Картотека гимнастики после сна в подготовительной группе
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Картотека гимнастики после сна в подготовительной группе

Проводим гимнастику после сна в подготовительной группе детского сада

Значение дневного сна для организма сложно переоценить, особенно если речь идёт о детях. Послеобеденный сон — важная часть воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Существует целый набор методик, направленных на то, чтобы помочь малышам подготовительной группы, многие из которых считают сон неподходящим для них, «взрослых», занятием, заснуть. Но и процесс пробуждения не менее важен. Для правильного его проведения существует базовый набор упражнений после сна.

Зачем нужна гимнастика после сна

Для нормального протекания жизненно важных процессов в организме ребёнка необходимо грамотно организовать процесс пробуждения, то есть неспешный переход от состояния покоя к бодрствованию. В комплекс упражнений после дневного сна, который должен проводиться под негромкую медленную музыку и рифмовки, входят:

  • потягивания;
  • поочерёдные махи руками и ногами;
  • элементы разминки для пальчиков;
  • набор заданий на выполнение гимнастики для органов дыхания.

Основное правило проведения занятий после дневного сна — исключение резких телодвижений, чтобы предотвратить растяжение мышц, повышенную возбудимость и головную боль.

Процесс пробуждения должен быть постепенным, без рывков и громких звуков

Цели проведения упражнений

Сохранение и укрепление здоровья — это основная задача образовательно-воспитательного процесса в дошкольном заведении. Целями организации гинастики после сна являются:

  • поднятие тонуса мышц;
  • улучшение настроения;
  • профилактика нарушений работы опорно-двигательного аппарата.

А также очень важно помочь выработать у ребёнка привычку разминаться после пробуждения.

Реализации поставленных задач способствуют:

  • умеренные физические нагрузки;
  • чередования холодных и тёплых воздушных ванн;
  • водные процедуры (если такого рода закаливание предполагается программой дошкольного учреждения).

Обливания возможны только при условии наличия этого элемента программы закаливания в работе детского дошкольного учреждения

Нюансы организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе

В подготовительной группе (дети 6–7 лет) гимнастика после пробуждения должна длиться 12–15 минут. Чтобы малыши получили максимальную пользу от гимнастики, следует обратить внимание на ряд тонкостей её проведения:

  • Комплекс упражнений должен подбираться не только под специализацию группы, но и с учётом тех занятий, которые проводились до обеда. Так, если до сна было спортивное занятие, то физическая нагрузка после должна быть небольшой, а упор делается на игровую форму. После сюжетно-ролевой игры до обеда гимнастика может быть в форме мини-тренировки.
  • Если в наборе физических нагрузок предполагается бег, то он должен быть короче, чем в утренней гимнастике, а также рациональнее организовать его в виде подборки подвижных игр.
  • Считается полезным включать в набор занятий упражнения для предотвращения развития плоскостопия.

Ходьба по массажным коврикам предотвращает развитие плоскостопия у детей

Это интересно. Если в наборе упражнений есть лазанье по канату, то дети должны надевать трико — так кожа будет защищена от повреждений.

Правила организации гимнастики

Дисциплина определяет не только поведение ребёнка, но и состояние его здоровья. Не исключение и гимнастика после сна.

  1. Принуждать к занятиям нельзя. Если малыш отказывается от физических нагрузок такого рода, нужно выяснить, почему он так реагирует, но настаивать не стоит.
  2. Для упражнений в зале для физкультуры необязательно делать разминку, так как она уже была проведена после пробуждения.
  3. В период, когда дети находятся на карантине, работа ведётся в группе, а нагрузки уменьшаются в соответствии с рекомендациями врача.
  4. Летом упражнения проводятся на улице. В группах с низким порогом заболеваемости эта практика сохраняется и в холодное время года, но под контролем медицинских работников.

Порядок распределения нагрузок

Набор упражнений, а также порядок их проведения определяется конкретными особенностями группы. Так, для групп детей с нарушениями осанки упор делается на комплекс, корректирующий нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Если говорить о группах без специализированной направленности, то основные этапы гимнастики после пробуждения днём для детей 6–7 лет выделяются следующие:

    Занятия в постели проводятся по мере того, как ребята просыпаются (потягивания, махи ручками и ножками в замедленном темпе) – 2–3 минуты.

Упражнения этого этапа помогают детям перейти в состояние бодрствования

Картотека упражнений для разных блоков

Группировать физические нагрузки также уместно по этапам проведения работы.

В кровати

В этом комплексе очень важен доброжелательный настрой воспитателя. Ведь каждый малыш просыпается в определённом настроении, у каждого своё настроение после сна, поэтому перед взрослым стоит задача подвести общую черту, создать единый эмоциональный фон в группе.

Упражнение «Потягивание»

  1. Начальная поза — лёжа на спине.
  2. Прижимаем подбородок к груди.
  3. Носки подтягиваем на себя.
  4. Вытягиваемся, стараясь макушку и пятки максимально развести в разные стороны.
  5. Повторяем 2 раза.

Просыпаемся, ребята,
Хватит спать, пора вставать.
Открываем наши глазки.
Все проснулись, потянулись.
И друг другу улыбнулись.
Прогоню остатки сна,
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна,
Помогает здорово!

Упражнение «Змейка»

  1. Исходное положение — лёжа на спине.
  2. Перекатываемся с бока на бок, прижав руки к туловищу.
  3. Повторяем 3–4 раза.

Змейке тоже не лежится,
Змейка любит шевелиться.

Упражнение «Великаны-карлики»

  1. Исходная поза — лёжа на спине.
  2. Сгибаем ноги в коленях, задерживаем это положение на счёт до 5.
  3. Вытягиваем ноги.

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом великанами вдруг стали.

Упражнение «Велосипед»

  1. Лёжа на спине поднимаем ноги.
  2. Сгибаем их в коленях.
  3. Делаем круговые движения, как будто крутим педали велосипеда.
  4. Выполняем в течение 1 минуты.

Ножки мы подняли,
На педали встали,
И поехали наши ножки
По ровненькой дорожке.

Упражнение «Лодочка»

  1. Исходное положение — лёжа на животе.
  2. Прогибаем спинку.
  3. Возвращаемся в начальную позу.
  4. Повторяем на счёт до 5.

На животик повернулись,
Спину сильно изогнули.
Прогибаемся сильней,
Чтобы были здоровей.

Упражнение «Кошечка»

  1. Исходное положение — опираемся на коленки и локти.
  2. Выгибаем спинку дугой, голову опускаем вниз.
  3. Прогибаем спинку вниз, голову поднимаем вверх.

Перед следующим этапом рекомендуется сделать пару шагов на месте и попрыгать.

Блок активных нагрузок

Группа этих упражнений включает:

  • ходьбу по массажным коврикам;

Мы по коврикам идём
Друг за другом босиком.
Босиком проходим дружно,
Спинка ровная прямая,
Улыбайтесь наступая.
Ходят наши ножки
По здоровья дорожке.
По дорожке непростой,
По неровной, по колючей,
По шершавой — вот какой!
Этот коврик очень важный,
Он лечебный, он массажный.
Этот коврик необычный,
Пуговичный, симпатичный.

  • самомассаж ног, ступней и рук массажными мячиками;

В колобок свернулся ёжик,
Нет ни мордочки, ни ножек.
Даже осторожненько
Не погладишь ёжика.

Прыжки на фитболе могут выступать частью самомассажа

  • ходьбу и бег друг за другом.

Раз, 2, 3, 4, 5, будем весело шагать.
А теперь мы побежали и ничуть мы не устали!
Боком, боком и подскоками! (2 раза).

В этот блок можно включать и игры со спортивными снарядами, например, «Достань мяч»:

  1. Становимся вокруг обруча, лежащего на полу.
  2. Захватываем одной ногой игрушку, лежащую в центре.
  3. Пытаемся достать и не потерять равновесие.
  4. Меняем ноги.

Упражнения на потягивание можно проводить и в блоке активных нагрузок, когда дети уже поднялись с кроватей

Дыхательная гимнастика

В этом наборе большой выбор заданий разного уровня сложности. При составлении плана важно сгруппировать упражнения так, чтобы получалось дозировать нагрузку, постепенно увеличивая её.

Упражнение «Надуваем шарик»

  1. Надуваем 3–4 воздушных шарика.
  2. Сравниваем, у кого шарик получился больше.

Упражнение «Дракон»

  1. Вдыхаем через правую ноздрю.
  2. Выдыхаем через рот.
  3. Вдыхаем через левую ноздрю.
  4. Снова выдох через рот.
  5. Повторяем 10–12 раз.

Упражнение «Лошадка»

  1. Цокаем языком.
  2. Убыстряем темп.
  3. Замедляем темп.
  4. Повторяем чередование темпов несколько раз.

Упражнение «Змеиный язык»

  1. Высовываем язык как можно дальше.
  2. Стараемся дотянуться до подбородка.
  3. Возвращаемся в исходное положение.
  4. Повторяем 6 раз.

Упражнение «Весёлый плакальщик»

  1. Имитируем громкие всхлипы.
  2. Резко, прерывисто двигаем плечами, вдыхая, но не выдыхая.
  3. Повторяем 30–40 секунд.

Упражнение «Зевота»

  1. Исходное положение — сидя, голова опущена, рот широко раскрыт.
  2. Произносим «о-о-хо-хо-хо-о-о», делая зевок.
  3. Повторяем 5–6 раз.

Упражнение «Смешинка»

  1. Глаза прищуриваем.
  2. Губы раздвигаем.
  3. Произносим звуки «ха-ха-ха», «хи-хи-хи», «гы-гы-гы».
  4. Повторяем 3–4 раза.

Таблица: фрагмент конспекта гимнастики «Эй, ребята, просыпайтесь!»

Автор Сергеева Татьяна
Название Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в подготовительной группе
Ход проведения (Гимнастика проводится в кроватках лёжа, затем — сидя.)
— Эй, ребята, просыпайтесь!
Вам вставать пришла пора.
Мы спокойно просыпаемся
И за дело принимаемся.
Начинаем мы зарядку, после сна прогоним лень,
Настроенье улучшаем и здоровье укрепляем.
Не спеша, откроем глазки…
Снова их закроем. (2 раза)
А теперь посмотрим вправо, а потом — налево! (2 раза).
Смотрим вверх, а после вниз,
Снова вверх и снова вниз.
Это вовсе не каприз.
Ручки поднимаем, медленно опускаем.
Ещё раз поднимаем и медленно опускаем.
В коленях ноги мы сгибаем и очень плавно разгибаем.
Ещё раз ножки мы сгибаем и очень плавно разгибаем.
Поднимите ноги вместе,
Опустите на кровать.
А сейчас мы будем с вами нашими ножками рисовать.
Правой раскрашиваем левую, левой раскрашиваем правую.
Ещё повторим все сейчас.
А теперь раскрасим руки.
Правой — левую, левой — правую.
Начинаем все сначала:
Правой левую, левой правую.
Повернитесь на живот.
Поднимите правую ногу, затем левую, снова правую, а теперь левую.
Сядьте на колени.
Прогнули спинку — показываем «добрую кошку»,
А теперь сердитую (фррр).
Снова — добрую, а затем сердитую.
А теперь нам нужно сесть,
Вправо, влево посмотреть,
Ручки к солнцу потянуть,
С удовольствием зевнуть (сидя в кроватках, посмотреть вправо, влево, тянуть ручки кверху). …>
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-gimnastiki-posle-dnevnogo-sna-s-zakalivayuschimi-meroprijatijami-v-podgotovitelnoi-grupe-na-raionom-seminare.html

Как уже отмечалось, каждый воспитатель самостоятельно подбирает набор упражнений для пробуждения группы. Выше приведен пример выполнения комплекса первого этапа — упражнения, которые выполняются в кровати.

Видео: ребята выполняют гимнастику после сна

От того, как именно проснутся дети после дневного сна, зависит, насколько продуктивно для них пройдёт остаток дня. Поэтому воспитателю так важно правильно подобрать комплекс упражнений, который будет направлен на повышение мышечного тонуса, профилактику нарушений осанки и, что немаловажно, создание позитивного эмоционального фона в коллективе.

Комплекс гимнастики пробуждения после сна для подготовительных групп

Подготовительная группа – предпоследний этап перехода ребенка из дошкольного в школьный возраст. Они уже научились обслуживать себя, говорить, рисовать, петь и переходят к подготовке к первому классу.

Дневной сон помогает ребенку восстановить запасы сил, затраченных на утренний образовательный процесс. Гимнастика после сна в подготовительной группе играет важную роль в воспитательном процессе. От её проведения зависит настроение ребенка до конца дня.

Гимнастика после сна

Зачем нужна гимнастика после сна в подготовительной группе

Гимнастика после сна – это ряд упражнений, которые обеспечивают плавный переход между состоянием сна и бодрствования. Она комбинируется с корригирующей гимнастикой, которая направлена на коррекцию и поддержание осанки, профилактику плоскостопия, поддержание тонуса мышц.

Задачи проведения зарядки

  • профилактика ОРЗ, ОРВИ;
  • укрепление здоровья;
  • укрепление мышц, связок и опорно-двигательной системы;
  • повышение активности ЦНС;
  • физическое развитие;
  • повышение умственной активности;
  • гармоничное пробуждение;
  • корригирование опорно-двигательной функции;
  • избежание капризов после дневного сна.

Подготовительная группа считает себя «взрослыми» и тяжело поддается засыпанию, а гимнастика способствует быстрому повышению работоспособности организма. Ребенок окончательно пробуждается и готов к прогулке и физическим нагрузкам.

Особенности организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе

Перед проведением упражнений необходимо пробудить всех детей. Норма сна и длительность для каждого индивидуальна. Не стоит проводить гимнастику, когда одни уже готовы встать с кровати или не спали вовсе, а другие продолжают крепко спать. Побудка происходит с музыкальным сопровождением. Опытные педагоги рекомендуют использовать звуки природы, морской воды или детские песни.

Важно! Во избежание психологических стрессов ни в коем случае нельзя пробуждать ребенка путем тормошения или резкого звука.

Правила организации и распределение нагрузок для детей 6-7 лет

Условия проведения зарядки:

  • помещение проветривается перед сном;
  • температура воздуха 18-20 градусов;
  • дети должны находиться в трусиках и майке, либо пижаме;
  • для динамической гимнастики на полу или ковриках, на ноги надеваются носки.
  • комплекс упражнений соответствует проведенным занятиям в первую половину дня;
  • тем, кто проснулся раньше, необходимо дать упражнение «ленивого» вида;
  • отсутствие длительного напряжения;
  • необходимо повторить инструкцию по выполнению несколько раз;
  • не стоит принуждать едва проснувшегося малыша к активной работе с остальными детьми. Возможно, ему приснился нехороший сон или он не готов к физической работе.

Подготовка к гимнастике

Для гармоничного проведения зарядки необходимо комбинировать виды гимнастики. Например, 3 упражнения в кроватке, 1-4 на полу и завершение зарядки упражнениями для развития дыхательной системы.

Для наилучшего результата можно использовать вспомогательные средства: музыку, видео, полосу препятствий, ортопедические коврики и т.д.

Важно! Длительность зарядки не больше 10 минут.

Виды (блоки) гимнастики после дневного сна в детском саду

Упражнения «лежа в кровати» или «ленивые»

В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж.

Это кто у нас проснулся?

Снял одеяло, потянулся? (дети подтягиваются лежа в постели)

Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)

– Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.

Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.

Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение.

– А теперь покажем «умывающегося хомячка»?

Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть» лапки.

Блок дыхательных упражнений

В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж,а также задания на развитие дыхательной системы, что способствует наполнению клеток кислородом и увеличению активности ЦНС.

– Это кто у нас проснулся?

Снял одеяло, потянулся? (дети потягиваются лежа в постели)

Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)

– Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.

Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.

Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение.

– А теперь покажем «умывающегося хомячка»?

Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть лапки».

Задание: Дети делают вдох, на выдохе произносят «с-с-с» (5-7 раз).

Задание: дети зажимают 1 ноздрю и делают вдох. Выдох происходит через рот. Затем зажимают другую ноздрю и повторяют задание ( 5-7 раз).

Блок активной нагрузки

Этот блок подразумевает подъем с кроватей и переход в игровое и образовательное помещение.

Обратите внимание! Это могут быть: подвижные игры, использование тренажёров, ортопедической дорожи, полосы препятствий и т.д.

Задания могут быть на ловкость, смекалку, силу и равновесие, гимнастика для глаз и водные процедуры.

Картотека гимнастики пробуждения в подготовительной группе на год по ФГОС

Для составления картотеки гимнастического пробуждения на год можно позаимствовать календарно-тематическое планирование и примеры упражнений в дидактическом пособии «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» (Пензулаева Л.И).

Особенности гимнастики по месяцам и поре года

Обратите внимание! Для любого сезона подбирается соответствующий комплекс упражнений, направленный на укрепление здоровья в переходах от холодного теплого и от теплого к холодному времени.

Цель: подготовить дошкольников к переходу из летнего в осенний период.

Сюда входят 2-3 упражнения, начинается с потягиваний, заканчивается массажем головы.

Применяется корригирующая гимнастика:

  • Хождение по оздоровительной дорожке.
  • Профилактика искривления осанки.
  • Подвижные игры.
  • Без произношения звуков.
  • С произношением звуков.

Цель: подготовка детей к понижению температуры воздуха, профилактика простуды.

  • Тематические упражнения на укрепление мимики.
  • Укрепление мышц рук.
  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
  • Ходьба по ортопедическим дорожкам.
  • Поддержание осанки.

Добавляются оздоровительные упражнения:

  • На укрепление горла.
  • Водные процедуры.

Цель: подготовка детского организма к зимнему периоду.

  • Укрепление мышц рук, ног.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Укрепление дыхательной системы без произношений звуков и с произношением.
  • Корригирующая гимнастика.
  • Физминутка.
  • Обтирание полотенцем.
  • Укрепление горла.

Цель: адаптация организма к зимнему периоду.

  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Растирание лица и ладоней.
  • Укрепление дыхания носом и ртом.
  • Корректирующая ходьба.
  • Использование вспомогательных средств.

Цель: укрепление организма в зимний период.

  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Растирание лица и ладоней.
  • Укрепление дыхания носом и ртом
  • Ходьба.
  • Физминутка.
  • Водные и воздушные процедуры.

Цель: профилактика гриппа и ОРВИ, подготовка к увеличению светлого времени суток.

  • Укрепление мышц ног.
  • Массаж рук, лица, шеи.
  • Пальчиковая гимнастика.

Зарядка для глаз.

  • Укрепление дыхания носом и ртом
  • Физминутка.
  • Использование вспомогательных средств (тринажёры, стулья)

Цель: профилактика гриппа и ОРВИ, подготовка организма к повыщению температуры.

  • Укрепление позвоночника.
  • Массаж головы, рук и ног.
  • В кровати с произношением звуков.
  • Динамическая гимнастика без произношения звуков.
  • Ходьба на месте и по кругу с переходом на бег.

Цель: укрепление организма в весенний период.

  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
  • Динамические упражнения с произношением звуков.

Гимнастика для глаз.

  • Ходьба по ортопедической дорожке.
  • Физминутка.

Цель: подготовка дошкольников к летнему периоду, укрепление иммунитета.

  • Укрепление мимических мышц.
  • Массаж туловища.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Укрепление навыков дыхания через нос.

Гимнастика для глаз.

  • Профилактика плоскостопия.
  • Профилактика искривления осанки.
  • Физминутка.

Цель: профилактика солнечного удара, укрепление иммунитета.

  • Физминутка с элементами потягивания и массажа.
  • Динамическая зарядка с произношением и без произношения звуков.
  • Физминутка с элементами дыхательных упражнений.

Зарядка для глаз.

Цель: подготовка организма к осеннему периоду, интенсивное укрепление иммунитета.

  • Массаж туловища.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Динамические упражнения с произношением звуков.

Гимнастика на свежем воздухе

Заключение

Таким образом, польза гимнастики после сна очевидна даже для детей подготовительной группы.

Обратите внимание! С помощью элементарных упражнений дети легко пробуждаются и готовы к продолжению дня. А регулярная смена заданий пробуждает детский интерес и развивает фантазию.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Картотека гимнастики после сна(подготовительная группа.

Картотека гимнастики после сна (подготовительная группа).

Просмотр содержимого документа
«Картотека гимнастики после сна(подготовительная группа.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 г. Сычёвки

Картотека гимнастики после сна (подготовительная группа).

Смирнова Ирина Александровна

Упражнения в постели.

«Потягивание». Исх. п. – ноги прямые, руки вдоль туловища. Руки поднять через стороны вверх, завести за голову, опустить через стороны вниз. Носки ног потянуть вниз. (4-5 раз).

• Исх. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдное поднимание ног вверх (по 4 раза).

• Поглаживание рук от кисти к плечу поочерёдно (по 4 раза).

• Поглаживание живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Растирание стоп ног («подушечек») и пальцев ног руками, поочерёдно (по 2 раза

Упражнения у постели.

• Исх. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вперёд, влево, назад, вправо, затем в обратную сторону (по 4 раза).

• Бег на месте в чередовании с ходьбой.

Ходьба по массажным коврикам (5-6 раз).

групповой комнате в проветренном помещении).

«Петушок». Исх. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Сделать глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх, на выдохе прогнуться вперёд, сказать «ку-ка-ре-ку», руки отвести назад, (3-4 раза).

Упражнения в постели.

«Потягивание». Исх. п. – ноги прямые, руки вдоль туловища. Руки поднять через стороны вверх, завести за голову, опустить через стороны вниз. Носки ног потянуть вниз. (4-5 раз).

«Велосипед».Исх. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Выполнять круговые движения ногами, будто едем на велосипеде, ноги опустить, отдохнуть (4-5 раз).

• Поглаживание рук от кисти к плечу поочерёдно (по 4 раза).

• Поглаживание ног от ступни к бедру (по 4 раза).

Упражнения у постели.

• Исх. п. – ноги на ширине плеч, руки у плеч согнуты в локтях. Круговые движения руками вперёд – назад на счёт 1-2-3-4 (6-8 раз).

Ходьба по массажным коврикам (5-6 раз).

групповой комнате в проветренном помещении).

«Каша кипит». Исх. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Сделать глубокий вдох, на выдохе говорить «ш-ш-ш…», (3 -4 раза).

Упражнения в постели.

«Потягивание». Исх. п. – ноги прямые, руки вдоль туловища. Руки поднять через стороны вверх, завести за голову, опустить через стороны вниз. Носки ног потянуть вниз. (4-5 раз).

• Исх. п. – сидя, руки в упоре за спиной. Наклоны головы влево –вправо, вперёд — назад (по 4 раза).

• Поглаживание рук от кисти к плечу поочерёдно (по 4 раза).

• Поглаживание живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Упражнения у постели.

• Исх. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты туловища влево – вправо (6-8 раз).

• Бег на месте в чередовании с ходьбой.

Ходьба по массажным коврикам (5-6 раз).

групповой комнате в проветренном помещении).

«Подуем на пёрышко». Исх. п. – основная стойка, руки внизу. Сделать глубокий вдох, правую (левую) руку вывести вперёд, на выдохе подуть на пёрышко, немного прогнувшись вперёд. (3-4 раза).

Упражнения в постели.

«Потягивание». Исх. п. – ноги прямые, руки вдоль туловища. Руки поднять через стороны вверх, завести за голову, опустить через стороны вниз. Носки ног потянуть вниз. (4-5 раз).

• Исх. п. – лёжа на правом боку, правая рука под головой, левая – вдоль туловища, ноги вместе. Поднять левую ногу вверх, не сгибая в колене, вернуться в исх. п. Тоже, лёжа на левом боку (по 4 раза).

• Поглаживание рук от кисти к плечу поочерёдно (по 4 раза).

• Растирание стоп ног («подушечек») и пальцев ног руками, поочерёдно (по 2 раза).

Упражнения у постели.

• Исх. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вперёд на счёт 1-2-3-4, вернуться в исх. п. ; прогнуться назад на счёт 1-2-3-4, вернуться в исх. п. (4 раза).

• Бег на месте в чередовании с ходьбой.

Ходьба по массажным коврикам (5-6 раз).

групповой комнате в проветренном помещении).

«Надуем шар». Исх. п. – основная стойка, руки внизу. Сделать глубокий вдох, одновременно поднести руки ко рту, на выдохе «надуваем шар», вернуться в исх. п. (3-4 раза).

Упражнения в постели.

«Потягивание». Исх. п. – ноги прямые, руки вдоль туловища. Руки поднять через стороны вверх, завести за голову, опустить через стороны вниз. Носки ног потянуть вниз. (4-5 раз).

• Исх. п. – лёжа, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к себе, обхватить их двумя руками, вернуться в исх. п. (6-8 раз). Самомассаж.

• Поглаживание рук от кисти к плечу поочерёдно (по 4 раза).

• Поглаживание живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Упражнения у постели.

• Исх. п. – стоя,ноги на ширине плеч, руки у плеч. Развести руки в стороны, поднять вверх, вернуться в исх. п. (6-8 раз).

• Прыжки на месте на двух ногах в чередовании с ходьбой. (4-5 раз).

Ходьба по массажным коврикам (5-6 раз).

групповой комнате в проветренном помещении).

«Рубим лес». Исх. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделать глубокий вдох, руки сцепить в «замок» и поднять над головой, на выдохе наклониться вперёд, взмахнуть руками и сказать «у-у-у-х, вернуться в исх. п. (3-4 раза)

Упражнения в постели.

«Потягивание». Исх. п. – ноги прямые, руки вдоль туловища. Руки поднять через стороны вверх, завести за голову, опустить через стороны вниз. Носки ног потянуть вниз. (4-5 раз).

• Исх. п. – сидя, руки в упоре за спиной. Поочерёдное поднимание ног вверх, не сгибая в коленях (по 4 раза).

• Поглаживание рук от кисти к плечу поочерёдно (по 4 раза).

«Надеваем перчатки». На каждый пальчик, начиная с мизинца «надеваем» перчатку, (с усилием надавливая на пальчик, затем растираем ладошки. (2-3 раза).

Упражнения у постели.

• Исх. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вперёд, влево, назад, вправо, затем в обратную сторону (по 4 раза).

• Бег на месте в чередовании с ходьбой.

Ходьба по массажным коврикам (5-6 раз).

групповой комнате в проветренном помещении).

«Грибок». Исх. п. – основная стойка, руки внизу. Сделать выдох – глубокий присед, колени обхватить руками (маленький); медленно подняться, руки развести в стороны – вдох (вырос) (3-4 раза).

Упражнения в постели.

«Потягивание». Исх. п. – ноги прямые, руки вдоль туловища. Руки поднять через стороны вверх, завести за голову, опустить через стороны вниз. Носки ног потянуть вниз. (4-5 раз).

• Исх. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- развести руки в стороны, 2- сомкнуть на груди, 3- развести в стороны, 4- вдоль туловища (6-8 раз).

• Поглаживание рук от кисти к плечу поочерёдно (по 4 раза).

• Растирание стоп ног («подушечек») и пальцев ног руками, поочерёдно (по 2 раза).

Упражнения у постели.

• Исх. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вперёд к правой, левой ноге поочерёдно (по 4 раза).

• Ходьба на месте в чередовании с бегом. (3-4 раза).

Ходьба по массажным коврикам (5-6 раз).

групповой комнате в проветренном помещении).

«Насос». Исх. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Сделать глубокий вдох, руки свести впереди внизу (взяли «насос»); сделать выдох, руками сделать резкий толчок вниз, сказать «с-с-с…» (3-4 раза).

Упражнения в постели.

«Потягивание». Исх. п. – ноги прямые, руки вдоль туловища. Руки поднять через стороны вверх, завести за голову, опустить через стороны вниз. Носки ног потянуть вниз. (4-5 раз).

• Исх. п. – лёжа, ноги прямые, руки вдоль туловища. Поочерёдное поднимание ног вверх, не сгибая в коленях, сделать хлопок под коленом (по 4 раза).

• Поглаживание рук от кисти к плечу поочерёдно (по 4 раза).

• Поглаживание живота круговыми движениями по часовой стрелке.

• Растирание стоп ног («подушечек») и пальцев ног руками, поочерёдно (по 2 раза).

Упражнения у постели.

• Исх. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Развести руки в стороны, поднять вверх, в стороны, опустить (6-8 раз).

• Исх. п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть с перекатом вперёд, сделать впереди себя хлопок (6-8 раз).

• Бег на месте в чередовании с ходьбой.

Ходьба по массажным коврикам (5-6 раз).

групповой комнате в проветренном помещении).

«Грибок». Исх. п. – основная стойка, руки внизу. Сделать выдох – глубокий присед, колени обхватить руками (маленький); медленно подняться, руки развести в стороны – вдох (вырос) (3-4 раза).

Упражнения в постели.

«Потягивание». Исх. п. – ноги прямые, руки вдоль туловища. Руки поднять через стороны вверх, завести за голову, опустить через стороны вниз. Носки ног потянуть вниз. (4-5 раз).

«Велосипед».Исх. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Выполнять круговые движения ногами, будто едем на велосипеде, ноги опустить, отдохнуть (5-6 раз).

• Исх. п. – сидя, руки в упоре за спиной. Поочерёдное поднимание ног вверх, не сгибая в коленях (по 4 раза).

• Поглаживание рук от кисти к плечу поочерёдно (по 4 раза).

• Поглаживание живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Упражнения у постели.

• Исх. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вперёд, влево, назад, вправо, затем в обратную сторону (по 4 раза).

• Прыжки на месте с поворотом вокруг себя (на счёт 1,2,3, 4) в чередовании с ходьбой.

Ходьба по массажным коврикам (5-6 раз).

групповой комнате в проветренном помещении).

«Подуем на пёрышко». Исх. п. – основная стойка, руки внизу. Сделать глубокий вдох, правую (левую) руку вывести вперёд, на выдохе подуть на пушинку, немного прогнувшись вперёд. (3-4 раза)

Комплекс гимнастики пробуждения после сна для подготовительных групп

Подготовительная группа – предпоследний этап перехода ребенка из дошкольного в школьный возраст. Они уже научились обслуживать себя, говорить, рисовать, петь и переходят к подготовке к первому классу.

Дневной сон помогает ребенку восстановить запасы сил, затраченных на утренний образовательный процесс. Гимнастика после сна в подготовительной группе играет важную роль в воспитательном процессе. От её проведения зависит настроение ребенка до конца дня.

Гимнастика после сна

Зачем нужна гимнастика после сна в подготовительной группе

Гимнастика после сна – это ряд упражнений, которые обеспечивают плавный переход между состоянием сна и бодрствования. Она комбинируется с корригирующей гимнастикой, которая направлена на коррекцию и поддержание осанки, профилактику плоскостопия, поддержание тонуса мышц.

Задачи проведения зарядки

  • профилактика ОРЗ, ОРВИ;
  • укрепление здоровья;
  • укрепление мышц, связок и опорно-двигательной системы;
  • повышение активности ЦНС;
  • физическое развитие;
  • повышение умственной активности;
  • гармоничное пробуждение;
  • корригирование опорно-двигательной функции;
  • избежание капризов после дневного сна.

Подготовительная группа считает себя «взрослыми» и тяжело поддается засыпанию, а гимнастика способствует быстрому повышению работоспособности организма. Ребенок окончательно пробуждается и готов к прогулке и физическим нагрузкам.

Особенности организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе

Перед проведением упражнений необходимо пробудить всех детей. Норма сна и длительность для каждого индивидуальна. Не стоит проводить гимнастику, когда одни уже готовы встать с кровати или не спали вовсе, а другие продолжают крепко спать. Побудка происходит с музыкальным сопровождением. Опытные педагоги рекомендуют использовать звуки природы, морской воды или детские песни.

Важно! Во избежание психологических стрессов ни в коем случае нельзя пробуждать ребенка путем тормошения или резкого звука.

Правила организации и распределение нагрузок для детей 6-7 лет

Условия проведения зарядки:

  • помещение проветривается перед сном;
  • температура воздуха 18-20 градусов;
  • дети должны находиться в трусиках и майке, либо пижаме;
  • для динамической гимнастики на полу или ковриках, на ноги надеваются носки.
  • комплекс упражнений соответствует проведенным занятиям в первую половину дня;
  • тем, кто проснулся раньше, необходимо дать упражнение «ленивого» вида;
  • отсутствие длительного напряжения;
  • необходимо повторить инструкцию по выполнению несколько раз;
  • не стоит принуждать едва проснувшегося малыша к активной работе с остальными детьми. Возможно, ему приснился нехороший сон или он не готов к физической работе.

Подготовка к гимнастике

Для гармоничного проведения зарядки необходимо комбинировать виды гимнастики. Например, 3 упражнения в кроватке, 1-4 на полу и завершение зарядки упражнениями для развития дыхательной системы.

Для наилучшего результата можно использовать вспомогательные средства: музыку, видео, полосу препятствий, ортопедические коврики и т.д.

Важно! Длительность зарядки не больше 10 минут.

Виды (блоки) гимнастики после дневного сна в детском саду

Упражнения «лежа в кровати» или «ленивые»

В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж.

Это кто у нас проснулся?

Снял одеяло, потянулся? (дети подтягиваются лежа в постели)

Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)

– Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.

Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.

Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение.

– А теперь покажем «умывающегося хомячка»?

Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть» лапки.

Блок дыхательных упражнений

В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж,а также задания на развитие дыхательной системы, что способствует наполнению клеток кислородом и увеличению активности ЦНС.

– Это кто у нас проснулся?

Снял одеяло, потянулся? (дети потягиваются лежа в постели)

Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)

– Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.

Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.

Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение.

– А теперь покажем «умывающегося хомячка»?

Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть лапки».

Задание: Дети делают вдох, на выдохе произносят «с-с-с» (5-7 раз).

Задание: дети зажимают 1 ноздрю и делают вдох. Выдох происходит через рот. Затем зажимают другую ноздрю и повторяют задание ( 5-7 раз).

Блок активной нагрузки

Этот блок подразумевает подъем с кроватей и переход в игровое и образовательное помещение.

Обратите внимание! Это могут быть: подвижные игры, использование тренажёров, ортопедической дорожи, полосы препятствий и т.д.

Задания могут быть на ловкость, смекалку, силу и равновесие, гимнастика для глаз и водные процедуры.

Картотека гимнастики пробуждения в подготовительной группе на год по ФГОС

Для составления картотеки гимнастического пробуждения на год можно позаимствовать календарно-тематическое планирование и примеры упражнений в дидактическом пособии «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» (Пензулаева Л.И).

Особенности гимнастики по месяцам и поре года

Обратите внимание! Для любого сезона подбирается соответствующий комплекс упражнений, направленный на укрепление здоровья в переходах от холодного теплого и от теплого к холодному времени.

Цель: подготовить дошкольников к переходу из летнего в осенний период.

Сюда входят 2-3 упражнения, начинается с потягиваний, заканчивается массажем головы.

Применяется корригирующая гимнастика:

  • Хождение по оздоровительной дорожке.
  • Профилактика искривления осанки.
  • Подвижные игры.
  • Без произношения звуков.
  • С произношением звуков.

Цель: подготовка детей к понижению температуры воздуха, профилактика простуды.

  • Тематические упражнения на укрепление мимики.
  • Укрепление мышц рук.
  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
  • Ходьба по ортопедическим дорожкам.
  • Поддержание осанки.

Добавляются оздоровительные упражнения:

  • На укрепление горла.
  • Водные процедуры.

Цель: подготовка детского организма к зимнему периоду.

  • Укрепление мышц рук, ног.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Укрепление дыхательной системы без произношений звуков и с произношением.
  • Корригирующая гимнастика.
  • Физминутка.
  • Обтирание полотенцем.
  • Укрепление горла.

Цель: адаптация организма к зимнему периоду.

  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Растирание лица и ладоней.
  • Укрепление дыхания носом и ртом.
  • Корректирующая ходьба.
  • Использование вспомогательных средств.

Цель: укрепление организма в зимний период.

  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Растирание лица и ладоней.
  • Укрепление дыхания носом и ртом
  • Ходьба.
  • Физминутка.
  • Водные и воздушные процедуры.

Цель: профилактика гриппа и ОРВИ, подготовка к увеличению светлого времени суток.

  • Укрепление мышц ног.
  • Массаж рук, лица, шеи.
  • Пальчиковая гимнастика.

Зарядка для глаз.

  • Укрепление дыхания носом и ртом
  • Физминутка.
  • Использование вспомогательных средств (тринажёры, стулья)

Цель: профилактика гриппа и ОРВИ, подготовка организма к повыщению температуры.

  • Укрепление позвоночника.
  • Массаж головы, рук и ног.
  • В кровати с произношением звуков.
  • Динамическая гимнастика без произношения звуков.
  • Ходьба на месте и по кругу с переходом на бег.

Цель: укрепление организма в весенний период.

  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
  • Динамические упражнения с произношением звуков.

Гимнастика для глаз.

  • Ходьба по ортопедической дорожке.
  • Физминутка.

Цель: подготовка дошкольников к летнему периоду, укрепление иммунитета.

  • Укрепление мимических мышц.
  • Массаж туловища.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Укрепление навыков дыхания через нос.

Гимнастика для глаз.

  • Профилактика плоскостопия.
  • Профилактика искривления осанки.
  • Физминутка.

Цель: профилактика солнечного удара, укрепление иммунитета.

  • Физминутка с элементами потягивания и массажа.
  • Динамическая зарядка с произношением и без произношения звуков.
  • Физминутка с элементами дыхательных упражнений.

Зарядка для глаз.

Цель: подготовка организма к осеннему периоду, интенсивное укрепление иммунитета.

  • Массаж туловища.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Динамические упражнения с произношением звуков.

Гимнастика на свежем воздухе

Заключение

Таким образом, польза гимнастики после сна очевидна даже для детей подготовительной группы.

Обратите внимание! С помощью элементарных упражнений дети легко пробуждаются и готовы к продолжению дня. А регулярная смена заданий пробуждает детский интерес и развивает фантазию.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Зарядка после дневного отдыха в ДОУ: особенности проведения в подготовительной группе

Зарядка после обеденного сна тонизирует организм и помогает быстрее проснуться. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) преподаватели стремятся выработать привычку заниматься спортом у детей, делая веселые упражнения под музыку и стихотворения. Подбираются гимнастические комплексы в зависимости от возрастной категории. Базовые движения делаются в постели. Остальные этапы зарядки проводятся в отдельном помещении (в теплой или прохладной комнате) или на улице.

О пользе зарядки в детском возрасте

Полноценное развитие малыша подразумевает занятия спортом. Приучать к нему необходимо как можно раньше. Желательно демонстрировать все на своем примере и заниматься вместе. Регулярное получение физических нагрузок оказывает благотворное влияние почти на все функции организма, проявляется оно в следующем:

  • повышение устойчивости к стрессовым ситуациям и болезням;
  • стимуляция нервной системы;
  • ускорение обменных процессов;
  • положительное воздействие на дыхательную систему;
  • улучшение работы сердца;
  • повышение когнитивных способностей.

Гимнастика после дневного отдыха в дошкольном учреждении

Гимнастика после сна в ДОУ проводится под музыку, сопровождаясь детскими стихами, в игровой и познавательной форме. Действуют воспитатели строго в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами). Цель зарядки заключается в поднятии настроения, тонизировании мышечных тканей и профилактике сбоев в опорно-двигательной системе. Для достижения поставленных задач используются следующие методы:

  • использование комплексов физических и дыхательных упражнений;
  • поочередное проведение занятий в теплых и прохладных комнатах;
  • применение вспомогательных атрибутов;
  • осуществление водных процедур.

Проводится зарядка согласно информации рекомендательного характера, собранной в общепринятой картотеке. Комплексы разбиты по месяцам. Инетерсно знать! В качестве пособий используется книги о физкультурных занятиях в детсаде, написанные Людмилой Пензулаевой, и конспекты НОД других воспитателей.

Особенности выбора упражнений и тактики занятий в зависимости от возраста

Гимнастику после дневного сна в детском саду проводят воспитатели, опираясь на возраст детей. У младших групп большая часть упражнений осуществляется в кроватке. Для малышей постарше подготавливаются специальные развивающие считалки и веселые задания с целью стимулирования умственных способностей.

Подробности приведены в таблице:

Группа Возраст Описание
В ясельной группе 1,5-2 Ребенок до 2 лет уже достаточно физически развит, чтобы находиться в детском садике. Проблемы могут возникнуть из-за психологического фактора. В таком нежном возрасте дети очень привязаны к матерям и несильно хотят общаться со сверстниками. Воспитателям необходимо постепенно вводить бодрящие упражнения после обеденного сна с целью выработки привычки заниматься спортом и поддержания мышечных тканей в тонусе. Большинство движений выполняется в кроватке.
В младшей группе 2-3 К 3 годам дети осваивают многие навыки самообслуживания и способны выполнять более сложные действия. Прерывать сон рекомендуется упражнениями для улучшения настроения и общего тонизирования организма. Дополнительно применяются контрастные воздушные ванны.
Во второй младшей группе 3-4 Малыши уже лучше понимают, что происходит вокруг, поэтому акцент необходимо делать на эмоциональной составляющей зарядки. Важно правильно подобрать музыку , ее громкость и стишки для создания позитивной атмосферы после пробуждения .
В средней группе 4-5 Дети стали более эмоционально окрепшими. Особое внимание во время занятий необходимо перенести со слов и музыки на количество упражнений. Не менее важно добавить в программу больше дыхательных и профилактических комплексов.
В старшей группе 5-6 К 5-6 годам дети становятся более активными и все меньше желают спать в обеденное время. Необходимо корригировать программу в сторону увеличения продолжительности занятий. Допустимо использование прочих атрибутов (скакалки, ленты, кегли) и введение тренировок на специальных тренажерах.
В подготовительной группе 6-7 У детей уже неплохо развиты личностные качества. Подчеркивать умственный и психический уровень следует с помощью игровых комплексов. На первый план должны выйти командные действия. По возможности стоит вводить элементы задач на смекалку для полноценной подготовки к школе.

Основные моменты проведения зарядки после обеденного отдыха среди детей 6-7 лет

Гимнастика после сна в подготовительной группе длится не более 15 минут. Отведенного времени должно хватить, чтобы взбодрить детей. Поможет в достижении цели знание тонкостей проведения занятия:

  • Акцент идет на полученные ранее нагрузки. Если дети сильно устали до обеденного отдыха, воспитатель снизит количество физических упражнений, сделав мини-тренировку, или насытит занятие игровыми моментами.
  • Бег хорошо взбадривает организм, особенно во время утренней зарядки. После обеденного сна лучше снизить его продолжительность или использовать только в подвижных играх.
  • В качестве профилактики плоскостопия рекомендовано добавить в гимнастический комплекс ходьбу по специальным коврикам.
  • Детей, просыпающихся раньше других, стоит обучить нескольким отдельным упражнениям с тренажерами или на разминку конечностей для самостоятельного выполнения.
  • Проводится зарядка в майке и трусиках. Носки нужны только для некоторых танцевальных движений. Если в программе есть лазанье по канату, то необходимо трико.

Правила обеденной зарядки

Сотрудники детских садов должны не только следовать принятым стандартам, но и учитывать погодные условия и желания воспитанников. Последние два пункта помогут сохранить здоровье и положительный психоэмоциональный фон детей. Во избежание ошибок стоит запомнить правила проведения занятий после обеденного сна:

  • Запрещается насильно заставлять ребенка делать упражнения. Воспитатель должен узнать причину отказа и найти компромисс.
  • Перед занятиями в зале проводить дополнительную разминку не нужно. Базовые упражнения уже были выполнены во время зарядки.
  • При карантине программа занятий корректируется в зависимости от ситуации и указаний врачей.
  • На свежем воздухе зарядка проводится в летние месяцы. При отсутствии противопоказаний и низком уровне заболеваемости допустимы занятия на улице в более прохладную пору.

Алгоритм распределения нагрузки

Порядок распределения нагрузки во многом зависит от наличия специализированной направленности группы. При нарушении осанки подбирается комплекс для предотвращения сбоев в опорно-двигательной системе. Аналогично решаются прочие проблемы. Стандартная схема выглядит следующим образом:

Номер этапа Описание Движения Длительность (в минутах)
1 По мере просыпания выполняются базовые движения в кроватки и рядом с ней. Медленные потягивания и махи 3
2 Начинаются активные нагрузки в прохладной комнате. В приоритете ходьба. Затем необходим переход в теплое помещение для выполнения движений, предотвращающих развитие проблем с опорно-двигательным аппаратом. Различные способы ходьбы. Работа с тренажерами и дополнительным инвентарем. 5-6 – первая половина в холодной комнате, а вторая – теплой.
3 Дети переходят в прохладную комнату для выполнения дыхательных упражнений. Элементы, взятые из комплексов дыхательных гимнастик. От 30 секунд до 4 минут. Время увеличивается постепенно.

Примерные комплексы гимнастики

В картотеках, содержащих упражнения для воспитанников детского сада, комплексы разбиты по месяцам. Воспитателям остается ориентироваться на готовый материал и применять его в своей практике. Примеры популярных упражнений приведены в таблице:

Вид Особенность исполнения Упражнения
Пассивный этап Лежа в кроватке Велосипед»:
— Лечь на спину.
— Ногами делать движения, имитирующие прокрутку педалей.
• «Горка»:
— Сесть на кровать.
— Опираясь на ноги и руки, приподнимать таз и возвращаться в исходное положение.
• «Потягивание»:
— Не вставая с кровати, тянуться руками вниз вдоль тела. Затем вверх над головой.
— Ногами тянуться в обратном направлении.
• «Кошечка»:
— Стать, опираясь на локти и колени. Взгляд направлен перед собой.
— Вытянуть спину дугой, опустив голову.
— Задержаться на 2-3 секунды и вернуться в первоначальное положение.
• «Змейка»:
— Лежа на спине, перекатываться сбоку набок.
Активный этап Рядом с постелью • «Любознательный ребенок»:
— Положить руки на талию.
— Поворачивать голову влево-вправо, вверх-вниз.
• «Мельница»:
— Расставить ноги.
— Начать крутить руками вперед, а затем назад.
• «Птица»:
— Оставаясь в том же положении, потянуться руками вверх.
— Вернуться в исходную позицию.
• «Гуси»:
— Расположить руки на талии, а ноги по ширине плеч.
— Прогнуться туловище вперед. Верхние конечности отвезти назад.
— Начать шипеть, подражая гусям.
• «Мяч»:
— Прыгать на месте.
В прохладном помещении • 1 цикл:
— Ходить вдоль комнаты. Шаги должны чередоваться (5 крупных, 5 небольших).
— Начать подниматься на носочки, стараясь руками максимально вытянуться вверх.
— Перейти на походку «цапли» (высоко поднимать колени).
— Пробежать несколько кругов в умеренном темпе.
— Закончить тренировочный комплекс приседаниями и прыжками в длину.
• 2 цикл:
— Шагать на носочках в обычном темпе. Руки поднять в сторону потолкаю
— Продолжить ходьбу, но с периодическими остановками на одной из нижних конечностей. Ориентиром является команда воспитателя.
— Перейти в полусидящую позицию и продолжить движение. Руки прижать к талии.
— Завершить комплекс походкой «цапли» в быстром темпе.
В теплой комнате • Прыгуны»:
— Прыгать на месте. Первые пять раз слегка отрывать ноги от пола. Затем еще столько же высоко подпрыгивать.
• «Елка»:
— Стать на колени, положив руки на уровень талии.
— Вытянуть правую нижнюю конечность вбок.
— Руки расставить по сторонам.
— Повторить упражнение на другую ногу.
Элементы из дыхательной гимнастики В прохладном помещении • Змейка»:
— Вытянуть язык, насколько возможно.
— Постараться коснуться подбородка его кончиком.
• «Лошадь»:
— Цокать языком, чередуя темп и создавая звуки похожие на стук копыт.
• «Голуби»:
— Выдыхая, произносить «гули-гули».
— Когда воздуха останется совсем мало, громко сказать «кыш».
• «Коровка»:
— На выдохе произносить «му».
• «Поезд»:
— Начать ходьбу по комнате, произнося «чух-чух». Верхние конечности согнуть в локтях.

Закаливающие процедуры в детском саду

Методики закаливания организма должны быть предусмотрены образовательной программой ДОУ. В обязательном порядке подбирается индивидуальный подход к каждому воспитаннику, чтобы избежать проблем со здоровьем. Ориентироваться можно на перечень эффективных способов укрепления иммунитета, используемых в детских садиках:

  • Обмывание прохладной водой.
  • Упражнения на свежем воздухе. В холодную пору занятия проводятся в прохладной комнате при температуре до 20°.
  • Ходьба по специальным коврикам.
  • Движения ногами в тазиках с водой.

Гимнастика после обеденного отдыха в детском садике тонизирует организм и помогает быстрее проснуться. Длится занятие около 15 минут. Для прививания любви к спорту воспитатели добавляют в программу стишки, музыку и веселые упражнения. Дополняется полученный эффект закаливающими процедурами.

Читать еще:  Упражнения для гибкости шеи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector