Гимнастика после сна
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Гимнастика после сна

Упражнения после сна в дестком саду

Удивительные люди — воспитатели детских садов. Сколько хитростей нужно знать, чтобы целый день беречь и охранять, кормить и одевать, занимать и развивать мальчишек и девчонок, да ещё так, чтобы они при этом были дружными, весёлыми, здоровыми! Поддерживать здоровый дух в здоровом теле каждого ребёнка помогают специальные комплексы гимнастических упражнений.

День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Именно поэтому гимнастика после сна проводится в детском саду ежедневно. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она плавно и бережно помогает им наполниться бодростью и силой.

Виды гимнастики после сна

В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:

  • упражнения в кровати с элементами самомассажа;
  • игровая гимнастика;
  • гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
  • ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.

При подготовке упражнения можно использовать любые тренажеры, которые есть в детском саду

Как видно из списка, дневная гимнастика становится мощным комплексом оздоровительных процедур, грамотно и лаконично выстроенных во времени, а главное, интересных и приятных для ребёнка.

Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна.

Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину.

Элементы гимнастики после сна

Гимнастика после сна — как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ. Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.

Видео-пример утренней гимнастики:

Схема анализа гимнастики после сна

Чтобы понять, эффективно ли проведение упражнений после сна в конкретной группе детского сада, нужно оценить каждый из этапов её проведения по схеме. Для начала нужно указать:

  • название дошкольного учреждения и группы;
  • имя педагога;
  • дату проведения;
  • возраст детишек;
  • количество малышей в группе.

Таблица: образец схемы анализа

№ п/п Этап гимнастики Перечень и описание упражнений Временные рамки Вывод (цели достигнуты или нет) Примечания
1 Начало подъёма, туалет 3 минуты
2 Упражнения в постели
3 Упражнения на коврике 4 минуты
4 Дыхательные упражнения 3 минуты

Гимнастика после сна для детей очень важна. Ведь с её помощью малыши не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своём здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребёнка — одна из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Гимнастика для пробуждения после дневного сна

Елена Райкина
Гимнастика для пробуждения после дневного сна

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Дневной сон необходим ребенку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика.

Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:

устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);

увеличить тонус нервной системы;

усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

Комплекс оздоровительной гимнастики после дневногосна состоит из нескольких частей:

разминочные упражнения в постели;

выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика);

выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика);

ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам);

игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха.

Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут (ст. возраст, 7-10 минут (мл. возраст). Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

Главное правило гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

Комплексы оздоровительной гимнастики

после дневного сна

«Побудка в кровати»

Цель: переход детей от сонного состояния к пробуждению.

Вы спокойно отдыхали,

Сном волшебным крепко спали.

Но уже звенит звоночек,

Ты вставай скорей дружочек.

Одеяло убери и зарядку ты начни.

Потягивание лежа на спине. Выполнять произвольно.

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника. (0,5 мин.)

Руки мы поднимем вверх

И потянемся теперь.

Ведь вы спали и росли

Во какие молодцы.

Чтобы все мы не болели,

Сделаем массаж умело.

(Дети делают массаж: Поглаживают шею ладонями сверху вниз, указательными пальцами растирают крылья носа, пальцами поглаживает лоб от середины к вискам, раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массируют уши) (0,5 мин.)

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника. (5-6 раз).

Мы дадим ей молочка

Станет ласковой она. Встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» -спина круглая, голову опустить как можно ниже; «Кошечка ласковая» -прогнуть спину, голову приподнять.

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, развитие координаций движений. (5-6 раз.)

На полу лежит клубок,

Нету рук и нету ног.

Я поднять решил клубок, он помчался на утек. И. п. — Лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 –прижать колени к животу и обхватить их руками. 2 – вернуться в и. п. (4-6 раз)

Встанем у своих кроваток и продолжим мы зарядку.

Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней.

Скачут весело лягушки

Возле леса на опушке.

Прыгай с пятки на носок. Прыжки на обеих ногах (на носках).

Прыжки с пятки на носок, следить за осанкой.

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей. (0,5 мин.)

Мы веселые ребята,

Любим весело шагать.

Спортом любим заниматься,

Никогда не унывать. Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Одна рука вверх, другая вниз (делаем махи руками).

Упражнение на дыхание «Хохотушки»

Цель: учить дышать через нос, укрепление диафрагмы легких.

(Вдох через нос, рот закрыт; выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха»). (3-4 раза).

Ходьба по массажным дорожкам.

Цель: формирование правильной осанки, развитие координаций движений, укрепление мышечного аппарата стоп.

По дорожке мы пойдем,

Дружно вместе босиком.

Камушки морские тоже,

Для здоровья всем помогут,

Помассируют вам пятки,

Будет все у вас в порядке.

Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

«Побудка в кровати, потягивание».

Цель: переход детей от сонного состояния к пробуждению. (0,5 мин.)

Вы ребятки просыпайтесь,

Свои глазки открывайте.

Солнце светит нам в окно

И проснетесь вы легко.

Руки к солнцу поднимите,

А потом их опустите.

Потянулись, все проснулись

И друг другу улыбнулись.

Цель: укрепление мышц шейного отдела позвоночника. (5-6раз)

Ветер, ветер, ветерок,

Ты подуй на нас дружок. И. п. : лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».

Цель: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, пресса. (0,5 мин)

Наш жучок упал с цветка,

Не поднимется никак. И. п. : Лежа на спине. Болтать в воздухе руками и ногами.

Цель: укрепление мышц нижних конечностей, пресса. (3-4 раза)

Дождь прошёл и красота,

В небе чудо ворота. И.п: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо, и справа налево. Повторить то же самое левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.

Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки. (1 мин.)

В лес пойдем дремучий мы.

Нам преграды не страшны.

Вместе их преодолеем

Мы бояться не умеем. И. п. : спина прямая.

Ходьба на месте.

Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей. (0,5 мин)

По тропинке мы пошли

И грибов полно нашли.

Наклонись скорей дружок,

Набери их в кузовок. Ходьба на месте.

Наклоны вперед, вниз, не сгибая колени.

Цель: укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей. (3-4 раза)

Я веселый мотылек,

Прилетел я на цветок.

Быстро крыльями махал

И нектар я собирал. Выполнять махи руками.

Присесть, обнять руками колени.

Встать, выпрямить спину.

Упражнение на дыхание «Дровосек»

Цель: учить дышать через нос, укрепление диафрагмы легких.

И.п: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — длинный выдох с произношением «Ух-х-х» (5-6 раз).

Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Ходьба босиком на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

«Бодрящая гимнастика». Консультация для воспитателей Оздоровительная работа с дошкольниками в последнее годы приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья.

Проссыпательная гимнастика после сна в старшей группе Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии дошкольника велика. Но как помочь малышу проснуться в хорошем настроении и активно.

Бодрящая гимнастика после сна: польза и особенности проведения

Сон в режиме растущего и развивающего детского организма очень важен. От того, как проснется ребенок, зависит его настроение, состояние здоровья и каким будет его оставшийся день. Еще в Древней Греции знали, что гимнастика после дневного сна или ночного приносит пользу как взрослому, так и ребенку. В Индии и Китае несколько веков назад зарядку стали применять в качестве лечения. Современные медики также считают, что комплекс занятий благоприятно воздействует на организм.

Гимнастический комплекс после пробуждения

Во многих дошкольных учреждениях разработаны целые программы ФГОС, которые помогают детям легче просыпаться и чувствовать себя бодро, комфортно. Каждую из методик родители могут легко применять и в домашних условиях, главное, проводить зарядку в веселой игровой форме, чтобы она ребенку доставляла удовольствие и радость.


Можно проводить упражнения в кровати после сна, начиная разминку с легких движений и постепенно наращивая темп:

  • Постепенно пробуждение. Включить приглушенную музыку, а на протяжении зарядки громкость увеличивать. Шторы на окне в спальне раздвинуть, откинуть одеяло. Родитель делает легкий массаж ладошек и ступней своему любимому малышу, а уже после переходит к простым упражнениям.
  • Разминка. Начинать лучше с подтягиваний, после чего ребенка просят поднять ручки, а далее и ножки. Попросить представить, что он едет на велосипеде или выгибается как кошечка. После этого можно подниматься и уже стоя продолжать тренировку.
  • Игровая разминка и самомассаж. Если заранее проветрить комнату, то зарядку можно совместить с закаливанием. Начинать нужно с ходьбы: на носочках, пяточках, высоко поднимая колени, приседая, перекатываясь с пальчиков на всю стопу. Далее малыша просят представить, что он движется как лыжник и обязательно следить, чтобы осанка была правильной. Впоследствии выполнять другие упражнения, постепенно увеличивая нагрузку.

Достаточно потратить всего лишь 10-15 минут, и пробуждение будет уже не таким тяжелым.

Назначение

Легкая зарядка после пробуждения состоит из нескольких простых упражнений, которые позволяют человеку постепенно перейти от состояния спокойствия к бодрствованию. Цель их проведения заключается в следующем:

  • поднять тонус мышц;
  • улучшить настроение;
  • провести профилактику респираторных болезней;
  • укрепить дыхательную систему;
  • предотвратить развитие плоскостопия и сколиоза;
  • воспитать у ребенка привычку разминать тело после продолжительного отдыха.


Чтобы реализовать задачи, воспитатели детских садов подбирают уникальный комплекс гимнастики после сна, благодаря которому удается добиться таких результатов:

  • Активировать нервную системы, благодаря чему предотвращается раздражительность, уходит тревога, которая часто возникает после пробуждения.
  • Улучшить работу почти всех систем организма.
  • Создать позитивную атмосферу между детьми.

Картотека педиатра рассказывает, что физкультура после пробуждения положительно влияет на здоровье и настроение детишек любого возраста.

Гимнастика после ночного и дневного сна: отличительные особенности

Отличительных особенностей между упражнениями после сна в ночное время и дневное нет. Разминка начинается с легких подтягиваний, а после постепенно переходит к более интенсивным действиям. Длительность утренней зарядки может быть около 10-15 минут, а вот после дневного отдыха время разрешается увеличить до получаса.

Существует много различных комплексов, поэтому каждому ребенку можно подобрать тот, который идеально подойдет для его возраста, будь ему 2-3 года или больше.

Условия для проведения

Бодрящая гимнастика после ночного сна или дневного помогает организму легче перенести пробуждение. Проводят ее с детьми, как дома, так и в ДОУ.

Перед тем как приступить к зарядке, необходимо подготовить помещение:

  • распахнуть шторы, позволив дневному свету беспрепятственно поступать в комнату;
  • открыть форточку;
  • поставить тихую мелодию;
  • освободить пространство для проведения упражнений;
  • приготовить необходимые атрибуты.

Выполнять первые упражнения надо без рывков, медленно, постепенно увеличивая нагрузку.

Зарядка для детей

Физические нагрузки важны не только для взрослого человека, но и ребенка, начиная с раннего возраста. Малыши очень быстро растут, поэтому за короткий промежуток времени должны усвоить многое, а для этого им потребуется крепкое здоровье и силы. Закаленный малыш редко болеет, активный и любознательный, охотно идет на контакт со сверстниками.

Хорошо подобранный комплекс помогает развивать следующие качества:

У детишек, выполняющих регулярно разминку, течение болезней легкое, поэтому не доставляет ни им, ни родителям серьезных хлопот.

Корригирующая или оздоровительная гимнастика после сна можно проводиться как дома, так и в дошкольном учреждении. Для этого не потребуется никаких дополнительных навыков и умений. На плеер необходимо записать детскую музыку, подготовить коврик, выучить несколько упражнений и стишков к ним. Можно воспользоваться массажным пледом, палкой, обручем, мячиком и скакалкой.

Примерные комплексы для дошкольников разного возраста

Зарядка в младшей группе должна быть как можно проще. Воспитатель объясняет, как выполнять разминку и помогает, если потребуется, чтобы ребята все делали правильно. В комплексы включают пальчиковые и дыхательные упражнения, движения на растягивание, ходьбу по массажной дорожке, гимнастику для профилактики осанки.

Изначально все действия выполняются в постели, а после в проветриваемом помещении. Лежа на кровати можно читать детские стихи и совершать такие манипуляции:

  • Колобок. Ребенок лежит на спине, ручки расставив в стороны. После группируется, прижимая колени к груди и обнимая их ладошками. Затем надо снова вернуться в исходное положение.
  • Велосипед. Это известное упражнение, полезное и взрослым, и детям. Малыш представляет, что крутит педали, вращая ножками в воздухе.
  • Кошка. Встать на четвереньки и выгибать спинку, опуская вниз или округляя.

После этого нужно перейти в проветриваемое помещение, где походить на носочках, потом пробежаться и снова пройтись.


А далее выполнить комплекс, помогающий сохранить правильную осанку:

  • Журавль. Стоя на ногах, руки за головой, поднять одну ножку и подержать ее на весу. После так же проделать с другой конечностью.
  • Солнышко. Стоя прямо, подняться на носочки, и потянуться как можно выше ручками, как будто дотягиваясь ими до неба.

Для средней группы зарядка может быть чуть сложнее, ведь простой комплекс будет им уже не интересен. Детишкам такого возраста нравятся движения, которые имитируют животное или предмет:

  • Рак. Проползти пару шагов вперед на четвереньках, а после назад.
  • Мостик. Сидя на полу, руки сзади, чуть приподнять таз, вернуть назад.
  • Машина. Пробежаться по комнате, руками имитировать вращение руля.
  • Самолет. Побегать по залу, расставив руки и махая им как крыльями.

Детишкам из старшей группы подбирают комплекс, в котором будут упражнения для профилактики плоскостопия, когда ребенок ходит на носочках, пяточках, на внутренней и внешней стороне стопы. Зарядка для формирования правильной осанки. Также можно использовать тренажеры: шведскую стенку, канат, обруч и другие.

Упражнения для школьников

Детям школьного возраста очень нужно правильно подобрать комплекс, так как их организм растет, и они проводят много времени сидя. Посильная постоянная физическая нагрузка поможет предотвратить проблемы со здоровьем, избежать дискомфорта в спине и формирования неправильной осанки. Утренняя зарядка для школьников предполагает выполнение таких упражнений:

  • подтягивание в кровати;
  • ходьба на месте;
  • вращение головой и плечами;
  • наклоны в стороны;
  • приседания;
  • отжимания;
  • велосипед;
  • полумостик;
  • полушпагат.

Каждое из упражнений выполнить по 10 раз. Ежедневная зарядка поможет подростку получить заряд бодрости на целый день.

Организация гимнастики в детских учреждениях

Каждый второй родитель и воспитатель не раз замечал, что после сна ребенок капризничает, не хочет общаться с окружающими. А дело в том, что его пробуждение было не комфортным. Избежать таких проблем помогает бодрящая зарядка, позволяющая корригировать настроение, укрепить здоровье и предотвратить развитие плоскостопия.

Гимнастика после дневного отдыха считается закаливающей процедурой, которую проводят в проветриваемом помещении в пределах 15 минут.

В детских учреждениях воспитатели знают, как разбудить детей, чтобы они чувствовали себя комфортно. Пробуждение должно осуществляться под тихую спокойную мелодию. Далее в постели ребенок потягивается. После выполняет дыхательную зарядку и переходит к более сложным упражнениям, которые тонизируют мышцы.

В процессе проведения гимнастики в ДОУ применяются игровые формы: стихи, потешки, считалочки, песенки. Принято также использовать различные тренажеры и атрибуты: игрушки, кубики, скамейки, обручи, скакалки, стульчики, флажки и так далее. Все это поможет организовать веселое и полезное занятие.

Зарядка для взрослых по методике Бубновского

Этот комплекс станет прекрасным подспорьем для тех, кто проводит большую часть времени в сидячем положении. Подобная зарядка полезна для тех, кому прописан постельный режим, а также, если пожилой человек из-за своих заболеваний не может долго ходить, а ему просто необходимо тонизировать свою мышечную ткань. В систему Бубновского входят такие упражнения:

  • Стать на четвереньки и расслабить мышцы спины.
  • Оставаясь в том же положении медленно, без рывков, выгибать на вдохе и прогибать на выдохе спину.
  • Следующий этап − это растягивающий шаг. Надо попеременно садиться на ногу, при этом одна конечность вытянута вперед, а другая назад, левая рука перед собой.
  • Прокачка выполняется, стоя на коленях и руках. Туловище вытянуть вперед, упор сохранить, поясницу ни в коем случае не прогибать.
  • Растяжку выполнять, как и предыдущее упражнение, только на выдохе нужно выгибаться, сгибая руки в локтях. При этом тело наклонять ближе к полу, на вдохе выпрямиться и таз опустить на пятки.
  • Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки под головой, подбородок прижат к груди. На выдохе тело сгибают, стараясь коснуться локтями коленной чашечки.
  • Оставаясь в том же положении, верхние конечности расположить вдоль туловища, нижние так же согнуты, приподнимать таз как можно выше.

Польза закаливающих процедур

Маленькие дети часто болеют респираторными заболеваниями, и все потому, что их иммунная система еще не до конца сформирована. Чтобы защитить ребенка от болезней педиатры рекомендуют проводить закаливание, которое положительно воздействует на малыша:

  • нормализует давление;
  • налаживает кровообращение;
  • увеличивает жизненную емкость легких;
  • помогает костям и мышцам правильно развиваться;
  • улучшает состояние кожи;
  • помогает стимулировать иммунитет, чтобы он был стойким к болезнетворным микроорганизмам;
  • развивает устойчивость к стрессам.

Значение закаливания и зарядки для ребенка в первый год жизни и в последующее время велико. Эти мероприятия позволят малышу с раннего детства расти здоровым и крепким карапузом, которому даже кроватка не помешает делать зарядку сразу после пробуждения. Каждая женщина должна следить за своей семьей и регулярно всем вместе проводить процедуры дома.

Методика проведения гимнастики после дневного сна

Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя .
(Сухомлинский Василий Александрович)

Здоровье — большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье — важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных способностей.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Гимнастика после сна — это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении. Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. После дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечнососудистая, дыхательная, нервная и т.д.) не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером. Но как помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.

Цель такой гимнастики: способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.

Задачи гимнастики после сна:

  • увеличить тонус нервной системы;
  • укрепить мышечный тонус;
  • способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • способствовать профилактике простудных заболеваний;
  • развитие физических навыков;
  • сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.

Гимнастика после сна, её организация и проведение.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.

Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, — улыбающееся лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу же, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей. Бодрящую гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении, в течение семи – пятнадцати минут в зависимости от возраста детей. Обязательное условие при проведении гимнастики – учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Гимнастика состоит из нескольких частей:

  • разминочные упражнения в постели;
  • выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика) или точечного массажа;
  • выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика);
  • ходьба по массажным коврикам;
  • Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног).

Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи:

I часть – гимнастика в кроватках — гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Лучше проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.

II часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.), оказание закаливающего воздействия на организм. Эта часть гимнастики проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков, изготовленных родителями детей.

III часть – заключительная – повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности. Она может быть проведена на основе гимнастики игрового характера с использованием 3-6 имитационных упражнений. Гимнастики игрового характера имеют сюжет, в них присутствуют знакомые детям персонажи, которые являются образцом для подражания движениям птиц, животных, растений и дети создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т. д.). Принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.

Дети среднего, старшего дошкольного возраста очень любят комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально – ритмических упражнений. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют мышцы, улучшают дыхание.

Можно использовать также комплексы с элементами точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики.

Сущность точечного массажа сводиться к механическому раздражению биологически активных точек на теле повышающих иммунитет. Проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам.

Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики.

А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.

Длительность гимнастики составляет 7- 12 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья. В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики. Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастик, разработанных с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики плоскостопия, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма. Выстроенная таким образом система проведения бодрящей гимнастики, помогает детскому организму постепенно и мягко перейти от сна к активному бодрствованию с одновременным оздоровительно-закаливающим эффектом.

Читать еще:  Оздоровительная гимнастика для позвоночника
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector