Упражнение по русскому языку
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Упражнение по русскому языку

Мини-курс
Н и НН в разных частях речи

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

Эффективные электронные упражнения по русскому языку

Начнём с обзора. Как можно использовать компьютерные технологии на гуманитарных предметах? Кроме банальной демонстрации презентации, конечно.

Использование компьютера на уроках русского и литературы

  • Электронные упражнения – специально созданные короткие задания, не требующие использования дополнительных программ, имеющие заданный правильный ответ или предполагающие единственно верный образ действий.
  • Поиск информации по заданной теме в интернете, подготовка докладов.
  • Использование программ, помогающих анализировать текст: поиск частотных слов, совпадающих конструкций и т.п.
  • Подбор и анализ языкового материала с помощью инструментов для лингвистического анализа.
  • Создание страниц литературных героев в соцсетях, общих презентаций, географических и ментальных карт, коллекций файлов, и т.д.
  • Создание видеороликов, аудиоспектаклей, мультфильмов по литературным произведениям.

Посмотреть более полный список можно в статье Цифровые технологии. Русский язык

В этой статье я буду говорить только об электронных (компьютерных) упражнениях.

Эффективность электронных упражнений

Исключение составляет древняя программа «Грамотей-ПРОФ». Создатели этого тренажёра (НГШ «Эрикос») вдохновили меня когда-то на разработку чего-то подобного. Также мне нравится, что делают коллеги на сайтах «Верные слова» и «Русский язык на 5». Подскажите, если я что-то пропустила. Но больше тренажёров, позволяющих действительно получить лучшие результаты за то же время, я не нашла.

Однако в школах навязывают сотрудничество с сайтами, на которых дети якобы сами могут повторить и даже изучить материал, а качество этого материала оставляет желать лучшего. Ничего, кроме удобного контроля, большинство таких сайтов не предлагает. По-моему, ситуация тревожная. Мы начинаем подменять формой содержание.

Почему важно говорить об эффективности упражнений? Потому что процесс письма рукой ценнее для развития мозга, чем использование экрана и клавиатуры. Не мне вам об этом рассказывать. Пересаживая ребёнка от тетради к монитору, мы делаем огромный шаг назад. И если мы это делаем, то должны предложить что-то настолько действенное, что позволит за то же время два-три раза шагнуть вперёд. Использование компьютерных упражнений на уроках русского языка должно быть обусловлено высокой эффективностью заданий. Однако далеко не все преподаватели осознают это. Многие используют компьютер ради требований ФГОС, ради мотивации учеников, чтоб урок был современным и даже просто ради того, чтоб отдохнуть на уроке. Всё, как мы хотели в детстве: запустил программу — и свободен. Вкалывают роботы, а не человек. Но при этом теряется драгоценное время урока. Создаётся только видимость процесса обучения.

Как оценить эффективность конкретного упражнения?

Предположим, мы предлагаем ребёнку вставить пропущенную букву в слове. Посчитаем количество действий на компьютере:

подвести курсор к пропуску (обычно это окошечки или многоточия),

кликнуть, чтоб установить курсор,

нажать нужную клавишу,

в некоторых случаях стереть точки или удалить пробелы,

подвести курсор к кнопке «проверить»,

нажать кнопку «проверить».

Но это не всегда так. Вот упражнение типа «разложи карточки». Ученику предложили разложить на 2 группы по выделенной гласной 200 карточек. При работе с маленькими бумажными карточками ученик берёт каждую в руки, переворачивает, роняет и.т.д. Карточки не влезают на стол, их приходится смещать, на что тоже уходит время. При работе на компьютере тот же ученик делает только одно очень короткое движение: жестом или при помощи мыши перетаскивает карточку в определённую область.

Одна из целей работы сайта «Могу писать» – разработка электронных курсов, которые помогут учителям добиться результата при меньших временных затратах .

Такие упражнения и курсы в рамках работы над проектом будем называть эффективными .
Неэффективными будем называть упражнения, если при устной работе или работе на бумаге задачи решаются быстрее и качественнее.

Стоит учесть, что в условиях отсутствия преподавателя (при домашнем обучении или самообразовании) неэффективные упражнения всё же имеет смысл выполнять ради автоматической проверки.

Возможности, которые дают ИТ-технологии

  • Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты).• Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).
  • Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени).
  • Анимация текста (появление текста по буквам, абзацам или плавное исчезновение текста дают возможность создавать эффективные упражнения для работы с дисграфиками).
  • Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).
  • Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).
  • Таймер помогает соблюдать регламент.

Посмотрим, как можно использовать эти возможности.


Если хотите, сами немного понажимайте, чтобы понять что к чему.

Методом проб и ошибок за пять лет работы сайта мы нашли слагаемые эффективности упражнений по русскому языку и обрисовали область применения таких упражнений.

Область применения электронных упражнений

  • орфоэпия (очень эффективно),
  • орфография (очень эффективно в тренинге),
  • развитие познавательных способностей (очень эффективно),
  • пунктуация (только определение типов конструкций),
  • стилистика (только обнаружение типичных ошибок),
  • литература (только проверка знание текстов, имён, дат, определений),
  • чтение (техника чтения, коррекция дислексии),
  • логопедия (синхронизация полушарий мозга при коррекции дисграфии).

Если вы делаете синтаксические разборы, учитесь анализировать текст, работаете над развитием речи, редактируете сочинение, откажитесь от электронных упражнений на таких уроках совсем. Такая работа требует постоянного контакта с преподавателем. Должны быть обсуждения вариантов, спор и поиск истины, визуализация, выразительное чтение, эмоции. А вот для тренировки и повторения точной информации электронные упражнения очень хорошо подходят.

Типы эффективных упражнений

  • Орфографическое чтение с диктором (метод орфографического чтения П. Тоцкого).• Орфоэпическое чтение .
  • Сортировка (сначала с подсказками, потом с пропущенными буквами).
  • Проверь себя (мгновенное предъявление правильного ответа).
  • Зрительный диктант с таймером.
  • Выбор буквы с таймером (1 – 2 секунды, 1 клик/жест).
  • Зрительное запоминание бегущих слов .
  • Тесты типа «порядок» и «соотнесение» (на этапе запоминания информации).
  • Перетаскивание слов на места.
  • Выделение мышкой части слова, нужного слова, определённых синтаксических конструкций (1 жест/клик).

Кроме того, существуют достаточно полезные упражнения, которые не могут иметь аналогов на бумаге. Такие упражнения существуют только в электронном виде: «руки вверх», «цветные слова», «пульсация» — синхронизация работы полушарий, «успей прочитать», «титры» – при работе с техникой чтения, тренажёры памяти и внимания.

А вот типы упражнений, которые я считаю неэффективными. Они имеют смысл только при обучении без преподавателя (если некому проверить). Если вы преподаватель, не используйте задания такого типа на уроке. Лучше предложите бумажный аналог.

Неэффективные упражнения

  • Вставка пропущенных букв вместо точек или в окошечки.
  • Упражнения типа «строка», где требуется вписать в окошко слово или словосочетание, в т.ч заполнение таким образом таблиц, разделение слов на группы.
  • Упражнения типа «строка» для проверки пунктуации.
  • Тесты типа «одиночный выбор» и «множественный выбор».
  • Выбор варианта с выпадающим списком.
  • Расстановка знаков препинания или выбор знаков с окошечками.
  • Любая проверка знания теоретического материала (устная теоретическая атака эффективнее).

Рекомендации преподавателям по использованию компьютерных упражнений на уроках русского языка и литературы:

  • Электронные упражнения должны занимать не более 30% урока.
  • Подряд не более 3 упражнений. Желательно, чтоб задания были связаны темой и шли от простого к сложному.
  • Дублируйте электронные задания письменными работами. Например, включите слова из упражнения в словарный диктант или задание на распечатке.
  • Не набирайте разрозненные упражнения с разным дизайном, интерфейсом, без продуманной логики движения ученика. Выберите выстроенный курс и методично включайте задания из него в уроки и домашнюю работу.
  • При выборе курса, комплекса заданий замерьте скорость выполнения упражнений в двух вариантах: с компьютером и без него. Взвесьте плюсы и минусы.
  • Применяйте электронные упражнения только для тех задач, для которых такая работа эффективна. Это тренинги и проверка знаний (определения, даты, имена и т.п.)
  • Если нет компьютера на каждой парте, упражнения можно транслировать на экран и выполнять по очереди.
  • Прекратите выполнение упражнения, если ребёнок почувствовал физический дискомфорт.
  • Не предлагайте задания с быстрой сменой кадров, если в группе есть дети, страдающие эпилепсией.

750 упражнений по русскому языку с ответами для поступающих в вузы. Розенталь Д.Э.

Пособие содержит упражнения по всем основным разделам школьного курса русского языка. Значительная часть упражнений снабжена ответами. Теоретические сведения представлены в виде справочного материала по каждой теме. В конце каждого раздела приведены текстовые диктанты обобщающего характера. Книга поможет учащимся систематизировать и углубить знания при подготовке к письменным и устным экзаменам по русскому языку. Пособие предназначено для учащихся старших классов, абитуриентов и учителей.

Размер: 39 , 2 Мб

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Часть 1. ОРФОГРАФИЯ. 5
Раздел 1. Правописание гласных в корне 5
§ 1. Проверяемые безударные гласные в корне 5
§ 2. Непроверяемые безударные гласные в корне 6
§ З.Чередующиеся гласные в корне 7
§ 4. Гласные о—е (ё) после шипящих в корне 15
§ 5. Гласные ы—и после ц в корне 18
§ 6. Буквы э (e)i й в корнях иноязычных слов 18
Диктант 20
Раздел 2. Правописание согласных в корне 21
§ 7. Звонкие и глухие согласные в корне 21
§ 8. Двойные согласные в корне 22
§ 9. Непроизносимые согласные в корне 26
Диктант. 29
Раздел 3. Употребление прописных букв в именах собственных 30
Диктант 34
Раздел 4. Употребление разделительных ъ и ь 35
Диктант * 39
Раздел 5. Правописание приставок 40
§ 10. Гласные ыии после приставок 40
§ 11. Приставки на -з и приставка с- 41
§ 12. Приставки пре- и при- 46
Диктант 51
Раздел 6. Правописание гласных после шипящих и if в окончаниях и суффиксах 52
§ 13. Гласные о и в (ё) после шипящих 52
§ 14, Гласные после ц 55
Диктант 61
Раздел 7. Правописание существительных 62
§ 15. Окончания существительных 62
§ 16. Суффиксы существительных 71
Диктант 80
Раздел 8. Правописание прилагательных 81
§ 17. Окончания прилагательных 81
§ 18. Суффиксы прилагательных 83
Диктант . 94
Раздел 9. Правописание сложных слов 95
§ 19. Сложные слова с соединительными гласными 95
§ 20. Сложные слова без соединительных гласных 96
§ 21. Сложные существительные 98
§ 22. Сложные прилагательные 102
Диктант 111
Раздел 10. Правописание числительных 112
Диктант 114
Раздел 11. Правописание местоимений 115
Диктант 118
Раздел 12. Правописание глаголов 119
§ 23. Личные окончания глаголов 119
§ 24. Употребление буквы ъ в глагольных формах. 124
§ 25. Суффиксы глаголов 130
Диктанты. 135
Раздел 13. Правописание причастий 137
§ 26. Окончания и суффиксы причастий 137
§ 27. Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных 142
Диктанты 154
Раздел 14. Правописание наречий 156
§ 28. Гласные и шипящие на конце наречий 156
§ 29. Отрицательные и неопределённые наречия 159
§ 30. Слитное написание наречий 160
§ 31. Дефисное написание наречий 171
§ 32. Раздельное написание наречий и наречных выражений 173
§ 33. Правописание Н и НН ъ наречиях 182
Диктант 185
Раздел 15. Правописание предлогов, союзов и вводных слов 186
§ 34. Предлоги 186
§ 35. Союзы и вводные слова 190
Диктант 1 198
Раздел 16. Правописание частиц 199
§ 36. Раздельное и дефисное написание частиц (кроме не и ни) 199
§ 37. Частицы ней ни 203
Диктант. 241
Раздел 17. Правописание междометий и звукоподражательных слов 242
Повторение орфографии (Диктанты) 242
Часть 2. ПУНКТУАЦИЯ 246
Раздел 1. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 246
Диктант 247
Раздел 2. Тире между членами предложения 248
§ 38. Тире между подлежащим и сказуемым 248
§ 39. Тире в неполном предложении 251
§ 40. Тире для обозначения пределов (пространственных, временных, количественных) 252
Диктант 255
Раздел 3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 256
§ 41. Однородные члены предложения, не соединённые союзами 256
§ 42. Однородные и неоднородные определения 257
§ 43. Однородные члены предложения, соединённые неповторяющимися союзами . 261
§ 44. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами 263
§ 45. Однородные члены предложения, соединённые двойными союзами 265
§ 46. Обобщающие слова при однородных членах предложения 269
§ 47. Запятая и дефис между повторяющимися словами 279
Диктант 281
Раздел 4. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 282
§ 48. Обособленные определения 282
§ 49. Обособленные и необособленные приложения. 293
§ 50. Обособленные обстоятельства 302
§ 51. Обособленные дополнения 313
§ 52. Обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения 315
Диктанты 324
Раздел 5. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 327
§ 53. Вводные слова и предложения. 327
§ 54. Обращение 342
§ 55. Междометие. Частицы. Утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 346
Диктант 349
Повторение пунктуации в простом предложении (Диктанты) 350
Раздел 6. Пунктуация в сложном предложении 352
§ 56. Сложносочинённое предложение 352
§ 57. Сложноподчинённое предложение 360
§ 58. Сравнительные обороты с союзами как, что, чем и т. п. 383
§ 59. Бессоюзное сложное предложение 395
Диктанты 408
Повторение пунктуации в сложном предложении (Диктанты) 412
Раздел 7. Прямая речь 414
§ 60. Знаки препинания при прямой речи 414
§ 61. Знаки препинания при выражениях, взятых из чуждого автору словаря, употребляемых в ироническом значении, а также при цитатах 420
Диктант ‘ * 423
Повторение орфографии и пунктуации
(Диктанты) 424
Часть 3. СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ 429
Раздел 1. Лексическая стилистика 429
§ 62, Многозначность слова 429
§ 63. Синонимы, антонимы, омонимы 432
§ 64. Значение слов и выражений 440
§ 65. Употребление иноязычных слов 444
Раздел 2. Грамматическая стилистика 445
§ 66. Употребление форм существительных 445
§ 67. Употребление форм прилагательных 450
§ 68. Употребление форм числительных 452
§ 69. Употребление местоимений 454
§ 70. Употребление форм глагола 455
§ 71. Строй простого предложения 457
§ 72. Согласование сказуемого с подлежащим 461
§ 73. Согласование определений и приложений 466
§ 74. Некоторые случаи управления 469
§ 75. Предложения с однородными членами 477
§ 76. Употребление причастных оборотов 479
§ 77. Употребление деепричастных оборотов 481
§ 78. Сложное предложение 483
Повторение стилистики 484
Раздел 3. Трудные случаи произношения 487
Часть 4. ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР 494
Раздел 1. Морфологический разбор 494
§ 79. Разбор по составу слова 494
§ 80. Разбор по частям речи 495
Раздел 2. Синтаксический разбор 501
§ 81. Простое предложение 501
§ 82. Сложное предложение 510
Раздел 3. Пунктуационный разбор 513
Итоговые диктанты 515
Ответы к упражнениям 522
Условные сокращения 647

Читать еще:  Упражнения для зарядки по утрам для мужчин

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Рабочая тетрадь по русскому языку для 5-го класса

Тетрадь
по русскому языку
учени_ 5_класса
_______________
________________

Повторение в начале учебного года
Состав слова
Упражнение 1
Подберите однокоренные слова.
Диво — ___________________________________________________________
Слава — __________________________________________________________
Даль — ___________________________________________________________
Тряска- __________________________________________________________
Вина -____________________________________________________________

Упражнение 2
Разберите слова по составу.
Загадка, тормозишь, ночной, жёлтенький, лётчик, чистенький, пролетают,
лимонный, чугунный, карман, молчаливый, прославлять, удивительный, дальний, безвинный, встряхнуть.

Упражнение 3
Выпишите однокоренные слова.
А) Гора, гористый, горный, горец, горе.
Водитель, водяной, водить, вода.
Делит, дело, разделить, деловой, делец.
Б) Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал он.

Правописание безударных гласных
Упражнение 4
Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
р_веть – р_в выст_вка – ст_вить з_ма – з_мний
затр_щал – тр_ск нач_ла – нач_ло уд_вительно –д_во
встр_чать – встр_ча затр_щал – тр_ск тр_сёт – тр_ска
хл_потать – хл_поты т_желый –т_жесть т_рговать –т_рг
взгл_нуть – взгл_д тр_пинка – тр_пы просл_влять – сл_ва

Упражнение 5
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
др_жать -__________ др_знить- ___________
ч_совщик -__________ м_ряк -_________________
ж_леть -_____________ з_л_то — _________________
л_петал- _____________ см_треть-________________
т_нуться -____________ вр_дитель — ______________
св_тлеет -____________ уд_вительный- _____________
прибл_жаться -_________ сож_леть -_________________

Упражнение 6
Вставьте пропущенные безударные гласные.
Л_нивый2 к_тёнок п_щит, щенок вес_ло в_зжит. П_сти ск_тину2 в д_лине пом_гала п_стуху2 собака. Море с_нело, парус б_лел вд_ли, песок сиял б_лизной. Ураганный ветер пов_лил б_льшие с_сновые2 и _ловые д_ревья. На фоне н_чного неба над д_мами пок_залась луна.

Упражнение 7
Выпишите слова с проверяемой безударной гласной.
Осень позолотила леса и поля. Пожелтели деревья в лесу. Дети шли по лесной тропинке. Потянул лёгкий ветерок. Настали холодные ночи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 8
Вставьте пропущенные буквы.
К_пуста, к_ртофель, м_рковь, ст_лица, п_м_дор, в_рона, с_рока, ур_жай,
к_рзина, б_рёза, л_сица, м_л_ток, ар_мат, д_ректор, п_ртрет, в_стибюль.

Упражнение 9
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически( что пишу, где пишу, почему пишу)
Р_бину называют _сенней2 красавицей. Она не б_ится хол_да, а её ягоды становятся2 сладкими2 от м_роза. Р_бина – п_лезная ягода. Она обогащает почву св_ими пл_дами, привл_кает массу птиц. А птицы истр_бляют вр_дителей л_сов.

Правописание согласных в корне слова

Упражнение 10
Вставьте пропущенные непроизносимые согласные.
изве__ный – изве__ие преле__ный – преле___ь
радо__ный – радо___ь вку__ный – вку__
опа___ный – опа__ен чуде___ый – чуде__а
прекра__ный – прекра_ен вла__ный – вла___ь
ус__ный – ус__а гру__ный – гру___ь
уча__вовать – уча___ие окре__ный – окре__
нена__ный – нена___ье жало___ливый – жалос__ь
здра__ствуй – здра__ие гиган__ский – гиган__ы
аген__ство – аген__ ненави__ный – ненави__ь
обла__ной – облас__ь корыс__ный – корыс__ь

Упражнение11
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
звёз_ный — _________ поз_но — ____________
праз_ник — _________ доблес_ный -___________
грус_ный — _________ лес_ница — _____________
окрес_ность — _________ мес_ность -_____________
свис_нул -____________ чу_ ство -_______________
счас_ливый — __________ радос_ный — ____________
капус_ный — ___________ гиган_ский — ____________
ярос_ный — ____________ облас_ной — _____________

Упражнение 12
Выпишите слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подберите к ним проверочные слова.
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят –я снова счастлив, молод!

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный. »
(А.С. Пушкин)

Упражнение 13
Вставьте пропущенные буквы.
Поз_но, мес_ность, сер_це, трос_ник, чу_ства, со_нце, вкус_ный, опас_ный, здра_ствуй, ус_ный, счас_ливый, ненас_ный, извес_ный, звез_ный, ужас_ный.

Упражнение 14
Вставьте пропущенные буквы.

Ж_вые приметы.
Ж_выми барометрами _вляются п_уки. Они не переносят сырости, поэтому ре_ко выходят на охоту утром. По утрам они по_вляются тогда, когда нет р_сы. А это верный признак скорого д_ждя. Подсказывают п_году и навозные жуки. Они ч_ще л_тают над л_сными д_ро_ками и тр_пинками. По_вление жука – верная примета х_рошей п_годы. Даже если и_росит дождь, а жук л_тает, ненас_ная п_года скоро кончится.

Части речи

Упражнение 15
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
См_треть, брош_ра, пред_юбилейный2, доро_ка2, кл_новый, _синовый, не увидишь, по д_реву, налево, меня.

Упражнение16
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глагола.
Посмотр_м, застел_м, среж_шь2, се_шь, слыш_те, мечта_те, наклон_шься2, увид_шься2, дыш_т, излуча_т, багрове_т, наскоч_т, распиш_т.

Упражнение 17
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение и лицо глагола.
( погонишься – 2 спр., 2л.)
Угоща_ш_ся, залива_ш_ся, заверт_ш_ся, ласка-ш_, стел_ш_ся, чист_ш_ся,
стучиш_ся, побре_ш_ся, печал_ш_ся, напуга_ш_ся, верт_ш_ся, груз_ш_ся,
равняя_ш_ся, пачка_ш_ся, свяж_ш_ся, озира_ш_ся.

Упражнение 18
Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение существительных.
Правильная реч_, много туч_, острый нож_, без груш_, вкусная дич_, ужасный смерч_, из-под крыш_, сильная фальш_, морской пляж_, без встреч_, звонкий мяч_, тысячи тысяч_, мягкий плюш_, лесная глуш_.

Упражнение 19
Вставьте пропущенные буквы, определите склонение, падеж существительных.
К маск_, на асфальт_, на атлас_, без бирк_, о гибел_, около арк_, о черемух_,
о ладон_, без жимолост_, у рощ_, к картин_, из овчарн_, для вырезк_, о сирен_ без верхушк_, в ежевик_, для жизн_, до башн_, для площадк_, до дуэл_.

Упражнение 20
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
Смотриш_, малыш_, береч_, помощ_, дрож_, нарядиш_ся, светиш_ся, плащ_, много дач, объеш_ся, у рощ_, ёж_, товарищ_.

Упражнение 21
Вставьте пропущенные буквы.
Уд_вительно, разд_ваться, объед_ниться, просл_вление, д_лина, д_лекий,
землетр_сение, во_зал, рю_зак, спор__мен, посв_тить (рассказ), содр_гнуться, р_деющий, обв_нять.

Упражнение 22
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически.
Это было как (в) ска_к_. Кл_новые2 лист_я пов_сали (на) нитках _сенней п_утины. Лес прощ_лся (с) со_нцем. А при прощ_нии все бывают грус_ными.
Солнечные2 зайчики играли на _павших лист_ях. Я выбрал зайчика п_крупней и накрыл пл_щом. Получилась мя_кая постель. Как хочет_ся сесть на неё после долгой хо_ьбы. Рядом, на куст ш_повника. Сл_телись п_грет_ся2 мо_ки. Сядет мо_ка на лё-кий лист, а он (не) держит тяжест_, валит_ся (на) землю.

Читать еще:  Упражнения на месяц

Работа над ошибками.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словосочетание и простое предложение

Упражнение 23
Вставьте пропущенные буквы, выпишите все словосочетания.
У л_сной п_ляны я увидел высокую многоцветную гр_зу.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 24
Проверочная работа
1.Найдите словосочетание «сущХ. + прил.»
1едем направо; 4. помощь друга;
2.в синюю высь; 5. слушаю песню
3.тоскуешь по дому

2Найти словосочетание «сущ.Х + сущ.»

  1. беседуем за столом 4.на вершине ели;
  2. густых ёлок 5. Учишься с желанием
  3. резкого ветра

3.Найдите словосочетания «глагол Х + сущ.»
1. объясняем пример 4.растаяли снега
2. вырос гриб 5.беседовать с другом
3. поздним вечером

4.Укажите именные словосочетания
1. устный счёт;
2. участвовать в соревновании;
3. участвовать в игре;
4. чествовать победителя.

5. Укажите глагольные словосочетания
1.ужасный ветер;
2.расстилаться по вершине;
3. искусный мастер;
4.собирать крыжовник

6.Словосочетание –это___________________________________________
_______________________________________________________________
Если главное слово выражено____________________, то это словосочетание именное, если ____________________, то глагольное, если _______________, то наречное.

Упражнение 25
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, составьте схемы предложений.

  1. Ле_кий в_терок гон_т топит _блака.
  2. Над цветами кружат_ся з_лотые пчёлы жадно п_ют сла_кий мёд.
  3. Осень пришла и завладела садами п_лями и птицами.
  4. На севере дерев_я растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
  5. Лёнька взял шёлковую леску прив_зал к ней за хвост плотвицу и закинул её через лаз в подполье.
  6. В садах растут и плодовые дерев_я и ягодные дерев_я и ягодные кусты.

Упражнение 26
Вставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы предложений.

  1. На опушке леса росли цветы колокольчики ромашки гвоздики.
  2. Мы взяли с собой всё необходимое продукты одежду тёплое бельё.
  3. Николай умеет делать всё водить машину поменять шины чинить паруса.
  4. Листья лежали везде на потемневшей воде на побуревших тропинках.
  5. Ни суровый климат ни густые леса ни болота ничто не пугало юных натуралистов.
  6. На склонах горы на ветках деревьев везде лежал снег.

Упражнение 27
Вставьте пропущенные знаки препинания ,составьте схемы предложений .
1.С б_ков доро_ки кустами росла с_рень и в самой глуши сада ст_яла бесе_ка.
2. Капли д_ждя ре_ко застуч_ли и зашлёпали по лист_ям.
3. В другой костёр дед полож_л сухие полен,я чтобы они горели всю ноч_.
4.Он почу_ствовал что кто-то схватил его за руку.
5. Когда отря_ подходил к реке по_вился пароход.
6.Герда стала рассказывать обо всем что она испутала.
7.Когда карета проехала три мили ворон простился с девочкой.

Рубрика: Онлайн тренажеры по русскому языку

В этом разделе находятся онлайн тренажеры по русскому языку для закрепления различных правил правописания. Тренажеры удобны тем, что с ними можно работать самостоятельно, без учителя, так как сразу показываются ошибки и напоминаются правила. С нашими тренажерами по русскому языку вы быстро подготовитесь к уроку, ГИА или ЕГЭ по русскому языку, или просто проверите свою грамотность.
Учите русский язык онлайн на нашем сайте:

Грамматика

  • Падежи
    • Падежи имен существительных (все падежи). Тренажер

Орфография

  • Проверяемые безударные гласные в корне слова
    • Тренажёр №1 (50 слов)
    • Тренажёр №2 (50 слов)
    • Тренажёр №3 (50 слов)
    • Тренажёр №4 (50 слов)
  • Парные согласные в слабой позиции
    • Парные согласные Г-К в слабой позиции
    • Парные согласные Д-Т в слабой позиции
    • Парные согласные Б-П в слабой позиции
    • Парные согласные В-Ф в слабой позиции
    • Парные согласные Ж-Ш в слабой позиции
    • Парные согласные З-С в слабой позиции
  • Чередование гласных в корне слова
    • Чередование А-О в корнях -рос-/-раст-/-ращ, -лаг-/-лож, -кос-/-кас-
    • Чередование А-О в корнях гор/гар, зор/зар, клан/клон, твор/твар, скак/скоч
    • Чередование гласных в корнях плов/плав, мок/мак, ровн/равн, им/а(я), ин/а(я)
    • Чередование Е-И в корнях бер/бир, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, блест/блист, стел/стил, чет/чит, жёг/жиг
  • Непроизносимые согласные в корне слова
  • Правописание приставок
    • Приставки на -з, -с, а также приставка с-.
    • Приставки пре- и при-
  • Гласные Ы и И в корне после приставок
  • Разделительные Ъ и Ь

Падежи имён существительных. Онлайн тренажер

Тренируемся определять падеж имени существительного в предложении. В тренажере 75 заданий, выпадающих в случайном порядке. Определите падеж выделенного слова и

Разделительные Ъ и Ь — правила и онлайн тренажер по русскому языку

Правила употребления разделительных Ъ и Ь. Бесплатный онлайн тренажер по русскому языку, содержащий 60 слов на разделительные Ь и Ъ. Имеется счетчик правильных ответов.

Гласные ы, и в корне после приставок — правила и онлайн тренажер по русскому языку

Непростую тему поможет закрепить наш тренажер по русскому языку. Попробуйте, и убедитесь сами! В тренажере 50 слов с гласными ы или и после приставок. Приводятся правила с примерами.

Правописание приставок пре- и при- правила и онлайн тренажер по русскому языку

Тренажер содержит 60 слов с приставками пре- и при- с различными значениями, а также словарные слова с этими приставками. Вам нужно вставить нужную букву — е или и.

Найди слова с ошибками — онлайн игра по русскому языку по теме Приставки на з,с, и приставка с

Найдите среди множества слов слова с ошибками в приставках, и нажмите их. Игра имеет 2 уровня, есть счетчик правильных и неправильных ответов.

Правописание приставок на -з, -с и приставки с-. Правила и онлайн тренажер по русскому языку

Приводятся правила написания слов с приставками на з, с. Для закрепления правил — онлайн тренажер, в котором 60 слов. Вам нужно выбрать правильную букву. Есть счетчик правильных ответов.

Непроизносимые согласные в корне слова — онлайн тренажер по русскому языку

Тренажер можно использовать для подготовки к уроку в 5 классе, при подготовке к ГИА по русскому языку, и просто для того, чтобы грамотно писать в любом возрасте. 60 слов, проверочные слова, счетчик правильных ответов.

Чередование гласных в корнях плов/плав, мок/мак, ровн/равн, им/а(я), ин/а(я) онлайн тренажер по русскому языку

Продолжаем учить правописание корней с чередованием гласных а-о, тренируемся на онлайн тренажере.

Чередование А-О в корнях гор/гар, зор/зар, клан/клон, твор/твар, скак/скоч — онлайн тренажер по русскому языку

Тренажер поможет выучить, когда в корнях в корнях гор/гар, зор/зар, клон/клан, твор/твар, скак/скоч пишется буква а, а когда о. Множество примеров, счетчик правильных ответов, при ошибке вместе с правильным вариантом написания слова показывается правило.

Чередование Е-И в корнях бер/бир, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, блест/блист, стел/стил, чет/чит, жёг/жиг — онлайн тренажер по русскому языку

Тренируемся в написании корней с чередующимися гласными Е-И. У всех у них общее правило. В тренажере 50 слов, имеется счетчик правильных ответов и ошибок.

Русский язык для взрослых: 10 способов устранить пробелы в грамотности

Русский язык, а также культура речи – это одни из основных предметов в школьных программах. Однако далеко не всегда знания усваиваются учащимися надлежащим образом, а еще чаще они просто теряются за последующие годы жизни. Между тем, знать русский язык и уметь не только грамотно выражаться, но и правильно писать очень важно. Смешно и грустно, когда слышишь, как телеведущие или политики несут какую-то белиберду, произнося слова совершенно неправильно, или когда читаешь в газетах, журналах или том же интернете вроде бы серьезные и полезные статьи, но видишь, что слова в них написаны как попало, например, вместо «налицо» пишут «на лицо», вместо «к маме» пишут «к мами», вместо «непогода» пишут «не погода» и т.д. Но, по сути, не имеет значения, какие цели и задачи вы ставите перед собой, знать русский язык нужно, причем хотя бы по той простой причине, что тем самым вы выражаете уважение к родной речи и культуре, проявляете уважение к себе и окружающим людям.

И сегодня мы поговорим на тему того, как можно повысить грамотность по русскому языку уже взрослому человеку. Но перед описанием подготовленных для вас десяти способов устранения пробелов в знаниях, мы хотели бы указать на один крайне важный момент.

На самом деле повысить свою грамотность достаточно просто, но следует понимать, что сделать это за неделю или две не получится. В лучшем случае этот процесс может занять у вас несколько месяцев, а то и лет. Поэтому, приняв решение о том, что вы действительно хотите в должной степени овладеть родным языком, позаботьтесь, чтобы такие книги как грамматический справочник и словарь русского языка стали вашими верными спутниками. Не обязательно, конечно, всегда иметь их с собой (хотя можно скачать на планшет, ноутбук или смартфон), но сделать своими настольными пособиями нужно обязательно.

И если вдруг в какой-то ситуации вы испытываете затруднение, к примеру, не уверены точно, как пишется слово или что оно означает, не пренебрегайте использованием словаря. Точно так же и когда узнаете новый термин, уделите минутку на выяснение его точного определения. Поступая так, вы всегда будете повышать свою грамотность и расширять словарный запас.

Итак, если вы готовы, предлагаем вашему вниманию способы устранения пробелов в грамотности по русскому языку.

10 способов устранить пробелы в грамотности

Каждый из представленных способов по-своему интересен. Использовать их вы можете как по-отдельности, так и в комплексе. К слову, если вы отдадите предпочтение второму варианту, ваши успехи будут более впечатляющими, а сам процесс будет проходить намного быстрее.

Способ первый – читать

Чтение – это, пожалуй, самый лучший и верный способ повышения грамотности по русскому языку. Но с учетом того, что многие люди привыкли интеллектуально лениться, большую часть информации они получают, слушая радио, смотря новости, тематические передачи, кино и т.п. Это, конечно, хорошо, но грамотнее (в прямом смысле этого слова), к сожалению, не делает. Повысить уровень знания родного языка и улучшить правописание вам поможет чтение.

Дело в том, что книги содержат в себе невероятное количество слов. И во время чтения человек получает сразу несколько преимуществ: во-первых, расширяется его словарный запас, во-вторых, развивается навык сочетания и комбинирования лексических единиц, и, в-третьих, при чтении мозг визуально фиксирует правильное написание различных терминов и понятий, благодаря чему уменьшается количество орфографических ошибок на письме (кстати, если вы ознакомитесь с нашим курсом по русском языку, вы сможете пройти небольшой тест на правописание). А еще одним существенным плюсом чтения является расширение кругозора.

Читать еще:  Тренировочные упражнения по русскому языку 5 класс

Способ второй – писать

Несмотря на то, что уроки (сеансы) чтения крайне полезны, конкретно правописание можно улучшать, если больше писать. Уделяйте этому хотя бы по 30 минут каждый день, и уже совсем скоро вы заметите, что при написании различных слов у вас появилась уверенность. К тому же это позволяет изучить всевозможные тонкости пунктуации. Но, конечно, работать этот способ будет только в том случае, если написанное (правильность написания слов и расстановки знаков препинания) вы всегда будете проверять.

Если же вас волнует вопрос – что именно писать, то здесь подойдет абсолютно все. Можете написать небольшую историю из жизни, описать прошедший день, изложить в краткой форме содержание любимого фильма. Также полезно вести дневник. Кстати, если писать ручкой на бумаге вам почему-то не хочется, воспользуйтесь текстовым редактором на компьютере. При желании можно даже задаться целью вести собственный блог в интернете на интересную тему (а если вам понравится, со временем вы сможете сделать это одним из источников дохода или даже основным).

Способ третий – проверять и устранять сомнения

Хорошие способы изучения русского языка – это не только чтение и писательство, но и постоянная самопроверка и устранение своих сомнений. Вам наверняка знакома ситуация, когда вы пишите что-то или даже просто говорите о чем-то, а у вас возникают сомнения, что вы написали или произнесли это правильно (сюда же можно отнести вопрос смысловой правильности употребления терминов и понятий).

Так вот: такие ситуации не следует считать чем-то из ряда вон выходящим, с ними сталкивается каждый. Но вопрос в том, что вы будете делать с этим. Мы рекомендуем не жалеть времени и уделить его поиску ответов и устранению сомнений. Загляните в интернет или откройте словарь, чтобы удостовериться: не совершили ли вы ошибки. Кстати, именно такие случаи позволяют запоминать информацию лучше всего, ведь даже небольшая неуверенность в чем-то – это всегда микростресс, сопровождаемый эмоциональной реакцией. А, как известно, то, что вызывает у человека эмоции, запоминается надолго. Таким образом, устраняя сомнения, вы будете усваивать полученные уроки на всю жизнь.

Способ четвертый – использовать онлайн-сервисы

Доступ к интернету есть сегодня практически у каждого человека, и если еще лет десять назад это можно было назвать диковинкой, то сейчас иметь под рукой планшет, смартфон или ноутбук стало так же естественно, как чистить зубы по утрам. Кроме того, точки доступа к всемирной Паутине есть в настоящее время во множестве публичных мест и заведений.

Во-первых, в интернете можно найти специализированные курсы по русскому языку. К таким относится курс на 4brain, а также материалы таких платформ как «Универсариум», «Интуит», «Лекториум», «ПостНаука», «Лекторий» и другие (более подробно о них вы можете прочитать вот здесь). А во-вторых, существует немало «облегченных» сервисов, где есть возможность, например, просто ввести слово и узнать его правописание или значение. Также такие ресурсы зачастую предлагают проверку грамматики, пунктуации и т.д.

Поэтому, когда возникают какие-то затруднения, смело обращайтесь к таким сайтам как gramota.ru, therules.ru, online.orfo.ru, text.ru, languagetool.org и другим. Это, конечно, не уроки по русскому языку, но все равно хорошие способы изучения.

Способ пятый – установить приложение «Слово дня»

Приложение «Слово дня» представляет собой очень простой и в то же время эффективный инструмент для пополнения словарного запаса. Очень хорошо, кстати, о нем написал Игорь Манн в своей книге «Номер 1». Приложение совершенно просто устанавливается на компьютер или гаджет – вот здесь его можно скачать.

Когда вы установите его, ваш словарный запас будет увеличиваться на одно слово ежедневно. Кто-то может сказать, что в этом нет ничего особенного, но это будет неправильно. Дело в том, что ежедневно мы все общаемся, используя по большей части только знакомые нам слова, а новые узнаем лишь случайно. Поэтому «Слово дня» станет хорошей альтернативой этим «случайностям».

А если провести несложные математические расчеты, то за год вы узнаете 365 новых слов, за два года – 730, за пять лет – 1825 и т.д. Согласитесь, неплохой результат? Таким образом, уже по прошествии даже одного месяца вы заметите, что ваша речь стала богаче, а стиль письма – более совершенным. Плюс ко всему – глядя на высветившееся на экране слово, даже хорошо вам известное, вы будете запоминать его правописание.

Способ шестой – учить правила

Если уроки по русскому языку – уже пройденный вами этап, а, например, репетитор по какой-то причине неактуален, но повышать грамотность необходимо, учите правила самостоятельно. В идеале этот способ предполагает изучение одного правила ежедневно. Но если взять во внимание то, что, скорее всего, у вас есть работа, хобби, семейные дела и все прочее, а правила нужно не только зазубривать, но и усваивать, вы можете уделять на изучение чего-то одного два или три дня.

Можно, например, сегодня выучить, как пишется «О» и «Ё» после шипящих, немного попрактиковаться, а завтра повторить правило и снова попрактиковаться. А уже послезавтра – выполнить несколько упражнений без повторения правила.

Если подобные способы изучения правил русского языка станут неотъемлемой частью вашей жизни, со временем вы овладеете этим предметом в совершенстве. И если спешить вам некуда, занимайтесь спокойно, ведь даже медленно идущий достигнет своей цели, пока толпы зевак будут стоять и смотреть. А узнавать и изучать эти самые правила можно при помощи все тех же учебников, сборников правил и онлайн-сервисов.

Способ седьмой – перечитывать и редактировать

Это способ очень подходит тем, кто по какой-то причине вынужден или просто любит общаться с друзьями, родными, коллегами или партнерами через специальные программы наподобие Skype, ICQ, QIP, Viber, WhatsUp или даже в социальных сетях типа «Вконтакте» и «Одноклассники». Звучит несколько необычно, но даже из такого общения можно извлечь пользу, чтобы повысить свою грамотность.

В то время как большинство людей предпочитают изъясняться при помощи «пасибки», «мне нра», «спс», «прива» и «досвидос», мы советуем вам подходить к процессу онлайн-общения осознанно. Просто сформируйте у себя привычку писать грамотные и правильные сообщения. Как только написали что-то, не спешите жать на Enter, а перечитайте написанное, исправьте ошибки, поставьте соответствующие знаки препинания и только потом отправляйте.

Пусть на это вам потребуется немного больше времени, зато вы научитесь грамотно писать. А если копнуть немного глубже, то так горячо любимые многими новомодные сокращения просто-напросто ухудшают культуру речи, снижают активность головного мозга, пагубно сказываются на внимательности, концентрации и развитии мышления вообще.

Способ восьмой – заниматься с репетитором

Репетиторство – один из лучших способов повышения грамотности по любому предмету, в том числе и по русскому языку. Грамотный репетитор всегда использует индивидуальный подход в обучении, учитывает особенности своего ученика и имеющиеся у него знания и навыки. Если что-то непонятно, он доходчиво это объяснит, поможет устранить пробелы и разобраться с трудностями. Помимо прочего, профессиональный специалист может существенно ускорить образовательный процесс.

Заметим, что нанимать репетитора можно в любом возрасте, и в этом нет ничего зазорного. Напротив, если вам помогает репетитор, значит, вы заинтересованы в получении новой информации, исправлении ошибок, своем образовании, в конце концов. По этой причине, если вам не хочется заниматься самообучением, смело нанимайте личного педагога и занимайтесь с ним.

Но все же отметим, что подобные занятия могут ударить вам по карману, ведь услуги квалифицированных преподавателей стоят недешево. А если заниматься с неквалифицированными специалистами, это может закончиться выброшенными на ветер деньгами. Впрочем, если вопрос затрат вас не сильно беспокоит, найти профи не составит большого труда.

Способ девятый – курс по русскому языку от 4BRAIN

Отдельно о нашем курсе по русскому языку. Если рассматривать разные способы изучения предмета, он занимает среди них далеко не последнее и даже не девятое (как в этой статье) место. Он составлен профессионально – при создании использовались лучшие педагогические материалы и опыт наших коллег. Да и к его подготовке мы подходили со всей серьезностью и желанием сделать действительно полезный концентрированный материал.

Курс включает в себя пробное тестирование, позволяющее определить проблемные места во владении русским языком, индивидуальный график обучения, позволяющий оптимально распределять время и нагрузку, множество ежедневных непродолжительных занятий и различные способы промежуточного контроля усвоения материала. Всего же программа позволяет достаточно хорошо подтянуть русский язык всего за три недели.

Рассчитан курс по русскому языку от 4BRAIN на людей от 10-12 лет, знакомых с основными правилами, но испытывающих определенные затруднения. Чтобы узнать о курсе более подробно и получить дополнительную информацию, перейдите по этой ссылке. Мы с радостью предложим вам полноценную и адаптивную программу обучения.

Способ десятый – прочие варианты

В заключение скажем несколько слов о других вариантах устранения проблем с русским языком. Среди них такие способы изучения и проверки знаний как разгадывание кроссвордов и сканвордов – это позволяет не только узнавать новые слова, но и запоминать их правописание. Также сюда относятся всевозможные тесты, логические и интеллектуальные игры, ребусы, головоломки и анаграммы, развивающие когнитивные и интеллектуальные способности.

Еще один хороший вариант, подходящий тем, у кого есть проблемы с грамотностью устной речи, – это запись своей речи на диктофон. Данный метод помогает определять слова-паразиты, неправильное произношение, неверное смысловое использование терминов и понятий, а также улучшать правильность построения лексических конструкций.

А если хочется совместить приятное с полезным, нужно смотреть больше документальных фильмов, выступления ораторов и публичных людей. Так вы сможете учиться правильно говорить, узнавать новые слова и подмечать ошибки, которые совершают другие.

Помните о том, что не имеет значения, какие способы изучения русского языка вам нравятся больше: репетитор и частные уроки, онлайн занятия, чтение или что-то еще, самое главное – работать над собой и стремиться к улучшению своих результатов. Желаем вам в этом деле успеха и непоколебимой мотивации!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector