Сказка про язычок артикуляционная гимнастика
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Сказка про язычок артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика «Сказка о весёлом Язычке»

Неструева Оксана
Артикуляционная гимнастика «Сказка о весёлом Язычке»

Для того, чтобы ребёнок научился правильно говорить такие сложные звуки, как С,, З, Ш, Ж, Л, Р, его губы и язык должны обладать силой, гибкостью, уметь долго удерживать нужное положение, а также легко совершать переходы от одного движения к другому. Научиться этому поможет артикуляционная гимнастика, положительный эффект которой возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно. Чтобы упражнения не казались скучными, я адаптировала артикуляционную гимнастику для детей-дошкольников в виде «Сказки о весёлом Язычке».

Сказка о весёлом Язычке

Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)

Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены-повторить 3-5 раз)

А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку-повторить 3 раза)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)

Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу,

потом на травку (язык опустить вниз, понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).

Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)

Потом захотелось ему пить (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).

А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).

Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать (язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).

А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую-по 5 раз).

Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены,язык за нижними зубами:С-С-С-С,

И Язычок услышал,как зашелестели листочки на деревьях :Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).

А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д… (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)

Как хорошо в лесу!

«Сказочная» артикуляционная гимнастика Развивать речевую моторику детей помогает необычная сказочная артикуляционная гимнастика. Для её проведения необходим красочный демонстрационный.

Артикуляционная гимнастика Артикуляциооная гимнастика залог хорошей речи ребенка. При произношении различных звуков каждый орган занимает определенное положение.

Артикуляционная гимнастика Консультация логопеда для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения» Своевременное овладение правильной,.

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей закреплялись, становились более прочными.

Артикуляционная гимнастика Упражнения артикуляционной гимнастики[/b] УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА 1. Поднимание и опускание плеч. При поднимании – вдох через нос,.

Артикуляционная гимнастика Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №272» Г. Ижевск ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ Составитель:.

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той.

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 1. «Распевка» пропеваем гласные звуки Аааааа, оооооо, уууууу, ыыыыыы, ээээээ А – как можно широко раскрыть.

Конспект НОД по ЗКР во второй младшей группе «Сказка о весёлом язычке» Тема: «Звуковая культура речи: звуки Б и Б’». Цель: формирование у детей чёткого произношения звуков Б и Б’ (в звукосочетаниях, словах,.

Артикуляционная гимнастика в младшей группе Младшая группа Артикуляционная гимнастика Работа над развитием артикуляционного аппарата, является одной из первостепенных задач, в работе.

4 СКАЗКИ ПРО ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК (АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА)

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Занятия для родителей с детьми на дому. (1)
  • Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Мороженое». (1)
  • Театр для детей и с детьми (1)
  • Бизиборд (1)
  • Советы. Как слепить свинку. (1)
  • Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники. (1)
  • Литературные викторины (1)
  • Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Знакомство со школой» (1)
  • Конспект занятия «Юные пожарные спешат на помощь» (1)
  • Конспект развлечения «Летние занимашки» (1)
  • Картотека игр по валеологии (1)
  • Конспект «Магнит-фокусник» (1)
  • Азбука экологии (1)
  • Рекомендуемая литература для детей 5-6 лет (1)
  • Колядки и рождественские песенки для детей (1)
  • Пальчиковые игры (1)
  • Материалы по формированию здорового образа жизни воспитанников (3)
  • Презентации (2)
  • Образовательная ситуация (6)
  • Картотека игр (3)

4 СКАЗКИ ПРО ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК (АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА)

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался — холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.

Сказка «О Веселом Язычке»

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело.

Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Сказка «О Веселом Язычке»

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Читать еще:  Упражнения для гимнастики для начинающих

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Сказка про Язычок.

Из книги: А. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика «

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

На крылечке Язычок.

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 — -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков «дддд» и «тттт»

Блинчики с маком

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить «пя – пя – пя»

На лошадке по дороге

И копытами лошадка —

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок цок цок цок цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Да и каша манная –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Никто не понимает.

На качели индюки

«Блл, бллл!» – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание «Бл – бл – бл» («болтушка»).

Ну – ка, детки, с Язычком

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:»И – у! И – у! И – у!»

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Предложить ребёнку длительно произносить звук «шшш». Обратить внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, «выдавливая» шарики.

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: » пя – пя – пя». Выполнять упражнение в течение 10 сек.

«Сказка о язычке» (артикуляционная гимнастика для малышей)

Артикуляционная гимнастика для активизации мышц языка и губ для малышей.

Часто родители задают вопросы, что можно самостоятельно делать дома, если ребенок плохо говорит те или иные звуки? Чёткость нашей речи напрямую зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Работа над дикцией должна начинаться с артикуляционной гимнастики — зарядки для языка. Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.

Существует определенный алгоритм действий, присущий всем артикуляционным упражнениям для разных групп звуков.

1. Прежде чем предложить малышу выполнить то или иное упражнение, несмотря на кажущуюся простоту, попробуем сами. Возможно, для этого потребуются определенные усилия с нашей стороны.

2. Проводим артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

3. Частота занятий, конечно, зависит от Вашей занятости, но желательно делать гимнастику не менее двух раз в день по 3-5 минут.

4. Предлагаем малышу не больше 3 упражнений за одно занятие.

5. Начинаем гимнастику с более простых упражнений и заканчиваем сложным. Если ребенку трудно даётся какое-то упражнение, или движения недостаточно четкие, то мы выполняем его до тех пор, пока оно не станет для него легким. Только преодолев эту трудность, целесообразно переходить к выполнению нового упражнения.

6. Делаем гимнастику перед зеркалом. Идеальный вариант — сидя перед большим зеркалом, так что бы малыш одновременно мог видеть и себя и Вас. Если такой возможности нет, подойдёт обычное настольное зеркало. Только в этом случае Вы уже сидите напротив малыша.

7. Не забываем поощрять малыша добрым словом. Даже если ему пока очень тяжело и видимых успехов нет.

8. Обыгрываем каждое упражнение, чтобы малышу было интересно.

«Сказка о язычке»

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?
(М.Синицына)

Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки . Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов . Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Читать еще:  Как сделать колесо гимнастика в домашних условиях

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов ! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(О.Петрова)

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье . Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(М.Синицына)

А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку ! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(М.Синицына)

Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине ? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» — гудит мотор!
(М.Синицына)

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится ? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.

А теперь успоко й киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук —
Раздается громкий звук.
(М.Синицына)

Навстречу язычку скакала лошадка . Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко —
Стук копыт услышишь звонкий.
(М.Синицына)

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков !

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
(О.Перова)

Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея . И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
(М.Синицына)

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!

Красным цветом выделены названия упражнений.

Предлагаю ознакомиться с другими полезными статьями для родителей по развитию речи на моем сайте logoped-lapteva.ucoz.ru

Узнать нуждается ли Ваш ребенок в логопеде

Советы логопеда по развитию речи ребенка

Скачать бесплатно компьютерные игры и материалы по развитию речи

Получить бесплатную он-лайн консультацию логопеда

Какие нарушения речи бывают у детей

Какие нарушения речи бывают у взрослых

Список пособий для занятий по развитию речи

Проверка готовности ребенка к школе

Сказка про язычок — артикуляционная гимнастика

Когда ребенок плохо выговаривает звуки, родители ищут пути решения проблемы. Правильность и четкость произношения зависит от подвижности артикуляционных органов. Изначально они не совершенны, их необходимо тренировать и развивать.

Многим детям нравится сказка про язычок, это та артикуляционная гимнастика, которая заинтересует ребенка.

Особенности артикуляционной гимнастики в сказках

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для языка. Главная цель ее – правильные и четкие движения для постановки дикции.

Действия по корректировке и развитию речи – сложный педагогический процесс. При успешном выполнении у ребенка нормализуются все стороны речи, развивается психомоторика.

Педагоги ежегодно повышают качество дошкольного образования у детей, путем применения новейших технологий. Одной из них является артикуляционная гимнастика в сказках для дошкольников.

Сказкотерапию начали практиковать относительно недавно, она позволяет ребенку найти самого себя, строить доверительные отношения с окружающими.

Мир сказок чудесен и разнообразен. Достаточно поменять персонажей, а сюжет оставить тот же.

Артикуляционная гимнастика в сказках – отличный вариант для детей, которые только начинают посещать детские сады и участвовать в групповых занятиях. Данная терапия подходит для детей от 3-х до 7 лет.

В сказке предоставляется полная схема последовательных действий. Для правильного усвоения связи причина-следствие ему необходимо отслеживать действие от начала до конца.

В процессе игры ребенок оценивает поступки и действия персонажей. Часто примеряет на себя роли – супергероев, волшебников и так далее.

Развитие речи запускает процесс формирования мышления. Закрепляются эталоны цвета, формы, величины. Развивается тактильное восприятие.

Чаще всего используется сказка о веселом язычке, она относится к видам артикуляционной гимнастики. Родители, имея фантазию, могут рассказывать свои собственные сказки. Приведем пример сказки.

Артикуляционная гимнастика – сказка про веселый язычок

Жил поживал на свете язычок. Он имел небольшой, но очень уютный и теплый домик. Ротик. Каждое утро язычок просыпался от будильника, который работал вот так:

Тик-так, тик-так,
часики идут по кругу.
И кукушка каждый час;
говорит ку-ку.

(Необходимо показать, как работает будильник, как кукушка показывается из домика. Повторить 5 раз.)

Утром проснулся язычок, потянулся, пошел в ванную умываться.

(Для этого необходимо улыбнуться и кончиком языка почистить зубки. Сначала нижние, потом верхние. Для получения хорошего результата чистку необходимо проводить на протяжении 2-х минут).

Захотелось язычку кушать. Решил он изпечь пирожков.

(Для этого необходимо вымесить тесто. Покусай язык зубами, как бы меся тесто. Пошлепай языком по губам).

Тесто получилось пышным и воздушным. Испек язычок круглых пирожков. (Покажи каких).
Напекли мы пирогов немножко,
положили их остыть на окошке.
Кушать будем всем двором,
Запивая молоком.
Ой, после молока на верхней губе остались усики. Необходимо их облизать.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

(Улыбаясь, не закрывая рот, оближи губки).

Пили-пили молоко,
и немного повзрослели.
Появились враз усы.
А ну быстрее их слизни.

(Надо бы показать, какая чашка у нас с молоком была. Для этого необходимо высунуть язычок и сделать чашу. Держи края язычка приподнятыми, чтобы содержимое не вылилось).

Сколько сможешь удержать? Посчитаю я – один, два, три, четыре, пять.
После вкусного завтрака язычок решил прокатиться на машине.

(Как едет машинка? Улыбнись, широко открой ротик, ударяя языком по бугоркам за верхними зубами).

Дрын-Дрын-Дрын.
С язычком мы понеслись,
Эй, народ, посторонись!
Мы не едем, а летим,
Прокатиться мы хотим.
По дороге встретили лошадку.
Я весёлая лошадка,
Цок-Цок-Цок.
Вот и змейка приползла ссссссс.

(Имитируй змейку, как она ползет, как шипит и как высовывает язычок. Повтори 5 раз).

Хорошая получилась у нас прогулка. Покатался язычок, и возвратились домой. Проветрил помещение и лег отдыхать. А завтра поедет гулять он опять.

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Артикуляционная гимнастика – сказка о язычке – очень увлекает детей, ведь это интересная своеобразная игра.

Как заниматься с ребенком гимнастикой в игровом стиле

Наиболее подходящая артикуляционная гимнастика для малышей – сказка. Все дети без исключения любят их слушать.

Важно соблюдать определенный алгоритм действий:

  1. Предварительно, перед тем как предложить выполнить упражнение, малышу необходимо попробовать его самому. Анализируйте усилия, которые потребовались для его выполнения.
  2. Для выработки и закрепления навыков гимнастика должна проводиться каждый день.
  3. Частота занятий зависит от свободного времени. Идеальный вариант – два раза в день по 5-10 минут.
  4. Первые упражнения более легкие, последующие сложнее. Если ребенку тяжело выполнять какое-то упражнение, то его необходимо повторять до того момента, пока оно не будет казаться легким. После преодоления трудности можно переходить к следующему.
  5. Гимнастику лучше проводить, сидя перед зеркалом. Идеальный вариант – большое зеркало, где видно и малыша, и взрослого. Если зеркальце маленькое, то малыш его держит в одной руке, при этом взрослый сидит напротив.
  6. Обязательное условие – поощрение. Особенно в тех случаях, когда что-то не получается.
  7. Важно так обыграть каждое упражнение, чтобы оно у малыша вызвало интерес.
  8. Покажите, расскажите и контролируйте правильность выполнения упражнений.

Артикуляционных гимнастик много – сказка «У бабушки с дедушкой», «Колобок» и так далее.

Какие ещё средства используются для занятий

Для проведения артикуляционной гимнастики применяются различные вспомогательные средства.

Первым делом взрослый рассказывает, как необходимо выполнить упражнение. Далее, руководствуясь методическими указаниями, следует показать, как делать.

Далее упражнение выполняет ребенок. Взрослый при этом контролирует правильность выполнения. Если что-либо не получается, то необходимо помогать шпателем, ложкой или пальцем. Важно соблюдать гигиенические требования и держать руки и вспомогательный инвентарь в чистоте.

Важный момент – симметричное выполнение по отношению к правой и левой стороне.

Необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок нашел правильное положение языка. Если требуется облизать верхнюю губу – можно намазать ее вареньем, шоколадом или медом.

Игровых приемов существует большое количество. Использование картинок поможет наглядно оценить ситуацию. В качестве примера – логопедическая артикуляционная гимнастика по сказке «Теремок» с изображением животных.

Выводы

Для получения положительного эффекта важно заинтересовать и вызвать положительный настрой ребенка. Не стоит угнетать его, указывая на ошибки. Лучше подбодрить. Все обязательно получится, главное – старание и систематическое проведение занятий.

Сказочные сюжеты в артикуляционной гимнастике

Артикуляционная гимнас­тика — совокупность специ­альных упражнений, направ­ленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе­ний, участвующих в речевом процессе органов. Цели арти­куляционной гимнастики — выработка полноценных дви­жений и определенных поло­жений органов артикуляцион­ного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

К этому хочется добавить, что артикуляционная гимна­стика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Артикуляционную гимнастику проводят перед завтраком, прогулкой или после сна, и также при чтении детской художественной литературы. Даже дети 2-х лет, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения.

(постановка звука [р])

Высоко на крыше живет Карлсон.

Дети тянутся кончиком языка к носу.

Он веселый, толстый.

Улыбаются, надувают щеки.

Утром просыпается, потя­гивается. Делает зарядку: на­клоны в стороны.

Выполняют упражнения «Каче­ли», «Часики».

Потом он умывается.

Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.

Наводит чистоту в своем доме на крыше.

Имитируют чистку верхних и нижних зубов.

Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.

Выполняют упражнения «Лопа­точка», «Чашечка», «Вкусное варе­нье».

После завтрака Карлсон за­водит моторчик.

«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.

Он сломался — не заво­дится.

«Смазывают» моторчик мёдом.

Поглаживание язычка губами.

Проверяет, крепкий ли мо­тор.

Выполняют упражнение «Гри­бок».

Отталкивается от края кры­ши и перелетает с крыши на крышу.

Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)

(постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах)

Жил-был в домике папа Карло.

Дети открывают рот.

Однажды достал он большое полено и решил из него смас­терить себе сыночка.

Постучал топором, пожуж­жал пилой.

Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.

Получился мальчик весе­лый, с длинным носом.

Улыбаются, имитируют движе­ния иглой .

Папа Карло назвал его Бу­ратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.

Выполняют упражнение «Часи­ки».

Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома ос­тался.

Выполняют упражнение «Мед­ленная лошадка».

Стало ему скучно. Начал он бегать.

Выполняют упражнение «Быст­рая лошадка».

И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.

Выполняют упражнения «Лопат­ка», «Чашечка».

«Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или кар­тошка».

Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу.

Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.

Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую).

Смотрит Буратино в дыроч­ку, а там дверь.

Выполняют упражнение «Забор­чик».

В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.

Покусывают кончик языка.

Буратино плачет, просит прощения.

Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.

Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Бура­тино поймал ее за хвост.

Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл.

Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы.

Буратино ее передразнивает.

Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)».

Крыса показала ему свои острые зубы.

Выполняют упражнения «Забор».

Буратино задрожал и больше крысу не обижал.

Муха по полю пошла,

Дети выполняют упражнение «Лошадка».

Муха денежку нашла.

Выполняют упражнение «Гри бок».

Пошла Муха на базар

Выполняют упражнение «Ло­шадка».

И купила самовар.

Я вас чаем угощу».

Произносят: с-с-с, выполняют упражнение «Чашечка».

Все стаканы выпивали.

Произносят: ша-ша-ша, шо-шо шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

Приходила к Мухе бабушка-пчела,

Выполняют упражнение «Ло­шадка».

Мухе-цокотухе меду принесла.

Выполняют упражнение «Ча­шечка».

Бабочка-красавица, кушайте варенье,

Или вам не нравится наше угощенье?

Выполняют упражнение «Вкус­ное варенье».

Вдруг какой-то старичок- паучок

Нашу Муху в уголок поволок.

Выполняют упражнение «Часи­ки».

Хочет бедную убить,

Покусывают кончик языка .

Выполняют упражнение «Грибок».

Вдруг откуда-то летит

А в руке его горит

«Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!»

Подлетает к пауку,

И ему на всем скаку голову срубает.

Муху за руку берёт

И к окошечку ведет.

Прижимают широкий язык к верхним зубам .

Я злодея погубил,

Я тебя освободил.

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться».

Сказка о Весёлом Язычке

Жил-был Весёлый Язычок. Он любил иг­рать, путешествовать. Захотелось Язычку по­резвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).

(Дети улыбаются , обнажая нижние и верхние пере­дние зубы, приоткрывая рот, раз­двигают зубы.)

Выглянул он из домика, уви­дел ласковое солнышко и ре­шил погреться, позагорать. ( Уп­ражнение «Лопаточка».)

Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из до­мика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смот­реть по сторонам и зака­чался он, как маятник в старинных часах: впра­ во-влево. ( Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался.

Через минутку непосе­да выглянул снова. Уви­дел, как девочка на ка­челях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быст­рее. ( Упражнение «Качели».) И он так же пока­чался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказоч­ный домик с тремя сту­пеньками.

Язычок пошел гулять,

По ступенькам шагать.

Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попры­гал: Д-Д-Д. .(Упражнение «Ступеньки».)

Любопытный Язы­ чок заглянул в окош­ко и увидел там. Де­вочка собралась чис­тить зубы! Решил Язы­чок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зу­бы».) Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. За­грустил Язычок, но не­надолго. Огляделся вок­руг и увидел, как воз­водится новый много­этажный дом.

Интересно стало Язычку, что делают внут­ри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр»)

Хорошо потрудился Язычок, устал и спря­тался в домик поспать .Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснул­ся он и запел: «Ла-ла- ла, ла-ла-ла-ла. »

Вдруг услышал Язы­чок весёлую дробь бара­бана. Это Буратино сту­чит своими барабанны­ми палочками по крас­ному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок. (Упражнение «Барабанщик».)

Увидел Весёлый Язы­чок лошадку и вспом­нил, что давно не катал­ся. А лошадка хороша!

С головы до копыта.

И снова за дело.

(После каждой строчки дети «цокают».)

Вот какая сказка про путешествия Весёло­го Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.

Приду­майте новую сказку про то, что случилось даль­ше с Весёлым Язычком!

1. Буйко В.И., Репина З.А. «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999г.

2. Найденко Н.Е. «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике», журнал «Логопед№5-2012

3. Школьник Ю.К. Логопедия, изд. «Эксмо», 2006г.

Наш адрес:163044, Архангельская область, г. Архангельск, Цигломенский территориальный округ,ул. Лочехина, д.7, корп.1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector