Пальчиковая гимнастика для детей 2 3 лет
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Пальчиковая гимнастика для детей 2 3 лет

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет

В этой статье собраны пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет разных видов с примерами. В одни можно начинать играть прямо сейчас, к другим, следует предварительно подготовиться.

Основная цель описанных пальчиковых игр – развитие мелкой моторики детских пальчиков. Что в свою очередь ведет к развитию речи и мышления малыша.

Пальчиковые игры для детей 2 -3 лет в стихах

Помимо мелкой моторики такие игры развивают взаимосвязь слово-действие и улучшают понимание речи. Малыши, слыша определенные слова, имитируют действия, которые эти слова обозначают.

На самом деле возраст для пальчиковых игр не важен, намного важнее уровень развития пальчиков малыша. Если ребенок только начинает осваивать пальчиковую гимнастику, стоит выбирать более легкие игры с минимальным количеством разных движений. А если малыш хорошо выполняет простые движения, то игры для него можно выбрать более сложные.

Простые пальчиковые игры в стихах для детей 2 – 3 лет

Задача таких игр научить малыша последовательно сгибать пальчики в кулачок и обратно.

Сгибаем или разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – толстячок,

А все вместе – кулачок!

Разгибаем и сгибаем пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три четыре, пять

Надо братцев сосчитать!

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал.

Но а этот – маленький

Спал у нашей маменьки!

Пальчиковые игры в стихах работа всей кистью (более сложные)

Такие игры задействуют больше мелких мышц, чем в первом случае. И дают больше пространства для фантазии малыша, увеличивая варианты движений. Если у ребенка сначала не получаются сложные движения их можно заменить на более простые. А когда малыш освоит технику упражнения, необходимо увеличить сложность, заменив некоторые движения.

Имитируем действия (глаголы) двумя руками

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики! (растопыриваем пальцы обеих рук)

Пополам согните, (сгибаем пальцы пополам)

В кулачок сомкните! (собираем пальчики в кулачок)

Раскройте ладошки, (показываем ладошки)

Встряхните немножко! (трясем расслабленными руками)

Чтоб красиво рисовать

Надо ручкам отдыхать!

В первой части стиха поочередно сгибаем пальцы в кулачок, во второй разгибаем.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай, (большим пальцем поочередно касаемся соседних пальцев, начиная с указательного)

О них ты на улице не забывай!

А в море – корабль, ледоколы, суда, (повторяем другой рукой)

Они очень редко заходят сюда!

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет можно сопровождать не только стихами, но и песенками.

Песни для пальчиковых игр:

Песни Екатерины Железновой. Вы можете легко найти их в интернете и присоединится к ее группам в соцсетях.

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет – Театр

Такая игра основана на сюжете, который можно взять из сказок или придумать самому. Пальчики и руки выступают в роли актеров.

Игра в пальчиковый театр требует определенной подготовки. Маме необходимо нарядить пальчики в театральные костюмы. В современных магазинах огромный выбор разнообразных готовых пальчиковых театров. Но при необходимости изготовить такой театр вы можете дома, из подручных материалов.

Из чего сделать актеров для театра дома?

  1. Мамам, которые умеют шить или вязать не составит труда сделать маленьких кукол на пальцы из пряжи или ткани.
  2. Отрезав у старой перчатки пальцы, украсьте их аппликацией.
  3. Раскрасьте старые колпачки, которые подходят по размеру к пальчикам.
  4. Прицепите к пальцам не тугие прищепки, заранее раскрасив их.
  5. Сделайте трубочки из картона и нарисуйте на них героев.

Пальчиковая игра – театр «Теремок»

Текст сказки легко найти в интернете. А шаблоны (героев) необходимо распечатать или нарисовать.

В эту игру можно играть разными способами.

  1. Герои сказки на пальчиках, а кулачок – это теремок. Распечатайте шаблоны и наклейте на пальцы от перчатки. Медведь играется второй рукой.
  2. Распечатать шаблоны для большого театра. Каждый герой играется отдельно. Ребенок вставляет пальцы в отверстия и имитирует шаги. После того как герой поселился в теремке, ставим его к окошку, а на пальчики надеваем новый шаблон.

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет станут хорошим и полезным дополнением к основным видам деятельности малыша. Чем раньше вы начнете играть, тем больший вклад в развитие ребенка вы внесете.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Для детей дошкольного возраста играет важную роль пальчиковая гимнастика. Положительные моменты гимнастики — это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0 до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка (т.к. в 3 года фраза должна быть сформирована), поэтому заниматься с ребенком необходимо с младенчества. Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры.

Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

Все виды движений выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе. Также возможна работа только одной рукой. Первоначально дети знакомятся с ладонью, названием пальцев руки, выполняют элементарные движения (хлопки, прятанье рук за спину и т.д.). Имитируются энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик и т.д).Составляются простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик), простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза), согласованные действия двумя руками (домик, ворота). Педагог показывает образец положения пальцев во время пальчиковой игры, помогает, поправляет малыша.

Потешки или небольшие стихотворение читаются до игры 3-4 раза, рассматриваются иллюстрации, задаются вопросы: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?» и т.д.. При необходимости оказывается помощь ребёнку в выполнении движений.

С ребёнком так же рассматриваются фигурки животных, фотографии, отмечаются характерные особенности того или иного объекта, побуждая воспитанника к звукоподражанию.

Перед началом упражнений дети разогревают ладошки лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Каждая игра имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.

Ты, утенок, не пищи!
Лучше маму поищи.
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

Можно использовать резиновые игрушки.

— Киса, кисонька, кисуля!

— Позвала котенка Юля.
— Не спеши домой, постой!
— И погладила рукой.
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке.На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер —
Пусть прохладою повеет.
(Т. Сикачева)
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Народная песенка)
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(3. Александрова)
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

——
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя руками.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Читать еще:  Лфк при плоскостопии у детей упражнения

Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все. » — широко расставить пальцы в стороны.

Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.

Раз-два-три-четыре-пять —
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять —
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Можно пальчики считать:
Раз-два-три-четыре-пять.
На другой руке — опять:
Раз-два-три-четыре-пять.
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

Утята
Раз-два — шли утята.
Три-четыре — за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался —
Громко-громко запищал:
— Пи-пи-пи — не пищи!
— Мы тут рядом, поищи!
Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи. » — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Здравствуй

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачева)

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Воздушные щелчки
Во дворе у брата
Бегали котята.
Испугавшись щелчка,
Разбежались кто куда.

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (3 раза). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

Я веселый Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу.
(А. Береснев)
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок.
Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это — «лапки»).

Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.
Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки.
Большой братец
Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу!
Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) — в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это — «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.
Человечек

«Топ-топ-топ!» — топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.
Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.

Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
(Народная потешка)
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

Идет коза рогатая
За малыми ребятами. —
Кто кашку не ест,
Молоко не пьет,
Забодаю, забодаю.
(Народная потешка)
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю. » «козу» «напускать» на ребенка.

Зайка серый скачет ловко
В лапке у него морковка.
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

У улитки-крошки
Подрастают рожки.
Научу ее ходить,
Если будут ножки.
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улит ка» шевелит «усиками».

Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое —
Блестит, словно золотое.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

— Что стряслось у тети Вали?
— У нее очки пропали!
Нет очков у тети Вали —
Очевидно, их украли!
(С. Михалков)
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

«Стульчик» ты из рук сложи
И детишкам покажи.
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно па счет «раз», «два».

Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я Огонь зажег.
(А. Барто)
Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошки в нем
И крыша.
Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет для занятий в детском саду и дома

Два – три года — самое важный возраст для развития детской речи. Взрослым нужно помочь малышам освоить этот полезный навык в полной мере. Один из способов активизировать речевые способности ребенка — регулярно проводить с ним гимнастику для пальчиков.

Что это такое

Существует множество специальных упражнений для младших дошкольников, которые позволяют стимулировать речевые центры через мелкую моторику. Растирания, проглаживание, разминание пальчиков позитивно сказывается на том, насколько быстро и хорошо малыш заговорит. Детям до 2 лет такую зарядку помогает делает взрослый, массируя ручки и играя в специальные пальчиковые игры, а у ребят постарше уже получается запоминать и выполнять простые упражнения самостоятельно.

Большой плюс, что почти вся пальчиковая гимнастика для малышей существует в форме коротких забавных стишков, сказок с ритмичными повторами. Такой материал не только «подсказывает» очередность действий, но также создает позитивный настрой.

Советы родителям

Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:

  • Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель — сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
  • Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
  • Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени. Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
  • Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
  • Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
  • Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
  • Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.

Сказки для пальчиков

Дети очень любят слушать интересные истории, поэтому короткие сказки можно и нужно использовать для развития мелкой моторики у детей, вот пример такого комплекса:

Побежали пальчики гулять («топаем» по столу). Бегут-бегут и вдруг слышать мяуканье. Кто же это? Неужели кошка? Конечно, так и есть. Крадется рыжая кошечка по тропинке, коготки свои прячет и показывает (открываем и закрываем пальчики в кулачки). Дадим кошечке молочка.

Попрощались с кошечкой и побежали дальше. Вдруг видим — серые ушки в огороде. (шевелим ушками-пальчиками). Это зайка-попрыгайка, серенький трусишка. Собирает капусту и морковку. Увидел кого-то и испугался.

А увидел зайка собачку (ладошка открыта, все пальчики вместе, большой — поднят). Вот какая собачка, она добрая. Познакомилась с зайчишкой и убежала.

Бежали-бежали пальчики и козочку повстречали. Ух, она рогатая! Ух, она бодатая! (Показываем «рожки», наклоняем их из стороны в сторону, «бодаемся»).

Читать еще:  Упражнения на дыхание для детей

Следующим повстречался пальчикам петушок (складываем вместе указательный и большой пальцы, остальные поднимаем). Угостим петушка зернышками («насыпаем» зернышки). Петушок рад, клюет угощение (стучим «клювиком» из пальчиков по столу). А теперь к петушку и курочка с цыплятками прибежала (делаем клювик на кулачке). Ищет курочка зернышки, роет землю лапками («роем» тоже), угощает своих малышей (снова «клюем»).

А вот и еще какая птичка прилетела на угощение. Это сорока, сорока-белобока. Давай расскажем про нее стишок! «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». (Малыш водит пальчиком по ладошке, потом загибает пальчики). Побежали пальчики дальше.

Ой, а это кто? Это поросенок! Розовый бочок, носик — пятачок (покажем «пятачок» крепко сжатым кулачком). Поздоровались пальчики с поросенком и побежали домой, отдыхать.

Упражнения

Вариантов упражнений для пальчиков существует очень много, они не обязательно являются частью законченной истории. Их можно подобрать не только по возрасту ребенка, но и разным темам. Например, овощи или домашние животные, перелетные птицы или транспорт. Вот несколько таких зарядок:

Одна из самых простых — это пальчиковая гимнастика про цветы:

Рост цветочек на полянке, (ставим руку на локоть)
Распускался спозаранку. (открываем пальчики на ладошке)
Днем стоял и красовался (наклоняем кисть в разные стороны)
Ну а на ночь закрывался (закрываем пальчики).

Собирали мы цветочки, (раскрытые ладошки складываем «чашечкой»)
Чтоб сплести их них веночки. (водим пальчиком по ладошке)
Получился вот какой, (складываем большой круг из пальцев)
Яркий, пышный и большой!(раскрываем все пальчики на ладошках, разводим их в стороны)

Очень простая и полезная пальчиковая гимнастика Деревья качаются:

Вот два дерева в лесочке (руки на локоть, пальчики открыты)
Наверху у них листочки (собрали пальчики, шевелим ладошками)
Ветер начал задувать (руки с раскрытыми пальчикам качаются)
И листочки обрывать. (ладошки «собрали» и медленно опустили на стол)

Малышам очень нравится пальчиковая гимнастика про апельсин, веселая и несложная:

Вот у Саши апельсин (сжимаем пальцы в кулачок)
Чистил он его один. (открываем пальчики по одному)
Сочный фрукт сам разломил, (изображаем обеими руками это действие)
И друзей всех угостил! (открываем ладошки перед собой).

Можно выполнять этот комплекс упражнений и под стихотворение «Мы делили апельсин», если ваш малыш уже немного подрос и хорошо знает этот мультфильм.

Для детей 3 лет может быть использована пальчиковая гимнастика про животных жарких стран или Крайнего Севера. Постепенно упражнения и стихи к ним становятся все сложнее и интереснее.

Очень популярна у педагогов пальчиковая гимнастика про засолку капусты:

Вот большой кочан капусты (изображаем руками большой шар)
Но без соли он не вкусный.
Будем мы его рубить (ставим ладошки на ребра и стучим ими по столу)
И солить-солить-солить (складываем пальцы вместе и имитируем посыпание солью)
Хорошенько все пожмем (активно сжимаем и разжимаем пальчики)
И морковочки натрем. (проводим сжатым кулачком по открытой ладошке)

Упражнение Ежик подойдет для тех ребят, кто уже хорошо освоил более простые варианты. Кстати, это хороший пример пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет, более старшего возраста.

Ходит ежик по полянке (пальчики одной руки «ходят» по ладошке другой)
Собирает не поганки, (качаем указательным пальцем перед собой)
А хорошие грибочки (делаем ножку и шляпку из кулачка и ладошки)
Все для сына и для дочки. (переплетаем пальцы обеих рук и поднимаем их)

Гимнастика Екатерины Железновой

Почти все дети любят веселую ритмичную музыку, поэтому пальчиковую гимнастику можно проводить под сборники Екатерины Железновой, очень популярные у родителей малышей.

Комплекс Елены Куликовой

Попробуйте также комплекс пальчиковой гимнастики Елены Куликовой, многим детям также нравится.

Тематические пальчиковые гимнастики полезно делать как сами по себе, так и в рамках развивающих занятий. Они могут быть как вводным блоком в самом начале, так и минуткой отдыха в середине. Если в детском саду подобные упражнения регулярно проводят педагоги, то дома их подбором приходится заниматься родителям. Надеемся, что наша статья поможет вам в этом!

«Картотека пальчиковых игр со словами для детей 2-3 лет»

«Солнце»

Мы пришли в детский сад.

Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу,

Руки так соединю. (пальцы раздвинуты в стороны),

Это солнышко с лучами. (пошевелить пальцами)

Рады все его теплу.

«Игрушки»

Наши игрушки. Пальчиковая гимнастика

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать, (поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми,(Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить»)

Пальчики не разбуди.

Встали пальчики – «Ура!» (С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать, широко)

В детский сад идти пора! расставив пальцы.)

«Осень»

Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)

Птицы к югу полетели, — (Изображаем крылья)

Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)

«Овощи – фрукты»

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

«Посуда»

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

«Домашние животные»

Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. («Моем руки».)

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем,

как кошка моет ушки.)

Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по

поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)

«Домашние птицы»

Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

«Комнатные растения»

У нас в горшке расцвёл цветок. (Ладошки изображают бутон)

Чтоб стал красив он и высок, (Поднимаем «бутон» вверх)

Раскрыл на утро лепестки, (Раскрываем ладошки)

Должны работать корешки. (Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной стороной)

«Одежда»

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая –

проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая

направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

«Новый год»

— Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

— Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

«Зима»

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

«Дикие животные»

Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

«Дикие птицы»

Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» —

кулачком стучите о неё.)

Целый день в лесу стоит (Смена рук.)

«Безопасность и здоровье»

Айболит зверей лечил,

Всех зверюшек угостил:

Ну, а лисоньке – цветок!

Каждый зверь благодарит:

— Вот спасибо, Айболит!

«Рыбы»

Жил да был один налим, (Движения имитирующие движения плавников.)

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки (Взмахи ладонями.)

По четыре раза в сутки (Сжимать и разжимать кулачки.)

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибать пальчики.)

«Рубим дрова»

Чтобы печку растопить, (Складываем пальцы в замок)

Читать еще:  Детская утренняя гимнастика

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки – (Имитируем действия дровосека)

Пусть тепло будет детишкам.

«Мама – солнышко мое»

Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

«Туалетные принадлежности»

Мы белье стирали, (тереть один кулачок об другом);

В речке полоскали, (движения ладонями вправо- влево)

Выжали, развесили (сжимать – разжимать кулачки, имитировать движения,

То-то стало весело! (круговые движения кистями, ладони вверх , пальцы разведены в стороны (фонарики).

«Мебель»

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

«Цирк. Зоопарк»

В зоопарк пришли зайчата, Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот: На зелёный, на лужок,

Приходи и ты, дружок.

Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно

«Наступила весна»

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

«Транспорт»

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

«Цвет и форма»

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

«Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идём. (Пальцы маршируют по столу.)

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадёшь. (Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.)

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и

«Цветы»

Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

«Скоро лето»

Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

«Вот какие мы большие!»

У меня есть голова, Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать, Ручки – чтобы поиграть.

(Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела)

Пальчиковые игры для самых маленьких

Вы, конечно, знаете, что пальчиковые игры для самых маленьких детей являются прекрасным инструментом раннего развития. И сегодня мы узнаем в какие именно пальчиковые игры лучше всего играть.

«Ум малыша находится на кончиках его пальцев» – говорил великий советский педагог Василий Сухомлинский и был глубоко прав. Ведьработа детских пальчиков тесно связана с деятельностью головного мозга, активно стимулирует его. Поэтому родителям очень важно с самого раннего возраста развивать моторику пальцев малыша: загибать и разгибать его пальчики, сжимать их в кулачок, хлопать в ладоши, катать между ладошками ребенка шарик. Неоценимую помощь в выполнении такого рода упражнений могут оказать. Некоторые из таких игр можно проводить, начиная с полугодового возраста малыша.

Человечек.

Взять ручки ребенка в свои руки и прикладывать его пальчики поочередно к глазкам, бровкам, носику, ротику, овалу лица, ручкам, ножкам и туловищу, не спеша, четко проговаривая слова:

« Точка, точка, два крючочка. Носик, ротик, оборотик.

Ручки, ножки, огуречик. Получился человечек».

Пальчики.

Загибать по очереди пальчики.

Первый пальчик хочет спать, а второй – уж лег в кровать.

Третий пальчик прикорнул, а четвертый вдруг уснул.

Встали пальчики. Ура! Пальчикам гулять пора (расправить все пальчики). .

Стенка.

Стенка, стенка (похлопать ручками малыша по его щечкам).

Потолок (похлопать по лобику).

Две ступеньки (провести пальчиками по губкам).

Дзинь – звонок! (нажать пальчиком на носик).

Вместо носика в следующий раз можно нажать на ушко, пупик или другую часть тела малыша.

Комарики.

Дарики-дударики. Летели комарики (хлопать в ладоши).

Вились, вились, вились (пальчики сложить в щепотку).

И в носик вцепились (схватить ребенка за нос).

Можно вцепиться в пупик, щечку, ручку, ножку.

Цветочек.

Сложить не плотно ладонь к ладони.

Цветочек распускается (пальцы ладони расходятся).

Цветочек спать ложится (пальцы смыкаются).

Кошка.

Взять кулачок малыша в свою ладонь, раскрыть пальчики, водить пальцем по ладони, стучать по ней пальцем, затем загибать по очереди пальчики.

Кулачок, а в нем ладошка.

На ладошку села кошка.

Начала считать мышат,

Раз, два, три, четыре, пять.

Но мышата испугались

И по норкам разбежались.

Пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши).

Вышли пальчики гулять (расправить пальцы рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопать).

В домик спрятались опять (сжать пальцы рук).

Зайка.

Зайка, зайка! Где твой носик?

Вот здесь. Вот здесь (показать пальчиком носик).

Зайка, зайка! Где твой хвостик?

Вот здесь. Вот здесь (показать место хвостика).

Где твои лапки? Коготки-царапки.

Вот здесь. Вот здесь.

Зайка, зайка! А где ушки?

на макушке (пошевелить пальцами рук на голове).

Замок.

Пальцы рук сцепить.

На двери висит замок (руки покачивать вперед-назад).

Кто его открыть бы смог?

Постучали (постучали ладонь о ладонь).

Потянули и… открыли (разжать пальцы рук веером).

Зайка.

Топ-топ, топы-топ (хлопать в ладони).

Пляшет зайка у ворот.

Ходят ушки (пошевелить ладонями над головой).

Глазки смотрят в огород (глаза стреляют по сторонам).

Пальчики.

Сжать пальцы руки.

Этот пальчик – маленький (расправит мизинец).

Этот пальчик – славненький (открыть безымянный).

Этот пальчик – самый длинный (открыть средний палец).

Этот пальчик – самый сильный (открыть указательный).

Этот пальчик – толстячок (открыть большой).

А все вместе – ку-ла-чок! (сжать пальцы в кулак).

Водичка.

Умой мое личко! (провести ладонями по лицу).

Чтоб глазки блестели (помигать глазами).

Чтоб щечки горели (похлопать по щекам).

Чтоб кусались зубки (прикоснуться к зубам).

Чтоб смеялись губки (улыбнуться).

Гусь.

Выгибает шею гусь (согнуть ладонь под прямым углом).

«Ничего я не боюсь (шевелить рукой в стороны).

Вот щипну тебя за пятку (щипнуть).

Убежишь ты без оглядки.

Тесто.

Месим, месим тесто (сжать и разжать пальцы рук).

Тесту в кадке тесно (похлопать в ладони).

Ягод мы сейчас нарвем (сжать и разжать ладони).

Пирогом вам напечем (похлопать ладонями по столу).

Пальцы.

Чтоб красиво говорить (хлопать).

Надо с пальцами дружить.

Пальцы нужно крепко сжать,

А потом опять разжать.

Пальчики.

Приложить ладони друг к дружке, стучать пальчиками.

Тук-тук, тук-тук. Это что за странный стук?

Это пальчики стучат. Поиграть они хотят.

С Данечкой играются: открываются (пальцы разжать).

Закрываются (пальцы сжать).

Сорока-белобока.

Водить пальцем по ладони ребенка и загибать пальчики.

Сорока — белобока утром печку топила.

Сорока — белобока деткам кашку варила.

По избе скакала, на стол накрывала.

Деток кормила, деткам говорила:

«Этому кашки дам, и этому кашки дам.

И этому тоже дам. А этому – не дам.

Он дров не рубил. Печку не топил.

Кашку не варил. Даню не кормил».

Пальчики.

Сложить ладони вместе, стучать пальцами.

Наши пальчики проснулись.

Потянулись и встряхнулись.

По ладошке побежали (побежать пальцами по ладони).

Скакали-скакали, скакали-скакали (по другой ладони).

У-у-х! устали. Отдохнем немножко (положить руки).

Пусть поспят ладошки.

Паучок.

Указательные пальцы обеих рук соединить с большими пальцами другой руки. Остальные пальцы расправить и шевелить ими.

Чок-чок, чок-чок. Лезет мудрый паучок.

Паутину плетет. Там обед себе найдет.

Птичка.

Поглаживать ладонь малыша.

Птичка, птичка! Вот тебе водичка!

Вот тебе и крошки на моей ладошке.

Молоточек.

Стучать по ладони.

Я построю себе дом.

Буду жить я в доме том.

Мяли-мяли и трепали.

Скатертей себе наткали.

И столы понакрывали.

Зайки.

Зайки на лужку играли (хлопать ладонями по коленям).

Дружно лапки поднимали (поднять руки).

Вот так, вот так. Дружно лапки поднимали.

Оладушки.

Ладушки, ладушки (хлопать в ладоши).

Деток угощали. Чаем запивали.

На окно поставили. Остывать заставили.

Воробышки сели. Оладушки съели.

Кыш, кыш! Полетели! Полетели!

На головку сели.

Цыплята.

Стучать пальцем по ладошке малыша.

Ра, два, три, четыре, пять.

Шли цыплята погулять.

Свежей травки пощипать.

Вкусных зерен поклевать.

Кашка для букашки.

Водить пальцем по ладони ребенка.

Маленькой букашке захотелось кашки.

Мы сварили кашку накормить букашку.

Кашку варили, ложечкой мешали.

Деток накормили, кошек угощали.

Капуста.

Мы капусту рубим (стучать ребрами ладоней ).

Мы капусту режем (ребра ладоней – вперед-назад).

Мы капусту солим (сжимать и разжимать пальцы).

И морковку трем.

Лепешка.

Катать шарик между ладонями.

Я леплю, леплю лепешку.

Положу ее в ладошку.

И детишек угощу.

Зайка серенький шалил.

И ушами шевелил (пошевелить ладонями над головой).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector