Гимнастика для языка 5 6 лет
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Гимнастика для языка 5 6 лет

Логопедическая гимнастика для языка: занятия для детей и взрослых

Логопедические упражнения — это инструмент для развития речи и улучшения звукопроизношения детей и взрослых, который профессионально использует в своей работе врач-логопед. При желании овладеть этим эффективным средством коррекции речи может каждый.

Давайте попробуем это сделать вместе. Для начала — немного теории.

Что такое логопедия и каковы ее методы

Логопедия в дословном переводе с греческого языка означает «воспитание речи». Обобщая, можно сказать, что это наука о развитии речевых навыков, о причинах, механизмах, симптомах нарушения речевой деятельности и о методах их профилактики и коррекции.

В арсенале логопедии много средств. Среди них:

  • артикуляционная гимнастика;
  • занятия для развития мелкой моторики;
  • упражнения на звукоподражание, развитие слуха, логоритмика;
  • многократное повторение словесных конструкций;
  • дыхательная гимнастика и голосовые упражнения;
  • упражнения на отдельные звуки.

В каждом конкретном случае методы индивидуальны. Задачи при этом разные — предупредить, исправить, восстановить, а цель занятий одна — правильно звучащая речь.

В более широком смысле целью логопедии является воспитание человека с нарушениями речи, помощь ему в социальной адаптации.

А теперь перейдем к описанию логопедических упражнений.

Логопедические занятия для развития речи ребенка

Организуйте логопедические занятия с ребенком дома, где он раскрепощен и общителен, поиграйте с ним. А мы вам в этом поможем.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на артикуляцию для детей помогут увеличить подвижность языка, губ, щек; скоординировать их работу; научат речевые органы правильно двигаться и занимать нужное положение для чистоты звукопроизношения.

Воспользуйтесь зеркалом, чтобы была наглядно видна техника исполнения. Не торопитесь. Лучше меньше, да лучше.

Такая логопедическая гимнастика полезна в любом возрасте. Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, она тренирует язык, губы, щеки, челюсти для правильной, четкой и красивой речи.

Занятия для развития мелкой моторики

Развить мелкую моторику, координацию движений рук и, в конечном итоге, речь призваны пальчиковые игры. Они очень любимы малышами. Попробуйте.

Можно, не выходя из дома, перевоплотиться в сказочных героев: перебирать крупу, как Золушка, собирать шишки, как Мишка, нанизывать бусы из пиратского сундучка с сокровищами, разыграть любимую сказку в пальчиковом кукольном театре. Вашему ребенку должно понравится такое времяпрепровождение.

Упражнения на звукоподражание, развитие слуха и логоритмика

Эти уроки развивают фонематический слух. Ребенок учится распознавать звуки на слух, выделять их, распознавать место звука в названии предмета.

Используйте наглядные средства: картинки, рисунки, поделки, иллюстрации. Образное восприятие значительно ускорит процесс обучения и сделает его усвоение более доступным.

Детей 2-3 лет эти упражнения научат произносить звукоподражания громко или тихо; ребят постарше, 3-4 лет, — в каких словах звучит, например, звук «а»; детки 4-5 лет скажут, с какой буквы начинается название предмета, а совсем взрослым, 5-6 лет, будет под силу разложить слово на отдельные звуки.

Для развития слуха попросите ребенка на прогулке прислушаться, как поют птицы, журчит ручей, лает вдалеке собака, шуршат листья.

Благоприятно воздействуют на речь ритмичные движения одновременно с проговариванием слов и размеренным дыханием. В этом направлении работает логоритмика: маршировка под музыку и пение, ходьба под счет, чтение стишков с подражанием звукам и движениям живой природы, активные игры под музыку.

Инсценируйте знаменитое стихотворение про Мишку косолапого, который «по лесу идет, шишки собирает, песенку поет». Вместе с ребенком подражайте косолапому: собирайте шишки настоящие или «как будто шишки», потирайте лоб и непременно сделайте «ногою — топ!»

Положительные эмоции вам и вашему ребенку обеспечены, не сомневайтесь

Логоритмика воспитывает коммуникативность, эмоциональность, чувство ритма, развивает правильное дыхание, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве, поддерживает мышечный тонус и помогает в преодолении речевых нарушений.

Потешки, чистоговорки, скороговорки для развития речи

Упражнения в виде рифмованных фраз являются наилучшими для достижения четкости и чистоты речи. Они также увеличивают словарный запас, улучшают дикцию и развивают слух.

Для увеличения словарного запаса ребенка много читайте, пересказывайте прочитанное, сочиняйте истории и сказки, отвечайте своим почемучкам на все вопросы, которые приходят им в голову, общайтесь с удовольствием. И тогда проблем с речью на порядок будет меньше.

Дыхательная гимнастика и голосовые упражнения

Дыхание является основой голосообразования. Цель дыхательной гимнастики — развивать умение равномерно расходовать воздух в процессе речи, тренировать продолжительный выдох, формировать сильную воздушную струю, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.

Голосовые упражнения развивают силу голоса, его высоту, тембр, длительность звучания.

Упражнения для силы голоса:

для высоты голоса:

для тембра голоса:

Длительность звучания голоса тесно связана с правильным дыханием и зависит от продолжительности выдоха.

Таким образом, сочетая дыхательную гимнастику и голосовые логопедические упражнения можно устранить причины различных расстройств голоса, чем тоже занимается логопедия.

Логопедические упражнения на звук

Если ребенок неправильно выговаривает отдельные звуки, то описание упражнений для звуков Р, Л, С, Ч, Ж, Ш будет весьма кстати:

Разнообразие и простота логопедических упражнений позволяют проводить занятия с ребенком каждый день. Главное условие — хорошее настроение. Игры, музыка, яркие картинки, физическая разминка, доброжелательное общение — ваши лучшие помощники.

Логопедические упражнения для взрослых

Логопедические упражнения для детей и взрослых принципиально не отличаются друг от друга. Разница лишь в том, что занятия с ребенком вне игры не дадут результата. А взрослый на то и взрослый, чтобы уметь включать «надо» вместо «хочу» и идти к поставленной цели.

Убирать игровые элементы совсем необязательно, а вот усложнить сами упражнения можно. Скороговорки выбираем поинтересней:

Дыхательные упражнения тоже не детские:

  • В положении стоя, не поднимая плеч, дышите нижней частью легких. Если вы делаете это правильно, то ощутите движения живота на вдохе и на выдохе при неподвижной верхней части туловища. Дышите спокойно и размеренно несколько минут.
  • На плавном продолжительном выдохе тяните любой гласный звук.
  • Вдохните через нос и перед тем, как выдохнуть, задержите дыхание на пару секунд, затем сделайте медленный выдох через рот.

Артикуляционные упражнения могут быть произвольными. Важно помнить: чем активнее будут двигаться ваши язык и губы, чем добросовестнее вы будете над этим трудиться, тем больше пользы принесут вам логопедические занятия.

Чтобы создать себе хорошее настроение и задействовать эмоции для получения скорейшего результата, попросите составить вам компанию своего ребенка. А если такой вариант вам не подходит, тогда пусть это будет все-таки игра.

Заключительные аккорды

Учимся разговаривать чисто, грамотно и красиво мы прежде всего для себя. Желание не стоять на месте, развиваться, ставить цели, идти к ним — все это дает нам энергию и делает нас сильными. И если мы постараемся, чтобы были красивыми наши мысли и чувства, то у нас все получится. Ведь из чувств рождаются мысли, мысли облекаются в слова, а слова — это составляющие нашей речи.

Своей созидательной энергией мы поделимся с детьми, чтобы помочь им самим преодолевать возникающие проблемы. А как иначе?

Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках

Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.
Читать еще:  Упражнения при остеохондрозе пояснично крестцового отдела позвоночника

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.


Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

Необходимые задания для развития речи можно найти в Рабочей тетради для звука Р, составленной Костюк А.В.

Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома:

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

Скачать и распечатать задания в картинках на букву Л:

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

4. «Как зовут ребят»

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

4. «Сочиняем логопедические стишки»

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Скачать и распечатать задания в картинках на букву Ш:

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию.

Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Артикуляционная гимнастика для дошкольных детей

Способность к речи заложена в ребенке с момента рождения. К 5-6 летнему возрасту навык формируется и совершенствуется. Устанавливается правильное произношение звуков, в воспроизведении которых участвуют мышцы и органы артикуляционного аппарата.

Не все дети одинаково хорошо владеют речью. Артикуляция может быть нарушена по разным причинам, связанным со строением произносительных органов или дефектов ЦНС.

С целью улучшить или исправить ошибки в речи логопедами-дефектологами разработана артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет, включающая занятия в игровой форме и учитывающая возрастные особенности дошкольников.

В ходе специальных упражнений тренируются мышцы глотки, языка, гортани, губ, щек, челюстей, мягкого неба, дыхательной системы. Произносимые звуки становятся четче, яснее, а речь – понятней для окружающих.

Зачем детям 5-6 лет нужна артикуляционная гимнастика

К дошкольному возрасту ребенок овладевает основными навыками речи и готовится начать обучение в школе. Правильное и чистое произношение звуков нужно для ясного выражения мыслей, общения с учителем и одноклассниками.

У некоторых дошкольников проявляется различная степень нарушения речи. В легких случаях родители, совместно с воспитателями детского сада, могут скорректировать дефекты произношения с помощью артикуляционной гимнастики для детей 5-6 лет. Сложные расстройства исправляют только профессиональные логопеды.

В старшем дошкольном возрасте ребенок сознательно контролирует движения речевого аппарата. Он может следить за плавным четким переходом из одной артикуляционной позы в другую, удерживать язык в определенном положении, выполнять динамические упражнения в быстром темпе.

Читать еще:  Комплекс упражнений бубновского

В этом возрасте легко исправить небольшие отклонения в речевом развитии, так как можно увлечь ребенка игровой формой тренировки, мотивировать его желание к общению. Впоследствии он легче овладеет чтением и письменными навыками, так как существует прямая связь между нарушениями устной речи и алексическими и аграфическими расстройствами (дефектологи О.Беркан, Недолечный, Е.Иллинг и другие).

Виды артикуляционной гимнастики

Логопеды разработали статические и динамические упражнения для коррекции речевой деятельности. В первом случае ребенок учится сохранять правильное положение языка или губ в течение 5-10 секунд в альвеолярной, дорсальной и какуминальной позициях. Ему предлагают воспроизвести различные артикуляционные уклады под счет:

Динамические представляют собой многократно повторяющиеся движения, состоящие из перемен позиций:

  1. «улыбка – трубочка»;
  2. «лопатка – иголочка»;
  3. «качели» или «маятник».

Важно. Динамические упражнения вырабатывают координацию при последовательных или одновременных движениях органов речевого аппарата. Осуществляется принцип «от простого к сложному».

Упражнения артикуляционной гимнастики для ребенка 5-6 лет направлены на тренировку мышц нижней челюсти, языка, мягкого неба, губ и щек. Вырабатывается правильное произношение «трудных» звуков – свистящих, шипящих, «Ш», «Л», «Ж», их дифференциация.

Правила организации и проведения занятий с детьми 5-6 лет

Артикуляционную гимнастику для детей 5 и 6 лет проводят ежедневно по 10-15 минут. Систематичность – главное условие успешности логопедических занятий. В процессе многократно повторяемых упражнений отрабатывается автоматизм движений речевых органов, закрепляется последовательность перехода из одной позиции в другую.

В течение дня выполняют разные комплексы упражнений. Ребенок должен сосредоточиться на задании, расслабиться, выпрямить спину. Его сажают за стол, на котором расположено зеркало. В ходе занятия взрослый транслирует мимику и артикуляцию, а ребенок сравнивает ее с собственной в отображении. Освещение должно быть достаточным, чтобы четко видеть лицо педагога.

Проведение артикуляционной гимнастики с 5-6 летними дошкольниками включает:

  • разминку губ, языка, щек;
  • демонстрацию взрослым движений и приемов артикуляции;
  • повтор ребенком упражнений с самоконтролем в зеркале;
  • чередование статических и динамических движений, ускорение темпа;
  • контроль педагогом выполнения заданий, помощь в правильном совершении движения.

Упражнения проводят индивидуально или в группе. Примерно в середине занятия полезна физминутка, она помогает усвоить материал, развивает общую моторику. Подвижные игры, имитация поведения животных, физические упражнения связывают с основной темой комплекса.

В конце подводят итог в игровой форме, можно поискать спрятанный педагогом сладкий клад. Положительное окончание занятия придает ребенку уверенность в том, что в следующий раз он добьется большего, будет еще интересней.

Музыка при проведении логопедической гимнастики

Музыка привносит в логопедические занятия положительные эмоции и элемент игры. Под ритмичную мелодию ребенок выполняет движения, рефлекторно подчиняясь темпу. Возрастает интерес к проделываемому упражнению.

Веселая музыка увеличивает амплитуду и активность движений, а грустная придает им плавность и пластичность.

Для развития различных групп мышц предлагаются песенки про Чебурашку, Мамонтенка, Крылатые качели, Улыбку. Постановку звуков хорошо проводить под музыку из мультфильмов «Колыбельная медведицы», «Чунга-Чанга», «Голубой вагон». Музыкальное сопровождение благоприятно сказывается на психофизическом состоянии ребенка.

Увлекательная и занимательная артикуляционная гимнастика для детей в возрасте 5-6 лет

Артикуляционная гимнастика – до недавнего времени интересный, но незнакомый термин для тех, кто никак не связан с педагогикой, логопедией или дефектологией. В настоящее время не только специалисты, но и многие родители о ней слышали и знают.

Общение человека с человеком – обязательное условие его всестороннего развития. Посредством общения можно познавать, учиться, совершенствоваться, открывать что-то новое об окружающем мире и самом себе.

Понятие

Артикуляционная гимнастика (АГ) – это комплекс специальных упражнений, успешное и правильное выполнение которых позволяет укрепить мышцы артикуляционного аппарата – сделать их более подвижными, сильными, гибкими. Это необходимо для того, чтобы органы речи, участвующие в акте говорения и произнесения звуков (слов), «работали» слаженно и сформировали правильный речевой уклад и артикуляцию.

Речевое высказывание – это сложный двигательный навык, подразумевающий дифференцированную работу языка, неба, челюсти и голосовых складок. Уже с младенческого возраста новорожденный производит разнообразные движения языком, нижней челюстью, губами – как бы подготавливая себя к произнесению звуков.

Актуальность

Актуальность артикуляционной гимнастики обусловлена тем, что с каждым годом увеличиваются и усложняются речевые нарушения детей разных возрастов – от годовалых малышей до школьников. Наиболее полезным и эффективным для проведения коррекционной логопедической работы является возраст 5-6 лет. Дошкольники активно посещают детский сад, общаясь с друзьями, и уже начинают осознавать свои ошибки, стесняются их, следовательно, могут вообще отказываться говорить те или иные слова, звуки. Поэтому в 5-6 лет можно успешно начать логопедическую работу по устранению тех или иных нарушений.

Назначение

Основная цель артикуляционной гимнастики – подготовить артикуляторный аппарат, укрепить мышцы для правильного произношения звуков. Она необходима для того, чтобы наладить эффективное взаимодействие всех органов речевого аппарата, которое необходимо для правильного и целенаправленного произнесения звуков.

Пассивная АГ – подразумевает выполнение артикуляционных упражнений взрослым. Педагог (логопед) показывает малышу, как нужно делать, демонстрируя на своём примере. Постепенно такая гимнастика из пассивной формы переходит в пассивно-активную.

Активная АГ – ребенок выполняет все задания самостоятельно. Самое главное, чтобы они были ему понятны и доступны.

Все задания АГ подразделяются на:

  • динамические: позволяющие разработать «застывшие» мышцы губ и языка, сделать их подвижными, а выполняемые действия – скоординированными, и способными переключаться с одного действия на другое;
  • статические: формирующие способность удерживать определенную позу в течение нескольких секунд, с участием или без участия голоса.

Описание комплекса

Артикуляционную гимнастику проводят в начале занятия. Дошкольник сидит на стуле с прямой спиной. Данная поза позволяет располагаться в расслабленном состоянии, руки и ноги не напрягаются. Как правило, малыш сидит лицом к лицу педагога, чтобы он мог видеть все то, что делает логопед, либо они вдвоем располагаются возле зеркала. Место должно быть хорошо освещено. Каждое упражнение нужно повторить несколько раз.

В то время как ребенок выполняет задание, логопед внимательно следит за тем, как он это делает. Качественное выполнение приводит к тому, что в конечном итоге артикуляционная гимнастика достигает поставленной цели.

Читать еще:  Гимнастика шрот при сколиозе упражнения

Правила

Основополагающее правило – регулярность выполнения упражнений. Для детей 5-6 лет они должны быть нескучными, разнообразными, увлекать детей. Также следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Систематичность. Их желательно выполнять 1-2 раза в день по 5-7 минут.
  • Временной период. Каждое упражнение имеет свой определенный промежуток времени, в течение которого его необходимо выполнить, к примеру, задания на удержание позы рекомендуется выполнять в течение 7-10 секунд.
  • Качество. Если дошкольник начинает утомляться и уставать, значит, постепенно падает эффективность, требуется поменять деятельность и дать возможность передохнуть.
  • Оборудованное место. Артикуляционную гимнастику делеют перед зеркалом – ребенок должен смотреть то, что делает логопед, при этом имея возможность видеть себя.
  • Точность повторений и плавность.

Артикуляционная гимнастика формирует базу (фундамент) для правильного произнесения звуков. Она проводится в начале занятия для того, чтобы дошкольник активизировал возможности своего речевого аппарата, вспомнил на бессознательном уровне то, что изучал ранее.

Не стоит посвящать много времени выполнению упражнений. Хватит 7-10 минут. Более длительная тренировка снижает качество и эффективность выполняемых действий.

Пошаговые занятия для детей

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет входит в ежедневные занятия. Они обязательно начинаются с игровых моментов, например: «Давай сегодня мы поиграем в лошадку» или «Давай представим, что наш язычок – это горка для шарика». Также можно рассказать сказку про Волшебного Язычка, который будет помогать делать упражнения: «Жил-был Язычок в своем просторном доме (во рту). Однажды он проснулся, за окошком светило солнышко, ему стало очень радостно, и он улыбнулся («Улыбочка»). Язычок сел завтракать, а его любимым лакомством было вишневое (можно озвучить любимое варенье дошкольника) варенье с блинчиками («Вкусное варенье»)».

Сказку можно подстраивать под любой комплекс упражнений артикуляционной гимнастики в зависимости от поставленной цели. Полезно использовать картинки с изображениями языка и губ – на них наглядно показаны различные положения органов артикуляции. Со временем формируется картотека, которой очень удобно пользоваться. Деткам очень нравится, они с удовольствием повторяют за логопедом необходимые действия.

Каждый раз можно видоизменять данную сказку – язычок пошел в гости, на прогулку и т. д., встраивать в нее небольшие стихи, которые запоминаются. Дети с интересом ждут продолжения сказки и активно включаются, принимая участие в приключениях Язычка.

Возможные ошибки и их коррекция

Проведение артикуляционной гимнастики требует выполнения определенных правил, указанных выше. Если они нарушаются, то происходят следующие ошибки.

  • Нерегулярность занятий. Гимнастика предназначена для формирования определенного навыка – правильной и координированной работы органов речевого аппарата. Пропуск занятий приводит к тому, что данный навык формируется и закрепляется медленнее.
  • Нарушена последовательность упражнений. Сначала отрабатываются простые, постепенно осуществляется переход к более сложным. Если же ребенку начать показывать сначала сложные, то он их, скорее всего, не выполнит, потеряет интерес и мотивацию к продолжению занятий. Изначально простые действия, которые у него получаются, «подстегивают» его на следующие, более сложные.
  • Неэмоциональность специалиста, сухая и скучная инструкция. Также приводят к потере интереса, нулевой эффективности проводимой работы.
  • Если на занятии у малыша не получается отработать и закрепить определенную артикуляционную позу, то не стоит «отбрасывать» ее и переходить к новой. Нужно остановиться на достигнутом результате и продумать другие игровые приемы.

Рекомендации родителям

Бывает, что по каким-то причинам, нет возможности обеспечить своему сыну/дочери занятия с логопедом. Артикуляционной гимнастикой можно заниматься самостоятельно (желательно все-таки проконсультироваться со специалистом):

  • Малыша необходимо познакомить с его органами речи – языком, губами. Это можно сделать с помощью историй о Язычке.
  • На первых этапах обязателен зрительный контроль – он обеспечивается наличием большого или маленького индивидуального зеркала. В течение всего занятия задаются наводящие вопросы – что делает язычок? губки? где они находятся?
  • Постепенно увеличивается темп, при этом акцент делают на точности и плавности выполнения.
  • Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту, если возникают какие-то вопросы и непонятные моменты.

Своевременная диагностика и начало коррекционной работы, включающей артикуляционную гимнастику, помогут добиться положительных результатов. Правильное произношение, грамотная, связная речь – основные показатели готовности ребенка к школьному обучению. Всего лишь несколько минут в день, посвященных занятиям, помогут вашему малышу скорректировать имеющиеся недостатки в произношении и сделают его речь правильной.

Артикуляционная гимнастика для детей 5 лет

Не все дети к 4 годам умеют правильно говорить. Даже в 6 лет у многих наблюдаются серьезные отклонения при произнесении звуков. Это означает, что органы, которые отвечают за речь ребенка, работают несогласованно. Если не получается скоординировать их деятельность самостоятельно, надо обратиться к специалисту, который назначит курс артикуляционной гимнастики для 5-6 лет.

Цель занятий

В возрасте 5 лет ребенок должен говорить чисто и грамотно. Если его речь далека от совершенства, то нужно искать способы ее улучшить. Развитию способствует артикуляционная гимнастика в 4-5 лет. Приступая к занятиям, родители должны понимать, как они действуют на речевой аппарат и развитие:

  1. Тренируются мышцы произносительных органов.
  2. Регулярные занятия улучшают кровоснабжение головного мозга.
  3. Развиваются органы речи, снижается их напряжение.
  4. Улучшается произношение звуков.
  5. Формируется артикуляционная база.

Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет поможет приспособить речевой аппарат ребенка к произнесению определенных звуков языка, на котором общается его окружение. Некоторым родителям кажется, что этот процесс происходит сам по себе, без постороннего вмешательства. Но это не совсем верно. В большинстве случаев такие упражнения — способ улучшить речь при небольших отклонениях. Но есть дети, которым требуется длительная и регулярная помощь.

Организация процесса

Поскольку предназначена артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет, то и проходить она должна в форме игры. Дети должны ждать каждого занятия, желая поучаствовать в увлекательном процессе. Если кто-то не соглашается повторять упражнения, то не надо к этому принуждать. Сначала надо выяснить, какова причина отсутствия желания позаниматься. Основные правила занятий:

  1. Ученик располагается перед зеркалом. Он должен видеть свое отражение и отражение специалиста, который показывает упражнение. Такое повторение очень важно для такого возраста.
  2. Обязательно соблюдение принципа: от простого к сложному. Никто не сможет сразу выполнить трудное задание.
  3. Обязательно надо учитывать возраст и индивидуальное развитие.
  4. Для эффективности занятий надо повторять упражнения по 2-3 раза в день.
  5. Лучше тренироваться понемногу (5-10 минут), но ежедневно.
  6. Для занятий в игровой форме достаточно включить музыку, придумать сказочный сюжет. Особенно это важно для 4-летнего возраста.
  7. Не бросать занятия при появлении первых успехов. Результат надо обязательно закрепить. Надо помнить, что речь изменяется постепенно.
  8. Нельзя ругать детей, когда они неправильно понимают упражнение.

Примеры артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет можно посмотреть на видео:

Соблюдая эти простые правила, уже через месяц можно добиться первых результатов.

Базовые упражнения

Начать надо с простых упражнений:

  1. Лягушка. Улыбнуться, показывая сомкнутые зубы. Прикус должен остаться естественным. Не надо выдвигать нижнюю челюсть вперед. Сначала удерживать улыбку можно 5 секунд. Постепенно увеличивать время.
  2. Слоновий хоботок. Губы вытянуть трубочкой, стараясь сделать это как можно дальше. Сначала упражнение продолжается 5 секунд, постепенно увеличиваясь до 15.
  3. Улыбчивый слоник. Чередовать упражнение «лягушка» и слоновий хоботок.
  4. Кашалот. Это задание посложнее: надо открыть рот, высунуть-убрать язык, показать зубы.

Для того, чтобы артикуляционную гимнастику для 4-5 лет нескучной, надо заранее приготовить картинки. По ним малышу будет видно, как правильно сложить губы.

Более сложные упражнения

Освоив простые, можно приступить к задачам посложнее:

  1. Футбольная знаменитость. Заранее надо подготовить ватный шарик и импровизированные ворота. На шарик надо дуть, не приближаясь, загоняя в ворота.
  2. Широкая лопата. Рот открыт, язык высунут. Его надо положить на нижнюю губу, удерживая несколько секунд.
  3. Чашечка. Придать языку форму чашечки с углублением в центре.
  4. Гриб. Широко открыть рот, улыбаясь. Дотягиваться до верхнего неба языком, распластав его.
  5. Чистим зубки. Улыбнуться, спрятав язык за нижними зубами. «Почистить» их языком изнутри.
  6. Гудок. Зажать кончик языка между зубами и пробовать произнести звук «ы». Сначала недолго, затем подольше.
  7. Кусаем язычок. Высунуть кончик языка и слегка покусывать его зубами.
  8. Маляр. «Красить» язычком небо.

Несколько советов, как сделать артикуляционную гимнастику для 5-6 лет интересней, на видео:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector