Комплекс гимнастики после сна в средней группе
Гимнастика после сна для детей среднего дошкольного возраста
Упражнения в кровати
Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем, выше руки поднимаем,
Держим, держим, напрягаем . Загорели! Опускаем.
И.п. — лежа; потянуться, поднять ноги, поднять руки, медленно опустить на кровать. З раза
“Медвежата” И. п. — лежа на спине, прижать колени к груди; качаться влево-вправо. 4-6 раз
“Кошечка” И.П. — стоя на четвереньках.
“Кошка сердится” — выгнули спинку дугой;
“кошечка ласкается” — прогнули спинку, “мурлыкаем”. 4 раза
Ходьба по коррегирующим дорожкам
>- по “цветочной полянке”; >- по ребристой доске;
>- по массажным коврикам; >- прыжки из обруча в обруч; >- по бревну боковым шагом.
>- ходьба на носочках; >- ходьба на пяточках; >- приседания;
>- прыжки на двух ногах;
>- “ножки поссорились” — и.п. — стоя, ноги вместе;
1 — поставить стопы на внешний край; 2 вернуться в И.П., 4-6 раз
>- перекаты с пятки на носок, 4-6 раз
Птичка крылышками замахала — вдох и тихонько пропищала “пи-пи-пи” — выдох. З-4 раза
Оздоровительные упражнения для горла
“Дотянись до носа”
Широко открыть рот, высунуть язык и постараться кончиком языка достать до носа.
Художественное слово
Здоровье в порядке!
Спасибо зарядке!
Упражнения в кровати
Вот проснулись ручки (поочередно тянуть от себя правую и левую руку);
Вот проснулись ножки (поднять ноги вверх и тянуть поочередно носок и пяточку);
Вот проснулись глазки (широко открыть глаза);
К солнышку мы потянулись И друг другу улыбнулись (сесть и потянуться вверх).
“Медвежата качаются на качели”
И.п. — прижать руками колени к груди. Качаются вперед-назад. 4 раза
И.П. — лежа на животе, руки согнуть в локтях, положить около груди. 1 — прогнуться назад> руки выпрямить; 2 — И.П.; 4 раза
Ходьба по коррегирующим дорожкам
по камушкам в воде;
по ребристым дорожкам;
пролезание под столом;
пролезь в обруч;
боковая ходьба по змейке.
Ходьба на носках — великаны;
Ходьба в полуприсяде — гномы;
Ходьба на внешней стороне стопы — медвежата;
Прыжки на носочках — зайчата;
Прыжки на всей стопе — слоны;
И.п. — сидя, упор руками сзади, ноги вытянуты. Гладим пальцами левой ноги правую и наоборот;
И.п. — то же. Рисуем в воздухе фигуры вытянутой прямой ногой, то левой, то правой;
Собираем с ковра пальцами ног мозаику.
“Часики” Часики вперед идут, за собою нас зовут.
И.п. — стоя, руки опущены. 1 — взмах руками вперед — “тик” — вдох; 2 — взмах руками назад — “так” — выдох. 4 раза
Оздоровительные упражнения для горла
“Лошадка” — цокаем язычком то громче, то тише (20-30 секунд)
Художественное слово Будем делать мы зарядку, Будет все у нас в порядке!
Упражнения в кровати
Вот почти мы все проснулись, и в кроватке потянулись.
(потянуться одновременно ногами и руками, растягивая позвоночник);
“Велосипед” Лежа на спине, крутим педали со звуковым сопровождением (ж-ж-ж-ж);
“Лодочка” Лежа на животе, прогибаться в спине, отводя голову и руки назад. 4 раза.
Ходьба по коррегирующим дорожкам
);> по камушкам в воде;
);> по цветочной полянке; );> по коврику “травка”;
);> прыжки из обруча в обруч;
);> перешагивание через палку высотой 30 см.
);> ходьба с высоким подниманием ног; );> ходьба на носочках;
);> ходьба на пяточках;
);> сведение и разведение носков (и.п. -сидя, руки в упоре сзади, ноги разведены на ширину плеч и вытянуты вперед);
);> перекаты с носка на пятку (и.п. — стоя, руки за спиной).
“Петух” Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.
И.п. — стоя, ноги расставлены. 1 — поднять руки в стороны — вдох; 2 — хлопать руками по бедрам, произнести звук “ку-ка-ре-ку” — выдох. 4 раза
Оздоровительные упражнения для горла
“Змеиный язычок” Представляем, что длинный язык змеи пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз)
Художественное слово
Чтоб расти и закаляться,
Будем спортом заниматься!
3акаляйся детвора!
В добрый час! Физкульт-ура!
Упражнения в кровати
Сильно-сильно потянись, солнцу шире улыбнись!
ПОТЯНУЛИСЬ, улыбнулись, наконец-то, мы проснулись!
И.п. — лежа. Вытянув руки и ноги, дети потягиваются.
И.п. — лежа на спине, ноги вытянуты, руки ВДОЛЬ туловища. 1 — согнуть правую ногу, притягивая бедро к животу; 2 — и.п.; 3 — то же с другой ногой; 4 — и.п. б раз
И.п. — лежа на животе, руки под подбородком. 1 — вытянуть одну руку вперед, а другую назад и ПОДНЯТЬ корпус; 2 — и.п.; 3 — проделать то же, меняя положение рук; 4 — и.п. 4 раза
Ходьба по коррегирующим дорожкам
по камушкам в воде;
перешагивание через палку высотой 40 см.;
прыжки из обруча в обруч на одной ноге;
по наклонной поверхности.
ходьба с перекатом с пятки на носок;
ходьба гусиным шагом;
прыжки: ноги вместе, ноги врозь;
и.п. -сидя, согнув НОГИ, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола;
и.п. — то же; пальцы ног сжать, удерживать напряжение 5-б секунд, затем расслабить пальцы.
Повторить б-8 раз.
“Елочка” И.п. — стоя, НОГИ врозь, руки опущены.
1- вдох; 2 — выдох — наклон туловища вперед, руки отвести назад; 3 — вернуться в и.п.
Оздоровительные упражнения для горла
“Ворона” Села ворона на забор и решила завлечь всех прекрасной песней. Дети произносят протяжно “ка-а-а-а-а-р” (5-б раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно с широко открытым ртом (5-браз)
Художественное слово
Что за чудная зарядка —
Как она нам помогает,
Настроенье улучшает
И здоровье укрепляет!
Упражнения в кровати
Дует вьюга за окном, ну а нам все нипочем.
Ножками мы поболтаем и до трех мы посчитаем.
И.П. — лежа на спине. По сигналу “зима” дети должны свернуться в клубок и дрожать всем телом, изображая что им холодно; по сигналу “лето” — дети раскрываются, расслабляют мышцы. 4 раза.
“Рыбка” И.П. — лежа на животе. Прогибаться в спине, поднимая вытянутые руки и ноги вверх. 4 раза.
Ходьба по коррегирующим дорожкам
по камушкам в воде;
по бревну боком приставным шагом;
прыжки через палку высотой 20 см;
подлезание под палку высотой ЗО см;
по дорожке с шариками;
по поролоновой дорожке.
ходьба на носках в среднем темпе с переходом на бег;
ходьба на наружном своде стопы;
ходьба по гимнастической палке;
ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню;
сидя на полу с опорой рук сзади, ноги разведены на ширину плеч и вытянуты вперед; сводить и разводить носки ног 10-12 раз;
и.п. — то же; согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги; то же с другой ногой б-В раз.
“Насос” Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы.
И.П. — основная стойка. 1- наклон туловища в сторону, руки скользят вдоль туловища вверх- вдох; 2 — руки скользят вдоль туловища вниз, при этом дети громко говорят звук “с-с-о> — выдох. б раз
Оздоровительные упражнения для горла
“Зевота” СИДЯ удобно, расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрываяего. вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать 5-б раз.
Художественное слово
Солнце, воздух, спорт, вода-
Наши лучшие друзья.
Физкульт-ура, физкульт-ура!
Упражнения в кровати
Ласковое солнышко разбудило нас.
Чтобы было все в порядке, надо сделать нам зарядку.
И.п. — лежа на спине; трут кулачками глаза и поднимают согнутые в кулак руки вверх.
“Весы” И.п. — лежа на спине, прямые ноги вытянуты; по очереди поднимать левую ногу вверх, а правую опускать вниз (следить, чтобы дети не сгибали ноги в коленях) 4 раза
“Силачи” И. п. — стоя на коленях, руки опущены вниз. 1 — поднять руки вверх; 2 — два пружинистых движения прямыми руками назад; 3 — и.п.; 10 раз
Ходьба по коррегирующим дорожкам
по камушкам в воде;
по массажным дорожкам;
прыжки из обруча в обруч боком;
подлезание под палку высотой 20 см.
“Лисички” — мягкая крадущаяся ходьба на носочках”
“Кабанчики” — тяжелая ходьба на пятках”
“Лошадка” — ходьба с высоким подниманием голени;
Бег на месте с высоким подниманием ног;
“Качели” — встав парами, лицом друг к другу, и , держась за руки, делать поочередные приседания;
И.п. — сидя, упор рук сзади; обхватить мяч ступнями и поднять его вверх. б раз;
И.п — стоя.; катание мяча ступней круговыми движениями (по очереди то левой, то правой ногой)
“Ушки”. Ушки слышать все хотят про ребят т про зверят.
И.п. — основная стойка. 1 — наклон головы вправо — сильный вдох; 2 — наклон головы влево произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, голову наклонять как можно ближе к плечам. 4 раза
Оздоровительные упражнения для горла
“Шире рот” И.п. — стоя; широко открыть рот, и как можно дальше высунуть язык 3-4 раза
Художественное слово
Чтоб расти и закаляться,
Будем спортом заниматься!
3анимайтесь, детвора!
Будет ровная спина!
Упражнения в кровати
А лисята как проснутся> очень любят потянуться.
Обязательно зевнут> ловко хвостиком махнут.
И.п. — лежа; потянуться> зевнуть> встать на четвереньки и наклонять туловище влево и вправо.
“Мостик” И.п. — сидя> руки в упоре сзади; 1- опереться на руки и пятки> поднять туловище вверх; 2 — и.n.; 6-8 раз.
“Солдатик” И.п. — стоя на коленях> руки прижаты к туловищу. 1- наклонить прямое туловище назад;
2 — вернуться в И.п.; 4 раза.
Ходьба по коррегирующим дорожкам
по камушкам в воде;
по поролоновой дорожке;
по набивным мячам;
ходьба с перекатом с пятки на носок;
прыжки: ноги вместе> ноги врозь;
“бокс” — резкое сгибание и разгибание рук> пальцы сжаты в кулак;
наклоны> ноги прямые;
И.п. — сидя на полу с согнутыми коленями (расстояние между ногами 20 см); повернуть пальцы ног друг к другу> а затем развести в стороны> при этом пятки остаются на месте 6 раз
И.п. — сидя> согнув ноги> руки в упоре сзади; ходьба на месте> не отрывая носков от пола.
“Барабанщик” Мы слегка побарабаним и сильнее сразу станем.
И.п. — ноги на ширине ступни> руки на поясе — вдох;
1- присесть. похлопать по коленям — выдох; 2 — и.п., произнести звук “бам-бам-бам” — вдох.
Оздоровительные упражнения для горла
“Ворона” Села ворона на забор и решила завлечь всех прекрасной песней. Дети произносят протяжно “ка-а-а-а-а-р” (5-6 раз). Так громко каркала ворона> что охрипла и стала каркать беззвучно с широко открытым ртом (5-6раз)
Художественное слово
Будем спортом заниматься
По утрам и вечерам!
А ленивым и трусливым-
Стыд и срам!
Упражнения в кровати
Вот и заиньки проснулись, под кусточком встрепенулись.
Лапки в стороны развел, а потом опять их свел. (Дети разводят широко руки в стороны, а затем обнимают себя)
И.п. — лежа на спине, руки под головой. 1 — поднять вытянутые ноги вверх; 2 — развезти их широко в стороны; 3 — ноги соединить; 4 — и.п., 8 раз
“Лягушка” И.п. — лежа на животе, руки согнутые в локтях около плеч; упираются на ладони, согнутые ноги тянут к затылку. 6 раз
Ходьба по коррегирующим дорожкам
по камушкам в воде;
боковым шагом по змейке;
пролезание в обруч;
прыжки из обруча в обруч на одной ноге;
по “цветочной полянке”.
ходьба на носках с высоким подниманием бедра;
ходьба “гусиным” шагом;
прыжки боком в одну и в другую сторону;
сидя на стуле, одна нога выведена вперед, другая под стулом; ноги, скользя по полу, меняются местами, 4-6 раз
и.п. — сидя на стуле; пальцами одной ноги поднять с пола платок и перенести его к другой ноге; то же проделать другой ногой,
и.п. — то же; перекаты ног с пятки и на носок, 6-8 раз Дыхательная гимнастика
“Цветою> В землю семечко посадили и цветочек вырастили. И.п. — сидя на корточках, ладони прижаты друг к другу. 1 — медленно встают и тянут ручки вверх, раскрывают ладошки; 2 — подносят “цветочек” к носу и вдыхают его аромат — вдох носом; 3 — произносят слово “ха” — выдох; 2 раза
Оздоровительные упражнения для горла
Попала смешинка в рот, и никак от неё не избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались звуки: ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы.
Художественное слово.
От зарядки до зарядки
Мы растем, растем, растем.
Догоняем дядю Степу
С каждым часом,
С каждым днем!
Гимнастика пробуждения после дневного сна в средней группе
Автор: Труничева Надежда Николаевна, воспитатель ГБОУ «Школа 947», г. Москва.
Описание материала: Предлагаю вам гимнастику пробуждения после дневного сна для детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям всех возрастных групп и физкультурным руководителям детских садов.
Тихий час это неотъемлемая часть режима дня детей дошкольного возраста. После него, дети просыпаются отдохнувшими, с новыми силами. Важно постепенно включать детей в активную деятельность, переводя от состояния торможения к бодрствованию. Но каждый ребенок имеет свои особенности пробуждения. Одни детки встают после дневного сна бодрыми и веселыми. Другие еще длительное время остаются в полусонном состоянии. Гимнастика пробуждения в детском саду как раз и разработана, чтобы детки любого возраста смогли безболезненно, без слез и капризов, перейти от дневного сна к полноценной игровой деятельности. Гимнастика после дневного сна помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Во время проведения гимнастики целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение.
Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo — тренирую, упражняю) — система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, выносливости. Эти упражнения позволяют воздействовать либо на весь организм, либо способствовать развитию отдельных групп мышц и органов.
Далее предлагаю вам несколько комплексов гимнастики пробуждения.
1-й комплекс
1. «Потягушки». Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
2. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, исходное положение.
3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, исходное положение, выдох, наклон.
4. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.
5. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки за голову, вдох — подняться на носки, выдох — присесть.
6. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, исходное положение.
2-й комплекс
1. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в исходное положение.
2. Исходное положение: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в исходное положение, наклон колен вправо, в исходное положение.
3. Исходное положение: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» — выдох, исходное положение, вдох (через нос).
4. Исходное положение: сидя, ноги вместе, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. Исходное положение: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши — выдох; развести ладони в стороны — вдох.
6. Исходное положение: стоя, ноги врозь, руки внизу. Потягивания: достали до потолка, вернулись в исходное положение.
3-й комплекс
1. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, исходное положение.
2. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, исходное положение.
3. Исходное положение: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, исходное положение.
4. Исходное положение: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
5. Исходное положение: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
6. Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на пояс, перекат с носков на пятки.
4-й комплекс
1. «Потягушки». Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, исходное положение.
2. «Горка». Исходное положение: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в исходное положение.
3. «Лодочка». Исходное положение: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в исходное положение.
4. «Волна». Исходное положение: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, исходное положение, сесть слева от пяток, руки вправо, исходное положение.
5. «Мячик». Исходное положение: стоя, ноги вместе, прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.
6. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
5-й комплекс
1. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую), исходное положение., поднять левую ногу (прямую), исходное положение.
2. Исходное положение: лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», исходное положение.
3. Исходное положение: лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от пола, исходное положение, поворот туловища влево, исходное положение.
4. Исходное положение: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти касаются друг друга) — выдох, исходное положение, локти касаются пола — вдох.
5. Исходное положение: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
6. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты), повторить 3-4 раза.
6-й комплекс
1. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, исходное положение.
2. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, исходное положение.
3. Исходное положение: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, исходное положение.
4. Исходное положение: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
5. Исходное положение: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
6. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс, перекат с носков на пятки.
7-й комплекс
1. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
2. Исходное положение: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в исходное положение, вдох.
3. Исходное положение: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, исходное положение (одновременно опустить).
4. Исходное положение: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в исходное положение.
5. Исходное положение: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, исходное положение.
6. Исходное положение: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута — вдох, выдох.
8-й комплекс
1. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, исходное положение.
2. Исходное положение: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.
3. Исходное положение: то же, массаж пальцев рук — от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее).
4. Исходное положение: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), руки вперед, массаж-поглаживание рук — от пальцев до плеча.
5. Исходное положение: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.
6. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс, ходьба на месте с высоким подниманием колена.
9-й комплекс
1. Исходное положение: лежа на спине; ноги прямые. Согнуть ноги в коленях, выпрямить.
2. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, выполняя непроизвольные движения тела.
3 Исходное положение: лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.
4. Исходное положение: лежа на животе, руки под подбородком. Поднять ноги, поболтать ими.
5. Исходное положение: сидя. Поднять ноги, согнутые в коленях, покачать ими.
6. Исходное положение: сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть
10-й комплекс
1. Исходное положение: лежа на спине, руки, согнутые в локтях перед собой. Поочередное сгибание и разгибание ног, касаясь локтями коленей.
2. Исходное положение: лежа на спине, руки согнуты в локтях, ноги — в коленях. Побарахтаться, как жучок
3. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища. Надуть живот, как мячик, удержать положение, не дыша, 2-3 секунды.
4. Исходное положение: сидя, скрестив ноги, руки на коленях. Наклоны к коленям — поочередно к правому, левому.
5. Исходное положение: лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.
6. Исходное положение: сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть.
Упражнения после сна в дестком саду
Удивительные люди — воспитатели детских садов. Сколько хитростей нужно знать, чтобы целый день беречь и охранять, кормить и одевать, занимать и развивать мальчишек и девчонок, да ещё так, чтобы они при этом были дружными, весёлыми, здоровыми! Поддерживать здоровый дух в здоровом теле каждого ребёнка помогают специальные комплексы гимнастических упражнений.
День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Именно поэтому гимнастика после сна проводится в детском саду ежедневно. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она плавно и бережно помогает им наполниться бодростью и силой.
Виды гимнастики после сна
В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:
- упражнения в кровати с элементами самомассажа;
- игровая гимнастика;
- гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
- ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.
Как видно из списка, дневная гимнастика становится мощным комплексом оздоровительных процедур, грамотно и лаконично выстроенных во времени, а главное, интересных и приятных для ребёнка.
Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна.
Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину.
Элементы гимнастики после сна
Гимнастика после сна — как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ. Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:
- потягивание;
- дыхательные упражнения;
- махи руками;
- поглаживание биологически активных зон;
- прыжки;
- приседания;
- несложные элементы йоги;
- пальчиковую гимнастику;
- гимнастику для глаз;
- визуально-акустические упражнения.
Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.
Видео-пример утренней гимнастики:
Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.
Комплекс упражнений «Солнечный лучик»
Гимнастика после сна в средней группе
Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.
Комплекс упражнений «Цветочки»
Гимнастика после сна в старшей группе
В старшей группе время проведения гимнастики можно увеличить. В комплекс упражнений рекомендуется включать занятия с тренажёрами и/или спортивными предметами. Ребятам пяти лет хочется хорошенько подвигаться, размяться. Дневной сон к этому времени становится для многих из них процедурой скучной и необязательной, ребята буквально заставляют себя пролежать положенное время в кровати. Так что чем больше движений будет предложено на гимнастике, тем больше восторга это вызовет. Можно поэкспериментировать и предложить детям игры со скакалкой, лентами, кеглями, обручем, резинкой.
Комплекс упражнений «Мы ходили в зоопарк»
Гимнастика после сна в подготовительной группе
Особенно разнообразной и продуманной должна быть гимнастика после сна в подготовительной группе. Перед нами уже почти взрослые люди, сформировавшиеся личности. Их не так просто увлечь созданием театрализованного действа, зато подойдут игровые комплексы, рассчитанные на взаимодействие в команде. Как правило, подготовительная группа – это уже настоящий коллектив, в котором дети привыкли друг к другу, готовы обмениваться опытом, помогать друг другу. Гимнастические упражнения можно совмещать с «зарядкой для ума», играми на сообразительность, скорость реакции, концентрацию внимания будущих школьников.
Комплекс упражнений «Спортивный алфавит»
Вот так весело, дружно и увлечённо, с учётом возрастных особенностей, можно проводить занятия гимнастикой после сна в детском саду. Фантазируйте вместе с детьми – и у вас всё получится!
Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в средней группе «Глазки просыпаются»
Комплекс гимнастики после сна в средней группе
Просмотр содержимого документа
«Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в средней группе «Глазки просыпаются»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ефимовский детский сад комбинированного вида »
Конспект гимнастики после дневного сна
с закаливающими мероприятиями
в средней группе
Цель: содействовать охране и укреплению здоровья детей.
1.Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.
2.Создать условия для сенсорно-моторного развития малыша.
3.Прививать навыки здорового образа жизни.
1.Развивать защитные силы организма, укрепление иммунитета.
1.Воспитывать желание быть здоровым.
Оборудование: профилактические дорожки, аудиозапись спокойной музыки.
Ход: под звучание спокойной музыки дети просыпаются и выполняют упражнения в постели.
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать!
Спешите на зарядку
Мы вас не будем ждать.
1.И.П.: лежа на спине, руки подняты вверх, потянуться, расслабиться, улыбнуться.
(Все проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись.)
2.И.П.:лёжа, ноги поднять, закинуть за голову.
( Мы прекрасно отдыхали, выше ноги поднимали и за голову бросали.)
3.И.П.:лёжа, колени обхватить руками, голову поднять к коленям, упражнение «качелька» (Дружно сели на качели и качели полетели.)
4.И. П. лёжа на животе, руками обхватить ноги (Дружно сели на качели и качели полетели)
4. И.П.: сидя, ноги скрещены, повороты головы вправо, влево.
(Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. Как? Вот так, вот так смотрит влево, смотрит вправо.)
Растирание рук – Ручки дружно растираем, потеплели- отпускаем.
Растирание лба – Лобик дружно растираем, потеплел он – отпускаем.
Растирание носика – Носик дружно растираем, потеплел он – отпускаем.
Растирание щёк – Как у нашей дочки розовые щёчки, также у сыночка розовые щёчки.
Растирание шеи – Растиранием дружно шейку, трите хорошенько снизу вверх, снизу вверх.
Растирание ушек – А теперь потрём ушки, наши ушки на макушке.
Ходьба по массажным дорожкам. Массаж кулачками друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять – никого не обгонять.
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже (повтор)
А потом марш на месте, не спеша
Как погода хороша
Профилактика плоскостопия. Упражнение на ковре.
Растираем стопы о ковёр – «катаемся на лыжах»
Дружно лыжи все одели
И вперёд все полетели
Мы на горку поднимаемся
С горки дружно опускаемся.
Профилактика нарушения осанки:
1.И.П.: стоя, руки поочерёдно вверх — потянуть, вниз, и.п.
(Вверх рука и вниз рука, потянули их слегка.
Быстро поменяли руки, нам сегодня не до скуки)
2.И.П.:стоя, присели, хлопок над головой, встали хлопок внизу.
3.И.П. :стоя, трясём руками, ногами, вертим головой.
(Руки, ноги разминаем – точно знаем будет прок.
Кружим – вертим головою, разминаем шею – стой.)
Кинезеологические упражнения для глаз.
Быстро, быстро поморгай,
Потом глазкам отдых дай.
Быстро моргать в течение 1 минуты.
Чтобы зоркими нам быть-
Нужно глазками крутить.
Вращать глазами по кругу 2-3 секунды.
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз и все сначала.
Повернуть глаза влево, вправо, вверх, вниз. Д – 6 раз.
Зорче глазки чтоб глядели-
Разотрём их еле-еле.
Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз 1 минуту.
Треугольник, круг, квадрат
Нарисуем мы подряд.
Нарисовать глазами геометрические фигуры,
Нужно глазки открывать,
Чудо чтоб не прозевать.
Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.
Комплекс пробуждающей от сна гимнастики для средней группы ДОУ
Дневной сон нужен детям, чтобы у них не было отклонений в интеллектуальном и физическом развитии. Но если уложить ребенка спать родителям еще как-то удается, то помочь ему проснуться в хорошем настроении не каждому под силу. Для решения этой проблемы было придумано много методов, наиболее эффективным из которых является бодрящая гимнастика пробуждения.
Гимнастика пробуждения для средней группы ДОУ
Ключевая задача физических упражнений после дневного сна в детском саду заключается в поднятии мышечного тонуса и настроения детей. Не стоит ограничиваться одной только зарядкой, ведь контрастные воздушные ванны также эффективны в укреплении и сохранении здоровья воспитанников.
Пробуждающая гимнастика в детском саду
Обратите внимание! Зарядка помогает ребенку обеспечить плавный переход от сна в состояние бодрствования, чтобы он мог заниматься активной деятельностью.
Желательно, чтобы в процессе проведения упражнений в помещении играла плавная негромкая музыка. Совсем необязательно ждать, пока проснется вся группа, поскольку дети смогут присоединиться ко всем по мере пробуждения.
Цели и значение для детей 4-5 лет
Та или иная методика физического или интеллектуального воспитания преследует определенные цели и задачи. Что касается гимнастики пробуждения, то она предназначена для решения следующих задач:
- устранения последствий сна: сонливости, вялости и др.;
- увеличения тонуса детской нервной системы;
- усиления работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а также системы желез внутренней секреции.
Решение подобных проблем способствует повышению физической и умственной работоспособности организма ребенка, и после гимнастики пробуждения он будет готов к психическим и физическим нагрузкам.
Что касается основных этапов, из которых состоит комплекс оздоровительной зарядки, то они представлены разминочными упражнениями в кровати сразу после пробуждения, простым самомассажем, ходьбе по «дорожке здоровья» и подвижными играми в помещении, где температура воздуха является контрастной.
Обратите внимание! Заканчивать зарядку желательно обтиранием холодной водой или контрастным обливанием рук и ног.
Продолжительность оздоровительных упражнений должна составлять не менее 15-20 мин, а если гимнастика выполняется в постели, то не более 5 мин. При этом категорически запрещено, чтобы дети делали резкие движения, поскольку это может привести к перепаду кровяного давления, растяжению мышечных тканей и головокружению.
Пример оздоровительных занятий с малышами
Основные виды бодрящей гимнастики и правила проведения
На сегодняшний день специалисты изобрели множество методов бодрящей гимнастики, чтобы пробуждать детей. Среди всего этого разнообразия выделяют несколько наиболее часто применяемых и эффективных. Речь идет про словесную, наглядную, игровую и практическую зарядку. Словесная гимнастика пробуждения состоит из элементов логоритмики, которые объединены в одну систему физических упражнений, чтобы скорректировать речь ребенка.
Все движения должны сопровождаться стихами или фразами для развития рече-двигательного и слухового анализаторов. Также во время словесной гимнастики регулируется дыхание, закрепляются двигательные навыки и нормализуется правильное произношение звуков. Первая часть такой зарядки включает бег и ходьбу, а вторая — движения, которые сопровождаются игровыми самомассажами и стихами.
Обратите внимание! Что касается наглядной гимнастики, то она содержит в себе элементы корригирующих упражнений. Такой вид зарядки предназначен для того, чтобы предотвратить развитие плоскостопия и устранить нарушения осанки.
Основными составляющими являются:
- упражнения, которые формируют и закрепляют навыки правильной осанки;
- занятия, формирующие стереотип и правильное дыхание.
Взаимоположение частей тела улучшается за счет дыхательной мускулатуры, поэтому наглядная зарядка особенно важна.
Игровая гимнастика
Игровая форма зарядки помогает детям сконцентрироваться на выполнении таких упражнений, как перелезания через препятствия, бег, прыжки или ловля мяча. Игра — это незаменимый инструмент, помогающий совершенствовать движения, координацию, быстроту, силу и выносливость. В ходе игры активизируется память, воображение и мышление.
Важно! Игровая бодрящая гимнастика должна сопровождаться музыкой, стихами или считалками. Таким образом, дети не только укрепляют свою физическую форму, но и пополняют словарный запас.
Игровая зарядка состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть представляет собой легкий бег или различные виды ходьбы, а также игру на концентрацию внимания и упражнения для дыхательной системы. Основная часть включает игру высокого уровня подвижности, а заключительная предназначена для того, чтобы проводить с детьми оздоровительные развлечения и ходьбу с дыхательными упражнениями.
Практическая бодрящая гимнастика
Практическая форма занятий с детьми в большинстве случаев представлена бегом, который предназначен для регуляции нагрузки, укрепления дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также для координации работы суставов, мышц и связок.
Обратите внимание! Бег должен быть медленным или средним, во время которого воспитателю нужно внимательно следить за каждым ребенком, чтобы он не переборщил с нагрузкой, не травмировал себя и своевременно отдыхал.
Увеличивать нагрузку нужно постепенно, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника и его физическую подготовку. Малышам, которые только поступили в детский сад или долго не ходили на занятия, нагрузка во время бега более чем на 50 % противопоказана.
Бодрящая гимнастика после сна в средней группе: картотека по ФГОС
В картотеке упражнений для бодрящей зарядки выделяют парочку наиболее популярных. Это «Хлопушка» и «Рисуем ножками». Выполняя первое упражнение, дети должны встать на колени и положить руки на талию. На вдохе руки следует разводить в стороны, а на выдохе — опускать вниз, хлопать в ладоши и говорить: «Хлоп!».
Обратите внимание! Упражнение необходимо повторить не менее 7-8 раз.
В процессе упражнения «Рисуем ножками» ребенок должен ногами рисовать в воздухе геометрические фигуры (ромб, квадрат или треугольник). Далее ножки ставят таким образом, чтобы вся ступня касалась пола, после чего подняться на носки, как можно больше отрывая пятки от пола. Находясь в исходном положении, пальцы поднять вверх, при этом ни на миллиметр не отрывая ступни от пола.
Методика проведения бодрящей гимнастики: временной план и пример конспекта
Чтобы поддерживать интерес и сохранять эмоциональный настрой ребенка, на протяжении всего выполнения зарядки нужно следовать четким временным рамкам. Упражнения в кроватях сразу после пробуждения должны длиться не менее 2,5-3 мин, активный блок — 3-4 мин, а дыхательная зарядка — 2-3 мин.
Активная зарядка в саду
Обратите внимание! На протяжении 1 мин дети должны ходить по массажным коврикам. Задания следует комбинировать таким образом, чтобы все занятие длилось не более 10 мин.
В стандартном конспекте воспитателя должна быть указана образовательная область, место проведения, пояснительная записка и цели занятия. В строке «образовательная область» нужно вписать физическое развитие, в «месте проведения» — игровую комнату или спальню группы детского сада. Что касается основных целей, то подойдут следующие:
- развитие мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья;
- устранение сонливости и вялости у детей с помощью физической нагрузки;
- формирование правильной осанки и предотвращение развития плоскостопия.
Также в конспекте стоит упомянуть о социально-коммуникативном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии. Социально-коммуникативное подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между всеми воспитанниками группы, чтобы они учились быть взаимовежливыми и шли на уступки. В процессе познавательного развития у детей закрепляются уже имеющиеся знания про окружающий мир и его составляющие.
Что касается речевого развития, то с его помощью артикуляционный аппарат готовится к тому, чтобы правильно произносить звуки, а также обогащается словарный запас ребенка.
Обратите внимание! В процессе художественно-эстетического развития у малыша формируется интерес к искусству, музыке и чувство ритма.
Также в конспект нужно записать вид деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная или познавательная) и оборудование, которое может понадобиться в процессе занятия гимнастикой. Можно использовать ребристые дорожки, цветные листы, гимнастические обручи или массажные мячи.
Проведение побудки в зависимости от поры года и месяца
Побудка подразумевает пробуждение детей под спокойную мелодичную музыку, после чего малыши должны выполнить несколько физических упражнений прямо в постели. В зависимости от того, какая на улице стоит пора года, мелодия может быть разная: тихая и классическая, если идет дождь или снег зимой, заводная и веселая, если на улице солнечная погода и тепло.
Процесс побудки детей
Детки должны пробуждаться и поворачиваться в разные стороны в такт музыке, поглаживать ноги, разводить руки, сжимать и разжимать кисти, а также сгибать ноги в коленях. Все выполняется строго по очереди, после чего все малыши должны встать на массажный ковер и выполнить несколько дыхательных упражнений.
Гимнастика после пробуждения помогает ребенку сконцентрировать свое внимание на последующих уроках, укрепляет физическое здоровье детей и улучшает их настроение. Именно по этим причинам воспитатель должен заниматься со своими воспитанниками регулярно, чередуя игры между собой, чтобы они не надоели детям.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.