Дыхательная гимнастика в доу
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Дыхательная гимнастика в доу

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • РАЗНОЕ (191)
  • мебель,интерьер. (150)
  • разобрать (18)
  • БУМАЖНАЯ КРАСОТА (152)
  • торцевание,вытынанки,бабочки (64)
  • НАСТЮШКА (5)
  • ВСЕ ДЛЯ ДНЕВНИКА (255)
  • ВЯЗАНИЕ (851)
  • бисер.бусины (40)
  • бретели,жгуты,шнуры,бахрома (38)
  • видео (94)
  • выкройка.таблицы.расчеты (26)
  • вяжем из травки. (11)
  • вяжем листики,сердечки,бабочки (38)
  • вяжем цветочки. (184)
  • горловина.рукав (61)
  • журналы,кладовая схем (4)
  • ирландское кружево. (73)
  • капюшон (1)
  • кладовая схем,журналы (2)
  • маленькие хитрости при вязании (39)
  • мастер классЫ. (82)
  • набор петель (32)
  • обвязываем край,вязаная отделка.филейное вязание (109)
  • планка,кокетка,пуговицы,помпоны (24)
  • пончо,пояса (8)
  • резинка.укороченные ряды.двойное вязание (28)
  • сборки.складки.ленточная пряжа (12)
  • ссылки для вязания. (27)
  • сумки,чехол для телефона (34)
  • трансформеры,шарфы,повязки, (18)
  • трикотаж вышивка,сборка,швы,декор (21)
  • уроки вязания крючком и спицами (23)
  • ГОТОВИМ (1029)
  • вкусняшки (327)
  • завтраки (143)
  • салаты (113)
  • выпечка (245)
  • гости на пороге (263)
  • десерты без выпечки (89)
  • тортики,булочки,выпечка (164)
  • ЗДОРОВЬЕ (1819)
  • массаж,точки (203)
  • волосы,лицо (175)
  • мантры (149)
  • числовой ряд лечения (141)
  • мудры (108)
  • йога (45)
  • слова пароли (27)
  • исцеляющие картинки (26)
  • дышим и худеем (14)
  • Зарядка ,гимнастика (171)
  • лечим ножки. (86)
  • омоложение. (229)
  • похудение. (154)
  • элексиры,настойки,мази (300)
  • КАРТИНКИ (196)
  • КИНОЗАЛ (47)
  • мультики (33)
  • КЛИПАРТ (1039)
  • рамочки для сообщений (260)
  • схемы (150)
  • анимашки (104)
  • аватарки (46)
  • 23февраля,8 марта,масленица,9мая (16)
  • времена года (15)
  • грамоты,медали (6)
  • декор,банты,ленты ,шнуровки.тесьма (12)
  • день рождение,цветы,тортики,сердечки (17)
  • животные (7)
  • новый год,рождество,пасха (38)
  • самовары,гжель,хохлома (3)
  • уголки,рамки. (28)
  • фоны. (96)
  • школа,дети,куколки,мульт герои (67)
  • шрифты. (35)
  • КРЮЧОК (747)
  • беретики (13)
  • для Мирончика (3)
  • жилеты.болеро (34)
  • кофточки летние (188)
  • кофточки теплые (44)
  • мастер-класс (75)
  • платья.сарафаны (128)
  • узоры (238)
  • шапочки (88)
  • юбочки (39)
  • МУЛЬТИВАРКА (106)
  • вторые блюда (29)
  • выпечка (49)
  • первые блюда (2)
  • рецепты (21)
  • холодец (3)
  • ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (214)
  • дом,дача (84)
  • моющее средство. (58)
  • ПРИЧЕСКИ-КОСЫ (86)
  • ПСИХОЛОГО—ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ (2839)
  • заговоры (749)
  • гадалки,руны (686)
  • психология (300)
  • магия (187)
  • гадалки (172)
  • обереги,талисманы,амулеты (171)
  • литература (42)
  • работа с рунами (32)
  • техника-работа-магия (22)
  • энергетическая практика (21)
  • вода (17)
  • шепотки (13)
  • огонь (12)
  • защита дома (10)
  • соль (10)
  • молитвы (448)
  • РАЗВИВАЙКА (957)
  • все для школы (143)
  • танцы -песни-сценки и т.д. (7)
  • английский язык (137)
  • видео для школы (58)
  • игры.. (38)
  • математика (216)
  • учимся рисовать,рисуем на окне,как сделать снег, (33)
  • русский язык (206)
  • сказки,музыка,песни,стихи,загадки,книги (123)
  • РУКОДЕЛИЕ (737)
  • корзиночки,коробочки (112)
  • аппликация (87)
  • оформление .праздник.подарки (81)
  • вышивка лентами (36)
  • куколки. (69)
  • панно.. (75)
  • поделки (286)
  • шторы.подушки.покрывала (99)
  • цветочки из лент.ткани (102)
  • СПИЦЫ (746)
  • дляМирончика (127)
  • болеро.жилеты (32)
  • летние кофточки (33)
  • мастер класс (69)
  • сарафаны.платья (104)
  • теплые кофточки (175)
  • узорчик (150)
  • шапки (148)
  • юбки (34)
  • ШЬЕМ (221)
  • шьем..разное (43)
  • заколки (9)
  • бальные платья (6)
  • для Мирончика (3)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

✅ КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Понедельник, 03 Ноября 2014 г. 22:00 + в цитатник

✅ КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию. Недаром, элементы дыхательной гимнастики обязательно включают в комплекс упражнений на занятиях физкультурой.

✨ Подготовительное упражнение
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа.
Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.

✨ Упражнение «Воздушный шарик»
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер.
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз.

✨ Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.

✨ Упражнение «Часы»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч.
Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.

✨ Упражнение «Веселый петушок»
Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.
Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.

✨ Упражнение «Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.

✨ Упражнение «Насос»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела
Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

✨ Упражнение «Потягушечки»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.

✨ Упражнение «Едет-едет паровоз»
Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполняем 20-30 сек.

✨ Упражнение «Горнист»
Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн.
Выполнение. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз.

✨ Упражнение «Дерево на ветру»
Исходное положение. Сидя на коленях или на пятках.
Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем ,туловище при этом немного наклоняется.

✨ Упражнение «Бегемотики»
Исходное положение. Лежа на спине, закрыв глаза, положив руки на живот.
Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.









Источник

Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками трудно переоценить. С момента рождения и примерно до двухлетнего возраста эту функцию выполняет крик и плач, но с развитием речи и мышления у малыша пропадает такая потребность и возникает необходимость специальных занятий.

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Даже здоровые дети имеют развивающуюся иммунную систему и некоторые анатомо-физиологические особенности строения системы органов дыхания, что способствует возникновению воспалительных заболеваний слизистой оболочки, особенно в детских коллективах, где так называемые «детские» вирусные инфекции распространяется с мгновенной быстротой воздушно-капельным путем.

Кроме пресловутых «детских» инфекций, таких как ветряная оспа, скарлатина и т. д., существуют штаммы возбудителей ОРВИ, тропные именно к детскому организму, они то и поражают органы дыхания. Кроме того, чем младше ребёнок, тем больше он имеет «вредного», и меньше «полезного» в верхних и нижних дыхательных путях. Это соотношение меняется в сторону последнего благодаря системе дыхательных упражнений.

Дыхательная гимнастика как оздоровление детей дошкольного возраста

Обратите внимание! Дыхательная гимнастика как оздоровление детей дошкольного возраста, обязательно включена в программу по физическому развитию в каждом ДОУ, а также присутствует в различных методиках раннего развития детей.

Следует отметить, что это отлично от специальной лечебной физкультуры, которая назначается врачом индивидуально для каждого ребёнка, поскольку гимнастика более универсальна и имеет профилактическую направленность.

Систематически выполняемая дыхательная гимнастика для детей оказывает следующее позитивное влияние на организм каждого ребенка:

  • Общее оздоравливающее и общеукрепляющее действие.
  • Создание навыка правильного дыхания.
  • Повышение эффективности респираторного акта, благодаря более глубокому вдоху и более длинному выдоху.
  • У малышей это способствует лучшему развитию речи и артикуляции.
  • Систематичность и ритмичность выполнения комплекса даже самых простых упражнений для дошкольников вкупе с регулярной физической активностью способствует правильному развитию иммунной системы. Поскольку для нормального функционирования всех звеньев иммунной защиты организма необходим некий ритм физической активности, и повышение её уровня аэробности, то есть насыщения кислородом всех тканей и органов.
  • Повышение объёма жизненной ёмкости лёгких способствует развитию здоровой легочной ткани, создавая резерв.
  • Развитие дыхательных мышц. Основная мышца, координирующая акт дыхания — диафрагма, вспомогательные — межреберные мышцы, они у детей маленькие за счёт небольшого размера грудной клетки и горизонтального положения ребер. Дыхательные упражнения для детей развивают размер, силу, эластичность всех этих мышц, а также эластичность и гибкость всех хрящей и суставов грудной клетки.
  • Повышение снабжения кислородом миокарда (сердечной мышцы) и её развитие, а также повышение выносливости организма, подобие кардиотренировки у взрослых.
  • При комплексном подходе позволяет более эффективно справляться с заиканием и другими невротическими расстройствами.
Читать еще:  Как делать гимнастику

Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду

Существуют следующие виды дыхательной гимнастики в ДОУ:

  • Игры на дыхание;
  • Дыхательная гимнастика в стихах;
  • Дыхательная гимнастика по Стрельниковой;

Фото Александры Северовны

Сегодня в виртуальных пространствах имеется огромное количество презентаций и различных видео-уроков и мастер-классов по упражнениям на дыхание для дошкольников. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей — это специально разработанная уникальная методика, задачей которой является формирование плавного и ритмичного респираторного акта и удлинение выдоха.

Александра Северовна Стрельникова — педагог по вокалу, автор наиболее популярной и эффективной дыхательной гимнастики, основанием которой послужили специальные комплексы упражнений для актёров. Она разработала данный комплекс сначала для своей дочери, у которой был порок сердца, а затем он получил широкое распространение для лечения больных астмой.

Важно! Вся система состоит из 13 упражнений, но для малышей достаточно выполнять только 3: «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Для избавления от заикания прекрасно помогают «Насос» и «Обхвати плечи».

Некоторые упражнения гимнастики по Стрельниковой

Основные положения

Для большей эффективности во время дыхательной гимнастики необходимо выполнять следующие условия:

  • Вдыхание носом (возможно, с шумом).
  • Выдыхание ртом, плавно и медленно, самопроизвольно.
  • Каждое движение сопровождается вдохом.
  • Определённый ритм упражнений.

Требования к выполнению упражнений

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ

Правила выполнения дыхательной гимнастики в дошкольных образовательных учреждениях, соответственно ФГОС:

  • Первым необходимым условием является чистое и хорошо проветренное помещение с температурой +22 градуса. Слишком сухой воздух (из-за отопления зимой) необходимо увлажнять хотя бы водой из пульверизатора или специального увлажнителя. Если используется сплит-система, то необходимо регулярно и вовремя очищать фильтры. Воздух должен быть достаточно оксигенированным, то есть содержать примерно 20 % кислорода благодаря зелёным растениям или использованию озонатора.
  • Все дети должны быть здоровы и одеты соответственно температуре в свободную удобную одежду.
  • Длительность занятий для дошкольников — сначала до 6 минут, иначе у малыша закружится голова, постепенно увеличивая до 15 минут в день.
  • Занятия дыхательными упражнениями для дошкольников проводятся непосредственно перед принятием пищи, это также способствует повышению аппетита.
  • Необходимо принять устойчивое положение и расслабиться.
  • Вдыхать через нос, выдыхать через рот.
  • Занятия должны быть ритмичные, в виде игры под музыку и приносить удовольствие.
  • Материалы для занятий должны быть безопасными и лёгкими: бумага, вата, воздушные шары.
  • Все движения должны быть плавными и медленными.
  • Обязательно удлинение выдоха.

Этапы последовательности выполнения действий:

  1. Зафиксировать позу;
  2. Расслабиться;
  3. Сосредоточиться;
  4. Выполнить упражнение;
  5. Отдохнуть.

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей

Возрастные особенности дошкольников

В зависимости от возраста, детский организм имеет следующие особенности:

  • 2-3 года. В этом возрасте у детей носовые ходы и просвет гортани наиболее узкие, хотя и шире, чем в 1 год. Ребра имеют горизонтальное положение. Эпигастральный угол — тупой. Размер окружности грудной клетки немногим превосходит окружность головы.
  • 3-4 года. Повышается диаметр просвета верхних дыхательных путей и трахеи. Бронхиальное дерево развивается активнее. Грудная клетка увеличивается и в вертикальном и в горизонтальном размерах. Межреберные промежутки увеличиваются, и соответственно размеры и сила межреберных мышц. Размер диафрагмы также растет и повышает глубину и продолжительность вдоха.
  • 4-5 года. Все вышеперечисленные параметры растут и повышается дисциплинированность и устойчивость к физическим и интеллектуальным нагрузкам.
  • 5-6 лет. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются все органы и системы. Возможен первый «скачок» физического развития, особенно скелетно-мышечной системы, как правило, у мальчиков, но бывает и у девочек. Это влечет за собой интенсивное развитие всех органов и систем.
  • 6-7 лет. Более интенсивное развитие всех органов и систем, чем в предыдущие периоды.

Картотека упражнений дыхательной гимнастики в детском саду

Первая и вторая младшие группы

Это дети до четырёх лет. Занятия для них проводятся быстро и исключительно в игровой форме. Вот некоторые упражнения:

  • «Пузырики». Детки одновременно делают вдох через нос, затем надувают щёки (как пузыри) и затем выдыхают.
  • «Насосы». Со вдохом следует делать приседание, а с выдохом — подъем.
  • «Рубим дрова». Ручки нужно сначала поднять вверх на вдохе, а на выдохе — перед собой, словно рубят дрова.
  • «Паровозик». Нужно поиграть в паровозик, делается коллективно. Дети бегают как вагончики, вращают руками и громко говорят «чух-чух».
  • «Листопад». Листики из тонкой цветной бумаги кладут малышам на ладони и их следует сдувать, словно ветер с деревьев.
  • «Снегопад». Сдувание с ладошек «снежинок» из ваты или мишуры.
  • «Часы». Ребята имитируют руками стрелки часов и говорят «тик-так».

Средняя группа

Примеры некоторых упражнений:

  • «Воздушный шар». Надувание живота на выдохе и втягивание на вдохе. Дети стараются это сделать максимально, представляя себя воздушным шаром.
  • «Огнедышащий дракон». Вдох одной ноздрей, выдох — другой.
  • «Трубочка». Губы складываются трубочкой, вытягиваются вперёд и через них — резко глубоко вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть носом.
  • «Мыльные пузыри». Медленный вдох осуществляется с поднятием головы, а выдох — голова вниз.
  • «Ёжик». Вращение головы в стороны, сопровождая это быстрым и громким дыханием.
  • «Ушки». Дети сгибают шею сначала к одному плечу, касаясь ухом плеча, затем — к другому со вздохом. Поднятие головы вверх — на выдохе.
  • дыхательная гимнастика из комплекса Стрельниковой для детей дошкольного возраста.

Старшая и подготовительная группы

Старшая и подготовительная — это дети до семилетнего возраста и здесь вариантов упражнений может быть бесконечно много.

Обратите внимание! Можно использовать упрощенный вариант полного комплекса Стрельниковой, в том числе использование такого приема: несколько вдохов, один за другим, с последующим длинным выдохом

Таким образом, вышеописанные упражнения и системы являются идеальной базой для здоровья и гармоничного развития детей. А также высокоэффективным и наиболее лёгким превентивным методом.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста: в чем их польза и как их выполнять

Педиатры настоятельно рекомендуют применять дыхательную гимнастику для детей, особенно если ребенок часто болеет. Действенность ее неоднократно доказана на практике, главное условие — регулярность и соблюдение выбранной методики. Упражнения на дыхание разрабатывают легкие, оптимизируют их объем, восполняют содержание кислорода либо, напротив, регулируют его баланс с углекислым газом. Дыхательная гимнастика применяется для профилактики и лечения многих заболеваний дыхательной системы, аллергии, устранения симптомов других системных недугов, а также при реабилитации после болезней. Конкретный перечень показаний зависит от выбранной методики.

Что такое дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — это комплекс особых упражнений, задействующих как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат.

Дыхание состоит из двух этапов: вдох и выдох. Если дышать неправильно, то в легких будет оставаться некоторое количество использованного воздуха. Он затрудняет поступление кислорода в легкие и в кровь. Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела. Детям дошкольного возраста следует выполнять гимнастику в игровой форме вместе с родителями или в группе.

Совет
Если ребенок дышит неправильно, это легко определить по узкой грудной клетке, открытому рту, сутулости и нервозности в движениях.

Цели и польза дыхательной гимнастики

Значение дыхательной гимнастики для детей — это ее многосторонняя помощь в лечении и профилактике болезней. Она не только бодрит и оздоравливает организм в целом, но и способствует лучшему усвоению медикаментов и народных лечебных средств. У маленьких детей легкие недостаточно развиты, отсюда и частые заболевания, даже если в целом ребенок активен и правильно питается. Работа с дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания: бронхите, астме, ларингите, тонзиллите, рините и т.д.

Если родители не поспособствуют развитию дыхательной системы, то это может привести к более серьезным проблемам.

Целесообразно добавить дыхательную гимнастику для развития речи ребенка. Некоторые комплексы успешно решают проблему заикания, хотя это заболевание трудно поддается лечению. Помимо этого, дыхательная гимнастика решает проблемы опорно-двигательного аппарата, заболевания выделительной системы, желудочно-кишечного тракта.

Польза дыхательных упражнений:

  1. Они укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных путей.
  2. Способствуют выравниванию осанки.
  3. Насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу. Отсюда — бодрость и хорошая концентрация внимания.
  4. Это надежная профилактическая мера многих заболеваний, особенно дыхательной системы.
  5. Улучшается работа мозга, сердца, нервной системы.
  6. Прекращаются головные боли.
  7. Стимулируется деятельность желудка и кишечника.
  8. Исчезает напряжение в горле, голосовых связках.
  9. При правильном дыхании повышается иммунитет. С глубоким выдохом из легких выходят токсичные вещества, которые мы вынуждены вдыхать в черте города.
  10. Ребенок учится прислушиваться к своему дыханию и всему организму.

Рекомендации по проведению гимнастики

Прежде чем приступить к занятиям, нужно хорошо проветрить помещение. Чем позитивнее настроен ребенок, тем больший эффект дадут упражнения. Правила выполнения гимнастики:

  1. Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40—60 минут, чтобы не навредить пищеварению.
  2. Голодным заниматься нельзя, это может привести к головокружению.
  3. Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии.
  4. Вдох делается только через нос.
  5. Гимнастику допускается выполнять во второй половине дня, но не перед сном, так как она бодрит, так что ребенка будет трудно уложить.
  6. Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные.
  7. После каждого упражнения не забывайте делать перерыв.

Ни в коем случае не отказывайтесь от лекарственных средств, которые прописал врач, особенно если болезнь тяжелая и хроническая! Дыхательная гимнастика — это мощная методика оздоровления, но она лишь сопровождает медикаментозное лечение.

Если во время какого-то упражнения ребенок бледнеет, часто дышит или у него кружится голова, то нужно немедленно прекратить гимнастику. Такое состояние вызвано гипервентиляцией легких. При переутомлении нужно сложить ладони малыша лодочкой и погрузить в них лицо, при этом глубоко и спокойно дыша. Из-за риска гипервентиляции детям-астматикам нужно проходить комплекс упражнений под наблюдением врача, чтобы избежать переутомления, которое плохо сказывается на слабой дыхательной системе.

Читать еще:  Гимнастика для пальцев

У гимнастики есть противопоказания:

  1. Порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки.
  2. Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период.
  3. Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.

Упражнения для детей разного возраста

С самыми маленькими рекомендуется заниматься следующим образом: пусть малыш вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т.д. Вдох делается медленно через нос, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются.

В возрасте 2—3 лет ребенок способен освоить следующие упражнения:

  1. Встать, руки опустить вдоль тела. На раз — вдох, руки поднять, на два — выдох, руки опустить.
  2. Руки вытянуть прямо перед собой. На раз — вдох, руки развести в стороны, на два — сделать выдох и обхватить руками плечи, на три — вернуться в исходное положение.
  3. Руки поставить на пояс. Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе.

Все упражнения повторяются 4—5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 4—5 лет:

  1. Руки согнуты в локтях. Нужно изобразить ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох, вниз — выдох.
  2. Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним, выпуская воздух.
  3. Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх. На выдохе опустить руки ладонями вниз.

Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения:

  1. На вдохе зажать одну ноздрю пальцем, на выдохе — другую. Дышать поочередно разными ноздрями.
  2. «Котята». Ползая на четвереньках, на выдохе говорить «мяу-мяу».
  3. «Насос». Стоя прямо, сделать наклон в сторону и произнести «ссс». Руки скользят по туловищу. Выполнять наклоны в обе стороны.

Игровые приемы и пособия для гимнастики

Чтобы привлечь дошкольников к дыхательной гимнастике, лучше преподнести это как игру. Примеры игровых упражнения для малышей:

  1. Лежа на спине, ребенок делает вдох через нос, при этом надувая животик, как воздушный шарик. Можно положить ручки на животик, чтобы лучше ощущать, как он надувается. Выдох делается через рот.
  2. Представьте, что вы заблудились в лесу. Чтобы найтись, нужно покричать «ауу», поворачивая голову в разные стороны.
  3. Представьте, что на руку или ногу села пчела. Пусть ребенок изобразит ее продолжительным звуком «ззз» или «жжж».
  4. Водолаз. Нужно вообразить погружение под воду и задержать дыхание, насколько это возможно.
  5. Мельница. Поднять руки вверх и начать медленно их вращать, изображая мельницу. Упражнение сопровождается звуком «жрр». Постепенно движение ускоряется, а звук усиливается.

Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями, им нужно придумать смешные названия. Хорошо, если комплекс будет содержать различные звуки (животных, птиц, предметов) и интересные движения.

Пособия для дыхательной гимнастики своими руками

Если специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими руками, это существенно облегчит занятия и подготовку к ним. Это могут быть картинки, к которым на ниточки привязаны отдельные элементы. Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть малыш подует на бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. Или нарисуйте солнце и привяжите маленькие тучки. Чтобы солнышко выглянуло, ребенку нужно изобразить ветерок и сдуть с него тучки.

Совет
Для развития легких полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики.

Гимнастика на улице во время прогулки

Отличное решение — делать дыхательные упражнения для детей во время прогулки. На открытом воздухе легкие лучше насыщаются кислородом, чем в закрытых помещениях. Упражнения на воздухе нужно выполнять в теплую погоду, чтобы ребенок не простудился.

  1. «Холодно». Ноги врозь, руки в стороны. Быстро скрещивать руки перед собой, хлопая ладонями по плечам и произнося «ух», а затем отводить назад.
  2. «Кто выше». На вдохе подняться на носочки, руки вверх. Потянуться как можно выше. На выдохе встать на полную стопу, руки вниз.

Авторские методы проведения гимнастики по Бутейко и Стрельниковой

Метод К. П. Бутейко был разработан в 1952 году и до сих пор успешно применяется для лечения астмы, бронхита, мозгового кровообращения, стенокардии, аллергических заболеваний и т.д. Суть метода — это ограничение глубокого вдоха и выдоха. По Бутейко, причина болезней в гипервентиляции легких: при глубоком вдохе количество усваиваемого кислорода не меняется, зато уменьшается количество углекислого газа. Недостаток этого газа в крови и становится причиной ряда заболеваний.

Для насыщения крови углекислым газом Бутейко рекомендует контролировать свое дыхание: делать его поверхностным. Как правильно дышать: вдох занимает 2—3 секунды, выдох — 3—4 секунды. Паузы между вдохами должны быть долгими. В первое время возникнет неприятное ощущение нехватки воздуха, страх, нежелание заниматься. Могут обостриться болезни. Однако это лишь временное явление, и скоро появляются признаки выздоровления.

Упражнения Бутейко для детей от 4 лет и взрослых:

  1. Задержать вдох. Когда появится чувство нехватки воздуха, начать делать маленькие вдохи. При появлении желания делать глубокий вдох нужно начать упражнение заново.
  2. Задержка дыхания при ходьбе: нужно походить по комнате, задержав дыхание, пока не появится острая нехватка воздуха. Нужно подышать и при желании повторить упражнение.
  3. В течение 3 минут поверхностно дышать, как описано выше. Со временем упражнение растягивается до 10 минут.

Преимущество метода Бутейко — эти упражнения легко выполнять дома, в транспорте, на прогулке, то есть в любом месте и в любое время. Для достижения лучшего эффекта стоит выбрать определенное время занятий и выполнять упражнения ежедневно.

Еще один автор эффективной методики — А. Н. Стрельникова. Суть ее метода — направление внимания только на характер вдоха, а не на дыхание в целом. При вдохе грудная клетка не раскрывается, а сжимается из-за особых положений (скручиваний, наклонов, обхвата руками). Выдох делается естественным образом. Занятия по этой методике рекомендуется начинать с возраста 3—4 лет. Упражнения значительно улучшают состояние и усиливают эффект медикаментов. Наблюдается эффект при таких заболеваниях, как астма, пневмония, хронические болезни носоглотки, сахарный диабет, болезни сердца и неврологические заболевания. За счет активизации кислородного обмена в организме улучшается его состояние в целом.

Упражнения по Стрельниковой выполняются в ритме строевого шага. Для начала нужно освоить три базовых упражнения:

  1. «Ладошки». Ребенок стоит прямо и показывает ладони. Руки до локтя нужно опустить вдоль тела. На вдох — сжать кулаки, будто пытаясь что-то ухватить. Работают только кисти. Нужно сделать четыре резких вдоха через нос. Пусть ребенок сделает вид, что принюхивается. Выдох — произвольный. Это первая серия вдохов. Отдыхаем 3—5 секунд, затем снова повторяем 4 вдоха и выдох. Нужно сделать 24 подхода.
  2. «Погончики». Ребенок встает прямо, опускает руки вдоль тела и сжимает ладошки. На резком вдохе нужно крепко сжать кулачки и представить, что руки что-то толкают от себя к полу. Нужно сделать 8 кратких вдохов, затем отдохнуть. Упражнение повторяется 12 раз.
  3. «Насос». Ребенок встает прямо и опускает руки. Нужно слегка нагнуться вперед и округлить спину. Голова и шея расслаблены. В таком положении делается краткий вдох. На выдохе нужно обратно выпрямиться. Делается 12 подходов по 8 кратких вдохов.

Гимнастика по Стрельниковой состоит из 14 упражнений. Выполнять их сразу не рекомендуется, лучше постепенно вводить по одному упражнению. Заниматься можно не только детям, но и взрослым. Частота занятий — дважды в день.

Даже без явных проблем со здоровьем дыхательная гимнастика будет не лишней для гармоничного развития ребенка. Включайте ее в игры ежедневно, и малыш будет расти здоровым.

Картотека дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Цели : тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.

Оборудование : бумажные снежинки.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежиночки,

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.

(Повторить 4-6 раз.)

Цели : тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.

Читать еще:  Лечебная гимнастика при грудном остеохондрозе видео

Дети делают глубокий вдох через нос, надувают «щёчки – пузырики» и медленно выдыхают через чуть приоткрытый рот. (Повторить 2 – 3 раза).

Цели : тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Воспитатель рассказывает стихотворение, а дети выполняют движения в ритме стиха:

Самолётик — самолёт (дети разводят руки в стороны ладошками вверх, поднимают голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживают дыхание)

Жу- жу -жу (делают поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносят ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встают прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимают голову, вдох)

Жу – жу – жу (делают поворот влево )

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну ( встаёт прямо и опускает руки) (Повторить 2-3 раза)

«Звуки вокруг нас»

Ход игры: В мире вокруг нас много разных звуков. Как плачет малыш? «А-а-а!» А как вздыхает медвежонок, когда у него болит зуб? «О-о-о!» Самолёт в небе гудит? «У-у-у!» А как пароход на реке гудит? «Ы-ы-ы!»

Цели : тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Воспитатель предлагает «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Воспитатель читает стишок, а дети, произнося «зу-зу» машут руками влево – выдох, вправо – вдох.

И налево взмахну.

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Дети встряхивают расслабленными руками (Повторить 3-4 раза)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с.Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

для детей младшего дошкольного возраста

Цели : тренировка речевого дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.

Оборудование : игрушечные часы.

Держу часы в руках,

Идут часы вот так:

Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)

Где же, где же, где часы?

Вот они часы мои,

Идут часы вот так!

Как часики стучат?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз. Тик-так, тик-так! (Повторить 4-6 раз ).

Цели : тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.

А коровки в лад ему

Как играет дудочка?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку. ( Повторить 4-5 раз.)

Цели : тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.

Оборудование : игрушка мышка.

Мышка вылезла из норки,

Мышка очень хочет есть.

Нет ли где засохшей корки,

Может, в кухне корка есть?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать:«Пи-пи-пи!»(Повтор 3-4 раза)

Цели : тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Дети стоят тесным кругом, имитируя ненадутый пузырь. Затем, отходят назад, растягивая круг и приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражают выходящему воздуху . Повторить 4-5 раз.

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.

Скучать нам не дает.

Гулять меня зовет.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок. ( Повторить 3-4 раза).

Цели : формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.

Здравствуй, милый мой цветок.

Солнце лучиком играя,

Целый день тебя ласкает .

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах (Повторить 4-5 раз).

«Подуем на листочки»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт (Повторить 4-5 раз)

Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников

4.Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

Ушки
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.
Пускаем мыльные пузыри
1.При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
2.Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
3.Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
4.Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.
Язык «трубкой»
1.Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
2.Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, запол¬нить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
3.Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза -3-5 секунд.
4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4-8 раз.
Насос
1.Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
2.Выполнять наклоны вперед- вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
3.Выдох произвольный. Повторить 3-4 раза.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
Повторить 3-5 раз.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.
Комплекс 3.
Проводится в игровой форме.
Ветер на планете
Повторить упражнение «Насос» из комплекса № 1.
Планета «Сат-Нам»-отзовись! (йоговское дыхание)
Цель. Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.
Исходное положение — сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.
После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь « Сат — нам».
Повторить 3-5 раз.
Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу -это резкий выдох.«Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота — это небольшой вдох.
Цикл дыхания: выдох «сат» — пауза — вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» — все расслабляется.
Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 6-8 раз произнесут «Сат-нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»
На планете дышится тихо, спокойно и плавно
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабле¬ния мышечного тонуса.
Инопланетяне
Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат-нам» — отзовись!»
Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
Исходное положение — 3-4 раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д.
1.Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
3.Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая )».
4.Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
Все три комплекса связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.
В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания — успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).
Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.
Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.
Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить.)
Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировки.
Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.
Отдельные упражнения включены в данные комплексы можно использовать в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.
Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector