Комплекс артикуляционной гимнастики
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики. Описание упражнений.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» — «Улыбка» — «Домик открывается».

Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у — и», «и – у — а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» — «Бульдог»)

Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки — худышки»

Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

пошлёпать губами кончик языка;

пошлёпать губами середину языка;

пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

Губы округлить и вытянуть вперёд («О»).

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

3.«Ступеньки » ( Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

6. «Чистим верхние зубы» ( с внутренней стороны )

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

I -комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

2. «Кусаем боковые края языка»

Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

9. «Мостик построим – мостик разрушим»

Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

10. «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

1.«Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперёд-назад.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).

Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

III -комплекс для постановки звука «Л»

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.
Читать еще:  Оздоровительная гимнастика для позвоночника

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.






















Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью а ртикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Время упражнения — до 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

Комплекс артикуляционной гимнастики

При отработке правильного звукопроизношения педагогу необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т.е. в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми педагогу следует изучить поло жение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зерка­лом. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользовать­ся учебными пособиями по логопедии.

Когда артикуляционный уклад звука будет педагогом усвоен, следует заняться подбором артикуляционных уп­ражнений, необходимых для постанов­ки звуков. Упражнения к основным зву­кам даны в приложении. Они помогут выработать правильный артикуляцион­ный уклад.

Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным об­разом, например с предметом, изобра­женным на картинке (широкий кончик языка — лопаточка, узкий кончик языка — иголочка и т.п.). В последующей ра­боте при показе картинки дети будут выполнять соответствующие упражне­ния без дополнительных объяснений со стороны педагога.

В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику — систему упражнений для ре­чевых органов. Ее цель — совершенствование движений артикуляцион­ных органов, необходимых для пра­вильного произношения звуков, и под­готовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэто­му следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способст­вуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо диф­ференцированное развитие более мел­ких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых на­рушений.

Правильное и систематическое про­ведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии — усвоению слов сложной слоговой конструкции.

к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возра­ста проводится ежедневно два раза:

в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполня­ют артикуляционные упражнения пе­ред зеркалом. Продолжительность гим­настики — 5 минут.

Комплекс артикуляционной гимнас­тики предварительно разрабатывается педагогом (см. приложение) в соответ­ствии с разрабатываемым звуком.

В комплекс входят 4-5 упражне­ний: 2-3 статических и 2-3 динамических. Например, комплекс «Артикуляционные упражнения к постановке звука Ш»: статические: «Трубочка» и «Чашечка»; динамические: «Маляр», «Дятел» и «Лошадка».

Комплекс артикуляционной гим­настики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняет­ся: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука (например, в вышеприведенном комплексе упражнение «Дятел» можно заменить упражнением «Вкусное варенье»).

В результате педагог каждую педелю знакомит детей с одним новым упраж­нением и отрабатывает его в артикуля­ционной гимнастике.

Знакомство с новым артикуляцион­ным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Например, упражнение «Вкусное варе­нье» целесообразно проиллюстрировать таким рассказом.

«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в дерев не. Однажды он приехал к пен и по­хвалился, что научился хорошо счи­тать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Ба­бушка согласилась и пустила Карлсо­на в кладовку, где на полках стояли банки с вареньем. Спустя немного вре­мени Карлсон вышел оттуда, облизы­вая свои губы. Вот так (показ педаго­га).

Затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контро­лирует правильность его выполнения каждым ребенком.

После этого педагог показывает кар­тинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют но­вое упражнение еще раз, по уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каж­дым ребенком.

Артикуляционную гимнастику жела­тельно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраивают­ся перед ними — педагог встает за их спинами. Все видят друг друга в зер­кале. Общение, показ артикуляцион­ных поз также происходит через них. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видят картинки, которые демонстрирует педагог. А педаго­гу видно, как дети выполняют предло­женные артикуляции.

Предлагается использовать в арти­куляционной гимнастике упражнения, описания которых приводятся ниже.

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты (улыбка), видны со мкнутые зубы. Удерживать губы в та­ ком положении следует 10—15 секунд.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 се­кунд.

Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряже­нием вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положе­нии следует 10 секунд.

Читать еще:  Дыхательная гимнастика по бутейко видео

Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик язы­ка положить па нижнюю губу и удер­живать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положе­нии.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, копчик языка упира­ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края при жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы язы­ка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на копчик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.

Цель. Развивать растяжку подъя­зычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положе­нии.

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поставить за передние верх­ние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержи­вать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.

Цель. Упражнять в умении удержи­вать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть, широкий кои чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо­ ковые края языка прикасаются к верх ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать кру­говые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положе­нии улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.

Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной по­зиции в другую.

Губы сложены трубочкой. Щеки вчя- нуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательпые и размыка-тельные движения.

Рот приоткрыт, нижняя губа закры­вает нижние зубы,а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. За­тем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зу­бы, а верхняя губа опускается, закры­вая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.

Цель. Учить растягивать подъязыч­ную связку языка.

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменени­ем темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че­люсть. Выполнять 5-6 раз.

Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед­ленном темпе 5-6 раз.

Цель. Разрабатывать подвижность копчика языка.

Широко открыть рот. Языком с си­лон ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д». подражая дятлу: д-д-д-д-д (15—20 секунд).

Рот чуть приоткрыт. Широким кон­чиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20-25 раз.

Цель. Учить вызывать самостоятель­ное дрожание копчика языка под дей­ствием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная па кон­чик языка, приводит его в движение — язык дрожит.

19. «Покусывание кончика языка».

Цель. Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусы­вание кончика языка производится 8-10 раз.

Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зу­бы. Выполнять 15-20 раз.

Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круго­вые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Ско­рость движения языка можно менять.

Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа — налево).

Рот приоткрыт. «Узкий» язык дви­жется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения — 20 секунд.

Цель. Отрабатывать позиции «тон кий и широкий язык» с механической помощью (зубы).

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдви­нуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

Цель. Развивать подвижность спин­ки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижни­ми зубами.

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, за тем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Вы­полнять 5-6 раз.

Цель. Развивать боковые мышцы языка.

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально вы двигать и убирать в глубь рта. Движе­ния производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.

Цель. Вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы за­борчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 10-15 секунд.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

По окончанию гимнастики обязательно похвалите ребёнка!

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1. УЛЫБКА
Выполнение. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.
Методические указания. Прикус должен быть естественным. 2. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

2. ТРУБОЧКА
Выполнение. Зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз. Методические указания: следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.

3. УЛЫБОЧКА – ТРУБОЧКА

Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Улыбочка» и «Трубочка» (8 — 10 раз). По указанию взрослого («Улыбочка» — «Трубочка» — «Улыбочка» — «Трубочка» — . и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. Методические указания. См. выше.

4. ЛОПАТОЧКА
Выполнение. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Выполнять 6 – 8 раз.
Методические указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу.

5. ИГОЛОЧКА
Выполнение. Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был узким; его края не должны касаться углов рта. 2. Стараться удерживать язык в спокойном состоянии.

6. ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА
Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Лопаточка» и «Иголочка» (8 – 10 раз). По указанию взрослого («Лопаточка» — «Иголочка» — «Лопаточка» — «Иголочка» — . и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. Методические указания. См. выше.

7. ЧАСИКИ
Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Темп выполнения не должен быть быстрым.

8. КАЧЕЛИ
Выполнение. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. По указанию взрослого («вверх» — «вниз» — «вверх» — «вниз» — . и т.д.) ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Следить, чтобы при подъёме языка рот был приоткрыт, нижняя губа не подталкивала язык вверх.

9. ПОЧИСТИ ЗУБКИ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз.

Методические указания. 1. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Темп выполнения не должен быть быстрым.

10. МАЛЯР
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Выполнять 8 – 10 раз. Методические указания. Следить. Чтобы язык был широким. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижнюю челюсть.

11. ЧАШЕЧКА
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. выполнять 5 – 6 раз.
Методические указания. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх. 2. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).

12. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Выполнять 8 – 10 раз.

Методические указания. 1. Язык должен двигаться сверху вниз (а не влево — вправо). 2. Рот открыт; нижняя челюсть неподвижна, не подталкивает язык вверх. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

13. КИСКА СЕРДИТСЯ

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счёт «раз» — выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счёт «два» — вернуться в исходное положение. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. 1. Кончик языка не отрывается от нижних зубов. 2. Рот не должен закрываться.

14. ИНДЮКИ
Выполнение. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп выполнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл» («как индюк болбочет»). Выполнять 6 – 8 раз. Методические указания. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Движения языка должны быть вперёд – назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд.

Читать еще:  Упражнение бабочка для растяжки

15. ЛОШАДКА
Выполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз. Методические указания. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Кончик языка не должен быть вытянут и заострён. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

16. ГРИБОК
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка – ножка). Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно), выполнять 3 – 4 раза. Методические указания. Губы должны быть в улыбке. 2. Кончик языка не должен подворачиваться. 3. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка».

17. ГАРМОШКА
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая языка, закрывать и открывать рот. Выполнять под счёт до 3 – 10 (время выполнения увеличивать постепенно). Со временем стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверху.
Методические указания. Губы должны быть в положении улыбки. 2. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны.

18. ДЯТЕЛ
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами. Ударять кончиком языка по бугоркам («как дятел стучит по дереву»), при этом будет слышатся звук, близкий к звуку «д». Сначала упражнение выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.
Методические указания. Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Ударять языком надо именно по бугоркам, а не по верхним зубам. 3. Следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара, а не хлюпал. 4. Кончик языка не должен подворачиваться.

Используемая литература:

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Корона-Принт, 2014 г.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Гном, 2015 г.

Подборка пособий для домашних занятий артикуляционной гимнастикой:

Нищева Н. Веселая артикуляционная гимнастика.

Нищева Н. Веселая артикуляционная гимнастика 2.

Волошина И. Артикуляционная гимнастика для мальчиков.

Волошина И. Артикуляционная гимнастика для девочек.

Куликовская Т. Артикуляционная гимнастика в считалках.

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.






















Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью а ртикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Время упражнения — до 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector