Пальчиковая гимнастика солнышко
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Пальчиковая гимнастика солнышко

Прекрасная страна слов, Конспект занятия по художественной литературе

Конспект занятия по художественной литературе (развитию речи), тема занятия «Прекрасная страна слов»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей категории.

Программное содержание:

Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания. Побуждать использовать в речи больше прилагательных, эпитетов, сравнений. Совершенствовать умение правильно использовать в речи существительные в родительном падеже. Продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетать слова с движениями пальцев рук.
Разучить с детьми скороговорку.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
Развивать воображение, словотворчество.

Оборудование:

Костюм феи; аудиозаписи: шум моря, фрагмент композиции «Утро» Э. Грига, песни «Облака, белогривые лошадки», «Улыбка», сборник классической музыки; картонное «солнце», поднимающееся на веревочке, панно с изображением неба, облаков, моря; вырезанные из картона «облака» разной формы, корзинка, небольшие камешки по числу детей, кисти, гуашь, «неразливайки» с водой.

Ход занятия:

Под музыку входит Фея (воспитатель).

— Здравствуйте, мои милые! Я Фея из страны Слов! Те, кто попадают в мою страну, немного меняются. Хотите узнать как? Тогда я приглашаю вас к себе в гости. Принимаете приглашение? Путешествие мы совершим с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. (Звучит композиция «Утро» Э. Грига). Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Но что это? (На фоне панно с небом, морем и облаками восходит «солнце», поднимающееся на веревочке).

Среди поля голубого Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тот ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну конечно, это солнце!

— Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. Прикоснитесь к своим щекам. Вы видите, что солнце золотое. Как еще можно сказать о солнышке, какое оно, с чем его можно сравнить? (Ответы детей).

— Давайте поиграем с солнышком. (Проводится пальчиковая гимнастика. Дети встают в круг).

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко
Погуляй у речки
(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

— Молодцы! А сейчас взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? Каким оно бывает? (Ответы детей). Прекрасно! А теперь отдохните, на облака посмотрите. (Звучит песня «Облака, белогривые лошадки»).

Как быстро по небу бегут облака! Похоже одно на конька-горбунка, Другое – на мчащееся авто, А третье похоже не знаю на что!

— А как вы думаете, на что похоже это облако? Это облако похоже на рыбку. А вот это облако? Это облако похоже на цветок. Возьмите в руки маленькие облачка и внимательно на них посмотрите. Проведите пальчиком по контуру своего облачка. Пофантазируйте, на что они похожи. Скажите нам вслух. Вот так: «Мое облако похоже на …». (Ответы детей.) Какие замечательные слова вы придумали! От них мир стал добрей, а значит и прекрасней. А вы знаете, что слова можно найти везде?

Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!

— Найдите слова на небе. Теперь найдите слова на земле. (Ответы детей.) Какие интересные слова вы нашли!

(Звучит шум моря.) — Дети, послушайте, что это за шум? Да, это море. Оно очень красиво. А что за птицы летают над водой? Что они высматривают в волнах? Это чайки ловят рыбу. Послушайте про них скороговорку.

Чайка за рыбкой в море ныряла Да выныривала Выныривала, да ныряла.

Давайте повторим эту скороговорку медленно хором. А теперь попробуйте произнести быстрее. А теперь по одному. (Дети по одному произносят скороговорку. Фея раздает им за это камешки.) — Поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. Чуть позже ваши камешки превратятся в волшебные, а сейчас положите их на стол и послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
Если это рыба – у нее … (улыба).
Если это рыбина – у нее … (улыбина).
Если это рыбища – у нее … (улыбища).

Вот какие веселые, улыбчивые рыбы обитают в нашем море. (Фея берет в руки корзинку.)

Дует легкий ветерок.
У меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова –
​Слова любви, слова добра.

Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Ну-ка, добавьте их в мой кузовок. (Дети передают корзинку друг другу и называют слова.) Пусть же эти замечательные слова всегда будут с нами. Выпустим их. (Фея с детьми «рассыпает содержимое корзинки» вокруг.) Пусть разлетятся эти слова по нашему саду и по всему миру.

А сейчас давайте поиграем. Возьмите в руки свои камешки и пройдите на коврик.

Динамическая пауза «Если нравится тебе, то делай так»

Если нравится тебе, то делай так
(хлопок ладонью по камешку в руке, поднятой к левому уху)

Если нравится тебе, то делай так
(то же к правому уху)

Если нравится тебе, то делай так
(два притопа ногами)

Если нравится тебе, то делай так
(наклоны вперед-назад, руки сложены на груди)

Если нравится тебе, то делай так
(присесть, два раза постучать камешком о пол)

Если нравится тебе, то делай так
(положить камень на пол, перепрыгнуть через него вперед-назад)

Если нравится тебе, то делай так
(махи руками перед собой вверх-вниз).

А теперь пришло время заняться нашими камешками и превратить их в волшебные. Возьмите в руки кисти и нарисуйте на своем камне что-нибудь доброе. Подумайте, что это могло бы быть. Может солнышко, а может цветок, а может веселый зверек. Ваши рисунки превратят камешки в волшебные. Подарите их своим друзьям или родным, и вы увидите, как их лица озарятся улыбками. (Дети рисуют.)

Какие разнообразные и чудесные рисунки у вас получились. Молодцы, ребята!

Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться. Закройте глаза. (Звучит музыка.) Вот мы и дома. Откройте глаза. Вам понравилось путешествие в страну слов? Как вы думаете, вы изменились? (Ответы детей.)

Теперь вы знаете, друзья,
Что есть чудесная страна.
Где тропинка и лесок,
Над морем легкий ветерок,
Чайки, небо надо мною –
Все прекрасное, родное.

Перед расставанием я хочу пожелать вам, что бы вы радовали себя и окружающих прекрасными добрыми словами. (Фея прощается и уходит.)

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это серьезно!

Большую роль при работе с дошкольниками играют пальчиковые игры. Пальчиковыми играми, или зарядкой для пальцев, называют разнообразные игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Кроме того, они позволяют лучше расслабить мелкие мышцы рук после длительных занятий: рисования, письма, лепки и т.п. Это особенно необходимо дошкольникам, чьи мелкие мышцы рук очень плохо развиты. Как правило такие упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Также можно использовать сказки, забавные истории. Пальчиковые игры также развивают творческое воображение, умение правильно ориентироваться в пространстве. Различать низ и верх, правую и левую сторону и т. п. Многое зависит от разнообразия текстов, используемых при проведении пальчиковых игр:можно использовать любое стихотворение, в котором есть перечисление, и особенно – те стишки, в которых перечисляется пять предметов(по количеству пальцев). Главное, чтобы стишок был интересным и информативным, чтобы он чему – то учил ребенка.

Читать еще:  Пальчиковая гимнастика дом

Пальчиковые игры на осеннюю тематику:

Раз, два, три, четыре, пять, Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого .

Будем листья собирать, Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Листья березы, листья рябины, Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

Листья у тополя, и у осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет соберем.

Топ-топ – пять шагов, Ребенок «шагает» пальчиками по столу.

В туесочке пять грибов. Ребенок переплетает пальчики обеих рук – это туесок,

большие пальчики ребенок соединяет вместе – ручка.

Мухомор – он красный, На каждую строчку стихотворения ребенок загибает по

Но этот гриб опасный, одному пальчику, начиная с мизинца.

А второй – лисичка

Третий гриб – волнушка

А четвертый гриб

Пятый гриб – белый,

Кушай его смело.

«Ветер, ветер, ветерок»

Ветер по лесу гулял, Ребенок выполняет ладошками

плавные волнообразные движения.

Ветер листики считал: Ребенок загибает по одному пальчику,

Вот – дубовый, начиная с большого .

Вот – рябиновый, резной,

Вот – с березки, золотой.

Вот – последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Пальчиковые игры на зимнюю тематику:

«Раз, два, три, четыре, пять. »

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«Серенький зайка»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

«Посмотри: на нашей елке»

Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игру гики —
Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).

«Теремок»
Копаю, копаю лопаткой снежок (имитируем движения),
Построю из снега домок-теремок (над головой из ладошек делаем крышу).
И окна, и двери я вырублю в нем,
Почищу дорожки, посыплю песком.
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»

«Туча-мельница»
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).

Белый пух, снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках (показываем на названные вещи),
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! (щекочем талию)
Кто щекочет — пух!

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).

Только заиньке не спится (показываем большой палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!

Пальчиковая игра «Весна» (Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть. (Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из под старой травки (Ладони сомкнуты «ковшом»).
Уже глядит цветок.
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).
Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

«Кап-кап-кап»,- капель звенит, (Хлопаем в ладоши)

Словно с нами говорит. (Хлопаем ладонями по ногам)

Плачут от тепла сосульки (собираем слезы в ладошку)

И на крышах талый снег. (Гладим себя по голове)

А у всех людей весною

Это вызывает смех! (Покружимся вокруг себя и улыбнемся)

Я держу в ладошках (показываем ручками маленькое солнышко)

А большое солнце

Вижу из окошка (ручки наверх, обводим руками себя – «большое солнце»)

Маленькое солнышко я беру руками (показываем маленькое солнышко)

А большое солнце

Высоко над облаками (поднимаем руки над головой и смотрим наверх)

Мне в ладошки светит (показываем руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Светит всей планете! (поднимаем руки над головой и разводим в стороны)

«Солнышко» – Русская народная закличка

Солнышко, солнышко, (Руки вверх, и поворачиваем кисти рук вправо-влево.)

Выгляни в окошечко. (Приставляем ладонь к глазам)

Где твои детки? (Вытягиваем руки вперед, развернув ладони вверх, и

Сидят на поветке (Ставим руки «полочкой» перед грудью.)

В соломенной клетке. (Закрываем глаза ладонями, широко раздвинув пальцы.)

Камушки катают, («Катаем» в ладошках)

Собачкам бросают. (Имитируем бросок рукой.)

Шаловливые сосульки (Складываем ручки щепоткой и острым концом

показываем вниз по очереди каждой рукой)

Сели на карниз. (Садимся на корточки.)

Шаловливые сосульки (Так же)

Посмотрели вниз. (Наклоняем голову.)

Посмотрели чем заняться? (Пожимаем плечами)

Стали каплями кидаться. (Взмахиваем кистями рук одновременно)

Целый день идет трезвон:

Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по очереди.)

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

(внутренняя сторона ладони опущена вниз;

пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,

показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,

изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз. С ветки ягодки снимаю Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки складываете перед собой чашечкой. Будет полное лукошко. Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот. Легким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках ‘убегают’ как можно дальше. Я поем еще малинки. (снова кладем ягодку в рот) Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять. (считаем пальчики) Пойду снова собирать. (снова шагаем пальцами).

Читать еще:  Картотека артикуляционной гимнастики в подготовительной группе

Пальцы обеих рук сложены щепотью. Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок. Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся, На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются. Разожмутся, Пальчики сильно растопыриваются в стороны. То зароются в песке. Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Набухай скорей, бутон, (Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон»). Распускай цветок — пион! (Нижние части лодоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».)

Пальцы одной руки широко расставлены, пальцем другой руки или маленьким игрушечным зайчиком «скачем» по пальцам в соответствии с текстом. Ловко с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик. Вниз скатился, повернулся И опять наверх ввернулся. Снова вниз и снова вверх, Скачет заяц лучше всех.

Ты весною видел чудо?

Как из маленький из почки

Сложить ручки в кулачки, а затем, после слова «появляются», резко разжать их растопырив пальчики.

Как фасолинки в стручке,

Наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем

И фасольки рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираем все опять.

Согнуть пальцы в кулачок, затем на словах «Кулачки мы разгибаем», быстро раскрыть ладошки, а на словах «Раз, два, три, четыре, пять » по очереди сгибать их, начиная с большого пальца.

На правой ручке — пальчики.

На левой ручке — пальчики.

Пришла пора им встретиться —

Поднять раскрытые ладошки вверх и поочередно пальцами правой руки по очереди прикасаться подушечками к пальцам левой руки. Мизинчик к мизинчику, безымянный к безымянному и т.д.

Сцепим пальчики в замок

Чтоб войти чужой не мог.

Пустим только белочку,

Ежика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

Сцепить пальцы двух рук «в замок». на словах «Пустим только. » — ладони разводить в стороны, затем опять быстро соединять.

1. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008.
2. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3.А.Е.Белая, В.И.Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.ООО Издательство «АСТ»М.2000.

Пальчиковая гимнастика солнышко

Екатерина Савельева
Гимнастика для пальчиков
(пальчиковые игры для детей 4-6 лет)

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я — отважный капитан,
Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом — шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем — дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом — стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе — тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят —
Угощенье для ребят.

Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама,
Это — я,
Это — бабушка моя,
Это — папа,
Это — дед.
И у нас разлада нет.

Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает —
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.

Екатерина Савельева
Предоставлено автором,
опубликовано 22 октября 2004 г.

Пальчиковая гимнастика солнышко

Екатерина Савельева
Гимнастика для пальчиков
(пальчиковые игры для детей 4-6 лет)

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я — отважный капитан,
Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.

Читать еще:  Растяжка в гимнастике

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом — шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем — дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом — стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе — тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят —
Угощенье для ребят.

Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама,
Это — я,
Это — бабушка моя,
Это — папа,
Это — дед.
И у нас разлада нет.

Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает —
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.

Екатерина Савельева
Предоставлено автором,
опубликовано 22 октября 2004 г.

МБДОУ детский сад «Солнышко»

Апрель 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Комплекс пальчиковой гимнастики

Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Постарайтесь регулярно тренировать пальчики ребенка, и это поможет его речевому развитию. Перед тем как начать играть в пальчиковые игры, постарайтесь хорошенько к ним подготовиться. Для этого в течение первых пяти месяцев жизни ребенка делайте ему массаж кистей рук.
Первое упражнение: поглаживайте ручку, слегка надавливая на нее по направлению от кончиков пальцев к запястью.
Второе упражнение: по очереди берите каждый палец ребенка и сгибайте и разгибайте его. Эти упражнения нужно выполнять каждый день не меньше 2-3 минут.
Когда малышу исполнится девять месяцев, начните более активную тренировку пальчиков. Упражнения должны быть разнообразными, важно, чтобы как можно больше пальцев принимало в них участие, а движения были энергичными. Пусть малыш катает деревянные или пластилиновые шарики, перекладывает бусины из одной руки в другую, разрывает бумагу…
Полуторагодовалому ребенку задавайте более сложные задания. Пусть сам застегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки и узелки. Кстати, наглядные пособия для этого вы можете приобрести в магазинах или изготовить самостоятельно, например, сшить черепаху, расположив на ее панцире различные застежки: «молнии», пряжки, кнопки, косички.

Сначала разминка…
1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой.
2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.
3. «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони.
4. «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
5. «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
6. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе.
10. Имитируйте игру на пианино.
11. «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев.
12. «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами.

…потом массаж
13. Надавите четырьмя сильно сжаты ми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони.
14. Разотрите ладони (вверх-вниз).
15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами.
16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними.
17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.

…а теперь большие игры
Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно «переложить на пальцы», то есть придумать несложные движения для пальчиков, которые потом можно постепенно усложнять.

Для тренировки пальцев можно использовать упражнения и без речевого сопровождения. Попробуйте вместе изобразить животных, насекомых или цветы, деревья.
Пальчиковые игры помогают малышу разобраться со сложными «взрослыми» понятиями, например значениями слов «внизу», «вверху», «слева», «справа», «под», «над».
Иногда малыш не может догадаться, как изобразить ту или иную фигуру. Ему нужно помочь, показав ее «на себе».

Стоит стол на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка.

(Кулак, сверху ладошка. Затем ладошка вертикально, а кулак прижат к ладони.)
Два бочонка под столом —
Вот какой я видел дом!

(Два кулака, пальцы касаются друг друга, ладони не соприкасаются.)

Увлекательные игры обязательно понравятся детям. И не стоит огорчаться, если малыш не сразу выполнит все упражнения. Во время занятий не торопите ребенка, объясняйте все, что нужно, и никогда не принуждайте малыша к участию в игре. Старайтесь заинтересовать его и поощряйте за малейший успех.
Лидия Демина, методист дошкольного образования

Играем вместе!
— Хорошо, если пальчиковые игры вы будете сопровождать чтением народных стихов и потешек: заниматься будет веселее, ребенок разовьет умение слушать, научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
— Как научиться играть в пальчиковые игры? Очень просто: нужно набраться терпения, подучить стихи и потешки, а потом научиться верить в игру и принимать ребенка таким, какой он есть.
— Что требуется от малыша для того, чтобы заниматься? Заинтересованность и хорошее настроение. Остальное зависит от игры!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector