Цель артикуляционной гимнастики
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Цель артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц языка, губ, мягкого неба. Проводить гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом (ребенок должен видеть свое и ваше лицо) и ежедневно. Только в этом случае занятия принесут желаемый результат.
Упражнения делятся на статические, динамические и упражнения для губ. Каждое упражнение имеет свое название и, желательно, чтобы ребенок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны ему так интереснее, с другой – вам не надо каждый раз объяснять способ выполнения, а достаточно сказать: «Давай поиграем в лошадку» или «Давай сделаем горку». Все упражнения можно сопровождать стихами – так будет еще интересней.

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном состоянии.
Описание: Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Рекомендации:

1) Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на зубы.

2) Язык не высовывается далеко, он должен лишь накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта.


«Язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать: раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать».

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Описание: Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты к верхней губе, но не касаются ее. В таком положении удерживать под счет от 3 до 10.

1) Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.


«Язык широкий положи, его края приподними – получилась чашечка, почти круглая она. В рот ее ты занеси и края к зубам прижми».

Цель: напряжение и расслабление мышц языка.
Описание: Рот приоткрыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Рекомендации: Обратить внимание ребенка на напряжение языка и неприятные ощущения при этом. Затем язык возвращается на место и расслабляется.


«Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, до пяти считать начну: раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать…»

Цель: активизация мышц языка.
Описание: кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Проделать от одного до 10-15 раз.


«Вот так горка! Что за чудо! Язык выгнулся упруго: кончик в зубы упирается, бока кверху устремляются».

Цель: активизация мышц языка.
Описание: Открыть рот, высунуть язык изо рта в форме «иголочки», не прикасаясь к зубам. Медленно касаться узким кончиком языка то правого, то левого уголка губ(как маятник у часов). Темп выполнения наращивается постепенно.


«Влево – вправо, влево – вправо, мой язык скользит лукаво: словно маятник часов, покачаться он готов».

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Рекомендации:

1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2) Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

3) Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.


«Я лошадка Серый Бок! Я копытцем цок да цок. Я копытцем постучу, цок-цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок.

Цель: учиться удерживать широкий язык за верхними, а потом за нижними зубами.
Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны.
Рекомендации: Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.


«На качелях я качаюсь: вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Рекомендации:

1) Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2) Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3) Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.


«Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри… Не болели, не темнели, не желтели чтоб они».

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3) При повторении упражнения надо открыть рот шире.


«Звукознайкин в лес пошел, и большой грибок нашел.
Вот и нет волнушки на лесной опушке».

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается «уздечка»). Губы в улыбке. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и шире и все дольше удерживать его в верхнем положении.
Рекомендации:

1) Следить, чтобы губы были неподвижны.

2) Открывать и закрывать рот, удерживая его все дольше в верхнем положении под счет от 3 до 10.

3) Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.


«К небу язычок прижми, челюсть ниже опусти. Рот прикрой, потом открой, гармонист ты неплохой».

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «ш».
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх (можно придерживать ее пальцами.

2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.

3) Если язык суживается, вернитесь к упражнению «Наказать непослушный язык».


«Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе — язычок я подниму и остатки оближу».

Упражнения для губ:

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (чтобы показать ребенку как правильно это сделать, произнесите про себя звук «и»). Удерживать под счет от 1 до 5-10.
Рекомендации:

1) Следите, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась и не натягивалась на верхние зубы.

2) Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить тек: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.


«Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем… А сейчас раздвинем губы — посчитаем наши зубы».

Цель: вырабатывать движение губ вперед.
Описание: Зубы сомкнуты «заборчиком». Вытянуть вперед сомкнутые «трубочкой» губы. Какое-то время удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. (Чтобы при показе у вас лучше получалось, надо беззвучно произнести звук «у»).
Рекомендации:

1) Следить, чтобы при вытягивании губ вперед, не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.

2) Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты, находящейся на расстоянии 2 сантиметров и взять ее губами.


«Подражаю я слону: губы хоботом тяну… Даже если я устану, их тянуть не перестану. Буду долго так держать, свои губы укреплять».

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Описание: Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперед, как при звуке «о». Верхние и нижние резцы видны.
Рекомендации: Если ребенок затрудняется выполнить упражнение, расскажите ему о том, «как губки поссорились и отвернулись друг от друга: одна смотрит на нос, а другая на бороду».


«Сложи ладошки рупором, их к губкам поднеси, и четко, громко говори:

«О» (восклицательно)!
«О» (огорченно)…
«О» ( вопросительно)?
«О» (удивленно)?!

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Описание: Рот приоткрыт. Губы округлены, как при звуке «а».


«Бублик мы изобразили – плавно губы округлили, их теперь нельзя смыкать: бублик надо удержать».

Следует знать, что предложенные упражнения являются общими и способствуют развитию движений органов речи. Для постановки же каждого конкретного звука необходим специально подобранный комплекс упражнений, формирующий артикуляционный уклад этого звука.

Цель артикуляционной гимнастики

При отработке правильного звукопроизношения педагогу необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т.е. в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми педагогу следует изучить поло жение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зерка­лом. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользовать­ся учебными пособиями по логопедии.

Когда артикуляционный уклад звука будет педагогом усвоен, следует заняться подбором артикуляционных уп­ражнений, необходимых для постанов­ки звуков. Упражнения к основным зву­кам даны в приложении. Они помогут выработать правильный артикуляцион­ный уклад.

Читать еще:  Дыхательная гимнастика цель

Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным об­разом, например с предметом, изобра­женным на картинке (широкий кончик языка — лопаточка, узкий кончик языка — иголочка и т.п.). В последующей ра­боте при показе картинки дети будут выполнять соответствующие упражне­ния без дополнительных объяснений со стороны педагога.

В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику — систему упражнений для ре­чевых органов. Ее цель — совершенствование движений артикуляцион­ных органов, необходимых для пра­вильного произношения звуков, и под­готовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэто­му следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способст­вуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо диф­ференцированное развитие более мел­ких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых на­рушений.

Правильное и систематическое про­ведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии — усвоению слов сложной слоговой конструкции.

к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возра­ста проводится ежедневно два раза:

в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполня­ют артикуляционные упражнения пе­ред зеркалом. Продолжительность гим­настики — 5 минут.

Комплекс артикуляционной гимнас­тики предварительно разрабатывается педагогом (см. приложение) в соответ­ствии с разрабатываемым звуком.

В комплекс входят 4-5 упражне­ний: 2-3 статических и 2-3 динамических. Например, комплекс «Артикуляционные упражнения к постановке звука Ш»: статические: «Трубочка» и «Чашечка»; динамические: «Маляр», «Дятел» и «Лошадка».

Комплекс артикуляционной гим­настики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняет­ся: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука (например, в вышеприведенном комплексе упражнение «Дятел» можно заменить упражнением «Вкусное варенье»).

В результате педагог каждую педелю знакомит детей с одним новым упраж­нением и отрабатывает его в артикуля­ционной гимнастике.

Знакомство с новым артикуляцион­ным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки. Например, упражнение «Вкусное варе­нье» целесообразно проиллюстрировать таким рассказом.

«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в дерев не. Однажды он приехал к пен и по­хвалился, что научился хорошо счи­тать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Ба­бушка согласилась и пустила Карлсо­на в кладовку, где на полках стояли банки с вареньем. Спустя немного вре­мени Карлсон вышел оттуда, облизы­вая свои губы. Вот так (показ педаго­га).

Затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контро­лирует правильность его выполнения каждым ребенком.

После этого педагог показывает кар­тинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют но­вое упражнение еще раз, по уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каж­дым ребенком.

Артикуляционную гимнастику жела­тельно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраивают­ся перед ними — педагог встает за их спинами. Все видят друг друга в зер­кале. Общение, показ артикуляцион­ных поз также происходит через них. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видят картинки, которые демонстрирует педагог. А педаго­гу видно, как дети выполняют предло­женные артикуляции.

Предлагается использовать в арти­куляционной гимнастике упражнения, описания которых приводятся ниже.

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты (улыбка), видны со мкнутые зубы. Удерживать губы в та­ ком положении следует 10—15 секунд.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 се­кунд.

Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряже­нием вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положе­нии следует 10 секунд.

Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик язы­ка положить па нижнюю губу и удер­живать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положе­нии.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, копчик языка упира­ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края при жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы язы­ка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на копчик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.

Цель. Развивать растяжку подъя­зычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положе­нии.

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поставить за передние верх­ние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержи­вать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.

Цель. Упражнять в умении удержи­вать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть, широкий кои чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо­ ковые края языка прикасаются к верх ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать кру­говые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положе­нии улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.

Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной по­зиции в другую.

Губы сложены трубочкой. Щеки вчя- нуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательпые и размыка-тельные движения.

Рот приоткрыт, нижняя губа закры­вает нижние зубы,а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. За­тем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зу­бы, а верхняя губа опускается, закры­вая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.

Цель. Учить растягивать подъязыч­ную связку языка.

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменени­ем темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че­люсть. Выполнять 5-6 раз.

Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед­ленном темпе 5-6 раз.

Цель. Разрабатывать подвижность копчика языка.

Широко открыть рот. Языком с си­лон ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д». подражая дятлу: д-д-д-д-д (15—20 секунд).

Рот чуть приоткрыт. Широким кон­чиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20-25 раз.

Цель. Учить вызывать самостоятель­ное дрожание копчика языка под дей­ствием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная па кон­чик языка, приводит его в движение — язык дрожит.

19. «Покусывание кончика языка».

Цель. Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусы­вание кончика языка производится 8-10 раз.

Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зу­бы. Выполнять 15-20 раз.

Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круго­вые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Ско­рость движения языка можно менять.

Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа — налево).

Рот приоткрыт. «Узкий» язык дви­жется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения — 20 секунд.

Цель. Отрабатывать позиции «тон кий и широкий язык» с механической помощью (зубы).

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдви­нуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

Цель. Развивать подвижность спин­ки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижни­ми зубами.

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, за тем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Вы­полнять 5-6 раз.

Цель. Развивать боковые мышцы языка.

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально вы двигать и убирать в глубь рта. Движе­ния производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.

Цель. Вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы за­борчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

—>В гостях у логопеда —>

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией.

Читать еще:  Гимнастика для зрения

Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое нёбо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.

Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.

Цель артикуляционной гимнастики

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти), необходимых для правильного произношения звуков.

Основные задачи артикуляционной гимнастики:

— развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад, в глубь рта и т.д.);

— развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

— развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.

Для чего необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?

1. Благодаря веселым и увлекательным занятиям артикуляционной гимнастикой мышцы детей быстрее подготавливаются к произнесению звуков русского языка. Это помогает избежать задержки в формировании звукового ряда и дети гораздо легче осваивают правильное звукопроизношение без помощи логопеда.

2. Если у ребенка развитие речи идет с большой задержкой или имеются тяжелые нарушения в строении и подвижности речевого аппарата (ДЦП, расщелины неба, тугоухость и др.), то артикуляционная гимнастика поможет лучшему развитию речевых мышц и более быстрой реабилитации речи.

3. Если во время выполнения упражнений дома Вы заметили, что ребенку трудно даются точные движения языком, что он не удерживает нужный артикуляционный уклад в течении 3 — 5 секунд, язычок не распластывается блинчиком, а держится комочком, кончик языка отклоняется в сторону или дрожит, улыбка ассиметрична, а губы плотно не смыкаются, то это повод срочно обратиться к специалистам: логопеду и врачу невропатологу.

4. При заикании артикуляционная гимнастика помогает расслабить мимические и артикуляционные мышцы.

5. Артикуляционная гимнастика полезна не только детям, но и взрослым, так как позволяет поддерживать мышцы лица в тонусе и говорить четко, выразительно и красиво.

Правила занятий артикуляционной гимнастикой.

Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4 — 5. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.

1. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого, чтоб ребенок мог контролировать свои движения. Есть определенная категория очень активных и подвижных детей, которые не могут сосредоточиться перед большим зеркалом. Предложите им маленькое карманное зеркало, чтоб они в нем видели только свой рот. Тогда они не будут отвлекаться, и будут спокойно выполнять все упражнения.

2. Перед занятием покажите и объясните ребенку, где находятся верхние и нижние зубы. Подвигайте язычком вперед — назад, вверх — вниз, влево — вправо.

Дети в возрасте 3 — 4 лет должны уметь повторять каждое движение по 2 — 3 раза, статично удерживать губы или язык в течении 2 — 3 секунд. Дети, более старшего возраста повторяют упражнения до 7 — 10 раз и удерживают артикуляционный уклад до 10 секунд.

3. Заниматься надо регулярно, желательно ежедневно по 5 — 7 минут несколько раз в день.

4. Все упражнения вначале выполняются медленно, перед зеркалом. Обязательно задавать ребенку наводящие вопросы:

« Что сейчас делает язычок? А губы? Где сейчас язычок, вверху или внизу? »

5. Переходить от одного блока упражнений к другому только после полного усвоения материала. Помните, у каждого ребенка свой темп освоения нового и своя мышечная готовность. Не торопитесь и не ругайте, если что то не сразу получается.

6. Постарайтесь превратить упражнения в увлекательное путешествие в страну звуков и речи. И не забывайте поощрять малыша за каждый, пусть пока и очень маленький, успех!

Артикуляционная гимнастика является совокупностью специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, и силы движений этого органа. Упражнения для проведения такой процедуры необходимо подбирать тщательно, предусматривая те положения и движения артикуляционных органов, которые способствуют образованию звуков, составляющих фонетику родного языка.

Виды артикуляционной гимнастики

Артикуляционную гимнастику можно условно разделить на:

  • Активную — когда ребенок полностью самостоятельно выполняет все упражнения;
  • Пассивную — когда выполнять правильно движения ребенку помогает взрослый.

Если ребенок не может самостоятельно правильно выполнить нужное движение органами артикуляционного аппарата, ему следует помочь. Сделать это можно шпателем, чистым пальцем или ложечкой, подправив нужным образом губы или язык.

Сами упражнения также делятся на два вида:

  • статические — предполагают замирание губ или языка в определенном положении на 10 – 15 секунд.
  • динамические — движение осуществляется на протяжении всего времени выполнения.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – это необходимый комплекс ежедневных упражнений, который подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста

Все мы хотим слышать правильную чистую речь наших воспитанников. Для того, чтобы формировать правильное звукопроизношение у детей, начиная с младших групп, нам необходимо тренировать мышцы языка.

Язык — это мышечный орган, который состоит из 16 мышц, покрытых слизистой оболочкой, всю его толщу пронизывают кровеносные сосуды.

Когда человек спит, его язык всё равно находится в постоянном движении. Язык новорожденного ребенка расположен прямо на плоскости рта и напоминает лопатку.

Но, постепенно, в процессе сосания, глотания, крика, гуления, лепета, мышцы языка начинают укрепляться.

Когда малышу вводят первый прикорм, пищу более густую, чем молоко, тогда ребенок начинает активно сглатывать, укрепляется небно-глоточное кольцо. Язык ребенка уходит в полость рта и занимает там привычное для нас физиологическое положение: край языка находится за нижними зубами, а тело языка прижимается к небу. Благодаря этому, в речи ребенка появляются первые слова, и речь начинает активно развиваться.

Язык, губы, зубы, гортань, голосовые связки – создают наш артикуляционный аппарат, с помощью которого мы говорим.

Центр управления речью находится в коре головного мозга в центре Брока, а за восприятие речи на слух отвечает центр Вернике. Центр Брока также управляет всеми моторными процессами: общей, мелкой моторикой, и речью. Вот почему, если у ребенка сильно нарушена речь, то, как правило, страдает и координация движений, и имеются нарушения моторики пальцев рук.

Сегодня мы поговорим о тренировке мышц артикуляционного аппарата.

Для этого существует артикуляционная гимнастика.

Это комплекс упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата.

Ее цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

В процессе речи происходит постоянно быстрая смена движений языка, губ, гортани. Они доведены до автоматизма, поэтому мы не фиксируем их. У детей же эти движения находятся в стадии развития, формирования, поэтому и возникают речевые нарушения.

Хочу представить Вашему вниманию базовый комплекс артикуляционной гимнастики, который включает в себя статические и динамические упражнения.

Статические упражнения — органы артикуляции принимают определенное положение и фиксируют его под счет. Например: упражнение «Бегемотик» — широко открыть рот и поддержать под счет до 5.

Динамические упражнения подразумевают смену определенных положений губ, языка. Например: упражнение«Качели» — улыбнуться, широко открыть рот, поднимать широкий язык за верхние зубы и опускать за нижние.

Этот комплекс можно проводить с детьми разного возраста, со старшими и средними дошкольниками, и с малышами.

Важно помнить о том, что артикуляционная гимнастика является довольно-таки трудным видом деятельности, поэтому проводить ее лучше в форме игры, либо сопровождая каждое упражнение показом специальных картинок, чтением стихов.

На начальных этапах, педагог может выбрать несколько простых упражнений, разучить их с детьми, представив их в виде сказки, истории о Язычке, который живет в домике-ротике и о приключениях, которые с ним происходят.

Итак, базовый комплекс упражнений, необходимый нам, для формирования основных артикуляционных укладов для звуков с, з, ц, ш, ж, л, р.

Упражнения базового комплекса:

Для щёк:

  1. Надувание обеих щек одновременно.
  2. Надувание правой и левой щек попеременно(перегонка воздуха из одной щеки в другую).
  3. Набрать воздух в щеки. Перекатывать воздух из одной щеки в другую.
  4. Набрать воздух в щеки. Массировать щеки изнутри воздухом.
  5. Сделать языком укол в одну щеку, в другую.
  6. Помассировать языком щеки изнутри по кругу.

Для губ:

  1. «Улыбка»– улыбнуться, держать улыбку под счет до пяти.
  2. «Заборчик»– улыбнуться, поставить зубки друг на друга и ровно сомкнуть. Держать под счет до пяти.
  3. «Хоботок»– сомкнуть губы, вытянуть их вперёд и напрячь.
  4. «Трубочка»– сложить губы трубочкой и вытянуть вперёд.
  5. «Бублик»– округлить губы, как при «о»и слегка выдвинуть вперёд.
  6. Чередовать упражнения«улыбка-трубочка».

Для языка:

  1. «Лопаточка»– широкий язык положить на нижнюю губу, расслабить.
  2. «Иголочка»— рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь и сделать узким.
  3. «Качели»— Рот открыть. Губы в улыбке. Широкий язык поднять за верхние зубы, прикоснуться к бугоркам. Опустить за нижние зубы.
  4. «Часики»– Открыть рот, улыбнуться. Узкий язычок перемещать из одного угла рта в другой, как маятник часов.
  5. «Почистим зубки»— Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить»верхние, а затем нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком влево-вправо.
  6. «Горочка»– Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, спинку поднять к верхним зубам. Язык напрячь.
  7. «Катание с горочки»— язык в положении «горочка». Зубками «съезжаем»сверху-вниз по спинке языка.
  8. «Вкусное варенье»— губы в улыбке, рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, стараясь тянуться к носу, занести язык за верхние зубы.
  9. «Чашечка»– губы в улыбке, рот открыт. Язык положить широкой лопаточкой на нижнюю губу, расслабить. Затем широкий край языка загнуть вверх в виде «чашечки»и занести в рот.
  10. «Лошадка»— Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.
  11. «Грибок»– Раскрыть рот, улыбнуться. Присосать широкий язык к нёбу. Натянуть подъязычную уздечку.
Читать еще:  Лечебная гимнастика при плоскостопии

Мы познакомились с базовым комплексом артикуляционной гимнастики. А теперь я хочу вам показать, как можно провести ее в игровой форме, о чем говорилось ранее.

  1. Наш Язычок живет в своем домике-ротике за заборчиком(«Заборчик»)
  2. Давайте заглянем к нему через окошечко(открываем ротик)
  3. Язычок проснулся, посмотрел на часы( «Часики»).
  4. Встал и пошел чистить зубки. Сначала нижние, потом верхние.( «Почистим зубки»)
  5. Почистил он зубки и побежал качаться на качелях. Качался вверх, вниз(показ 3 раза). ( «Качели»)
  6. Потом решил покататься на горке( «Горочка»).
  7. Порвал Язычок на горке свои штанишки. Взял иголочку(«Иголочка»).

И стал зашивать (двигаем язычок иголочкой вперед-назад). Зашил.

  1. Устал и лег отдохнуть( «Лопатка»). Давайте расслабим язычок(хлопаем по языку губами, говоря: пя-пя-пя).
  2. Отдохнул и пошел пить чай вот из такой чашечки( «Чашечка»).
  3. Чай он пил с вареньем и было ему так вкусно, что он от удовольствия облизывал свою верхнюю губку(«Вкусное варенье»).
  4. Захотелось ему грибов, сел он на лошадку и поскакал в лес(«Лошадка»)
  5. Остановил лошадку ТПРРУУ и увидел грибочки
  6. Вот такие!( «Грибок»). Собрал Язычок грибочки и положил их в корзинку.
  7. На лошадке вернулся домой и закрыл свой домик.

Я привела пример сказки, а педагог может придумать любую другую.

Например, «привязать» артикуляционную гимнастику к изучаемой в саду лексической теме.

Если это весна, то язычок может стать широким, как лужа («лопатка») и узким как сосульки на крыше («иголка»), он может прыгать по лужам (щелкать язычком, высоко поднимая его). Губки можно сжимать в трубочку, изображая почки на деревьях.

Все, что подскажет фантазия.

Также, детям очень нравится самим показывать упражнения, выбирать тех, кто делает их правильно и красиво, в качестве ведущих. Дети также любят придумывать свои сказки о приключениях Язычка.

Все, это делает артикуляционную гимнастику разнообразной, интересной, неутомительной и стимулирует активность детей.

Еще одним важным условием правильной речи является длительная направленная воздушная струя.

Для ее формирования есть несколько эффективных упражнений.

Выработка воздушной струи может проводиться одновременно с артикуляционной гимнастикой. Важно вдох делать носом, а выдох ртом.

Упражнения для воздушной струи.

  1. «Сдуть снежинку». Положить на ладошку кусочек ватки, бумаги. Губы вытянуть трубочкой. Сильно подуть. Следить, чтобы щёки не надувались. Воздушная струя должна быть сильной, плавной, непрерывной.
  2. «Шторм в стакане». Рот открыт. Губы в улыбке. Посередине языка кладётся соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щёки не надувались!
  3. «Фокус». Положить на кончик носа кусочек ватки. Слегка вытянув губы, подуть вверх и сдуть ватку.
  4. Голосовые упражнения. Поем гласные звуки: А. У, О, И.

Обращаем внимание на то, что выдох делаем носом, плечи опущены, а выдох выполняем ртом – он длительный и непрерывный.

Можно петь сочетания гласных: АУ, УА, ИА, АУИ.

Условия проведения артикуляционной гимнастики.

  • Дети выполняют упражнения совместно и под контролем взрослого.
  • Выполнять комплекс упражнений ежедневно по 5-7 минут.
  • Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого.
  • Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
  • Игровая форма
  • С помощью картинок, стихов.
  • Под музыкальное сопровождение
  • Для показа упражнений выбирается «профи»– ребенок, лучше всех делающий гимнастику.
  • Презентации артикуляционной гимнастики.

Место и время проведения.

  • Проводить гимнастику можно и нужно утром, активизируя внимание детей и «запуская»головной мозг в работу.
  • Перед обедом.
  • После тихого часа.
  • Место проведения: светлое, проветренное помещение.

Нужны ли зеркала каждому ребенку? Я считаю, что – нет.

Зеркала отвлекают внимание детей.

Воспитатель — зеркало для ребенка.

Дети, таким образом, научатся лучше чувствовать свой язык, губы и зубы.

А также осознанно выполнять движения.

Регулярное проведение артикуляционной гимнастики в условиях детского сада, начиная с младших групп, будет способствовать укреплению мышц речевого аппарата, своевременному формированию правильного звукопроизношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. А значит, значительному сокращению процента детей с нарушениями речи.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека с целями

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Смыкать и размыкать губы.

Артикуляционная гимнастика «Птенцы»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Широко открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.
(удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Чередовать до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Артикуляционная гимнастика «Бублик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Артикуляционная гимнастика «Шарик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Надуть щёки, сдуть щёки.

Артикуляционная гимнастика «Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).
Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).

Артикуляционная гимнастика «Качели»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,
«пя-пя-пя»… (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Пятачок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика
«Посчитаем нижние зубки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку с ладошки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

Артикуляционная гимнастика «Иголочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Артикуляционная гимнастика «Крестик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Расческа»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Загнать мяч в ворота»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

Артикуляционная гимнастика «Почистим за нижними зубами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами — «дэ-дэ-дэ. «

Артикуляционная гимнастика «Гармошка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, сделать «грибочек» (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

Артикуляционная гимнастика «Блинчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Орешки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».

Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, открыть рот,
с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы. «

Артикуляционная гимнастика «Маляр»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.

Артикуляционная гимнастика «Поймаем мышку»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector