Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе картотека
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе картотека

Картотека пальчиковых игр в подготовительной группе ДОУ

Дружат в нашей группе, Хлопать в ладоши.
Девочки и мальчики. Стучать кулачками друг по другу.
С вами мы подружим, Сжимать-разжимать пальцы.
Маленькие пальчики. Касаться кончиками пальцев одновременно обеими руками.
Раз, два, три, четыре, пять – Загибать пальцы обеих рук.
Начинай считать опять. Сжимание-разжимание пальцев.
Раз, два, три, четыре, пять – Поочередно касаться пальцами правой руки пальцев левой руки, начиная с больших пальцев.
Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.

КАРТОЧКА №2
Наши девочки и мальчики Дети держат руки на поясе
Ловко прыгают как мячики Прыгают
Головой слегка качают качают головой
И красиво приседают приседают
Ручками хлопают вот так, вот так хлопки 4 раза
Ножками топают вот так, вот так топают 4 раза
Кулачки сжимают вот так. вот так Показывают один кулачок, потом другой
Ладошки раскрывают вот так, вот так Поочерёдно раскрывают ладошки
На ладошки мы подуем Дуют поочерёдно на обе ладошки
Наши пальчики разбудим. Шевелят пальчиками

КАРТОЧКА №3
На большом диване в ряд, Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками.
Куклы Катины сидят: Стучать друг по другу кулачками.
Два медведя, Буратино, Загибать поочередно все пальчики
И веселый Чиполлино, на обеих руках.
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, Поочередно касаться пальцами правой руки пальцев левой руки, начиная с больших.
Помогаем нашей Кате, Волнообразные движения сверху вниз.
Мы игрушки сосчитать. Сжимать-разжимать пальцы обеих рук.

КАРТОЧКА №4
— Как живёшь? — Вот так! показать большой палец
— А идешь? — Вот так»! «шагать» пальчиками по столу
-Как даешь? — Вот так! протягивать открытую ладонь
— Ждёшь обед? — Вот так! кулачок подпирает лицо
— Машешь вслед? — Вот так! помахать рукой
-Утром спишь? — Вот так! 2 ладошки под щекой
— А шалишь? — Вот так! щёки надули и руками лопнули

КАРТОЧКА №5
1). Будем мы варить компот. Сжимать-разжимать ладоши.
Фруктов нужно много. Вот. Стучать кулачками друг по другу.
Будем яблоки крошить, Крошащие движения пальцев.
Груши будем мы рубить, Рубящие движения ладоней.
Отожмем лимонный сок, Вращать кулаками друг по другу.
Слив положим и песок. Зажать сначала правую ладонь, затем – левую.
Варим, варим мы компот Левую ладонь сделать «ковшиком».
Указательным пальцем правой руки «мешать» компот.
Угостим честной народ. Вытянуть руки перед собой.

КАРТОЧКА №6
Массаж подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке — мизинец
Мелкие грибочки: — безымянный
Грузди и горькушки, — средний
Рыжики, волнушки. — указательный
Даже маленький пенек — большой
Удивленья скрыть не мог. — большой
Выросли опята, — указательный
Скользкие маслята, — средний
Бледные поганки — безымянный
Встали на полянке. — мизинец

КАРТОЧКА №7
Мы делили апельсин, Сжимают и разжимают кулачки,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев.
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят.
Эта долька для котят,
Это долька для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!

КАРТОЧКА №8
Мы морковку чистим- чистим, Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой
Мы морковку трём-трём, Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад
Сахарком её посыплем «Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками
И сметанкою польём. Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая
Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд
Витаминами богат! Поглаживают ладошкой живот

КАРТОЧКА №9
У девчушки Зиночки, Хлопать в ладоши.

Овощи в корзиночке: Сделать ладоши «корзинкой»
Вот пузатый кабачок,
Положила на бочок, Загибать пальчики обеих рук
Перец и морковку одновременно, начиная с большого.
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина — молодец! Показать большой палец.

КАРТОЧКА №10
Хозяйка однажды с базара пришла, «Шагать» пальчиками по столу.
Хозяйка с базара домой принесла: Хлопать в ладоши, ударять кулачки друг о друга.
Картошку, капусту, морковку, кабачок, горох, Загибать пальцы,
Баклажан, огурец, помидор, петрушку и свеклу. начиная с мизинца.
ОХ!! Хлопнуть в ладоши.

КАРТОЧКА №11
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца)
Вырос у нас чеснок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки

КАРТОЧКА №12
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с
Землянику мы найдем, большого пальца.
И братишке отнесем.

КАРТОЧКА №13
Покормите птиц зимой! Изображают как сыплют крошки
Пусть со всех концов Разводят руки в стороны
К нам слетятся, как домой Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Стайки на крыльцо. Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома
Сколько гибнет их – не счесть Держатся за голову и качают ей
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть Прижимают руки к сердечку
И для птиц тепло. Обнимают и гладят себя
Приучите птиц в мороз Изображают как сыплют крошки
К своему окну, Соединяют руки кольцом, над головой
Чтоб без песен не пришлось Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»
Нам встречать весну.

КАРТОЧКА №14
Топ-топ пять шагов, Дети «шагают» пальцами по столу.
В туесочке пять грибов. Сплетают пальцы — делают туесочек,
большие пальцы — ручка.
Мухомор красный – гриб опасный, Загибают по одному пальцу на
А второй – лисичка, рыжая сестричка, обеих руках на каждое название гриба,
Третий гриб – волнушка, розовое ушко, начиная с мизинцев.
А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок
Пятый гриб – белый, ешь его смело!

КАРТОЧКА №15
По шоссе идут машины, Крутим воображаемый руль.
По асфальту едут шины. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.
По дороге не беги, Погрозили пальцем.
Я скажу тебе: «Би-би». Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».

КАРТОЧКА №16
Раз, два, три, четыре, пять. Соединить поочередно пальцы
обеих рук, начиная с большого пальца.
Будем листья собирать. Сжимать и разжимать энергично ладони.
Листья березы, Загибать пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. Разжать с силой пальцы.

КАРТОЧКА №17
Ветер по лесу гулял. Плавные движения кистями рук влево — вправо.
Ветер листики считал. Сжимать-разжимать пальцы рук.
Вот дубовый, Загибать пальцы обеих рук,
начиная с большого.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер сбросил на тропинку. Плавно опустить ладони на колени.

КАРТОЧКА №18
Раз, два – шли утята. Поочередно сгибать все пальцы правой руки,
Три, четыре – за водой. затем левой руки, начиная с большого.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый напугал.
Громко, громко запищал: Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Пи – пи – пи! Не пищи,
Мы тут рядом, поищи.

Читать еще:  Пальчиковая гимнастика в картинках для дошкольников

КАРТОЧКА №19
У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих руках
Есть нора – надежный дом. по одному пальцу на каждое двустишие.
Не страшны зимой метели,
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры,
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, поочередно хлопают в ладоши и ударяют
Всем тепло, уютно в нем. друг о друга кулачками обеих рук.

КАРТОЧКА №20
Постовой стоит упрямый пальчики «шагают» по ладошке
Людям машет: Не ходи! «грозят» пальчиками
Здесь машины едут прямо руки перед собой, изображают руль
Пешеход, ты погоди! «грозят» пальчиками
Посмотрите: улыбнулся хлопают в ладоши
Приглашает нас идти пальчики «шагают» по ладошке
Вы, машины, не спешите хлопки руками
Пешеходов пропустите! прыжки на месте

КАРТОЧКА №21
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом, Ставят рядом ладошки «стены».
Есть окошко в доме том. Складывают указательные пальцы палочкой, остальные соединяют «крышей».
Есть ещё одно повыше,
Есть труба вверху на крыше. Мизинец отставляют в сторону – труба.
Дом готов, зовём гостей: Показывают оба указательных пальца.
«Проходите поскорей!» Делают приглашающий жест рукой.

КАРТОЧКА №22
Много есть профессий знатных, Хлопать в ладоши.
И полезных, и приятных. Сжать пальцы в кулак сначала правой руки, затем – левой.
Повар, врач, маляр, учитель, Последовательно соединять
Продавец, шахтёр, строитель… пальцы обеих рук с большим.
Сразу всех не называю, Сжимать и разжимать кулачки.
Вам продолжить предлагаю. Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.

КАРТОЧКА №23
Повар готовил обед, Дети приседают, ребром ладоней бьют по полу.
А тут отключили свет. Имитируют выключение света правой рукой.
Повар леща берет, Загибают большие пальцы на обеих руках.
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, Загибают указательные пальцы.
В печку кладет варенье, Загибают средние пальцы.
Мешает суп кочерыжкой, Загибают безымянные пальцы.
Угли бьет поварешкой. Загибают мизинцы.
Сахар сыплет в бульон. Изображает, как сыплют сахар.
И очень доволен он. Опускают руки, пожимают плечами.

КАРТОЧКА №24
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом, Ставят рядом ладошки «стены»
Есть окошко в доме том. Складывают указательные пальцы «палочкой», остальные соединяют «крышей».
Есть ещё одно повыше,
Есть труба вверху на крыше. Мизинец отставляют в сторону – труба.
Дом готов, зовём гостей: Показывают оба указательных пальца
«Проходите поскорей!» Делают приглашающий жест рукой.

КАРТОЧКА №25
Раз, два, три, четыре, пять. Соединить пальцы обеих рук по очереди.
Дети в лес пошли гулять. «Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Там живет лиса. Делать вращательные движения ладонями.
Там живет олень. Пальцы рук развести в стороны.
Там живет барсук. Хлопать в ладоши, стучать кулачками друг о друга.
Там живет медведь. Стучать правым кулачком по левой ладони,
Затем, левым кулачком по правой ладони.

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями.)

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику

Вот кленовый на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

А он один. (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают

Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.)

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках.)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

Топ-топ — пять шагов, (Дети «шагают» пальчиками)

В кузовочке пять грибов. (Показали 5 пальцев правой руки.)

Мухомор красный — (Загибают пальцы на одной руке.)

А второй — лисичка,

Третий гриб — волнушка,

А четвертый гриб — сморчок,

Пятый гриб — белый,

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

Всюду, всюду мы вдвоем (Средний и указательный пальчики

Мы гуляем по лугам, (Дети загибают по одному

По зеленым берегам, пальчику, начиная с большого.)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать. кладывают ладони на стол.)

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

«НАША КВАРТИРА»

В нашей комнате — столовой — (На каждое название предмета

Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ, мебели дети загибают

СТУЛЬЯ — спинки все резные, по одному пальчику.)

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате доя взрослых — спальне —

Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,

Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД,

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ — центр музыкальный.

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

«МАШИНА КАША»

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

Дед Мороз принес подарки: (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

И пушистого щенка!

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу.)

А тут отключили свет.

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он! (Разводят руками.)

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

Приплывали две севрюги, (Двумя ладонями дети изображают,

как плывут севрюги.)

У них спины словно дуги. (Выгибают ладони тыльной

Налетали с двух сторон. (Изображают, как севрюги

плывут навстречу друг другу.)

Ты, акула, выйди вон. (Делают толчок ладонями от груди.)

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

«ДРОЗД – ДРОЗДОК»

Дружок ты мой, дрозд, (Дети машут сложенными

В крапинку хвост, ладонями как крыльями.)

Носик — остренький, (Загибают по одному пальчику

Бочок — пестренький, обеих руках, начиная с большого.)

Весной распеваются, (Снова машут, сложенными накрест Зимой забываются. ладонями.)

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

Иди, весна, иди, красна, (Дети пальчиками «идут» по столу.)

Принеси ржаной колосок, (Загибают по одному пальчику на

Овсяный снопок, обеих руках, начиная с мизинца).

Большой урожай в наш край.

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду. (Грозят указательным

Пальчиковая гимнастика Подготовительная группа

«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»

Где обедал, воробей? (Дети машут ладошками.)

В зоопарке у зверей. адошками изображают

Пообедал я сперва (На каждое название животного

За решеткою у льва. загибают по одному пальчику

Подкрепился у лисицы, поочередно на левой,

«Зимняя» пальчиковая гимнастика

Для педагогов, которые регулярно проводят такие занятия, как развитие речи и пальчиковая гимнастика, зима — благодатное время года. Дети с удовольствием выполняют задания про Новый год, лепку снеговика, зимние виды спорта.

Польза «сезонных» занятий

Помимо развития мелкой моторики, пальчиковые игры выполняют и другие полезные функции:

  1. Развитие памяти. Дети запоминают стихотворение и движения. Происходит также развитие зрительной и двигательной памяти.
  2. Развитие чувства ритма. Ребенок ритмично произносит стихи, сопровождая речь движениями.
  3. Развитие внимания. Чтобы не отстать от группы, детям нужно внимательно слушать педагога.
  4. Развитие воображения.
  5. Развитие координации движений, ловкости.

Сезонные занятия тоже имеют немалую пользу:

  • обновление репертуара позволяет поддерживать интерес;
  • дети обращают внимание на изменения в природе, знакомятся с окружающим миром, традициями, готовятся к праздникам;
  • дети узнают о сезонных развлечениях, видах спорта.

Пальчиковые игры позволяют разнообразить прогулки и повседневные дела, скрасить время ожидания.

Упражнения для детей

Основная тема зимних пальчиковых игр — новогодние традиции.

Также затрагивают такие темы, как:

  • игры со снегом: лепка снеговика, снежков;
  • зимние виды спорта;
  • изменения в природе.

Зимняя прогулка

Выходи скорей гулять!

Будем мы снежки лепить,

Птичек крошками кормить,

(«крошим хлеб» 3 пальцами)

С горки вместе покатались,

(из ладони делаем горку, а указательным пальчиком «скатываемся»)

И в сугробе повалялись,

(поворачиваем ладони то вверх, то вниз)

А теперь домой пора,

Убегаем со двора.

(«бежим» 2 пальцами)

(изображаем, что отряхиваемся)

И уснули сладким сном.

(складываем ладони под щекой)

Свои пальцы разведи.

Руки слегка сгибаем в локтях, ладони держим от себя под углом. Сцепляем пальцы через один елочкой.

В гости елку привела.

(сцепляем пальцы под углом)

Дружно водим хоровод,

(круговые движения кистями)

Кто сегодня к нам придет?

Новый год, приди скорей,

Ждать устали у дверей.

(расслабить и опустить кисти)

Будем петь и танцевать,

И подарки получать.

В нашем садике зимой

(изображаем в воздухе очертания елки)

И фонариками яркими

(крутим «фонарики» над головой)

Мы вокруг красавицы

Встанем в хоровод,

(беремся за руки)

И наступит долгожданный

(растопыриваем пальцы над головой)

(соединяем кончики пальцев с большим по очереди)

Станем елку наряжать.

(руки поднимаем и разводим в стороны)

Принесли мы шарики,

(симметрично соединяем пальцы, изображая шар)

(растопыриваем пальцы, соединив ладони, и крутим вперед назад)

(изображаем длинный нос и колпак на голове)

(изображаем руками косолапые лапы и «шагаем»)

Сороку да ворону,

(изображаем пальцами клювик)

Принцессу в короне,

(показываем на голове корону)

(дотрагиваемся до пола)

(изображаем ладонью свистульку)

Птицы зимой

Птички, птички, прилетайте!

(зовем птичек движениями рук, расставив пальчики)

(кладем воображаемый кусочек хлеба на ладонь и «режем» его ребром второй ладони)

Припасли мы крошки,

(«крошим хлеб» 3 пальцами)

(трем подушечки пальцев)

(вытягиваем руку лодочкой)

(повторяем другой рукой)

(трем ладони друг о друга).

Теплые варежки

Даша варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела?

Пальчик дашенькин пропал,

В свой домишко не попал.

Даша варежку сняла,

«Посмотрите, я нашла!»

Здравствуй, пальчик, как дела?

Рада, что тебя нашла.

Сжимаем пальцы в кулачок, потом разгибаем все, кроме одного. После этого разгибаем оставшийся палец.

Лыжники

Я на лыжах побегу,

По хрустящему снежку.

А теперь и на коньках

(скользим пальцами по столу)

Зимние забавы

Что мы делаем зимой?

Мчимся с горки ледяной,

Баба снежная готова,

На коньках поедем снова.

Лыжи, санки и хоккей,

Много счастья для детей.

(считаем, загибая пальцы)

Шишки и хлопушки,

Звезды и снежинки.

(соединяем большой палец с остальными)

Как фонарики горят!

Наших радуют ребят.

(показываем руками «фонарики» над головой)

Мы снежок лепили.

(рисуем в воздухе круг)

(сжимаем кулак и гладим его)

Но совсем не сладкий.

(делаем вид, что подбрасываем)

Мороз (разные варианты)

(изображаем качающиеся деревья)

Щиплет щеки, щиплет нос,

(пощипываем щеки и нос)

Стали руки замерзать,

Нужно их отогревать.

Потемнело за окном,

Мы уснули крепким сном.

(складываем ладони под щекой)

У зимы в лесу изба,

Во все стороны резьба,

(вращаем указательными пальцами)

Два столба хрустальных врыты,

(ставим кулаки друг на друга попеременно)

Окна у избы закрыты

(держим ладони книжкой)

На шесте на ледяном

(ставим ладонь на кончик указательного пальца)

Ходит ворон ходуном.

(указательным пальцем пересчитываем пальчики)

Греем пальцы

Мерзнут детские ладошки,

Поиграем мы немножко.

Чтобы пальчики согреть,

Нужно сильно потереть.

Пальчики мы согреваем,

(трем руки, как во время мытья)

Их сжимаем, разжимаем.

Дружно мы в снежки играли,

Наши пальчики устали.

Мы их станем согревать,

Мы их станем растирать.

(энергично двигаем пальцами и растираем ладони).

Лепка снеговика

Дружно катим снежный ком,

(изображаем, как катим ком)

Станет он снеговиком.

(рисуем в воздухе 3 круга разного размера)

(прикладываем ладони к щекам)

Шляпа из ведерка,

А в руках метелка.

(показываем руками глазки, шляпу, метлу)

Если солнце припечет,

Снеговик наш утечет.

(удивленно разводим руки)

До какого возраста интересна пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры проводят с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Чтобы занятия проходили эффективно, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • проводить игру не более 8 минут;
  • убрать из поля зрения отвлекающие предметы;
  • не проводить против желания ребенка или при плохом самочувствии;
  • задействовать обе руки равномерно;
  • доступно объяснить ребенку сюжет игры при первом знакомстве с упражнением;
  • использовать эффект сюрприза;
  • не скупиться на похвалу.

Задачи пальчиковой гимнастики в младшей и средней группах ДОУ:

  • развитие связной речи;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • изучение частей тела;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • тренировка согласованности речи и движений;
  • укрепление мускулатуры пальцев рук;
  • развитие пространственного мышления;
  • знакомство со свойствами предметов;
  • развития навыка повторения за взрослым.

На занятиях со старшими дошкольниками рекомендуется вводить элементы обучения счету, подготовки к школе.

Задачи пальчиковой гимнастики в старшей группе ДОУ:

  • практика быстрой речи;
  • развитие мышления, внимания;
  • совершенствование координации движений;
  • развитие навыков счета;
  • запоминание слов на лексические темы;
  • разыгрывание сюжетной линии с элементами театральной постановки, пения, танца;
  • формирование навыков творческого использования бытовых предметов и спортивного снаряжения.

Задачи пальчиковой гимнастики в подготовительной группе ДОУ:

  • развитие ловкости пальцев;
  • развитие речи через объяснение, комментирование происходящего;
  • совершенствование концентрации внимания;
  • стимулирование фантазии;
  • знакомство с фольклором, национальной культурой;

Старшие дошкольники уже могут не только выполнять упражнения, но и передавать образ персонажа, творчески самовыражаться, использовать импровизацию.

Пальчиковые игры (Методическое пособие)

Рекомендовано Экспертным Советом Областного Института повышения квалификации педагогических кадров (протокол заседания областного Экспертного Совета от 12 марта 2010 г.).

КГКП № 4 «Березка»

Рецензент: Д., методист ИПКПК

Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

Пособие предлагает методические рекомендации и конспекты с использованием нетрадиционных способов развития мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Используя в работе методические пособия «Развитие мелкой моторики», которые являются синтезом поэтического слова и движения. Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.

Данное методическое пособие реализуется через социальные занятия. Входящие в вариативную часть базисного плана. Предлагается, что закрепление знаний полученных на занятии будет происходить через дидактические игры, игровые упражнения, ситуации, в уголке пальчиковых игр, индивидуальная работа, на прогулке. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышления, внимания, воображения, — а так же готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель: Развитие тонких движений пальцев рук.

1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.

4.Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.

5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

1.Совершенствование развития мелкой моторики рук. 2.Эмоциональное развитие ребенка. 3.Совершенствование творческих способностей. 4.Совершенствование познавательных способностей.

Принцип построения программы:

— Общекультурная: формирование у детей общей культуры через мировую и национальную культуру.

— Целостность и непрерывность: педагогического процесса воспитания и обучения от младенчества до поступления в школу.

— Системность и последовательность: материала усложнения от возраста к возрасту, от простого к сложному.

— Интегрированный подход: тесная связь с изодеятельностью, игрой, художественной литературой, развитием речи, сенсорно-математическим представлением, физической культурой.

— Игровой принцип: принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, все занятия построены на играх.

Перспективный план, задачи пальчиковых игр в 1-й младшей группе

Задачи: 1-й младшей группы.

1.Учить детей простым упражнениям пальчиковых игр.

2.Развивать мелкую моторику рук в игре с предметами. 3.Стимулировать развитие чувственного восприятия, развивать подвижность пальцев. 4.Учить детей учитывать сенсорные свойства предмета в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, изобразительной, конструктивной.

пальчиковая гимнастика для детей подготовительной группы

Дружок ты мой, дрозд, (Дети машут сложенными

В крапинку хвост, ладонями как крыльями.)

Носик — остренький, (Загибают по одному пальчику на

Бочок — пестренький, обеих руках, начиная с большого.)

Весной распеваются, (Снова машут, сложенными накрест Зимой забываются. ладонями.)

Повар готовил обед,

(Ребром ладони дети стучат по столу.)

А тут отключили свет.

Повар леща берет (Загибают пальцы на левой руке.)

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он! (Разводят руками.)

Дед Мороз принес подарки: (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Буквари, альбомы, марки, (Загибают пальцы левой руки.)

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

И пушистого щенка!

Ветер по лесу летал, ( Плавные, волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями.)

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику

Вот кленовый на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

А он один. (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура. (Бросательное движение правой ру­кой.)

Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают

Беда. их к груди.)

Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.)

Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках.)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)

Топ-топ — пять шагов, (Дети «шагают» пальчиками)

В кузовочке пять грибов. (Показали 5 пальцев правой руки.)

Мухомор красный — (Загибают пальцы на одной руке.)

А второй — лисичка,

Третий гриб — волнушка,

А четвертый гриб — сморчок,

Пятый гриб — белый,

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

Всюду, всюду мы вдвоем (Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем. «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам, (Дети загибают по одному

По зеленым берегам, пальчику, начиная с большого.)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол.)

В нашей комнате — столовой — (На каждое название пред­мета

Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ, мебели дети загибают

СТУЛЬЯ — спинки все резные, по одному пальчику.)

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых — спальне —

Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,

Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД,

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ — центр музыкальный.

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector