Упражнения на развитие коммуникативных навыков
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Упражнения на развитие коммуникативных навыков

«Игры и упражнения по развитию коммуникативных навыков младших школьников»

Картотнка сожержит в себе игры и упражнения по развитию коммуникативных навыков младшего школьников, они помогут вам получить хорую оценку попредмету. Скачивайте — не пожалеете!

Просмотр содержимого документа
««Игры и упражнения по развитию коммуникативных навыков младших школьников»»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

«Игры и упражнения по развитию коммуникативных навыков младших школьников»

студентка Ш-31 группы

Упражнение «Снежная королева»

Цель: Учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла.

Участники садятся на стулья, образуя круг.

Педагог просит детей вспомнить сказку «Снежная королева».

Дети вспоминают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в плохое и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

— У этой сказки есть продолжение: когда Каи и Гер-да выросли, они

сделали волшебные очки, через которые, в отличие от зеркала,

можно было разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке.

Детям предлагается представить, что волшебные очки надеты, посмотреть больше хорошего, а затем рассказать об этом.

Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания детей.

По окончании игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытали, что чувствовали, находясь в роли рассматривающих.

Упражнение «Через стекло»

Цель: развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.

Участники разбиваются на пары.

— Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.

Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения.

— Я тебе позвоню, когда приеду;

— Напиши мне письмо. И др.

Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.

Упражнение «Что в сундучке?»

Цель: способствовать развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи.

Оснащение: сундучок, различные предметы.

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет.

С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».

Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке , становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

Цель: развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости.

Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)

Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты» ,другая – «журналисты».

Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой теме, например: «Город, в котором я живу». Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?»

Педагог выступает в роли наблюдателя.

Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли.

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Описание: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Две девочки поссорились –помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

5. Ребёнок плачет – успокой его.

6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

7. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

8. Ребёнок плачет – успокой его.

9. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

10. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

11. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

12. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

Упражнение «Позвони другу»

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне позвони

И что хочешь мне скажи.

Может быль, а может сказку

Можешь слово, можешь два –

Только, чтобы без подсказки

Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

Упражнение «Пойми меня»

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например: “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Учитель даёт задания:

— Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

— снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

— ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Игра «Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой учитель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Упражнение «Угадай, кто я?»

Дети получают необычное домашнее задание: представить себя в роли какого-нибудь сказочного героя, писателя, художника, животного и, придя в класс на урок, двигаться и изъясняться от его имени. Можно использовать групповые роли (например, Красная шапочка и серый волк). Остальные учащиеся должны догадаться, в кого превратился их одноклассник. Заранее надо договориться, можно ли использовать элементы костюма, декорации. После окончания упражнения, анализируя результаты её проведения, необходимо отметить успешное исполнение той или иной роли, но, ни в коем случае нельзя делать прямых оценивающих замечаний, иначе в следующий раз ребёнок просто не захочет играть и откажется от участия.

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Бодякшина
Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

«Принц на цыпочках»Цель: Формирование навыков регулирования поведения в коллективе. Дети сидят в кругу. «Принц» или «принцесса» неслышными шагами подходит к одному из участников группы, легко дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся «принц», должен также бесшумно следовать за ним. Он становится членом королевской свиты и должен держаться с королевским достоинством, спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться, пока в нее не войдут все участники упражнения.В этот момент принц оборачивается к своей свите и говорит: «Благодарю вас, господа!» Дети рассаживаются по местам.

«Тух – тиби – дух»Цель: формирование адекватных форм поведения. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая хаотично двигаются по комнате, и останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух – тиби – дух». После этого продолжать движение по комнате, время, от времени останавливаясь и сердитым голосом проговаривая волшебное слово «Тух – тиби – дух». Важно говорить его не в пустоту, а человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не могут не смеяться.

«Сороконожка»Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держа за талию впереди стоящего. По команде педагога «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку»

«Неожиданные картинки»Цель: Способствовать осознанию детьми своего поведения. Участники игры садятся в круг и получают подписанные листы бумаги и карандаши. По команде педагога дети начинают рисовать какую-либо картинку, затем по следующей команде передают ее соседу справа. Получают от соседа слева недорисованную картинку и продолжают ее рисовать. Передача недорисованных картинок продолжается до тех пор, пока они не сделают полный круг и дети не получат свою картинку обратно. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в каждую картинку.

«Передай сигнал»Цель: Преодоление защитных барьеров среди сверстников. Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие – общение без слов.

Читать еще:  Какие упражнения нужно делать чтобы научиться подтягиваться

«Радио»Цель: Формирование эмпатии, терпимого отношения к сверстникам. Дети садятся в круг.Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Бабушка Маланья»Цель: Развивать согласованность движений всех детей, единство в создании образа и настроения. Дети стоят в кругу, выбирают Маланью. Водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. Затем можно переизбрать водящего. На ребенка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек, он становится в круг. Дети начинают петь веселую песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то,о чем говорится в тексте: закрывают брови руками, делают «круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и пр.) Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки) На нее глядели и делали вот так. (Повторяют за ведущим любое смешное движение)

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, предающими настроение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

«Хор животных».Цель: Налаживание взаимодействия отдельных объединений детей, сплочение детского коллектива. Группу детей разделить на 3-4 части. Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась елочка» не словами, а звуками животных, изображенных на картинках.Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря!»Продолжают коровки: «Му-му-му-му-му-му-му-му-му-му!».Затем котята: «Мяу-мяу-мяу-мяу-мяу!». Ведущий по очереди показывает картинку животного и на каждую из групп Они продолжают пение. Потом предлагается спеть всем вместе, и общий хор животных заканчивает песню.

Игра «Комплименты».Цель: развитие социальной наблюдательности, позитивной установки на восприятие сверстника, умение позитивно его оценить. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются, говорят добрые слова. Правило – не повторяться. Принимающий,кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Упражнение «Прогулка по ручью»Цель: Развитие навыков сотрудничества, умения найти приемлемое решение. На полу из нити выкладывается ручеек, извилистый, то широкий, то узкий. «Туристы» выстраиваются друг за другом в одну цепь, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину «ручья» в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам «ручья». Тот, кто оступился и попал ногой в «ручей» и встает в конец цепи.

Упражнение «Ботинки»Цель: Развитие навыков группового взаимодействия, умения договориться. Все дети садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы помещения. Встают, берутся за руки и пытаются обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

Упражнение «Кого не хватает?»Цель: Развитие наблюдательности, навыков групповой работы. Педагог просит детей, сидящих в кругу закрыть глаза и, пока никто не видит, тихо прикасается к плечу одного из детей. Этот ребенок тихо выходит на середину, садится на пол и укрывается покрывалом. Дети открывают глаза и отгадывают, кого не хватает.

Игра «Хоровод»Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения. Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку. Можно использовать музыкальное сопровождение.

Упражнение «Мозаика»Цель: Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри группы, умение согласовывать свои действия с другими, достигать результата. Группа детей делится произвольно на команды по 2-3 человека и каждому члену команды выдается по пазлу. Следует собрать картинку, как можно быстрее. Можно раздавать пазлы индивидуально каждому ребенку, и он участвует в общем сборе картинки.

Игра «Только вместе»Цель: Развивать умение почувствовать партнёра, проявить терпимое отношение во взаимодействии с разными детьми. Дети делятся на пары и встают спина к спине. Медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, сесть на пол. Потом также подняться.

Игра «Заводные игрушки»Цель: Снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости. С помощью считалки выбирается «продавец» и «покупатель». Остальные дети «заводные игрушки», они смирно сидят на полках. «Покупатель «входит в магазин, здоровается с «продавцом», выбирает себе «игрушку». «Продавец» дает ему ключик, «покупатель» заводит ее. «Игрушка» выполняет характерные движения (петушок – кукарекает, кошка, собака, поросенок, медведь и т. д.).

Игра «Магазин зеркал»Цель: Развивать способность понимать и изображать невербальные средства общения. Ребенку предлагается, что он пришел в магазин зеркал. Дети стоят в круге – это зеркала. Ребенок показывает, чувства (страх, радость, гнев, а все дети должны их повторить.

Игра «Подарки»Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого. Дети делятся на два круга и двигаются в противоположных направлениях. По сигналу взрослого, останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и «дарят» ему воображаемый подарок.

Статья «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» 2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с ЗПР в процессе работы со сказкой.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни,.

Игры и упражнения для развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста Автор:воспитатель Хабарова Галина Николаевна, МБОУ «Корниловская СОШ», д/с «Ёлочка», П. Двинской. Основная деятельность детей в раннем возрасте,.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста «Как можно нас называть по – разному?» Выбирается ведущий. Он становиться в круг. Остальные дети, представляя, что они это.

Программа «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами пантомимы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 144 города Иркутска. Рабочая программа.

Игра для развития коммуникативных навыков, мелкой моторики, творческих способностей у детей дошкольного возраста Создать мотивацию для развития творческих способностей детей, для обогащения сенсорного опыта, а так же для развития мелкой моторики рук.

Конспект занятия психолога по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста Тема: Обучение элементам техники выразительных движений. Пре-одоление двигательного автоматизма. Развитие коммуникативных способностей детей.

Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость воспитания.

Статья «Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений и навыков у ребенка дошкольника» Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции — одна из составляющих.

Консультация для воспитателей «Утренний круг как форма развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное.

8 упражнений, которые научат общаться даже самых застенчивых

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Бытует мнение, что научить человека общаться невозможно. Мол, умение разговаривать с людьми — это какая-то генетически заложенная способность: или дано, или не дано. Но в последние годы психологи активно опровергают этот стереотип и смело заявляют: общение — это точно такой же навык, как танцы, пение или готовка. И точно так же, как в развитии любого навыка, здесь существуют определенные упражнения для отработки.

Мы в AdMe.ru сегодня собрали для вас 8 необычных упражнений, которые смогут сделать разговорчивым даже самого застенчивого интроверта. Это не просто упражнения для улучшения речи, а целый комплекс занятий, помогающих научиться мыслить во время разговора и строить увлекательный диалог.

1. Пересказ

Для чего: Вы учитесь думать и говорить одновременно. Упрочняется связь мышления и речи.

Как выполнять: Открываете любимый блог, находите любую статью, из нее выбираете 2–3 любых абзаца. Читаете их и пересказываете самому себе вслух. Дальше — следующие несколько абзацев, и так до конца статьи.

Длительность упражнения: Зависит от объема статьи. Пересказывать нужно по 1 статье в день.

2. Продолжение чужой мысли

Для чего: Вы учитесь искать нестандартные решения, развиваете гибкость мышления.

Как выполнять: Включаете телевизор или любое видео в интернете. 30 секунд слушаете спикера, далее выключаете звук и в течение 30 секунд развиваете его мысль.

Длительность упражнения: По 5–10 минут в день.

3. Загадка Льюиса Кэрролла

Для чего: Ломаете собственные стереотипы, привычки мыслить определенным образом.

Как выполнять: Загадка, которую придумал Кэрролл, звучит так: «Чем ворон похож на стол?» Упражнение построено на ее основе. Желательно выполнять его вдвоем, чтобы не подтасовывать себе более «удобные» предметы. Один называет любое слово, другой называет любое другое слово, между ними вставляете вопрос: «Чем похожи?» Получается что-то типа «Чем шкаф похож на кролика?» Сидите и ищете варианты.

Длительность упражнения: Начать стоит с 10 пар.

4. Лекция кому угодно о чем угодно

Для чего: Выуживая из памяти неприкладную информацию, тренируете память. Делаете процесс мышления более гибким.

Читать еще:  Утренняя зарядка в ссср комплекс упражнений

Как выполнять: Упражнение выполняется вдвоем. Вы выбираете любой предмет из тех, что вас окружают, и рассказываете о нем собеседнику. Как он появился? Почему важен в масштабах человечества? Для чего он используется здесь, в этом помещении? При регулярной практике вскоре вы сможете задвинуть часовую лекцию про ластик, стул или дверцу шкафа.

Длительность упражнения: Начинайте с 5 минут.

5. Диалог с зеркалом

Для чего: Вы наблюдаете за собой со стороны, учитесь связно говорить о своих мыслях, налаживаете контакт с самим собой.

Как выполнять: Задача состоит в том, чтобы, глядя на себя в зеркало, выудить из ума любую мысль и развить ее вслух. То есть вы подходите к зеркалу, начинаете думать и говорить о том, что думаете. Плавно переходите с мысли на мысль, связывая их друг с другом. Спустя некоторое время у вас начнет получаться связный и искренний рассказ о том, что крутится у вас в голове.

Длительность упражнения: По 10 минут пару раз в неделю.

6. Разговоры с набитым ртом

Для чего: Одномоментное улучшение дикции перед «спичем».

Как выполнять: Здесь есть разные варианты. Можно положить на язык обычную ложку или по горсти орехов за щеки и пытаться максимально четко проговаривать слова.

Длительность упражнения: Достаточно 7–10 минут.

7. Развитие чужой мысли

Для чего: Развивается умение общаться на любую тему.

Как выполнять: В большой компании. Желательно, чтобы было минимум 5 человек: 4 игрока и один ведущий. Первый игрок начинает рассказ на произвольную тему, по сигналу ведущего следующий продолжает рассказ, так история идет по кругу.

Длительность упражнения: Один цикл игры составляет 5 минут. Через 5 минут назначается новый ведущий.

8. Купля-продажа

Для чего: Для развития навыка убеждения.

Как выполнять: Для выполнения этого упражнения вам понадобится партнер. Выберите любой из окружающих вас предметов и постарайтесь «продать» его собеседнику. Это что-то вроде классической задачки «продай мне ручку» на собеседовании. Описывайте положительные качества предмета, обращайте его минусы в особенности, доказывайте, как он нужен партнеру.

Длительность упражнения: Пробуйте «продавать» в течение 3 минут.

Упражнения на развитие коммуникативных навыков

Многие хотят обладать отличными коммуникативными способностями – быть общительными, быстро находить общий язык с собеседниками, а также без каких-либо сложностей знакомиться с новыми людьми. Однако для этого необходимо обладать хорошей коммуникативной компетенцией.
Коммуникативная компетенция – компетенция, описывающая качество и эффективность способности общаться.

Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения и может включать в себя множество компонентов, например:

  • грамотная речь;
  • знание и владение ораторскими приемами;
  • умение проявить индивидуальный подход к собеседнику;
  • владение определенной лексикой;
  • развитость устной речи (в том числе ее четкость и правильность);
  • развитость письменной речи;
  • умение соблюдать этику и этикет общения;
  • владение коммуникативными тактиками и стратегиями;
  • знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться;
  • умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации);
  • неконфликтность и способность устранять конфликты;
  • владение навыками активного слушания;
  • актерские способности;
  • умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи;
  • эмпатия;
  • умение проникнуться интересами другого человека.

Развитие коммуникативной компетенции является актуальным направлением, поэтому тренинговые программы по этой теме являются очень востребованными. Предложенные упражнения для развития коммуникативных способностей, а в частности коммуникативной компетенции могут быть использованы педагогами при разработке авторских тренинговых программ для старшеклассников.

Упражнение «Передай информацию»

Цель: развить умение точно передавать информацию

Продолжительность: 35­40 минут

Для упражнения необходимо не меньше 20­ти участников (восемь человек – участники ролевой игры, остальные – наблюдатели).

Вызовите восемь добровольцев. Скажите им, что все они работники большой корпорации. Распределите роли:

  1. рядовой исполнитель;
  2. заместитель начальника отдела;
  3. начальник отдела;
  4. заместитель директора филиала;
  5. директор филиала;
  6. заместитель исполнительного директора;
  7. исполнительный директор;
  8. генеральный директор.

После этого все, кроме «генерального директора» и вас, должны покинуть помещение. Сообщите ему последние новости, которые связаны с его «подчиненными».

Педагог: «Вам стало известно от одного доброжелателя, что в Брестском филиале работники в рабочее время играют в компьютерные игры. Было замечено, что в 10:05, то есть через пять минут после начала торговли, на дверях магазина висела табличка «Закрыто». При этом слово «Закрыто» было написано с ошибкой: «Зокрыто». Рядовой исполнитель ходит уже третью неделю в одной и той же грязной рубашке. В производственном помещении пахнет испорченной едой… Вам надо срочно навести порядок. Для этого вы вызвали исполнительного директора, чтобы распорядиться…»

Сообщите «новости» только один раз.

Вызовите «исполнительного директора», попросите «генерального директора» дать ему распоряжения. После этого «генеральный директор» присоединяется к наблюдателям. «Исполнительный директор» вызывает своего заместителя… И так по цепочке.

В конце игры проведите обсуждение. Задайте следующие вопросы:

  • Как работает человеческая память?
  • Почему мы запоминаем одно, но забываем другое?
  • Важно ли внимательно слушать собеседника?
  • Какие действия надо совершать в уме, чтобы эффективно и качественно усвоить информацию?

Если есть возможность, ролевую игру можно записать на видео. После обсуждения вместе с участниками просмотрите игру, проанализируйте ее.

Упражнение «Кто похвалит меня лучше всех?»

Цель: развить коммуникативную компетенцию

Продолжительность: 30­35 минут

Подготовьте вращающийся стул или кресло. Из числа добровольцев выберете участника на роль «принцессы». «Она» усаживается в центр круга на вращающийся стул.

Педагог: «Сейчас мы будем льстить «принцессе». Можно говорить ей все, что заблагорассудится, но в рамках приличий. Ваша задача – угодить ей своими словами. Пусть ей захочется слушать вас еще и еще. Каждый по очереди должен сказать «принцессе» что­то приятное. В конце она выберет одного, чьи слова ей понравились меньше всех, и скажет примерно так: «Извини, Иван, но нам с тобой придется попрощаться: твои слова мне не очень приятны». Оставшиеся опять говорят приятные слова. Можно повторяться и повторять слова других. Главное – угадать, какие слова будут приятны «принцессе», а какие – нет. Игра продолжается, пока не останется один выигравший. Напоследок он должен сказать финальную фразу, а «принцесса» должна его отблагодарить. На этом игра заканчивается. Когда к «принцессе» кто­то обращается, ей нужно повернуться к говорящему».

Упражнение можно повторить несколько раз. В конце проведите обсуждение. Обсудите с ребятами:

  • Почему выиграли именно эти победители? В чем их секрет успеха?
  • Может ли быть так, что даже самая приятная фраза со временем приедается? Почему?
  • Что в повседневной жизни сдерживает людей от комплиментов?

Упражнение «Ослабление суждений»

Цель: освоить способы смягчения общих суждений, высказываемых собеседником

Продолжительность: 15­20 минут

Педагог: «Многие люди в общении часто «скатываются» до общих фраз, таких как:

  • «Меня никто не любит…»
  • «Я никому не нужна…»
  • «Сейчас никто честно не сдает экзамены…»
  • «Все мужчины только об одном и думают…»

Как вы думаете, почему люди используют такие общие утверждения? Как это мешает общению? Стоит ли самому использовать такого рода утверждения?»

Участники, скорее всего, сойдутся на том, что такого рода утверждения вредны и мешают общению, но в некоторых случаях такие фразы являются проявлением внутренних переживаний человека, и за это нельзя его слишком строго судить.

Педагог: «Организуем небольшую демонстрационную сценку. Для этого нам нужны два добровольца. Одному выделим роль мужа, который провел на работе напряженный день, пришел домой, собирается отдохнуть, но тут жена (второй доброволец) пристает с расспросами о том, как дела на работе. Задача «жены» – разговорить «мужа». «Муж» пытается отговариваться какими­то общими фразами».

После сценки обсудите с ребятами:

  • Какие общие фразы использовал «муж»?
  • Почему эти фразы можно считать общими?
  • Как бы в нормальном общении эти фразы могли звучать?
  • Что делала «жена» для того, чтобы разговорить мужа?

Организуйте небольшой «мозговой штурм», обсудите, как лучше парировать общие фразы и суждения. Запишите идеи на доске, затем обсудите их. Желательно близкие идеи объединить между собой.

Упражнение «Метод интервью»

Цель: развить коммуникативные компетенции

Продолжительность: 35­40 минут

Педагог: «В повседневной жизни люди редко общаются так, будто один из них – герой интервью, а второй – журналист. Все дело в особенностях этого формата взаимодействия: один человек «допрашивает» другого. Процедура трудоустройства тоже часто включает в себя интервью. Также его в том или ином виде применяют социологи, психологи, психотерапевты.

У большинства людей нет за спиной практики проведения интервью. В этом и заключается идея этого упражнения – попрактиковаться в проведении и участии в интервью».

Вызовите двух добровольцев. Отсадите их в «студию». Позаботьтесь о придании «студии» нужного антуража. Поставьте комфортные кресла, журнальный столик с цветами, бутылку воды. Найдите осветительный прибор, чтобы осветить «студию». Поищите и другие методы, которые помогут участникам погрузиться в соответствующую атмосферу.

Одному добровольцу присвойте роль журналиста, другому – роль гостя.

Педагог: «Итак, «гость» должен играть самого себя и рассказывать про свою жизнь. Лучше, конечно, отвечать честно. Если какой­то вопрос покажется вам неприятным, то можно промолчать, уклониться от ответа или прямо сказать, что не хотите отвечать.

«Журналист» должен перед началом интервью решить, что именно он хочет выпытать из разговора с гостем. Ему дается минута, чтобы подумать и определить «самый важный вопрос». При этом вы никому не должны говорить этот вопрос. После того, как вы дадите знак, что придумали вопрос, начинается интервью».

Наблюдайте за действием вместе со всеми участниками. Обращайте внимание на интересные моменты в этой ситуации:

  • невербальное поведение «журналиста» и «гостя»;
  • тактические хитрости, уловки «журналиста»;
  • коммуникативную грамотность участников диалога;
  • проявления раздражения, негативные реакции у обоих участников;
  • актерские способности и т.д.

Когда «интервью» завершится, «журналист» и «гость» возвращаются ко всем участникам. Обратите внимание ребят на следующие вопросы:

  • Какой вопрос был самым важным?
  • Как «журналист» добился своей цели? Что ему мешало? Что помогало?
  • Можно продолжить упражнение уже с другими участниками. Может, участники, которые побывали в роли «журналиста», захотят стать «гостями» либо наоборот?
Читать еще:  Нейрогимнастика упражнения для мозга

Упражнение «Новая сказка»

Цель: развить способность контролировать свою речь

Продолжительность: 25­30 минут

Педагог: «Одна из распространенных проблем, связанных с речью, заключается в том, что говорящий как бы транслирует окружающим свои мысли. Если мысли сумбурны, то и речь сумбурна. Если мысли «скачут», то и в речи говорящий перескакивает с одной темы на другую. Отучиться «выливать» на окружающих свои мысли не так уж сложно».

Выберем известную всем сказку («Колобок», «Красная шапочка», «Курочка Ряба» или любую другую). Ваша задача – рассказать эту сказку, но изменив в ней имена основных (или всех) персонажей. К примеру, Колобок может превратиться в Мальвину, Красная шапочка – в Царевну­лягушку или того же Колобка.

После того, как первый участник ошибется, рассказ должен продолжить следующий участник. Участники будут меняться до тех пор, пока сказка не закончится».

Повторите упражнение, выбрав другую сказку. Подбадривайте ребят, это поможет им добиться прогресса: говорить быстрее и совершать меньше ошибок.

Упражнение «Поза сидящего собеседника»

Цель: развитие способности занимать идеальную поза сидящего собеседника

Продолжительность: 15­20 минут

Педагог: «Давайте обсудим, какова идеальная поза сидящего собеседника? К примеру, его ноги скрещены, носки ног направлены на собеседника, спина прямая, но не напряженная, руки свободно лежат на бедрах, кисти рук не сцеплены, ладони видны. Как принято, его корпус тела находится чуть под углом, голова также немного склонена набок, глаза направлены на собеседника. Также у него спокойное выражение лица, доброжелательная улыбка и взгляд.

Разбейтесь на пары и пронаблюдайте за своим напарником, как он представляет себе «идеальную позу». В конце мы проанализируем все замеченное вами».

Разбейте участников на пары. Если их количество нечетное, поучаствуйте в упражнении сами.

Попросите всех встать, предложите всем походить по тренинговому залу. Затем скажите участникам занять свои места, приняв идеальную позу. Повторите упражнение несколько раз.

Упражнение «Купи маску»

Цель: развить коммуникативную компетенцию

Продолжительность: 20­25 минут

Рассадите участников по кругу. Раздайте им по три фишки (или жетона), которые будут обозначать валюту. Обратитесь к одному из игроков.

Педагог: «Представьте, как к вам подходит ваш давний знакомый (но не друг) и просит занять ему приличную сумму. Вам не хочется этого делать, поэтому вы на свое лицо надеваете «маску». Назовем ее «маска отказа». Вы не знаете, как эта «маска» выглядит. Но вам готовы помочь участники этого упражнения.

Пусть каждый изобразит «маску отказа» – то, как он это понимает. Всмотритесь внимательно в каждое лицо. Выберите то выражение лица, которое вам кажется наиболее уместным. Дайте хозяину этой «маски» фишку. А теперь примерьте ее.

Ход переходит от одного к другому участнику. Можно повторить предыдущую ситуацию, можно задать новую (человек, который вам нравится, пригласил вас в ресторан; ваш начальник рассказал несмешной анекдот; вы – 10­летний школьник, который притворяется больным, чтобы не идти в школу; вам передают слух, что вас собираются уволить, но вы не изображаете волнение).

Всем участникам нужно сделать одинаковое количество ходов. У кого больше всего фишек, тот хороший «продавец масок». Обсудите с ребятами, что привело их к победе, как они могут помочь тем, кто не стал лучшим в этом упражнении.

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

психолог

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.

Мини игры-тренинги на тему «Формирование коммуникативных умений и навыков»

Мини игры-тренинги на тему «Формирование коммуникативных умений и навыков»

Возраст: 15-18 лет

Необходимые принадлежности:листы бумаги А4, фломастеры, стимульные материалы.

развитие коммуникативных навыков;

— умение устанавливать контакт.

— расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

— отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношения между людьми;

-овладение навыками эффективного слушания;

— активизация процесса самопознания и самоактуализации;

— расширение диапазона творческих способностей.

4.Упражнение «Через стекло»

6.Упражнение «Передать одним словом»

7.Упражнение «Двое с одним мелком»

9.Упражнение «Невербальный испорченный телефон»

10. Подведение итогов

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! Как ваше настроение? Сегодняшний наш тренинг называется «Формирование коммуникативных умений и навыков».

Цель: создание положительного эмоционального фона, самооценка коммуникативных навыков и умений.

Ход занятия: ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам.

1. Доверительный стиль общения, обращаться к друг другу на «ТЫ».

2. Не существует правильных и неправильных ответов.

3. Искренность в общении.

4. Нельзя давать оценку выступлению другого участника.

5. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге.

6. Уважение к говорящему участнику.

7. Активное участие в происходящем.

8. В конце занятий, каждый участник имеет возможность высказаться.

1. Что такое коммуникация?

2. Для чего нужна коммуникация?

3. Что такое общение?

4.Виды общения? (Вербальное, невербальное. )

5. Приведите примеры.

Массовая коммуникация (англ. masscommunication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

4.Упражнение «Через стекло»

Это упражнение направлено на развитие невербального интеллекта, на понимание партнера по жестам, на установление доверительных отношений. Участникам предлагается «сказать»что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Можно придумывать любые фразы, например: » Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить». Нужно как можно точнее сформулировать фразу, которую передает партнер.

Рефлексия задания: просто или сложно было понять фразу, передать фразу.

Участники тренинга делятся на два круга: внутренний и внешний (должны образоваться пары). Каждому участнику на спину прикрепляются альбомные листы и выдаются фломастеры. Ведущий задает вопросы, а участники тренинга пишут друг другу ответы на листах бумаги: слова–ассоциации.
Вопросы:
1. На какой цветок похож этот человек?
2. На какую птицу?
3. На какое животное?
4. На какой предмет мебели?
5. На какое дерево?
6. На какую еду, или блюдо?
7. На какой напиток?
8. На какой фрукт?

6. Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Время проведения: 15 мин.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Ход упражнения: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

7. Упражнение «Двое с одним мелком»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Ход игры: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

8. Упражнение «Леопольд»

Цель: развить умение находить подход к людям.

Материалы: карточки с кличками котов.

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.

Вопросы для обсуждения: Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?

Доверяете ли вы людям в жизни?

Доверяют ли вам люди?

Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?

9. Упражнение «Невербальный испорченный телефон»

Цель: раскрепощение участников.

Участники становятся в круг с закрытыми глазами. Ведущий дотрагивается до стоящего перед ним человека, например до правого плеча. И так это все передаются по кругу.

На самом деле действия искажаются и меняются и действие к ведущему может вернуться совсем в другой форме вплоть до массажа.

10. Подведение итогов

Участники отвечают на вопросы:

1.Что сегодня нового вы узнали?

2.Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другим?

3. Что можно сделать, что бы нам больше доверяли?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector