Утренняя гимнастика во 2 младшей группе
Утренняя гимнастика во второй младшей группе
Ольга Коновалова
Утренняя гимнастика во второй младшей группе
Соблюдение режима дня в младшем дошкольном возрасте — это один из главных показателей успешной адаптации детей к новому статусу — воспитанников детского сада. Одним из важных моментов следования распорядку является ежедневное выполнение утренней гимнастики. Во второй младшей группе (3–4 года) физические нагрузки такого рода имеют ещёи психологическое значение: отвлёкшись на совместное выполнение заданий, дети не так переживают утреннее расставание с мамами и папами. Такая многозадачность зарядки требует от педагога знания психолого-педагогических и методических особенностей её подготовки и проведения.
Цели и задачи гимнастики
Проведение зарядки имеет важные образовательные цели. В контексте работы с детьми 3–4 лет это:
• отработка двигательных навыков, выражающаяся в развитии умения координировать свои действия, соотносить их со словесными инструкциями, а также придавать направленность движениям рук, ног, туловища;
• предупреждение нарушений осанки, плоскостопия, работа над умением красиво ходить;
• развитие способности синхронизировать свои движения с движениями сверстников и взрослых;
• воспитание культуры здорового образа жизни (заботливого и внимательного отношения к своему здоровью, усвоение основ физической культуры);
• приобщение к спорту;
• стимулирование самостоятельности, целеустремлённости, а также положительного отношения к труду.
Принципы проведения утренней гимнастики
Требования к занятиям любыми видами деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определяются положениями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
1. Утренняя зарядка организуется перед первым приёмом пищи, то есть перед завтраком.
2. Комплекс физических упражнений включает разминку и ряд заданий восстановительного характера.
3. Во второй младшей группе гимнастика с утра длится 5–7 минут.
4. В тёплую хорошую погоду весной и осенью зарядку рекомендуется проводить на улице. В непогоду упражнения проводятся на веранде, а зимой — в спортивном, музыкальном зале или в помещении группы.
5. Температурный режим в комнате не должен быть выше 16 градусов.
6. Если упражнения проводятся в помещении, то оно должно быть хорошо проветрено.
7. Во второй младшей группе дети должны быть одеты в спортивную форму (шорты и футболку или спортивный костюм в зависимости от условий проведения).Отдельно следует сказать о форме для воспитателя: лучше, если это будет спортивная форма с кроссовками или кедами. Волосы нужно обязательно подвязать.
8. Физкультура — дело добровольное, поэтому если малыш отказывается участвовать в выполнении заданий, то принуждать его не нужно. Но после зарядки следует поинтересоваться у ребёнка о причине отказа. Возможно, виной было плохое настроение, вызванное ссорой с мамой.
9. Лучший способ стимулировать у детей интерес к спортивным упражнениям —обеспечить ритмичное сопровождение: весёлые песни, подвижные мелодии.
10. Для развития у детей заинтересованности выполнением зарядки, виды гимнастики нужно менять. Излишняя заорганизованность — враг хорошего настроения. Поэтому не стоит требовать от малышей жёсткого соблюдения дисциплины.
11. Задания для зарядки по большей части имеют характер имитации и организуются в игровой форме.
12. Во второй младшей группе продолжается работа над начатой в прошлом году системе проведения зарядки из положений сидя, лёжа (на животе или спине, а также стоя и с привлечением предметов (мячиков, флажков, кубиков).
13. На отработку одного комплекса отводится около 10 дней, каждое задание выполняется в среднем в 3–4 похода.
Весёлая зарядка для детей и родителей!
• мотивация детей на выполнение упражнений;
• отработка навыка согласованного выполнения движений;
• подготовка организма к более сложным упражнениям. 1–2 минуты
В: Утром солнышко встаёт,
Всех на коврик нас зовёт.
Приглашаю вас, ребятки,
На весёлую зарядку.
Ножки выше поднимаем,
Друг за другом мы шагаем. — шагать друг за другом.
Все мы дружно пошагали,
А теперь мы побежали! – бег друг за другом
Снова солнышко сияет, наши детушки шагают. Дружно, весело идут и совсем не устают. (Ходьба стайкой за взрослым.)
По тропинке с солнышком нам шагать легко. Ярко светит солнышко, светит высоко. (Ходьба стайкой за взрослым на носочках.)
А сейчас покажем солнышку, как на пятачках идём и опять не устаём.
В: Молодцы! Хорошо пошагали. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся!
Дыхательное упражнение «Пузырь»
Да не лопайся. (Во время произнесения делаем вдох через нос)
Лопнул пузырь! (Делаем выдох через рот)
Повторяем 3 раза
• укрепление всех групп мышц;
В: 1. Наклоны головы.
Где же солнышко-колоколнышко? Скрылось солнышко за тучку. Нету солнышка. (И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Наклоны головы –влево вправо вниз вверх в И. П. Выполнить 4 раза.)
Ты ладошки нам погрей, наше солнышко,
(И. П. – то же. Руки вперёд, в стороны вниз ладони вверх – И. П. Выполнить 4 раза.)
3. Повороты туловища.
Показался солнца лучик – стало нам светлее.
Справа лучик, слева – лучик, стало веселее.
(И. П. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо –влево Выполнить по 2 раза в каждую сторону.)
Солнце Весело сияет и снежинки освещает,
Надо вниз нам посмотреть и снежочек разглядеть!
(И. П. – то же. Наклон, руки направлены вниз – И. П. Выполнить 4 раза.)
5. Прыжки на месте.
Солнцу рады все на свете. И воробушки, и дети.
(Прыжки на двух ногах /8 подпрыгиваний/. На произнесение слов 2-й раз – ходьба на месте. Выполнить 2 раза.)
Восстановление давления и пульса
•подвижная игра: «Солнышко и тучка»
Солнышко и тучка рядышком живут.
По утрам ребяток поиграть зовут.
Воспитатель показывать картинку солнца – дети бегают в рассыпную. Показывает картинку тучка — дети приседают на месте.
В: Вот и сделана зарядка. Здоровье в порядке, Спасибо зарядке!
(Дружно похлопаем друг другу.)
Консультация для родителей детей младшей группы «Утренняя гимнастика в детском саду и дома» Консультация для родителей детей младшей группы Тема: «Утренняя гимнастика в детском саду и дома» Утренняя гимнастика в коллективе имеет.
Организация и методика проведения режимных моментов «Утренняя гимнастика и завтрак в первой младшей группе» Организация и методика проведения режимных моментов в первой половине дня «Утренняя гимнастика и завтрак в первой младшей группе».- Ребята,.
Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков в средней группе. Утренняя гимнастика «Жучки-паучки» Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков в средней группе. Тема: «Утренняя гимнастика «Жучки – паучки» (комплекс.
Сюжетная утренняя гимнастика в младшей группе «Мы — пушистые комочки» Сюжетная утренняя гимнастика в младшей группе «Мы – пушистые комочки» Цель: способствовать воспитанию у детей интереса и потребности к.
Утренняя гимнастика для первой младшей группы Построение, приветствие, повороты. Мы с вами будем делать утреннею гимнастику. Поставили руки на пояс. Повернулись друг за другом, шагом.
Утренняя гимнастика Мы зарядкой заниматься Начинаем по утрам. Пусть болезни нас боятся, Пусть они не ходят к нам. Раз – два, Шире шаг! Делай с нами так! Явился.
Утренняя гимнастика по группам 2 младшая группа Тема «Домашние животные» Ходьба на носках (кошка, высоко поднимая колени (лошадка, бег (собачка). Построение в круг.
Утренняя гимнастика в первой младшей группе Дети и воспитатель находиться в группе. Воспитатель подходит в уголок природы. Воспитатель – Наш цветочек совсем засох. Дети начинают подходить.
Утренняя гимнастика во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель: Продолжать упражнять детей в ритмичной ходьбе, укреплять крупные мышечные группы, развивать силу мышц, подвижность суставов, формировать.
Комплексы утренней гимнастики для детей второй младшей группы ДОУ
1. Курочки
Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения
1. «Курочки машут крыльями». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, сказать «Ко-ко», опустить. Повторить 4 раза.
2. «Курочки пьют воду». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперёд, руки отвести назад, выпрямиться. Повторить 5 раз.
3. «Курочки клюют зёрна». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать, повторить 4 раза.
Перестроение из круга. Бег и ходьба друг за другом.
2. Нам весело
Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба на носках. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения
1. «Весёлые ручки». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки вперёд, повертеть ладонями, опустить. Повторить 5 раз.
2. «Весёлые ножки». И.п.: сидя на полу, ноги в стороны, руки внизу. Наклониться вперёд, дотронуться до носков, выпрямиться. Повторить 5 раз.
3. «Прыжки на месте». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнить 8 прыжков на месте.
Ходьба друг за другом.
3. Музыкальные ребята
Ходьба друг за другом. Бег, построение в круг. Ходьба по кругу, взявшись за руки.
Общеразвивающие упражнения
1. «Погремушки». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Руки сжать в кулаки, поднять вверх, потрясти ими, опустить за спину. Повторить 5 раз.
2. «Барабан». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу за спиной. Наклониться, постучать указательными пальцами по коленям, сказать «бум-бум», выпрямиться. Повторить 5 раз.
3. «Дудочка». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Подняться на носки, поднести руки ко рту, сказать «ду-ду-ду», встать на полную ступню, опустить руки. Повторить 5 раз.
Перестроение из круга. Бег. Ходьба на носках. Построение в круг.
4. Зима
Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба на носках. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения
1. «Погреем ручки». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять согнутые руки, хлопнуть перед грудью, сказать «хлоп-хлоп», опустить вниз. Повторить 5 раз.
2. «Погреем ножки». И.п.: сидя на полу, ноги в стороны, руки внизу. Наклониться, похлопать по коленям, сказать «хлоп-хлоп», выпрямиться. Повторить 5 раз.
3. «Попрыгаем». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнить 6 прыжков на двух ногах на месте, ходьба на месте, вновь повторить прыжки.
Перестроение из круга. Ходьба друг за другом.
5. Игра с кубиками
Дети берут два кубика, по одному в каждую руку. Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба на носках. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения с кубиком
1. «Раскачиваем руки». И.п.: ноги слегка расставлены, руки с кубиками внизу. Раскачивать руками вперёд-назад. Повторить 5 раз.
2. «Постучим кубиками». И.п.: ноги на ширине плеч, руки с кубиками внизу. Наклониться вперёд, постучать кубиками по коленям, выпрямиться. Повторить 3 раза.
3. «Положим кубики». И.п.: ноги слегка расставлены, руки с кубиками внизу. Присесть, положить кубики на пол, выпрямиться, присесть, взять кубики, выпрямиться.Повторить 3 раза.
Перестроение из круга. Бег. Ходьба друг за другом.
6. Зайчики
Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба парами по кругу.
Общеразвивающие упражнения
1. «Зайчики слушают». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять согнутые в локтях руки вверх, указательные пальцы приставить к голове-«ушки», опустить руки вниз. Повторить 5 раз.
2. «Зайчики поджали лапки». И.п.: сидя. ноги вместе, руки внизу. Подтянуть ноги к себе, обнять их руками, выпрямить ноги, опустить руки. Повторить 5 раз.
3. «Зайчики прыгают». И.п.: ноги слегка расставлены, руки-«лапки»-согнуты у груди. выполнить 6 прыжков на месте на двух ногах, ходьба на месте. Повторить 2 раза.
Ходьба друг за другом с перестроением из круга. Спокойная ходьба.
7. Самолёты
Стулья расставлены в шахматном порядке. Ходьба друг за другом. Бег вокруг стульев. Ходьба между стульями. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения на стульях
1. «Самолёты». И.п.: сидя на стуле, не облокачиваясь на спинку, ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, ладони вниз, опустить. Повторить 5 раз.
2. «Самолёты летят». И.п.: сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руками держаться за сидение с боков. Наклониться вперёд, руки отвести назад, выпрямиться, руки опустить. повторить 5 раз.
3. «Поднимаемся ввысь». И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на спинке стула. Привстать на носки, опуститься. Повторить 5 раз.
Перестроение из круга. Бег вокруг стульев. Ходьба друг за другом.
8. Гуси
Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба по кругу за первым и за последним. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения
1. «Гуси машут крыльями». И.п.:ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, сказать «га-га-га», опустить. Повторить 4 раза.
2. «Гуси шипят». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперёд, руки отвести назад, произнести «ш-ш-ш», выпрямиться. Повторить 5 раз.
3. «Гуси клюют зёрна». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, руки положить на колени, голову опустить, встать. Повторить 5 раз.
4. «Гуси полетели». И.п.: то же. Поднять руки вверх, опустить. Повторить 5 раз.
Перестроение из круга. Бег. Ходьба друг за другом.
9. Игры с погремушкой
Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба по кругу за первым и последним. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения с погремушкой
1. «Погремим погремушкой». И.п.: ноги слегка расставлены, руки с погремушкой внизу. Раскачивание рук вперёд-назад. Повторить 3 раза. Переложить погремушку в левую руку и выполнить те же движения.
2. «Постучим погремушкой». И.п.: ноги на ширине плеч, руки с погремушкой внизу. Наклониться постучать погремушкой по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться. Повторить 3 раза.
Переложить погремушку в другую руку и выполнить те же движения.
3. «Положим погремушку». И.п.: ноги слегка расставлены, руки с погремушкой внизу. Присесть, положить погремушку, выпрямиться. Присесть, взять погремушку, встать. Повторить упражнение, переложив погремушку в другую руку.
4. «Посмотрим на погремушку». И.п.: то же. Поднять руки вверх, посмотреть на погремушку, опустить. Повторить 5 раз.
Перестроение из круга. Бег. Ходьба друг за другом.
10. Весна
Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба на носках. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения
1. «Деревья качаются». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Руки поднять вверх, немного отвести влево, потом вправо, произнести «ш-ш-ш», опустить. Повторить 6 раз.
2. «Кусты качаются». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться влево (вправо), выпрямиться. повторить 6 раз.
3. «Ветер». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднести руки ко рту, подуть на них, опустить. Повторить 5 раз.
4. «Воробышки радуются». И.п.: то же. Прыжки на двух ногах на месте. После шести прыжков походить на месте и ещё раз повторить прыжки.
Перестроение из круга. Ходьба друг за другом.
11. Игры с мячом
Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба по кругу за первым и последним. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения с мячом
1. «Подними мяч». И.п.: ноги слегка расставлены, мяч внизу в обеих руках. поднять мяч вверх, опустить вниз. повторить 6 раз.
2. «Положи мяч». И.п.: сидя, ноги в стороны, руки с мячом внизу. Наклониться, положить мяч, выпрямиться, опустить руки, наклониться, взять мяч, выпрямиться. повторить 4 раза.
3. «Приседания». И.п.: ноги слегка расставлены, руки с мячом внизу. Присесть, положить мяч на пол, выпрямиться, присесть, взять мяч, встать. Повторить 4 раза.
4. «Мяч вперёд». И.п: ноги слегка расставлены, мяч внизу, в обеих руках. Поднять мяч вперёд,опустить. Повторить 2 раза.
Перестроение из круга. Бег. Ходьба друг за другом.
12. Цветы
Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба парами. построение в круг.
Общеразвивающие упражнения
1. «Соберём большой букет». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, опустить вниз. Повторить 5 раз.
2. «Понюхаем цветок». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперёд, выпрямиться. Повторить 4 раза.
3. «Покажи цветы».И.п.: ноги слегка расставлены, руки за спиной. Вытянуть руки вперёд, спрятать назад. Повторить 5 раз.
4. «Где ромашки?» И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Подняться на носки, посмотреть по сторонам, опуститься. Повторить 5 раз.
Перестроение из круга. Бег. Ходьба друг за другом.
13. Поиграем с флажком
Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба на носках. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения
1. «Переложи флажок». И.п.: ноги слегка расставлены, руки с флажком внизу. Поднять руки вверх, помахать флажком, опустить вниз. Повторить 3 раза. Переложить флажок в другую руку, выполнить те же движения.
2. «Постучи флажком». И.п.: сидя, ноги в стороны, руки с флажком внизу. Наклониться, постучать флажком по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться. повторить 3 раза, переложив флажок в другую руку.
3. «Положи флажок». И.п.: ноги слегка расставлены руки с флажком внизу. Присесть,положить флажок, выпрямиться. Повторить 2 раза.
4. «Покажи флажок». И.п.: ноги слегка расставлены, руки за спиной. Вытянуть руки перед собой, спрятать за спину. Повторить 5 раз.
Перестроение из круга. Бег. Ходьба друг за другом.
14. Лето
Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба по кругу по часовой стрелки и против. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения
1. «Бабочки летают». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, помахать ими, опустить. Повторить 4 раза.
2. «Потрогаем цветы». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться, дотянуться руками до пола, выпрямиться. Повторить 5 раз.
3. «Дуем на одуванчик». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднести руки ко рту, подуть на них, опустить. Повторить 4 раза.
4. «Кузнечики прыгают». И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 6 прыжков на двух ногах, ходьба на месте. Повторить 2 раза.
Перестроение из круга. Ходьба друг за другом.
15. Играем с погремушками
Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба парами. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения с двумя погремушками
1. «Погреми». И.п.: ноги слегка расставлены, руки с погремушками внизу. Вытянуть руки вперёд, потрясти погремушки, опустить руки вниз. Повторить 4 раза.
2. «Постучи погремушками». И.п.: ноги на ширине плеч, погремушки внизу. Наклониться, постучать погремушками по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться. Повторить 5 раз.
3. «Раскачивание рук». И.п.: ноги слегка расставлены, погремушки внизу. Руки вытянуть вперёд, отвести назад. Повторить 6 раз.
4. «Положи погремушки. И.п.: ноги слегка расставлены, погремушки внизу. Присесть, положить погремушки на пол, встать, присесть, взять погремушки, встать. Повторить 6 раз.
5. «Покажи погремушки». И.п.: то же. Поднять погремушки вверх, опустить вниз. Повторить 5 раз.
Перестроение из круга. Бег. Ходьба друг за другом.
Комплекс утренней гимнастики для 2-ой младшей группы
Гимнастика для малышей в 3-4 года — ключевое звено в формировании правильного распорядка дня у ребенка, что является не только важным для успешного перехода ребенка в новый этап жизни, но и основой здорового образа жизни. Кроме того, выполняя физические упражнения, ребенок не отвлекается на психологические факторы (например, не переживает утреннее расставание с родителями). Для успешного проведения занятия педагог должен знать образовательную методику и ее основные особенности.
Утренняя гимнастика во второй младшей группе
Гимнастика для детей 3 лет — это неотъемлемое звено в поддержании спортивной формы, залог отличного настроения и продуктивного дня в дальнейшем.
Обратите внимание! В этой группе зарядку проводит воспитатель. Только в 3 группе к нему присоединяется спортивный инструктор.
«Пробуждение» тела зарядкой
Утренняя гимнастика во 2 младшей группе преследует следующие цели:
- оттачивание навыков выполнять действия по указаниям воспитателя;
- развивать умения контролировать движения своего тела и уметь сравнивать их с движениями преподавателя;
- укрепление спины, формирование правильной осанки, развитие выносливости;
- предупреждение болезней;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- прививание любви к спорту;
- развитие таких положительных качеств, как целеустремленность, самостоятельность, любовь к труду, внимание, умение слушать, правильно выполнять упражнения.
Перед воспитателем, проводящим утреннюю гимнастику для детей 3-4 лет, стоит ряд задач:
- «разбудить» тело, ведь, как правило, приход в детский сад утром связан с принудительным утренним подъемом;
- активировать органы чувств у малышей («просыпается» зрение, а также слух и т. д.), дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной и других систем;
- повысить уровень выносливости с помощью различных кардио-упражнений (бег, прыжки и т. д.);
- помочь правильно начать день;
- акцентировать внимания детей и их сосредоточение на конкретном занятии;
- знакомство воспитанников с различными видами спорта.
Как проводить гимнастику для малышей 3-4 года в ДОУ
Любой воспитатель ДОУ должен знать некоторые особенности зарядки для малышей 3-4-лет. Они являются основой, без них утренняя гимнастика проводиться просто не может.
- Утренняя гимнастика в младшей группе проводится строго перед завтраком.
- Она состоит из разминающих тело упражнений и ряда дополнительных восстанавливающего типа.
- Урок должен длиться не дольше 7 мин., в идеале — 5 мин.
- В теплое время года физкультминутку лучше всего проводить на улице, так она будет полезней. Зимой, особенно в декабре, зарядка должна проводиться на веранде или в специально оборудованном помещении, например, игровом зале с матами.
- Есть два требования к помещению: температура не должна превышать 16°С, перед занятием зал проветривают.
- Дети обязаны надевать на занятие спортивную форму с кроссовками, волосы подвязывать.
- Если малыш отказывается выполнять упражнения, то принуждать его не стоит. Но после занятия нужно поинтересоваться, что послужило причиной отказа.
- Если на зарядке будет включена музыка, интерес детей возрастет.
- Не стоит спрашивать с детей строгого соблюдения дисциплины или четкой последовательности движений. Занятия должны проходить в форме игры, например, разыграв сценку.
- В обязательный перечень входят упражнения со спортинвентарем: мячами, флажками, лентами и др.
- Оптимальное количество повторов задания — 5. Отработка одного комплекса упражнений ограничивается 10 днями.
Важно! Педагог не должен ограничиваться одним лишь знанием общих принципов проведения детской гимнастики в ДОУ. Рекомендуется знать классификацию упражнений, содержание самой зарядки, приемы для подготовки и ее успешного проведения.
Зарядка на свежем воздухе
- общеразвивающие (бег, прыжки и т. д.);
- зарядка с элементами сюжетной линии (упражнения по какой-либо сказке, сценке и т. п.);
- комплекс из 3-4 упражнений (например, комплекс «Лохматый песик», «Поезд» и т. д.);
- чередование беговых и упражнений с прыжками;
- задания с атрибутами (детским эспандером, батутом и т. д.);
- полоса препятствий.
Важно! Упражнения в ходе полосы препятствий не должны быть слишком сложные, чтобы каждый воспитанник мог их повторить.
Основные этапы любой зарядки:
- разминка (ходьба);
- упражнения на различные группы мышц;
- неторопливый бег;
- умеренная ходьба (можно добавить подвижную игру).
Используемые методы
К трех- четырехлетнему возрасту малыши уже почти освоили весь алфавит и научились строить предложения для высказывания своих мыслей. Но у некоторых все равно возникают проблемы с согласованием слов (например, «одна мяч»). Поэтому в любом случае все упражнения должны четко и понятно объясняться взрослым. Это поможет избавиться от речевых ошибок.
Важно! Преподаватель должен четко проговаривать все инструкции. Чтобы это было более интересным, лучше использовать стишки и загадки.
Зарядка со стишками
Наглядные приемы
Образ помогает детям лучше понять окружающий мир. Именно поэтому лучше всего все занятия сопровождать:
- картинками зверей, мультяшных героев;
- пошаговыми рисованными инструкциями;
- демонстрацией упражнения воспитателем.
Практический прием
Этот способ подразумевает под собой самостоятельную деятельность детей. Например, рисование, составление поделок из разных материалов и т. п. Этот вид деятельности очень важен, ведь с помощью него развивается воображение, мелкая моторика, дети учатся фантазировать.
Игровой прием
Его, как правило, сопровождает с музыкой. Она помогает почувствовать темп и ритм упражнения. Музыкальные оттенки помогают понять, когда нужно изменить характер движений. Например, спокойная музыка побуждает к умеренной ходьбе, а веселая и заводная — к бегу, прыжкам. Кроме того, она повышает дисциплинированность, работоспособность, внимательность малышей.
Картотека по ФГОС
Картотека включает следующие занятия:
- «Солнышко и дождь». Преподаватель рисует черту, за которой дети садятся на корточки. После слов «Вышло солнышко гулять» дети разбегаются по площадке. Как только звучит слово «дождик», дети снова сбегаются за черту. Цель данной игры — развить выносливость, быстроту движений и ориентирование.
- «Кот Васька». Здесь понадобятся стулья. Выбирается один ребенок, который и будет главным героем — котом Васькой. Остальные дети — котики. Васька должен передвигаться по площадке, а потом уснуть. Котики должны его разбудить. Цель котят: как можно быстрее добежать и занять стульчик, пока Васька их не поймал. Это упражнение развивает навык подражания.
- «Крольчата». Все дети садятся за веревкой, висящей на уровне 50 см от пола. После сигнала «крольчата» они выбегают за пределы веревки, а слова «сторож» — заползают обратно. Это упражнение вырабатывает навык ловкости и улучшает показатель прыжков в длину.
- «Медвежонок». Преподаватель читает стишок, а дети выполняют движения: бегают по кругу, совершают повороты туловищем вправо и влево.
- «Зайка». Воспитатель также читает стихотворение, а дети подпрыгивают и притопывают.
Анализ подготовки и проведения зарядки
Для грамотного проведения занятия преподаватель должен составить план-конспект, где стоит указать виды и последовательность упражнений, количество повторений, продумать все методические примечания, проговорить указания.
Обратите внимание! Нужно подумать о способе организации зарядки, а также задуматься о приемах психологического и эстетического воспитания в процессе проведения утренней зарядки для детей 3-4 лет.
Воспитатель должен продумать форму одежды детей и позаботиться о гигиене места проведения гимнастики. Если это закрытое помещение, то до урока оно должно быть хорошо проветрено.
В ходе выполнения упражнений воспитатель должен вести систематическое наблюдение за качеством движений, самочувствием детей, чтобы в дальнейшем оценить комплекс утренней физкультминутки и в случае недочетов вовремя их устранить во избежание неприятных ситуаций.
Обратите внимание! В качестве примера для подготовки и эффективного проведения утренней гимнастики можно взять конспект занятия Л. И. Пензулаевой. Она разработала много разных комплексов с учетом нагрузки по принципу «от простого к сложному». В среднем выходит по 3-4 комплекса на месяц.
Утренняя зарядка для детей 3-4 лет является основой здорового образа жизни. Она повышает не только жизненный тонус, но и настроение. Благодаря ей у ребенка развивается дыхательная система, усиливается кровообращение, нормализуется обмен веществ, повышается общий эмоциональный фон. Кроме того, зарядка способствует воспитанию в ребенке таких положительных качеств, как трудолюбие, целеустремленность, выносливость, сила.
Но детская утренняя гимнастика имеет еще и воспитательное значение, т. к. дисциплинирует детей, учит их сосредотачиваться на чем-то конкретном, быть внимательными.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
Комплекс утренней игровой гимнастики во II младшей группе «Зайки»
I. Вступительная часть
Дети входят в зал встают в колонну, поворачиваясь лицом к воспитателю. Воспитатель загадывает загадку:
Воспитатель:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Зайчик.)
К нам сегодня в гости пришел зайчик. А это зайчик не простой, а волшебный. Он пришел к нам для того, чтобы мы все тоже стали зайчиками. Вы хотите быть зайчиками?
Повернулись, повернулись
И в зайчаток обернулись.
Какие длинные ушки у зайки! А где наши длинные ушки? Дети вытягивают руки вверх и говорят: “Вот!”.
Ребятки, посмотрите, зайка наш только что проснулся, открыл глазки, улыбнулся Сейчас мы с вами умоемся вместе с зайчиком.
Слова стихотворения | Движения | Комментарии |
Зайка серый умывается, Видно в гости собирается. Вымыл хвостик, Вытер сухо. |
Дети имитируют умывание
Дети гладят себя по спинке. Дети массажируют себе ушко. |
Воспитатель в шапочке зайчика показывает движения и следит за правильностью их выполнения малышами. |
– Ребятки, давайте помаршируем и поучим зайку.
Раз, два, три, четыре, пять, |
Ходьба друг за другом по залу | Воспитатель в шапочке зайца идет впереди и следит за осанкой детей и бьет в бубен.. |
Зайчик на носочки встал, Побыстрее зашагал. |
Ходьба по залу друг за другом | Следить за правильность выполнения движения. Воспитатель бьет в бубен |
Вот он поскакал по склону, Забежал он в лес зеленый. |
Прыжки на месте | Следить за правильностью дыхания (дети дышат носом). Воспитатель бьет в бубен |
Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. |
Переход на ходьбу | Следить за правильностью дыхания. |
Замер зайчик средь травы А теперь замрем и мы! |
Присесть | |
Зайки серые сидят
Ушки длинные торчат Вот наши ушки; |
Дети сидят в кружке
Показывают ушки руками Бег друг за другом Дети собираются в кружок. |
Следить за правильностью выполнения движений.
Воспитатель помогает детям сделать кружок. |
II Общеразвивающие упражнения
Слова стихотворения | Движения | Комментарии |
Зайки скачут на лужайке. |
Вдруг в лесу мелькнула тень,
Зайки спрятались за пень
На носочки подтянись –
Серый зайка, оглянись:
Не сидит ли под кустом
Серый волк с большим хвостом?
Повороты головы влево-вправо
Повороты туловища влево-вправо.
Следить за правильным дыханием детей
Лапкой, лапкой постучи.
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке беги
И скорей назад скачи.
Приседают, стучат рукой об пол.
Ложатся на коврик и гладят себе животики.
Прыжки на месте
Дети бегут врассыпную по залу.
Дети бегут к воспитателю.
III Заключительная часть
Дыхательная гимнастика
Упражнение | Действия детей и педагога | Комментарии |
Зайка будет отдыхать
И поучится дышать. |
Дети вдыхают воздух через рот и выдыхают, словно надувают воздушный шарик. | Упражнение повторить 2 раза.
Следить за дыханием детей. |
“Пузыри”
Зайка любит поиграть, Будет пузыри пускать. Повернулись, повернулись |
Дети вдыхают воздух носом и выдыхают через рот на соединенные колечком большой и указательный палец. Затем малыши соединяют и большой и средний, большой и указательный пальчики, большой и мизинчик и дуют на них. | Следить за правильным дыханием детей. |
– Ребята, а наш зайка приготовил нам сюрприз. Посмотрите, что зайка собрал в эту корзиночку.
Воспитатель показывает детям корзинку с морковкой.
Мы корзиночку возьмем,
И на кухню понесем.
Пусть нам сделают салат,
Съесть его каждый рад.
Дети выходят из зала.
Список литературы
- Аверина А.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ / Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 144с.
- Дмитриева В.Г. 1000 обучающих игр и упражнений для самых умных малышей. От рождения до школы. – М.: Астрель, 2008. – 255с.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. – М.: Астрель-Ермак, 2004. – 95с.
Утренняя гимнастика на МАРТ (2-я мл. гр.)
МАРТ
Первая половина марта (без предметов)
1. Построение в шеренгу, колонну по одному, перестроение в пары (с помощью воспитателя), ходьба парами, бег врассыпную, ходьба и бег по кругу.
2. «ИГРАЮТ ПАЛЬЧИКИ». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки вперед, ладони вверх (вниз), пошевелить пальцами, руки вниз. То же, руки в стороны. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз. 3. «ВПЕРЕД». И.п.: стоя на коленях, руки на пояс. Наклон вперед, упор на ладони, смотреть вперед, сказать «вперед», вернуться в и.п. Повторить 5 раз.
4. «КОРОТКИЕ И ДЛИННЫЕ НОГИ». И.п. сидя, руки упор сзади. Согнуть ноги и выпрямить. Голову не опускать. Повторить 5 раз. 5. «СВЕТОФОР». И.п.: сидя, ноги врозь, руки на пояс – закрыт светофор. Поворот вправо (влево) – открыт. Повторить 3 раза. 6. «ПРУЖИНКИ И ПОДПРЫГИВАНИЕ». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. 3-4 пружинки и 10-12 подпрыгиваний, поворот в другую сторону, ходьба. Повторить 4 раза. 7. «ХЛОПОК ПЕРЕД СОБОЙ». И.п.: то же, руки вниз. Сделать хлопок перед собой, сказать «хлоп», вернуться в и.п. Повторить 4 раза.
8. Ходьба в колонне по одному с движением рук.
Вторая половина марта (без предметов)
1. Ходьба на носках, ходьба и бег в чередовании.
2. «РУКИ В СТОРОНЫ». И.п.: сидя, ноги скрестно, руки упор сбоку. Руки в стороны, посмотреть на одну, другую, вернуться в и.п., сказать «вниз». Повторить 6 раз.
3. «КОШКА ВЫГИБАЕТ СПИНУ». И.п.: стоя в упоре на коленях. Низко опустить голову, смотреть на ноги – кошка сердится, поднять голову – успокоилась. После 2-3 выполнений сесть на пятки – отдых. Позже подняться с подъемом на ноги. Повторить 4-5 раз.
4. «СПРЯТАЛИСЬ И ПОКАЗАЛИСЬ». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, наклониться, опустить голову, сказать «спрятались» и выпрямиться. То же выпрямляясь, руки вверх – показались и через стороны руки за спину. Упражнение выполнять в умеренном и быстром темпе. Повторить 5 раз.
5. «РУКИ В СТОРОНУ». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо (влево), руки в сторону, вернуться в и.п. 6. «ПОДПРЫГИВАНИЕ». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс. 8-10 подпрыгиваний с хлопками перед собой. Повторить 2-3 раза, чередуя с ходьбой.
7. «ХЛОПОК». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, два хлопка перед собой и вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз. 8. «ВОЗДУШНЫЙ ШАР» (дыхание).
Март 1(1) неделя(зал)
НОД № 44 по физической культуре во 2-й младшей группе ( Пензулаева Л.И.)
Задачи | Содержание НОД | Дозировка | Методические указания |