками поиграем.

Вдруг сквозь наши пальчики

К нам прискачут зайчики.

Солнечные, не простые,

Зато скачут как живые:

По лобику к височкам,

По носику, по щечкам

По плечикам, по шейке,

И даже по коленкам!

Ладошками мы хлопали

И зайчиков хватали,

Хлопаем в ладошки,

Но к солнышку лучистому

Текст Действия ребенка дозировка
Соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх. 20 с
Детям тоже встать пора! Разводим руки в стороны. 20 с
Руки поднимаем вверх, вращаем кистями «фонарики», смотрим на руки. 20 с
Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица. 20 с
Изображаем зайчиков: руки в кулачки, указательный и средний пальцы вверх — ушки, пошевелим «ушками». 40 с
Легко постукиваем кончиками пальцев 30 с
Руки поднимаем вверх, пальчики «растопыриваем», вращаем кистями. 20 с

«Мы проснулись» (май, октябрь)– вторая младшая группа. Выполнять сидя на кровати, ноги по –турецки. Весь комплекс занимает 3-4 минуты.

Текст Действия ребенка
Наконец – то мы проснулись, Протирают глаза кулачками.
Сладко, сладко потянулись, Потягиваются.
Чтобы сон ушел, зевнули, Зевают.
Головой слегка тряхнули. Покачивают головой из стороны в сторону.
Плечи поднимали, Поднимают плечи.
Ручками махали, Руки перед грудью, «ножницы».
Коленки сгибали, Согнуть ноги в коленях.
К груди прижимали. Обхватить руками ноги, прижать.
Носочками подвигали, Носки на себя, от себя поочередно.
Ножками подрыгали. Вытянуть ноги, потрясти ими.
Не хотим мы больше спать Пальчиками или ладошками показать.
Будем весело играть Хлопки в ладоши.

«Малыши — крепыши» (ноябрь, январь, июль)– вторая младшая группа. Выполняется стоя около кроваток. Продолжительность выполнения комплекса 3-4 минуты.

вышли по – порядку.

Руки вверх, руки вниз,

Еще раз, еще раз,

Влево, вправо поворот –

В стороны посмотрим.

Еще раз, еще раз,

В стороны посмотрим.

Вот так, вот так

Дружно мы шагаем!

Вот так, вот так

Текст Действия ребенка
Шагаем на месте
Руки — в стороны, сгибаем руки в локтях.
Поднимаем руки вверх, опускаем, наклон вниз, коснуться коленок.
Повторить, выпрямиться.
Повороты в стороны.
Повороты в стороны.
Ходьба на месте.
Встать на носки, руки вверх, потянуться.

«Мы учимся танцевать» (февраль, июнь)– вторая младшая группа.Выполняется стоя около кроваток. Продолжительность выполнения комплекса 3-4 минуты.

Просыпайтесь, потянитесь, На бок повернитесь. Слегка приподнимитесь, А потом — садитесь.

Дети садятся на кровать.

Врассыпную. Всем продвигаться пора, Поднимитесь на носочки, Детвора!

Куда хотите, туда и шагайте.

Потом на пятках Путь продолжайте.

Теперь можно приседать, И кружиться, и скакать.

Проводим гимнастику пробуждения во второй младшей группе

Значение сна для полноценного развития ребёнка переоценить сложно. Но и правильное пробуждение очень важно для того, чтобы остаток дня малыш провёл в хорошем настроении, а значит, был активен и бодр. Дети второй младшей группы в силу возрастных особенностей довольно непросто переходят от состояния покоя к двигательной активности. Перед воспитателем стоит непростая задача подобрать подходящий набор упражнений, скомбинировать физические нагрузки.

Определение понятия «гимнастика после сна»

Гимнастика после дневного сна — это набор упражнений, организующий неспешный переход от спокойствия сна к продолжению активности, который проводится под рифмовки и медленную негромкую музыку. Для детей второй младшей группы, то есть 3–4 лет, комплекс должен носить характер игры с сюжетом, где действует знакомый персонаж, являющийся образцом для повторения за ним всех действий.

Физические нагрузки распределяются таким образом, чтобы в комплексе были упражнения:

  • для выполнения лёжа в постели (потягивания, махи ногами и руками);
  • активного блока (бег, приседания, а также элементы гимнастики для пальчиков и пр.);
  • на развитие и оздоровление органов дыхания.

Общее время выполнения упражнений — 5–7 минут.

Стоит отметить, что подборка зависит также и от общей стратегии образовательной программы дошкольного учреждения. Так, если в детском саду практикуются группы закаливания, то дети выполняют большую часть упражнений на открытом воздухе в любое время года.

От того, как малыш проснётся, зависит его настроение и физическое состояние в остаток дня

Цели гимнастики после сна

Как и все программные элементы работы с детьми в детском саду, основная задача проведения занятий — сохранение и укрепление здоровья. В этом контексте целями упражнений после сна являются:

  • привести мышцы в тонус;
  • улучшить настроение;
  • предотвратить искривление позвоночника, развитие плоскостопия;
  • привить малышам привычку разминаться после сна.

Важно учесть, что в упражнениях после сна не должно быть резких телодвижений, иначе растяжения мышц, повышенной возбудимости и головокружения не избежать. Во второй младшей группе акцент делается на ходьбу на носках босиком, а также приподнимания.

Виды гимнастики пробуждения

Обычно воспитатели стараются составить комплекс, который направлен на реализацию всех целей проведения разминки. Но в образовательные планы многих детских садов включены только отдельные виды гимнастики, направленные на решение конкретной задачи. В этом случае планирование составляется на месяц. Иными словами, например, сентябрь — дети выполняют разминку в кроватках, самомассаж; октябрь — работа на тренажёрах или в зале со спортивным оборудованием и т. д. Можно выделить такие виды бодрящей гимнастики, как:

  • упражнения в постели;
  • игры;
  • занятия с использованием тренажёров;
  • пробежки по массажным коврикам;

Массажные коврики — это самые востребованные тренажёры для гимнастики пробуждения

Правила проведения

  1. При выборе комплекса упражнений следует учитывать те занятия, которые были до сна. Так, если перед обедом была сюжетно-ролевая игра, то гимнастика может включать более интенсивные физические нагрузки.
  2. Температура в спальне не должна быть ниже 16–18 градусов.
  3. Для малышей, которые просыпаются раньше, стоит подготовить несколько упражнений для самомассажа, например, с массажными мячиками.
  4. Форма одежды — трусы и майка. Обычно для выполнения упражнений обувь не требуется. Исключение составляют лишь танцевальные элементы, предполагающие чешки или носки.
  5. Принуждать детей к выполнению гимнастики нельзя. Все малыши разные, а значит, и особенности пробуждения у каждого свои. Так что нужно просто выяснить причины отказа, но без настаивания.

Если ребёнок не хочет делать упражнение в коллективе, нужно не наказывать или неволить, а узнать причину

Чтобы дети сохранили положительный эмоциональный настрой, нужно придерживаться рамок хронометража.

  1. Упражнения в постели — 1,5–2 минуты.
  2. Нагрузки активного блока и дыхательная гимнастика — 2–3 минуты.
  3. Процедуры закаливания, если они есть — 3 минуты.

Картотека гимнастики пробуждения

Как уже отмечалось, достичь целей, которые определены бодрящей гимнастикой, можно чередованием комбинацией разных видов гимнастики (обычно через полмесяца). Для второй младшей группы рационально использовать сочетание двух-трёх видов, так как в этом случае проще составить единый сюжет для всего набора — то есть удовлетворить главное требование проведения подобной оздоровительной работы: физическую нагрузку облечь в форму игры. Составление комбинаций упражнений идёт в соответствии с планированием работы с детьми конкретной группы.

Упражнения в кровати и музыкально-ритмический блок

Самый распространённый вид сочетаний: гимнастика, стихи и музыка. Приведём пример нескольких комплексов такой гимнастики.

  1. Упражнение «Потягушки».
    1. Лёжа на спине, вытягиваем руки вдоль тела.
    2. Вдыхаем и одновременно тянемся ручками вверх, а пятками вперёд.
    3. Возвращаемся в начальную позу и выдыхаем.
  2. Упражнение «Лови комара»
    1. Лёжа на спине, раскидываем руки в стороны.
    2. Делаем хлопок перед грудной клеткой.
    3. Возвращаемся в исходную позу.
  3. Упражнение «Велосипед».
    1. Лёжа на спине, сгибаем ножки в коленях.
    2. Имитируем езду на велосипеде.
    3. Выполняем 10–12 секунд.
  4. Упражнение «Музыканты».
    1. Мы играем на гармошке,
      Громко хлопаем в ладошки.
      (Дети хлопают).
    2. Наши ножки: топ, топ.
      (Малыши топают).
    3. Наши ручки: хлоп, хлоп!
      (Снова хлопают).
    4. Вниз ладошки опускаем,
      (Руки расслабляем и опускаем вдоль туловища).
    5. Отдыхаем, отдыхаем.
  5. Упражнение «Весёлые ножки».
    1. Выше ножки! Топ, топ!
      (Дети топают).
    2. Веселее! Гоп, гоп!
      (Подпрыгивают).
    3. Колокольчик, дон, дон!
      (Делают движение рукой, как будто в ней колокольчик).
    4. Громче, громче, звон, звон!
    5. Гоп, лошадка, гоп, гоп!
      (Подпрыгивают).
    6. Тпру, лошадка:
      Стоп, стоп!
      (Останавливаются и опускают руки вдоль туловища).

Инструкция к упражнениям общеразвивающего характера и самомассажу:

  1. Ложимся на спину.
  2. Поворачиваем голову вправо, влево.
  3. Поглаживаем руки, животик, ноги, пятки.
  4. Сгибаем ноги, обхватываем коленки руками и постепенно выпрямляем ножки.

Это интересно. Комбинации разных видов имеют одну особенность: первыми в этих наборах будут упражнения в постели.

Стихотворение для упражнения в кровати с элементами гимнастики для органов дыхания.

  • Птичка села на окошко,
    Во дворе мяукает кошка —
    Разбудить решили нас.
    Все! Окончен тихий час!
  • Просыпайтесь, дети, я хочу
    предложить вам поиграть в прятки.
    (Дети ложатся поверх одеял.
    Звучит спокойная музыка.
    Дети выполняют движения согласно тексту).
  • Наши сонные ладошки
    Просыпались понемножку,
    В прятки весело играли —
    Пальцы в кулачок сжимали.
  • Пальчики на наших ножках
    Знают в парке все дорожки.
    Проверяют — где там пятки,
    И играют с нами в прятки.
  • Мы почти уже проснулись,
    Наши ручки потянулись,
    Помахали над простынкой,
    Дружно спрятались за спинку.
  • Сцепим ручки мы в «замочек»
    У себя над головой.
    Правый, левый локоток
    Мы сведём перед собой.
    Не хотят коленки спать,
    Им давно пора вставать.
  • Мы коленки выставляли,
    Быстро ножки выпрямляли.
    Наши ротики — молчок,
    Тренируем язычок:
    Его спрячем и покажем.
    «Добрый день!» — мы звонко скажем.
  • Будем глубоко дышать,
    С шумом воздух выдувать.
    Наши носики проснулись,
    Мы друг другу улыбнулись!
    (встают на коврики рядом с кроваткой).

Инструкция к упражнению «Вырастем большими»:

  1. Становимся на коврики, руки опускаем вдоль тела.
  2. Ноги ставим на уровень плеч.

Ходьба по массажным коврикам очень полезна для профилактики плоскостопия

Конспект проведения гимнастики во второй младшей группе, автор Ершова Ирина

Обычно воспитатели используют комплексы, которые имеют сюжетную основу:

  1. Воспитатель: «Дети, за вами было интересно наблюдать, пока вы спали. Кто-то сопел, как маленький котёнок, кто-то во сне потягивался, как лисёнок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных».
  2. Комплекс гимнастики.
    1. «Звери проснулись».
      И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.
    2. Воспитатель.
      Отгадайте загадку:
      В лесу зимой холодной
      Ходит злой, голодный.
      Он зубами щёлк!
      Это серый… (волк)
    3. «Приветствие волчат».
      И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперёд. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
    4. «Филин».
      И. п. — лёжа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.
    5. «Ловкие обезьянки».
      И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «животик» повернуться на живот. По команде «спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз: сначала умеренно, затем быстро.
    6. «Рычание медвежат».
      Сделать вдох носом. На выдохе тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.
  3. Воспитатель: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись (дети выполняют закаливающие процедуры).

Видео: как организовать пробуждение во второй младшей группе

Подборка упражнений для пробуждения даёт возможность малышу проснуться в хорошем расположении духа, помогает сохранить здоровье, а также воспитывает культуру пробуждения. Всего 5–8 минут достаточно, чтобы детишки 3–4 лет вернулись к активной деятельности. И путь этого возвращения определяется воспитателем, который комбинирует разные виды бодрящей гимнастики в рамках одного комплекса.

Гимнастика пробуждения после сна для 2 младшей группы ДОУ

Сон крайне важен для развития малышей 3-4 лет. Однако не менее значим процесс пробуждения. Настроение, в котором малыш проведет вторую часть дня, напрямую связано с тем, насколько его будет бодрить проведенная воспитателем после сна зарядка. Поэтому перед работником дошкольного учреждения стоит задача сформировать комплекс упражнений, включающий разнообразные виды физической активности, чтобы пробуждать своих воспитанников.

Что такое гимнастика после сна в детском саду

Определение по ФГОС гимнастики пробуждения, которая проводится для младшей 2 группы детского сада — это комплекс, состоящий из упражнений, позволяющих ребенку от размеренного сна постепенно перейти к активной деятельности. Проводится под плавную музыку.

Гимнастика в кроватях

Важно! Для младших дошкольников в комплексе упражнений всегда должен присутствовать сюжетный герой, за которым они «повторяют» действия.

Цели и задачи гимнастики после сна

Цели комплекса пробуждения:

  • Улучшение настроения малыша;
  • Предотвращение возникновения плоскостопия и искривления позвоночника;
  • Воспитание культуры пробуждения у воспитанников ДОУ;
  • Приведение мышц всего тела в тонус.

Гимнастика выполняет в основном оздоровительную задачу, а именно: поддержание и укрепление здоровья ребенка.

Проведение тематических комплексов упражнений решает образовательную задачу и позволяет в игровой форме развивать детскую моторику и речь.

Виды гимнастики пробуждения

Разные виды гимнастики призваны решать отдельные задачи. Поэтому так часто планируется зарядка для пробуждения на недели вперед. Например, в первом комплексе дети разминаются исключительно в кроватях. Второй комплекс включает активные виды упражнений, такие как прыжки и приседания.

Виды гимнастики пробуждения:

  • Упражнения для дыхания;
  • Занятия музыкально-ритмические;
  • Корригирующие упражнения и комплексы (предотвращающие плоскостопие (ходьба по коврикам с различными поверхностями) или заболевания (закаливание));
  • Упражнения с инвентарем (обручи, мячи и т. д.);
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Разминка в постели.

Летом гимнастику советуют проводить на улице в кроссовках или чешках. Легкая разминка в этом случае включает в себя бег, прыжки, приседания, ходьбу по массажным поверхностям и закаливание.

Дополнительная информация! Все необходимые упражнения можно взять из книги Л. И. Пензулаевой «Физкультурные занятия (для детей 3-4 лет)».

Организация пробуждения во второй младшей группе

Планировать зарядку следует заранее. Если в первой половине дня проводилась сюжетно-ролевая игра, то отличным продолжением станет тематическая гимнастика пробуждения.

В комплексе должны присутствовать:

  • Упражнения в кровати;
  • Активная деятельность (прыжки, ходьба, приседания, бег);
  • Закаливание (ходьба по разным на ощупь предметам (камни, песочек), обтирание прохладным полотенцем).

Правила проведения игровой гимнастики

Некоторые правила гимнастики после дневного сна:

  • Комнатная температура не должна быть ниже 16 и выше 25 градусов.
  • Для выполнения зарядки пробуждения не требуется специальная одежда или обувь, достаточно трусов и майки.
  • Не следует требовать от детей выполнять поставленные упражнения. А тех, кто просыпается раньше срока, нужно обучить самомассажу со специальными мячиками.
  • По времени проведения: упражнения в кровати — не более 2-х минут, активная нагрузка — 3 минуты, закаливание — 3 минуты.

Гимнастика в младшей группе ДОУ

Картотека гимнастики пробуждения по ФГОС

Гимнастика после сна (2 младшая группа), картотека по ФГОС:

Текст Действия ребенка
А теперь вставайте. Движенье друг за другом начинайте. По кругу шагаем И руки поднимаем (вперед, вверх, в стороны). Ходьба вокруг себя около кровати.
Затем трусцой передвиженье, И дальше легкое круженье. Бег на месте возле кровати.
Ходьба между кроватями на носках руки поднять вверх.
Ходьба между кроватями на пятках руки сомкнуты в замок за головой.
Теперь остановитесь. И вниз наклонитесь. Выпрямляясь, глубоко вздохните, И еще раз повторите. Наклоны с туловища вперед при глубоком вдохе и выдохе.
Название упражнений Описание
«Потягушки» Лежа, на вдохе потянуться руками вверх, а ногами изо всех сил вперед.
«Комарик» Исходное положение — на спине, прямыми руками хлопнуть перед собой, «поймав» комарика.
«Мячики» Прыжки возле кровати.
«Большой — маленький» Исходное положение — стоя. На слово «большой» (счет «один») ребенок выпрямляется во весь рост, на «маленький» (счет «два») — приседает и сжимается в комочек.
«Колобок» Лежа на кровати, переворачивать туловище то влево, то вправо.
«Кошечка — собачка» Исходное положение — на четвереньках. На слово «кошечка» — выгнуть спину дугой. При произнесении «собачка» — прогнуться (можно повилять «хвостиком» — скрещенными сзади ногами).
«Велосипед» Выполняется преимущественно в летнее время года. Лежа на спине, малыши ногами изображают езду на велосипеде.
«Обезьянки» Исходное положение — на спине, согнутые в локтях руки прижаты к груди. Поочередно выпрямлять то одну, то другую руку, «срывая» с воображаемого дерева бананы.
«Греемся на пляже» Лежа на спине, сгибать ноги поочередно к груди.

Упражнения в кровати и музыкально-ритмический блок

Наиболее распространенным сочетанием в гимнастике пробуждения являются стихи, музыка и непосредственно упражнения.

Музыкально-ритмический блок гимнастики пробуждения

Вот один из комплексов, который можно проводить, не поднимая малыша с кровати:

  1. «Потягушки» (тянемся по 5-10 секунд);
  2. «Комарик» (хлопать 5-10 раз);
  3. «Велосипед» (выполняется 10-15 секунд);
  4. «Музыканты» (выполняется под стишок):

«Мы играли на гармошке и похлопали в ладошки (малыши несколько раз хлопают);

Ножками — топ! топ! (топают по кровати);

Ручками — хлоп! хлоп! (хлопают перед собой);

И ладошки опускаем (расслабляются, вытягивают руки вдоль корпуса).

Пример конспекта проведения гимнастики во второй младшей группе

Обычно у воспитателя в конспекте указан тематический комплекс, построенный по определенному сюжету.

На заметку! Нужно, чтобы малыши привыкли к способу пробуждения, поэтому менять комплексы рекомендуется не чаще 2-х раз в месяц.

Например: «Солнышко в гостях».

Вступление: «Ребята, пока вы спали, к нам в гости забежал маленький солнечный зайчик. Смотрите, он у вас на глазках — закрывайте скорее глазки! А теперь на носике, на щечках, на шее — погладьте себя ладошками, попробуйте его поймать. Он не озорничает, он очень хочет с вами поиграть. Вставайте скорее!».

Для большего интереса рекомендуется выполнять под знакомую детям музыку (например, песня «Я на солнышке лежу»).

  • 1-е упражнение: «Солнышко улыбается». Исходное положение — стоя прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Одновременно поднимать правую руку ладошкой кверху и правую ногу. Поставить в исходное положение. То же самое с левой ногой и левой рукой.
  • 2-е упражнение: «Покружимся с солнышком». И. п. — сидя, коленки притянуты к себе. По команде, мелко перебирая ножками, кружиться вокруг своей оси. Повторять не больше 5-и раз.
  • 3-е упражнение: «Загораем на солнышке». Лечь в постель, вытянуться и перевернуться на живот, затем обратно на спину. В каждом положении задерживаться на 10-15 секунд.

Правильно подобранный в детсаду комплекс учит малыша просыпаться быстро и с улыбкой на лице, возвращает его к активной деятельности во второй половине дня. Для детей младшей группы крайне важны игровой подход и тематическая составляющая пробуждающей зарядки.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Гимнастика после сна для детей второй младшей группы

Гимнастика после сна для детей

второй младшей группы

Любой комплекс бодрящей гимнастики после сна имеет очень важную цель — активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями.Гимнастика после дневного сна проводится регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Примерный алгоритм проведения гимнастики после сна следующий. В спальном помещении открываются окна на такой промежуток времени, чтобы к концу дневного сна температура воздуха достигала 18 градусов. В 15.00 дети просыпаются со звуками музыки, раскрывают одеяла и, предварительно сходили в туалет, лежа в постели, выполняют физические упражнения.

По команде воспитателя дети встают, быстро снимают пижамы и остаются в одних трусиках с босыми ногами. После чего в холодном помещении 1-1,5 минуты выполняют ряд движений с умеренной нагрузкой (бег, ходьба). Особое внимание следует уделить подбору дыхательных упражнений. Затем следует пробежка в «теплую» комнату, где температура воздуха составляет 22-24 градуса. Двигательная активность детей в этом помещении заключается в ходьбе по дорожке «здоровья». Например: сначала детям предлагается пройти по лежащему на полу канату, затем по ребристой доске изготовленной воспитателями группы самостоятельно из подручных материалов (пробки от бутылок, губки для мытья посуды, бельевые шнуры, массажные колпачки и т.п.) главное, что эти материалы должны быть яркими, чтобы привлекать внимание детей, далее по резиновому коврику с мелкими шипами, далее идет влажный солевой коврик. В заключение процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик. Необходимо помнить, что во время всей бодрящей гимнастики очень важно хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Основное условия: упражнения выполняются в постели, не вставая после пробуждения. Длительность гимнастики 3-4 минуты. Выполняемые упражнения бодрящей гимнастики представлены в комплексах для детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Длительность проведения каждого комплекса устанавливается в течении всего месяца, для лучшего усвоения включенных упражнений идублируется два – три раза в течении всего года.

Комплексы бодрящей гимнастики после сна для детей второй младшей группы.

«Медвежонок косолапый» (сентябрь, декабрь, март) – вторая младшая группа.

(зарядка выполняется лежа в постели)

Спал в берлоге рядом с мамой

А когда весна наступила,

Медведица сына будила:

— Медвежонок, ты вставай

И зарядку выполняй!

С боку на бок повернись,

И на спинку ты ложись.

Глазки сонные протри

И головку подними.

Влево, вправо посмотри,

Лапки к солнышку тяни.

А теперь скорей садись

И вперед ты наклонись.

Нужно лапки разминать,

Чтобы бегать и скакать.

А теперь пора вставать,

Из берлоги вылезать!

Текст Действия ребенка дозировка
Дети лежат на боку, свернувшись калачиком. 30-40 с
Переворачиваются на другой бок, затем ложатся на спину.
Кулачками протирают глазки, чуть – чуть запрокидывают голову назад, поднимая подбородок кверху. 30 с
Повороты головы в стороны, руки поднять вверх. 30 с
Сели на кровати, наклонились, достали ступни ног руками. 45 с
Разминаем подошвы и пальчики ног. 1 мин.
Встают, идут одеваться.

«Солнечные зайчики» (апрель, август)– вторая младшая группа. Гимнастика после сна с элементами массажавыполняется сидя на кровати, ноги по – турецки.

Встало солнышко с утра

Ручки к солнышку протянем,

С лучиками поиграем.

Вдруг сквозь наши пальчики

К нам прискачут зайчики.

Солнечные, не простые,

Зато скачут как живые:

По лобику к височкам,

По носику, по щечкам

По плечикам, по шейке,

И даже по коленкам!

Ладошками мы хлопали

И зайчиков хватали,

Хлопаем в ладошки,

Но к солнышку лучистому

Текст Действия ребенка дозировка
Соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх. 20 с
Детям тоже встать пора! Разводим руки в стороны. 20 с
Руки поднимаем вверх, вращаем кистями «фонарики», смотрим на руки. 20 с
Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица. 20 с
Изображаем зайчиков: руки в кулачки, указательный и средний пальцы вверх — ушки, пошевелим «ушками». 40 с
Легко постукиваем кончиками пальцев 30 с
Руки поднимаем вверх, пальчики «растопыриваем», вращаем кистями. 20 с

«Мы проснулись» (май, октябрь)– вторая младшая группа. Выполнять сидя на кровати, ноги по –турецки. Весь комплекс занимает 3-4 минуты.

Текст Действия ребенка
Наконец – то мы проснулись, Протирают глаза кулачками.
Сладко, сладко потянулись, Потягиваются.
Чтобы сон ушел, зевнули, Зевают.
Головой слегка тряхнули. Покачивают головой из стороны в сторону.
Плечи поднимали, Поднимают плечи.
Ручками махали, Руки перед грудью, «ножницы».
Коленки сгибали, Согнуть ноги в коленях.
К груди прижимали. Обхватить руками ноги, прижать.
Носочками подвигали, Носки на себя, от себя поочередно.
Ножками подрыгали. Вытянуть ноги, потрясти ими.
Не хотим мы больше спать Пальчиками или ладошками показать.
Будем весело играть Хлопки в ладоши.

«Малыши — крепыши» (ноябрь, январь, июль)– вторая младшая группа. Выполняется стоя около кроваток. Продолжительность выполнения комплекса 3-4 минуты.

вышли по – порядку.

Руки вверх, руки вниз,

Еще раз, еще раз,

Влево, вправо поворот –

В стороны посмотрим.

Еще раз, еще раз,

В стороны посмотрим.

Вот так, вот так

Дружно мы шагаем!

Вот так, вот так

Текст Действия ребенка
Шагаем на месте
Руки — в стороны, сгибаем руки в локтях.
Поднимаем руки вверх, опускаем, наклон вниз, коснуться коленок.
Повторить, выпрямиться.
Повороты в стороны.
Повороты в стороны.
Ходьба на месте.
Встать на носки, руки вверх, потянуться.

«Мы учимся танцевать» (февраль, июнь)– вторая младшая группа.Выполняется стоя около кроваток. Продолжительность выполнения комплекса 3-4 минуты.

Просыпайтесь, потянитесь, На бок повернитесь. Слегка приподнимитесь, А потом — садитесь.

Дети садятся на кровать.

Врассыпную. Всем продвигаться пора, Поднимитесь на носочки, Детвора!

Куда хотите, туда и шагайте.

Потом на пятках Путь продолжайте.

Теперь можно приседать, И кружиться, и скакать.

Портал педагога

Автор: Шорникова Ирина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: «Гимназия «АЛЬБЕРТИНА»
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Гимнастика пробуждения после дневного сна для детей второй младшей группы ДОУ»
Дата публикации: 22.09.2019
Раздел: дошкольное образование

«Гимнастика пробуждения после дневного сна

для детей второй младшей группы ДОУ»

Шорникова Ирина Вячеславовна, воспитатель

Гимнастика пробуждения после дневного сна для детей второй

младшей группы детского сада.

Любой комплекс бодрящей гимнастики после сна имеет очень важную

цель — активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов

организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями.

Гимнастика после дневного сна проводится регулярно в сочетании с

контрастными воздушными ваннами. Примерный алгоритм проведения

гимнастики после сна следующий.

В спальном помещении открываются окна на такой промежуток времени,

чтобы к концу дневного сна температура воздуха достигала 18 градусов. В

15.00 дети просыпаются со звуками музыки, раскрывают одеяла и,

предварительно сходили в туалет, лежа в постели, выполняют физические

По команде воспитателя дети встают, быстро снимают пижамы и остаются в

одних трусиках с босыми ногами. После чего в холодном помещении 1-1,5

минуты выполняют ряд движений с умеренной нагрузкой (бег, ходьба).

Особое внимание следует уделить подбору дыхательных упражнений. Затем

следует пробежка в «теплую» комнату, где температура воздуха составляет

22-24 градуса. Двигательная активность детей в этом помещении заключается

в ходьбе по дорожке «здоровья». Например: сначала детям предлагается

пройти по лежащему на полу канату, затем по ребристой доске изготовленной

воспитателями группы самостоятельно из подручных материалов (пробки от

бутылок, губки для мытья посуды, бельевые шнуры, массажные колпачки и

т.п.) главное, что эти материалы должны быть яркими, чтобы привлекать

внимание детей, далее по резиновому коврику с мелкими шипами, далее идет

влажный солевой коврик.

В заключение процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик.

Необходимо помнить, что во время всей бодрящей гимнастики очень важно

хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Основное условия:

упражнения выполняются в постели, не вставая после пробуждения.

Длительность гимнастики 3-4 минуты. Выполняемые упражнения бодрящей

гимнастики представлены в комплексах для детей дошкольного возраста с

учетом их возрастных особенностей. Длительность проведения каждого

комплекса устанавливается в течении всего месяца, для лучшего усвоения

включенных упражнений и дублируется два – три раза в течении всего года.

Гимнастика пробуждения после дневного сна:

комплекс «В гостях у солнышка»

Цель: содействовать охране и укреплению здоровья детей.

1.Способствовать укреплению и сохранению физического и психического

2.Создать все необходимые условия для сенсорно-моторного развития детей.

3.Прививать навыки здорового образа жизни.

1.Развивать силу, выносливость, защитные силы организма, укрепление

1.Воспитывать желание быть физически сильным и здоровым.

Оборудование: корригирующие коврики для профилактики плоскостопия,

влажные соляные и сухие дорожки, аудиозапись спокойной музыки и детской

Для начала гимнастики педагог включает спокойную расслабляющую

музыку. Воспитатель проходит между постелями и гладит по голове каждого

малыша, говорит: «Ребятки мои дорогие, вы не знаете, почему в спальне

нашей так светло? Так это зайчик солнечный заглянул в гости в ваши глазки.

Погладьте его аккуратно, только не спугните (ребята трут глазки). Ой, зайчик

прыгнул на голову, погладьте скорее (дети гладят), на шею, на животик,

элементы самомассажа). Он очень любит вас ласкать. Давайте поиграем с

ним и взбодримся?».

Кто же спит в постели сладко?

Дети вам пора вставать!

Все спешите на зарядку

Кто проспал, не будем ждать.

Игровой самомассаж (сидя в кровати)

Растирание рук – Ручки дружно растираем, потеплели — отпускаем.

Растирание лба – Лобик дружно растираем, потеплел он – отпускаем.

Растирание носа – Носик дружно растираем, потеплел он – отпускаем.

Растирание щёк – Как у нашей дочки розовые щёчки, также у сыночка

Растирание шеи – Растираем дружно шею, снизу вверх, снизу вверх.

Растирание ушей – А теперь потрём ушки, наши ушки на макушке.

(гимнастика после сна с элементами массажа выполняется сидя на кровати,

ноги по – турецки).

Встало солнышко с утра

Соединяем кончики пальцев рук,

изображая шар, поднимаем руки вверх.

Детям тоже встать

Разводим руки в стороны.

Ручки к солнышку

С лучиками поиграем.

Руки поднимаем вверх, вращаем кистями

«фонарики», смотрим на руки.

Вдруг сквозь наши

К нам прискачут зайчики.

Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь

Солнечные, не простые,

Зато скачут как живые:

Изображаем зайчиков: руки в кулачки,

указательный и средний пальцы вверх —

ушки, пошевелим «ушками».

По лобику к височкам,

По носику, по щечкам

По плечикам, по шейке,

И даже по коленкам!

Легко постукиваем кончиками пальцев

Ладошками мы хлопали

И зайчиков хватали,

Хлопаем в ладошки,

Но к солнышку лучистому

Руки поднимаем вверх, пальчики

«растопыриваем», вращаем кистями.

-Ходьба по корригирующим коврикам;

-Ходьба по влажным солевым и сухим дорожкам.

Друг за другом мы шагаем никого не обгоняем…

Обширное умывание детей:

«Кран, откройся!» — правой рукой делаем вращательные движения,

«Нос, умойся!» — растираем указательными пальцами обеих рук крылья

«Мойтесь сразу оба глаза» — нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» — растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!» — аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» — гладим шею сзади, от основания черепа к

«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

«Закаляйся! Закаляйся!» — трем ладошки друг о друга…….

Читать еще:  Пальчиковая гимнастика ежик
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Текст Действия ребенка
А теперь вставайте. Движенье друг за другом начинайте. По кругу шагаем И руки поднимаем (вперед, вверх, в стороны). Ходьба вокруг себя около кровати.
Затем трусцой передвиженье, И дальше легкое круженье. Бег на месте возле кровати.
Ходьба между кроватями на носках руки поднять вверх.
Ходьба между кроватями на пятках руки сомкнуты в замок за головой.
Теперь остановитесь. И вниз наклонитесь. Выпрямляясь, глубоко вздохните, И еще раз повторите. Наклоны с туловища вперед при глубоком вдохе и выдохе.