Пальчиковая гимнастика про лето
Подборка пальчиковых игр на тему времен года
В настоящее время психологи, неврологи и педиатры неустанно твердят о необходимости развития пальчиковой активности: ведь это не только поможет вашему малышу быстрее освоить речь, но и даст мощный стимул для развития всех заложенных в него способностей. Поэтому так важно постоянно развивать мелкую моторику детских ручек. Делать это необходимо в игровой форме — тогда ребенок, сам того не замечая, будет легко и с удовольствием осваивать новые для него понятия. А чтобы заинтересовать кроху, нужно сопровождать развивающие упражнения короткими стихотворениями или потешками. Сегодня мы расскажем, как проводить для детей пальчиковую гимнастику в стихах.
«Времена года»
Очень распространенные упражнения — пальчиковые гимнастики на тему времен года «Двенадцать месяцев». Они знакомят детей с названиями месяцев и сезонов, рассказывают о характерных для отдельного времени года явлениях. Например, зимняя пальчиковая гимнастика, закрепит у малыша ассоциации со снегом, снежками, снеговиком и другими зимними забавами и т.д. Помимо этого такие упражнения помогут развить координацию движений, так как стимулируют работу пальцев под ритм стихотворения. Обязательно выполняйте их вместе с ребенком: крутите кулачками, соединяйте пальцы — кроха должен видеть, какие именно движения он должен повторять. Но не перестарайтесь: проводить гимнастику следует не более пяти минут, чтобы внимание малыша не притупилось и он не начал скучать.
12 месяцев
Двенадцать месяцев в году, я вам, ребята, назову:
Круглый год, круглый год,
(пальцы зажаты в кулак, вращаем кулачками)
Январь, февраль, и март идет,
(поочередно соединяем на название каждого месяца большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке)
А там апрель, а следом май,
(соединяем большой палец с мизинцем правой руки, далее большой палец с указательным на левой руке)
Июнь, июль, нам август дай!
(соединяем большой палец левой руки со средним, безымянным и мизинцем на левой руке)
Сентябрь, октябрь, а дальше ноябрь
(продолжаем с правой руки: поочередно соединяем большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке)
И не забудем добавить декабрь!
(соединяем большой палец правой руки с мизинцем на правой руке)
Времена года
Зимние месяцы: декабрь, январь
К ним не забудем добавить февраль
(руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок)
Весне отдаем март, апрель, теплый май
(руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок)
Для лета — июнь, июль, август давай
(руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение «рыбка плывет»)
А если к нам в гости осень придет,
Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!
(имитируем сбор ягод в корзинку)
Пальчиковые игры для детей про зиму
Снежок
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
(показываем, как лепили в ладошках)
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
(поднимаем руки вверх)
Два – поймаем.
(прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)
Три – уроним.
(опускаем руки вниз)
И… сломаем.
Зимние забавы
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять!
Бабу снежную лепили.
(показываем, как лепили снежок)
Птичек крошками кормили.
(имитируем движения, как будто набрали щепотку крошек и насыпаем птичкам)
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
(показываем, как едим ложкой, затем подкладываем обе руки, сложенные ладонями внутрь, под щечку)
Снеговик
Тра-та-та! Тра-та-та!
(хлопают в ладоши)
Рада снегу детвора!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Лепим мы снеговика!
(«лепят» снежки)
Ком на ком поставим,
(соединяют руки, поднимают вверх)
Глазки подведем,
(соединяют пальцы, приставляют к глазам)
Нос-морковку вставим,
(приставляют к носу кулачки)
Шапочку найдем.
(кладут ладони на голову)
Вот какой снеговичок,
(ставят руки на пояс)
Снежный белый толстячок!
(качают головой вправо-влево)
Снежинка
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки?
(на вопрос сжать кулаки)
В ладошке вода,
(разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда?
(на первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
(мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.
Пальчиковые игры для детей про весну
Капель
Всюду слышен звон капели:
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
Надоели нам метели!
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
Это капели запели
Песенку свою.
Так они встречают
Красавицу-весну.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
(стучат пальчиком правой руки об ладошку левой руки)
Капает тихонько.
(встряхивают кисти обеих рук)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
(стучат пальчиком левой руки об ладошку правой руки)
Капли пляшут звонко.
(встряхивают кисти обеих рук)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
(стучат пальчиком об ладошку)
Капли побежали.
(бегут на месте)
Потому что солнышко капли увидали.
(руки поднимают кверху)
Капель слетает с крыши,
И небосвод высок.
Бежит ручей, я слышу,
Его весёлый голосок.
Клен
За окном сосулька тает,
(сжимать и разжимать ладошки)
Ветер тучи рвёт в клочки.
(сжимать и разжимать ладошки)
Разжимает, разжимает
(пальцы в «замочек», с усилием тянуть руки в разные стороны)
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку.
(пальчики «здороваются» с большим по два раза каждый, начиная с указательного)
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку
(трясти кистями рук, пальцы вверх)
Клён протянет раньше всех.
Пальчиковые игры для детей про лето
Лето наступает
Вот и лето наступает
(последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев)
Всех на отдых приглашает
(соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
Будем плавать, загорать
(круговые движения кистями, «солнце»)
И на даче отдыхать.
(делаем из ладошек «домик»)
Лето
Вот за что люблю я лето?
(загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре – это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!
Речка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
(трем ладонями лицо)
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
(делаем плавательные движения)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
(выбрасываем одновременно обе руки вперед)
Одной, другой – это кроль.
(выбрасываем руки вперед поочередно)
Все как один плывём,
Как дельфин.
(руки в замок и осуществляем движение «волну»)
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
(стряхнули руки)
Я рисую лето
Я рисую лето:
(рисуют пальчиком по столу)
Красной краской — солнце,
(рисуют в воздухе «солнце»)
На газонах розы,
(сжимают и разжимают пальцы)
На лугах покосы,
Синей краской – небо
(рисуют в воздухе «облака»)
И ручей певучий.
(на столе рисуют пальцем «ручей»)
Пальчиковые игры для детей про осень
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
(загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
Мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
Осень
Ветер северный подул,
(подуть на пальцы)
все листочки с липы сдул.
(подуть на пальцы)
Полетели, закружились и на землю опустились.
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап, кап-кап-кап
(постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
(плотно прижать ладони к столу)
Раскидала листья осень
Раскидала листья осень,
(дети имитируют движение волн)
Разукрасила их кистью.
(плавно двигают ладонями, имитируя рисование кистью)
Мы в осенний лес пойдем,
(делают движения в виде шагов пальцами по столу)
Букет листьев соберем.
(имитируют собирание листьев скрещиванием растопыренных пальцев)
Клена лист и лист осинки,
Дуба лист и лист калинки,
Рыжий рябиновый лист
(делают руками движения, как будто пересчитывают листья в ладонях)
На тропинку прыгнул вниз.
(хлопают в ладоши)
Пальчиковые игры «Здравствуй, лето!»
Татьяна Юрина
Пальчиковые игры «Здравствуй, лето!»
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский
Тренируя мелкие движения кисти малыша, мы способствуем развитию его речи, так как она формируется под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Ученые, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Выявлена закономерность: если движение пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы.
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. В рифмованных пальчиковых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Это очень увлекательно для малыша. Стихи привлекают внимание ребенка и легко запоминаются. Пальчиковые игры совершенствуют ловкость и точность движений, улучшают память, внимание, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, который пробуждает фантазию и воображение.
Если регулярно заниматься с малышом его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения точными и слаженными.
Лето наступает
Вот и лето наступает
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)
Всех на отдых приглашает
(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
Будем плавать, загорать
(Круговые движения кистями, «солнце»)
И на даче отдыхать
Бутончик
(Складывают ладони вместе)
Склониться бы рад.
Направо, налево, вперед и назад
(Делают наклоны в соответствии с текстом)
От ветра и зноя бутончики эти
(Локти соединяют в стебель)
Спрятались живо в цветочном букете
На лужок
На лужок пришли
(Сгибать пальцы рук в соответствии с текстом)
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.
Солнышко
(Сжимают ладошку в кулачок.)
(Поднимают кулачок вверх.)
Лучикам пора вставать
(Разжимают по одному пальчику)
Раз, два, три, четыре, пять.
Солнышко
Утром солнышко встаёт выше, выше,
(Руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(Делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(Хлопаем в ладоши)
Капал дождик на ладошку
(Дети хлопают в ладоши в ритме)
Я ловил малютку крошку.
(Пальчиками стучат по ладошке)
Дождик вдруг пошел сильней
Побежали в дом скорей!
(Соединяют ладони над головой)
Рыбка в озере живет
Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(Ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(Ладошки соединить у основания и так похлопать)
Насекомые
Дружно пальчики считаем
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(прячем руки за спину)
Ромашки
Мы красивые цветочки
(Сжимают и разжимают пальца)
Нас так любят мотылечки,
(Загибают поочередно пальцы)
Любят бабочки, букашки.
Детки нас зовут «ромашки»
(Сжимают и разжимают пальцы)
У каждой мамы малыши —
(Перебирают пальцами по очереди)
Все красивы, хороши.
Рыбки
Одна вдруг сказала: «Нырять здесь легко!»
(Дети выполняют ныряющие движения)
Втрая сказала: «Ведь здесь глубоко!»
(Качают сомкнутыми ладонями –отрицательный жест)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Ладони поворачиваются набок)
Четвертая стала чуть –чуть замерзать.
(Быстро качают ладонями –дрожат)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»
(Запястья соединены, ладони расставлены –рот)
Плывите скорей, Чтоб не проглотил!»
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями)
Божья коровка
(Ритмично покачивают ладонями)
(Делают взмахи перекрещенными кистями рук)
Принеси нам хлеба
(Машут кистями рук на себя)
Черного и белого
(Ритмично хлопают в ладоши)
Только не горелого
(Грозят указательным пальцем)
Покажи нам рожки
(Поддерживают средний и безымянный пальцы большим, указательный и мезинец выставляют вперед –«рожки»)
Тихо по дорожке
(Медленно вытягивают руку вперед, покачивая «рожками»)
Глазки на макушке
(Похлопывают ладонями по коленям)
Прячьтесь от лягушки
(Поднимают вверх ладони)
Комары да мушки
(Сжимают пальцы в кулак)
Цыпа-цыпа
(Соеденяют и разъеденяют указательный и большой пальцы, остальные прижаты к ладони)
(Быстро перебирают пальцами, показывая, как сыплют зернышки)
(Стучат указательными пальцами по коленям)
Бабочка
Утром солнышко засияет –
Бабочка с цветка взлетает.
(Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки. «Бабочка» летает, то раскрываея, то закрывая «крылышки)
Отдохнет — опять кружится.
(«Бабочка» садится на спинку стула, складывает «крылышки», затем снова начинает летать)
Гроза
Капли первые упали.
(Указательным и средним пальцами каждой руки постучать по столу)
(Кисти рук опустить, пальцы подушечками опереть на стол и пошевелить ими)
Дождик застучал дельней,
(Всеми пальцами обеих рук постучать по столу)
Птички скрылись средь ветвей.
(Скрестить большие пальцы и помахать кистями рук в воздухе)
Дождь полил как из ведра,
(Всеми пальцами обеих рук быстро постучать по столу)
(Указательным и средним пальцами обеих рук «побегать» по столу)
В небе молния сверкает,
(Указательным пальцем «нарисовать» в воздухе молнию)
Гром гремит –не затихает.
(Громко похлопать в ладоши)
Дождь прошел. И снова солнце
Засияло нам в оконце!
(Обе руки поднять вверх, пальцы выпрямить и слегка развести в стороны –лучи солнца)
Младшая группа. Продуктивно-познавательная игровая деятельность. Тема: «Здравствуй лето» Конспект продуктивно-познавательная игровая деятельность. Тема «Здравствуй лето». задачи:познакомить детей с приметами лета, развивать.
Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики на Лето
Июнь (1-2 недели)
Комплекс №19
Тема: «Времена года. Лето».
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Пальчиковая гимнастика «На лужайке»
На зелёной на лужайке (Дети изображают игру на балалайке)
Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке)
В сарафане красненьком («Плясать» пальчиками на крышке стола)
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
Чередование упражнений «Улыбка»-«Хоботок» (5раз);
Чередование упражнений: надуть щёки-втянуть щёки (5раз);
«Белочка грызёт орешки»-улыбнуться и постучать передними зубками
Упражнения для языка
«Язычок в чащобе»-протиснуть язык сквозь полусомкнутые зубы (3 раза);
Губы в улыбке. Медленно высовывая язык покусывать его по всей поверхности;
«Грибы» на длинных и коротких ножках. (По 5).
«Вкусное варенье»-облизать губы вкруговую;
«Почистить зубки»: нижние-сверху вниз, из стороны в сторону, верхние-из стороны в сторону.
«Подать состав — убрать состав
Дыхательная гимнастика:
Работа над силой голоса.
Дует летний лёгкий ветерок (тихо): «У-у-у-у-у». Подул сильный ветерок (громко): «У-у-у-у-у». (3раза)
Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо);
Летние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у».
«Самолет»
Полетим на самолете,
Будем сильными в полете.
И.п. – лежа на животе, опора на предплечья.
1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох);
Июнь (3-4 недели)
Комплекс № 20
Тема: «Откуда хлеб пришёл?»
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики
Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)
К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.)
Всех друзей угостим, (В правой ладошке «мешают» указательным по тарелке дадим. пальцем левой руки.)
Птичке-невеличке, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрёшке.
Всем дадим по ложке! (Разжимают кулачки.)
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щёчки у хомячка, который несёт в норку запасы зерна. (Надуть обе щеки). Хомячок высыпал зерно в норке. (Втянуть обе щеки.)
«Спрятать зёрнышки попеременно то за левую, то за правую щёчки». ( Надувать попеременно то левую, то правую щёки.)
чередование упражнений «Оскал» — «Рупор» (бублик).
Упражнения для языка
Чередование упражнений «Лопатка» — «Колышек» — «Чашечка» (каждое положение языка удерживать под счёт от 1 до10, выполнять 3 раза)
«Качели» (тянуться языком к носу и подбородку по 5 раз).
«Паровоз» (3 раза выкатить состав).
Дыхательная гимнастика:
Развитие физиологического дыхания
Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем ржаного. (Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом.)
«Куры».
Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.
Повторить 3-5 раз:
Бормочут куры оп ночам,
Бьют крыльями тах-тах (выдох),
Поднимем руки мы к плечам (вдох),
Потом опустим – так ( Е. Антоновой-Чалой).
Июль (1-2 недели)
Комплекс № 21
Тема: «Речные рыбы»
Пальчиковая гимнастика:
«Рыбка».
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изоб-
Рыбке весело играть. ражают, как плавает рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница. (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плавает рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».) Рыбка быстро уплыла.
Артикуляционная гимнастика.
«Лошадка» — медленно, 10 раз.
«Грибочек» — 5 раз под счёт от 1 до 5-10.
«Гармошка» — 10 раскрытий рта.
Чередование упражнений «Блинчик» — «Блинчик с вареньем» — 5 раз.
«Барабанщик». Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд — тдд — тдд».
Дыхательная гимнастика:
Развитие речевого дыхания и голоса.
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши- шо».
Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
Сигнал машины. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
«Косарь».
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:
Косарь идёт косить жнивьё:
Идём со мной косить вдвоём:
Замах направо, а потом
Налево мы махнём.
И так мы справимся с жнивьём.
Зу-зу, зу-зу вдвоём (Е. Антоновой-Чалой ).
Июль (3-4 недели)
Комплекс № 22
Тема: «Животные жарких стран»
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики
Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.
Вот верблюд – живое чудо.
Два горба есть у верблюда.
Крокодил. Раскрывать и закрывать сложенные ладони с
загибанием пальцев внутрь ладони.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Жираф. Сжать пальцы в кулак,
чуть – чуть приподняв мизинец
и указательный палец.
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щёки.
Разговор обезьян. Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух – ух – ух – ух, ох – ох – ох – ох».
Злой шакал. Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.
Слон раскрывает и закрывает хобот. Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя.
Упражнения для языка
Жираф жуёт листочки. Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.
Обезьянки качаются на лианах. («Гармошка»)
Сигнал опасности у обезьянок. Щёлкать языком, изменяя форму рта.
Дыхательная гимнастика:
Развитие речевого дыхания и голоса
Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз», «два», «три»), затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»).
Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом.
Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).
Психогимнастика. Пластические этюды
Мартышка – кривляка. Педагог показывает какие – либо движения, а дети повторяют их. Затем дети придумывают движения сами.
Август (1-2 недели)
Комплекс № 23
Тема: «Инструменты»
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Пальчиковая гимнастика «Повар»
Повар готовил обед.
А тут отключили свет. (Ребром ладони дети стучат по столу.)
Повар леща берёт
И опускает в компот. (Загибают большой палец на левой руке.)
Бросает в котёл поленья.
В печку кладёт варенье. (Загибают указательный палец.)
Мешает суп кочерыжкой, (Загибают средний палец.)
Угли бьёт поварёшкой. (Загибают безымянный палец.)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец.)
И очень доволен он! (Разводят руками.)
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
Включенный миксер. Круговые движения нижней челюстью. (Подбородком нарисовать букву «о» при открытом и закрытом рте.)
Крутим ручку мясорубки. Максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы».
Упражнения для языка
Гладим бельё. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба.
Производить движения кончиком языка по твёрдому нёбу, стараясь дотронуться до мягкого нёба. Привести язык в исходное положение.
Грибочек (3 раза под счёт от 1 до 10.)
Дыхательная гимнастика:
Развитие речевого дыхания и голоса
Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Д-з-з-з-з-з-з».
Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» — «Вжи-вжа-вжо».
Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» — выдох.
Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.
Повторить упражнение 4-5 раз:
Жж-у, — сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу.
Август (3-4 недели)
Комплекс № 24
Тема: «Посуда. Продукты питания».
Пальчиковая гимнастика:
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки
Маша кашей всех кормила дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руке.)
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Всё до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для щёк и губ
Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
Упражнения для языка
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашка» глубже?
Язык «чешкой» снаружи и внутри рта.
Чашка и блюдце на столе. Чередовать артикуляционные позиции: Язык «чашечкой» и язык «блюдечком» («лопатка»).
Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».
Дыхательная гимнастика:
Развитие речевого дыхания и голоса
Пьём коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)
Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»
Пальчиковая гимнастика на тему “Лето” в детском саду
Пальчиковая гимнастика про лето — это не только разминка рук, направленная на разработку моторики, но и метод расширения кругозора детей любого возраста, увеличения лексического запаса. По стандартам ФГОС такие игры можно проводить с детьми от 2-3 лет, постепенно усложняя их к старшему возрасту.
Пальчиковые игры
Основной вид деятельности у дошкольников детсадовского возраста — это игра. Такая форма занятий позволяет обучать и всесторонне развивать детей незаметно, не превращая образовательный процесс в скучное, занудное времяпрепровождения. Одними из популярных типов упражнений, построенных на развлекательной основе, являются пальчиковые игры для детей. Разминка рук положительно сказывается на нескольких аспектах развития дошкольников:
- ускоряется становление речи;
- улучшается двигательная координация;
- развивается память, внимание, фантазийное мышление;
- преодолевается физическая скованность, зажатость;
- повышается тактильная чувствительность.
Пальчиковые упражнения — это такая форма взаимодействия с детьми любого возраста, которая построена на подражание. Ребенок слушает воспитателя, родителя, смотрит за их действиями, пытается повторить. Детям младшей возрастной группы, до 3-4 лет, может понадобиться помощь взрослого: маме нужно взять ладошки малыша, разогнуть пальчики самостоятельно, похлопать нужное количество раз и так далее. Детсадовцы быстро запоминают последовательность движений, их темп регулируется с помощью стихотворений на нужную тему, поэтому при повторном выполнении задания проблем обычно не возникает.
Пальчиковая гимнастика для детей на тему “Лето” должна сопровождаться текстами в стихотворной форме, которые вызовут положительные эмоции, дадут полезную информацию о теплом времени года. Например, о животных, птицах, насекомых, названиях летних месяцев, погодных явлениях. Составляя схему движений ручками, подбирая стишки, воспитателям и родителям нужно учитывать возраст детей, их физическую подготовленность к подобным упражнениям. Удобнее всего создавать методическую картотеку по группам: отдельно для средней, старшей и подготовительной.
В средней группе
Средний дошкольный период приходится на возраст от 4 до 5 лет. Игровая деятельность детсадовца к этому времени усложняется. Ясельные “Ладушки” для таких занятий уже не подойдут. Для пальчиковой гимнастики в средней группе можно использовать упражнения на следующие темы:
Что такое лето
Ход игры: дети стоят, руки расслаблены.
Это много света (руки изображают круг над головой как солнышко).
Это поле (разводим руки в стороны, ладони поворачиваются вверх).
Это лес (пальчики изображают деревья).
Это в небе облака (ладошки показывают фонарики).
Это быстрая река (ладони изображают волну).
Это яркие цветы (качаем ладошки по сторонам).
Это вместе: я и ты! (пальцы сцепляются в замок).
Насекомые
Ход игры: дети выставляют ручку перед собой, разжимают ладони. Педагог проговаривает стихотворение, показывает, какие движения нужно делать пальчиками. Детсадовцы повторяют. Темп медленный.
Дружно пальцы посчитаем.
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, мушка.
Вот и жук с зеленым брюшком.
(Дети энергично разжимают и сжимаю кулаки).
Это кто же тут звенит?
(Сжимается один пальчик,потом другие поочередно).
Это муха, это жук.
Стрекоза и вот паук.
Ой, а к нам комар летит.
Ну-ка прячьтесь, кыш-кыш-кыш.
(потрясли ладошками перед собой и спрятали ручки за спинку).
Цветы
Ход игры: пальцы сложены в кулачок, выставлены вперед. Движения выполняются медленно, но с напряжением мышц.
Наши желтые цветы,
Распускают лепестки.
(Кулачки раскрываются).
Ветер на них дышит,
Лепестки колышет.
(Дети машут руками по сторонам).
Вечер наступает.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки.
(Сложить ладошки).
Пальчиковую гимнастику для детей 4-5 лет лучше проводить с музыкальным сопровождением. Маршевые композиции помогают сохранять темп выполнения заданий, положительно воздействуют на настроение дошкольников.
В старшей
Пальчиковая гимнастика на тему “Лето” для старшей группы обязательно должна включать в себя тексты в стихотворной форме. Дошкольники 5-6 лет через пару занятия могут самостоятельно проводить разминку, запомнив последовательность действий.
Ягоды
Ход игры: дети держат руки на столе или коленках, пальцы в свободном положении, во время игры работают обе ладошки.
Один, два, три четыре, пять (соединяем пальчики обеих рук подушечками).
По лесу мы идем гулять (пальцы изображают ходьбу).
За брусникой, за малиной, (загибаем пальцы),
За черникой, за калиной.
Ежевику мы найдем
И сестренке отнесем.
Рыбы
Ход игры: ладони прижимаются друг к другу, изображаем рыбку.
Рыбка плавает в воде (ладошки медленно плывут),
Рыбке здесь не скучно.
Рыбка, рыбка, ай-ай-ай (грозим пальцем).
Как тебе не стыдно.
Мы хотим тебя поймать (изображаем сети)
Вот-вот и уже хвать…
А ты спинку изогнула,
Крошки хлебные сглотнула (пальчиками изображаем хватательные движения).
Хвостиком своим махнула (изображаем ладонями рыбку),
И на дно ты уплыла (руки опускаются к полу).
На заметку! При проведении гимнастики для пальцев отличным помощником педагогу детского сада будут летние картинки для детей. Это должна быть тематическая подборка, связанная с темой игры. Например, цветы, насекомые, животные, одежда.
В подготовительной
Пальчиковые игры в подготовительной группе проводятся как разминка перед занятиями, связанными с напряжением рук (рисование, чистописание). Упражнения для ладоней, пальцев направлены на подготовку к письму, мышечную тренировку. Гимнастику нужно организовать в быстром темпе, следить, чтобы дети качественно напрягали кисти, последовательно выполняли инструкции педагога.
Море
Ход игры: дети стоят кружком, руки держат вытянутыми перед собой.
Море слишком широко (руки разводим к плечам).
Море слишком глубоко (руки опускаются вниз).
Много рыбок там живет (складываем ладони, изображаем рыбок).
И за это им почет! (пальцы складываются в кулак, большой пальчик изображает жест “Класс!”).
Дождик
Ход игры: дети стоят, руки опущены вдоль тела.
Что делать, если дождик? (пальцы обеих рук соединяются подушечками).
По лужам поскакать (хлопки ладошками).
Что делать, если дождик? (хлопки ладошками).
Кораблик запускать (руки соединятся вместе, в воздухе рисуем восьмерку).
Что делать, если дождик? (хлопки).
По радуге кататься (руки выставлены перед грудью, каждая рука черти круг поочередно).
Что делать, если дождик? (пальцы соединяются в замок)
Давайте улыбаться! (руки разводятся по сторонам на уровне груди, дети улыбаются широко).
Грибы
Ход игры: подвижная игра, дети удобнее стоять кружком.
Я корзинку в лес беру
(ладони изображают корзину).
Там грибов я наберу
(руки разводятся по сторонам, потом соединяются на уровне груди).
Удивляется мой друг
(плечи поднимаются, дети изображают удивление).
“Сколько здесь грибов вокруг!”
(на каждое название гриба загибается пальчик).
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь.
Рыжики, волнушки,
Их много на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А вот мухомор…
Нет-нет!
(указательным пальцем грозит в воздухе).
Его домой не понесу,
Пусть стоит себе в лесу.
(ладони прощально машут).
Таким образом, целью пальчиковой гимнастики в детском саду становится не только тренировка мелкой моторики рук, но и интеллектуальное развитие детей, приучение их к коллективной работе, внимательному отношению к командам педагога. Дошкольники требовательно относятся к тому, как воспитатель проводит игру, сколько эмоций вкладывает в процесс. Занятие захватывает их сильнее, если взрослый знает стих для игры наизусть, комментирует свои действия, много улыбается, у него подвижная мимика.
Гимнастика
Упражнения пальчиковой гимнастики Времена года
Польза
Чем полезны пальчиковые игры:
- Развивают память. Ведь нужно запомнить не только стихотворение, но и положение рук на каждую строчку.
- Речь ребёнка становится более чёткой и ритмичной во время проговаривания стихов под движения рук и пальцев.
- Развивают умение внимательно слушать.
- Способствуют развитию воображения.
- Развивают координацию движений, вырабатывают ловкость.
- Учат сосредотачиваться и правильно распределять внимание.
- Помогают выстроить доверительные и дружеские отношения между ребёнком и родителем, заряжают положительными эмоциями.
Детки известные непоседы, им сложно усидеть на одном месте. Поэтому, чтобы заинтересовать кроху, проводить занятия лучше в игровой форме, сопровождая все действия стишками, потешками и прибаутками. Тогда малыш с интересом будет осваивать что-то новое для него.
Возраст
Для каждого возраста существует своя методика проведения пальчиковых игр. Начинать нужно с рождения, ведь в возрасте от 0 до 3 лет идёт самое активное формирование речи ребёнка. Сначала это будут простые поглаживания ладошек и пальчиков малыша во время грудного вскармливания. Потом пальчики более тщательно разминаются, когда делается массаж. Как только малыш научится захватывать ручкой предметы, можно давать ему, например, игрушку-пищалку, чтобы он её сжимал и разжимал.
С трёх лет дополнительно вводятся различные занятия для развития мелкой моторики рук. К ним относятся лепка, раскрашивание, создание аппликаций, игры с конструктором. В этом возрасте можно учить кроху застёгивать пуговицы и шнуровать обувь. Очень полезны игры с прищепками. А можно устроить настоящий пальчиковый театр.
В младшем школьном возрасте упражнения усложняются. Их задача выработать у будущих школьников усидчивость, а также повысить внимательность. Регулярная пальчиковая гимнастика помогает выработать красивый почерк, повышает мыслительную активность мозга и улучшает качество речи.
Занятие
Деткам бывает очень сложно запомнить названия всех месяцев и их отношение к определённому времени года. Пальчиковая гимнастика «Времена года», позволит малышам быстрее освоить такой трудный для них материал. С помощью этого упражнения детки познакомятся с названиями месяцев, узнают об особенностях и природных явлениях каждого сезона.
Каждый сезон года неповторим и прекрасен. Во время прогулок обращайте внимание малыша на все изменения, которые происходят в природе. Научите ребёнка видеть нежность ранней весны, радугу ярких красок лета и очарование золотой осени, холодную красоту зимы. Устраивайте сезонные вылазки в парк, которые подарят крохе новые впечатления, а также помогут расширить кругозор. Во время прогулок можете проводить пальчиковую гимнастику «Времена года», так малыш быстрее освоит новые для него понятия. Дома можете почитать стихи о временах года или послушать детские песенки. Можно сделать тематическую аппликацию или рисунок. Проявляйте фантазию, вовлекайте ребёнка в разные виды деятельности, тем самым помогая ему развиваться.
Времена года
Времена года — пальчиковая гимнастика:
Разводим руки в стороны, поднимаем и опускаем их:
Раскрасавица-Зима снег и вьюгу принесла!
Проговаривая названия месяцев, загибаем пальцы:
А ты пальцы загибай — месяцы запоминай:
Сначала Декабрь, потом Январь,
За ними приходит лютый Февраль!
Шагаем на месте:
К нам Весна-Красна идёт!
Март с собой тепло несёт.
Там Апрель, а следом — Май.
Ты, смотри, не забывай!
Соединив ладони, имитируем «плавание»:
В гости Лето к нам пришло,
Солнце, Море принесло!
И снова загибаем пальцы:
Месяцы: Июнь, Июль,
И, конечно, Август!
Шагаем на месте:
Вот подкралась Осень к нам.
Мы ей тоже рады!
Загибаем пальцы, называя месяцы:
Тёплый Сентябрь, дождливый Октябрь,
За ними приходит холодный Ноябрь!
Весна
«Шагаем» пальчиками по столу:
Приходи весна скорей
Потираем ладошки друг о друга:
И теплом всех обогрей!
Расслабленными кистями рук делаем ритмичные движения вправо-влево:
Снег стряхни с озябшей крыши,
Стучим кулачками друг по другу:
Разбуди в берлоге мишку,
Убери с реки весь лёд,
Согнутые в локтях руки, разворачиваем ладонями вверх:
Чтобы каждый мог увидеть —
Снова «шагаем» по столу:
К нам Весна-красна идёт!
Весенний хор
«Колокольчик» — пальцы скрещены, ладони направлены вниз. Средний палец правой руки пропускаем вниз, чтобы можно было им шевелить:
Наступает новый день!
Начиная с мизинца поочерёдно прикасаемся всеми пальцами к большому, а потом в обратную сторону:
Чистят свои пёрышки,
Делаем движения кистями рук вверх-вниз:
Плещутся в водичке.
Делаем щепотку, «клюём зёрнышки» с руки:
А скворцы — удальцы,
Весь собрался птичий хор,
Старый ворон — дирижёр.
К нам пришёл весенний день!
Загибаем пальцы на каждую строчку:
Это — море света!
Это тысяча чудес!
В синем небе облака!
Пляж и быстрая река!
Это яркие цветы!
Это синь высоты!
Это в мире сто дорог
Для ребячьих резвых ног!
Сарафанчик
Поочерёдно соединяем пальцы рук с большим, начиная с мизинца:
Мама мне купила где-то
«Здороваемся» пальчиками, начиная с указательного:
Сарафанчик цвета лета!
Делаем круговые движения кистями рук:
Ведь на нём и там и тут
Собираем ладони в «цветок»:
Маки алые цветут.
«Идём» по поверхности стола:
В сарафанчике иду,
Улыбаюсь на ходу.
Сжимаем и разжимаем кулаки:
Для меня щебечет птичка,
Изображаем «чашечку» одной рукой, другой «берём» из неё:
Пахнет сладкая клубничка!
Руки вверх и в стороны:
Приход осени
Машем ручками, как будто прощаемся:
Осень с красным летом
«Рисуем» узоры на столе:
И со своим мольбертом
Рисуем в воздухе тучи:
Тарабаним пальчиками по ладони:
Наклоняем кисти рук вправо-влево:
Руки вытянуты вперёд, шевелим пальцами:
Пальчик правой руки превращаем в «кисточку», левая ладонь — «альбом»:
Соединяем большие пальцы рук, изображая «птицу»:
Проводила вдаль она
Представим, что держим в руках яблоки. Совершаем движения к себе и от себя:
С дерева стряхнула.
Интенсивно сжимаем, разжимаем кулаки:
Груши очень сладкие
Нам в горсти протянула.
Правой ладошкой проводим по левой, потом наоборот:
Сбросила с деревьев
Ритмичные движения кистями рук вправо-влево:
Дождик
Средним и указательным пальцами правой руки перебираем по левой ладони:
К нам явился утром
Дождик, а не солнышко.
Соединяем руки — ладони сначала раскрыты, потом закрываем их:
Сжимаем, разжимаем кулаки:
С нами оно было
Пальцами левой руки «бегаем» по правой ладони:
А теперь вот дождик
Руки согнуты в локтях, машем ими вправо-влево:
«Где ты раньше был?
Качаем сомкнутыми ладонями вправо-влево:
Или навестить нас
Ты совсем забыл?»
Соединяем ладошки и переворачиваем руки, чтобы сначала сверху была правая, потом левая рука:
«Нет,- ответил дождик, —
Скрещиваем кисти рук, пальцы растопырены — показываем «солнышко»:
Теперь моя смена.»
«Ясно! Будешь, значит, с нами.
«Зонтик» — рука зажата в кулак, указательный палец направлен вверх, кладём на него свободную ладонь:
И увидишь город
С яркими зонтами!»
Чудесный мост
Как-то Дедушка Мороз
Протягиваем ручки вперед, шевелим пальчиками:
Малышам подарки нёс.
Поднять руки вверх, опустить через стороны вниз:
В небо звёздное глядел
И дорогой песни пел.
Делаем «замок», наклоняем руки вправо-влево:
Видит: речка на пути,
Ни проехать, ни пройти.
Закрываем ладошками глаза, а потом дуем на ручки:
Дед Мороз глаза закрыл
И подул, что было сил,
Потряхивая ладошками, поднимаем руки вверх, затем опускаем:
Вихрем поднялись снежинки,
Закружились, как пушинки,
Поднимаем руки вверх, опускаем через стороны вниз:
И сейчас же над рекой
Вырос мостик ледяной.
Ставим руки на пояс, делаем наклоны головы в стороны:
Дед Мороз часы достал,
«Шагаем» по ладошке:
Новый год уже в пути!»
Складываем руки вместе, пальцы слегка согнуты:
И, касаясь шапкой звёзд,
Делаем открытый «замок», шевелим пальчиками:
Перешёл чудесный мост.
Скрещиваем запястья рук, имитируем полёт бабочки:
Словно бабочки, вокруг,
Энергично сжимаем и разжимаем кулаки:
Мир сверкает, будто льдинки,
Превращая в сказку луг!
В такт стихотворения хлопаем по воздуху, как по воде:
А на горке веселятся:
Всюду слышен громкий смех!
Правой ладошкой съезжаем вниз по левой, потом меняем руки:
Как же радостно кататься —
Санки вниз, и санки вверх!
Пальцем правой руки рисуем узоры на левой ладони, на второй строчке меняем руки:
Пусть зима подольше длиться —
На каток пойдём с утра,
Пусть мороз не очень злится,
Чтоб каталась детвора!
Правила
Правила проведения пальчиковой гимнастики
- Чтобы ребёнок не заскучал и не начал отвлекаться, гимнастику необходимо проводить в игровой форме и не более 8 минут.
- Для эффективного занятия нужно создать подходящую атмосферу: убрать из поля зрения малыша всё, что может его отвлечь.
- Зарядку лучше делать в рабочей зоне ребёнка, там, где он читает, пишет, занимается творчеством.
- Не стоит проводить занятия, если ребёнок приболел или чем-то расстроен.
- Гимнастика должна вызывать положительные эмоции, выполняться с желанием и удовольствием. Тогда она принесёт результат.
- В работу должны быть включены обе руки.
- Перед началом зарядки ребёнку необходимо кратко и доступно объяснить суть игры.
- Хвалите ребёнка, если у него хорошо получается и не обращайте внимания на ошибки, если малыш ошибается, укажите на это мягко, без упреков.