Цель пальчиковой гимнастики
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Цель пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика

&Amp;nBSp; Пальчиковая гимнастика.

что же такое Пальчиковые игры? игра – один из лучших сПособов развития речи и мышления детей. она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восПриятие речи и Порождающим самостоятельную речевую деятельность. интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

&Amp;nBSp; организованные игры, в том числе и Пальчиковые, соПровождаемые речью, Превращаются в своеобразные маленькие сПектакли. они так увлекают малышей и Приносят им столько Пользы! со слов взрослых дети могут многое заПомнить и восПроизвести, надо только несколько раз Повторить текст.

озорные стихи и считалочки Помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать Прекрасным средством начального эстетического восПитания.

главная цель Пальчиковых игр – Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что наПрямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, При Повторении стихотворных строк и одновременном движении Пальцами у малышей формируется Правильное звукоПроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется Память, сПособность согласовывать движения и речь. у детей, с которыми часто Проводили Пальчиковые игры, даже Почерк намного лучше, чем у других. уникальное сочетание добрых стихов и Простых массажных Приемов дает Поразительный эффект активного умственного и физического развития.

раз, два, три, четыре, Пять —

вышли в садик Погулять

ходим-ходим мы По лугу,

там цветы растут По кругу

леПесточков ровно Пять,

можно взять и Посчитать

&Amp;nBSp; 1–2 строчки – Пальцем одной руки считаем Пальцы на другой, слегка нажимая на Подушечки.

3–4 строчки – указательным Пальцем одной руки выПолняем круговые Поглаживания ладони другой.

5–6 строчки – считаем Пальцы в обратном Порядке, Поглаживая их.

затем читаем стихотворение снова и Повторяем все движения на другой руке.

ваши Пальчики встряхните,

сгибайте ваши Пальчики,

совсем как ушки зайчики

1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.

3–4 строчки – обе ладони с Пальцами, Прижатыми друг к другу, Приставляем к голове и сгибаем сомкнутые Пальцы несколько раз.

стихотворение и все движения можно Повторить

волк раскроет свою Пасть,

хочет зайчика украсть:

щелк да щелк, и снова щелк!

не Поймает зайца волк,

Пастью щёлкнет наПрасно —

заяц бегает Прекрасно!

1–4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках Прижимаем друг к другу, а Подушечку большого Пальца то Прижимаем к сомкнутым четырем Пальцам, то отПускаем, изображая волчью Пасть. щелкаем «Пастью» на обеих руках.

5–6 строчки – расслабляем Пальцы на обеих руках и «бежим» ими По столу, Прикасаясь к его Поверхности Подушечками

в домике сидит волчок,

он глядит на вас в глазок,

может дверку Приоткрыть

и за Пальчик укусить,

если больно, то немножко

разотри свои ладошки!

1–2 строчки – из обеих кистей рук делаем «Подзорную трубу» или «бинокль» и Приставляем к глазам.

3–4 строчки – из одной ладони делаем «волчью Пасть», как в Предыдущей игре, а Пальцы другой руки Подносим к «Пасти» и захватываем их ею, выПолняя Поглаживающие движения Подушечками.

5–6 строчки – легкими движениями растираем ладони одна о другую.

избушка на лужочке,

двери на замочке,

ключик быстро Подберем

и избушку отоПрем.

1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их Подушечками Пальцев и основаниями ладоней.

2 строчка – соединяем Пальцы в замок.

3–4 строчки – выПолняем вращение большими Пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.

5–6 строчки – размыкаем Пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.

крылья нашей мельницы

у ветерка как Пленницы —

как ветер Переменится,

так Повернется мельница.

1–4 строчки – Прижимаем друг к другу ладони и выПолняем растирающие вращательные движения. Пальцы При этом не соПрикасаются.

свои Пальчики в Перчатки.

раз, два, три, четыре, Пять —

надо всех Пересчитать.

десять Пальцев – как отряд,

и костюму каждый рад.

стать сильными стараются,

1–2 строчки – растоПыриваем Пальцы обеих рук (ладонями наружу).

3–4 строчки – Повторяем дважды и во время счета сгибаем Поочередно все Пальцы.

5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. действия выПолняем обеими руками одновременно.

После завтрака мы с вами

в лес Поедем за дровами.

быстро мы бревно осилим!

тоПором работать будем,

Привезем домой дрова,

сложим Посреди двора.

&Amp;nBSp; 1–2 строчки – сомкнутыми Пальцами обеих рук Поочередно Проводим По внутренней стороне ПредПлечий.

3–4 строчки – ставим на стол обе ладони ребром и «Пилим», совершая движения вПеред-назад.

5–6 строчки – кулаком или ребром ладони «рубим», Постукивая По столу.

7–8 строчки – выПолняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, ПриПоднимаем и снова оПускаем на стол, Поглаживая его ладонями.

скачет на коне егорка

то на горку, то Под горку,

раз, два, три, четыре, Пять —

весело ему скакать!

выезжает в чисто Поле —

есть где разгуляться вволю!

1–4 строчки – одну руку сжимаем в кулак, Пальцами другой «ПерестуПаем» По косточкам и ямкам между ними.

5–6 строчки – разжимаем руку и Пальцами другой руки круговыми движениями Поглаживаем ладонь. Повторяем все для другой руки.

Пляшут в кухне на стене

а у маши расшалились

быстро бегают они

По машиной ладошке.

1–2 строчки – Подушечками Пальцев обеих рук «бегаем» По столу или стене.

3–4 строчки – Пальцами одной руки «бегаем» По ладони другой.

5–6 строчки – Пальцами одной руки Поглаживаем ладонь другой.

Повторяем все действия для второй руки.

две ладошки – два домишки

там живут бродяги-мишки.

вот ПосПят они немножко

и Помчатся По дорожкам,

а дорожки – две руки,

ну-ка, мишкам Помоги:

их на санки Посади,

По дорожкам Прокати!

1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.

5–8 строчки – сомкнутыми Пальцами одной руки Поглаживаем внутреннюю сторону ПредПлечья от локтевого сустава до заПястья, затем делаем то же самое другой рукой.

игру можно Повторить несколько раз.

раскатились По дорожке

Птички весело клюют,

нам горошки не дают,

дайте мне горошинку!

я такой хорошенький!

1–2 строчки – Подушечками Пальцев обеих рук выПолняем легкие Постукивания По Поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.

3–4 строчки – Пальцы обеих рук собираем в щеПоть и «клюем» воображаемые горошинки.

5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вПеред и «Просим» горошинку.

6 строчка – обеими ладонями гладим себя По щекам или По голове.

в море лодочка Плыла,

в ней лиса веслом гребла.

теПерь на лавочке сидит,

на море в бинокль глядит.

1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.

2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных наПравлениях.

3–4 строчки – Поднимаем руки над головой и растоПыриваем Пальцы.

5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и Прикладываем к глазам, изображая бинокль.

девочки и мальчики!

расПравьте свои Пальчики!

в кулачок сожмите!

чтобы Правильно Писать,

надо ручкам отдыхать!

выПолняем все движения согласно тексту стихотворения. для занятий в детском саду можно менять текст 7 строки: «чтоб красиво рисовать» или «чтоб красиво вырезать».

ежик николка Под елку свалился,

ежик николка По травке катился,

брюшко решил он на солнце Погреть,

ну и конечно, слегка загореть.

солнышко скрылось, ежик замерз,

усПел загореть только маленький нос.

1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами Пястных костей и фаланг Пальцев совершаем Перекатывающие движения По столу.

3–4 строчки – разжимаем кулаки и Поглаживаем одной ладонью другую.

5–6 строчки – Пальцами рук Поочередно Прикасаемся к кончику носа.

Пошла гулять маринка

По узенькой троПинке.

у леса на лужочке

рвала она цветочки.

Пока домой бежала,

1–2 строчки – указательными и средними Пальцами обеих рук «ходим» По столу.

3–4 строчки – соединяем Подушечки Пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щеПоть.

5–6 строчки – раскрываем обе ладони и, Прикасаясь Подушечками Пальцев к Поверхности стола, «бежим» домой.

я маленькая хрюшка,

на солнце грею брюшко,

&Amp;nBSp; стали на макушке

&Amp;nBSp; глазки я закрыла,

&Amp;nBSp; Про Пятачок забыла:

&Amp;nBSp; на солнце загорел

&Amp;nBSp; и сильно Покраснел.

&Amp;nBSp; 1–2 строчки – Поглаживаем ладони обеих рук. &Amp;nBSp;

3–4 строчки – Прикладываем ладони с сомкнутыми Пальцами к голове и сгибаем-разгибаем Пальцы. &Amp;nBSp;

5–6 строчки – кончиками Пальцев круговыми движениями гладим закрытые глаза. &Amp;nBSp;

7–8 строчки – Пальцами рук Поочередно Прикасаемся к кончику носа. &Amp;nBSp;

в каждой из избушек &Amp;nBSp;

живут По Пять Подружек: &Amp;nBSp;

маня, настя и Полина, &Amp;nBSp;

катерна и марина, &Amp;nBSp;

соня, вера, зинаида, &Amp;nBSp;

василиса, стеПанида. &Amp;nBSp;

вместе Песенки Поют,

&Amp;nBSp; дружно, весело живут.

&Amp;nBSp; 1–2 строчки – делаем «домик», соединяя руки кончиками Пальцев и основаниями ладоней.

&Amp;nBSp; 3–6 строчки – называем ими Поглаживаем каждый Палец, совершая движения от основания к кончику.

&Amp;nBSp; 7–8 строчки – Поглаживаем и Потираем ладони одна о другую.

мастер шкафчик мастерил,

&Amp;nBSp; ровно досочки Пилил,

&Amp;nBSp; молотком По ним стучал,

&Amp;nBSp; точно гвозди забивал.

&Amp;nBSp; дверки сделал и замок,

&Amp;nBSp; ключик сделать он не смог.

1–2 строчки – ставим ладони ребром и «Пилим» По Поверхности стола, совершая движения вПеред-назад.

&Amp;nBSp; 3–4 строчки – сжимаем руки в кулаки и стучим По столу, «забивая гвозди».

Читать еще:  Гимнастика для грудного отдела

&Amp;nBSp; 5 строчка – соединяем боковые Поверхности больших Пальцев, раскрываем и закрываем «дверки».

6 строчка – соединяем Пальцы обеих рук в замок.

&Amp;nBSp; игру можно Повторить несколько раз.

&Amp;nBSp; гладил ладошки

&Amp;nBSp; и у каждой руки

&Amp;nBSp; сосчитал бугорки:

&Amp;nBSp; раз, два, три, четыре, Пять.

&Amp;nBSp; будем на другой считать:

&Amp;nBSp; раз, два, три, четыре, Пять

&Amp;nBSp; начинай считать оПять.

1–4 строчки – указательным Пальцем одной руки круговыми движениями Поглаживаем ладонь другой руки.

5–6 строчки – обводим бугорки у основания каждого Пальца.

7–8 строчки – делаем то же самое для другой руки.

солнышко яркое в небе сияло,

&Amp;nBSp; лучами своими нас согревало,

&Amp;nBSp; тучки По небу быстро бежали,

&Amp;nBSp; лучики в тучках надолго застряли,

&Amp;nBSp; но Появился ветер могучий

&Amp;nBSp; и разогнал все мрачные тучи.

&Amp;nBSp; солнышко снова на небе сияет,

&Amp;nBSp; жаркие лучики нас согревают.

1–2 строчки – Поднимаем ладони над головой, растоПырив все Пальцы наПодобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук.

&Amp;nBSp; 3–4 строчки – соединяем Пальцы в замок и сцеПленными кистями рук выПолняем Перекатывающие движения.

&Amp;nBSp; 5–6 строчки – Поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вПраво-влево.

&Amp;nBSp; 7–8 строчки – снова Поднимаем руки вверх и расПравляем Пальцы-«лучи».

Поиграем с вами Просто:

&Amp;nBSp; строим домик для барбоса.

&Amp;nBSp; креПкий дом, теПлый дом,

&Amp;nBSp; будет жить барбосик в нем.

чтоб устроить там веселье,

всех зовет на новоселье.

&Amp;nBSp; 1–6 строчки – соединяем руки Подушечками Пальцев и основаниями ладоней. качаем «домик» вПеред-назад, вПраво-влево.

&Amp;nBSp; классные Портнихи!

&Amp;nBSp; могут все на свете сшить

&Amp;nBSp; и на Память Подарить.

1–4 строчки – раскрываем обе ладони и Поочередно Продеваем Пальцы одной руки между Пальцами другой.

два маленьких кузнечика

&Amp;nBSp; ПотоПали на речку.

&Amp;nBSp; воды они боялись

&Amp;nBSp; и в речке не куПались,

&Amp;nBSp; на скриПочках играли —

&Amp;nBSp; всех рыбок расПугали.

1–2 строчки – указательными и средними Пальцами обеих рук «шагаем» По столу.

&Amp;nBSp; 3–4 строчки – Поглаживаем ладонями Поверхность стола.

&Amp;nBSp; 5–6 строчки – Поочередно ребром одной ладони растираем боковую Поверхность указательного Пальца другой.

для девочки Полинки

&Amp;nBSp; выросла малинка.

&Amp;nBSp; собрала Полинка

&Amp;nBSp; ягодки в корзинку.

&Amp;nBSp; съела всю малинку

&Amp;nBSp; девочка Полинка.

1–6 строчки – собираем Пальцы обеих рук в щеПоть и «рвем ягодки» с Поверхности стола или стены. можно Подносить сомкнутые Пальцы ко рту, изображая, как Полинка ест малинку.

наши руки как цветочки,

Пальчики как леПесточки.

&Amp;nBSp; солнце ПросыПается —

&Amp;nBSp; цветочки раскрываются,

&Amp;nBSp; в темноте они оПять

&Amp;nBSp; будут очень креПко сПать.

1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим Поочередно каждым Пальцем-«леПестком».

&Amp;nBSp; 5–6 строчки – креПко сжимаем обе руки в кулаки.

&Amp;nBSp; игру можно Повторить несколько раз.

Пальчиковая гимнастика для детей младших групп

Любовь Наумова
Пальчиковая гимнастика для детей младших групп

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся Вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.

Это я

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали, вытрем лоб!

(Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом)

Семья

(С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вместе дружная семья

Гномики

Жили-были гномики (Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике. (Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил, (Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил, (Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила, (Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила, (Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала, (Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала, (Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал! (Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

Теремок

Стоит в поле теремок (Ладошки соединяем домиком)

Дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуты в «замок»)

Из трубы идет дымок (сомкнуть пальцы в колечки)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

Чтобы не забрался вор.

Тук-тук-тук (кулачок стучит по ладони)

Открывайте, я ваш друг! (руки развести в стороны)

Радуга

Посмотрите: радуга над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг,маховое движение)

Над деревьями, (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)

Домами, (Руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной, (Нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной. (Дотронуться до головы)

Зима

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз)

Улицы и крыши. (Руки «домиком»)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки)

Мы её не слышим… (Рука за ухом)

Новогодний праздник

— Здравствуй, Дедушка Мороз!(Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх)

— Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями)

Как на горке снег, снег.

Как на горке снег, снег (Встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой (Приседаем)

И на елке (Встаем, руки в стороны)

И под елкой Обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь (Пальчик к губам)

Тише, тише, не шуметь (Шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

Игрушки

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»)

Пирамидку собираю (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку»)

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку)

Вещи в уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи»)

Мы на посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой)

Домашние животные

Вот, убрав царапки,

Кошка моет лапки. («Моем руки»)

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки)

Капустка

Мы капустку рубим-рубим, (Движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим, (Поочередное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку трем-трем, (Потирать кулачок о кулачек)

Мы капустку жмём-жмём. (Сжимать и разжимать кулачки.)

Фотоотчет «Пальчиковая и артикуляционная гимнастика» Уже с давних времен было известно влияние воздействия руки на мозг человека. Речевая область в головном мозгу расположена рядом с двигательной.

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика «Снежок» Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, Мы.

Пальчиковая гимнастика для детей первой младшей группы (сентябрь-ноябрь) Пальчиковая гимнастика для детей 1 младшей группы Сентябрь 1 неделя: «Утенок» 2 неделя: «Утенок», «Замочек» 3 неделя: «Замочек», «Пальчики».

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста Известно, что движения рук, в частности, упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи,.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников Пальчиковая гимнастика для дошкольников. [/b] Мозгарева О. А., воспитатель МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе ЦЕЛЬ:• развитие речи детей,.

Пальчиковая гимнастика для малышей. Пальчиковая гимнастика для малышей. Пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста. Выполняя пальчиками различные упражнения,.

Пальчиковая гимнастика для малышей, как способ развития мелкой моторики и укрепления здоровья детей Данное направление выбрано мною не случайно, т. к. считаю важным уделять большое внимание пальчиковым играм в различных видах деятельности.

Пальчиковая гимнастика «Весна-красна!» Солнышко Есть у солнышка лучи – И ясны, и горячи. Тянутся они от солнца Прямо к нашему оконцу. Первый лучик дарит свет, А второй – весны.

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика За ягодами Раз два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здорова- ются», начиная с больших. В лес пойдем мы погулять. Обе руки «идут».

Уголок логопеда-пальчиковая гимнастика Оформление уголка логопеда «Пальчиковая гимнастика» в младшей группе Цель: информирование родителей детей младшей группы детского сада.

Игры с пальчиками — значение в развитии ребенка

Практически у каждого взрослого есть воспоминания из детства, в которых их мамы и бабушки играли с ними в «Ладушки» и «Сороку-ворону». Такие простые игры – это один из видов пальчиковой гимнастики.

На сегодняшний день существует огромное количество подобных упражнений. Родителям малыша и сотрудникам дошкольных учреждений точно понадобится описание таких игр, их значение и правильное выполнение.

История возникновения пальчиковых игр

Пальчиковые игры пришли к нам с давних времен, их «основателями» можно по праву считать наших славянских предков. У них был особенный подход к воспитанию детей, который очень отличается от современного.

Для тактильного контакта с малышом у них было выделено специальное слово – пестование. Оно подразумевало собой совмещение биологических ритмов детей с их родителями и землей. Такой контакт достигался после выполнения ряда специальных действий.

Для нас стишки с разминкой для пальцев рук вроде «сороки-белобоки» и «ладушек» — это просто способ завлечь ребенка.

Предки же делали такую пальчиковую гимнастику основываясь на знаниях акупунктуры, и использовали ее как один из основных способов полноценного развития ребенка.

Читать еще:  Аиф гимнастика для шеи доктора шишонина

Цель и задачи пальчиковых игр

Основные задачи и цели пальчиковой гимнастики – это развитие мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика рук у малыша – это залог правильного и полноценного развития, крепких мышц кисти и рук, способствование развитию речи.

Помимо всего прочего, в будущем ребенок будет крепко держать карандаши, ручки, фломастеры, а также будет иметь красивый, каллиграфичный почерк.

Пальчиковые игры сделают ребенка более подвижным и ловким, улучшат скорость реакции и координацию движений.

Виды игр разнятся в зависимости от возраста ребенка. Детки до 1 года еще не могут повторять сложные движения и стишки, для них основная гимнастика – это разминка пальчиков руками взрослого и поглаживания ладошек.

С детьми старше 3х лет разнообразие пальчиковой гимнастики становится гораздо больше, ведь в таком возрасте малыши могут не только повторить за вами необходимые движения, но и запоминать и рассказывать стихи, которые проговариваются во время занятий.

Значение пальчиковых игр

Значение и роль игр в жизни малыша сложно переоценить. Регулярные занятия способствуют развитию творческого потенциала, навыков коммуникации, эмоциональной стабильности, внимательности и усидчивости. Также, таких малышей проще и легче успокоить.

Развивающая гимнастика для пальчиков поможет отвлечь ребенка, успокоить, развеселить и сменить вид деятельности. Одно из самых важных значений такой гимнастики – она оказывает положительное влияние на развитие речи, воздействуя на речевые центры в головном мозге.

Это свойство стало известно во втором веке до нашей эры в Китае. Данная информация имеет научное подтверждение от института физиологического развития детей и подростков.

Основные принципы проведения пальчиковых игр

Все детки за редким исключением очень любят игры, их проведение основывается на том, что ребенок любит повторять все за взрослым. Малыш с интересом будет наблюдать за всем, что вы делаете, и попытается повторить то, что будет слышать во время таких игр.

При регулярных занятиях ребенок выучит все стишки наизусть, что безусловно натренирует, улучшит его память.

Чтобы занятия принесли максимум пользы следует соблюдать одно простое условие – это регулярность в их проведении. Сотрудники дошкольных учреждений должны играть с детками в пальчиковые игры каждый день, для этого достаточно пяти минут.

Во время занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не переключался на другую деятельность.

Помните, что нельзя силой заставлять либо принуждать ребенка выполнять упражнения, в противном случае, игры будут ассоциироваться с негативными эмоциями и плохими воспоминаниями, и он вовсе откажется играть в подобного рода игры.

Этапы разучивания игр

Для правильного выполнения пальчиковой гимнастики нужно соблюдать последовательность действий, чтобы процесс был максимально интересен и доступен для восприятия ребенка.

В первую очередь, взрослый должен показать игру на своем примере, посадив ребенка рядом. После этого нужно взять ручку ребенка, и помогая ему, показать игру еще раз, самому при этом проводя манипуляции с пальчиками.

Теперь можно перейти к следующему этапу, и вместе, одновременно сыграть в выбранную игру. При этом, взрослый должен четко проговаривать текст.

Далее, ребенок уже сам выполняет упражнение (если необходима помощь – вы ее оказываете), и произносите текст.

И последний этап, самый интересный для ребенка. Малыш сам делает пальчиковую гимнастику и проговаривает стишок, по необходимости вы подсказываете ребенку, и помогаете, если он запутался или сбился.

Примеры пальчиковых игр

Благодаря своему разнообразию популярность игр с пальчиками распространилась по территории всего мира.

В Китае и Японии пальчиковые игры практикуют в детских садах. Упражнения выполняются с помощью металлических, каменных и пластиковых шаров, а также грецких орехов.

Все современные методики развития ребенка так или иначе затрагивают детские руки, ведь они участвуют в формировании мыслей, развитии речевого аппарата и двигательной активности.

Для каждого возраста занятия гимнастикой для пальчиков индивидуально, ниже мы приведем несколько примеров самых популярных упражнений.

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

Перед тем как выполнять регулярные пальчиковые упражнения логопеды предлагают следующие советы:

  1. Каждый день выделяйте несколько минут для легкого массажа рук малыша. Он заключается в поглаживании ладошек движениями вверх и вниз, и разминке пальчиков, аккуратно растирая их вдоль и поперек.
  2. Деткам до полугода рекомендуется самим сгибать и разгибать все пальчики по очереди (в более старшем возрасте детки самостоятельно выполнять такие движения). В игру нужно вовлечь все пальцы, сделав акцент на безымянных, и ладошку. Во время занятий не забывайте четко и понятно проговаривать простые стишки либо напевать песенку.
  3. Деткам старше 10 месяцев можно проводить игры посложнее, такие как разрывание листков бумаги на мелкие кусочки, катание шариков в ладошках и перебирание пальчиками круп. Также можно использовать пластилиновые фигурки разных цветов, форм и размеров. За одну процедуру желательно успеть чередовать такие процессы как сжатие, растяжение и расслабление.
  4. Делайте все упражнения медленно, чтобы малыш успел понять и запомнить.
  5. Не спешите показывать ребенку все и сразу. Начинайте с самых простых движений, и переходите к более сложным только тогда, когда первые будут доведены до автоматизма.
  6. Во время игры рассказывайте историю, малыш ее будет запоминать, а позже рассказывать вместе с вами.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

  • Пальчиковая гимнастика с карандашом. Одна из основных проблем первоклассников – это правописание. Рука быстро устает, ручка неправильно лежит в руке, ребенок постоянно на что-то отвлекается. Это обусловлено слабым зрительным восприятием и неслаженной работой рук. В старших группах детских садов воспитатели в игровой форме учат детей правильно держать ручку, выводить буквы, и расслаблять кисти рук, прокручивая карандаш между двух ладошек как пропеллер, проговаривая при этом: «Отправляется в полет наш красивый вертолет»;
  • Игра для пальчиков, которую каждый помнит из детства – «мы писали, мы писали, наши пальчики устали.»;
  • Обводить фигуры и рисунки по пунктиру или просто обводить контуры предметов.

Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста

  • Фонарики. Такая гимнастика основана на сложных движениях для мышц ребенка, она также сойдет для «разминки» мозга. Чтобы выполнить такое задание потребуется умение сосредотачиваться, и хорошая координация. Ребенок должен положить ручки на стол, ладошками вниз. Взрослый говорит – «фонарики зажигаются», и малыш должен открыть ладонь и растопырить пальцы. Вторая команда – «фонарики погасают», после этих слов ребенок соединяет пальцы;
  • Здравствуйте пальчики, озорные мальчики. Упражнение позволит значительно улучшить координацию малыша, и выполнять задания, требующие повышенной внимательности. Пальчиковая игра довольна проста в исполнении – необходимо чтобы каждый палец по очереди «поздоровался» с большим, дотронувшись до него.

Это только малая часть пальчиковых игр. На просторах интернета можно найти самые разнообразные упражнения для деток любого возраста.

Помните, что такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики вашего ребенка, но и укрепляют защитные силы организма и иммунитет, активно воздействуя на акупунктурные точки.

Пальчиковые игры (Методическое пособие)

Рекомендовано Экспертным Советом Областного Института повышения квалификации педагогических кадров (протокол заседания областного Экспертного Совета от 12 марта 2010 г.).

КГКП № 4 «Березка»

Рецензент: Д., методист ИПКПК

Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

Пособие предлагает методические рекомендации и конспекты с использованием нетрадиционных способов развития мелкой моторики рук.

Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Используя в работе методические пособия «Развитие мелкой моторики», которые являются синтезом поэтического слова и движения. Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.

Данное методическое пособие реализуется через социальные занятия. Входящие в вариативную часть базисного плана. Предлагается, что закрепление знаний полученных на занятии будет происходить через дидактические игры, игровые упражнения, ситуации, в уголке пальчиковых игр, индивидуальная работа, на прогулке. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышления, внимания, воображения, — а так же готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Читать еще:  Лечебная гимнастика при грудном остеохондрозе видео

Цель: Развитие тонких движений пальцев рук.

1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.

4.Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.

5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

1.Совершенствование развития мелкой моторики рук. 2.Эмоциональное развитие ребенка. 3.Совершенствование творческих способностей. 4.Совершенствование познавательных способностей.

Принцип построения программы:

— Общекультурная: формирование у детей общей культуры через мировую и национальную культуру.

— Целостность и непрерывность: педагогического процесса воспитания и обучения от младенчества до поступления в школу.

— Системность и последовательность: материала усложнения от возраста к возрасту, от простого к сложному.

— Интегрированный подход: тесная связь с изодеятельностью, игрой, художественной литературой, развитием речи, сенсорно-математическим представлением, физической культурой.

— Игровой принцип: принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, все занятия построены на играх.

Перспективный план, задачи пальчиковых игр в 1-й младшей группе

Задачи: 1-й младшей группы.

1.Учить детей простым упражнениям пальчиковых игр.

2.Развивать мелкую моторику рук в игре с предметами. 3.Стимулировать развитие чувственного восприятия, развивать подвижность пальцев. 4.Учить детей учитывать сенсорные свойства предмета в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, изобразительной, конструктивной.

Детская пальчиковая гимнастика для детского сада

Пальчиковая гимнастика для детей — это самое эффективное упражнение развития мелкой моторики дошкольников. Она не требует большого количества времени и пространства для занятий, достаточно выделить 5-10 минут в день, и, спустя некоторое время, уже будет заметен скачок в развитии малыша. Зарядка для пальчиков для детей дошкольного возраста поможет развить координацию и мышление.

Пальчиковая гимнастика и ее значение для ребенка

Исследованиями было доказано, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развития ручной моторики. При высоком уровне хорошо развиты: логика, связная речь, память и внимание. При этом, если по достижении четырех лет малыш не может донести в соединенных ладонях воду до лица, значит его ручная мелкая моторика отстает в развитии. Тогда-то родители и обращаются за помощью для своих малышей к пальчиковой гимнастике.

Методика и цели пальчиковой гимнастики в детском саду

В ДОУ занятия проводятся на музыке, физической культуре, и даже на прогулках. В плане работ общеобразовательного учреждения выделяются такие цели, как:

  • Развитие ловкости пальцев, воображения и внимания.
  • Активизация речевых центров.
  • Создание позитивного настроя в группе.

Обратите внимание! Пальчиковая гимнастика в детском саду основывается на методике воздействия кистями рук на внутренние органы ребенка.

  • Точка большого пальца ответственна за работу головного мозга;
  • За функционирование желудка отвечает указательный;
  • Средний палец контролирует целостность позвоночника и кишечного тракта;
  • Печень связывается с безымянным пальцем;
  • Сердце — с мизинцем.

Дополнительное привлечение внимания ребенка

Виды упражнений для кистей и пальцев

В результате проведения игр для кистей рук укрепляется их мускулатура, ребенок учится контролировать напряжение и расслабление конечности. Обязательным условием является показ взрослым упражнения, даже если оно знакомо дошкольнику.

Одно из таких упражнений — ворота. Ладони направлены пальцами друг к другу, ставятся на ребро. Пальцы при этом напряжены и выпрямлены. На команду: «Ворота открываются» ладони разворачиваются параллельно, пальцы при этом направляются по направлению от себя. По команде: «Ворота закрываются» — руки возвращаются в исходное положение.

Используя упражнение «Погладим животное» можно не только расслабить кисти рук, но и вывести ребенка на диалог о питомце, которого он имеет или хотел бы иметь — что также поспособствует развитию воображения, мышления и речи. Само задание простое — сначала одной рукой, затем второй ребенок «гладит» воображаемого зверя.

Важно! Проведение пальчиковых занятий можно начинать с младенчества — поглаживаниями и массажем мамой ручек малыша. Однако осознанное выполнение заданий ребенком будет производиться не раньше 4-х лет. В результате выполнения исчезнет скованность движений пальцев рук и кистей, появится гибкость и подвижность.

Гимнастика для пальцев рук для детей. Примеры:

  • Очки. Большие и указательные пальцы рук соединяются друг с другом. Получившиеся «очки» подносятся к глазам.
  • Пароход. Обе ладони ставятся на ребро и соединяются, мизинец к мизинцу, образуя ковшик. Большие пальцы при этом оттопырены и направлены вверх.
  • Стул и стол. Стул — одна ладонь выпрямлена, а вторая находится в кулачке. Та, что в кулаке, приставляется к низу выпрямленной ладони, образуя стул. Стол делается по похожему принципу, только выпрямленная ладонь кладется на кулак горизонтально.

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Для проведения гимнастики пальцев и рук для детей не требуются специальные материалы.

Обратите внимание! Специалист подбирает упражнения исходя из возраста и уровня развития группы.

Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова). При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах.

В возрасте 3-4 лет начинается изучение движений, укрепляющих кисти рук. Для этого даются задания изобразить знакомые предметы, такие как замок, молоток, цветочек.

4-5-летние дети (воспитанники средней группы) изучают упражнения как статические, так и динамические. Гимнастика для пальчиков в детском саду проводится по примеру воспитателя, а затем образ начинают видоизменять (ворота открылись — ворота закрылись).

В 5-6 лет (старшая группа) педагог уже не показывает движения, дети учатся воспринимать задания на слух и воспроизводить их.

Обратите внимание! К шестому году жизни малыши с удовольствием устраивают импровизированные «классы» для ребят помладше, на основе изученных упражнений.

К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение. Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал.

Примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах

Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:

  • 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками.
  • 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».

Пальчиковая гимнастика в детском саду — картотека игр с целями по ФГОС на год

Время проведения Тема игры Цель Младшие дошкольники (2-4 года) Старшие дошкольники (5-7 лет)
I период (Октябрь, Ноябрь, Декабрь) Животные, насекомые и птицы Развить подвижность и гибкость суставов руки, обогатить пассивный и активный словарь
  • «Кошечка» — имитируют лапы животного ладонями.
  • «Птичка» — имитируют взмахи крыльев руками.
  • «Ежик» — крепко сжимают кулачки.
  • «Зайчик» — в статике и динамике. Выпрямлены указательный и средний пальцы, остальные собраны в кулак.
  • «Пчела жалит» — указательный палец совершает вращательные движения вдоль воображаемой оси.
II период (Январь, Февраль, Март) Приход зимы Познакомить детей с зимними праздниками, научить напрягать и расслаблять кисти рук посредством проведения зарядки для рук для детей
  • «Фонарики» — все пять пальцев рук попеременно сжимаются в кулачок и разжимаются.
  • «Новогодние игрушки» — малыши попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
  • «Строим снеговика» — поставить один кулачок на другой.
  • «Лыжник» — указательный и средний пальцы «шагают по поверхности», имитируя ходьбу. Усложнить можно, дав детям по 2 палочки от мороженого, на которые они должны встать пальчиками как на лыжи.
  • «Снежки» — малыши делают воображаемые снежки и кидают ими друг в друга.
III период (Апрель, Май, Июнь) Семья, дружба, одежда Расширение детского кругозора, развитие воображения, улучшение способностей к математике и родному языку «Семья» — крепко сжать кулак и постепенно распрямлять по одному пальцу.

«Стол» — на сжатый кулачок горизонтально кладется выпрямленная ладонь второй руки.

«Встреча друзей» — ладони обеих рук медленно соприкасаются друг с другом.

  • «Очки» — делаются средним и указательным пальцами.
  • «Колечки» — поочередно соединять большой палец руки с остальными, образуя колечки.
  • «Пишу письмо» — взять в руку воображаемую ручку и водить по воздуху, имитируя написание письма.
  • «Вертолет» — сжать в кулак пальцы все, кроме большого. Его же направить вверх и совершать вращательные движения, имитируя вертолет.

Важно! Заниматься пальчиковой гимнастикой можно и в домашних условиях — на видео-ресурсах можно увидеть огромное множество примеров выполнения упражнений. Главное помнить, что каждая игра должна сопровождаться тематической сказкой или небольшим стихотворением. Помимо представленных выше упражнений, картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.

Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ

Диагностика проводимых упражнений состоит из 3-х этапов:

  1. Фиксируется уровень развития детских навыков в сентябре;
  2. Замеряются промежуточные результаты в середине года (январь — февраль);
  3. Подводятся итоги эффективности пальчиковой гимнастики в конце года (июнь).

Обратите внимание! Проведение пальчиковой гимнастики позволяет в игровой форме оценить и корректировать координацию движений и развитие мелкой моторики, как младших, так и детей дошкольного возраста

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector