Корригирующая гимнастика в старшей группе
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Корригирующая гимнастика в старшей группе

Гимнастика после сна в детском саду: теория и практика

Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.

Цели, задачи и приёмы

Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

  • подъём мышечного тонуса;
  • улучшение настроения;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • укрепление дыхательного аппарата;
  • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  • воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение , но и эмоциональная атмосфера всей группы

Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.

  1. Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
  2. Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.

Гимнастику после пробуждения стоит делать под музыку

Подробнее о гимнастике после сна в подготовительной группе можно узнать из нашей статьи — Проводим гимнастику после сна в подготовительной группе детского сада.

Виды гимнастики, или немного о терминах

Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.

Это интересно. Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo — выпрямляю, исправляю) — это вид лечебной гимнастики — специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.

Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая — это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:

  • коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
  • закаливание (если не считать прогулки, то закаливание — удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
  • ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
  • физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
  • профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).

Это интересно. Профилактическая гимнастика иногда называется бодрящей.

Типы упражнений

Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

  • упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
  • занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
  • корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
  • дыхательная гимнастика.

Правила проведения бодрящей гимнастики

Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:

  1. Температура воздуха в спальне не должна быть ниже +16/+18 градусов.
  2. Выбирать комплекс упражнений нужно с учётом занятий, которые были до сна. Например, перед обедом у малышей была сюжетная игра, значит, после сна можно больше внимания уделить блоку с приседаниями, пробежками, а также поворотам тела.
  3. Для тех карапузов, которые просыпаются раньше, неплохо было бы подготовить 1–2 комплекса упражнений, например, «ленивого» вида.

Деток, которые просыпаются раньше, нужно занять упражнениями, чтобы они не разбудили тех, кто ещё спит

Методика проведения

Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.

Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей

Таблица: картотека упражнений после сна

Дата Название упражнения Описание
Сентябрь Гимнастика в кровати
«Велосипед» И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз)
«Котёнок» И. п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котёнок встаёт на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз).
«Массаж рук» И. п. : сидя, скрестив ноги. Моем кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палец (6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза Я прошу подняться вас — это раз,
Повернулась голова — это два.
Руки вниз, вперёд смотри — это три.
Руки в стороны — четыре,
С силой их к плечам прижать — пять.
Всем ребятам тихо сесть — это шесть.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Рычание» Долго рычать на выдохе, оскалив зубы, согнув напряжённые пальцы рук, как когти.
«Сердитый пёс» Резкий вдох ртом, произнося «р-р… », с одновременным резким ударом рук внахлёст по спине (стоя, с наклонами). Такой же выдох через нос.
Октябрь Гимнастика в кровати
«Потягушки» И. п. : лёжа на спине. Тянемся пяточками вперёд и двумя руками вверх (6 раз).
«Чебурашка» И. п. : сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз).
«Буратино» И. п. : сидя на коленях, Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик»( 6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения, повторяют 3–4 раза. Скачут, скачут в лесочке,
Зайцы — серые клубочки,
Прыг — скок, прыг — скок.
Встал зайчонок на пенёк,
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз — шагают все на месте.
Два — руками машут вместе.
Три — присели, дружно встали.
На четыре потянулись.
Пять — прогнулись и нагнулись.
Шесть все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Перочинный ножик» И. п. : лёжа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносится на выдохе «Ха! ». Повторить 3–4 раза.
«Насос» И. п. — стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6–8 раз.
«Кто лучше надует игрушку?» Вдох носом (1- 4, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1–8).
Апрель Гимнастика в кровати
«Восхищение» И. п. : лёжа на спине. Поглаживание в области грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».( 6 раз) .
«Потягивание» И. п. : лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперёд, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперёд, левую руку вверх, вдоль туловища (6 раз) .
«Тестомес» И. п. : сидя по-турецки. Ребёнок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. (6 раз)
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5–6 раз Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног)
Притаился — мышку ждёт. (приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся)
И к коту не подойдёт (руки в стороны).
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Носик гуляет» Вдох и выдох через нос. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик балуется» При вдохе надавливать на крылья носа (мешать вдыхать). Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик нюхает приятные запахи» Поочерёдно закрывать пальцами ноздри и делать глубокий вдох. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик поёт песенку» На выдохе постукивать по крыльям носа и говорить ба, бо, бу. Выполнить 10 – 20 раз.

Этот комплекс можно назвать универсальным, так как, он направлен на профилактику проблем со здоровьем. Что же касается возрастных особенностей, то различия будут в кратности выполнения и количестве упражнений. Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.

Наглядность для проведения гимнастики

Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:

Лидирующие позиции остаются за игрушкой. Дело в том, что дети воспринимаю её как друга, товарища, а значит, более охотно выполняют поставленную задачу. Для младших групп такой персонаж выполняет функцию ролевой модели, а для старших — младшего товарища, которому требуется помощь друзей постарше.

Если есть возможность продемонстрировать малышам слайды, например, с тем героем, который пришёл их сегодня будить, то такой переход к бодрствованию будет лёгким и здоровым.

Массажный коврик также может быть обыгран в качестве средства наглядности: например, если он — лесная тропинка или мостик через речку

Видео: гимнастика после пробуждения (средняя группа)

Схема анализа гимнастики после сна

Чтобы понять, эффективно ли проведение упражнений после сна в конкретной группе детского сада, нужно оценить каждый из этапов её проведения по схеме. Для начала нужно указать:

  • название дошкольного учреждения и группы;
  • имя педагога;
  • дату проведения;
  • возраст детишек;
  • количество малышей в группе.

Таблица: образец схемы анализа

№ п/п Этап гимнастики Перечень и описание упражнений Временные рамки Вывод (цели достигнуты или нет) Примечания
1 Начало подъёма, туалет 3 минуты
2 Упражнения в постели
3 Упражнения на коврике 4 минуты
4 Дыхательные упражнения 3 минуты

Гимнастика после сна для детей очень важна. Ведь с её помощью малыши не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своём здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребёнка — одна из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Конспект корригирующей гимнастики после сна в старшей группе

Конпсект предназначен для воспитателей в проведении с детьми гимнастики после сна

Просмотр содержимого документа
«Конспект корригирующей гимнастики после сна в старшей группе»

Гимнастика в кровати

И.п.: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

В.п.: потянуться, вытягивая позвоночник

« Мы шагаем по дорожке»

И.п.: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

В.п.: подтянуть колено правой ноги к груди отвести ногу, согнутую в колене

влево. Повторить то же самое левой ногой.

Упражнение « Нарисуй радугу».

И.п.: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

В.п.: поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева на право и справа на лево. Ноги в коленях не сгибать

И.п.: лежа на спине ,ноги вместе, руки вдоль туловища.

В.п.: подтянуть ноги к груди, обхватить руками перейти в И.п.

Упражнение « Слепи красивое лицо».

И.п.: лежа на спине

В.п.: поглаживать лоб, щеки, крылья носа от центра у вискам. Мягко постукивать по коже, чтобы она была упругой

. « Туча ходит по кругу».

И.п.: лежа на спине.

В.п.: медленно и нежно подушечками пальцев обвести вокруг пупка, ласково рисовать круг, постепенно расширяя его.

И.п.: сидя на кровати.

В.п.: растирающими движениями помассировать стопу, пятку, пальцы, подъем стопы, щиколотки, голень. Прощупывающими, растирающими движениями помассировать колени.

Упражнение на прикроватном коврике
Я принесла с собой колючие шарики и хочу с вами поиграть. (Водят по правой руке, затем по левой)

Ходьба по тропе « Здоровья»

(Ходят по дорожке здоровья)

-И.п. стоя, ноги ни шире ступни, руки перед собой
1)1- поднять вверх
2-опустить за голову
3-поднять вверх
4-и.п
2)И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вверху
1-наклон вправо
2-и.п.
3-влево
4-и.п
3)И.п.- стоя на коленях, руки перед собой
1-поворот вправо
2-и.п.
3-поворот влево
4-и.п.
4)И.п.-стоя на коленях, руки перед собой
1-вместе правую руку вверх, левую вниз
2-и.п.
3-левую руку вверх, правую вниз
4-и.п
5)И.п. сидя на полу, руки внизу
1-подянть руки вверх
2-наклон к носкам
3-поднять руки вверх
4-и.п
6)И.п. стоя, ноги на ширине ступни, руки внизу
1-подянть руки вверх, правую ногу назад
2-и.п.
3-поднять вверх, левую ногу назад
4-и.п
7)И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, палка на полу
Поставим правую ногу на палку и покатаем, затем левую
8)Прыжки
И.п. основная стойка, палка на полу
Прыжки на правой ноге возле палки с правой стороны, затем прыжки на левой ноге с левой стороны, затем прыжки вместе с правой стороны

Звенит колокольчик. В окошко смотрит «Солнышко». (дети просыпаются).

Солнце уж не спит давно

смотрит к нам оно в окно.

Хорошо вам отдыхать

но пора уже вставать! ( 1 раз)

Сон прошел, и мы проснулись,
Улыбнулись, потянулись,

(Дети потягиваются, лежи на спине).

«Тихо -тихо колокольчик позвени,

всех мальчишек и девчонок разбуди.

Все проснулись, потянулись

и друг другу улыбнулись».

« Дождик капает, всюду лужи —

выше ноги поднимай.

Ноги нам мочить не нужно

по дорожке ты шагай!»

Что за чудо — красота,

В небе радуга повисла

как цветное коромысло!»

« По дорожкам пыль летит.

Гром грохочет, гром гремит!

Спрячемся от грома, громкого такого!

« У весны красы попросим

для себя,для всех ребят.

Лепим лоб, глаза и носик
щеки пусть огнем горят!

Туча по небу плывет.

Скоро сильный дождь пойдет.

Дождь весной для всех отрада,

Все дождю, конечно рады!»

теплый дождик кап, кап, кап.

Все залил дорожки.

Все равно пойдем гулять

Я принесла с собой колючие шарики и хочу с вами поиграть

Скорее их возьмите и по ручкам проведите.
Сначала с правой поиграем,
потом с левой поиграем.

-По дорожке не простой,
По неровной, по колючей,
По шершавой — вот какой!
Мы проснулись, мы готовы
Петь, играть и бегать снова.
Дружно нам сказать не лень:
«Здравствуй, день, веселый день!»

-По ходу движения мы берем палки в правую руку, и кладем на правое плечо. Посмотрите как это делаю.
-Через центр в 2 колонны марш!

Читать еще:  Картотека комплексов утренней гимнастики в старшей группе
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector