Бодрящая гимнастика после сна: польза и особенности проведения
Сон в режиме растущего и развивающего детского организма очень важен. От того, как проснется ребенок, зависит его настроение, состояние здоровья и каким будет его оставшийся день. Еще в Древней Греции знали, что гимнастика после дневного сна или ночного приносит пользу как взрослому, так и ребенку. В Индии и Китае несколько веков назад зарядку стали применять в качестве лечения. Современные медики также считают, что комплекс занятий благоприятно воздействует на организм.
Гимнастический комплекс после пробуждения
Во многих дошкольных учреждениях разработаны целые программы ФГОС, которые помогают детям легче просыпаться и чувствовать себя бодро, комфортно. Каждую из методик родители могут легко применять и в домашних условиях, главное, проводить зарядку в веселой игровой форме, чтобы она ребенку доставляла удовольствие и радость.
Можно проводить упражнения в кровати после сна, начиная разминку с легких движений и постепенно наращивая темп:
Постепенно пробуждение. Включить приглушенную музыку, а на протяжении зарядки громкость увеличивать. Шторы на окне в спальне раздвинуть, откинуть одеяло. Родитель делает легкий массаж ладошек и ступней своему любимому малышу, а уже после переходит к простым упражнениям.
Разминка. Начинать лучше с подтягиваний, после чего ребенка просят поднять ручки, а далее и ножки. Попросить представить, что он едет на велосипеде или выгибается как кошечка. После этого можно подниматься и уже стоя продолжать тренировку.
Игровая разминка и самомассаж. Если заранее проветрить комнату, то зарядку можно совместить с закаливанием. Начинать нужно с ходьбы: на носочках, пяточках, высоко поднимая колени, приседая, перекатываясь с пальчиков на всю стопу. Далее малыша просят представить, что он движется как лыжник и обязательно следить, чтобы осанка была правильной. Впоследствии выполнять другие упражнения, постепенно увеличивая нагрузку.
Достаточно потратить всего лишь 10-15 минут, и пробуждение будет уже не таким тяжелым.
Назначение
Легкая зарядка после пробуждения состоит из нескольких простых упражнений, которые позволяют человеку постепенно перейти от состояния спокойствия к бодрствованию. Цель их проведения заключается в следующем:
поднять тонус мышц;
улучшить настроение;
провести профилактику респираторных болезней;
укрепить дыхательную систему;
предотвратить развитие плоскостопия и сколиоза;
воспитать у ребенка привычку разминать тело после продолжительного отдыха.
Чтобы реализовать задачи, воспитатели детских садов подбирают уникальный комплекс гимнастики после сна, благодаря которому удается добиться таких результатов:
Активировать нервную системы, благодаря чему предотвращается раздражительность, уходит тревога, которая часто возникает после пробуждения.
Улучшить работу почти всех систем организма.
Создать позитивную атмосферу между детьми.
Картотека педиатра рассказывает, что физкультура после пробуждения положительно влияет на здоровье и настроение детишек любого возраста.
Гимнастика после ночного и дневного сна: отличительные особенности
Отличительных особенностей между упражнениями после сна в ночное время и дневное нет. Разминка начинается с легких подтягиваний, а после постепенно переходит к более интенсивным действиям. Длительность утренней зарядки может быть около 10-15 минут, а вот после дневного отдыха время разрешается увеличить до получаса.
Существует много различных комплексов, поэтому каждому ребенку можно подобрать тот, который идеально подойдет для его возраста, будь ему 2-3 года или больше.
Условия для проведения
Бодрящая гимнастика после ночного сна или дневного помогает организму легче перенести пробуждение. Проводят ее с детьми, как дома, так и в ДОУ.
Перед тем как приступить к зарядке, необходимо подготовить помещение:
распахнуть шторы, позволив дневному свету беспрепятственно поступать в комнату;
открыть форточку;
поставить тихую мелодию;
освободить пространство для проведения упражнений;
приготовить необходимые атрибуты.
Выполнять первые упражнения надо без рывков, медленно, постепенно увеличивая нагрузку.
Зарядка для детей
Физические нагрузки важны не только для взрослого человека, но и ребенка, начиная с раннего возраста. Малыши очень быстро растут, поэтому за короткий промежуток времени должны усвоить многое, а для этого им потребуется крепкое здоровье и силы. Закаленный малыш редко болеет, активный и любознательный, охотно идет на контакт со сверстниками.
Хорошо подобранный комплекс помогает развивать следующие качества:
У детишек, выполняющих регулярно разминку, течение болезней легкое, поэтому не доставляет ни им, ни родителям серьезных хлопот.
Корригирующая или оздоровительная гимнастика после сна можно проводиться как дома, так и в дошкольном учреждении. Для этого не потребуется никаких дополнительных навыков и умений. На плеер необходимо записать детскую музыку, подготовить коврик, выучить несколько упражнений и стишков к ним. Можно воспользоваться массажным пледом, палкой, обручем, мячиком и скакалкой.
Примерные комплексы для дошкольников разного возраста
Зарядка в младшей группе должна быть как можно проще. Воспитатель объясняет, как выполнять разминку и помогает, если потребуется, чтобы ребята все делали правильно. В комплексы включают пальчиковые и дыхательные упражнения, движения на растягивание, ходьбу по массажной дорожке, гимнастику для профилактики осанки.
Изначально все действия выполняются в постели, а после в проветриваемом помещении. Лежа на кровати можно читать детские стихи и совершать такие манипуляции:
Колобок. Ребенок лежит на спине, ручки расставив в стороны. После группируется, прижимая колени к груди и обнимая их ладошками. Затем надо снова вернуться в исходное положение.
Велосипед. Это известное упражнение, полезное и взрослым, и детям. Малыш представляет, что крутит педали, вращая ножками в воздухе.
Кошка. Встать на четвереньки и выгибать спинку, опуская вниз или округляя.
После этого нужно перейти в проветриваемое помещение, где походить на носочках, потом пробежаться и снова пройтись.
А далее выполнить комплекс, помогающий сохранить правильную осанку:
Журавль. Стоя на ногах, руки за головой, поднять одну ножку и подержать ее на весу. После так же проделать с другой конечностью.
Солнышко. Стоя прямо, подняться на носочки, и потянуться как можно выше ручками, как будто дотягиваясь ими до неба.
Для средней группы зарядка может быть чуть сложнее, ведь простой комплекс будет им уже не интересен. Детишкам такого возраста нравятся движения, которые имитируют животное или предмет:
Рак. Проползти пару шагов вперед на четвереньках, а после назад.
Мостик. Сидя на полу, руки сзади, чуть приподнять таз, вернуть назад.
Машина. Пробежаться по комнате, руками имитировать вращение руля.
Самолет. Побегать по залу, расставив руки и махая им как крыльями.
Детишкам из старшей группы подбирают комплекс, в котором будут упражнения для профилактики плоскостопия, когда ребенок ходит на носочках, пяточках, на внутренней и внешней стороне стопы. Зарядка для формирования правильной осанки. Также можно использовать тренажеры: шведскую стенку, канат, обруч и другие.
Упражнения для школьников
Детям школьного возраста очень нужно правильно подобрать комплекс, так как их организм растет, и они проводят много времени сидя. Посильная постоянная физическая нагрузка поможет предотвратить проблемы со здоровьем, избежать дискомфорта в спине и формирования неправильной осанки. Утренняя зарядка для школьников предполагает выполнение таких упражнений:
подтягивание в кровати;
ходьба на месте;
вращение головой и плечами;
наклоны в стороны;
приседания;
отжимания;
велосипед;
полумостик;
полушпагат.
Каждое из упражнений выполнить по 10 раз. Ежедневная зарядка поможет подростку получить заряд бодрости на целый день.
Организация гимнастики в детских учреждениях
Каждый второй родитель и воспитатель не раз замечал, что после сна ребенок капризничает, не хочет общаться с окружающими. А дело в том, что его пробуждение было не комфортным. Избежать таких проблем помогает бодрящая зарядка, позволяющая корригировать настроение, укрепить здоровье и предотвратить развитие плоскостопия.
Гимнастика после дневного отдыха считается закаливающей процедурой, которую проводят в проветриваемом помещении в пределах 15 минут.
В детских учреждениях воспитатели знают, как разбудить детей, чтобы они чувствовали себя комфортно. Пробуждение должно осуществляться под тихую спокойную мелодию. Далее в постели ребенок потягивается. После выполняет дыхательную зарядку и переходит к более сложным упражнениям, которые тонизируют мышцы.
В процессе проведения гимнастики в ДОУ применяются игровые формы: стихи, потешки, считалочки, песенки. Принято также использовать различные тренажеры и атрибуты: игрушки, кубики, скамейки, обручи, скакалки, стульчики, флажки и так далее. Все это поможет организовать веселое и полезное занятие.
Зарядка для взрослых по методике Бубновского
Этот комплекс станет прекрасным подспорьем для тех, кто проводит большую часть времени в сидячем положении. Подобная зарядка полезна для тех, кому прописан постельный режим, а также, если пожилой человек из-за своих заболеваний не может долго ходить, а ему просто необходимо тонизировать свою мышечную ткань. В систему Бубновского входят такие упражнения:
Стать на четвереньки и расслабить мышцы спины.
Оставаясь в том же положении медленно, без рывков, выгибать на вдохе и прогибать на выдохе спину.
Следующий этап − это растягивающий шаг. Надо попеременно садиться на ногу, при этом одна конечность вытянута вперед, а другая назад, левая рука перед собой.
Прокачка выполняется, стоя на коленях и руках. Туловище вытянуть вперед, упор сохранить, поясницу ни в коем случае не прогибать.
Растяжку выполнять, как и предыдущее упражнение, только на выдохе нужно выгибаться, сгибая руки в локтях. При этом тело наклонять ближе к полу, на вдохе выпрямиться и таз опустить на пятки.
Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки под головой, подбородок прижат к груди. На выдохе тело сгибают, стараясь коснуться локтями коленной чашечки.
Оставаясь в том же положении, верхние конечности расположить вдоль туловища, нижние так же согнуты, приподнимать таз как можно выше.
Польза закаливающих процедур
Маленькие дети часто болеют респираторными заболеваниями, и все потому, что их иммунная система еще не до конца сформирована. Чтобы защитить ребенка от болезней педиатры рекомендуют проводить закаливание, которое положительно воздействует на малыша:
нормализует давление;
налаживает кровообращение;
увеличивает жизненную емкость легких;
помогает костям и мышцам правильно развиваться;
улучшает состояние кожи;
помогает стимулировать иммунитет, чтобы он был стойким к болезнетворным микроорганизмам;
развивает устойчивость к стрессам.
Значение закаливания и зарядки для ребенка в первый год жизни и в последующее время велико. Эти мероприятия позволят малышу с раннего детства расти здоровым и крепким карапузом, которому даже кроватка не помешает делать зарядку сразу после пробуждения. Каждая женщина должна следить за своей семьей и регулярно всем вместе проводить процедуры дома.
Гимнастика после сна в детском саду: теория и практика
Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.
Цели, задачи и приёмы
Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.
Целями проведения таких занятий является:
подъём мышечного тонуса;
улучшение настроения;
профилактика простудных заболеваний;
укрепление дыхательного аппарата;
предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
воспитание привычки разминать тело после пробуждения.
От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение , но и эмоциональная атмосфера всей группы
Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:
приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
создание позитивной атмосферы в группе.
Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.
Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.
Гимнастику после пробуждения стоит делать под музыку
Подробнее о гимнастике после сна в подготовительной группе можно узнать из нашей статьи — Проводим гимнастику после сна в подготовительной группе детского сада.
Виды гимнастики, или немного о терминах
Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.
Это интересно. Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo — выпрямляю, исправляю) — это вид лечебной гимнастики — специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.
Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая — это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:
коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
закаливание (если не считать прогулки, то закаливание — удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).
Это интересно. Профилактическая гимнастика иногда называется бодрящей.
Типы упражнений
Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:
упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
дыхательная гимнастика.
Правила проведения бодрящей гимнастики
Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:
Температура воздуха в спальне не должна быть ниже +16/+18 градусов.
Выбирать комплекс упражнений нужно с учётом занятий, которые были до сна. Например, перед обедом у малышей была сюжетная игра, значит, после сна можно больше внимания уделить блоку с приседаниями, пробежками, а также поворотам тела.
Для тех карапузов, которые просыпаются раньше, неплохо было бы подготовить 1–2 комплекса упражнений, например, «ленивого» вида.
Деток, которые просыпаются раньше, нужно занять упражнениями, чтобы они не разбудили тех, кто ещё спит
Методика проведения
Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.
Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей
Таблица: картотека упражнений после сна
Дата
Название упражнения
Описание
Сентябрь
Гимнастика в кровати
«Велосипед»
И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз)
«Котёнок»
И. п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котёнок встаёт на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз).
«Массаж рук»
И. п. : сидя, скрестив ноги. Моем кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палец (6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза
Я прошу подняться вас — это раз, Повернулась голова — это два. Руки вниз, вперёд смотри — это три. Руки в стороны — четыре, С силой их к плечам прижать — пять. Всем ребятам тихо сесть — это шесть.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Рычание»
Долго рычать на выдохе, оскалив зубы, согнув напряжённые пальцы рук, как когти.
«Сердитый пёс»
Резкий вдох ртом, произнося «р-р… », с одновременным резким ударом рук внахлёст по спине (стоя, с наклонами). Такой же выдох через нос.
Октябрь
Гимнастика в кровати
«Потягушки»
И. п. : лёжа на спине. Тянемся пяточками вперёд и двумя руками вверх (6 раз).
«Чебурашка»
И. п. : сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз).
«Буратино»
И. п. : сидя на коленях, Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик»( 6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения, повторяют 3–4 раза.
Скачут, скачут в лесочке, Зайцы — серые клубочки, Прыг — скок, прыг — скок. Встал зайчонок на пенёк, Всех построил по порядку, Стал показывать зарядку. Раз — шагают все на месте. Два — руками машут вместе. Три — присели, дружно встали. На четыре потянулись. Пять — прогнулись и нагнулись. Шесть все встали снова в ряд, Зашагали как отряд.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Перочинный ножик»
И. п. : лёжа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносится на выдохе «Ха! ». Повторить 3–4 раза.
«Насос»
И. п. — стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6–8 раз.
«Кто лучше надует игрушку?»
Вдох носом (1- 4, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1–8).
Апрель
Гимнастика в кровати
«Восхищение»
И. п. : лёжа на спине. Поглаживание в области грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».( 6 раз) .
«Потягивание»
И. п. : лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперёд, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперёд, левую руку вверх, вдоль туловища (6 раз) .
«Тестомес»
И. п. : сидя по-турецки. Ребёнок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. (6 раз)
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5–6 раз
Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног) Притаился — мышку ждёт. (приседания, руки к коленям) Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся) И к коту не подойдёт (руки в стороны).
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Носик гуляет»
Вдох и выдох через нос. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик балуется»
При вдохе надавливать на крылья носа (мешать вдыхать). Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик нюхает приятные запахи»
Поочерёдно закрывать пальцами ноздри и делать глубокий вдох. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик поёт песенку»
На выдохе постукивать по крыльям носа и говорить ба, бо, бу. Выполнить 10 – 20 раз.
Этот комплекс можно назвать универсальным, так как, он направлен на профилактику проблем со здоровьем. Что же касается возрастных особенностей, то различия будут в кратности выполнения и количестве упражнений. Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.
Наглядность для проведения гимнастики
Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:
Лидирующие позиции остаются за игрушкой. Дело в том, что дети воспринимаю её как друга, товарища, а значит, более охотно выполняют поставленную задачу. Для младших групп такой персонаж выполняет функцию ролевой модели, а для старших — младшего товарища, которому требуется помощь друзей постарше.
Если есть возможность продемонстрировать малышам слайды, например, с тем героем, который пришёл их сегодня будить, то такой переход к бодрствованию будет лёгким и здоровым.
Массажный коврик также может быть обыгран в качестве средства наглядности: например, если он — лесная тропинка или мостик через речку
Видео: гимнастика после пробуждения (средняя группа)
Схема анализа гимнастики после сна
Чтобы понять, эффективно ли проведение упражнений после сна в конкретной группе детского сада, нужно оценить каждый из этапов её проведения по схеме. Для начала нужно указать:
название дошкольного учреждения и группы;
имя педагога;
дату проведения;
возраст детишек;
количество малышей в группе.
Таблица: образец схемы анализа
№ п/п
Этап гимнастики
Перечень и описание упражнений
Временные рамки
Вывод (цели достигнуты или нет)
Примечания
1
Начало подъёма, туалет
3 минуты
2
Упражнения в постели
3
Упражнения на коврике
4 минуты
4
Дыхательные упражнения
3 минуты
Гимнастика после сна для детей очень важна. Ведь с её помощью малыши не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своём здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребёнка — одна из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Корригирующая гимнастика после дневного сна
Корригирующая гимнастика после дневного сна.
Упражнения в кроватке:
1.«Потягушки» — И. п.: лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу»
2.«Котёнок» — И. п.: лёжа в позе спящей кошечки, «клубочек». Котенок встает на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (3 раза).
3.«Потягивание» — И. п.: лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (5раз).
3. Массаж шеи. И. п. — сидя по-турецки.
Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.
Представив, что у него красивая лебединая шея, любуется ею, как будто она отражается в зеркале.
4.«Змея» — И. п.: лёжа на животе, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево – вправо и издавать звук «Ш…Ш…Ш…» (4 раз).
5. Массаж живота. И. п. — лежа на животе. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.
6. Точечный массаж с дыхательной гимнастикой ;
«Греем наши ручки» Соединить ладони и потереть ими до нагрева
«Проверяем носик» Нажимать указательным пальцем точку под носом
«Лепим ушки» Указательным и большим пальцем «лепим» ушки
«Правая ноздря, левая ноздря» Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем
«Сдуваем листик» Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот
«Греем наши ручки» Соединить ладони и потереть ими до нагрева
«Проверяем кончик носа» Слегка подергать кончик носа
«Примазываем ушки, чтоб не отклеились» Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами
«Как мычит теленок» Сделаем вдох и на выдохе произносить звук м-м-м, при этом постукивая пальцами по крыльям носа
«Сдуем снежинку с ладони» Вдох через нос, выдох через рот
«Моем руки» Движения кистями, как при мытье рук
«Шагаем по пальчикам» Указательным и большим пальцами надавливаем на каждый ноготь другой руки
«Лебединая шея» Легко поглаживаем от грудного отдела до подбородка
«Крепко спим» Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот
«Мы проснулись» Несколько раз зевнуть и потянуться.
7.«Велосипед» — И. п.: лёжа на спине, крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж»(3-4 раза)
8.«Месим тесто» — И. п.: сидя «по-турецки». Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения при замешивании теста. (3-4 раза)
9.«Часы» — И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо – влево.
10. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».
11.«Покачай малышку» — И. п.: сидя. Ребенок прижимает к груди стопу ноги, укачивает «малышку», касается лбом колена, стопы, поднимает «малышку» выше головы, делает вращательные движения вокруг лица.
12. Массаж ног. И. п. — сидя по-турецки. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым.» То же — с правой ногой.
13. «Заводим машину». Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз, делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.
14.«Волна» — И. п.: лёжа на спине. Согнуть ноги и подтянуть колени к животу, выпрямить. Пауза 3-5 сек. и опустить ноги (3-4 раза).
15.«Качалочка» — И. п.: лёжа на спине. Подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться, вдоль позвоночника (3-4раза).
Упражнения на коврике:
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
(хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ
(высоко поднимаем колени)
(головой вперед назад)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
(присесть и подпрыгнуть).
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4 раза)
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Повороты вокруг себя.
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
Прыгал, кланялся, шалил,
(Наклоны головы или туловища вперед.)
С малышами говорил.
Белый снег, пушистый.
В воздухе кружится
Повороты вокруг себя.
И на землю тихо
Опуститься на корточки.
Вечер зимний в небе синем
(встать из-за стола)
Звезды синие зажег
(встать на носки, потянуться).
Ветви сыплют синий иней
(потряхивая руками, потихоньку сесть)
На приснеженный снежок.
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Шагать на месте.
Чтоб не зябли ножки,
Нам мороз не страшен,
весело мы пляшем.
Потирать рукой об руку, топать, приплясывать по тексту.
Я утром закаляюсь,
Движения хлопанья по воде.
Движения набрасывания на себя воды.
Пусть тельце будет красненьким,
А ротик пусть зубастеньким.
Пусть ручки будут чистыми,
Имитация намыливания рук.
А ножки будут быстрыми.
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.
Дети выполняют легкие плясовые движения. Дыхание свободное. Следите за осанкой. Взрослый поет вместе с детьми.
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке. —
Я с ромашками дружу,
Тихо на ветру качаюсь,
Встать, руки в стороны. Наклон влево, переступая ногами. То же — вправо. Повторить 2—4 раза в среднем темпе. Встать, ноги — врозь. Наклон вперед, руки вниз. Одновременные маятникообразные движения рук слева направо и справа налево. Повторить 2—3 раза в медленном темпе.
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается,
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо!
Дети выполняют соответствующие движения. Затем дети скачут на двух ногах, продвигаясь вперед, — зайки идут в гости. После этого дети возвращаются на свои места.
Отлежал себе бочок.
А потом присел, нагнулся
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
А потом опять прилег,
Но уже на левый бок.
Сидя повернуться вправо, влево, руки на поясе. Встать, руки вверх и потянуться. Присесть, встать, сделать наклон вперед, выпрямиться. Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. Руки вниз, шаг на месте.
По тропинке леший шёл,
ходьба на месте
На поляне гриб нашел.
Раз –грибок, два – грибок
Вот и полный кузовок.
Леший охает, устал,
От того, что приседал.
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.
ходьба на месте
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «ш-ш-ш» (рот плотно закрыт).
2.«Надуй шар». Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.
3. «Ку-ка-ре-ку». И. п. ноги врозь, руки опущены. Поднимают руки в стороны, а затем хлопают ими по бедрам и, выдыхая, произносят «ку-ка-ре-ку».
4. «Ветерок». Сесть на полу, ноги по-турецки. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны выдох (поочередно медленно — быстро, имитирующий ветер. Повторить 4 -5 раз.
5. Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «ы-ы-ы» (рот плотно закрыт).
6.«Вырастим большими». На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — выдох через рот. Повторить в медленном темпе 3-4раза.
7. Глубокий вдох — выдох через нос с произношением звука: «о-о-о» (рот плотно закрыт).
8.«Паровоз». Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.
9.«Сдуй снежинку». Стоя на полу, ноги врозь, рука возле рта, сдувать с руки воображаемую снежинки. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.
10.«Шарик надулся и лопнул». Положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надулся, как шар, на выдохе произносить «ш-ш-ш».
11.«Ежики» — И. п.: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: «Ф-ф-ф». Выпрямить ноги — вдох. (4-5 раз).
12.«Подуй на свечку». Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.
13.«Гуси шипят». Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
14.«Водолазы». Разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.
Журнал Педагог
Автор: Туманова Татьяна Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №62 Населённый пункт: г. Шахты Ростовской обл. Наименование материала: Публикация Тема: «Комплексы корригирующей гимнастики после сна для детей второй младшей группы.» Дата публикации: 11.12.2017 Раздел: дошкольное образование
Комплексы корригирующей гимнастики после сна для детей второй
Комплексы корригирующей гимнастики после сна для детей второй младшей
Гимнастика после сна, корригирующая гимнастика, бодрящая гимнастика
–разные названия, но однаю
Цель: способствовать пробуждению после дневного сна, тонизировать
весь организм, воздействуя на биологически активные точки, предотвращать
«Вырастем большими». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль
туловища. Поднять руки вверх, хорошо прогнуться, подняться на носки —
вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая,
произносить «у-х-х-х». Повторить четыре-пять раз.
1. Разминка в постели
«Вы проснулись?» — «Да»
1. Потянулись?» — «Да»
2. «С боку на бок повернулись» — повороты
3. «Ножками подвигаем»
1. вдох – поднять правую ногу, выдох – согнуться;
2. то же с левой ноги;
3. то же – две ноги вместе.
II. «Лисичка» — руки перед грудью, мягко переступать на носочках,
поворачивая голову вправо, влево, оглядывая хвост.
«Мячики» — И. п. стоя. Прыжки возле кровати.
«Большие – маленькие» — приседания (упражнения на восстановление
Гимнастика после сна (комплекс № 2)
I. Элементы самомассажа
И. п. – сесть, ноги скрестить.
1. – «Умывание» лица руками;
2. – руки скрестно на груди, ладоши на плечах, растирание;
3. руки на коленях – растирание;
II. «Часики» — стоять прямо, ноги слегка расставить (машина между ног
проедет) руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад,
произносить «тик – так» (6 – 7 раз)
III. «Цыплёнок» — мелкие шажки на прямых ногах, локти прижаты к
бокам, хлопать по бокам кистями рук.
IV. «Воробушек» — скакать на двух ногах, потом бежать, размахивая
руками, сесть на корточки.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Наступила весна, теплое время года. Просыпается все —
природа, насекомые. Давайте представим, что мы с вами — жучки-паучки.
Нам хорошо от теплого солнца.
1.«Потянулись жучки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.
Хорошо потянуться — руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.
2. «Проснулись глазки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.
Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно
(10 с); темп умеренный.
3. «Проснулись ушки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.
Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10
с); темп умеренный.
4. «Проснулись лапки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять перед собой вытянутые вперед руки, потрясти ими. Затем поднять
ноги и тоже потрясти ими (10 с); темп быстрый.
5. «Жучки греются на солнышке». И. п. — лежа на спине, :и вдоль
туловища. 1 — поворот на живот. 2 — поворот на спину. Повторить пять раз;
6. «Жучки готовятся к прогулке». И. п. — лежа на спине, руки за головой.
Поднять правую ногу, согнутую в колене. Опустить. Поднять левую ногу,
согнутую в колене. Опустить. Повторить четыре раза; темп умеренный.
7. «Веселые жучки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1—3 —
хлопки руками перед собой. 4 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп
быстрый. (закаливающие процедуры).
I. Разминка в постели. Самомассаж.
1. Повороты головы, вправо, влево.
2. Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.
3. Разведение и сгибание рук.
II. «Мишка» — руки опущены, тело наклонено вперед, переваливаться с
Мишка косолапый по лесу идёт
Шишки собирает и в карман кладёт
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб
Мишка рассердился и ногою топ
Больше я не буду шишки собирать
Сяду на машину и поеду спать.
«Лягушка» присесть, прыгнуть вперед, встать.
IV. «Петушок» — шагать, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам,
высоко поднять голову – Ку – ка – ре – ку.
На болоте нет дорог,
Я по кочкам скок да скок.
I. 1. «Потягивание»
1. И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя
руками вверх, пяточками двух ног вперед; И. п. – выдох (4-6 раз)
2. «Поймай комарика»
И. п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой
Вернуться в И. п. (4-6 раз)
И. п. лёжа на спине (10 –12 секунд)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот, задом наперед.
II. «Пингвин» — семенить мелкими шажками, чуть – чуть похлопывая по
бокам прямыми руками, опущенных вдоль туловища.
III. «Зайчик» — руки согнуты перед грудью, кисти опущены, скачет,
передвигаясь на двух ногах вперед, назад, вбок.
IV. «Дудочка» — сесть на кровати, кисти рук сжать, как будто в руках
дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука
«п – ф – ф – ф» (4 раза).
(лёжа на спине, руки вдоль туловища, повороты туловища влево – вправо)
2. И. п. – лёжа на спине, поднимание ног.
Вдох – поднять правую ногу, выдох – опустить.
То же с левой ноги.
То же две ноги вместе. Ноги поднять под прямым углом к туловищу (4 – 6
И. п. – на четвереньках
1. «Кошечка веселая» — прогнуть спинку вниз, голову поднять;
2. «Кошечка сердитая» — прогнуть спинку вверх, голову опустить.
Солнце глянуло в кроватку
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
(движения в соответствии с текстом)
I. 1. «Обезьянки рвут бананы»
И. п. – лёжа на спине, руки согнуты в локтях перед грудью.
Поочередное выпрямление рук вперед (3 – 4 раза)
2. «Бегемотики греют животики»
И. п. — лёжа на спине, руки вытянуты вдоль туловища (греем животик)
Перевернуться на живот – греем спинку, вернуться в И. п. (3 – 4 р)
3. «Жуки» — И. п. – лёжа на спине.
Жук упал и встать не может,
Ждёт он кто ему поможет
(Активные движения руками и ногами)
На березу птичка села (приседание, руки к коленям)
Головою повертела (поворот головы вправо – влево)
Для Федота песню спела
И обратно улетела (встают, машут руками)
На кровати спит Федот (приседание, руки под щеку)
Просыпается, встаёт (потягиваются, выпрямляются)
Встав с утра в своей кроватке,
Приступает он к зарядке
Ноги шире, руки выше, влево, вправо поворот
Упражнения после сна в дестком саду
Удивительные люди — воспитатели детских садов. Сколько хитростей нужно знать, чтобы целый день беречь и охранять, кормить и одевать, занимать и развивать мальчишек и девчонок, да ещё так, чтобы они при этом были дружными, весёлыми, здоровыми! Поддерживать здоровый дух в здоровом теле каждого ребёнка помогают специальные комплексы гимнастических упражнений.
День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Именно поэтому гимнастика после сна проводится в детском саду ежедневно. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она плавно и бережно помогает им наполниться бодростью и силой.
Виды гимнастики после сна
В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:
упражнения в кровати с элементами самомассажа;
игровая гимнастика;
гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.
При подготовке упражнения можно использовать любые тренажеры, которые есть в детском саду
Как видно из списка, дневная гимнастика становится мощным комплексом оздоровительных процедур, грамотно и лаконично выстроенных во времени, а главное, интересных и приятных для ребёнка.
Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна.
Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину.
Элементы гимнастики после сна
Гимнастика после сна — как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ. Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:
потягивание;
дыхательные упражнения;
махи руками;
поглаживание биологически активных зон;
прыжки;
приседания;
несложные элементы йоги;
пальчиковую гимнастику;
гимнастику для глаз;
визуально-акустические упражнения.
Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.
Видео-пример утренней гимнастики:
Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.
Комплекс упражнений «Солнечный лучик»
Гимнастика после сна в средней группе
Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.
Комплекс упражнений «Цветочки»
Гимнастика после сна в старшей группе
В старшей группе время проведения гимнастики можно увеличить. В комплекс упражнений рекомендуется включать занятия с тренажёрами и/или спортивными предметами. Ребятам пяти лет хочется хорошенько подвигаться, размяться. Дневной сон к этому времени становится для многих из них процедурой скучной и необязательной, ребята буквально заставляют себя пролежать положенное время в кровати. Так что чем больше движений будет предложено на гимнастике, тем больше восторга это вызовет. Можно поэкспериментировать и предложить детям игры со скакалкой, лентами, кеглями, обручем, резинкой.
Комплекс упражнений «Мы ходили в зоопарк»
Гимнастика после сна в подготовительной группе
Особенно разнообразной и продуманной должна быть гимнастика после сна в подготовительной группе. Перед нами уже почти взрослые люди, сформировавшиеся личности. Их не так просто увлечь созданием театрализованного действа, зато подойдут игровые комплексы, рассчитанные на взаимодействие в команде. Как правило, подготовительная группа – это уже настоящий коллектив, в котором дети привыкли друг к другу, готовы обмениваться опытом, помогать друг другу. Гимнастические упражнения можно совмещать с «зарядкой для ума», играми на сообразительность, скорость реакции, концентрацию внимания будущих школьников.
Комплекс упражнений «Спортивный алфавит»
Вот так весело, дружно и увлечённо, с учётом возрастных особенностей, можно проводить занятия гимнастикой после сна в детском саду. Фантазируйте вместе с детьми – и у вас всё получится!