Гимнастика пробуждения в подготовительной группе картотека
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Гимнастика пробуждения в подготовительной группе картотека

Проводим гимнастику после сна в подготовительной группе детского сада

Значение дневного сна для организма сложно переоценить, особенно если речь идёт о детях. Послеобеденный сон — важная часть воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Существует целый набор методик, направленных на то, чтобы помочь малышам подготовительной группы, многие из которых считают сон неподходящим для них, «взрослых», занятием, заснуть. Но и процесс пробуждения не менее важен. Для правильного его проведения существует базовый набор упражнений после сна.

Зачем нужна гимнастика после сна

Для нормального протекания жизненно важных процессов в организме ребёнка необходимо грамотно организовать процесс пробуждения, то есть неспешный переход от состояния покоя к бодрствованию. В комплекс упражнений после дневного сна, который должен проводиться под негромкую медленную музыку и рифмовки, входят:

  • потягивания;
  • поочерёдные махи руками и ногами;
  • элементы разминки для пальчиков;
  • набор заданий на выполнение гимнастики для органов дыхания.

Основное правило проведения занятий после дневного сна — исключение резких телодвижений, чтобы предотвратить растяжение мышц, повышенную возбудимость и головную боль.

Процесс пробуждения должен быть постепенным, без рывков и громких звуков

Цели проведения упражнений

Сохранение и укрепление здоровья — это основная задача образовательно-воспитательного процесса в дошкольном заведении. Целями организации гинастики после сна являются:

  • поднятие тонуса мышц;
  • улучшение настроения;
  • профилактика нарушений работы опорно-двигательного аппарата.

А также очень важно помочь выработать у ребёнка привычку разминаться после пробуждения.

Реализации поставленных задач способствуют:

  • умеренные физические нагрузки;
  • чередования холодных и тёплых воздушных ванн;
  • водные процедуры (если такого рода закаливание предполагается программой дошкольного учреждения).

Обливания возможны только при условии наличия этого элемента программы закаливания в работе детского дошкольного учреждения

Нюансы организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе

В подготовительной группе (дети 6–7 лет) гимнастика после пробуждения должна длиться 12–15 минут. Чтобы малыши получили максимальную пользу от гимнастики, следует обратить внимание на ряд тонкостей её проведения:

  • Комплекс упражнений должен подбираться не только под специализацию группы, но и с учётом тех занятий, которые проводились до обеда. Так, если до сна было спортивное занятие, то физическая нагрузка после должна быть небольшой, а упор делается на игровую форму. После сюжетно-ролевой игры до обеда гимнастика может быть в форме мини-тренировки.
  • Если в наборе физических нагрузок предполагается бег, то он должен быть короче, чем в утренней гимнастике, а также рациональнее организовать его в виде подборки подвижных игр.
  • Считается полезным включать в набор занятий упражнения для предотвращения развития плоскостопия.

Ходьба по массажным коврикам предотвращает развитие плоскостопия у детей

Это интересно. Если в наборе упражнений есть лазанье по канату, то дети должны надевать трико — так кожа будет защищена от повреждений.

Правила организации гимнастики

Дисциплина определяет не только поведение ребёнка, но и состояние его здоровья. Не исключение и гимнастика после сна.

  1. Принуждать к занятиям нельзя. Если малыш отказывается от физических нагрузок такого рода, нужно выяснить, почему он так реагирует, но настаивать не стоит.
  2. Для упражнений в зале для физкультуры необязательно делать разминку, так как она уже была проведена после пробуждения.
  3. В период, когда дети находятся на карантине, работа ведётся в группе, а нагрузки уменьшаются в соответствии с рекомендациями врача.
  4. Летом упражнения проводятся на улице. В группах с низким порогом заболеваемости эта практика сохраняется и в холодное время года, но под контролем медицинских работников.

Порядок распределения нагрузок

Набор упражнений, а также порядок их проведения определяется конкретными особенностями группы. Так, для групп детей с нарушениями осанки упор делается на комплекс, корректирующий нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Если говорить о группах без специализированной направленности, то основные этапы гимнастики после пробуждения днём для детей 6–7 лет выделяются следующие:

    Занятия в постели проводятся по мере того, как ребята просыпаются (потягивания, махи ручками и ножками в замедленном темпе) – 2–3 минуты.

Упражнения этого этапа помогают детям перейти в состояние бодрствования

Картотека упражнений для разных блоков

Группировать физические нагрузки также уместно по этапам проведения работы.

В кровати

В этом комплексе очень важен доброжелательный настрой воспитателя. Ведь каждый малыш просыпается в определённом настроении, у каждого своё настроение после сна, поэтому перед взрослым стоит задача подвести общую черту, создать единый эмоциональный фон в группе.

Упражнение «Потягивание»

  1. Начальная поза — лёжа на спине.
  2. Прижимаем подбородок к груди.
  3. Носки подтягиваем на себя.
  4. Вытягиваемся, стараясь макушку и пятки максимально развести в разные стороны.
  5. Повторяем 2 раза.

Просыпаемся, ребята,
Хватит спать, пора вставать.
Открываем наши глазки.
Все проснулись, потянулись.
И друг другу улыбнулись.
Прогоню остатки сна,
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна,
Помогает здорово!

Упражнение «Змейка»

  1. Исходное положение — лёжа на спине.
  2. Перекатываемся с бока на бок, прижав руки к туловищу.
  3. Повторяем 3–4 раза.

Змейке тоже не лежится,
Змейка любит шевелиться.

Упражнение «Великаны-карлики»

  1. Исходная поза — лёжа на спине.
  2. Сгибаем ноги в коленях, задерживаем это положение на счёт до 5.
  3. Вытягиваем ноги.

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом великанами вдруг стали.

Упражнение «Велосипед»

  1. Лёжа на спине поднимаем ноги.
  2. Сгибаем их в коленях.
  3. Делаем круговые движения, как будто крутим педали велосипеда.
  4. Выполняем в течение 1 минуты.

Ножки мы подняли,
На педали встали,
И поехали наши ножки
По ровненькой дорожке.

Упражнение «Лодочка»

  1. Исходное положение — лёжа на животе.
  2. Прогибаем спинку.
  3. Возвращаемся в начальную позу.
  4. Повторяем на счёт до 5.

На животик повернулись,
Спину сильно изогнули.
Прогибаемся сильней,
Чтобы были здоровей.

Упражнение «Кошечка»

  1. Исходное положение — опираемся на коленки и локти.
  2. Выгибаем спинку дугой, голову опускаем вниз.
  3. Прогибаем спинку вниз, голову поднимаем вверх.

Перед следующим этапом рекомендуется сделать пару шагов на месте и попрыгать.

Блок активных нагрузок

Группа этих упражнений включает:

  • ходьбу по массажным коврикам;

Мы по коврикам идём
Друг за другом босиком.
Босиком проходим дружно,
Спинка ровная прямая,
Улыбайтесь наступая.
Ходят наши ножки
По здоровья дорожке.
По дорожке непростой,
По неровной, по колючей,
По шершавой — вот какой!
Этот коврик очень важный,
Он лечебный, он массажный.
Этот коврик необычный,
Пуговичный, симпатичный.

  • самомассаж ног, ступней и рук массажными мячиками;

В колобок свернулся ёжик,
Нет ни мордочки, ни ножек.
Даже осторожненько
Не погладишь ёжика.

Прыжки на фитболе могут выступать частью самомассажа

  • ходьбу и бег друг за другом.

Раз, 2, 3, 4, 5, будем весело шагать.
А теперь мы побежали и ничуть мы не устали!
Боком, боком и подскоками! (2 раза).

В этот блок можно включать и игры со спортивными снарядами, например, «Достань мяч»:

  1. Становимся вокруг обруча, лежащего на полу.
  2. Захватываем одной ногой игрушку, лежащую в центре.
  3. Пытаемся достать и не потерять равновесие.
  4. Меняем ноги.

Упражнения на потягивание можно проводить и в блоке активных нагрузок, когда дети уже поднялись с кроватей

Дыхательная гимнастика

В этом наборе большой выбор заданий разного уровня сложности. При составлении плана важно сгруппировать упражнения так, чтобы получалось дозировать нагрузку, постепенно увеличивая её.

Упражнение «Надуваем шарик»

  1. Надуваем 3–4 воздушных шарика.
  2. Сравниваем, у кого шарик получился больше.

Упражнение «Дракон»

  1. Вдыхаем через правую ноздрю.
  2. Выдыхаем через рот.
  3. Вдыхаем через левую ноздрю.
  4. Снова выдох через рот.
  5. Повторяем 10–12 раз.

Упражнение «Лошадка»

  1. Цокаем языком.
  2. Убыстряем темп.
  3. Замедляем темп.
  4. Повторяем чередование темпов несколько раз.

Упражнение «Змеиный язык»

  1. Высовываем язык как можно дальше.
  2. Стараемся дотянуться до подбородка.
  3. Возвращаемся в исходное положение.
  4. Повторяем 6 раз.

Упражнение «Весёлый плакальщик»

  1. Имитируем громкие всхлипы.
  2. Резко, прерывисто двигаем плечами, вдыхая, но не выдыхая.
  3. Повторяем 30–40 секунд.

Упражнение «Зевота»

  1. Исходное положение — сидя, голова опущена, рот широко раскрыт.
  2. Произносим «о-о-хо-хо-хо-о-о», делая зевок.
  3. Повторяем 5–6 раз.

Упражнение «Смешинка»

  1. Глаза прищуриваем.
  2. Губы раздвигаем.
  3. Произносим звуки «ха-ха-ха», «хи-хи-хи», «гы-гы-гы».
  4. Повторяем 3–4 раза.

Таблица: фрагмент конспекта гимнастики «Эй, ребята, просыпайтесь!»

Автор Сергеева Татьяна
Название Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в подготовительной группе
Ход проведения (Гимнастика проводится в кроватках лёжа, затем — сидя.)
— Эй, ребята, просыпайтесь!
Вам вставать пришла пора.
Мы спокойно просыпаемся
И за дело принимаемся.
Начинаем мы зарядку, после сна прогоним лень,
Настроенье улучшаем и здоровье укрепляем.
Не спеша, откроем глазки…
Снова их закроем. (2 раза)
А теперь посмотрим вправо, а потом — налево! (2 раза).
Смотрим вверх, а после вниз,
Снова вверх и снова вниз.
Это вовсе не каприз.
Ручки поднимаем, медленно опускаем.
Ещё раз поднимаем и медленно опускаем.
В коленях ноги мы сгибаем и очень плавно разгибаем.
Ещё раз ножки мы сгибаем и очень плавно разгибаем.
Поднимите ноги вместе,
Опустите на кровать.
А сейчас мы будем с вами нашими ножками рисовать.
Правой раскрашиваем левую, левой раскрашиваем правую.
Ещё повторим все сейчас.
А теперь раскрасим руки.
Правой — левую, левой — правую.
Начинаем все сначала:
Правой левую, левой правую.
Повернитесь на живот.
Поднимите правую ногу, затем левую, снова правую, а теперь левую.
Сядьте на колени.
Прогнули спинку — показываем «добрую кошку»,
А теперь сердитую (фррр).
Снова — добрую, а затем сердитую.
А теперь нам нужно сесть,
Вправо, влево посмотреть,
Ручки к солнцу потянуть,
С удовольствием зевнуть (сидя в кроватках, посмотреть вправо, влево, тянуть ручки кверху). …>
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-gimnastiki-posle-dnevnogo-sna-s-zakalivayuschimi-meroprijatijami-v-podgotovitelnoi-grupe-na-raionom-seminare.html

Как уже отмечалось, каждый воспитатель самостоятельно подбирает набор упражнений для пробуждения группы. Выше приведен пример выполнения комплекса первого этапа — упражнения, которые выполняются в кровати.

Видео: ребята выполняют гимнастику после сна

От того, как именно проснутся дети после дневного сна, зависит, насколько продуктивно для них пройдёт остаток дня. Поэтому воспитателю так важно правильно подобрать комплекс упражнений, который будет направлен на повышение мышечного тонуса, профилактику нарушений осанки и, что немаловажно, создание позитивного эмоционального фона в коллективе.

Комплекс гимнастики пробуждения после сна для подготовительных групп

Подготовительная группа – предпоследний этап перехода ребенка из дошкольного в школьный возраст. Они уже научились обслуживать себя, говорить, рисовать, петь и переходят к подготовке к первому классу.

Дневной сон помогает ребенку восстановить запасы сил, затраченных на утренний образовательный процесс. Гимнастика после сна в подготовительной группе играет важную роль в воспитательном процессе. От её проведения зависит настроение ребенка до конца дня.

Гимнастика после сна

Зачем нужна гимнастика после сна в подготовительной группе

Гимнастика после сна – это ряд упражнений, которые обеспечивают плавный переход между состоянием сна и бодрствования. Она комбинируется с корригирующей гимнастикой, которая направлена на коррекцию и поддержание осанки, профилактику плоскостопия, поддержание тонуса мышц.

Задачи проведения зарядки

  • профилактика ОРЗ, ОРВИ;
  • укрепление здоровья;
  • укрепление мышц, связок и опорно-двигательной системы;
  • повышение активности ЦНС;
  • физическое развитие;
  • повышение умственной активности;
  • гармоничное пробуждение;
  • корригирование опорно-двигательной функции;
  • избежание капризов после дневного сна.

Подготовительная группа считает себя «взрослыми» и тяжело поддается засыпанию, а гимнастика способствует быстрому повышению работоспособности организма. Ребенок окончательно пробуждается и готов к прогулке и физическим нагрузкам.

Особенности организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе

Перед проведением упражнений необходимо пробудить всех детей. Норма сна и длительность для каждого индивидуальна. Не стоит проводить гимнастику, когда одни уже готовы встать с кровати или не спали вовсе, а другие продолжают крепко спать. Побудка происходит с музыкальным сопровождением. Опытные педагоги рекомендуют использовать звуки природы, морской воды или детские песни.

Важно! Во избежание психологических стрессов ни в коем случае нельзя пробуждать ребенка путем тормошения или резкого звука.

Правила организации и распределение нагрузок для детей 6-7 лет

Условия проведения зарядки:

  • помещение проветривается перед сном;
  • температура воздуха 18-20 градусов;
  • дети должны находиться в трусиках и майке, либо пижаме;
  • для динамической гимнастики на полу или ковриках, на ноги надеваются носки.
  • комплекс упражнений соответствует проведенным занятиям в первую половину дня;
  • тем, кто проснулся раньше, необходимо дать упражнение «ленивого» вида;
  • отсутствие длительного напряжения;
  • необходимо повторить инструкцию по выполнению несколько раз;
  • не стоит принуждать едва проснувшегося малыша к активной работе с остальными детьми. Возможно, ему приснился нехороший сон или он не готов к физической работе.

Подготовка к гимнастике

Для гармоничного проведения зарядки необходимо комбинировать виды гимнастики. Например, 3 упражнения в кроватке, 1-4 на полу и завершение зарядки упражнениями для развития дыхательной системы.

Для наилучшего результата можно использовать вспомогательные средства: музыку, видео, полосу препятствий, ортопедические коврики и т.д.

Важно! Длительность зарядки не больше 10 минут.

Виды (блоки) гимнастики после дневного сна в детском саду

Упражнения «лежа в кровати» или «ленивые»

В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж.

Это кто у нас проснулся?

Снял одеяло, потянулся? (дети подтягиваются лежа в постели)

Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)

– Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.

Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.

Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение.

– А теперь покажем «умывающегося хомячка»?

Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть» лапки.

Блок дыхательных упражнений

В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж,а также задания на развитие дыхательной системы, что способствует наполнению клеток кислородом и увеличению активности ЦНС.

– Это кто у нас проснулся?

Снял одеяло, потянулся? (дети потягиваются лежа в постели)

Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)

– Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.

Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.

Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение.

– А теперь покажем «умывающегося хомячка»?

Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть лапки».

Задание: Дети делают вдох, на выдохе произносят «с-с-с» (5-7 раз).

Задание: дети зажимают 1 ноздрю и делают вдох. Выдох происходит через рот. Затем зажимают другую ноздрю и повторяют задание ( 5-7 раз).

Блок активной нагрузки

Этот блок подразумевает подъем с кроватей и переход в игровое и образовательное помещение.

Обратите внимание! Это могут быть: подвижные игры, использование тренажёров, ортопедической дорожи, полосы препятствий и т.д.

Задания могут быть на ловкость, смекалку, силу и равновесие, гимнастика для глаз и водные процедуры.

Картотека гимнастики пробуждения в подготовительной группе на год по ФГОС

Для составления картотеки гимнастического пробуждения на год можно позаимствовать календарно-тематическое планирование и примеры упражнений в дидактическом пособии «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» (Пензулаева Л.И).

Особенности гимнастики по месяцам и поре года

Обратите внимание! Для любого сезона подбирается соответствующий комплекс упражнений, направленный на укрепление здоровья в переходах от холодного теплого и от теплого к холодному времени.

Цель: подготовить дошкольников к переходу из летнего в осенний период.

Сюда входят 2-3 упражнения, начинается с потягиваний, заканчивается массажем головы.

Применяется корригирующая гимнастика:

  • Хождение по оздоровительной дорожке.
  • Профилактика искривления осанки.
  • Подвижные игры.
  • Без произношения звуков.
  • С произношением звуков.

Цель: подготовка детей к понижению температуры воздуха, профилактика простуды.

  • Тематические упражнения на укрепление мимики.
  • Укрепление мышц рук.
  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
  • Ходьба по ортопедическим дорожкам.
  • Поддержание осанки.

Добавляются оздоровительные упражнения:

  • На укрепление горла.
  • Водные процедуры.

Цель: подготовка детского организма к зимнему периоду.

  • Укрепление мышц рук, ног.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Укрепление дыхательной системы без произношений звуков и с произношением.
  • Корригирующая гимнастика.
  • Физминутка.
  • Обтирание полотенцем.
  • Укрепление горла.

Цель: адаптация организма к зимнему периоду.

  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Растирание лица и ладоней.
  • Укрепление дыхания носом и ртом.
  • Корректирующая ходьба.
  • Использование вспомогательных средств.

Цель: укрепление организма в зимний период.

  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Растирание лица и ладоней.
  • Укрепление дыхания носом и ртом
  • Ходьба.
  • Физминутка.
  • Водные и воздушные процедуры.

Цель: профилактика гриппа и ОРВИ, подготовка к увеличению светлого времени суток.

  • Укрепление мышц ног.
  • Массаж рук, лица, шеи.
  • Пальчиковая гимнастика.

Зарядка для глаз.

  • Укрепление дыхания носом и ртом
  • Физминутка.
  • Использование вспомогательных средств (тринажёры, стулья)

Цель: профилактика гриппа и ОРВИ, подготовка организма к повыщению температуры.

  • Укрепление позвоночника.
  • Массаж головы, рук и ног.
  • В кровати с произношением звуков.
  • Динамическая гимнастика без произношения звуков.
  • Ходьба на месте и по кругу с переходом на бег.

Цель: укрепление организма в весенний период.

  • Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
  • Динамические упражнения с произношением звуков.

Гимнастика для глаз.

  • Ходьба по ортопедической дорожке.
  • Физминутка.

Цель: подготовка дошкольников к летнему периоду, укрепление иммунитета.

  • Укрепление мимических мышц.
  • Массаж туловища.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Укрепление навыков дыхания через нос.

Гимнастика для глаз.

  • Профилактика плоскостопия.
  • Профилактика искривления осанки.
  • Физминутка.

Цель: профилактика солнечного удара, укрепление иммунитета.

  • Физминутка с элементами потягивания и массажа.
  • Динамическая зарядка с произношением и без произношения звуков.
  • Физминутка с элементами дыхательных упражнений.

Зарядка для глаз.

Цель: подготовка организма к осеннему периоду, интенсивное укрепление иммунитета.

  • Массаж туловища.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Динамические упражнения с произношением звуков.

Гимнастика на свежем воздухе

Заключение

Таким образом, польза гимнастики после сна очевидна даже для детей подготовительной группы.

Обратите внимание! С помощью элементарных упражнений дети легко пробуждаются и готовы к продолжению дня. А регулярная смена заданий пробуждает детский интерес и развивает фантазию.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

«Гимнастика пробуждения (подготовительная группа)»

«Гимнастика пробуждения (подготовительная группа)».

Просмотр содержимого документа
«»Гимнастика пробуждения (подготовительная группа)»»

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №

«Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям (3 раза).

«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к верхнему краю глаза и обратно. Поморгать глазами (3 раза).

«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа (4 раза).

«Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла (30 секунд). В конце упражнения слегка подергать за уши.

«Лепим руки». И.п. – лежа на спине. Похлопать правой рукой по левой снизу вверх и сверху вниз. Погладить правую руку. То же повторить левой рукой.

«Лепим ноги». И.п. – лежа на спине. Похлопать обеими руками сначала по правой ноге и погладить её, затем по левой и также погладить её (5 раз).

И.п. – лежа на спине. Потянуться в постели всем телом, руки над головой тянуться вверх, носочки – вниз. Потянуться – вдох, расслабиться – выдох (5 раз).

И.п. – лежа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла.

И.п. – лежа на спине. Руки на животе. Вдох – напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Выход – втянуть живот. Вернуться в и.п. (5 раз).

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Колени подтянуть к животу, обхватить их руками. Лбом тянуться к коленям на счет до десяти. Вернуться в и.п. (5 раз).

И.п. – лежа на спине. Руки вдоль туловища. Прогнуть тело – вдох. Вернуться в и.п. – выдох (5 раз).

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №

И.п. – лежа на спине. Зажмуриться, затем открыть глаза и посмотреть на потолок (5 раз).

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение головой в правую сторону, затем в левую сторону (5 раз).

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения правой рукой, затем левой (5 раз каждой рукой).

И.п. – лежа на спине, руки прямые перед грудью. Опустить обе руки, встряхнуть ими. Вернуться в и.п. (4 раза).

И.п. – лежа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Нарисовать 5 воображаемых кругов. То же выполнить левой ногой.

И.п. – лежа на спине, сгруппировавшись, руками обхватив колени. Перекаты вперед-назад, повороты на правый, левый бок поочередно.

И.п. – лежа на спине, вытянув ноги, руки звездочкой. С крестное встречное движение кисти правой руки с левым коленом и наоборот.

И.п. – стоя на четвереньках. Поочередное поднятие ноги, согнутой в коленном суставе, в сторону, назад (правой, левой).

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно поднять ноги вверх и возврат в и.п.

И.п. – сидя в позе прямого угла, руки в упоре сзади. 1 – поднять ноги в вертикальное положение и задержаться; 2 – перекатиться на спину, ноги согнуть в коленях, обхватить руками колени, голову приложить к коленям и вернуться в и.п.

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №

И.п. – лежа на животе, руки согнуть в локтях. 1 – разгибая плавно руки, поднять голову, грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, дотянуться ступнями до головы, задержаться; 2 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на животе, ноги вместе. 1 – медленно подняться на руках, прогнуться; 2 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 – поднять прямые ноги вверх, опираясь руками, грудью; 2 – вернуться в и.п.

И.п. – встать на колени, руками упереться в кровать. 1 – поднять голову, прогнуть спину, задержаться; 2 – опустить голову, выгнуть спину, задержаться.

И.п. – лежа на спине, руки в стороны. Опираясь на затылок, руки и таз, прогнуться в груди – вдох, вернуться в и.п.

И.п. – лежа на животе, руки за головой согнуты в локтях, ладонями к шее. Поднять туловище вверх – назад, как можно выше разводя локти, наклоняя голову назад, сильно прогибаясь в грудной части – вдох, вернуться в и.п.

И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях у груди, кистями опираясь о поверхность кровати. Разгибая руки, поднять туловище, не отрывая бедер от поверхности кровати, сильно прогнуться в грудной части и наклонить голову назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

И.п. – лежа на спине, руками опереться о поверхности кровати у головы. Согнуть ноги в коленях, расставив их на ширине таза – вдох. Опираясь руками и ногами о поверхность кровати, сделать мостик. Вернуться в и.п. – выдох.

И.п. – лежа на спирее, руки вдоль туловища. Движения ногами – «велосипед».

И.п. – лежа на животе. Потянуться, оттягивая носки ног и вытягивая руки вверх до предела – вдох, расслабиться – выдох.

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №

И.п. – лежа на спине. Руки вверх, потянуться, не отрывая ног от кровати. Поднять голову и посмотреть на вытянутые носки.

И.п. – лежа на животе. «Рыбка», руки вытянуты вперед. Слегка поднимаем над поверхностью кровати руки и ноги.

И.п. – лежа на спине. Поочередное поднимание прямых ног вверх.

И.п. – лежа на животе. Кисти рук к плечам, ладони вперед. 1 – слегка прогнуться, 2 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на животе, руки вытянуть вперед. Не отрывая подбородок от поверхности кровати, развести прямые ноги в стороны, соединить и опустить.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Упражнение на дыхание: руки в стороны – вдох, опустить – выдох.

И.п. – лежа на животе, руки под подбородком. 1 – Вытянуть руки вперед, потянуться как можно дальше, не двигаясь с места; 2 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на спине, стопы на поверхности кровати. 1 – разводить пятки в стороны, 2 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на спине. Потянуться в постели всем телом, руки над головой тянуться вверх, носочки – вниз. Потянуться – вдох, расслабиться – выдох (5 раз).

И.п. – лежа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла.

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №

И.п. – лежа на спине. Руки вверх. Повернуться на правый бок, затем на левый бок (5 раз).

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поднять руки вверх, 2 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Обхватить руками согнутую в колене ногу. Вернуться в и.п. то же с другой ногой (3 раза каждой ногой).

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Обхватить руками согнутые в коленях ноги, подбородок прижать к коленям и сделать несколько покачиваний (2 раза).

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – опираясь на руки и пятки, поднять таз вверх; 2 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1 – опустить колени на кровать вправо, 2 – вернуться в и.п., 3 – опустить колени влево, 4 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Движение ногами «велосипед».

И.п. – лежа на спине, руки вверх, носки натянуты. Поднимание таза.

И.п. – лежа на животе, руки вытянуть вперед. Не отрывая подбородок от поверхности кровати прямые ноги развести в стороны, соединить и опустить.

И.п. – лежа на животе, руки в «замок» за голову. Слегка прогнуться.

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №

И.п. – лежа на спине, ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения в голеностопных суставах по направлению внутрь.

И.п. – лежа на спине, отрывать носки обеих ног от поверхности кровати (10 раз).

И.п. – встать на колени, руками взяться за голени, ближе к пяткам. Сильно прогнуться назад в грудной части, подавая таз вперед, а голову опуская назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях у груди, кистями опереться о поверхность кровати. Разгибая руки, поднять туловище, не отрывая бедер от поверхности кровати, сильно прогнуться в грудной части и наклонить голову назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

И.п. – лежа на спине. Руки за голову, ноги согнуты. Движение ногами «Велосипед».

И.п. – лежа на спине, согнув ноги, стопы на поверхности кровати, разводить пятки в стороны.

И.п. – лежа на спине, руки в стороны. Опираясь на затылок, руки и таз, прогнуться в груди – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

И.п. – лежа на животе, руки под подбородком. 1 – поднять правую ногу вверх (нога прямая, носок оттянут), 2 – вернуться в и.п., 3 – то же влево, 4 – вернуться в и.п. ( 7 раз).

И.п. – лежа на спине. Руки на животе. Вдох – напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Выход – втянуть живот. Вернуться в и.п. (5 раз).

И.п. – лежа на животе, руки в «замок» за голову. 1 – слегка прогнуться, 2 – вернуться в и.п.

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №

Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прижаты друг к другу. Выгнуться всем телом вправо, словно «лук», руки к ногам тянуться влево – вдох, вернуться в и.п. – выдох. То же в другую сторону.

И.п. – встать на колени, руками взяться за голени, ближе к пяткам. Сильно прогнуться назад в грудной части, подавая таз вперед, а голову опуская назад – вдох, вернуться в и.п.–выдох.

И.п. – сидя в позе прямого угла. 1 – руки вверх, не сгибая ног, нагнуться, достать пальцы ног, задержаться; 2 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворот туловища направо. Вернуться в и.п. повторить по 3 раза в каждую сторону.

И.п. – сидя на кровати. Взять в руки правую стопу. Кулачком левой руки растереть стопу до покраснения и ощущения тепла. Вернуться в и.п. то же проделать с левой стопой.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прижаты друг к другу. Выгнуться всем телом вправо, словно «лук», руки к ногам тянуться влево – вдох, вернуться в и.п. – выдох. То же в другую сторону.

И.п. – лежа на спине. Руки вверх, потянуться, не отрывая рук от пола, поднять голову и посмотреть на вытянутые носки.

И.п. – лежа на животе. «Рыбка», руки вперед, слегка поднимаем руки и ноги.

И.п. – лежа на спине, руки под голову. Потянуть правую ногу пяткой вперед, носок на себя. То же левой ногой (4 раза каждой ногой).

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. обхватить руками согнутую в колене ногу. Вернуться в и.п. то же с другой ногой ( 3 раза каждой ногой).

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Обхватить руками согнутые в коленях ноги, подбородок прижать к коленям и сделать несколько покачиваний (2 раза).

И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1 – опустить колени на кровать вправо, 2 – вернуться в и.п., 3 – то же влево, 4 – вернуться в и.п. (10 раз).

И.п. – лежа на спине, руки вверх, носки натянуты. Поднимание таза.

И.п. – лежа на спине. Поочередное поднимание прямых ног вверх.

И.п. – лежа на животе. Потянуться, оттягивая носки ног и вытягивая руки вверх до предела – вдох, расслабиться – выдох.

И.п. – лежа на спине, руки в стороны. Опираясь на затылок, руки и таз, прогнуться в груди – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

И.п. – встать на колени, руками взяться за голени, ближе к пяткам. Сильно прогнуться назад в грудной части, подавая таз вперед, а голову опуская назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

И.п. – лежа на животе, руки за головой согнуты в локтях, ладонями к шее. Поднять туловище вверх – назад, как можно выше разводя локти, наклоняя голову назад, сильно прогибаясь в грудной части – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях у груди, кистями опереться о поверхность кровати. Разгибая руки, поднять туловище, не отрывая бедер от поверхности кровати, сильно прогнуться в грудной части и наклонить голову назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

И.п. – лежа на спине, руками опереться о поверхность у головы. Согнуть ноги в коленях, расставив их на ширине таза – вдох. Опираясь руками и ногами о поверхность кровати, сделать мостик. Вернуться в и.п. – выдох.

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Движения ногами «Велосипед».

И.п. – лежа на животе. Потянуться, оттягивая носки ног и вытягивая руки вверх до предела – вдох, расслабиться – выдох.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прижаты друг к другу. Выгнуться всем телом вправо, словно «лук», руки к ногам тянуться влево – вдох, вернуться в и.п. – выдох. То же в другую сторону.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Обхватить руками согнутую в колене ногу. Вернуться в и.п. то же с другой ногой.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- опираясь на руки и пятки, поднять таз вверх, 2 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на животе, руки под подбородком. 1 – поднять правую ногу вверх (нога прямая, носок оттянут), 2 – вернуться в и.п., 3 – поднять левую ногу, 4 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1 – опустить колени на кровать вправо, 2 – вернуться в и.п., 3 – то же влево, 4 – вернуться и.п.

И.п. – лежа на спине. 1 – поднять правую ногу вверх (нога прямая, носок оттянут), 2- вернуться в и.п., 3 – поднять левую ногу, 4 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – опираясь на руки и пятки, поднять таз вверх, 2 – вернуться в и.п.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Движения ногами «Велосипед».

Гимнастика пробуждения в подготовительной группе картотека

Бодрящая гимнастика после сна.

Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют — приятным такое состояние не назовешь, и к активной деятельности оно не располагает.

Мы же стремимся к тому, чтобы наши малыши крепко поспали, в хорошем настроении проснулись, зарядились бодростью и энергией для насыщенной и содержательной деятельности во второй половине дня.

Поэтому традиционное проведение бодрящей гимнастики после дневного сна мы постарались наполнить некоторыми своими находками.

Возможности аудио оснащения детского сада позволяют нам проводить бодрящую гимнастику под музыкальное сопровождение. По окончании дневного сна сад наполняется мелодичными звуками музыки «пробуждения». Для музыкальных «подъемов» подбирались преимущественно классические произведения, детские песни. Каждый такой «сборник» состоит из трех разнохарактерных мелодий в соответствии со структурой бодрящей гимнастики:

1) тихая, неторопливая, плавная (Э. Григ «Утро», П. Мориа «Голубая вода», К. Сен-Санс «Лебедь», И.С. Бах «Воздух») – для постепенного пробуждения, потягивания, спокойных упражнений в кроватках;

2) более динамичная, ритмичная (Ф. Шуберт «Серенада», И. Штраус «Марш Радецкого», С. Никитин «Под музыку Вивальди», Б. Савельев «Из чего наш мир состоит»)– для ходьбы по корригирующим дорожкам;

3) и в заключении – энергичная, бодрая, позитивная (Б. Савельев «Большой хоровод», «Все вместе», «Разноцветная игра», Т. Спенсер «Воздушная кукуруза») — для выполнения общеразвивающих упражнений или игровой программы.

Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи.

I часть – гимнастика в кроватках — призвана обеспечить плавный переход от сна к бодрствованию, постепенное пробуждение мышц, систем и процессов организма. Комплекс содержит упражнения на релаксационное растягивание, на расслабление и напряжение отдельных групп мышц, упражнения для укрепления и развития мышц верхнего плечевого пояса, нижних конечностей, мышц спины. Включены дыхательные упражнения. Ничто не доставляет большей радости ребенку, чем игра, поэтому все упражнения облечены в игровую форму, предполагают передачу в движении какого-либо образа, объединены в единый игровой сюжет.

II часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры – направлена на профилактику плоскостопия, упражнение детей в основных движениях, оказание закаливающего воздействия на организм.

Эта часть гимнастики проводится в хорошо проветренной групповой комнате, что обеспечивает дополнительный закаливающий эффект. В корригирующую дорожку, расположенную по кругу для многократного прохождения ее детьми, включены:

— разно фактурные поверхности: ребристые, шипованные, гладкие, жестко-ворсистые, наклонные и т.п.;

— пособия для выполнения основных движений: прыжков, подлезаний, перешагиваний, ходьбы змейкой и т.п.;

— пособия для закаливания: в младших группах – солевые дорожки, в средних, старших – контрастные ванночки для ног.

Периодическая смена последовательности и расположения оборудования, дополнение новыми пособиями заставляет детей приспосабливаться к новым условиям, находить другие способы выполнения движений, а это в свою очередь повышает интерес к ходьбе по «трудной» дорожке.

III часть – заключительная – повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности. Она может быть проведена на основе выполнения общеразвивающих упражнений с гимнастическими пособиями (массажные мячи, резиновые кольца и т.п.) или на основе гимнастики игрового характера с использованием подвижных игр, игровых, имитационных упражнений.

Длительность каждой части бодрящей гимнастики 4-5 минут. Переход от одной части к другой осуществляется в соответствии со сменной музыкального сопровождения. Музыкальный «сборник», как и комплекс гимнастики после сна, используется в течение двух недель.

Выстроенная нами система проведения бодрящей гимнастики, помогает решать поставленные задачи: осуществление постепенного, мягкого перехода детского организма от сна к активному бодрствованию с одновременным оздоровительно-закаливающим эффектом. Мы стараемся сделать так, чтобы наши малыши вставали «с той ноги».

Левую ногу тянем пяточкой вперед, левую руку тянем вверх вдоль туловища на вдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим «Ид-д-а».

Тянем правую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища на вдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим «Пингалла».

Лежа на спине. Тянем обе ноги пяточками вперед и двумя руками вверх вдоль тела. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим «Шусумна».

2. «Как у кошечки усы….»

И.п. – стоя на четвереньках. Повороты головы вправо, влево

Поочередное поднимание правой и левой руки, ноги.

4. «Подлезаем под забор».

Согнуть руки в локтях, ягодицами сесть на ноги, медленно, опустив голову, имитировать продвижение под забором. Подняться на вытянутых руках – и.п.

5. «Машем хвостиком».

Движение сомкнутых голеней вправо-влево.

6. «Испугались собаку».

Выгнуть спину со звуком «ш-ш-ш».

7. «Догони хвостик».

Прыжки на двух ногах вокруг себя.

8. «На мягких лапках».

Ходьба на носочках.

История про лисенка

Жил на свете лисенок. И был он очень веселый. Вот такой:

1. И.п. – стоя на четвереньках.

— движение сомкнутых голеней вправо-влево.

Лисенок любил гулять на лужайке перед норкой….

Ползание на четвереньках вперед-назад.

…. и кувыркаться в траве.

3. И.п. – лежа на спине.

Перекаты вперед-назад. С бока на бок.

Однажды лисенок увидел красивую бабочку.

4. И.п. – сидя, ноги согнуты в коленях.

Разведение коленей в стороны.

Бабочка вспорхнула, села на пенек….

5. И.п. – лежа на спине.

Достать прямыми ногами спинки кровати за головой.

…. и улетела. Лисенок расстроился.

6. И.п. – стоя на четвереньках.

Опустить голову, плечи, изогнуть спину.

Но тут пришла мама, приласкала лисенка….

Поднять голову, прогнуть спину.

…. и лисенок снова развеселился.

Движение согнутых голеней вправо-влево.

И.п. – лежа на животе.

Поднять на вытянутых руках голову, плечи. Гордо поворачивать голову вправо-влево, произнося звук «ш-ш-ш».

И.п. – то же, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком.

Поочередное поднимание правой и левой ноги – огромная пасть.

И.п. – лежа на спине.

Подтянуть коленки к животу, обхватить руками, нагнуть голову.

Перекаты вперед-назад, вправо-влево – кувыркается в траве.

И.п. – лежа на спине.

Поднять прямую ногу, обхватить ее руками ниже колена и, перебирая руками по направлению к щиколотке, попытаться сесть – обезьянки карабкаются на дерево.

И.п. – стоя на четвереньках.

Поднять вверх правую руку, пальцы сомкнуты, большой палец вверх, ладонь поворачивается вправо-влево. То же левой рукой.

Прыжки на двух ногах, подтягивая колени к животу.

2. Упражнение для укрепления мышц шеи: лепим нос для Буратино.

Буратино рисует носом большую тучу, дождь.

И.п. – сидя на коленях.

3. «Сильный дождь».

И.п. – то же, руки за спиной.

Вытянуть правую руку вперед, ладонью вверх, и.п.

То же левой рукой.

4. «Дует ветер». Дыхательное упражнение.

Вдох носом, задержать дыхание на 1-2 сек., выдохнуть через рот со звуком «у-у-у».

5. «Деревья качаются от ветра».

Поднять руки вверх, наклоны вправо-влево.

6. «Наденем резиновые сапожки».

И.п. – лежа на спине, руки вверх.

Поднять прямую ногу вверх, дотянуться до ступни.

7. «Прыгаем через лужи».

Прыжки с ноги на ногу.

2. «Выгляни в окошко».

И.п. – сидя, руки согнуты в локтях, ладонями вместе, прижаты друг к другу, локти вниз.

Разведение согнутых рук в стороны.

Поворот туловища вправо, и.п.

Поворот туловища влево, и.п.

И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в колени, руки вдоль туловища.

Поднять таз вверх, вернуться в и.п.

И.п. – лежа на спине.

Группировка (подтянуть колени к животу, обхватить руками, наклонить голову). Перекаты на спине вперед-назад.

6. «С горки на животе».

И.п. – лежа на животе. Руки вперед, ладони вместе, ноги тянуть.

Прогнуться, вернуться в и.п.

7. «Сдуем снег с ладошки ».

Вдох носом, дробный выдох через нос с произнесением звуков «фу-фу-фу».

8. «Стряхнем снежок».

Прыжки на одной ноге.

2. «Солнце встает».

И.п. – сидя по-турецки, руки вдоль туловища.

Поднять руки через стороны вверх, посмотреть на руки, вдох.

Опустить руки, выдох.

И.п. – то же, руки в стороны ладонями кверху.

Наклон в правую сторону, коснуться ладонью левой руки ладони правой, и.п.

То же в другую сторону.

И.п. – сидя, ноги согнуты в коленях, руки на поясе.

Развести колени в стороны, вернуться в и.п.

И.п. – лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях.

Выпрямляя руки поднять голову, грудь, прогнуться, носки ног тянуть. (Усл. Прогибаясь, согнуть ноги в коленях, тянуть к голове).

6. «Покувыркаемся в траве».

И.п. – лежа на спине.

Сгруппироваться, подтянув ноги к груди и обхватив их руками, пригнуть голову. Перекаты вперед-назад.

7. «Весенние цветы» — дыхательное упражнение.

Понюхаем цветочки – глубокий вдох носом, задержка дыхания. Выдох через рот.

8. «Солнечные капельки».

И.п. – то же, глаза закрыты.

Подставляем солнышку лицо, греем носик щечки, горлышко.

9. «На одной ножке».

Прыжки на правой ноге, на левой ноге.

И.п. – лежа на спине, руки к плечам.

Вытянуть руки вперед, пальцы сжаты в кулаки.

И.п. – лежа на спине, колени подтянуты к животу.

Бить то правой, то левой ногой по воображаемому мячу, потом двумя ногами сразу.

И.п. – сидя, ноги врозь, руки к плечам.

Наклониться, дотянуться руками до носков ног, вернуться в и.п.

И.п. – лежа на спине.

Поднятые ноги вверх поочередно сгибать и разгибать, стараясь делать круговые движения.

И.п. – лежа на животе, руки за спиной сцеплены в замок.

Поднять голову, грудь. Прогнуться. Сцепленные руки поднять как можно выше – парус.

7. «Борцы» — дыхательное упражнение.

И.п. – сидя по-турецки.

Глубокий вдох носом, задержка дыхания, выдох через рот.

5 подпрыгиваний, 5 высоких прыжков.

2. «Взбираемся по канату».

И.п. – лежа на спине, правая рука вверху, пальцы сжаты в кулак, левая — вдоль туловища.

Меняем положение рук, сжимая и разжимая пальцы, имитируя движение лазания по канату.

3. «По веревочной лестнице».

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поднять согнутую в колене ногу, опустить.

Сесть из положения лежа на спине, руки вперед, наклон к ногам.

5. «Поднять паруса».

И.п. – лежа на животе, руки в замке сзади.

Поднять голову, грудь, прогнуться. Руки поднять как можно выше.

6. «Попутный ветер» — дыхательное упражнение.

Глубокий вдох носом, долгий выдох ртом.

Прыжки из приседа.

И.п. – лежа на спине, прямые руки вверх.

Скрестные движения прямыми руками – имитация вращения руля.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить вниз, держа ногу на весу – нажать на воображаемую педаль. Опустить ногу.

4. «Накачиваем шины».

Сесть из положения лежа, руки вперед, наклониться к ногам со звуком «с-с-с».

5. «Заводим мотор» — самомассаж, дыхательное упражнение.

Пальчики на середину грудины. « Заводим машину» вращательными движениями по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж».

Затем то же против часовой стрелки.

Машина завелась – воздействуем на точку между грудными отделами, долгий выдох со звуком «пи-и-и» (машина сигналит).

И.п. – сидя по-турецки, руки на пояс.

Поворот в правую сторону, и.п.

То же в левую сторону.

7. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

2. Поворот головы вправо, прямо. Поворот головы влево, прямо.

3. Поочередное поднимание прямых рук.

4. Поочередное поднимание прямых ног.

5. есть из положения лежа на спине, руки вперед.

6. «Буратино» — самомассаж шейного отдела.

И.п. – сидя на коленях.

Лепим нос для Буратино. Буратино рисует носом, солнышко, морковку, домик…..

7. Прыжки ноги врозь-вместе.

(младший, средний дошкольный возраст)

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Повороты головы вправо-влево.

Махи прямыми руками в стороны, вниз.

4. «Спрятались от кошки».

Подтянуть ноги к груди, обхватить колени руками, наклонить голову – сгруппироваться.

5. «Птичка с хвостиком».

И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях в упоре около плеч, ноги вместе.

Выпрямляя руки, поднять голову, грудь. Одну ногу согнуть, тянуть к голове.

6. «Раненый воробышек» — прыжки на одной ноге.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Руки в стороны, несколько быстрых взмахов руками, и.п.

И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, упор около плеч.

Поднять правую прямую ногу вверх, опустить. То же с левой.

И.п. – лежа на спине, руки прижаты к туловищу.

Ползание на спине без помощи рук и ног.

5. «Паутинка» — дыхательное упражнение.

Подуем на паутинку – глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот.

И.п. – сидя, ноги согнуты в коленях, руки – в упор сзади.

Приподнять таз, сделать несколько шагов вперед-назад, передвигая руки и ноги.

И.п. – лежа на животе, руки в упоре около плеч.

Выпрямляя руки, поднять голову, грудь. Согнуть ноги, тянуть к голове.

Гимнастика пробуждения зима

Гимнастика пробуждения после дневного сна

Тема: «Красота зимней природы»

Комплекс гимнастики «Зима»

«Выгляни в окошко».И.п. – сидя, руки согнуты в локтях, ладонями вместе, прижаты друг к другу, локти вниз. Разведение согнутых рук в стороны.

«Оглянись». И.п. – то же. Поворот туловища вправо, и.п. Поворот туловища влево, и.п.

«Горка». И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в колени, руки вдоль туловища. Поднять таз вверх, вернуться ви.п.

«Снежный ком». И.п. – лежа на спине. Группировка (подтянуть колени к животу, обхватить руками, наклонить голову). Перекаты на спине вперед-назад.

«С горки на животе». И.п. – лежа на животе. Руки вперед, ладони вместе, ноги тянуть. Прогнуться, вернуться в и.п.

«Сдуем снег с ладошки ». Вдох носом, дробный выдох через нос с произнесением звуков «фу-фу-фу».

«Стряхнем снежок». И.п. – стоя.

Прыжки на одной ноге.

Комплекс гимнастики «Лесные приключения».

1. «Медведь в берлоге» — и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчики – побегайчики» — и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.

3. «Зайчишки – трусишки» — и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

4. «Любопытные вороны» — и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».

5. «Белочки на веточках» — и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.

6. «Благородные олени» — и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

Тема:«Новый год стучит в окошко!»

Комплекс гимнастики «Путешествие снежинки».

1. «Снежинки просыпаются» — и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.

2. «Снежинки-пушинки» — и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться ви.п.

3. «Снежинки-балеринки» — и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.

4. «Снегопад» — и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.

5. «Танец снежинок» — и. п. то же. Кружение на месте на носках.

Комплекс гимнастики «Скоро праздник – Новый год»

Снег – снежок идет с утра.

Скоро праздник – Новый год,

Ёлка в гости к нам придет.

Чтобы нам не потеряться

Нужно за руки держаться

Отправляемся мы в лес,

Ждет нас много в нем чудес.

Ходьба ха воспитателем 8сек.

По сугробам мы шагаем,

Выше ножки поднимаем!

По сугробам мы идем

И ничуть не устаём!

Ходьба с высоким поднимание колен 8 сек.

Вот полянка, вот и лес,

Вот и ёлка до небес.

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз.

Поднять руки вверх, посмотреть на них. И.п. Выполнить 6 раз.

Мы сегодня принесли

Здесь конфеты и шары,

Вы игрушки доставайте,

Ёлку вместе украшайте.

И.п – стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз Наклон – кистями рук «берем» игрушку,

выпрямиться, вывести руки вперед – вверх – «вешаем» игрушки. И.п. Выполнить 4

Распустила елка лапы,

А мальчишки и девчонки

Всем ребятам нравиться

И.п. –стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз – в стороны, пальцы разведены. Повороты

вправо –влево. Выполнить по 4 раза в каждую сторону.

Кто под елкою сидит

И ушами шевелит?

Кто под ёлкой тихо плачет

И тихонечко дрожит?

Мы присели – дружно встали,

Вдруг зайчишку увидали.

И.п.- стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Присесть, руками коснуться пола.

Выполнить 4 раза.

Ты зайчишка выходи, да друзей своих зови.

Тут зайчишки прибежали,

Чудо – ёлку увидали,

Стали прыгать, веселиться

И вокруг себя кружиться.

Прыжки на двух ногах на месте.

Мы у ёлки погостили,

Елку ярко нарядили.

А теперь домой пора,

Комплекс гимнастики «Путешествие снежинки» часть вторая.

1. «Снежинки просыпаются» — и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево вправо.

2. «Снежинки-пушинки» — и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.

3. «Клубок снежинок» — и. п.: сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх.

4. «Снежинки-самолетики» — и. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.

5. «Метель заметает снежинки» — и. п.: стоя возле кровати. Наклоны туловища вперед, взмахи руками – «метель».

6. «Снегопад» — и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз.

Ходьба по ворсистому коврику с притопом и поглаживанием ступни о коврик.

Тема: «Все профессии нужны, все работы хороши!»

Комплекс гимнастики «Шофер»

И.п. – лежа на спине, прямые руки вверх.

Скрестные движения прямыми руками – имитация вращения руля.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить вниз, держа ногу на весу – нажать на воображаемую педаль. Опустить ногу.

4. «Накачиваем шины».

Сесть из положения лежа, руки вперед, наклониться к ногам со звуком «с-с-с».

5. «Заводим мотор» — самомассаж, дыхательное упражнение.

Пальчики на середину грудины. «Заводим машину» вращательными движениями по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж».

Затем то же против часовой стрелки.

Машина завелась – воздействуем на точку между грудными отделами, долгий выдох со звуком «пи-и-и» (машина сигналит).

И.п. – сидя по-турецки, руки на пояс.

Поворот в правую сторону, и.п.

То же в левую сторону.

7. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Тема: «Зимние забавы»

Потягивание в кроватях.

Поднимайся, детвора!
Завершился тихий час,
Свет дневной встречает нас.
Мы проснулись, потянулись.
Приподняли мы головку,
Кулачки сжимаем ловко.
Ножки начали плясать,
Не желаем больше спать.
Обопремся мы на ножки,
Приподнимемся немножко.
Все прогнулись, округлились,
Мостики получились.
Ну, теперь вставать пора,
Поднимайся, детвора!

2. Ходьба по дорожке из гороха или крупы.

Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)
Легкие пушинки. (покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга — (опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)
Белые подружки.
Заспешили на прогулку (шаги на месте)
Дети и старушки.

4. Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку».

5. Обширное умывание.

Тема: «Одежда и головные уборы»

Комплекс гимнастики «Мотаем нитки»

I.1. «Мотаем нитки»

И.п. – руки перед грудью, согнуты в локтях, круговые движения руками.

2. «Похлопаем коленки»

И.п. – сидя, упор руками сзади, ноги прямые. Наклон туловища вперед, хлопнуть по коленкам руками, сказать «хлоп», вернуться в И.п.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям физкульт – привет!

Тема: «Какой бывает транспорт»

1. и.п.: сидя на кровати, ноги скрестно – «Пролетает самолёт, собираемся в полёт» — смотрим вверх, не поднимая головы, провожаем самолёт глазами и водим пальцем.

2. и.п.: то же – «Правое крыло отвёл – посмотрел, левое крыло отвёл – посмотрел» — отвести правую руку в сторону (проводить глазами), левую руку отвести в сторону – проводить глазами.

3. и.п.: то же – «Я мотор завожу и внимательно слежу» — выполнять вращательные движения руками и следить взглядом.

4. и.п.: то же – «Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу» — тянуться вверх руками, выполнять летательные движения.

5. и.п.: то же – крепко зажмурить глаза на счёт 5, открыть (повторить 5-6 раз).

6. и.п: то же – быстро поморгать глазами.

7. Массаж точек лица – крылья носа, переносица — (профилактика простудных заболеваний).

Тема: «Масленица широкая»

Завершился тихий час,

Свет дневной встречает нас.

Мы проснулись, потянулись (потягивания)

Приподняли мы головку, (приподняли голову, повороты)

Кулачки сжимаем ловко. (сжимание-разжимание кистей)

Ножки начали плясать, (движения стопами)

Не желаем больше спать.

Обопремся мы на ножки, (упр. «мостик» -приподнимание таза)

Все прогнулись, округлились,

Ну, теперь вставать пора,

Все по полу босиком,

А потом легко бегом.

Сделай вдох и улыбайся,

На носочки поднимайся.

И еще раз повторяй.

Ножки смело разминай- (ходьба на носках, пятках, внешней стор.)

Вот теперь совсем проснулись,

И к делам своим вернулись.

Тема: «Мой папа — лучший самый!»

Трубит горнист, поет труба.

Довольно спать! Вставать пора!

У солдат по распорядку

После сна всегда зарядка.

Потянуться, позевать, повернуться на один бок, перевернуть на другой бок.

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.1-согнуть правую ногу, приподнять над кроватью,2-согнуть левую ногу, приподнять над кроватью.3,4-опустить ноги. Довести до быстрого темпа.

И.п.: лежа на правом боку, одна рука под головой, другая лежит на туловище. 1 – поднять руку вверх, ногу вверх, 2 – опустить вниз.

И.п.: лежа на левом боку, одна рука под головой, другая лежит на туловище. 1 – поднять руку вверх, ногу вверх, 2 – опустить вниз.

И.п. лежа на животе – отжаться от кровати.

И.П.: сидя, но «по-турецки», руки на коленях. Сделать глубокий вдох через нос, наклон вперед – выдох через рот. Задержатся до счета 3. Вдох через нос, сесть, выдох через рот (не наклоняясь вперед).

Читать еще:  Остеохондроз лечения упражнений
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector