Пальчиковая гимнастика в старшей группе
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Пальчиковая гимнастика в старшей группе

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа
материал (старшая группа) по теме

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

Скачать:

Вложение Размер
palchikovaya_gimnastika_________________starshaya_gruppa.docx 351.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками.

Левая начинает с мизинца, пра вая—

с большого пальца.)

Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу

паль чиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и

А куда ему спешить? обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то

«По газону не ходить!» кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.)

И ушел. (Ритмичные хлопки по столу.)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают» пальчиками

Хозяйка с базара домой принесла по столу.)

Картошку, (Загибают по одному паль чику.)

Петрушку и свеклу.

Вот овощи спор завели на столе — (Попеременные удары

Кто лучше, вкусней и нужней на земле, кулачками и ладонями.)

Картошка? (Загибают пальчики.)

Петрушка иль свекла?

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром ладони

И ножиком этим крошить начала по столу.)

Картошку, (Загибают по одному паль чику.)

Петрушку и свеклу.

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают

Кипели, кипели в крутом кипятке крест-накрест на столе.)

Картошка, (Загибают по одному паль чику.)

Петрушка и свекла.

И суп овощной оказался не плох! (Показывают большой палец.)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Как у нашей кошки (Загибают на обеих руках пальчики,

На ногах сапожки. по одному, начи ная с больших.)

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

А козленок маленький

А сыночек Вовка —

Вот так, («Шагают» по столу указа тельным

Вот так, и средним пальца ми обеих рук.)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Падал снег на порог. (Дети два раза медленно

опускают ла дони на стол.)

Кот слепил себе пирог. (Показы вают, как лепят пирог.)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. («Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)

Пирожки себе пеки (Опять показывают, как пекут пирог.)

Не из снега — из мук.

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Дай молочка, Буренушка, (Дети показывают, как доят

Хоть капельку — на донышке. корову.)

Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из

Малые ребятки. пальчиков.)

Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному паль-

Творогу немножечко, чику на обеих руках.)

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье (Снова «доят».)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились, (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз (Дети «шагают» средним и указатель-

Нам подарки преподнес. ным пальцами обеих рук по столу.)

Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.)

В них же — вкусные предметы: (Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих, (Загибают на обеих руках пальчики, Орешки рядом с ними, начиная с большого.)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

В нашей группе все друзья. (Дети ритмично стучат

кулачками по столу.)

Самый младший — это я. (Разжимают кулачки,

Это Маша, начиная с ми зинчика.)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями

Рыбке весело играть. изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают,

как плывет рыб ка.)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное

движение обеи ми руками.)

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».)

Рыбка быстро уплыла.

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Каша в поле росла, (Дети подняли руки,

шевелят пальчи ками.)

К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим, (В правой ладошке мешают

По тарелке дадим. указатель ным пальцем левой руки.)

Птичке-невеличке, (Загибают по одному

Зайцу и лисичке, пальчику на обеих руках.)

Кошке и матрешке,

Всём дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Вышивает, шьет иголка, (Левая ладошка раскрыта,

Пальцу больно, в правой руке — воображаемая иголка;

Пальцу колко. иголка «шьет» и задевает кончик

указательно го пальца на левой руке.)

А наперсток (Дети делают правой рукой такое

В тот же миг дви жение, как будто надевают на

К девочке на пальчик указа тельный палец левой

Прыг! руки наперсток.)

Говорит иголке: («Шьют».)

А колоться ты не смей! (Грозят указательным

пальчиком ле вой руки.)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем,
Сейчас все котята по парам стоят: пальцы прижимаем друг к другу.)
Два толстых, два ловких, (Постукиваем соответствующими
Два длинных, два хитрых, пальцами друг о друга
Два маленьких самых (от большого к мизинцу).
И самых красивых.

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Маленький кролик (Кисти прижать к голове, как ушки.)

С большими ушами,
Розовым носом, (Дотронуться до носа.)
Смешными усами. (Указательные пальцы прижаты к губам.)
Норку глубокую роет себе (Роем ноку.)
Сильными лапками

В мягкой земле.
Чистит он шёрстку себе («Чистим шёрстку».)

Или спит. (Руки кладём под щёку.)
Кролик ушами всегда шевелит. (Шевелим «ушами».)
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов. (Закрыть лицо ладонями.)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Под грибом — шалашик-домик, (Ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик. (Постучать кулаком одной руки о

Мы тихонько постучим, ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним. («Звоним в колокольчик»)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол, (Ладони ребром прижаты друг к другу)

А на нем — дубовый стол. (Показываем стол)

Рядом — стул с высокой спинкой (Показываем стул)

На столе — тарелка с вилкой. (Ладонь левой руки направлена
И блины горой стоят — вверх (тарелка), правая рука (вилка):
Угощенье для ребят. ладонь направлена вниз,

четыре пальца выпрямлены

и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Я хочу построить дом, (Руки над головой «домиком».)
Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами «окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.)
Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены, руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом).
Пёс ворота охранял. (Одна рука «пёс».)
Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл, («Стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (Пальцы-лепестки смотрят вверх).

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Этот пальчик хочет спать. (Загибать пальцы на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
И тихонечко сопит. (Руки кладём под щёку.)
Солнце красное взойдет, (Поднять левую руку и
Утро ясное придет, распрямить все пальчики)
Будут птички щебетать, (Шевелить пальцами.)
Будут пальчики вставать!

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

Палец Толстый и Большой (Загибать пальцы на левой руке)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Палец Средний — самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Пальчиковая гимнастика Старшая группа

« МАРТЫШКИ И КНИЖКИ »

Две проказницы мартышки (Выполнять движения,

Полистать любили книжки. соответствующие тексту)

Потрясти их, полизать

И как будто почитать.

Ловко принялись за дело (Показать руками «очки»)

И очки они надели.

К носу книжку поднесли, (Две ладошки приблизить к лицу)

Вдруг подальше отвели. (Ладошки отдалить от лица)

Ничего в очках не видно.

И мартышкам так обидно! (Вытираем щечки, «слезы»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа.

Пальчиковая гимнастика для детей старшего возраста по лексическим темам.

Пальчиковая гимнастика страшая группа по всем месяцам учебного года.

Картотека.Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы.

Картотека составлена по тематическому планированию.

Картотека пальчиковой гимнастики составлена с учетом программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и подходит для использования на занятиях с детьми с ОВЗ, имеющими системное недоразвитие речи. Материал сос.

Картотека пальчиковой гимнастики средняя группа Сентябрь.Комплекс № 1«Дружба»Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)Девочки и мальчики.Мы с тобой подружим (Стучат кул.

Комплексы пальчиковой гимнастики для старшей группы

Пальчиковая гимнастика важна для детей любого возраста. Она способствует развитию речи, стимулирует мозговую деятельность, развивает фантазию и позволяет проявлять детям творческий потенциал. Особенно важны такие упражнения для детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика и ее значение для ребенка 5-6 лет

Дошкольный возраст — это период, когда ребёнок хорошо поддаётся обучению, но нагружать мозг сверх меры в это время не нужно. Занятия должны проходить в легкой и непринужденной форме. А новые знания и умения хорошо усваиваются в процессе игры. Поэтому в это время и проводят разнообразные пальчиковые игры.

Переоценить результат от таких занятий сложно, ведь еще Аристотель говорил: «Рука — это инструмент всех инструментов». При тактильном контакте дети учатся различать мягкое и твердое, теплое и холодное, определять форму и размер предмета. При этом они не только проявляют умственную деятельность, но и фантазируют. Простые движения позволяют снять напряжение со всего организма, помогают мышцам расслабиться, а ритмичные движения пальцами стимулируют развитие речи.

Цели пальчиковой гимнастики в работе с детьми

Пальчиковая гимнастика важна для детей. В процессе таких занятий происходит возбуждение речевых центров совместно с усилением работы речевых зон, что провоцирует их развитие.

Обратите внимание! Замечено, что речь начинает хорошо развиваться, когда движения пальцами становятся точными.

Таким образом, основной целью пальчиковой гимнастики является прогрессирование работы обоих мозговых полушарий, координирование их совместной работы. Ведь, как известно, мысленные образы возникают в правом полушарии, а за речь отвечает левое. И чем скоординированнее будет их работа, тем лучше будут развиты внимание и мышление ребенка.

Многообразие пальчиковых игр

Виды упражнений для кистей и пальцев

Пальчиковая гимнастика позволяет передать какое-либо стихотворение при помощи движения пальцев. При этом она обучает ребенка концентрировать внимание и верно его распределять.

Обратите внимание! В процессе занятий приходится не только заучивать стихи, но и выполнять пальцами и кистями определенные движения в строгой последовательности.

Одно из простых и веселых упражнений для пальцев — «Садоводы».

Палец толстый и большой (пальцы сжаты в кулачок, а большой поднят вверх)

В сад за сливами пошел (несколько раз большой палец сгибают, а потом разгибают).

Указательный с порога (разгибают указательный палец)

Указал ему дорогу (несколько раз сгибают и разгибают указательный палец).

Средний палец самый меткий (разгибают средний),

Он сбивает сливы с ветки (сгибательные движения средним пальцем).

Безымянный подбирает (аналогичные движения безымянным),

А мизинчик, господин, в землю косточки бросает (сгибают и разгибают мизинец).

Пальцы сжаты в кулачки

В процессе выполнения такой гимнастики дошкольник не только заучивает стихи (улучшает память), но и развивает фантазию и внимание. Мозг и речевой центр работают активнее.

Обратите внимание! Развитие детей происходит в движении, поэтому важно прорабатывать мелкую моторику рук.

Она связана не только с речью, но и со зрением, памятью, вниманием. Для ее развития можно использовать не только традиционные упражнения из пальчиковой гимнастики: «Лодочка», «Елка», «Колокольчик», но и другие, в которых происходит движение пальцев (нанизывание бусин, работа с мелкими деталями и пр.).

Нетрадиционные пальчиковые игры

Для развития речи у детей с ее нарушением используют еще нетрадиционные упражнения, направленные на активизацию мозговой деятельности. Как правило, занятия начинаются с самомассажа, для которого используются подручные материалы:

  • карандаши;
  • грецкие орехи;
  • прищепки и проч.

И только после этого начинаются сами занятия с пальцами. Одно из таких упражнений — «Лыжники».

Пальчики «шагают» в крышках

Для его выполнения потребуются пробки от бутылок, которые надеваются на указательный и средний пальцы обеих рук. При прочтении стихотворения обучающийся переставляет пальцы одной руки, не отрывая их от стола. После прочтения двух строчек движения производятся пальцами другой руки.

Пальцы в крышки мы обули

Быстро мы вперед шагнули.

И идем по переулку

Мы два друга на прогулку.

Пальцы наши балеринки,

Да тяжелые ботинки.

Пальцы наши словно ножки

Только шаркают немножко.

Обратите внимание! Для усложнения задания можно рассказывать о зиме, заучивать месяцы, дни недели, представляя для примера, что был месяц январь или декабрь.

Организация и проведение пальчиковой гимнастики в старшей группе ДОУ

В старшей группе ДОУ целей для проведения пальчиковой гимнастики становится больше:

  • развитие речи;
  • развитие мышления, памяти, внимания;
  • совершенствование координации;
  • развитие уважительного отношения к окружающим.

Все их следует реализовать при работе с достаточно большой группой детей (20-25 человек). Выгоднее всего проводить такие игры, приурочивая их к теме определенного занятия.

Для реализации этой задачи используют несколько приемов:

  • театральные постановки;
  • разыгрывание сюжетов;
  • физкультура под музыку.

Театральные постановки — любимое занятие детей. Так, легко можно организовать кукольное пальчиковое представление по сказке «Теремок». В дальнейшем отработанное представление можно представить на обозрение родителям, например, в качестве подарка на 8 Марта.

План проведения занятия

Пальчиковые игры в старшей группе являются лишь элементом занятия. Их продолжительность — порядка 5-10 мин.

Важно! Следует правильно распределить время!

В 10 минут следует распределить:

  • введение — ознакомление детей с элементами движения и порядком их выполнения (до 2,5 мин);
  • основу — под музыкальное сопровождение дети осваивают движения (от 3 до 5 мин);
  • заключение — повтор движений (до 2,5 мин).

Пример конспекта проведения занятия

Проведение занятий на развитие моторики рук можно совместить с физкультурной минуткой.

Сам урок будет выглядеть следующим образом:

  1. Воспитатель озвучивает тему занятия.
  2. Объясняет задачи на перспективу.
  3. Пальчиковая гимнастика как подводка к физкультминутке.
  4. Непосредственно физкультминутка.

Наглядный пример такого занятия — совмещение пальчиковых игр с рисованием бабочек.

  • Тема «Разрисовывание крыльев бабочек кончиками пальцев».
  • Задачи на перспективу: «Основная задача — сделать необычный узор на крыле бабочки, но для ее выполнения пальчики следует подготовить».
  • Упражнения: «Махи кистями рук, как крыльями бабочки». Для выполнения подбирается соответствующее стихотворение и (или) музыкальное оформление.

Обратите внимание! Физкультминутка проводится также с тематическими движениями.

Так, в старшей группе комплекс занятий непосредственно перекликается с пальчиковыми играми. Для упрощения восприятия педагог подбирает соответствующие наглядные материалы.

Пальчиковая гимнастика в старшей группе детского сада

С детьми, посещающими старшую группу детского сада, можно проводить уже более разнообразные упражнения пальчиковой гимнастики. В этом возрасте они внимательнее, усваивают больший объем информации, у них скоординированные движения.

Картотека игр по темам с целями ФГОС на год

Для проведения занятий у воспитателя должен быть большой запас материалов. Картотека группируется по темам.

Для занятий зимой актуальны будут следующие упражнения:

Осенью во время проведения занятий на тему урожая дополнительно можно провести пальчиковые игры «Ягоды», «Фрукты». При прохождении темы листопад на занятии проводятся пальчиковые игры «Листья», «Осень». Для весны и лета подбираются также игры, соответствующие тематике.

Обратите внимание! Картотека может быть создана и с учетом других тематик, ведь развивающих игр для этого возраста большое количество.

Подборка самых простых пальчиковых игр для детей 6-7 лет для использования в домашних условиях

Самые простые пальчиковые игры подходят для детей самого раннего возраста. Это и всем известная «Сорока-белобока», «Пальчики», «Ладушки». Для дошкольников игры становятся более сложными.

  • «Имена для пальчиков»;
  • «На прогулку»;
  • «Сколько птиц»;
  • «Замок»;
  • «Рыбка»;
  • «На блины»;
  • «Семь сыновей».

Они позволят не только активизировать мозговую деятельность детей, но и помогут подготовиться к школе. Действия, воспроизводимые пальцами, в этих играх настолько просты, что их легко можно выполнять в домашних условиях. На такое занятие потребуется всего несколько минут в день, но в результате речь ребенка будет более четкой, учеба будет протекать легче, и дошкольнику будет не страшна даже самая кропотливая работа.

Польза от пальчиковых игр очевидна. Вводить их в жизнь малыша нужно как можно раньше. Образовательный процесс должен носить систематический характер. И даже дошкольникам такие игры пойдут только на пользу.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Картотека пальчиковой гимнастики для старшей группы

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Картотека пальчиковой гимнастики

гимнастики для старшей группы

Много книжек есть на свете,

Читать их очень любят дети.

Если книги мы прочтем,

То узнаем обо всем:

(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и

Про моря и океаны,

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)

гимнастики для старшей группы

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (Пальцы рук соединяют в замок (несколько раз) )

Мы с тобой подружим

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.

(пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом)

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)

гимнастики для старшей группы

Орешник ветки наклонил –

(«Кивающие» движения ладоней.)

Зверят орешком угостил:

Вот орешек для бельчонка,

Вот орешек для зайчонка,

Вот орешек хомячку,

Вот орех бурундучку,

И орешек для меня

Приготовил он, друзья.

(Массирование пальцев, начиная с мизинца.)

гимнастики для старшей группы

Где берёзки да дубы

(Поставить руки локтями на стол, кисти поднять вверх, пальцы растопырить.)

Летом выросли грибы.

(Ладонь левой руки – ножка гриба, ладонь правой – шляпка.)

Тут — волнушки и опята,

Там — лисички и маслята.

Под сосной — боровики,

(Загибать пальцы на каждое название гриба.)

Так им рады грибники.

(Указательным и средним пальцем «ходить» по столу.)

гимнастики для старшей группы

Этот пальчик — апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик — слива,

Этот пальчик — абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик — ананас,

(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)

Фрукт для вас и для нас.

(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

гимнастики для старшей группы

Мы капусту рубим-рубим,

(Поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз.)

Мы капусту солим-солим,

(Поочередное поглаживание подушечек пальцев.)

Мы капусту трем-трем,

(Потирать кулачок о кулачок.)

Мы капусту жмем-жмем.

(Сжимать и разжимать кулачки.)

гимнастики для старшей группы

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

гимнастики для старшей группы

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

(Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

(Загибают по одному пальчику на левой руке.)

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

(Сдувают «крошку» с ладошки.)

гимнастики для старшей группы

Вдоль по реченьке

(Изобразить руками ровную поверхность)

(Поднять согнутую руку, локоть выставить вперед, кисть руки с сомкнутыми пальцами сильно наклонить к локтю.)

На цветы водичку

(Потрясти кистями рук.)

гимнастики для старшей группы

Москва – это Красная площадь,

(Положить ладони на стол, прижав друг к другу.)

Москва – это башни Кремля.

(Сложить «домик» из рук.)

Москва – это сердце России,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Которое любит тебя.

(Прижать ладони к сердцу.)

гимнастики для старшей группы

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

И с хвостом пушистым кошка.

(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)

гимнастики для старшей группы

Мы белье стирали,

(Тереть одни кулачок об другой.)

В речке полоскали,

(Движения ладонями вправо-влево.)

(Сжимать-разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья.)

То-то стало весело!

(Круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведениы в стороны

гимнастики для старшей группы

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на последнюю строчку – показать ладошки.)

гимнастики для старшей группы

Взяли дети белый ком,

Лепить будем снежный дом.

(Имитировать движения, изображающие лепку снежком.)

Мы польем его водой,

Домик будет ледяной.

(«Плескать» ладонями воду.)

Ком за комом мы кладем,

Вот и вылепили дом.

(Ставить кулачок на кулачок, затем сделать из ладоней домик.)

гимнастики для старшей группы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

гимнастики для старшей группы

Рядом с нами, за углом,

(Руки сжаты в кулаки. Разжимать пальцы правой руки, начиная с мизинца.)

Дружно строят новый дом

(Руки сжаты в кулаки. Разжимать пальцы левой руки, начиная с мизинца.)

Каменщик, маляр, электрик,

(Сгибать пальцы правой руки, начиная с большого.)

(Стукнуть кулаком правой руки ладонь левой. )

гимнастики для старшей группы

(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

(Крутят ладошками в воздухе — «фонарики».)

гимнастики для старшей группы

(Постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой.)

Раздается чей-то стук.

Это дятел на сосне

(Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую рук поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.)

Долбит клювом по коре.

(Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.)

гимнастики для старшей группы

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

(Вращают большим пальцем.)

гимнастики для старшей группы

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки — индюшонок,

А у утки есть утенок.

(Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

(Показывают пальчики, играя ими.)

гимнастики для старшей группы

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья?

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.)

гимнастики для старшей группы

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

И головки убирали.

(Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно. Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках.)

гимнастики для старшей группы

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься.

(Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны.)

Играет в теннис теннисист,

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет футболист,

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

гимнастики для старшей группы

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.)

гимнастики для старшей группы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за

Журналист и инженер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель —

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на

одной, затем на другой руке.)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек».)

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

гимнастики для старшей группы

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

(Сгибают пальцы в кулачок,

начиная с мизинца.)

Мы все названья помним!

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)

гимнастики для старшей группы

Девочка Иринка порядок

Девочка Иринка кукле

«Салфетки должны быть

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть

А соль? Ну, конечно,

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

гимнастики для старшей группы

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

(Загибать по одному пальчика на обеих руках.)

Эта птичка – злой орлан.

(Махать сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.

(Махать обеими руками, как крыльями.)

гимнастики для старшей группы

Нежный цветок появился в лесу,

(Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок».)

Первым встречает он солнце, весну.

(«Солнышко» из обеих рук.)

Утром весенним раскрыл лепесток,

В мягкой землице его корешки.

(Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз.)

гимнастики для старшей группы

По Луне легко идет.

Он шагает очень важно,

В нем сидит герой отважный.

(Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.)

гимнастики для старшей группы

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(Имитировать руками движения рубок в соответствии с текстом.

гимнастики для старшей группы

Будем пальчики сгибать —

(Сжимают и разжимают пальчики.)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

гимнастики для старшей группы

Детский садик, детский сад!

Малыши туда спешат.

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Посмотреть я в сад иду —

Что растёт в таком саду?

(«Шагать» средним и указательным пальцами.)

Может, груши, виноград?

Их всегда я видеть рад.

(Соединить большой палец с остальными.)

— Что ты, дядя, не смеши! –

(Махнуть рукой. Улыбнуться.)

Говорят мне малыши.

И кричат вдесятером:

«Это мы в саду растём!»

(Ладони друг против друга. Пальцы соединять парами.)

гимнастики для старшей группы

Что такое день победы

(рисуем вопрос пальцами в воздухе),

Это праздник, ордена

(кулачок прикладываем к груди),

И награды боевые,

и салюты золотые

(руки вверх, пальцы растопырив на обеих руках),

И тюльпанчики цветные

(покажу руками бутон),

(рисуем большой круг в воздухе).

гимнастики для старшей группы

Молоток бери, мой друг!

(Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.)

Мы построим новый дом,

(Ставят рядом ладошки-«стены».)

Есть окошко в доме том.

Есть еще одно, повыше,

(Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей».)

Есть труба вверху на крыше.

(Мизинец отставляют в сторону — труба.)

Дом готов, зовем гостей:

(Делают приглашающий жест рукой.)

гимнастики для старшей группы

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)

Много мебели назвал —

Десять пальчиков зажал!

(Поднимают зажатые кулачки вверх.)

гимнастики для старшей группы

Вот и лето наступает

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.)

Будем плавать, загорать

(Круговые движения кистями, «солнце».)

Пальчиковая гимнастика

&Amp;nBSp; Пальчиковая гимнастика.

что же такое Пальчиковые игры? игра – один из лучших сПособов развития речи и мышления детей. она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восПриятие речи и Порождающим самостоятельную речевую деятельность. интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

&Amp;nBSp; организованные игры, в том числе и Пальчиковые, соПровождаемые речью, Превращаются в своеобразные маленькие сПектакли. они так увлекают малышей и Приносят им столько Пользы! со слов взрослых дети могут многое заПомнить и восПроизвести, надо только несколько раз Повторить текст.

озорные стихи и считалочки Помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать Прекрасным средством начального эстетического восПитания.

главная цель Пальчиковых игр – Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что наПрямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, При Повторении стихотворных строк и одновременном движении Пальцами у малышей формируется Правильное звукоПроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется Память, сПособность согласовывать движения и речь. у детей, с которыми часто Проводили Пальчиковые игры, даже Почерк намного лучше, чем у других. уникальное сочетание добрых стихов и Простых массажных Приемов дает Поразительный эффект активного умственного и физического развития.

раз, два, три, четыре, Пять —

вышли в садик Погулять

ходим-ходим мы По лугу,

там цветы растут По кругу

леПесточков ровно Пять,

можно взять и Посчитать

&Amp;nBSp; 1–2 строчки – Пальцем одной руки считаем Пальцы на другой, слегка нажимая на Подушечки.

3–4 строчки – указательным Пальцем одной руки выПолняем круговые Поглаживания ладони другой.

5–6 строчки – считаем Пальцы в обратном Порядке, Поглаживая их.

затем читаем стихотворение снова и Повторяем все движения на другой руке.

ваши Пальчики встряхните,

сгибайте ваши Пальчики,

совсем как ушки зайчики

1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.

3–4 строчки – обе ладони с Пальцами, Прижатыми друг к другу, Приставляем к голове и сгибаем сомкнутые Пальцы несколько раз.

стихотворение и все движения можно Повторить

волк раскроет свою Пасть,

хочет зайчика украсть:

щелк да щелк, и снова щелк!

не Поймает зайца волк,

Пастью щёлкнет наПрасно —

заяц бегает Прекрасно!

1–4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках Прижимаем друг к другу, а Подушечку большого Пальца то Прижимаем к сомкнутым четырем Пальцам, то отПускаем, изображая волчью Пасть. щелкаем «Пастью» на обеих руках.

5–6 строчки – расслабляем Пальцы на обеих руках и «бежим» ими По столу, Прикасаясь к его Поверхности Подушечками

в домике сидит волчок,

он глядит на вас в глазок,

может дверку Приоткрыть

и за Пальчик укусить,

если больно, то немножко

разотри свои ладошки!

1–2 строчки – из обеих кистей рук делаем «Подзорную трубу» или «бинокль» и Приставляем к глазам.

3–4 строчки – из одной ладони делаем «волчью Пасть», как в Предыдущей игре, а Пальцы другой руки Подносим к «Пасти» и захватываем их ею, выПолняя Поглаживающие движения Подушечками.

5–6 строчки – легкими движениями растираем ладони одна о другую.

избушка на лужочке,

двери на замочке,

ключик быстро Подберем

и избушку отоПрем.

1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их Подушечками Пальцев и основаниями ладоней.

2 строчка – соединяем Пальцы в замок.

3–4 строчки – выПолняем вращение большими Пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.

5–6 строчки – размыкаем Пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.

крылья нашей мельницы

у ветерка как Пленницы —

как ветер Переменится,

так Повернется мельница.

1–4 строчки – Прижимаем друг к другу ладони и выПолняем растирающие вращательные движения. Пальцы При этом не соПрикасаются.

свои Пальчики в Перчатки.

раз, два, три, четыре, Пять —

надо всех Пересчитать.

десять Пальцев – как отряд,

и костюму каждый рад.

стать сильными стараются,

1–2 строчки – растоПыриваем Пальцы обеих рук (ладонями наружу).

3–4 строчки – Повторяем дважды и во время счета сгибаем Поочередно все Пальцы.

5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. действия выПолняем обеими руками одновременно.

После завтрака мы с вами

в лес Поедем за дровами.

быстро мы бревно осилим!

тоПором работать будем,

Привезем домой дрова,

сложим Посреди двора.

&Amp;nBSp; 1–2 строчки – сомкнутыми Пальцами обеих рук Поочередно Проводим По внутренней стороне ПредПлечий.

3–4 строчки – ставим на стол обе ладони ребром и «Пилим», совершая движения вПеред-назад.

5–6 строчки – кулаком или ребром ладони «рубим», Постукивая По столу.

7–8 строчки – выПолняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, ПриПоднимаем и снова оПускаем на стол, Поглаживая его ладонями.

скачет на коне егорка

то на горку, то Под горку,

раз, два, три, четыре, Пять —

весело ему скакать!

выезжает в чисто Поле —

есть где разгуляться вволю!

1–4 строчки – одну руку сжимаем в кулак, Пальцами другой «ПерестуПаем» По косточкам и ямкам между ними.

5–6 строчки – разжимаем руку и Пальцами другой руки круговыми движениями Поглаживаем ладонь. Повторяем все для другой руки.

Пляшут в кухне на стене

а у маши расшалились

быстро бегают они

По машиной ладошке.

1–2 строчки – Подушечками Пальцев обеих рук «бегаем» По столу или стене.

3–4 строчки – Пальцами одной руки «бегаем» По ладони другой.

5–6 строчки – Пальцами одной руки Поглаживаем ладонь другой.

Повторяем все действия для второй руки.

две ладошки – два домишки

там живут бродяги-мишки.

вот ПосПят они немножко

и Помчатся По дорожкам,

а дорожки – две руки,

ну-ка, мишкам Помоги:

их на санки Посади,

По дорожкам Прокати!

1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.

5–8 строчки – сомкнутыми Пальцами одной руки Поглаживаем внутреннюю сторону ПредПлечья от локтевого сустава до заПястья, затем делаем то же самое другой рукой.

игру можно Повторить несколько раз.

раскатились По дорожке

Птички весело клюют,

нам горошки не дают,

дайте мне горошинку!

я такой хорошенький!

1–2 строчки – Подушечками Пальцев обеих рук выПолняем легкие Постукивания По Поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.

3–4 строчки – Пальцы обеих рук собираем в щеПоть и «клюем» воображаемые горошинки.

5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вПеред и «Просим» горошинку.

6 строчка – обеими ладонями гладим себя По щекам или По голове.

в море лодочка Плыла,

в ней лиса веслом гребла.

теПерь на лавочке сидит,

на море в бинокль глядит.

1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.

2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных наПравлениях.

3–4 строчки – Поднимаем руки над головой и растоПыриваем Пальцы.

5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и Прикладываем к глазам, изображая бинокль.

девочки и мальчики!

расПравьте свои Пальчики!

в кулачок сожмите!

чтобы Правильно Писать,

надо ручкам отдыхать!

выПолняем все движения согласно тексту стихотворения. для занятий в детском саду можно менять текст 7 строки: «чтоб красиво рисовать» или «чтоб красиво вырезать».

ежик николка Под елку свалился,

ежик николка По травке катился,

брюшко решил он на солнце Погреть,

ну и конечно, слегка загореть.

солнышко скрылось, ежик замерз,

усПел загореть только маленький нос.

1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами Пястных костей и фаланг Пальцев совершаем Перекатывающие движения По столу.

3–4 строчки – разжимаем кулаки и Поглаживаем одной ладонью другую.

5–6 строчки – Пальцами рук Поочередно Прикасаемся к кончику носа.

Пошла гулять маринка

По узенькой троПинке.

у леса на лужочке

рвала она цветочки.

Пока домой бежала,

1–2 строчки – указательными и средними Пальцами обеих рук «ходим» По столу.

3–4 строчки – соединяем Подушечки Пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щеПоть.

5–6 строчки – раскрываем обе ладони и, Прикасаясь Подушечками Пальцев к Поверхности стола, «бежим» домой.

я маленькая хрюшка,

на солнце грею брюшко,

&Amp;nBSp; стали на макушке

&Amp;nBSp; глазки я закрыла,

&Amp;nBSp; Про Пятачок забыла:

&Amp;nBSp; на солнце загорел

&Amp;nBSp; и сильно Покраснел.

&Amp;nBSp; 1–2 строчки – Поглаживаем ладони обеих рук. &Amp;nBSp;

3–4 строчки – Прикладываем ладони с сомкнутыми Пальцами к голове и сгибаем-разгибаем Пальцы. &Amp;nBSp;

5–6 строчки – кончиками Пальцев круговыми движениями гладим закрытые глаза. &Amp;nBSp;

7–8 строчки – Пальцами рук Поочередно Прикасаемся к кончику носа. &Amp;nBSp;

в каждой из избушек &Amp;nBSp;

живут По Пять Подружек: &Amp;nBSp;

маня, настя и Полина, &Amp;nBSp;

катерна и марина, &Amp;nBSp;

соня, вера, зинаида, &Amp;nBSp;

василиса, стеПанида. &Amp;nBSp;

вместе Песенки Поют,

&Amp;nBSp; дружно, весело живут.

&Amp;nBSp; 1–2 строчки – делаем «домик», соединяя руки кончиками Пальцев и основаниями ладоней.

&Amp;nBSp; 3–6 строчки – называем ими Поглаживаем каждый Палец, совершая движения от основания к кончику.

&Amp;nBSp; 7–8 строчки – Поглаживаем и Потираем ладони одна о другую.

мастер шкафчик мастерил,

&Amp;nBSp; ровно досочки Пилил,

&Amp;nBSp; молотком По ним стучал,

&Amp;nBSp; точно гвозди забивал.

&Amp;nBSp; дверки сделал и замок,

&Amp;nBSp; ключик сделать он не смог.

1–2 строчки – ставим ладони ребром и «Пилим» По Поверхности стола, совершая движения вПеред-назад.

&Amp;nBSp; 3–4 строчки – сжимаем руки в кулаки и стучим По столу, «забивая гвозди».

&Amp;nBSp; 5 строчка – соединяем боковые Поверхности больших Пальцев, раскрываем и закрываем «дверки».

6 строчка – соединяем Пальцы обеих рук в замок.

&Amp;nBSp; игру можно Повторить несколько раз.

&Amp;nBSp; гладил ладошки

&Amp;nBSp; и у каждой руки

&Amp;nBSp; сосчитал бугорки:

&Amp;nBSp; раз, два, три, четыре, Пять.

&Amp;nBSp; будем на другой считать:

&Amp;nBSp; раз, два, три, четыре, Пять

&Amp;nBSp; начинай считать оПять.

1–4 строчки – указательным Пальцем одной руки круговыми движениями Поглаживаем ладонь другой руки.

5–6 строчки – обводим бугорки у основания каждого Пальца.

7–8 строчки – делаем то же самое для другой руки.

солнышко яркое в небе сияло,

&Amp;nBSp; лучами своими нас согревало,

&Amp;nBSp; тучки По небу быстро бежали,

&Amp;nBSp; лучики в тучках надолго застряли,

&Amp;nBSp; но Появился ветер могучий

&Amp;nBSp; и разогнал все мрачные тучи.

&Amp;nBSp; солнышко снова на небе сияет,

&Amp;nBSp; жаркие лучики нас согревают.

1–2 строчки – Поднимаем ладони над головой, растоПырив все Пальцы наПодобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук.

&Amp;nBSp; 3–4 строчки – соединяем Пальцы в замок и сцеПленными кистями рук выПолняем Перекатывающие движения.

&Amp;nBSp; 5–6 строчки – Поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вПраво-влево.

&Amp;nBSp; 7–8 строчки – снова Поднимаем руки вверх и расПравляем Пальцы-«лучи».

Поиграем с вами Просто:

&Amp;nBSp; строим домик для барбоса.

&Amp;nBSp; креПкий дом, теПлый дом,

&Amp;nBSp; будет жить барбосик в нем.

чтоб устроить там веселье,

всех зовет на новоселье.

&Amp;nBSp; 1–6 строчки – соединяем руки Подушечками Пальцев и основаниями ладоней. качаем «домик» вПеред-назад, вПраво-влево.

&Amp;nBSp; классные Портнихи!

&Amp;nBSp; могут все на свете сшить

&Amp;nBSp; и на Память Подарить.

1–4 строчки – раскрываем обе ладони и Поочередно Продеваем Пальцы одной руки между Пальцами другой.

два маленьких кузнечика

&Amp;nBSp; ПотоПали на речку.

&Amp;nBSp; воды они боялись

&Amp;nBSp; и в речке не куПались,

&Amp;nBSp; на скриПочках играли —

&Amp;nBSp; всех рыбок расПугали.

1–2 строчки – указательными и средними Пальцами обеих рук «шагаем» По столу.

&Amp;nBSp; 3–4 строчки – Поглаживаем ладонями Поверхность стола.

&Amp;nBSp; 5–6 строчки – Поочередно ребром одной ладони растираем боковую Поверхность указательного Пальца другой.

для девочки Полинки

&Amp;nBSp; выросла малинка.

&Amp;nBSp; собрала Полинка

&Amp;nBSp; ягодки в корзинку.

&Amp;nBSp; съела всю малинку

&Amp;nBSp; девочка Полинка.

1–6 строчки – собираем Пальцы обеих рук в щеПоть и «рвем ягодки» с Поверхности стола или стены. можно Подносить сомкнутые Пальцы ко рту, изображая, как Полинка ест малинку.

наши руки как цветочки,

Пальчики как леПесточки.

&Amp;nBSp; солнце ПросыПается —

&Amp;nBSp; цветочки раскрываются,

&Amp;nBSp; в темноте они оПять

&Amp;nBSp; будут очень креПко сПать.

1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим Поочередно каждым Пальцем-«леПестком».

&Amp;nBSp; 5–6 строчки – креПко сжимаем обе руки в кулаки.

&Amp;nBSp; игру можно Повторить несколько раз.

Пальчиковая гимнастика для детей в стихах.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело — разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)

Друзья — садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты — показываем «кораблик»)
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам — «смотрим вдаль»)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки

Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт»)
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками — «лодочкой»)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения — «рыбки плывут»)

Мышка

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку — кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас — беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся — сюда!

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел —
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

Летела сова

(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.

Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх — потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, —
Но уже на левый бок!

Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение — дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(«Паучки» ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол — бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке».)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в «улей».)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!

На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы — порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы «пляшут» совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку

Читать еще:  Картинки для артикуляционной гимнастики
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector