Пальчиковая гимнастика цель
Пальчиковая гимнастика
&Amp;nBSp; Пальчиковая гимнастика.
что же такое Пальчиковые игры? игра – один из лучших сПособов развития речи и мышления детей. она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восПриятие речи и Порождающим самостоятельную речевую деятельность. интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.
&Amp;nBSp; организованные игры, в том числе и Пальчиковые, соПровождаемые речью, Превращаются в своеобразные маленькие сПектакли. они так увлекают малышей и Приносят им столько Пользы! со слов взрослых дети могут многое заПомнить и восПроизвести, надо только несколько раз Повторить текст.
озорные стихи и считалочки Помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать Прекрасным средством начального эстетического восПитания.
главная цель Пальчиковых игр – Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что наПрямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, При Повторении стихотворных строк и одновременном движении Пальцами у малышей формируется Правильное звукоПроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется Память, сПособность согласовывать движения и речь. у детей, с которыми часто Проводили Пальчиковые игры, даже Почерк намного лучше, чем у других. уникальное сочетание добрых стихов и Простых массажных Приемов дает Поразительный эффект активного умственного и физического развития.
раз, два, три, четыре, Пять —
вышли в садик Погулять
ходим-ходим мы По лугу,
там цветы растут По кругу
леПесточков ровно Пять,
можно взять и Посчитать
&Amp;nBSp; 1–2 строчки – Пальцем одной руки считаем Пальцы на другой, слегка нажимая на Подушечки.
3–4 строчки – указательным Пальцем одной руки выПолняем круговые Поглаживания ладони другой.
5–6 строчки – считаем Пальцы в обратном Порядке, Поглаживая их.
затем читаем стихотворение снова и Повторяем все движения на другой руке.
ваши Пальчики встряхните,
сгибайте ваши Пальчики,
совсем как ушки зайчики
1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.
3–4 строчки – обе ладони с Пальцами, Прижатыми друг к другу, Приставляем к голове и сгибаем сомкнутые Пальцы несколько раз.
стихотворение и все движения можно Повторить
волк раскроет свою Пасть,
хочет зайчика украсть:
щелк да щелк, и снова щелк!
не Поймает зайца волк,
Пастью щёлкнет наПрасно —
заяц бегает Прекрасно!
1–4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках Прижимаем друг к другу, а Подушечку большого Пальца то Прижимаем к сомкнутым четырем Пальцам, то отПускаем, изображая волчью Пасть. щелкаем «Пастью» на обеих руках.
5–6 строчки – расслабляем Пальцы на обеих руках и «бежим» ими По столу, Прикасаясь к его Поверхности Подушечками
в домике сидит волчок,
он глядит на вас в глазок,
может дверку Приоткрыть
и за Пальчик укусить,
если больно, то немножко
разотри свои ладошки!
1–2 строчки – из обеих кистей рук делаем «Подзорную трубу» или «бинокль» и Приставляем к глазам.
3–4 строчки – из одной ладони делаем «волчью Пасть», как в Предыдущей игре, а Пальцы другой руки Подносим к «Пасти» и захватываем их ею, выПолняя Поглаживающие движения Подушечками.
5–6 строчки – легкими движениями растираем ладони одна о другую.
избушка на лужочке,
двери на замочке,
ключик быстро Подберем
и избушку отоПрем.
1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их Подушечками Пальцев и основаниями ладоней.
2 строчка – соединяем Пальцы в замок.
3–4 строчки – выПолняем вращение большими Пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.
5–6 строчки – размыкаем Пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.
крылья нашей мельницы
у ветерка как Пленницы —
как ветер Переменится,
так Повернется мельница.
1–4 строчки – Прижимаем друг к другу ладони и выПолняем растирающие вращательные движения. Пальцы При этом не соПрикасаются.
свои Пальчики в Перчатки.
раз, два, три, четыре, Пять —
надо всех Пересчитать.
десять Пальцев – как отряд,
и костюму каждый рад.
стать сильными стараются,
1–2 строчки – растоПыриваем Пальцы обеих рук (ладонями наружу).
3–4 строчки – Повторяем дважды и во время счета сгибаем Поочередно все Пальцы.
5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. действия выПолняем обеими руками одновременно.
После завтрака мы с вами
в лес Поедем за дровами.
быстро мы бревно осилим!
тоПором работать будем,
Привезем домой дрова,
сложим Посреди двора.
&Amp;nBSp; 1–2 строчки – сомкнутыми Пальцами обеих рук Поочередно Проводим По внутренней стороне ПредПлечий.
3–4 строчки – ставим на стол обе ладони ребром и «Пилим», совершая движения вПеред-назад.
5–6 строчки – кулаком или ребром ладони «рубим», Постукивая По столу.
7–8 строчки – выПолняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, ПриПоднимаем и снова оПускаем на стол, Поглаживая его ладонями.
скачет на коне егорка
то на горку, то Под горку,
раз, два, три, четыре, Пять —
весело ему скакать!
выезжает в чисто Поле —
есть где разгуляться вволю!
1–4 строчки – одну руку сжимаем в кулак, Пальцами другой «ПерестуПаем» По косточкам и ямкам между ними.
5–6 строчки – разжимаем руку и Пальцами другой руки круговыми движениями Поглаживаем ладонь. Повторяем все для другой руки.
Пляшут в кухне на стене
а у маши расшалились
быстро бегают они
По машиной ладошке.
1–2 строчки – Подушечками Пальцев обеих рук «бегаем» По столу или стене.
3–4 строчки – Пальцами одной руки «бегаем» По ладони другой.
5–6 строчки – Пальцами одной руки Поглаживаем ладонь другой.
Повторяем все действия для второй руки.
две ладошки – два домишки
там живут бродяги-мишки.
вот ПосПят они немножко
и Помчатся По дорожкам,
а дорожки – две руки,
ну-ка, мишкам Помоги:
их на санки Посади,
По дорожкам Прокати!
1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.
5–8 строчки – сомкнутыми Пальцами одной руки Поглаживаем внутреннюю сторону ПредПлечья от локтевого сустава до заПястья, затем делаем то же самое другой рукой.
игру можно Повторить несколько раз.
раскатились По дорожке
Птички весело клюют,
нам горошки не дают,
дайте мне горошинку!
я такой хорошенький!
1–2 строчки – Подушечками Пальцев обеих рук выПолняем легкие Постукивания По Поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.
3–4 строчки – Пальцы обеих рук собираем в щеПоть и «клюем» воображаемые горошинки.
5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вПеред и «Просим» горошинку.
6 строчка – обеими ладонями гладим себя По щекам или По голове.
в море лодочка Плыла,
в ней лиса веслом гребла.
теПерь на лавочке сидит,
на море в бинокль глядит.
1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.
2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных наПравлениях.
3–4 строчки – Поднимаем руки над головой и растоПыриваем Пальцы.
5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и Прикладываем к глазам, изображая бинокль.
девочки и мальчики!
расПравьте свои Пальчики!
в кулачок сожмите!
чтобы Правильно Писать,
надо ручкам отдыхать!
выПолняем все движения согласно тексту стихотворения. для занятий в детском саду можно менять текст 7 строки: «чтоб красиво рисовать» или «чтоб красиво вырезать».
ежик николка Под елку свалился,
ежик николка По травке катился,
брюшко решил он на солнце Погреть,
ну и конечно, слегка загореть.
солнышко скрылось, ежик замерз,
усПел загореть только маленький нос.
1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами Пястных костей и фаланг Пальцев совершаем Перекатывающие движения По столу.
3–4 строчки – разжимаем кулаки и Поглаживаем одной ладонью другую.
5–6 строчки – Пальцами рук Поочередно Прикасаемся к кончику носа.
Пошла гулять маринка
По узенькой троПинке.
у леса на лужочке
рвала она цветочки.
Пока домой бежала,
1–2 строчки – указательными и средними Пальцами обеих рук «ходим» По столу.
3–4 строчки – соединяем Подушечки Пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щеПоть.
5–6 строчки – раскрываем обе ладони и, Прикасаясь Подушечками Пальцев к Поверхности стола, «бежим» домой.
я маленькая хрюшка,
на солнце грею брюшко,
&Amp;nBSp; стали на макушке
&Amp;nBSp; глазки я закрыла,
&Amp;nBSp; Про Пятачок забыла:
&Amp;nBSp; на солнце загорел
&Amp;nBSp; и сильно Покраснел.
&Amp;nBSp; 1–2 строчки – Поглаживаем ладони обеих рук. &Amp;nBSp;
3–4 строчки – Прикладываем ладони с сомкнутыми Пальцами к голове и сгибаем-разгибаем Пальцы. &Amp;nBSp;
5–6 строчки – кончиками Пальцев круговыми движениями гладим закрытые глаза. &Amp;nBSp;
7–8 строчки – Пальцами рук Поочередно Прикасаемся к кончику носа. &Amp;nBSp;
в каждой из избушек &Amp;nBSp;
живут По Пять Подружек: &Amp;nBSp;
маня, настя и Полина, &Amp;nBSp;
катерна и марина, &Amp;nBSp;
соня, вера, зинаида, &Amp;nBSp;
василиса, стеПанида. &Amp;nBSp;
вместе Песенки Поют,
&Amp;nBSp; дружно, весело живут.
&Amp;nBSp; 1–2 строчки – делаем «домик», соединяя руки кончиками Пальцев и основаниями ладоней.
&Amp;nBSp; 3–6 строчки – называем ими Поглаживаем каждый Палец, совершая движения от основания к кончику.
&Amp;nBSp; 7–8 строчки – Поглаживаем и Потираем ладони одна о другую.
мастер шкафчик мастерил,
&Amp;nBSp; ровно досочки Пилил,
&Amp;nBSp; молотком По ним стучал,
&Amp;nBSp; точно гвозди забивал.
&Amp;nBSp; дверки сделал и замок,
&Amp;nBSp; ключик сделать он не смог.
1–2 строчки – ставим ладони ребром и «Пилим» По Поверхности стола, совершая движения вПеред-назад.
&Amp;nBSp; 3–4 строчки – сжимаем руки в кулаки и стучим По столу, «забивая гвозди».
&Amp;nBSp; 5 строчка – соединяем боковые Поверхности больших Пальцев, раскрываем и закрываем «дверки».
6 строчка – соединяем Пальцы обеих рук в замок.
&Amp;nBSp; игру можно Повторить несколько раз.
&Amp;nBSp; гладил ладошки
&Amp;nBSp; и у каждой руки
&Amp;nBSp; сосчитал бугорки:
&Amp;nBSp; раз, два, три, четыре, Пять.
&Amp;nBSp; будем на другой считать:
&Amp;nBSp; раз, два, три, четыре, Пять
&Amp;nBSp; начинай считать оПять.
1–4 строчки – указательным Пальцем одной руки круговыми движениями Поглаживаем ладонь другой руки.
5–6 строчки – обводим бугорки у основания каждого Пальца.
7–8 строчки – делаем то же самое для другой руки.
солнышко яркое в небе сияло,
&Amp;nBSp; лучами своими нас согревало,
&Amp;nBSp; тучки По небу быстро бежали,
&Amp;nBSp; лучики в тучках надолго застряли,
&Amp;nBSp; но Появился ветер могучий
&Amp;nBSp; и разогнал все мрачные тучи.
&Amp;nBSp; солнышко снова на небе сияет,
&Amp;nBSp; жаркие лучики нас согревают.
1–2 строчки – Поднимаем ладони над головой, растоПырив все Пальцы наПодобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук.
&Amp;nBSp; 3–4 строчки – соединяем Пальцы в замок и сцеПленными кистями рук выПолняем Перекатывающие движения.
&Amp;nBSp; 5–6 строчки – Поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вПраво-влево.
&Amp;nBSp; 7–8 строчки – снова Поднимаем руки вверх и расПравляем Пальцы-«лучи».
Поиграем с вами Просто:
&Amp;nBSp; строим домик для барбоса.
&Amp;nBSp; креПкий дом, теПлый дом,
&Amp;nBSp; будет жить барбосик в нем.
чтоб устроить там веселье,
всех зовет на новоселье.
&Amp;nBSp; 1–6 строчки – соединяем руки Подушечками Пальцев и основаниями ладоней. качаем «домик» вПеред-назад, вПраво-влево.
&Amp;nBSp; классные Портнихи!
&Amp;nBSp; могут все на свете сшить
&Amp;nBSp; и на Память Подарить.
1–4 строчки – раскрываем обе ладони и Поочередно Продеваем Пальцы одной руки между Пальцами другой.
два маленьких кузнечика
&Amp;nBSp; ПотоПали на речку.
&Amp;nBSp; воды они боялись
&Amp;nBSp; и в речке не куПались,
&Amp;nBSp; на скриПочках играли —
&Amp;nBSp; всех рыбок расПугали.
1–2 строчки – указательными и средними Пальцами обеих рук «шагаем» По столу.
&Amp;nBSp; 3–4 строчки – Поглаживаем ладонями Поверхность стола.
&Amp;nBSp; 5–6 строчки – Поочередно ребром одной ладони растираем боковую Поверхность указательного Пальца другой.
для девочки Полинки
&Amp;nBSp; выросла малинка.
&Amp;nBSp; собрала Полинка
&Amp;nBSp; ягодки в корзинку.
&Amp;nBSp; съела всю малинку
&Amp;nBSp; девочка Полинка.
1–6 строчки – собираем Пальцы обеих рук в щеПоть и «рвем ягодки» с Поверхности стола или стены. можно Подносить сомкнутые Пальцы ко рту, изображая, как Полинка ест малинку.
наши руки как цветочки,
Пальчики как леПесточки.
&Amp;nBSp; солнце ПросыПается —
&Amp;nBSp; цветочки раскрываются,
&Amp;nBSp; в темноте они оПять
&Amp;nBSp; будут очень креПко сПать.
1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим Поочередно каждым Пальцем-«леПестком».
&Amp;nBSp; 5–6 строчки – креПко сжимаем обе руки в кулаки.
&Amp;nBSp; игру можно Повторить несколько раз.
Игры с пальчиками — значение в развитии ребенка
Практически у каждого взрослого есть воспоминания из детства, в которых их мамы и бабушки играли с ними в «Ладушки» и «Сороку-ворону». Такие простые игры – это один из видов пальчиковой гимнастики.
На сегодняшний день существует огромное количество подобных упражнений. Родителям малыша и сотрудникам дошкольных учреждений точно понадобится описание таких игр, их значение и правильное выполнение.
История возникновения пальчиковых игр
Пальчиковые игры пришли к нам с давних времен, их «основателями» можно по праву считать наших славянских предков. У них был особенный подход к воспитанию детей, который очень отличается от современного.
Для тактильного контакта с малышом у них было выделено специальное слово – пестование. Оно подразумевало собой совмещение биологических ритмов детей с их родителями и землей. Такой контакт достигался после выполнения ряда специальных действий.
Для нас стишки с разминкой для пальцев рук вроде «сороки-белобоки» и «ладушек» — это просто способ завлечь ребенка.
Предки же делали такую пальчиковую гимнастику основываясь на знаниях акупунктуры, и использовали ее как один из основных способов полноценного развития ребенка.
Цель и задачи пальчиковых игр
Основные задачи и цели пальчиковой гимнастики – это развитие мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика рук у малыша – это залог правильного и полноценного развития, крепких мышц кисти и рук, способствование развитию речи.
Помимо всего прочего, в будущем ребенок будет крепко держать карандаши, ручки, фломастеры, а также будет иметь красивый, каллиграфичный почерк.
Пальчиковые игры сделают ребенка более подвижным и ловким, улучшат скорость реакции и координацию движений.
Виды игр разнятся в зависимости от возраста ребенка. Детки до 1 года еще не могут повторять сложные движения и стишки, для них основная гимнастика – это разминка пальчиков руками взрослого и поглаживания ладошек.
С детьми старше 3х лет разнообразие пальчиковой гимнастики становится гораздо больше, ведь в таком возрасте малыши могут не только повторить за вами необходимые движения, но и запоминать и рассказывать стихи, которые проговариваются во время занятий.
Значение пальчиковых игр
Значение и роль игр в жизни малыша сложно переоценить. Регулярные занятия способствуют развитию творческого потенциала, навыков коммуникации, эмоциональной стабильности, внимательности и усидчивости. Также, таких малышей проще и легче успокоить.
Развивающая гимнастика для пальчиков поможет отвлечь ребенка, успокоить, развеселить и сменить вид деятельности. Одно из самых важных значений такой гимнастики – она оказывает положительное влияние на развитие речи, воздействуя на речевые центры в головном мозге.
Это свойство стало известно во втором веке до нашей эры в Китае. Данная информация имеет научное подтверждение от института физиологического развития детей и подростков.
Основные принципы проведения пальчиковых игр
Все детки за редким исключением очень любят игры, их проведение основывается на том, что ребенок любит повторять все за взрослым. Малыш с интересом будет наблюдать за всем, что вы делаете, и попытается повторить то, что будет слышать во время таких игр.
При регулярных занятиях ребенок выучит все стишки наизусть, что безусловно натренирует, улучшит его память.
Чтобы занятия принесли максимум пользы следует соблюдать одно простое условие – это регулярность в их проведении. Сотрудники дошкольных учреждений должны играть с детками в пальчиковые игры каждый день, для этого достаточно пяти минут.
Во время занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не переключался на другую деятельность.
Помните, что нельзя силой заставлять либо принуждать ребенка выполнять упражнения, в противном случае, игры будут ассоциироваться с негативными эмоциями и плохими воспоминаниями, и он вовсе откажется играть в подобного рода игры.
Этапы разучивания игр
Для правильного выполнения пальчиковой гимнастики нужно соблюдать последовательность действий, чтобы процесс был максимально интересен и доступен для восприятия ребенка.
В первую очередь, взрослый должен показать игру на своем примере, посадив ребенка рядом. После этого нужно взять ручку ребенка, и помогая ему, показать игру еще раз, самому при этом проводя манипуляции с пальчиками.
Теперь можно перейти к следующему этапу, и вместе, одновременно сыграть в выбранную игру. При этом, взрослый должен четко проговаривать текст.
Далее, ребенок уже сам выполняет упражнение (если необходима помощь – вы ее оказываете), и произносите текст.
И последний этап, самый интересный для ребенка. Малыш сам делает пальчиковую гимнастику и проговаривает стишок, по необходимости вы подсказываете ребенку, и помогаете, если он запутался или сбился.
Примеры пальчиковых игр
Благодаря своему разнообразию популярность игр с пальчиками распространилась по территории всего мира.
В Китае и Японии пальчиковые игры практикуют в детских садах. Упражнения выполняются с помощью металлических, каменных и пластиковых шаров, а также грецких орехов.
Все современные методики развития ребенка так или иначе затрагивают детские руки, ведь они участвуют в формировании мыслей, развитии речевого аппарата и двигательной активности.
Для каждого возраста занятия гимнастикой для пальчиков индивидуально, ниже мы приведем несколько примеров самых популярных упражнений.
Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
Перед тем как выполнять регулярные пальчиковые упражнения логопеды предлагают следующие советы:
- Каждый день выделяйте несколько минут для легкого массажа рук малыша. Он заключается в поглаживании ладошек движениями вверх и вниз, и разминке пальчиков, аккуратно растирая их вдоль и поперек.
- Деткам до полугода рекомендуется самим сгибать и разгибать все пальчики по очереди (в более старшем возрасте детки самостоятельно выполнять такие движения). В игру нужно вовлечь все пальцы, сделав акцент на безымянных, и ладошку. Во время занятий не забывайте четко и понятно проговаривать простые стишки либо напевать песенку.
- Деткам старше 10 месяцев можно проводить игры посложнее, такие как разрывание листков бумаги на мелкие кусочки, катание шариков в ладошках и перебирание пальчиками круп. Также можно использовать пластилиновые фигурки разных цветов, форм и размеров. За одну процедуру желательно успеть чередовать такие процессы как сжатие, растяжение и расслабление.
- Делайте все упражнения медленно, чтобы малыш успел понять и запомнить.
- Не спешите показывать ребенку все и сразу. Начинайте с самых простых движений, и переходите к более сложным только тогда, когда первые будут доведены до автоматизма.
- Во время игры рассказывайте историю, малыш ее будет запоминать, а позже рассказывать вместе с вами.
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста
- Пальчиковая гимнастика с карандашом. Одна из основных проблем первоклассников – это правописание. Рука быстро устает, ручка неправильно лежит в руке, ребенок постоянно на что-то отвлекается. Это обусловлено слабым зрительным восприятием и неслаженной работой рук. В старших группах детских садов воспитатели в игровой форме учат детей правильно держать ручку, выводить буквы, и расслаблять кисти рук, прокручивая карандаш между двух ладошек как пропеллер, проговаривая при этом: «Отправляется в полет наш красивый вертолет»;
- Игра для пальчиков, которую каждый помнит из детства – «мы писали, мы писали, наши пальчики устали.»;
- Обводить фигуры и рисунки по пунктиру или просто обводить контуры предметов.
Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста
- Фонарики. Такая гимнастика основана на сложных движениях для мышц ребенка, она также сойдет для «разминки» мозга. Чтобы выполнить такое задание потребуется умение сосредотачиваться, и хорошая координация. Ребенок должен положить ручки на стол, ладошками вниз. Взрослый говорит – «фонарики зажигаются», и малыш должен открыть ладонь и растопырить пальцы. Вторая команда – «фонарики погасают», после этих слов ребенок соединяет пальцы;
- Здравствуйте пальчики, озорные мальчики. Упражнение позволит значительно улучшить координацию малыша, и выполнять задания, требующие повышенной внимательности. Пальчиковая игра довольна проста в исполнении – необходимо чтобы каждый палец по очереди «поздоровался» с большим, дотронувшись до него.
Это только малая часть пальчиковых игр. На просторах интернета можно найти самые разнообразные упражнения для деток любого возраста.
Помните, что такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики вашего ребенка, но и укрепляют защитные силы организма и иммунитет, активно воздействуя на акупунктурные точки.
Пальчиковая гимнастика для детей младших групп
Любовь Наумова
Пальчиковая гимнастика для детей младших групп
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся Вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.
Это я
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали, вытрем лоб!
(Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом)
Семья
(С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья
Гномики
Жили-были гномики (Указательным и большим пальцем показываем размер)
В расчудесном домике. (Ладони сложены в виде крыши)
Папа-гном дрова рубил, (Ребром кисти ударяем о ладонь)
Гном-сынок их в дом носил, (Хватательные движения руками)
Мама-гномик суп варила, (Кисти округлены, шарообразные движения)
Дочка-гном его солила, (Пальцы сложены в «щепотку»)
Гномик-бабушка вязала, (Имитируем вязание на спицах)
Гномик-тетушка стирала, (Потираем ладошки друг о друга)
Дед – окошко открывал,
Всех знакомых в гости звал! (Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)
Теремок
Стоит в поле теремок (Ладошки соединяем домиком)
Дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуты в «замок»)
Из трубы идет дымок (сомкнуть пальцы в колечки)
Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
Чтобы не забрался вор.
Тук-тук-тук (кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг! (руки развести в стороны)
Радуга
Посмотрите: радуга над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг,маховое движение)
Над деревьями, (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами, (Руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной, (Нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной. (Дотронуться до головы)
Зима
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз)
Улицы и крыши. (Руки «домиком»)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки)
Мы её не слышим… (Рука за ухом)
Новогодний праздник
— Здравствуй, Дедушка Мороз!(Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх)
— Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями)
Как на горке снег, снег.
Как на горке снег, снег (Встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой (Приседаем)
И на елке (Встаем, руки в стороны)
И под елкой Обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь (Пальчик к губам)
Тише, тише, не шуметь (Шепотом, поворачиваясь в разные стороны)
Игрушки
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»)
Пирамидку собираю (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку»)
На кроватке мы поспали, (Руки под щёку)
Вещи в уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи»)
Мы на посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой)
И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой)
Домашние животные
Вот, убрав царапки,
Кошка моет лапки. («Моем руки»)
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки)
Капустка
Мы капустку рубим-рубим, (Движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капустку солим-солим, (Поочередное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капустку трем-трем, (Потирать кулачок о кулачек)
Мы капустку жмём-жмём. (Сжимать и разжимать кулачки.)
Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика «Снежок» Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, Мы.
Пальчиковая гимнастика для детей первой младшей группы (сентябрь-ноябрь) Пальчиковая гимнастика для детей 1 младшей группы Сентябрь 1 неделя: «Утенок» 2 неделя: «Утенок», «Замочек» 3 неделя: «Замочек», «Пальчики».
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста Известно, что движения рук, в частности, упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи,.
Пальчиковая гимнастика для дошкольников Пальчиковая гимнастика для дошкольников. [/b] Мозгарева О. А., воспитатель МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе ЦЕЛЬ:• развитие речи детей,.
Пальчиковая гимнастика для малышей. Пальчиковая гимнастика для малышей. Пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста. Выполняя пальчиками различные упражнения,.
Пальчиковая гимнастика для малышей, как способ развития мелкой моторики и укрепления здоровья детей Данное направление выбрано мною не случайно, т. к. считаю важным уделять большое внимание пальчиковым играм в различных видах деятельности.
Пальчиковая гимнастика «Весна-красна!» Солнышко Есть у солнышка лучи – И ясны, и горячи. Тянутся они от солнца Прямо к нашему оконцу. Первый лучик дарит свет, А второй – весны.
Подвижные игры и пальчиковая гимнастика За ягодами Раз два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здорова- ются», начиная с больших. В лес пойдем мы погулять. Обе руки «идут».
Пальчиковые игры (Методическое пособие)
Рекомендовано Экспертным Советом Областного Института повышения квалификации педагогических кадров (протокол заседания областного Экспертного Совета от 12 марта 2010 г.).
КГКП № 4 «Березка»
Рецензент: Д., методист ИПКПК
Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи.
Пособие предлагает методические рекомендации и конспекты с использованием нетрадиционных способов развития мелкой моторики рук.
Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Используя в работе методические пособия «Развитие мелкой моторики», которые являются синтезом поэтического слова и движения. Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.
Данное методическое пособие реализуется через социальные занятия. Входящие в вариативную часть базисного плана. Предлагается, что закрепление знаний полученных на занятии будет происходить через дидактические игры, игровые упражнения, ситуации, в уголке пальчиковых игр, индивидуальная работа, на прогулке. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышления, внимания, воображения, — а так же готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Цель: Развитие тонких движений пальцев рук.
1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.
3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.
4.Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.
5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
1.Совершенствование развития мелкой моторики рук. 2.Эмоциональное развитие ребенка. 3.Совершенствование творческих способностей. 4.Совершенствование познавательных способностей.
Принцип построения программы:
— Общекультурная: формирование у детей общей культуры через мировую и национальную культуру.
— Целостность и непрерывность: педагогического процесса воспитания и обучения от младенчества до поступления в школу.
— Системность и последовательность: материала усложнения от возраста к возрасту, от простого к сложному.
— Интегрированный подход: тесная связь с изодеятельностью, игрой, художественной литературой, развитием речи, сенсорно-математическим представлением, физической культурой.
— Игровой принцип: принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, все занятия построены на играх.
Перспективный план, задачи пальчиковых игр в 1-й младшей группе
Задачи: 1-й младшей группы.
1.Учить детей простым упражнениям пальчиковых игр.
2.Развивать мелкую моторику рук в игре с предметами. 3.Стимулировать развитие чувственного восприятия, развивать подвижность пальцев. 4.Учить детей учитывать сенсорные свойства предмета в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, изобразительной, конструктивной.
KidMinds
Мир глазами детей
Пальчиковые игры для детей – эффективный способ развития мелкой моторики
Всем привет! Сегодня можно найти очень много всяких упражнений для детей. Но все пальчиковые игры представлены хаотично и разбросаны по разным сайтам. Много лишнего и не удобного. И в итоге, когда хочешь позаниматься с ребенком, в голове каша. Что делать и с чего начать?
Постараюсь структурировать все занятия. Сохраняйте и распечатывайте, точно пригодится!
В прошлый раз мы рассмотрели . А сейчас хочу поговорить в деталях о главном способе развития мелкой моторики для самых маленьких. Погнали!
Пальчиковая гимнастика
На это вам понадобится всего несколько минут в день. Если нет возможности ежедневно проводить специальные игры, то уделите хотя бы 2 минуты в день на следующие упражнения:
1. Разогреть ладошки – потереть их друг о друга;
2. Сжать пальцы в кулак, затем резко разжать (повторить несколько раз);
3. Соединить ладони, держа руки вертикально, наклонять поочередно в стороны.
4. Скрестить между собой указательный и средний пальцы; мизинец и безымянный. Сначала на одной руке, а затем на двух одновременно.
5. Складывать пальцы в «замок», раскрывать «замок», меняя верхний палец и положения других пальце в «воротцах» и т. д.
Идем «от простого к сложному», в зависимости от того что уже умеет ваш ребенок. Например, если он еще не может соединять ладони, не надо учить складывать пальцы в «замок».
Пальчиковые игры для малышей
Если простыми словами, то это эмоциональная инсценировка сказок при помощи пальцев.
Достаточно много придумано рифмованных историй специально для пальчиковых игр, ниже приведу несколько интересных примеров. А если приложить фантазию, то можно придумать свою, например, по любимой книжке (рассказа) малыша.
Очень интересным для детей будет теневой театр. Можно с помощью рук (тень от рук) изображать различные фигуры: зайчик, собака, дерево, идет коза рогатая, птицы и другие. Когда ребенок сможет сам показывать фигуры объедините их общим сюжетом и добавьте музыку.
Цель пальчиковых игр
Все игры по-разному действуют на ребенка. Одни готовят к счёту, другие ориентированы на изучение таких понятий, как выше и ниже, сверху и снизу, направо и налево.
Совместные игры (взаимодействие с руками другого человека) – формируют чувство уверенности.
Но однозначно, все игры оказывают следующее действия:
- способствуют развитию речи, учат понимать смысл слов;
- успокаивают и дают положительные эмоции (акцент на телесные ощущения);
- развивают память и воображение (последовательность движений и положение пальцев);
- концентрируют внимание на одной задаче, учат подражанию;
- развивают гибкость и ловкость рук (полезно для письма).
Пальчиковые игры для дошкольников – лайфхаки
1. Покажите ребенку, что вам это интересно, выучите текст ;
2. Предварительно покажите все жесты и комбинации пальцев, расскажите об игре;
3. Начните с пальчиковой гимнастики, разогрейте ладони ребенка;
4. Упражнения выполняйте медленно, начните с одной руки, потом другой и только потом двумя одновременно;
5. Для большего эффекта в играх надо сочетать сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а также использовались движения каждого пальца в отдельности.
6. Каждую игру проводите регулярно в течение дня 2–3 раза. Для малышей 3-5 минут, для детей постарше до 10–15 минут в день.
7. Проверяйте, чтобы ребёнок правильно все делал, и вовремя корректируйте его движения.
8. Начните с двух упражнения, а затем добавляйте новые. В дальнейшем дети начинают сами проговаривать текст (особенно начало или конец фраз).
Картотека пальчиковых игр
Сделала маленькую книжечку с играми. Можно распечатать и взять с собой в дорогу. Посмотреть описание можно здесь. Или сразу скачать:
Здесь, конечно, представлены не все возможные игры. Но они собраны по принципу: интересно детям и легко запоминаются.
Распечатайте себе, чтобы не вспоминать в нужный момент.
Пальчиковые игры на тему лето
Хоть за окном ноябрь, но в сердцах всегда лето!
пальчиковая игра солнышко
Солнышко, солнышко погуляй у речки – (шевелят пальцами обеих рук);
Солнышко, солнышко, разбросай колечки – (быстро сжимают и разжимают кулаки);
Мы колечки соберем, золоченые возьмем – (делают хватательные движения щепотью);
Покатаем, поваляем – (круговыми движениями трут ладонь о ладонь);
И назад тебе вернем – (поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
пальчиковая игра дождик
Капли первые упали – (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу);
Пауков перепугали – (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки);
Дождик застучал сильней – (постучать по столу всеми пальцами обеих рук);
Птички скрылись средь ветвей – (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе);
Дождь полил как из ведра – (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук);
Разбежалась детвора – (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони);
В небе молния сверкает – (нарисуйте пальцем в воздухе молнию);
Гром все небо разрывает – (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши);
А потом из тучи солнце – (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами);
Вновь посмотрит нам в оконце!
пальчиковая игра цветок
Наши нежные цветки распускают лепестки – (поднять кисти рук вверх с опорой на локти, пальчики собраны в щепоть, раскрыть пальчики); Ветерок чуть дышит, лепестки колышет – (плавное раскачивание раскрытых пальчиков влево-вправо);
Наши алые цветки закрывают лепестки – (собрать пальчики обеих рук в щепоть);
Тихо засыпают, головой качают – (плавное раскачивание пальчиков, собранных в щепоть, влево-вправо).
пальчиковая игра радуга
Над полями, над лугами, над бескрайними снегами (руки вверх и в стороны)
Радуга ясная раскинулась, прекрасная (пальчика все растопырить в стороны и описать дугу, сначала каждый пальчик гладим, потом загибаем пальцы по одному)
Вот и красный чудо-цвет, он как помидор одет.
Жарких стран он чудо сын, оранжевый наш апельсин.
Самый яркий — желтый цвет, это солнышка привет.
А зеленый — цвет травы, лягушки, огурца, листвы.
Манит в небо голубой, и зовёт морской волной,
Синий цвет как василек – лета жаркого цветок,
Фиолетовый красивый, он как баклажан и слива!
Вот все радуги цвета, вот какая красота! (хлопаем в ладошки)
Пальчиковые игры про животных
Дети очень любят животных, поэтому игры на эту тему подойдут всем малышам.
пальчиковая игра сорока белобока
Сорока-белобока кашку варила, деток кормила (берем в руки ладошку ребенка и начинаем говорить стихи, щекочим ладошку ребенка);
Этому дала, (загибаем мизинчик ребенка);
этому дала, (загибаем безымянный пальчик);
этому дала, (загибаем средний пальчик);
этому дала, (загибаем указательный пальчик);
а этому не дала: (шевелим большой пальчик);
ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим! (можно слегка пощекотать ребенка).
пальчиковая игра утята
(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
Первый, второй – шли утята. Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый. Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал, а восьмой уже устал.
А девятый всех догнал, а десятый испугался.
Громко-громко запищал: Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!
пальчиковая игра рыбка
Рыбка плавает в водице – (две ладошки вместе изображают плавательные движения);
Рыбке весело играть – (хлопают в ладоши);
Рыбка, рыбка, озорница. Мы хотим тебя поймать – (ладони поочередно сжимаются в кулак);
Рыбка спинку изогнула – (плавное движение каждой ладонью);
Крошку хлебную взяла – (хватательные движения “щепоткой”);
Рыбка хвостиком вильнула, быстро-быстро уплыла. – (плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками).
пальчиковая игра насекомые
Жук жужжит – (дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая);
Звенит комар, ищет бабочка нектар,
Муравей несет травинку, а паук сплел паутинку – (пальцы правой руки сжимают в кулак).
Стрекоза вокруг летает – (делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки).
Насекомых всех хватает. Разлетайтесь, разбегайтесь,
В лапки ей не попадайтесь! – (резко разжимают кулак).
пальчиковая игра колобок
Колобок – румяный бок – (левая кисть лежит на столе ладонью вверх);
Укатился за порог! – (правой раскрытой ладонью круговыми движениями, как катаем пластилиновый шарик, водим поверх левой ладошки);
Скок-по-скок, скок-по-скок. Укатился за порог! – (правую ладонь сжать в кулачок, и послогово с небольшим надавливанием “пройтись” кулачком, как молоточком, по подушечкам пальцев левой руки. На шестой слог – кулачком “стукнуть” в середину ладони, и закончить круговыми движениями);
Покатился Колобок по тропинке во лесок! – (поменять руки и выполнять движения из предыдущей части);
Скок-по-скок, скок-по-скок, по тропинке во лесок!
Повстречал в лесу зайчонка – (двумя пальчиками каждой руки изображаем “ушки” зайчика, слегка сгибая и разгибая. Указательный и средний подняты вверх, остальные прижаты к ладони);
И зубастого волчонка – (“устрашающе” сжимаем и разжимаем все пальцы на двух руках);
Мишку косолапого – (кулачки сжать и послогово “потопать” по столу);
А лисичка Колобка хвать! Взяла и сцапала! – (пальцы обеих рук быстро соединить в замок).
пальчиковая игра ежик
Ходит-бродит вдоль дорожек – (пальчиками «ходим» по столу);
Весь в иголках серый ежик – (ладошки вместе, пальчики выпрямили – показываем ежика).
Чтобы волк не уволок, превратился еж в клубок. (делаем закрытый «замок»).
пальчиковая игра бабочка
(Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы. Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки):
Ах, красавица какая – эта бабочка большая!
Над цветами полетала, и мгновенно вдруг пропала.
пальчиковая игра паучок ходил по ветке
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил – (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение);
Паучков на землю смыл – (хлопок ладонями по столу/коленям);
Солнце стало пригревать – (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками);
Паучок ползет опять – (действия аналогичны первоначальным);
А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке – (“паучки” ползают на голове).
Резюме:
Не буду повторять о пользе пальчиковых игр, все описано выше. Скажу, только, что на все это вам понадобится от 2-х до 10-ти минут в день. Сохраните и распечатайте игры, которые особенно понравились. И вы легко найдете время, когда ими воспользоваться.
Думаю, всем будет интересно, какие еще есть простые и интересные пальчиковые игры. Пишите в комментариях свои самые любимые.
Удачного дня! И не забудьте подписаться на новые статьи, в планах много интересного! Например,