Гимнастика пробуждения в 1 младшей группе
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Гимнастика пробуждения в 1 младшей группе

Гимнастика после сна в первой младшей группе: теория и практика проведения

Пользу сна для физиологического и психологического здоровья ребёнка переоценить сложно. А послеобеденный отдых имеет огромное значение для создания во второй половине дня хорошего настроения у детей. Важно и то, как происходит переход от сна к бодрствованию, ведь малыши от 1,5 до 3 лет ещё совсем маленькие, им трудно быстро переключаться. Для облегчения этого процесса разработана гимнастика пробуждения, она же бодрящая гимнастика.

Что такое гимнастика после дневного сна

Гимнастика после дневного сна — несколько упражнений для физической нагрузки, с помощью которых под стихотворения и спокойную музыку организуется переход от дневного сна к активности. Для малышей первой младшей группы комплекс имеет общий сюжет, в котором часто действует один герой для подражания. Для детей 1,5 — 3 лет нагрузка распределяется между следующими видами упражнений:

  • для выполнения в кроватках (потягушки, махи ручками-ножками);
  • для выполнения возле кроваток как части заданий активного этапа (бег на месте, медленные приседания, элементы дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, ходьба по массажным коврикам);
  • для создания игровой ситуации (подвижные забавы).

На выполнение гимнастики пробуждения уходит максимум 5–7 минут.

На проведение бодрящей гимнастики после тихого часа в среднем уходит около 6 минут

В процессе разработки комплекса (подбора и продумывания упражнений) учитывается также общая специфика педагогического процесса данного детского сада. Другими словами, если, например, в дошкольном детском учреждении есть группы, практикующие процедуры закаливания, то и упражнения обязательно включают обливания или умывания холодной водой. Кроме того, в таких группах гимнастика пробуждения часто проводится на улице вне зависимости от времени года.

Цели гимнастики после сна

Гимнастика пробуждения имеет следующие цели:

  • поднятие мышечного тонуса;
  • улучшение эмоционального состояния;
  • предотвращение нарушений осанки и развития плоскостопия;
  • воспитание у деток привычки делать разминку после пробуждения.

При выполнении гимнастики детям необходимо воздерживаться от резких движений во избежание растяжений и возможного головокружения.

Для первой младшей группы упор делается на ходьбу на носочках, а также приподнимание туловища.

Задачи гимнастики после сна

В качестве задач выполнения бодрящих комплексов выделяют следующие:

  • профилактика тревожности, раздражительности и формирование позитивного эмоционального фона в группе;
  • оздоровление опорно-двигательного аппарата;
  • развитие координации;
  • совершенствование мелкой и крупной моторики;
  • воспитание привычки правильного пробуждения.

Приёмы для проведения гимнастики пробуждения

Чтобы методически грамотно решить поставленные задания, педагог может использовать комбинацию приёмов:

  1. Музыкальность — упражнения рекомендуется выполнять под негромкие звуки природы или тихую музыку.
  2. Сюжет — все задания, которые входят в комплекс, связаны единой фабулой.
  3. Наглядность — картинки, развешанные в спальне, куклы, которые «приходят» будить ребят — приёмы, вовлекающие малышей в работу.
  4. «Ленивая» гимнастика, то есть упражнения, которые выполняются в кроватках.

Упражнения ленивой гимнастики выполняются в начале комплекса

«Ленивые» и другие упражнения

Как правило, педагог старается сделать комплекс, который включал бы в себя все вышеназванные компоненты. Однако из-за того, что на гимнастику выделяется довольно мало времени, а также требований образовательных стандартов, в календарно-тематические планы заносятся отдельные виды гимнастики с чередованием каждые 2–4 недели. Так, в сентябре дети делают разминку в постели, в октябре — самомассаж, но при этом потягушки они неизменно выполняют в течение всего года. Другими словами, в первой младшей группе с установленной периодичностью проводятся разные виды гимнастических приёмов:

  • упражнения для выполнения в постели — «ленивая гимнастика»;
  • подвижные игры;
  • пробежки по массажным коврикам;
  • лечебно-восстановительные процедуры или коррегирующие упражнения для предотвращения сколиоза, плоскостопия, для закаливания;

Упражнения возле кроваток направлены на оздоровление опорно-двигательного аппарата

Массажные коврики можно купить в готовом виде, а можно сделать своими руками — например, нашив на плотную ткань пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, фломастеры или насыпав на клеевую основу крупу, горох.

Правила бодрящей гимнастики

  1. Подбирая комплекс заданий, необходимо учитывать те занятия, которые проводились до сна. Если перед обедом у малышей была физкультура, то в побудку не стоит включать упражнения, требующие интенсивных нагрузок на организм.
  2. Для создания оптимальных условий выполнения упражнений температура в комнате не должна быть ниже 16–18 градусов.
  3. Поскольку все детки просыпаются в разное время, есть смысл подготовить пару упражнений на самомассаж, например, с массажными мячиками. Но, учитывая возраст подопечных, педагоги должны направлять и корректировать действия малышей.
  4. Формой одежды для выполнения гимнастики в помещении являются трусики и маечка. Упражнения выполняются босиком. Чешки или носки требуются лишь в том случае, если в комплекс входят танцевальные элементы.

Методика проведения

Чтобы достичь поставленных целей проведения бодрящей гимнастики, необходимо, как уже говорилось, чередовать комбинации упражнений из наборов для каждого вида. При этом не стоит включать в один комплекс более 2–3 видов упражнений, так как в этом случае будет сложно подобрать общий сюжет для выполнения заданий, что является требованием к проведению работы по оздоровлению: физические нагрузки представляются в игровой форме.

В игре в процессе гимнастики пробуждения воспитатель является ведущим

Картотека упражнений для бодрящей гимнастики

Подборка заданий осуществляется с учётом плана работы группы.

Таблица: тематические комплексы бодрящей гимнастики для первой младшей группы (фрагмент), автор Елена Анатольевна Просекина

Временной промежуток Комплекс Блок упражнений Название Суть Рифмовка
Март «Петушки» В кроватках «Побудка» «Погреем крылышки на солнышке» — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх со словами «погреем», опустить.
«Спрячь ножки» — лёжа на спине, ноги поднять вверх, со словами «спрячь ножки» опустить на кровать.
Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать.
Пойдёте на зарядку,
Пойдём со мной гулять.
Возле кроваток Ходьба Вот шагает Петушок,
Золотистый гребешок.
Он цыпляток догоняет
И в курятник загоняет.
Прыжки Подскоки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд. Руки держать свободно. «Весёлые Петушки» (20 секунд). Нет
Ходьба по дорожке здоровья «Петушок гуляет»
Подвижная игра «Найди свой домик» Дети рассаживаются на стульях, воспитатель говорит: «Пойдём гулять» — малыши расходятся кто куда. По сигналу «домой», все бегут обратно и занимают свои места. Нет
Апрель «Лягушки» В кроватках «Потягивание» Упражнение на расслабление мышц лица «Лягушка» (показать движение губ, соответствующие артикуляции звука «и») Мы весёлые лягушки —
Тянем губы прямо к ушкам!
Возле кроваток «Мы лягушки» Мы лягушки-попрыгушки (подняться на носки, потянуться),
Неразлучные подружки (сделать полуприсед),
Животы зелёные (повороты в стороны),
С детства закалённые.
Мы не хнычем, мы не плачем (наклоны),
Целый день по лужам скачем (прыжки),
Спортом занимаемся!
Ходьба по дорожке здоровья
Подвижная игра «Журавли и лягушки»
  1. «Лягушки» садятся на корточки на ковре, за ними стоят «журавли».
  2. Воспитатель вместе с «лягушками» говорит слова рифмовки, после чего «лягушки» разбегаются с ковра, а «журавли» стараются их поймать.
  3. «Лягушки» скрываются на коврике-ставке.
  4. Если же поймали, то участник садится на коврик до следующего сбора всех «лягушек».
Вот с насиженной гнилушки
В воду шлёпнулись лягушки.
И, надувшись, как пузырь,
Стали квакать из воды:
«Ква, ке, ке, Ква, ке, ке.
Будет дождик на реке».
Май «Мышки» В кроватках «Потягивание» Дети имитируют все движения, описанные в рифмовке:
Мышки глазки открывали
И зарядку делать стали:
Мышки лапки поднимали,
А потом их опускали.
И сгибали быстро ножки,
Словно мчались по дорожке.
А потом они игрались:
На животике качались.
Возле кроваток «Мышки прыгали» Дружно мышки все вставали,
Ловко-ловко прыгать стали. (Прыжки на двух ногах).
Мышки, мышки, поспешите:
Ножками потопочите (ходьба на месте с поворотом головы влево-влево),
Друг на друга посмотрите.
И опять потопочите.
Ходьба по дорожке здоровья: «Мышки крадутся». Мышки низко приседают
И по камушкам шагают.
Вот дорожка, проходите,
Кошку вы не разбудите.
Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти.
Подвижная игра «Кошки-мышки» Все дети формируют круг и держатся за руки, как в хороводе. Мышка должна находится снаружи круга, а кошка — внутри. Задача кошки поймать мышку, а задача круга — не позволить это сделать. В это время движения мышки не ограничены и она свободно может передвигаться как в кругу, так и за его пределами. Когда кошка наконец-то поймает мышку, мышка принимает роль кошки, а все остальные участники выбирают мышку. Мышки будут убегать,
Кошка будет догонять.
Все мы весело играли,
Умываться побежали.

Временной план

Для сохранения положительного настроя бодрящая гимнастика должна вписываться в рамки определённого хронометража. Для деток 1,5–3 лет распределение времени на каждый этап работы будет таким:

  • упражнения в кроватках — 2–3 минуты;
  • упражнения возле кроваток (в том числе ходьба по массажным коврикам) – 1–2 минуты;
  • подвижная игра — 2 минуты.

Маленькие дети трудно пробуждаются, поэтому на упражнения в кроватках отводится больше времени. При этом увеличение количества минут происходит за счёт замедления темпа выполнения заданий, а не повышения количества нагрузок.

Видео: комплекс упражнений гимнастики пробуждения «Котёнок» в первой младшей группе

Как анализировать такую гимнастику

Как любой другой структурный элемент учебно-воспитательного процесса, бодрящая гимнастика требует тщательного анализа. Цель такого мониторинга заключается в составлении общей картины эффективности мер, направленных на укрепление здоровья и общее развитие малышей; анализ позволяет понять, нужны ли дополнительные корректировки в подходе воспитателя к данному вопросу. Анализ проводится один раз в 2–4 недели по мере введения новых комплексов. В начале указываются общие данные:

  • название дошкольного учреждения и группы;
  • имя педагога;
  • дата проведения гимнастики;
  • возраст детишек;
  • количество малышей в группе.

Таблица: образец схемы анализа бодрящей гимнастики

№ п/п Этап гимнастики Перечень и описание упражнений Временные рамки Вывод (цели достигнуты или нет, уложились ли в отведённое время, все ли дети справились) Примечания
1 Начало подъёма, туалет 3 минуты Вывод (На усмотрение воспитателя)
2 Упражнения в постели (Перечислить конкретно и описать) Вывод (На усмотрение воспитателя)
3 Упражнения возле кровати (в том числе хождение по массажным коврикам) (Перечислить конкретно и описать) 1–2 минуты Вывод (На усмотрение воспитателя)
4 Подвижная игра (Перечислить конкретно и описать) 2 минуты Вывод (На усмотрение воспитателя)

Дневной сон помогает малышам 1,5 – 3 лет восстановить силы после разных видов активности, а также позволяет привыкнуть к новой для них жизни в детском саду. Методически грамотно построенная бодрящая гимнастика позволяет аккуратно встроить его в общий распорядок дня, что необходимо для гармоничной организации педагогического процесса.

Гимнастика пробуждения после дневного сна для младшей ясельной группы

Послеобеденный дневной сон — важная составляющая для развития и отдыха ребенка. Гимнастика после сна в младшей группе нужна для того, чтобы быстро и легко проснуться, быть бодрым и активным, особенно в ясельный период жизни ребенка. Для этого есть специальные техники и упражнения. Большинство упражнений направлены на повышение общего мышечного тонуса ребенка.

Цель гимнастики после сна в 1 младшей группе детского сада

Цель гимнастики заключается в том, чтобы бодрить детей.

Дети просыпаются в детском саду

Для этого используется комплекс из тихой медленной музыки, стихотворных строк и движений. Методики включают в себя:

  • потягивание;
  • чередование медленных взмахов руками и ногами;
  • разминка пальцев рук;
  • упражнение дыхательных органов.

Это все направленно на то, чтобы взбодрить тело после сна. Медленные движения в такой зарядке исключают растяжение мышц, гиперактивность и возможную головную боль.

Обратите внимание! В эту программу по ФГОСу входят все необходимые физические нагрузки, закаливание и водные процедуры.

Данные упражнения направлены на укрепление иммунитета, здоровья, повышение тонуса мышц. Веселые методики помогают сохранять малышам позитивный эмоциональный настрой на протяжении всего дня. Зарядка выступает профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата. Программа нацелена на выработку у детей полезной привычки делать разминку после сна.

Важно! Длительность разминки в среднем составляет 10-15 минут. Упражнения после обеденного сна учитывают характер занятий до засыпания детей. Они менее интенсивны, чем утренние занятия. Чтобы заинтересовать детей, выполнение данной программы необходимо проводить в игровой форме.

Летнее время особо любимо детьми, поэтому игры и зарядку рекомендуется проводить на свежем воздухе во дворе детского сада. После бурных игр утром летом детям быстро хочется спать. В это время воспитателям необходимо пристальней следить за своими подопечными.

Разминка в постели

Физические упражнения после пробуждения делятся на четыре этапа:

  1. Упражнения делаются в кровати. Дети потягиваются, разминают руки и ноги. Гимнастика выполняется неспешно в течение 3-4 минут.
  2. Второй этап занимает от 5 до 8 минут — разминочная ходьба и игра с использованием различного спортивного инвентаря. В этом этапе присутствуют индивидуальные занятия для коррегирования нарушений опорно-двигательной системы.
  3. Третий этап включает в себя выполнение дыхательных упражнений. Время на проведение увеличивается до 5 минут, если дети уже выполняют данное упражнение не первый месяц.
  4. Индивидуальные занятия по закаливанию детей.

Обратите внимание! Такие занятия рассчитаны на 7-дневный комплекс упражнений.

Картотека гимнастики в 1 младшей группе

Картотека просыпательной гимнастики различается по месяцам и проводится круглый год. Расписание ориентировано на разнообразные упражнения в зависимости от месяца года.

Обратите внимание! Ребенок впервые попадает в большое окружение других детей. Это значит, что неминуемы различные заболевания. Степень нагрузки и сложности заданий обсуждается вместе с врачом. Для детей с отклонениями и патологическими нарушениями назначается индивидуальная программа.

Сентябрь

Проводится два вида занятий. «Мы проснулись» включает в себя потягивания, хлопанье ладошками и кручением велосипеда. «Колобок» — разминка в постели с применением самомассажа и ходьбы на месте. «В гостях у солнышка» направлена на снятие эмоционального напряжения и установление позитивного настроя.

Октябрь

В это время актуальна методика «Просыпающиеся котята» под звуки колыбельной песни «Серенькая кошечка». Дети выполняют движения по тексту песенки. Прослушивая музыку, они имитируют кошачьи движения: моют лапки, встряхивают руками, умываются и гладят себя по животу.

Ноябрь

Упражнение «Веселый зоопарк» направлена на корригирующую и дыхательную гимнастику.Представляет собой имитацию детьми разных животных. Во время «Пряток» малыши делают дыхательные упражнения, одновременно имитируя животных по тексту песни. После окончания музыки дети встают и идут выполнять закаливающие процедуры.

Декабрь

Упражнение «Лисичка» с элементами дыхательных упражнений. Гимнастика «Часики» подразумевает скрещивание и опускание в разные стороны рук и ног. Во время медленного бега дети размахивают в разные стороны руками, периодически переходя на медленный шаг. При каждом маленьком шаге хлопают себя руками по бокам.

Январь

В этом месяце проводится методика «Любимые игрушки», которая делится на пять маленьких упражнений. «Кукла» — лежа на спине под такт музыки нужно поворачивать головой и руками, показывая остальным детям свою игрушку.

Обратите внимание! «Заводная машина» — дети поочередно вращают руками и ногами, темп постепенно ускоряется, а потом замедляется.

Когда доходит до игры в «колобок», дети садятся и прижимают ноги к груди. Руки находятся сзади и упираются на кровать, вторым движением они обнимают свои ноги. Упражнение делается медленно и повторяется 5-6 раз. Во время «Забавной обезьянки» малыши переворачиваются с живота на спину и обратно. «Надуем воздушный шарик» — воспитанники набирают носом с шумом воздух и через пару секунд выдыхают ртом.

Есть и другой вид просыпательной гимнастики — «Жучки-паучки». Во время проведения зарядки воспитатель говорит подопечным, какая часть тела проснулась, и они должны показать: потереть глаза, потрясти руками и т. д.

Обратите внимание! Упражнение проводится в положении лежа на спине.

Февраль

Разминка «Мишка» начинается в постели с поворотов головы, сгибания и разгибания рук, легкого поглаживания своего тела. После дети встают, приседают и прыгают. Во время упражнения «Насос» происходит сгибание и разгибание рук в локтях, ноги сгибаются к груди.

«Петушок» — это дыхательное упражнение, в котором надо повторять слова и делать зарядку по тексту. Во время разминки «Потягивание» руки вытягиваются и хлопают. После вытягиваются ноги. На протяжении 15 секунд проводится гимнастика «велосипед».

Выполнение дыхательной гимнастики с игрушками

Апрель

В этом месяце актуальна разминка «Колобок». Лежа на спине, дети поворачивают туловище влево-вправо, после чего поочередно поднимают ноги вверх. Когда эта разминка заканчивается, малыши тянутся туловищем вверх, как кошки. Другое упражнение называется «Мотаем нитки» — воспитанники делают круговые движения руками, как бы наматывая нитки. После они наклоняются вниз и хлопают по коленям руками. Через 5-7 повторов дети ложатся на спину и делают «велосипед».

Гимнастика «Яблоко» проводят после начальной разминки. Дети повторяют движения по тексту песни. И последнее занятия в мае — «Бегемотики». Во время этого упражнения дети, лежа на кровати, поочередно выпрямляют руки, переворачиваются со спины на живот и обратно. После, лежа на спине, активно двигают руками и ногами, затем встают и повторяют разминку стоя.

Правила проведения гимнастики

Важно! Детей нельзя заставлять что-либо делать. Главный фактор — добровольное выполнение указаний воспитателя. Если ребенок отказывается делать тот или иной вид игровой разминки, необходимо мягко узнать причину его действий. Принуждение к игровым упражнениям негативно скажется на воспитании и выработке привычки заниматься физическими упражнениями.

Ходьба по массажной дорожке

Как при провидении любого занятия, воспитанникам нельзя давать сильную нагрузку. Любые движения должны быть плавными и аккуратными. Важно избегать любых резких движений. В комплекс занятий добавляют упражнения для предотвращения плоскостопия, ходьбу по массажным коврам. Во время занятий детсадовцы одеты в трусики и майки. Лишняя одежда будет сковывать движения.

Обратите внимание! Для упражнений, связанных с бегом и танцами, надеваются носки.

Исходя из вышесказанного, можно увидеть, что утренняя гимнастика не только помогает легко проснуться ребенку и быть активным весь день, но и укрепляет здоровье и иммунитет, вырабатывает хорошую привычку заниматься физической культурой. А самое главное — она помогает с раннего возраста детям быть сплоченными и относится к труду с позитивом.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Читать еще:  Комплекс утренней гигиенической гимнастики
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector