Пальчиковая гимнастика средняя группа
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Пальчиковая гимнастика средняя группа

Пальчиковая гимнастика для средней группы

Осень, осень,(трем ладошки друг о друга)

Приходи!(зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди!(ладони на щеки)

Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.(ладони положить на колени)

Солнце нас уже не греет,(покачать головой)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (сделать«птицу» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.(барабанить пальцами тo по одной, то по

Шапки, куртки надеваем(имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами)

ОДЕЖДА

Раз, два, три, четыре, пять (последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки)

Платье, брюки и носочки,(загибаем пальчики, начиная с большого,

Юбку, кофточку, платочки.на обеих руках)

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.(кулачки имитируют стирку)

ФРУКТЫ

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком», а

Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают»

Будем яблоки крошить, загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить. начиная с большого

Отожмём лимонный сок, пальца

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. опять» варят» и «мешают»).

ОВОЩИ

— Мы капусту рубим, рубим, «Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.

— Мы капусту солим, солим, Обе руки сложены щепотью и «солят».

— Мы капусту мнем, мнем, Сжимаем и разжимаем кулаки

— А морковку трем, трем, Трем ладони друг об друга

— Все перемешаем! Перемешиваем – в горизонтальной

— В бочки набиваем Ладонь на ладони, «уминаем» капусту,

— В погреб опускаем. В таком же положении глубоко наклоняемся

и кладем на пол сложенные ладони.

— Эх, вкусная капуста! Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Я И МОЕ ТЕЛО

С добрым утром

С добрым утром, глазки. Вы проснулись?

С добрым утром, ушки. Вы проснулись?

С добрым утром, ручки. Вы проснулись?

С добрым утром, ножки. Вы проснулись?

С добрым утром, солнце. Я проснулся?

Мет. указ. Поглаживание частей тела, о чем говорится. Глазки смотрят в бинокль, ушки слушают, ручки хлопают, ножки притопывают, руки к солнышку, голова вверх, улыбнуться.

Тема: ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Наша Маша варила кашу,

Кашу сварила малышей кормила:

А этому не дала.

Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить

круги на ладони. На следующие

четыре – загибать пальцы с

На седьмую строку – пальцами

другой руки брать мизинчик и

«Грибы»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел.

Оттого и потолстел.( Загибание пальцев, начиная с мизинца.)

Тема: БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ

Ты куда суёшь свой нос?

Я жужжу, я жужжу,

Я порядок навожу.

Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд)

то же, но ладони обращены друг к другу.

Соприкосновение кончиков пальцев.

ПОСУДА

Помощники

1,2,3,4. Мы посуду перемыли

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Мет. указ. Сжимать и разжимать кулачки, трут одной ладошкой о другую, загибают пальчики по одному, трут ладонями, сжимают и разжимают кулачки.

Тема: «Игрушки»

На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.

Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и

Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.

Тема: ЗИМА

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Загибают пальчики, начиная с

«Лепят» меня положение

Показывают круг, сжимают

Смотрят вверх, подбрасывая

Роняют воображаемый снежок.

Комнатные растения

Цветы

Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки,

Мет. указ. Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачи­вать кистями рук вправо-влево, медлен­но сжимать пальцы в кулаки, покачи­вать кулаки вперед-назад.

Тема: «Мебель»

Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимают и разжимают

Много мебели в квартире. кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с

А в буфет поставим чашку. больших, на каждое название мебели.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и

Много мебели в квартире. стучат кулачками.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре,

Мы во двор пришли

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.

Загибают пальчики, начиная с

«Идут» по столу указательным и

«Лепят» комочек двумя

Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой.

Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной.

Движения воображаемой ложкой.

Мы построили скворечню
Для весёлого скворца.

(попеременно постукиваем кулачками друг

о друга и по столу)

Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
(попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Разностороннее развитие малышей-дошколят достигается множеством способов. Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет несет в себе не только игровой и общеразвивающий смысл, но и положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка.

Пальчиковая гимнастика и её значение для ребенка 4-5 лет

Пальчиковые игры можно назвать универсальным средством детского развития от рождения и до школы.

Игры с пальчиками создают отличное настроение, а это важно для гармоничного развития ребенка

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:

  • формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;
  • развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;
  • оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;
  • нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;
  • способствует формированию возрастных навыков самообслуживания;
  • тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления.

Важно! Дети пяти лет в норме правильно держат ложку, карандаш и ножницы, справляются с пластилином и винтиками конструктора. Если родители либо воспитатель в саду замечает у малыша проблемы в пользовании такими предметами и в речевом развитии, значит у него недостаточно развиты движения пальцев рук.

Виды пальчиковых игр для средней группы

К пальчиковым играм для средней группы можно отнести следующие виды:

  • упражнения для самомассажа рук;
  • пальчиковые игры с участием предметов;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игры, развивающие координированность движений пальцев и рук;
  • гимнастика для укрепления мышц руки.

Дополнительная информация! Гимнастика пальцев бывает также групповой и индивидуальной.

Предметы не только разнообразят игру и тренируют мелкую моторику, они хорошо массируют поверхность ладоней и пальцев

Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в детском саду

Успешный результат занятию принесет выполнение следующих правил:

  • предварительная подготовка педагога, составление или приобретение картотеки пальчиковых игр;
  • привлечение внимания детей («мишка или кукла пришли к нам в гости»), сказочное вступление;
  • речевым сопровождением могут быть стихи и потешки, описание действий в прозе;
  • вначале руки нужно разогреть, порастирать ладошки до ощущения тепла;
  • упражнения повторять не более пяти раз;
  • воспитатель неторопливо показывает движения и делает их вместе с детьми, следя за правильностью выполнения;
  • доброжелательный настрой педагога, поддержание хорошего настроения у детей;
  • тихое музыкальное сопровождение;
  • постепенно заучивать сопровождающие стихи.

Готовые карточки с пальчиковыми играми полезны воспитателям и родителям, их удобно брать на прогулку и в поездку с детьми.

Продолжительность занятий

Чтобы дети не потеряли интереса к занятию, один вид упражнений проводят не более 5 минут. Гимнастика для пальцев, идущая в комплексе с образовательной деятельностью, сокращается до 3 минут, распределяется по всему занятию.

Общее время одного занятия с детьми четвертого-пятого года жизни по санитарным требованиям должно составлять не более 25 минут.

Пример конспекта проведения занятия

Ниже представлен конспект занятия пальчиковой гимнастикой в средней группе «Утреннее приветствие».

  • развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами;
  • совершенствование речевых навыков; изучение частей тела;
  • развитие мышления, воображения, координации движений;
  • создание позитивного настроя на весь день.

Воспитатель здоровается с детьми. Спрашивает, хорошо ли они выспались, какое у них настроение: А проснулись ли наши пальчики? Давайте их разбудим!

Утро настало, солнышко встало!

Вставай, большак! ( пальцами одной руки отгибаем и разминаем пальцы другой, зажатой в кулак — начиная с большого пальца)

Вставай, указка! (отгибаем указательный палец)

Вставай, середка! (отгибаем и разминаем средний палец)

Вставай, сиротка! (работаем с безымянным пальчиком)

Вставай, малютка! (мизинчик)

Упражнения повторяем для другой руки.

Воспитатель: пальчики проснулись! А глазки, ушки, ножки?

Просыпайтесь, мои глазки! (имитация — крутим бинокль, наводим резкость)

Просыпайтесь, мои ушки! (погладили, размяли пальцами, растерли мочку указательным и большим пальцами)

Просыпайтесь, мои ручки! (погладили от плеча и до кисти, похлопали в ладоши)

Просыпайтесь, мои ножки! ( погладили, потопали)

Просыпайся, голова! (погладили себя по голове)

Вот и весь проснулся я! (потянулись вверх, похлопали и помахали приветственно ладошками)

Пальчиковая гимнастика в средней группе — картотека с целями по ФГОС на год

Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях опирается на требования ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Направлена на детское развитие и подготовку к школе.

Комплекс упражнений по месяцам.

  • развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить;
  • развивать координацию движений рук, тренировать мелкую моторику;
  • совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Месяцы Тема Упражнения
январь Времена года

Праздник Новый год

«Снежки»

«Снеговик»

февраль 23 февраля

Животные

«Мы солдаты»

«Здравствуй, цыпленок!»

март 8 марта

Плоды

«Мамин день»

«Мамы всякие нужны»

«Орешки»

апрель Времена года

Птицы

«Дерево качается»

» Воробьи«

май Времена года

«Одежда»

«Весна»

«Матрешки»

июнь Природа

Игрушки

«Деревцо»

«Наши красные цветки»

«Мяч»

июль Овощи

Природа

«Варим суп»

«Наш Огород»

август Погода

Ягоды

«Дождик»

«В саду»

октябрь Посуда

Овощи

«Тарелочки»

«Мы капусту солим»

ноябрь Игрушки

Животные

«Кукла»

«Улитка»

декабрь Времена года

Продукты

«Зима»

«Пирожок»

Наглядное пособие игры «Улитка»

Пальчиковые игры для детей 4–5 лет, примеры таблиц

Тема Упражнения
Животные Здравствуй, цыпленок!

Здравствуй, смешной, озорной поросенок!

(Разгибать по очереди пальчики , начиная от мизинчика) Профессии «Мамы всякие нужны»

Много мамочек на свете,

Их так крепко любят дети! (Развести ручки в стороны, затем крепко обхватить себя за плечи)

Журналист и инженер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель — (Поочередно сгибать пальчики от мизинца, на одной, затем на другой руке)

Мамы всякие нужны, (сомкнуть пальцы «замочек»)

Мамы разные важны! (Развести руки, поднять ладошками вверх) Праздник 23 февраля Самолеты

Мы сегодня самолеты,

(сидя на пятках вращать руками, изображая мотор)

Мы не дети, а пилоты.

(четыре хлопка в ладоши)

Руки — нос, и руки — крылья

(встать, разбежаться, расставив руки в стороны)

Дополнительная информация! Чтобы разнообразить привычное, хорошо знакомое детям упражнение, можно изготовить вместе персонажей на пальчики и потом дать с ними поиграть.

Героев для пальчиковых игр можно вырезать из специальных пособий или распечатать с интернета

Пальчиковая гимнастика по математике:

Раз, два, три, четыре, пять (руки сжаты в кулаки, по счету разгибать по одному пальцу, начиная с большого),

Вышли пальчики гулять (пошагали указательным и средним),

Погуляли — поиграли (покрутить кистями с растопыренными пальцами в воздухе — похлопать 2 раза)

И домой вернулись сами (сжимать и разжимать кулачки)

Захотели спать! (ладошки вместе, прижаться к ним щекой).

Погуляю я в саду (шагать двумя пальцами),

Ягод сладких соберу:

Первую сорву — маме отнесу (пальчики касаются подушечками, сначала большие),

Вторую сорву — папе отнесу (указательные),

Третью — для дедушки (средние),

Четвертую — для бабушки(безымянные),

А пятую для себя! (мизинчики).

«Ум ребенка — на кончиках его пальцев», — сказал великий педагог, В. А. Сухомлинский. Взрослые часто не понимают, что этапы детского развития нельзя перескочить или заменить компьютером.

Дополнительная информация! Средний дошкольный возраст это важнейшее время для развития речи, мышления, коммуникации. Пальчиковые игры наилучшим образом этому способствуют, не требуя к тому же специального места или приспособлений.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Пальчиковая гимнастика

Сентябрь

Комплекс пальчиковой гимнастики

I половина сентября

«Пальчики здороваются».

Кончик большого пальца правой руки поочередно

касается кончиков указательного, среднего,

безымянного и мизинца.

Повстречал ежонка ёж:

« Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Большое колечко»

Кончик округлённого указательного пальца встаёт на кончик большого пальца ( на правой и левой руке).

«Соединяем одинаковые пальчики рук».
Дружат добрые зверята,

(пальцы рук соединяются в замок)

Дружат малые зайчата,

(ритмичное касание мизинцев обеих рук)

Дружат в озере бобры,

(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук)

Дружат в небе комары,

(ритмичное касание средних пальцев обеих рук)

Дружат милые ежата,

(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук)

Дружат даже медвежата,

(ритмичное касание больших пальцев обеих рук)

Вот как разыгрались

По лесу разбежались!

(Руки опустить, потрясти кистями)

II половина сентября

«Грибы.

Мы идём дорожками, мы идём тропинками.

Мы идём с лукошками, мы идём с корзинками

(хлопок, кулачок)

Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы,

И пенёк с опёнками под рябиной тонкою,

Крепкий подберёзовик вырос под берёзою,

Крепкий подосиновик вырос под осиною.

(поочерёдно загибать пальчики).

«Цветок».

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок — пион

( Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть;

ладошки немного округлые, получается «бутон»).

«Вилка».

Вилкой мы едим сосиску,

Макароны и редиску.

(указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты

врозь и напряжены; большой палец прижимает мизинец к ладони).

«Лодочка»

Маленькая лодочка по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.

(Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком»)

Октябрь

Комплекс пальчиковой гимнастики

I половина октября

«Гусь».

Гусь гогочет и гогочет, Ущипнуть тебя он хочет.

( Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперёд и прижать друг к другу. Указательный палец согнут, и упирается на большой палец).

« Курочка».

Зёрнышко за зёрнышком

В клюве своим деткам

( ладонь немного согнуть; указательный палец упирается в большой.

Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом

положении.)

«Лошадь».

С длинной гривой.

Скачет, скачет по полям Тут и там! Тут и там!

Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту

ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.

«Потешка»

Кто в деревне живет?

Лежебока -рыжий кот,

Мышка под крылечком.

Раз, два, три, четыре, пять,

Их не трудно сосчитать.

II половина октября

«Три богатыря».

На поляне у ручья

Стоят три богатыря.

( указательный средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу. Большой палец прижимает мизинец к ладони).

«Дружные пальчики».

Пальцы очень крепко дружат
Мне помощниками служат.

(пальцы одной руки выпрямить, и удерживать напряженные пальцы до

Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками

После упражнения — встряхнуть кисти рук).

«Деревья».

Поднять обе руки, ладонями к себе, широко расставив пальцы.

«Потешка «Домик».
Раз, два, три, четыре, пять

(разжимаем пальцы из кулака, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять

(ритмично разжимаем все пальцы вместе)

Раз, два, три, четыре, пять

(сжимаем поочередно широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

Ноябрь

Комплекс пальчиковой гимнастики

I половина ноября

« Птички».
Птички прилетали
Крыльями махали.
Сели, посидели,
Дальше полетели.

(пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз).

«Гнездо».

(Соединить обе руки в виде чашки, пальцы плотно сжаты).

«Потешка ».

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик — прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Ну, а этот долго юпал,

А потом будить всех стал,

Встали пальчики! Ура!

(выпрямить все пальцы)

Нам гулять идти пора!

(ритмично сжимать и разжимать пальцы).

II половина ноября

« Цветок».

Цветочек спать ложится.

( Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу) (Цветочек распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе).

«Месим тесто».

(Руками имитируем процесс вымешивания теста).

Тесто мнём, мнём, мнём!

Тесто жмём, жмём, жмём

Пироги мы испечём!

(сжимаем и разжимаем руки в кулачки, руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

« Заготавливаем капусту»

Мы капусту рубим! (2р.)

( прямыми, напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх — вниз).

Мы капусту режем! (2р.)

(энергичные движения прямыми ладонями вперёд — назад).

Мы капусту жмём! (2р.)

(Энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно).

Мы морковку трём! (2р.)

( пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх — вниз по ладони другой руки).

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет в детском саду: картотека воспитателю и родителям

Пальчиковые игры одновременно решают несколько задач. Их можно использовать, когда есть необходимость успокоить ребенка или развлечь его так, чтобы он не помешал окружающим. Одновременно с этим такие занятия развивают у детей мелкую моторику, речь, внимание, память, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, что тоже пригодится затем в процессе школьного обучения. Поэтому специально для вас мы подобрали картотеку пальчиковых игр для детей 4-5 лет, в которые можно играть в детском саду и дома.

Как играть в пальчиковые игры?

Для достижения желаемого результата нужно обратить внимание на некоторые особенности проведения пальчиковых игр.

  • Игру нужно проводить, просто общаясь с ребенком, а не в форме специального занятия.
  • Для детей 4-5 лет важна регулярность занятий, т.е. к играм нужно прибегать не от случая к случаю, а каждый день.
  • Сами по себе игры занимают непродолжительное время (2-5 минут), но важно, чтобы ребенок во время игры не отвлекался на посторонние предметы, какие-либо другие внешние раздражители.
  • Для детей 4-5 лет пальчиковая игра может быть способом переключения внимания ребенка на игру, вариантом смены вида деятельности.

Детские пальчиковые игры про семью

Семья

А у нас семья живет: (хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга)
Двое встали у ворот, (загибать большие пальцы)
Две Настюшки съели плюшки, (загибать указательные пальцы)
Два Антона (загибать средние пальцы)
Сидят дома,
Два учиться захотели, (загибать безымянные пальцы)
Двое плачут в колыбели. (загибать мизинцы)

Моя семья

Как я рад, что у меня (поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении)
Дома милая семья:
Папа, мама, я, сестричка,
Братик — мальчик-невеличка.

Моя семья

(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)

Один пальчик — дедушка,
Другой пальчик — бабушка,
Средний пальчик — папочка,
Ну, а этот — мамочка,
Самый младший — я,
Это вся моя семья!

Пальцы гуляют

(Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)

Раз, два, три, четыре, пять —
Хотят пальцы погулять.
(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)
Большой палец видит крошку,
Указательный — гармошку.
Средний будет веселиться,
Безымянный пьет водицу.
Самый маленький не спит,
А вокруг себя глядит.

Игры про домашние заботы и обязанности

Помогаю маме

Мыл посуду наш сыночек.
Вымыл кружки, миски, ножик.
Вытер вилки и тарелки —
Убежал играть в горелки.
(Выполнять имитирующие движения по тексту)

Мамины помощники

(Движения показывать в соответствии с текстом)

Мы — мамины помощники,
Ей будем помогать.
Помоем всю посуду
И приберем кровать.
Белье перестираем,
Повесим посушить,
А вечером все вместе
Мы сможем чай попить!

Моем посуду

(сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)

Раз, два, три, четыре,
(ударять кулачками)
Мы посуду всю помыли:
Вилки, миски, поварешки,
Сковородочки и ложки.
Мы посуду всю помыли,
Только чашечку разбили,
Ножик тоже поломался,
У солонки бок остался.
Чайник чуточку сломали,
Дружно маме помогали.

Игры про тело ребенка

Гармонь

Стенка, стенка (показывать на щеки)
Потолок (лоб),
Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам)
И звонок. (нос)
— Дзынь! (надавить на нос)
Хозяин дома?
— Дзынь! (надавить на нос)
Гармонь готова?
— Дзынь! (надавить на нос)
Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)
Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши)
Это носик, это рот. (показать нос, рот)
Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот)
Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши)
Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами)
Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

Лицо

Лес, (показать на волосы)
Поляна, (лоб)
Горка, (провести пальцем по носу)
Яма. (ребенок открывает рот)
Обрыв (показать пальцем на подбородок)
Взрыв. (легко пощекотать по шее)

Игры для пробуждения ребенка

С добрым утром

Здравствуйте, глазоньки. (показать на глаза, посмотреть в «бинокль»)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ушечки. (показать на ушки, прислушаться)
Вы проснулись?
Здравствуйте, рученьки. (показать на ручки, хлопнуть в ладоши)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ножечки. (показать на ножки, топнуть)
Вы проснулись?
Здравствуй, солнышко. (посмотреть вверх, улыбнуться)
Я проснулся? Сладко потянулся. (потянуться)

Игры о времени суток

Часы

(Имитировать движения по тексту).

Если бьет девятый час,
Пальцы моются у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы в сад идут у нас.
Если бьет уж первый час,
Пляшут пальчики у нас.
Если бьет уж третий час,
Пальцы прыгают у нас.
Если бьет четвертый час,
Пальцы плавают у нас.
Если бьет девятый час,
Пальцы кушают у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы спать идут у нас.

Игры про одежду и одевание

Обновка

Скорей, скорей,
Быстрей, быстрей —
Давно пора сшить Ане
Новое платье.
Бери быстрей иголку —
И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)

Одежда, обувь, головные уборы

Катя варежку надела:
«Ой, куда мой пальчик делся?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (сжимать кулачок)
Катя варежку сняла: (все пальцы разжать, кроме большого)
«Посмотрите-ка, нашла! (разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь да найдешь, (сжать пальцы в кулачок, отогнуть большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Обувь

1. Раз, два, три, четыре, пять.
Надо обувь сосчитать:
Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)
Два — сапожки,
Три — ботинки,
Четыре — босоножки
И, конечно, тапки — пять.
Ножкам надо отдыхать.

Как у нашей кошки

(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)

Как у нашей кошки
На лапках САПОЖКИ.
Как у нашей свинки
На ногах БОТИНКИ.
Как у пса на лапках
Зеленые ТАПКИ.
А козленок маленький
Надевает ВАЛЕНКИ.
А у сына Вовочки —
Новые КРОССОВОЧКИ.
Вот так. Вот так. (похлопать)
Новые кроссовки.

Обувь дружно посчитаем
Потихоньку поиграем.
(хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)
Туфельки и тапочки
Моей любимой мамочки,
Ботинки и сапожки
Нашего Сереженьки,
А маленькие валенки
Малютки нашей Вареньки.

Ботинки

Ах, повсюду мы вдвоем
Неразлучно идем.
(средним и указательным пальцами «пошагать» по столу)
Мы гуляли по лугам,
По речным берегам,
И по лестнице сбегали,
Вдаль по улице шагали,
Залезали под кровать,
(загнуть пальцы по одному)
Чтобы там тихонько спать.
(положить ладони на стол)

Разные детские пальчиковые игры

Комнатные растения

Хризантемы (руками показывать действия по тексту)
Ах! Какие хризантемы!
Мы сорвем их без проблемы.
Ух! Охапку мы набрали!
Эх! Прихватим и для Вали!
Эхе-хе… цветов не стало.
Их и раньше было мало…
Ох! Зачем мы их сгубили?
Ведь не мы же их растили!

Мак

На пригорке вырос мак (пальцы сложить в бутон)
Он склонил головку так. (наклонить руку)
Бабочка над ним порхает,
Быстро крыльями мелькает. (кисти рук перекрестить, помахав как бабочка крылышками)

Воспользовавшись нашей картотекой детских пальчиковых игр, вы легко сможете не только занять ребенка, чтобы он передохнул, успокоился, но и в легкой, ненавязчивой форме будете развивать его фантазию, речь, внимание.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Комплекс пальчиковой гимнастики для детского сада детям 4-5 лет

Разностороннее развитие малышей-дошколят достигается множеством способов. Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет несет в себе не только игровой и общеразвивающий смысл, но и положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка.

Пальчиковая гимнастика и её значение для ребенка 4-5 лет

Пальчиковые игры можно назвать универсальным средством детского развития от рождения и до школы.

Игры с пальчиками создают отличное настроение, а это важно для гармоничного развития ребенка

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:

  • формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;
  • развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;
  • оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;
  • нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;
  • способствует формированию возрастных навыков самообслуживания;
  • тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления.

Важно! Дети пяти лет в норме правильно держат ложку, карандаш и ножницы, справляются с пластилином и винтиками конструктора. Если родители либо воспитатель в саду замечает у малыша проблемы в пользовании такими предметами и в речевом развитии, значит у него недостаточно развиты движения пальцев рук.

Виды пальчиковых игр для средней группы

К пальчиковым играм для средней группы можно отнести следующие виды:

  • упражнения для самомассажа рук;
  • пальчиковые игры с участием предметов;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игры, развивающие координированность движений пальцев и рук;
  • гимнастика для укрепления мышц руки.

Дополнительная информация! Гимнастика пальцев бывает также групповой и индивидуальной.

Предметы не только разнообразят игру и тренируют мелкую моторику, они хорошо массируют поверхность ладоней и пальцев

Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в детском саду

Успешный результат занятию принесет выполнение следующих правил:

  • предварительная подготовка педагога, составление или приобретение картотеки пальчиковых игр;
  • привлечение внимания детей («мишка или кукла пришли к нам в гости»), сказочное вступление;
  • речевым сопровождением могут быть стихи и потешки, описание действий в прозе;
  • вначале руки нужно разогреть, порастирать ладошки до ощущения тепла;
  • упражнения повторять не более пяти раз;
  • воспитатель неторопливо показывает движения и делает их вместе с детьми, следя за правильностью выполнения;
  • доброжелательный настрой педагога, поддержание хорошего настроения у детей;
  • тихое музыкальное сопровождение;
  • постепенно заучивать сопровождающие стихи.

Готовые карточки с пальчиковыми играми полезны воспитателям и родителям, их удобно брать на прогулку и в поездку с детьми.

Продолжительность занятий

Чтобы дети не потеряли интереса к занятию, один вид упражнений проводят не более 5 минут. Гимнастика для пальцев, идущая в комплексе с образовательной деятельностью, сокращается до 3 минут, распределяется по всему занятию.

Общее время одного занятия с детьми четвертого-пятого года жизни по санитарным требованиям должно составлять не более 25 минут.

Пример конспекта проведения занятия

Ниже представлен конспект занятия пальчиковой гимнастикой в средней группе «Утреннее приветствие».

  • развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами;
  • совершенствование речевых навыков; изучение частей тела;
  • развитие мышления, воображения, координации движений;
  • создание позитивного настроя на весь день.

Воспитатель здоровается с детьми. Спрашивает, хорошо ли они выспались, какое у них настроение: А проснулись ли наши пальчики? Давайте их разбудим!

Утро настало, солнышко встало!

Вставай, большак! ( пальцами одной руки отгибаем и разминаем пальцы другой, зажатой в кулак — начиная с большого пальца)

Вставай, указка! (отгибаем указательный палец)

Вставай, середка! (отгибаем и разминаем средний палец)

Вставай, сиротка! (работаем с безымянным пальчиком)

Вставай, малютка! (мизинчик)

Упражнения повторяем для другой руки.

Воспитатель: пальчики проснулись! А глазки, ушки, ножки?

Просыпайтесь, мои глазки! (имитация — крутим бинокль, наводим резкость)

Просыпайтесь, мои ушки! (погладили, размяли пальцами, растерли мочку указательным и большим пальцами)

Просыпайтесь, мои ручки! (погладили от плеча и до кисти, похлопали в ладоши)

Просыпайтесь, мои ножки! ( погладили, потопали)

Просыпайся, голова! (погладили себя по голове)

Вот и весь проснулся я! (потянулись вверх, похлопали и помахали приветственно ладошками)

Пальчиковая гимнастика в средней группе — картотека с целями по ФГОС на год

Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях опирается на требования ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Направлена на детское развитие и подготовку к школе.

Комплекс упражнений по месяцам.

  • развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить;
  • развивать координацию движений рук, тренировать мелкую моторику;
  • совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Месяцы Тема Упражнения
январь Времена года

Праздник Новый год

«Снежки»

«Снеговик»

февраль 23 февраля

Животные

«Мы солдаты»

«Здравствуй, цыпленок!»

март 8 марта

Плоды

«Мамин день»

«Мамы всякие нужны»

«Орешки»

апрель Времена года

Птицы

«Дерево качается»

» Воробьи«

май Времена года

«Одежда»

«Весна»

«Матрешки»

июнь Природа

Игрушки

«Деревцо»

«Наши красные цветки»

«Мяч»

июль Овощи

Природа

«Варим суп»

«Наш Огород»

август Погода

Ягоды

«Дождик»

«В саду»

октябрь Посуда

Овощи

«Тарелочки»

«Мы капусту солим»

ноябрь Игрушки

Животные

«Кукла»

«Улитка»

декабрь Времена года

Продукты

«Зима»

«Пирожок»

Наглядное пособие игры «Улитка»

Пальчиковые игры для детей 4–5 лет, примеры таблиц

Тема Упражнения
Животные Здравствуй, цыпленок!

Здравствуй, смешной, озорной поросенок!

(Разгибать по очереди пальчики , начиная от мизинчика) Профессии «Мамы всякие нужны»

Много мамочек на свете,

Их так крепко любят дети! (Развести ручки в стороны, затем крепко обхватить себя за плечи)

Журналист и инженер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель — (Поочередно сгибать пальчики от мизинца, на одной, затем на другой руке)

Мамы всякие нужны, (сомкнуть пальцы «замочек»)

Мамы разные важны! (Развести руки, поднять ладошками вверх) Праздник 23 февраля Самолеты

Мы сегодня самолеты,

(сидя на пятках вращать руками, изображая мотор)

Мы не дети, а пилоты.

(четыре хлопка в ладоши)

Руки — нос, и руки — крылья

(встать, разбежаться, расставив руки в стороны)

Дополнительная информация! Чтобы разнообразить привычное, хорошо знакомое детям упражнение, можно изготовить вместе персонажей на пальчики и потом дать с ними поиграть.

Героев для пальчиковых игр можно вырезать из специальных пособий или распечатать с интернета

Пальчиковая гимнастика по математике:

Раз, два, три, четыре, пять (руки сжаты в кулаки, по счету разгибать по одному пальцу, начиная с большого),

Вышли пальчики гулять (пошагали указательным и средним),

Погуляли — поиграли (покрутить кистями с растопыренными пальцами в воздухе — похлопать 2 раза)

И домой вернулись сами (сжимать и разжимать кулачки)

Захотели спать! (ладошки вместе, прижаться к ним щекой).

Погуляю я в саду (шагать двумя пальцами),

Ягод сладких соберу:

Первую сорву — маме отнесу (пальчики касаются подушечками, сначала большие),

Вторую сорву — папе отнесу (указательные),

Третью — для дедушки (средние),

Четвертую — для бабушки(безымянные),

А пятую для себя! (мизинчики).

«Ум ребенка — на кончиках его пальцев», — сказал великий педагог, В. А. Сухомлинский. Взрослые часто не понимают, что этапы детского развития нельзя перескочить или заменить компьютером.

Дополнительная информация! Средний дошкольный возраст это важнейшее время для развития речи, мышления, коммуникации. Пальчиковые игры наилучшим образом этому способствуют, не требуя к тому же специального места или приспособлений.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Читать еще:  Растяжка для всего тела комплекс упражнений видео
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector