Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе
Педология
Автор: Якименко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №76»
Населённый пункт: г. Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Картотека комплексов артикуляционной гимнастики в средней группе»
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 76 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» г. СЫКТЫВКАРА
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 76
общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Картотека комплексов артикуляционной гимнастики
Составила: Якименко Е.А.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность особых, с определенной целью
органа. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно.
Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от более простых упражнений к
более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в
напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно
напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными
Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, — это может
привести к отказу выполнять движение.
движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного произношения звуков.
Условия по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не
следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо
соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений
6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только
одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок
выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить
закрепления можно придумать новые игровые приемы.
7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком
находятся в спокойном положении.
8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,
артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
(примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка
9. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,
темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В
противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему —
шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.
например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-
то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений
напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно
напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной
моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения,
направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Упражнения для губ.
1. «Улыбка»- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. «Трубочка» — Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. «Хоботок» — Вытягивание сомкнутых губ вперед.
вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
6. «Кролик» — Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает
Упражнения для развития подвижности губ:
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы
растянуть губы в улыбку.
вращать по кругу.
(произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцам и указательными пальцами одной руки
нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался
характерный звук «поцелуя».
7. «Уточка».Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы
были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы
вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,
похожий на фырканье лошади.
прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые.
Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
Удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом
нарисовать круг (квадрат).
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
3. «Голодный хомячок.» Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего
воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка.
1. «Птенчики».Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой
2. «Лопаточка».Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на
3. «Чашечка».Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого
языка подняты, но не касаются зубов.
напряженный язык выдвинут вперед.
5. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в
нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. «Трубочка».Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. «Грибок».Рот открыт.Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1. «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку.
Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам
2. «Змейка».Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед
и убрать в глубь рта.
подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком
упереться то в одну, то в другую щеку.
5. «Почистить зубы».Рот закрыт. Круговым движением языка обвести
между губами и зубами.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
1. «Трусливый птенчик».Широко открывать и закрывать рот, так чтобы
тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины
двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается.
Упражнение выполняется ритмично.
2. «Акулы».На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть
двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место,
на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на
«шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном
удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и
осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. «Обезьяна».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием
языка к подбородку.
вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или
э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым
ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
4. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки «к», «г», т, д.
7. Подражать: стону, мычанию, свисту.
8. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением
сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
9. Произносить гласные звуки «а», «э», «и», «о», «у» на твердой атаке.
10. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, «и-а».
Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.
11. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльнык пузыри.
правильного артикуляционного уклада для того или иного звука.
В игровых упражнениях участвуют рот, губы, зубы, а также язык и его
1. «Язычок силач» губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в
нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
2. «Окошко» широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно».
внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
4. Упражнение «Улыбочка».
Ц е л ь. Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в виде улыбки,
обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—
5. Упражнение «Дудочка»
вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15
с. Детям старших и подготовительных групп уже проводят упражнения на
дифференциацию самых разных звуков. В подготовительной к школе группе
Картотека. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика для свистящих.
1. «Заборчик»
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
2. «Почистим зубы»
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движение языком вверх – вниз.
3. «Киска сердится»
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, за тем выравнивается.
4. «Кто дальше загонит мяч»
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
5. «Подуй в трубочку»
Колпачок от шариковой ручки зажать между зубами и дуть в колпачок.
Артикуляционная гимнастика для шипящих.
1. «Лопатка»
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.
2. «Маляр»
Цель: вырабатывать движение языка вверх его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небу, делая движение языка назад – вперед (от зубов к горлу и обратно).
3. «Вкусное варенье»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.
4. «Чашечка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5 – 10.
5. «Для развития выдоха»
Округлить губы и вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки – ощущается теплая струя. Многократным упражнением добиться необходимой силы выдоха.
Артикуляционная гимнастика для «Л»
1. «Заборчик»
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
2. . «Лопатка»
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.
3. « Накажи непослушный язычок»
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить звуки пя – пя – пя.
4. «Индюк»
Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движение по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл – бл..
5. «Песенка язычка»
Зажать зубами кончик языка и произнести протяжный звук а или ы (с включением голоса). Получится звук л.
Артикуляционная гимнастика для «Р»
1. «Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.
2. «Маляр»
Цель: вырабатывать движение языка вверх его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небу, делая движение языка назад – вперед (от зубов к горлу и обратно).
3. «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.
4. «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.
5. «Барабан I»
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д – д – д.
6. «Барабан II»
Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к небу и произносить поочередно отчетливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру неба, при произнесении ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами.
7. «Фырканье»
Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса. Язык и губы не напряжены.
Комплекс артикуляционной гимнастики детям 4-5 лет в средней группе
Внимательно изучив статистические данные, специалисты пришли к выводу, что у каждого второго ребенка имеются проблемы с произношением некоторых звуков. Для исправления такого рода недостатков необходимо обращаться к логопеду или воспитателю, который должен общаться и заниматься с малышом. С помощью специальных занятий речь ребенка улучшается, становится чище и понятнее из-за устранения нарушений произношения звуков. Одной из популярных форм работы в данном направлении является артикулярная гимнастика для детей 4-5 лет.
Что такое артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика для языка для детей 4-5 лет является комплексом специальных упражнений, предназначенных для улучшения функциональности органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика в саду
С помощью таких занятий у ребенка происходят следующие изменения:
- повышается подвижность языка, мягкого неба и челюстного аппарата;
- укрепляются мышечные ткани щек, губ и языка;
- закрепляется способность удерживать язык и зубы в нужном положении;
- развивается детская координация движения артикуляционных органов.
Ежедневное выполнение такого вида гимнастики способствует выработке правильного произношения тех или иных звуков.
Обратите внимание! Если на протяжении долгого времени игнорировать проблемы в речи и не заниматься с ребенком, это приведет к тому, что в будущем он столкнется с трудностями в грамотном произношении. Также не исключено снижение успеваемости в школе.
Для занятий с дошкольниками следует отдавать предпочтение лексическим упражнениям в игровой форме, чтобы детям было интересно. Артикуляционная гимнастика может быть как коллективной, так и индивидуальной, но при ее проведении обязательно нужно использовать зеркало. Оптимальное время для занятий — это раннее утро или вечер, продолжительность уроков должна составлять не более 15 мин, в процессе которых нужно успеть выполнить 5-6 упражнений.
Причины для занятий артикуляционной гимнастикой для детей 4-5 лет
Многие родители задаются вопросом, как же распознать первые тревожные звоночки, и что именно скрыто за причинами для занятий по артикуляции. Благодаря тому, что упражнения были начаты своевременно, у ребенка начинает развиваться речевой слух, речь становится правильной и чистой, и грамотно говорить дошкольник сможет уже без посторонней помощи.
У малышей с тяжелой формой нарушения звукопроизношения после месяца занятий гимнастикой с логопедом наблюдается стремительное исправление дефектов речи. Дети, у которых правильное, но вялое звукопроизношение, также должны заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы избавиться от «каши во рту».
Обратите внимание! С помощью четкого и внятного произношения звуков дошкольнику легче учиться писать, поскольку это является основой при обучении письму.
Занятия ребенка с логопедом
Как заниматься артикуляционной гимнастикой
Занятия по артикуляции нужно проводить в сидячем положении, чтобы ребенок сидел прямо и имел возможность в любой момент расслабить тело, руки и ноги. Квалифицированные специалисты рекомендуют начинать зарядку с упражнений для губ.
Важно! Малыш должен хорошо видеть лицо родителя или логопеда, а также свое лицо, чтобы осуществлять самостоятельный контроль за правильностью выполнения упражнений. Для этих целей желательно пользоваться настенным или ручным зеркалом.
В педагогике существует несколько основных правил, как проводить уроки по артикуляционной гимнастике. К основным из них относят следующие:
- С помощью игровых приемов воспитатель должен рассказать ребенку о предстоящих занятиях, а также показать выполнение каждого упражнения на своем примере.
- Если малышу трудно выполнить какое-то движение, ему нужно помочь, используя для этого чистый палец, шпатель или чайную ложку.
- Чтобы дошкольник определил для себя правильное положение языка, нужно намазать его верхнюю губу медом, вареньем или еще чем-нибудь сладким. Ребенок инстинктивно оближет губу, и его язык ляжет так, как нужно.
Логопед или воспитатель, который проводит образовательную артикуляторную зарядку, должен обязательно следить за тем, как дети выполняют движения. Особое внимание нужно уделять плавности, точности, устойчивости и темпу выполнения. Движения абсолютно каждого органа артикуляции должны быть симметричными по отношению к левой и правой стороне лица, иначе никакого результата от таких уроков не будет.
Гимнастика для языка детям
С помощью гимнастики для языка не только укрепляются его мышцы, но и отрабатываются правильные движения. Благодаря урокам по артикуляции малыш готовит свой язык, чтобы правильно произносить звуки, вырабатывает умение владеть языком и изменять его положение.
Логопеды выделяют несколько эффективных и наиболее популярных игр для улучшения звукопроизношения, а именно «Птичку», «Горку» и «Качели». Выполняя «Птичку», ребенок должен высунуть язык, после чего полностью расслабить его, пошлепать им себя по губам и положить на нижнюю губу. Держать в таком положении не менее 20 сек. Во время «Горки» и «Качелей» малыш должен поочередно касаться языком своего носа и подбородка.
Требования к занятиям для детей 4-5 лет
Уроки по артикуляции для детей 4-5 лет должны быть красочными и интересными. Игровая форма подачи способствует тому, что ребенок быстрее и охотнее начнет осваивать тонкости произношения звуков. Словесные описания желательно усиливать с помощью визуальных образов и ярких иллюстраций с изображениями для каждого урока.
Поскольку малыши четырех-пяти лет не способны концентрировать свое внимание на чем-то одном на протяжении долгого времени, продолжительность гимнастики должна составлять 10-15 мин каждый день.
Обратите внимание! Статические упражнения должны чередоваться с динамичными, чтобы дошкольник не заскучал на уроке. В ходе объяснения правил игры рекомендуется использовать элементы мультиков или сказок о животных. К примеру, при упражнении «Хоботок» можно предложить дошкольнику сыграть роль слоника, который должен научиться втягивать свой хобот.
Упражнения для артикуляционной гимнастики в средней группе ДОУ
Все упражнения делятся на статические, в процессе которых задерживается одна артикуляционная поза, и динамические с переходом от одного положения речевых органов к другому («Часики», «Лошадка», «Хоботок»). Чтобы пояснить дошкольнику, в каком положении должен находиться орган речевого аппарата, можно использовать крупные иллюстрации рта в момент произношения того или иного звука.
С детьми дошкольного возраста логопеды довольно часто играют в «Собачку», в процессе которой нужно широко открыть рот и высунуть язык в расслабленном состоянии на нижнюю губу. В таком положении язык следует держать не менее 5 сек., после ребенок должен спрятать его, сглотнуть слюну и отдохнуть.
Обратите внимание! Через пару минут приступить к повторному выполнению упражнения, сделав его еще 5-6 раз.
Картотека артикуляционной гимнастики в средней группе по ФГОС с целями
Картотека упражнений по артикуляции состоит из множества упражнений, среди которых такие игры, как «Бегемотик», «Мостик» и «Вкусный мед». В процессе упражнения «Бегемотик» ребенок просто должен научиться широко открывать и закрывать рот, а во время «Мостика» малышу следует открыть рот и выгнуть спинку языка таким образом, чтобы его кончик упирался в нижние зубы изнутри ротовой полости. В таком положении нужно держать язык 5 сек., после чего потихоньку сблизить и сжать зубы, полностью закрыв рот. «Мостик» находится за закрытыми зубами.
На следующем этапе малыш должен расслабить и выпрямить язычок, сглотнуть слюну и отдохнуть. Упражнение следует повторить не менее 4-5 раз. Что касается упражнения «Вкусный мед», то здесь дошкольнику нужно широко открыть рот и кончиком язычка провести по верхней губе, сначала по направлению справа-налево, а потом наоборот. Нижняя челюсть при этом должна находиться в неподвижном состоянии. После 5-8 подходов язык нужно убрать, закрыть рот и расслабиться.
Для формирования и отработки правильного произношения звуков артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет очень важна. Разрабатывая эффективный комплекс занятий в детском саду, логопед обязательно должен брать во внимание тематику упражнений в каждый конкретный промежуток времени.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
Артикуляционная гимнастика (картотека)
Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.
Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Проводить необходимо эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастику проводят сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Если упражнение выполняется в первый раз, воспитатель объясняет и показывает данное упражнение, затем выполняют дети. Выполняются все упражнения перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.
![]() ![]() |
— Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
— Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
Наши губки улыбаются, зубки появляются.
Раз, два, три, четыре, пять —
Улыбку можно убирать.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губки прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки —
Я увижу ваши зубки.
— Рот открыт, как при звуке [а]. Движения языка — вверх, кончиком языка задеть бугорки за верхними зубами, вниз — кончиком языка задеть бугорки за нижними зубами. И снова вверх — вниз — ..
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
На качелях я качаюсь:
Высоко я поднимаюсь,
Опускаюсь снова вниз.
Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать 10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.
Ходят часики вот так.
День и ночь они не спят,
Всё стучат, стучат, стучат
— Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами. выполняем упражнение 3 раза.
Широко откроем ротик,
Как голодный бегемотик
![]() ![]() |
— Губки сильно мы смыкаем и вытягиваем сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Губы трубочкой тяну: «Ду-ду-ду-ду»
Губы трубочкой тяну.
![]() ![]() |
— Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.
![]() ![]() |
![]() ![]() |
— Давай покажем «горку». Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт от 3 до восьми-десяти. Молодец!
— Покажи, как с горки зубки съезжают и поднимаются, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху поднимаются.
— Рот открыт как при звуке [а]. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет от 3 до 10.
Следить, чтобы верхняя губа не задевала язык, бока языка задевали уголки рта.
Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Язык лопаткой положи
И спокойно так держи.
Раз, два, три, четыре, пять —
Язычок в рот можно убирать.
![]() ![]() |
«Ветерок дует с горки»
— Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным, слышится звук [с].
С горки дует ветерок,
И несет он холодок.
«Щеточка» («Чистим зубки»)
— Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим зубы внутри». Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.
Картотека артикуляционной гимнастики — занятия по карточкам
Сегодня продолжаю серию статей, посвященную артикуляционной гимнастике. Картотека артикуляционной гимнастики — это важная составляющая накопленного опыта не только логопеда, но и любого воспитателя детского сада. Если вы пропустили эти статьи, то обязательно с ними познакомьтесь: «Артикуляционная гимнастика: рекомендации по организации занятий» и «Артикуляционная гимнастика для детей со сладостями».
Библиотека логопеда
Неоспоримая истина заключается в том, что у каждого логопеда должна быть своя библиотека. Это собрание книг, пособий, методичек, без которых невозможна работа настоящего специалиста. Подобные пособия будут полезны воспитателям и родителям, а также всем педагогам, которые проводят занятия для дошкольников. Советую обратить внимание на следующие книги:
- Рыжова Н.В. «Артикуляционная гимнастика для малышей» ;
- Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика» ;
- Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» ;
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста» ;
- Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей» .
Особое внимание рекомендую уделить дыхательной гимнастике, ведь она поможет не только правильному выговариванию звуков, но и будет способствовать укреплению здоровья в целом. Постановка правильного дыхания — важный момент в обучении правильному произношению, поэтому этот момент не нужно упускать.
Картотека артикуляционной гимнастики
У каждого специалиста должен быть набор карточек, который отображает наиболее распространенные виды работы над артикуляцией. Предлагаю вашему вниманию набор следующих карточек в картинках, которые можно распечатать и заниматься в младшей и в средней группе небольшими пятиминутками. Со временем детки запомнят картинки и необходимые действия, и вам нужно будет только показывать по очереди рисунки,
Это проводится с целями развития артикуляционной моторики, речевого аппарата, расслабления и укрепления мышц языка, развития подвижности и укрепления мышц губ. Рекомендую взять в свою картотеку следующие упражнения:
№1. Клювик. Необходимо сначала широко открыть рот, а затем широко закрыть.
№ 2. Хоботок. Вытянуть губы вперед, продолжая их так держать 10 секунд.
№ 3. Вкуснятина. Улыбаясь, открыть рот и медленно облизать верхнюю губу.
№ 4. Забор. Улыбаясь, обнажить верхние и нижние зубы. Оставить в таком положении на 10 секунд.
№ 5. Воздушный шарик. Поочередно то надувать, то сдувать щеки.
№ 6. Качели. Попеременно тянуть кончик языка то к носу, то к подбородку, по 10 раз в верх и вниз.
№ 7. Ужик. Язык то вытягивается вперед, то возвращается обратно.
№ 8. Считалка. С неподвижной челюстью посчитать языком нижние зубы.
№ 9. Дуновение ветра. Сложить губы трубочкой и подуть на бумажку на столе.
№10. Укол. Кончиком языка при закрытом рте дотронуться то до одной щеки, то до другой.
Подобных упражнений можно найти несколько десятков, постепенно расширяя свою картотеку в старшей и в подготовительной группе. Картинки можно бесплатно скачать в Сети и распечатать на цветном принтере.
Языковая картотека для педагога
Согласно логопедической практике, возраст 2-3 года еще достаточно мал для того, чтобы правильно ставить звуки, в 3-4 года некоторые логопеды уже могут проводить занятия с детками, а вот возраст 4-5 и 5-6 лет идеален для того, чтобы выполнять различные упражнения.
Помимо занятий с наглядными карточками, можно делать звуковые упражнения, чтобы развивать подвижность челюсти, губ, например, мычать, свистеть, произносить все гласные звуки, кроме ё, я, ю. Эти звуки можно произносить долго, например, ииииииии, либо чередовать их ааааууууооо.
Подберите скороговорки, пословицы, поговорки, где много гласных звуков и приходится широко открывать рот.
Вы можете сортировать картотеку в зависимости от того, какие цели вы ставите для занятий, рассортировать ее в зависимости от букв, которые необходимо тренировать, либо в зависимости от видов деятельности.
Ну и завершая статью, хочу напомнить о важности дыхательной гимнастики для детей раннего возраста. Варианты дыхательной гимнастики вы найдете в книге Ворониной Л.П. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа» , а также в новом экземпляре книги 2018 года .