Пальчиковая гимнастика в стихах
Подборка пальчиковых гимнастик в стихах для детей дошкольного возраста
Татьяна Кондугашева
Подборка пальчиковых гимнастик в стихах для детей дошкольного возраста
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы, (Загибают большой палец).
Листья рябины, (Загибают указательный палец).
Листики тополя, (Загибают средний палец).
Листья осины, (Загибают безымянный палец).
Листики дуба мы соберем, (Загибают мизинец).
Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки).
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали. (Сжимают и разжимают кулачки).
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. (Пошевелить всеми пальцами).
Сидит белка на тележке, (Сжимают и разжимают кулачки).
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, (Поочередно разжимают пальцы).
И зайчику- трусишке.
Карандаш в руках катаю, (Прокатывать карандаш между большим
Между пальчиков верчу. пальцем и поочередно всеми остальными).
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Наша группа
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший — это я. (Разжимают пальчики поочередно
Это Маша, начиная с мизинца).
Дружба
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
Как живёшь?
— Как живёшь? — Вот так! (Показать большой палец)
— А идешь? — Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? — Вот так! (Протягивать открытую ладонь)
— Ждёшь обед? — Вот так! (Кулачок подпирает лицо)
— Машешь вслед? — Вот так! (Помахать рукой)
-Утром спишь? — Вот так! (2 ладошки под щекой)
— А шалишь? — Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)
Девочки и мальчики
Наши девочки и мальчики (Дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (Прыгают)
Головой слегка качают (Качают головой)
И красиво приседают (Приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (Хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (Топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)
Месим тесто
Тесто мнем, мнем, мнем! (Руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. (Руками совершаем движения, как будто лепим снежки)
Салат
Мы морковку чистим- чистим (Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)
Компот
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»).
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают»).
Угостим честной народ.
Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках).
Много мебели в квартире. (Сжимают – разжимают кулачки).
В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого).
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
Много мебели в квартире.
Помощники
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).
Снежок
Раз, два, три, четыре (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем, совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасываю воображаемый снежок).
Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок).
Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок).
И … сломаем. (Топают).
Транспорт
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
Кормушка
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
На водопой
Жарким днем лесной тропой («Шагают» по столу).
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают
За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца).
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
Весёлый человечек
Я – веселый человечек,
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу).
Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони).
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги).
Руки я затем помою, (Потирают ладони.)
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок.)
Дружные пальчики
Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке).
Эти — любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга, шурша).
Эти — тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)
Мышка зернышко нашла
Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.
Грибы
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагают пальчиками по столу)
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику)
Этот пальчик гриб нашел, (Начиная с мизинца)
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Ягоды
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)
В лес идем мы погулять. (Обе руки идут по столу)
За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большего)
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Моя семья
Знаю я, что у меня (Поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья: (И в соответствии с текстом)
Это – мама, (В определенной последовательности загибают пальцы)
Это – я, (Сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец)
Это – бабушка моя, (Средний и большой)
И у нас разлада нет.
«Новый год в лесу». Сказка в стихах для инсценировки с детьми дошкольного возраста. Новый Год в лесу — сценарий сказки Действующие лица: Ведущий Волк Заяц Лиса Белка Медведь Куница Зебра Кабан Сорока Ворона Синица Ведущий:.
Картотека пальчиковых гимнастик. Картотека пальчиковых гимнастик. Снег руками собирали, Сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук. Наши пальчики устали. Мы их будем растирать,.
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка с помощью «Пальчиковых» и «Артикуляционных» гимнастик» Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый.
Обобщение педагогического опыта «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста» В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.
Перспективный план пальчиковых игр для детей второй группы раннего возраста Дата № недели; тема недели Название Задачи Литература Сентябрь Упражнение «Дом» Разучивание потешки с помощью синхронного движения кистей.
Подборка корригирующих гимнастик после дневного сна в детском саду Гимнастика после сна предназначена для того, чтобы помочь до конца не сформировавшейся и очень ранимой детской нервной системе быстрее перейти.
Подборка пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста по теме «Весна» Подборка пальчиковых игр по теме «Весна» «Пришла весна» Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. (Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем.
Подборка пальчиковых игр на тему «Овощи и фрукты» для второй младшей группы При подготовке программы занятий в дошкольных учреждениях образования следует учитывать возрастные особенности обучающихся. Для детей в.
Сказка в стихах «Пилюлькина аптека» для детей дошкольного и младшего школьного возраста — Пилюлькина аптека — сказка В лесу на просеке Стоит аптека, Сюда приходят Звери с детками. Залетают птицы, Все хотят лечиться. Аптека.
Влияние пальчиковых игр и развития мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. » В. А. Сухомлинский Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими.
Пальчиковая гимнастика для детей в стихах.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.
Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело — разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!
Простые правила игры
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Как еще активизировать пальчики
1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)
Друзья — садоводы
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)
По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты — показываем «кораблик»)
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам — «смотрим вдаль»)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки
Лодочка
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт»)
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками — «лодочкой»)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения — «рыбки плывут»)
Мышка
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку — кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас — беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся — сюда!
Шарик
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел —
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
Летела сова
(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.
Пятачок
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх — потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, —
Но уже на левый бок!
Белка
(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
Наша семья
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Зимняя прогулка
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
Паучок
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение — дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(«Паучки» ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Берёза
(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…
Рыбки
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Шла кукушка
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол — бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!
Пчёлки
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке».)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в «улей».)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!
На постой
Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы — порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы «пляшут» совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)
Медузы
(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!
Ладушки ладошки
(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку 😉
Пальчиковая гимнастика в стихах для дошкольников
Будем мы варить компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Фруктов нужно много — Вот!(Указательным пальцем с середину ладоши)
Будем яблоки крошить, (Загибаем по одному пальцу)
Будем груши мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Угостим честной народ.(Раскрытые ладони протягиваем вперед)
Мы капусту рубим, рубим,
(движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём,
(потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложить в щепотку,солим)
Мы капусту жмём, жмём,
(сжимать и разжимать кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам!
(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)
Мы строгали, мы строгали,
(движения руками вправо-влево)
Доски гладенькими стали,
(движения ладонями)
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровненькими были.
(движения ладонями, пилят)
Мы сложили их рядком,
(соединяют ладони вместе)
Прибивали молотком.
(стучат кулачком по кулачку)
Получился птичий дом.
(показывают дом ладонями)
Мы на улицу идем,
(шагают на месте)
Высоко его прибьём.
(поднимают руки вверх)
Чтобы птицы залетали, а котята не достали.
(грозят пальчиком)
Зайка и капуста
Встал зайчишка рано
(кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел
(идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел
(кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст…
(«заяц” грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся
(c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –
долго отдувался!
(показываем, как заяц движется по столу)
Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть — и правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)
С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть и правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!
(обхватываем себя руками – «обнимаем”)
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,
(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
(приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так!
(изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так!
(имитируем все указанные в стихотворении движения)
Считалочка про пальчики
Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.
Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.
А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!
Знакомство с пальчиками
Дружно пальцы встали в ряд
(покажите ладони)
Десять крепеньких ребят
(сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка
(покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка
(продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны
(покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
(вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
(покажите большие пальцы)
Два больших и удалых
(остальные пальцы сожмите в кулак)
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая. (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
Два больших пальца спорят:
(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)
Кто главней из них двоих?
(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.
(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)
Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Дружная семейка!
(Сжать руку в кулак несколько раз.)
Happymomsplace — #местовстречимам
Блог полезных советов!
Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи и аудио)
Пока малыш маленький, ему самому еще сложно выполнять пальчиковую гимнастику, поэтому любимая мама или папа могут ему в этом помочь, проделывая различные манипуляции с ручками и пальчиками ребенка.
Если Вы еще не знаете, что такое пальчиковая гимнастика, нужна ли она Вашему ребенку, какова ее польза и общие рекомендации к проведению занятий, читайте обязательно об этом всем в двух следующих статьях:
Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи и аудио)
Екатерина Железнова
Пальчиковые игры у Железновой идут от 1,5 года. Я незначительно адаптировала занятия, чтобы родители могли заниматься с ребенком до года. Так как пальчиковые игры с детьми до 1,5 лет проводятся, как показ или как пассивная гимнастика руки и пальцев ребенка. А детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе с родителями.
Выбирайте стишок, который понравиться Вам и Вашему малышу, а также подходит по возрасту ребенку, и наслаждайтесь веселой и полезной для здоровья пальчиковой гимнастикой:)
1. ЛАДОШКА
Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
(осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)
2. ПАЛЬЧИКИ
(1) Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
(1. растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей,
Этот пальчик — всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Этот пальчик – всех сильней,
(2) Вместе – это пять друзей
(2. погладить сразу все пальчики)
(3) Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
(3. взяв палец ребенка за кончик и приподняв, осторожно вращать)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей,
Этот пальчик — всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Этот пальчик – всех сильней,
Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)
(4) Каждый пальчик мы возьмем и
И сожмём, сжимаем, сожмём,
(4-поочерёдно пальчики в кулачок сожмём, начиная с большого)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей и т.д…
Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)
(5) Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
(5. нажимаем кончиком указательного пальца на подушечку пальчика малыша)
Этот — всех красивей,
Этот — всех ленивей и т.д…
Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)
Так как стишок длинный, поочередно, на каждый новый куплет, работайте с разной ручкой малыша. А то, вдруг, ребенок посредине стишка уже не захочет заниматься, а так мы позанимаемся чуть-чуть, но с каждой ручкой:)
3. РИСОВАНИЕ
Мы кружок нарисовали
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Мы черту нарисовали.
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Мы волну нарисовали.
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Точки мы нарисовали.
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
(Мы рисуем на ладошке у малыша соответствующую фигуру, а затем слегка трясем ручкой. Сначала работаем с одной ручкой, а затем с другой)
4. ЧЕРВЯЧКИ
2 раза: Первый раз работаем с одной ручкой малыша, второй раз – с другой.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять
(перебираем по очереди пальчики малыша первой руки, нажимая на подушечки пальчика)
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять
(перебираем по очереди пальчики малыша первой руки, нажимая на подушечки пальчика)
Вдруг ворона подбегает,
(бежим своими пальцами по ладошке малыша)
Головой она кивает
(взрослый кивает головой)
Каркает, вот и обед
(закрываем все пальчики ручки малыша в кулачок)
Глядь, а червячков уж нет.
5. АПЕЛЬСИН
Мы делили апельсин.
Мы делили апельсин.
Мы делили апельсин.
Ведь много нас, а он один.
Эта долька — для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька — для ужа.
А эта долька — для ежа.
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку стиха перебираем и разминаем пальчики малыша, от основания пальца к кончику, начиная с большого на 2-х ручках)
Он сердит на нас — беда.
Все разбегайтесь кто куда!
(в конце слегка потрясем ручками малыша)
6. ВОЛК
(1) Нам очень хочется сейчас, пойти гулять в лесочек,
(1. берем одну ручку малыша и читаем стишок)
И чтоб нас серый волк не съел,
(2) Пойдем вдвоем, дружочек
(2. прислоняем вторую ручку малыша к первой и сразу откладываем одну ручку в сторону)
(3) В час – волка нет
В два – волка нет
В три – волка нет
В четыре – волк бежит,
(3. на каждую строчку стиха, пальчики второй руки по очереди покачиваем аккуратно вперед и назад)
7. ЛАДУШКИ
(1) Ладушки, ладушки,
Где были? — У бабушки!
Кашку поели, и полетели!
(1. хлопаем в ладоши, придерживая ручки малыша своими).
(2) Полетели! Полетели! Полетели! Полетели!
(2. взрослый имитирует руками крылья птиц)
(3) На головку сели.
(3. взрослый ладони кладет на голову малыша)
(можно повторить сначала)
8. ДЕСЯТЬ МЫШЕК
(1) Одна мышка, две мышки, три мышки вышли,
Четыре мышки, пять мышек, шесть мышек вышли,
Семь мышек, восемь мышек, девять мышек вышли,
Десять мышек вышли погулять.
(1. Ручка сжата в кулачок. Сначала разгибаем пальчики по очереди на одной ручке, а затем на второй, начиная с большого).
(2) Десять мышек, девять мышек, восемь мышек только,
Семь мышек, шесть мышек, пять мышек только
Четыре мышки, три мышки, две мышки только,
Одна мышка, нет никого.
(1. Сначала сгибаем пальчики по очереди на одной ручке, а затем на второй, начиная с мизинца).
9. ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТВОЙ ДОМИК
Пальчик, где твой домик,
Я большой пальчик,
Пальчик, где твой домик,
Пальчик, где твой домик,
Я средний пальчик
Пальчик, где твой домик,
Пальчик, где твой домик,
(Когда поете песенку, разминайте пальчики малыша подушечками своих пальцев, начиная с большого, а на слово «тут», покачивайте слегка пальчик вперед/назад. Песенка повторяется 2 раза с каждой ручкой)
Пальчиковая гимнастика для малышей до года (стихи)
Ермакова С. О.
У Светланы Олеговны Ермаковой пальчиковая гимнастика от года, поэтому я, как и в предыдущем случае, чуть-чуть адаптировала занятия пальчиковой гимнастика, чтобы родителям можно было заниматься с ребенком до года.
1. НА ЛУЖКУ
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли в садик погулять.
(1–2 строчки – взрослый пальцем своей руки считает пальцы на ручке малыша, слегка нажимая на подушечки)
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу.
(3–4 строчки – взрослый указательным пальцем своей руки выполняет круговые поглаживания ладони малыша).
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять.
(5–7 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их)
Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
2. ПОМОЩНИКИ
Всех помощников опять
Надо быстро сосчитать:
(1–2 строчки – поглаживаем все пальчики малыша)
Этот брат дрова рубил,
Этот братец щи варил,
Этот брат готовил кашу
На семью большую нашу.
Этот веником махал,
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.
(3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения, взрослый пальцами своей руки растирает пальчики руки малыша, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец)
Затем повторяем все для другой руки.
3. СПОРТСМЕНЫ
Свои пальчики в перчатки.
(берем ручку малыша в свою)
Раз, два, три, четыре, пять —
Надо всех пересчитать.
(3–4 строчки – повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно пальцы малыша на двух ручках, начиная с мизинца)
Десять пальцев – как отряд,
И костюму каждый рад.
(5–6 строчки – повторяем дважды и поглаживаем все пальчики малыша)
Стать сильными стараются,
(7–8 строчки – повторяем дважды и сжимаем ладони малыша в кулачки, а затем разжимаем)
4. ШАЛУНЫ
Пляшут в кухне на стене
(1–2 строчки – взрослый пальцами своей руки поглаживает ладонь малыша)
А у Маши расшалились
(3–4 строчки – взрослый руками нажимает аккуратно на подушечки пальцев ручки ребенка)
Быстро бегают они
По Машиной ладошке.
(5–6 строчки – взрослый пальцами своей руки «бегает» по ладони малыша)
(7–8 строчки – поглаживаем все пальчики малыша)
Сначала проделываем все действия для одной ручки, а затем повторяем для второй ручки.
5. ТИМОШКА
(1–2 строчки – взрослый указательным пальцем своей руки круговыми движениями поглаживает ладонь руки малыша)
И у каждой руки
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем на другой считать:
(5–6 строчки – обводим бугорки у основания каждого пальца малыша)
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять.
(7–8 строчки – делаем то же самое для другой руки)
6. ЦВЕТОЧКИ
Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
(1–4 строчки – раскрываем ладонь руки ребенка и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком»)
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.
(5–6 строчки – сжимаем ручку в кулачок)
Сначала проделываем все действия для одной ручки, а затем повторяем для второй ручки.
7. ПЧЕЛКА
Пчелка села на цветок,
Собрала пыльцы немножко
Прямо в сумочки на ножках.
(1–4 строчки – раскрываем ладонь и указательным пальцем руки выполняем спиралевидные круговые поглаживания по всей поверхности ладони малыша)
8. КУКЛА-НЕВАЛЯШКА
По сторонам качается,
Всем мило улыбается.
(1-4 строчки – расправляем ладони малыша и наклоняем кисти рук то вперед, то назад).
9. ЦВЕТЫ
Расцвели в саду цветы
К солнцу тянутся цветочки,
Пять волшебных лепесточков.
(1-4- синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами)
Веселых игр и здоровых малышей Вам!
Подготовила материалы: Акопджанян Е.В. (Мама Алена:))
1. Екатерина Железнова «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…», «Музыка с мамой (Пальчиковые игры)» http://www.m-w-m.ru/
2. Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет».
3. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов».
Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!
15 веселых стишков для пальчиковых игр
Пальчиковая гимнастика для детей – одна из самых полезных игр для малышей от 1 года до 3 лет. А чтобы она им не наскучила, разучивайте новые стишки для пальчиковых игр. Мы собрали для вас любимые пальчиковые игры для детей в стихах, чтобы порадовать ваших малышей.
Пальчиковая гимнастика для детей хороша и как просто игра, когда вы не знаете, чем занять ребенка, и как упражнение для развития мелкой моторики рук. Также пальчиковая гимнастика используется логопедами во время развивающих занятий с детьми для смены деятельности или небольшого отдыха.
Такую же функцию могут выполнять стихи потешки для детей 1-3 лет, подборку из которых мы публиковали ранее. Они также прекрасно подойдут для пальчиковой гимнастики.
Стишок для пальчиковой гимнастики: Кулачок
Этот пальчик — маленький,
Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
Стих для пальчиковых игр: Зима
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
(имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили,
(«крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.
(кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
(производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
Стих для пальчиковых игр: В гости
В гости к пальчику большому
(большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
(в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
(сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
Знакомство с пальчиками
Дружно пальцы встали в ряд
Десять крепеньких ребят
(сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка
(покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка
(продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны
(покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
(покажите большие пальцы)
Два больших и удалых
(остальные пальцы сожмите в кулак)
Стихотворение для малышей: Кошка
В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком.
(складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)
К крынке кошка подошла
(“идем” указательным и средним пальцами правой руки)
Сверху сливки попила
(указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)
Глубже сунулась в горшок:
— Молочка напьюсь я впрок!
(засовываем палец глубже в кружок-горшок)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой
Не уйти ей из горшка!
(пытаемся вытянуть палец из кружка)
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес!
(топоча пальцами обеих рук по столу, показываем, как кошка убежала)
Стишок для пальчиковой гимнастики: Торт
Тесто ручками помнем,
Сладкий тортик испечем.
(как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом,
(кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом
(круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко
(сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай!
(одна рука пожимает другую)
В гости в домик
На горе мы видим дом
(сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом
(сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты
(изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы
(сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор
(изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор
(погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем
(изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем
(пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся:
(кулаками по столу)
Кто-то к нам идет на стук?
(приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли
(вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
Стих для пальчиковых игр: Мишка в лесу
Ветер дует нам в лицо
(руками машем себе в лицо)
(руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше
(медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)
Как на горке снег, снег
(встаем на носочки, руки вверх)
(встаем, руки в стороны)
(обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь
Тише, тише, не шуметь
(шепотом, поворачиваясь в разные стороны)
Стихотворение для пальчиковой гимнастики: Котятки
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так!
(изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Вот так! Вот так!
(имитируем все указанные в стихотворении движения)
Стихотворение для пальчиковой гимнастики: Птички-невелички
(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,
(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
(приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.
Стих для пальчиковых игр: Дождик
(постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
(постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра!
(косточками пальцев выбиваем дробь)
(шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
(барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой
(прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце!
(описываем руками большой круг)
Стихотворение для пальчиковой гимнастики: Две руки
Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть — и правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)
С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!
И могут ласковыми быть и правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!
(обхватываем себя руками – “обнимаем”)
Стихотворение для пальчиковой гимнастики: Зайка и капуста
Встал зайчишка рано
(кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел
(идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел
(кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
(“заяц” грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
(c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –
(показываем, как заяц движется по столу)
Стих для пальчиковых игр: Строим дом
Мы строгали, мы строгали,
(движения руками вправо-влево)
Доски гладенькими стали,
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровненькими были.
(движения ладонями, пилят)
Мы сложили их рядком,
(соединяют ладони вместе)
(стучат кулачком по кулачку)
Получился птичий дом.
(показывают дом ладонями)
Мы на улицу идем,
Высоко его прибьём.
(поднимают руки вверх)
Чтобы птицы залетали, а котята не достали.
Стишок для пальчиковой разминки: Капуста
Мы капусту рубим, рубим,
(движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём,
(потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложить в щепотку,солим)
Мы капусту жмём, жмём,
(сжимать и разжимать кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам!
(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)
Играть в эти пальчиковые игры можно не только дома, но и в дороге, в очереди в поликлинике и в любом другом месте, когда вы не знаете, чем занять ребенка. Также вам помогут детские стихи для массажа пальчиков.