Артикуляционная гимнастика вкусное варенье
Артикуляционная гимнастика «Лошадка. Часики. Вкусное варенье»
Морозова Елена
Артикуляционная гимнастика «Лошадка. Часики. Вкусное варенье»
Упражнение «Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щёлкать
медленно, но сильно. Тянуть подъязычную связку.
Проделать 10 – 15 раз.
Упражнение «Часики»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно,
то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла
рта в медленном темпе под счет. Проделать 15 – 20 раз.
Упражнение «Вкусное варенье»
Высунут широкий язык, облизать верхнюю, нижнюю губу и
убрать вглубь рта. Повторить 15 раз.
Упражнение «Трубочка». «Хоботок».
Вытянуть губы вперед, чтобы они напоминали хоботок слоника.
Попросите ребенка повторить упражнения, удерживая
губы «хоботком» 3 – 5 секунд.
Открыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо,
делая движения вперед – назад (от зубов вглубь ротовой
полости и обратно). Движения выполнять под счёт:
Рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним
коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.
Удерживать в таком положение 15 секунд.
Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края
языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий
язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта. Проделать 15 раз.
В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика
перемещается вперед – назад.
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху.
Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
Удерживать язык в таком положении 10 – 15 секунд.
Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы.
Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий, расслабленный
язык на нижнюю губу, а затем отодвиньте язык за нижние
зубы – «язычок спрятался».
Высуньте изо рта и втяните широкий, как лопатка, язык,
совершая при этом соответствующие движения.
Упражнение «Чистим нижние зубки»
Открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх – вниз, повторяя их в спокойном темпе 6 – 10 раз.
Упражнение «Чистим верхние зубки»
Открыть рот и широким кончиком языка погладить верхние
резцы с внутренней стороны. Движения языком следует
совершать влево – вправо в спокойном темпе 6 – 10 раз.
Широко открыть рот, прижать широкий язык всей
плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком
положении 5 – 10 секунд.
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно,
то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
Повторить 10 – 15 раз.
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.
Откройте рот и, улыбаясь, высунуть как можно дальше
напряженный язык. Придайте ему форму длинного и тонкого
жала и удерживайте в этой позе в течение 3 – 5 секунд.
Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь,
сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать
вглубь рта. Делать языком в медленном темпе 15 раз.
Презентация «Артикуляционная гимнастика» Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.
Веселая артикуляционная гимнастика У наших деток нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика, я решила, что совместная артикуляционно-пальчиковая гимнастика, при которой.
Артикуляционная гимнастика Карточка № 1 Упражнение «Бегемотик» Бегемотик рот открыл, Подержал, потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота. Учимся.
Упражнения по артикуляционной гимнастике «Лягушка и слоник. Качели. Вкусное варенье» Лягушка и слоник. Жил был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.
Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика Зачем нужна гимнастика? Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом.
Презентация «Артикуляционная гимнастика» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (Сообщение для воспитателей ДОУ к презентации учителя-логопеда МАДОУ ЦРР-д/с №5 ЩМР МО) Гимнастика для рук,.
Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» Артикуляционная гимнастика Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.
Буклет «Артикуляционная гимнастика» 1. «Заборчик» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».
Артикуляционная гимнастика вкусное варенье
При отработке правильного звукопроизношения педагогу необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т.е. в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми педагогу следует изучить поло жение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зеркалом. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользоваться учебными пособиями по логопедии.
Когда артикуляционный уклад звука будет педагогом усвоен, следует заняться подбором артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звуков. Упражнения к основным звукам даны в приложении. Они помогут выработать правильный артикуляционный уклад.
Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным образом, например с предметом, изображенным на картинке (широкий кончик языка — лопаточка, узкий кончик языка — иголочка и т.п.). В последующей работе при показе картинки дети будут выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны педагога.
В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику — систему упражнений для речевых органов. Ее цель — совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.
Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии — усвоению слов сложной слоговой конструкции.
к проведению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно два раза:
в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики — 5 минут.
Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается педагогом (см. приложение) в соответствии с разрабатываемым звуком.
В комплекс входят 4-5 упражнений: 2-3 статических и 2-3 динамических. Например, комплекс «Артикуляционные упражнения к постановке звука Ш»: статические: «Трубочка» и «Чашечка»; динамические: «Маляр», «Дятел» и «Лошадка».
Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука (например, в вышеприведенном комплексе упражнение «Дятел» можно заменить упражнением «Вкусное варенье»).
В результате педагог каждую педелю знакомит детей с одним новым упражнением и отрабатывает его в артикуляционной гимнастике.
Знакомство с новым артикуляционным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Например, упражнение «Вкусное варенье» целесообразно проиллюстрировать таким рассказом.
«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в дерев не. Однажды он приехал к пен и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовку, где на полках стояли банки с вареньем. Спустя немного времени Карлсон вышел оттуда, облизывая свои губы. Вот так (показ педагога).
Затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контролирует правильность его выполнения каждым ребенком.
После этого педагог показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, по уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком.
Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед ними — педагог встает за их спинами. Все видят друг друга в зеркале. Общение, показ артикуляционных поз также происходит через них. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видят картинки, которые демонстрирует педагог. А педагогу видно, как дети выполняют предложенные артикуляции.
Предлагается использовать в артикуляционной гимнастике упражнения, описания которых приводятся ниже.
Цель. Развивать круговые мышцы губ.
Губы растянуты (улыбка), видны со мкнутые зубы. Удерживать губы в та ком положении следует 10—15 секунд.
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.
Цель. Развивать подвижность губ.
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.
Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.
Расслабленный широкий кончик языка положить па нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.
Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.
Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.
Рот приоткрыт, копчик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края при жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на копчик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.
Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.
Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.
Рот широко раскрыть, широкий кои чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо ковые края языка прикасаются к верх ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.
Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.
Губы сложены трубочкой. Щеки вчя- нуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательпые и размыка-тельные движения.
Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы,а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.
Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.
Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.
Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.
Цель. Разрабатывать подвижность копчика языка.
Широко открыть рот. Языком с силон ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д». подражая дятлу: д-д-д-д-д (15—20 секунд).
Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20-25 раз.
Цель. Учить вызывать самостоятельное дрожание копчика языка под действием сильной воздушной струи.
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная па кончик языка, приводит его в движение — язык дрожит.
19. «Покусывание кончика языка».
Цель. Активизировать мышцы кончика языка.
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).
Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.
Цель. Укреплять боковые мышцы языка.
Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.
Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа — налево).
Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения — 20 секунд.
Цель. Отрабатывать позиции «тон кий и широкий язык» с механической помощью (зубы).
Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.
Цель. Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.
Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, за тем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.
Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
Цель. Развивать боковые мышцы языка.
Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально вы двигать и убирать в глубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.
Цель. Вырабатывать подвижность губ.
Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).
Артикуляционная гимнастика на все звуки
Для нормального развития речи и четкого произношения всех звуков, необходимо следить за состоянием артикуляционного аппарата.
В него входят следующие органы: гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо (ротоглотка), зубы верхней и нижней челюсти (они формируют прикус), губы, носоглотка (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.
Многое из перечисленного нужно контролировать со стороны медицины и обследоваться у специалистов по мере надобности.
Но что касается движений языка, губ, то их можно немного корректировать с помощью постоянных упражнений.
Вот о них мы и поговорим. Сейчас рассмотрим максимальное количество артикуляционных упражнений, которые вы можете выполнять с малышом дома перед зеркалом.
ЯЗЫЧОК И ДОМИК
- Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.
- Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.
- После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.
БЕГЕМОТИК
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
УЛЫБКА (лягушка улыбается)
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
ХОБОТОК (набираем водичку хоботом)
Описание упражнения 1: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.
Описание упражнения 2: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
ЗМЕЙКА
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
ЁЖИК БЕГАЕТ ПО КРУГУ
Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.
РАСЧЕСКА
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.
ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК
Описание упражнения: надуть одну щёку — сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
ЧАСИКИ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
КАЧЕЛИ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» — опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
ФУТБОЛ
Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох — через нос, выдох — через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.
ИНДЮК
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была…
МЕСИМ ТЕСТО (Наказываем непослушный язычок)
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами — та-та-та…; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием
БЛИНЧИК
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали?
Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
ЧАШЕЧКА
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой.
Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.
ЧИСТИМ ЗУБЫ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.
После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем!
Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.
КИСКА СЕРДИТСЯ (ГОРКА)
Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.
Описание упражнения: улыбнуться, окрыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.
Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.
Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.
ПАРУС
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
МАЛЯР
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.
ГРИБОК
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.
ГАРМОШКА
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотри упражнение «Гриб» на с. 34). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.
ДЯТЕЛ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала
медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.
- Потом дятел стал стучать по-другому: «Д-дд, Д-дд…» (выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 секунд.
- А потом вот так: «дд-Д, дд-Д…». Выполнять 10-15 секунд.
КОМАРИК
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.
МОТОРЧИК
Давай мы попробуем завести моторчик.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын…» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.
А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН — дын, дын; ДЫН — дын, дын…» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.
Эти все изображения взяты из книги Елены Косиновой «Гимнастика для развития речи».
Отдельно изображения можно скачать на сайте ЗДЕСЬ, а всю книгу можно приобрести в отделах учебной литературы или в интернет-магазинах.
Артикуляционная гимнастика вкусное варенье
Развитие речи
Четкие пошаговые логопедические методики
способные дать мощный толчок в развитии речи.
Артикуляционные упражнения. Часть 3
Приключения Веселого язычка
(шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ, звук Р)
Жил – был веселый Язычок. Он очень любил, чтоб в его домике Ротике всегда было чисто и уютно. Поэтому он каждый день чистил свои зубки – двери (описание упражнения см. в разделе «Артикуляционная гимнастика. Свистящие звуки») и регулярно белил потолок.
Маляр
Для того, чтоб побелить потолок своего домика, Язычок превращался в волшебную кисточку. Он поднимался вверх и красил потолок движениями вперед – назад. Он внимательно следил за тем, чтоб не выскочить наружу из домика поэтому крепко прижимался своим кончиком к верхнему небу. Водим языком по верхнему небу вперед – назад, следим, чтоб кончик языка не выскакивал за зубы и не отрывался от неба. Повторяем упражнение по 5 – 6 секунд 4 -5 раз.
Язычок назад – вперед
Словно кисточку мы взяли
С язычком мы так играли
Чашечка
Поработал язычок и устал немного. Решил он отдохнуть и чаю попить. Что нам надо, чтоб пить чай? Правильно чашка для чая. Давай сделаем наш Язычок чашечкой для чая. Поднимем широкий язык к верхней губе. Будет наш Язычок как чашечка. Держим нашу чашечку. Удерживаем в таком положении язык до 5 секунд. Повторяем упражнение 5 – 6 раз.
Маму в гости мы позвали.
Язычок мы к носу тянем
Чашку с чаем представляем
Дуем на носик
Налили чай в чашечку, а он такой горячий, что стал Язычок дуть на чай. Но ему было скучно просто так дуть, и он решил сделать это занятие игрой, Поиграть с игру «А вам слабо?» Стал Язычок сдувать пушинки с кончика носа. Давай поиграем и посмотрим, у кого пушинка улетит выше.
Кладем на кончик носа пушинку из ваты и сдуваем ее в положении язык Чашечкой. Следим, чтоб струя воздуха шла на кончик поднятого языка, а не на нижнюю губу. Пушинка должна лететь прямо вверх. Повторяем 7 – 8 раз.
Ватку с носика сдуваем.
И летит пушинка вверх,
Слышен наш веселый смех!
Вкусное варенье
Остудил Язычок чай и стал его пить с вкусным клубничным вареньем. Варенье было таким вкусным, что Язычок измазал им все свои ворота – губы. Надо помочь Язычку сделать губы чистыми и правильно слизать варенье. Поднимаем широкий язык наверх, прижимаем к верхней губе и втягиваем язык в домик – рот. Повторяем 5 – 6 раз.
Кушать просто наслажденье!
Губы сладкие у нас
Облизать их надо враз!
Конфетка
Вкусным было варенье, но конфетка ириска еще вкусней. Решил Язычок напоследок съесть ириску. А она взяла и приклеила язычок к верхнему небу. Язычок пытается оторваться, рот закрывает — открывает и никак. Присасываем широкий язык к верхнему небу и закрываем – открываем рот. При этом язык остается на месте. Повторяем 4 – 5 раз и с щелчком отрываем язык вниз. Упражнение позволяет хорошо растянуть подъязычную уздечку. Выполняем упражнение 5 – 6 раз. Молодей, наконец – то оторвали наш Язычок от конфетки.
Не каждый сможет съесть ее.
Приклеит язычок так крепко
Что с силой оторвем его!
Дятел
Попил наш Язычок чаю с конфетой и вареньем и вдруг слышит, кто –то за окном стучит Ды – ды – ды – ды… Выглянул в окошко, а это дятел прилетел на дерево под окном и стучит своим клювом по коре. Стучит и прислушивается, где жучки прячутся под корой. И дятел стучит, то быстро, то медленно. Вот так. Рот широко открыт, язык поднят вверх, кончик упирается в альвеолы. Не роняя язык вниз, громко и медленно стучим кончиком по альвеолам: ды – ды – ды…. Следить, чтоб работал только кончик языка. На первых порах, пока ребенку трудно удерживать язык вверху и стучать по альвеолам, можно использовать палец ребенка. Кладем указательный палец поперек нижних зубов под поднятый язык. В таком положении язык не падает вниз и его кончик работает вверху. В дальнейшем палец убираем. Повторяем упражнение в течении 10 – 20 секунд до 30 раз в день.
Дын – дын – дын,
Да дын – дын – дын?
Это дятел, добрый дятел
Постучи и ты за ним.
Еще больше информации в наших группах соц.сетей:
Еще больше информации в наших группах соц.сетей:
Советы родителям по выполнению артикуляционной гимнастики
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.
Для произнесения каждого звука требуется слаженная, согласованная, тщательно координированная работа различных органов (диафрагмы, легких, гортани, мягкого неба, губ, щек, языка и др.) Здесь на помощь придет артикуляционная гимнастика.
Давайте познакомимся с артикуляционными упражнениями. Наиболее часто используются следующие: «Лягушечка-хобот ок», «Заборчик», «Лопаточка (Блинчик)», «Иголочка (Змейка)», «Качели», «Футбол (Орешки)», «Часики», «Чистим зубки», «Киска злится (Горка)», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан (Дятел)», «Маляр» (см. Приложение ). Описанные традиционные, их названия стойко закрепились в специальной литературе, хотя в различных источниках могут быть некоторые расхождения. Помимо традиционных, хорошие результаты в работе с детьми, страдающих сложными речевыми нарушениями (например, дизартрией), дают упражнения с элементами самомассажа: «Расческа», «Кусаем язычок», «Наказать непослушный язычок», «Месим тесто», «Почеши щечку о зубки».
Познакомившись с правильной артикуляционными укладами, становится понятным, какие упражнения необходимы для постановки того или иного звука, на что следует обратить внимание (№ 1-7 — основной комплекс, № 8-9 – дополнительные упражнения для свистящих звуков, № 10-11 – упражнения для шипящих звуков, № 12-16 – упражнения для звуков Р, РЬ).
Необходимо выработать у ребенка сильную, направленную воздушную струю. Это важно не только для постановки звука, но и для профилактики простудных заболеваний. Здесь помогут разнообразные пособия: вертушки, мыльные пузыри. Кроме того, дуть можно на листочки, снежинки, перышки, карандаш и многое другое. При выполнении упражнений на дыхание следят, чтобы ребенок не поднимал плечи, не надувал щеки, помещение предварительно следует проветрить. Дыхательные упражнения достаточно выполнять 2-3 минуты. Помните, что новое артикуляционное упражнение можно вводить только тогда, когда хорошо усвоены предыдущие, занятие не должно превышать 15-20 минут, проводиться на фоне положительных эмоций. Придумывайте, фантазируйте, сочиняйте и успех не заставит себя долго ждать!
Улыбнуться, показать сомкнутые зубки, как при звуке И, затем губы округлить и вытянуть вперед, как при звуке У.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Улыбнуться, открыть рот; высунуть острый язык изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так,
чтобы под щекой надувались «мячики».
Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то
к правому. Повторить 5-10 раз.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
9.«Киска злится (Горка)»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и. не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу И обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Губы в улыбке. Покусывать зубами кончик языка, или от кончика до средней части спинки языка.
19.«Наказать непослушный язычок»
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
Губы в улыбке. Покусать боковые края языка. Сначала с одной стороны, затем с другой.
21.«Почеши щечку о зубки»
Покусывать зубами то одну, то другую щеку.
«Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались: для этого их можно слегка прижать ладонями.
«Кто дальше загонит мяч»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок