Вот такими словами приветствуем мы, воспитатели, просыпающихся детей. Подготовить организм ребенка к двигательной активности после сна , осуществляя плавный, естественный переход от состояния покоя к бодрствованию помогает зарядка в постели. Она создает положительный эмоциональный настрой, дает оздоровительно-закаливающей эффект .
Гимнастика после сна проводится воспитателем с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна . Она необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности; профилактики плоскостопия; закрепления навыков осознанного поведения, самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки.
Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы , строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Дошкольники охотно перевоплощаются в разных животных, изображая их движения и повадки, с удовольствием выполняют упражнения и с предметами и без. Например, с поролоновым мячом, который на время превращается в снежок, или со звездами, вырезанными из упаковочной бумаги. А если предмет спрятать под подушку или в детскую обувь, то проведение зарядки начнется с сюрпризного момента.
Воспитатель сопровождает показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей) .
Во время сна детей воспитатель готовит оптимальные условия для проведения гимнастики : снижает температуру в помещении за счет проветривания.
Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой.
Гимнастика пробуждения направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель может начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения .
Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики , гимнастики для глаз .
Главное правило исключить резкие движения. Которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Затем предлагаем детям перейти на пол босиком. Там они выполняют ходьбу (на носка, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей.
Оздоровительная гимнастика может включать комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки, комплекс дыхательной гимнастики , что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.
Гимнастика в постели .
1. Потягивание. И. п. – лежа на спине. Упражнение имитирует потягивание кошки : потянуться руками, ногами, наискосок рука-нога.
2. «Велосипед» . И. п. – лежа на спине. Имитировать езду на велосипеде, стопами описывая круги.
3. «Калачик» . И. п. – лежа на спине. Подтянуть голову и бедра к груди ( «калачик» ) стараясь оставаться в этом положении как можно дольше (20 сек.)
Зарядка для глаз
1. «Часики» . И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.
На раз – глаза вправо, на два – и. п., на три – глаза влево, на четыре – и. п. Повторить 8-10 раз.
2. И. п. то же. На раз – глаза вверх, на два – и. п., на три – глаза вниз, на четыре – и. п. Повторить 8-10 раз.
3. И. п. тоже. Выполняем круговые движения глазами слева направо и наоборот. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.
4. «Жмурки» . И. п. то же. На раз – глаза закрыли, на два – и. п., на три – подмигнули одним глазом, на четыре – другим глазом. Повторить 8-10 раз.
Профилактика нарушений осанки.
1. И. п. – стоя, ноги вместе. Одна рука вверху, другая внизу. На раз – соединить руки сзади; на два, три, четыре, пять – держать, не расцепляя; на шесть – и. п. Тоже самое с другой руки. Повторить 6-8 раз
2. И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз – поднять согнутую ногу, на два – ногу выпрямить вперёд, руки развести в стороны, на три – ногу и руки сложить, на четыре – ногу опустить. Повторить 6-8 раз. (Выдерживать паузу)
3. «Походи» . Ходьба на месте 1-2 мин, сохраняя правильную осанку.
Ходьба босиком по «комбинированной дорожке» . (чередование канатной дорожки,
ребристой доски, дорожки из мешочков с речными камушками, резинового коврика с шипами)
1. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Конкурс между детьми «У кого шарик больше?»
2. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот. Повторить 10-12 раз.
3. Глубокий вдох с задержкой дыхания и медленный выдохом.
4. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот. При выдохе можно предложить детям сдуть с ладони перышко или кусочек бумаги, устроить соревнования.
Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
1. Утром бабочки проснулись
И друг другу улыбнулись. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение : повороты головы в стороны.
2. Сладко-сладко потянулись.
Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение : тянем в стороны руки и ноги.
3. С боку на бок повернулись.
Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение : повороты на бок.
4. Раз – росой они умыли :
Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение : подражательные движения руками умыванию.
Исходное положение : сидя, руки вытянуты перед собой.
Выполнение : перекрёстные движения руками.
6. Ножки мыли. Исходное положение : сидя, руки на поясе.
Выполнение : наклон вперёд к стопам.
7. Два – красиво покружились Исходное положение : сидя, руки на поясе.
Выполнение : повороты в стороны.
8. И на землю опустились. Исходное положение : стоя, руки на поясе.
Выполнение : спускаемся с кроваток.
9. Крылья дружно расправляли
И на место возвращали. Исходное положение : стоя, руки на поясе.
Выполнение : разводим руки в стороны.
10. Три – нагнулись. Исходное положение : стоя, руки на поясе.
Выполнение : наклон вниз.
11. И присели, Исходное положение : стоя, руки на поясе.
12. Дружно к солнцу полетели Исходное положение : стоя, руки на поясе.
Выполнение : тянем корпус и руки вверх.
13. На четыре – опустились.
И на землю воротились. Исходное положение : стоя, руки на поясе, глаза закрыты.
Выполнение : держим равновесие.
14. Ножками затопали. Исходное положение : стоя.
Выполнение : ходьба на месте.
15. Ручками захлопали. Исходное положение : стоя.
Выполнение : ходьба на месте с хлопками.
16. Делай вдох и выдох – два
Не кружится голова. Исходное положение : стоя.
Выполнение : вдох – руки вверх, выдох – руки вниз, наклониться вперёд.
17. Раз, два – не зевай
По дорожке шагай! Ходьба по дорожке здоровья.
1. На лугу я лежу
И на солнышко гляжу. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение : гравитационная разгрузка.
2. Там плывут облака
Как большая река.
Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение : поднимаем и опускаем руки за голову.
3. А внизу по земле
Жук ползёт по траве.
Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение : поднимаем поочерёдно ноги вверх.
4. А весёлый червячок
Повернулся на бочок.
Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение : повороты на бок.
5. Старичок – паучок
Мошек в гости зовёт. Исходное положение : лёжа на кроватках на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение : движение «велосипед» руками и ногами.
6. Прилетела пчела
И в цветок уползла. Исходное положение : сидя, руки на поясе.
Выполнение : наклон вперёд.
7. Тут кузнечик усы
Чистит ради красы. Исходное положение : сидя, руки на поясе.
Выполнение : поднимаем руки вверх.
8. Шмель мохнатый гудит
И сердито глядит :
Где медок повкусней,
А цветок попышней. Исходное положение : стоя, руки на поясе.
Выполнение : повороты в стороны.
9. Посмотрите на лугу
Бабочки летают. Исходное положение : стоя, руки на поясе.
Выполнение : наклоны в стороны.
10. На цветок они садятся,
Дружно приседают. Исходное положение : стоя, руки на поясе.
11. Муравей вперёд идёт
Он травиночку несёт. Исходное положение : стоя, руки на поясе.
Выполнение : ходьба на месте.
12. А сороконожки
Бежали по дорожке.
И совсем устали. Исходное положение : стоя, руки на поясе.
Выполнение : легкий бег на месте.
13. Лёгкий ветер прилетал
Запах всех цветов собрал. Исходное положение : стоя, руки на поясе.
Выполнение : вдох – подняли руки вверх, выдох – руки с наклоном вниз.
1. Обширное умывание
— открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
— Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
Упражнения после сна в дестком саду
Удивительные люди — воспитатели детских садов. Сколько хитростей нужно знать, чтобы целый день беречь и охранять, кормить и одевать, занимать и развивать мальчишек и девчонок, да ещё так, чтобы они при этом были дружными, весёлыми, здоровыми! Поддерживать здоровый дух в здоровом теле каждого ребёнка помогают специальные комплексы гимнастических упражнений.
День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Именно поэтому гимнастика после сна проводится в детском саду ежедневно. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она плавно и бережно помогает им наполниться бодростью и силой.
Виды гимнастики после сна
В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:
упражнения в кровати с элементами самомассажа;
игровая гимнастика;
гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.
При подготовке упражнения можно использовать любые тренажеры, которые есть в детском саду
Как видно из списка, дневная гимнастика становится мощным комплексом оздоровительных процедур, грамотно и лаконично выстроенных во времени, а главное, интересных и приятных для ребёнка.
Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна.
Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину.
Гимнастика после сна — как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ. Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:
потягивание;
дыхательные упражнения;
махи руками;
поглаживание биологически активных зон;
прыжки;
приседания;
несложные элементы йоги;
пальчиковую гимнастику;
гимнастику для глаз;
визуально-акустические упражнения.
Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.
Видео-пример утренней гимнастики:
Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.
Комплекс упражнений «Солнечный лучик»
Гимнастика после сна в средней группе
Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.
Комплекс упражнений «Цветочки»
Гимнастика после сна в старшей группе
В старшей группе время проведения гимнастики можно увеличить. В комплекс упражнений рекомендуется включать занятия с тренажёрами и/или спортивными предметами. Ребятам пяти лет хочется хорошенько подвигаться, размяться. Дневной сон к этому времени становится для многих из них процедурой скучной и необязательной, ребята буквально заставляют себя пролежать положенное время в кровати. Так что чем больше движений будет предложено на гимнастике, тем больше восторга это вызовет. Можно поэкспериментировать и предложить детям игры со скакалкой, лентами, кеглями, обручем, резинкой.
Комплекс упражнений «Мы ходили в зоопарк»
Гимнастика после сна в подготовительной группе
Особенно разнообразной и продуманной должна быть гимнастика после сна в подготовительной группе. Перед нами уже почти взрослые люди, сформировавшиеся личности. Их не так просто увлечь созданием театрализованного действа, зато подойдут игровые комплексы, рассчитанные на взаимодействие в команде. Как правило, подготовительная группа – это уже настоящий коллектив, в котором дети привыкли друг к другу, готовы обмениваться опытом, помогать друг другу. Гимнастические упражнения можно совмещать с «зарядкой для ума», играми на сообразительность, скорость реакции, концентрацию внимания будущих школьников.
Комплекс упражнений «Спортивный алфавит»
Вот так весело, дружно и увлечённо, с учётом возрастных особенностей, можно проводить занятия гимнастикой после сна в детском саду. Фантазируйте вместе с детьми – и у вас всё получится!
Гимнастика после сна в детском саду: теория и практика
Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.
Цели, задачи и приёмы
Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.
Целями проведения таких занятий является:
подъём мышечного тонуса;
улучшение настроения;
профилактика простудных заболеваний;
укрепление дыхательного аппарата;
предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
воспитание привычки разминать тело после пробуждения.
От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение , но и эмоциональная атмосфера всей группы
Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:
приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
создание позитивной атмосферы в группе.
Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.
Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.
Гимнастику после пробуждения стоит делать под музыку
Подробнее о гимнастике после сна в подготовительной группе можно узнать из нашей статьи — Проводим гимнастику после сна в подготовительной группе детского сада.
Виды гимнастики, или немного о терминах
Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.
Это интересно. Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo — выпрямляю, исправляю) — это вид лечебной гимнастики — специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.
Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая — это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:
коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
закаливание (если не считать прогулки, то закаливание — удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).
Это интересно. Профилактическая гимнастика иногда называется бодрящей.
Типы упражнений
Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:
упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
дыхательная гимнастика.
Правила проведения бодрящей гимнастики
Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:
Температура воздуха в спальне не должна быть ниже +16/+18 градусов.
Выбирать комплекс упражнений нужно с учётом занятий, которые были до сна. Например, перед обедом у малышей была сюжетная игра, значит, после сна можно больше внимания уделить блоку с приседаниями, пробежками, а также поворотам тела.
Для тех карапузов, которые просыпаются раньше, неплохо было бы подготовить 1–2 комплекса упражнений, например, «ленивого» вида.
Деток, которые просыпаются раньше, нужно занять упражнениями, чтобы они не разбудили тех, кто ещё спит
Методика проведения
Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.
Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей
Таблица: картотека упражнений после сна
Дата
Название упражнения
Описание
Сентябрь
Гимнастика в кровати
«Велосипед»
И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз)
«Котёнок»
И. п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котёнок встаёт на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз).
«Массаж рук»
И. п. : сидя, скрестив ноги. Моем кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палец (6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза
Я прошу подняться вас — это раз, Повернулась голова — это два. Руки вниз, вперёд смотри — это три. Руки в стороны — четыре, С силой их к плечам прижать — пять. Всем ребятам тихо сесть — это шесть.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Рычание»
Долго рычать на выдохе, оскалив зубы, согнув напряжённые пальцы рук, как когти.
«Сердитый пёс»
Резкий вдох ртом, произнося «р-р… », с одновременным резким ударом рук внахлёст по спине (стоя, с наклонами). Такой же выдох через нос.
Октябрь
Гимнастика в кровати
«Потягушки»
И. п. : лёжа на спине. Тянемся пяточками вперёд и двумя руками вверх (6 раз).
«Чебурашка»
И. п. : сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз).
«Буратино»
И. п. : сидя на коленях, Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик»( 6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения, повторяют 3–4 раза.
Скачут, скачут в лесочке, Зайцы — серые клубочки, Прыг — скок, прыг — скок. Встал зайчонок на пенёк, Всех построил по порядку, Стал показывать зарядку. Раз — шагают все на месте. Два — руками машут вместе. Три — присели, дружно встали. На четыре потянулись. Пять — прогнулись и нагнулись. Шесть все встали снова в ряд, Зашагали как отряд.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Перочинный ножик»
И. п. : лёжа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносится на выдохе «Ха! ». Повторить 3–4 раза.
«Насос»
И. п. — стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6–8 раз.
«Кто лучше надует игрушку?»
Вдох носом (1- 4, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1–8).
Апрель
Гимнастика в кровати
«Восхищение»
И. п. : лёжа на спине. Поглаживание в области грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».( 6 раз) .
«Потягивание»
И. п. : лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперёд, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперёд, левую руку вверх, вдоль туловища (6 раз) .
«Тестомес»
И. п. : сидя по-турецки. Ребёнок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. (6 раз)
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5–6 раз
Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног) Притаился — мышку ждёт. (приседания, руки к коленям) Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся) И к коту не подойдёт (руки в стороны).
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Носик гуляет»
Вдох и выдох через нос. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик балуется»
При вдохе надавливать на крылья носа (мешать вдыхать). Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик нюхает приятные запахи»
Поочерёдно закрывать пальцами ноздри и делать глубокий вдох. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик поёт песенку»
На выдохе постукивать по крыльям носа и говорить ба, бо, бу. Выполнить 10 – 20 раз.
Этот комплекс можно назвать универсальным, так как, он направлен на профилактику проблем со здоровьем. Что же касается возрастных особенностей, то различия будут в кратности выполнения и количестве упражнений. Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.
Наглядность для проведения гимнастики
Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:
Лидирующие позиции остаются за игрушкой. Дело в том, что дети воспринимаю её как друга, товарища, а значит, более охотно выполняют поставленную задачу. Для младших групп такой персонаж выполняет функцию ролевой модели, а для старших — младшего товарища, которому требуется помощь друзей постарше.
Если есть возможность продемонстрировать малышам слайды, например, с тем героем, который пришёл их сегодня будить, то такой переход к бодрствованию будет лёгким и здоровым.
Массажный коврик также может быть обыгран в качестве средства наглядности: например, если он — лесная тропинка или мостик через речку
Видео: гимнастика после пробуждения (средняя группа)
Схема анализа гимнастики после сна
Чтобы понять, эффективно ли проведение упражнений после сна в конкретной группе детского сада, нужно оценить каждый из этапов её проведения по схеме. Для начала нужно указать:
название дошкольного учреждения и группы;
имя педагога;
дату проведения;
возраст детишек;
количество малышей в группе.
Таблица: образец схемы анализа
№ п/п
Этап гимнастики
Перечень и описание упражнений
Временные рамки
Вывод (цели достигнуты или нет)
Примечания
1
Начало подъёма, туалет
3 минуты
2
Упражнения в постели
3
Упражнения на коврике
4 минуты
4
Дыхательные упражнения
3 минуты
Гимнастика после сна для детей очень важна. Ведь с её помощью малыши не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своём здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребёнка — одна из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Бодрящая гимнастика после сна: польза и особенности проведения
Сон в режиме растущего и развивающего детского организма очень важен. От того, как проснется ребенок, зависит его настроение, состояние здоровья и каким будет его оставшийся день. Еще в Древней Греции знали, что гимнастика после дневного сна или ночного приносит пользу как взрослому, так и ребенку. В Индии и Китае несколько веков назад зарядку стали применять в качестве лечения. Современные медики также считают, что комплекс занятий благоприятно воздействует на организм.
Гимнастический комплекс после пробуждения
Во многих дошкольных учреждениях разработаны целые программы ФГОС, которые помогают детям легче просыпаться и чувствовать себя бодро, комфортно. Каждую из методик родители могут легко применять и в домашних условиях, главное, проводить зарядку в веселой игровой форме, чтобы она ребенку доставляла удовольствие и радость.
Можно проводить упражнения в кровати после сна, начиная разминку с легких движений и постепенно наращивая темп:
Постепенно пробуждение. Включить приглушенную музыку, а на протяжении зарядки громкость увеличивать. Шторы на окне в спальне раздвинуть, откинуть одеяло. Родитель делает легкий массаж ладошек и ступней своему любимому малышу, а уже после переходит к простым упражнениям.
Разминка. Начинать лучше с подтягиваний, после чего ребенка просят поднять ручки, а далее и ножки. Попросить представить, что он едет на велосипеде или выгибается как кошечка. После этого можно подниматься и уже стоя продолжать тренировку.
Игровая разминка и самомассаж. Если заранее проветрить комнату, то зарядку можно совместить с закаливанием. Начинать нужно с ходьбы: на носочках, пяточках, высоко поднимая колени, приседая, перекатываясь с пальчиков на всю стопу. Далее малыша просят представить, что он движется как лыжник и обязательно следить, чтобы осанка была правильной. Впоследствии выполнять другие упражнения, постепенно увеличивая нагрузку.
Достаточно потратить всего лишь 10-15 минут, и пробуждение будет уже не таким тяжелым.
Назначение
Легкая зарядка после пробуждения состоит из нескольких простых упражнений, которые позволяют человеку постепенно перейти от состояния спокойствия к бодрствованию. Цель их проведения заключается в следующем:
поднять тонус мышц;
улучшить настроение;
провести профилактику респираторных болезней;
укрепить дыхательную систему;
предотвратить развитие плоскостопия и сколиоза;
воспитать у ребенка привычку разминать тело после продолжительного отдыха.
Чтобы реализовать задачи, воспитатели детских садов подбирают уникальный комплекс гимнастики после сна, благодаря которому удается добиться таких результатов:
Активировать нервную системы, благодаря чему предотвращается раздражительность, уходит тревога, которая часто возникает после пробуждения.
Улучшить работу почти всех систем организма.
Создать позитивную атмосферу между детьми.
Картотека педиатра рассказывает, что физкультура после пробуждения положительно влияет на здоровье и настроение детишек любого возраста.
Гимнастика после ночного и дневного сна: отличительные особенности
Отличительных особенностей между упражнениями после сна в ночное время и дневное нет. Разминка начинается с легких подтягиваний, а после постепенно переходит к более интенсивным действиям. Длительность утренней зарядки может быть около 10-15 минут, а вот после дневного отдыха время разрешается увеличить до получаса.
Существует много различных комплексов, поэтому каждому ребенку можно подобрать тот, который идеально подойдет для его возраста, будь ему 2-3 года или больше.
Условия для проведения
Бодрящая гимнастика после ночного сна или дневного помогает организму легче перенести пробуждение. Проводят ее с детьми, как дома, так и в ДОУ.
Перед тем как приступить к зарядке, необходимо подготовить помещение:
распахнуть шторы, позволив дневному свету беспрепятственно поступать в комнату;
открыть форточку;
поставить тихую мелодию;
освободить пространство для проведения упражнений;
приготовить необходимые атрибуты.
Выполнять первые упражнения надо без рывков, медленно, постепенно увеличивая нагрузку.
Зарядка для детей
Физические нагрузки важны не только для взрослого человека, но и ребенка, начиная с раннего возраста. Малыши очень быстро растут, поэтому за короткий промежуток времени должны усвоить многое, а для этого им потребуется крепкое здоровье и силы. Закаленный малыш редко болеет, активный и любознательный, охотно идет на контакт со сверстниками.
Хорошо подобранный комплекс помогает развивать следующие качества:
У детишек, выполняющих регулярно разминку, течение болезней легкое, поэтому не доставляет ни им, ни родителям серьезных хлопот.
Корригирующая или оздоровительная гимнастика после сна можно проводиться как дома, так и в дошкольном учреждении. Для этого не потребуется никаких дополнительных навыков и умений. На плеер необходимо записать детскую музыку, подготовить коврик, выучить несколько упражнений и стишков к ним. Можно воспользоваться массажным пледом, палкой, обручем, мячиком и скакалкой.
Примерные комплексы для дошкольников разного возраста
Зарядка в младшей группе должна быть как можно проще. Воспитатель объясняет, как выполнять разминку и помогает, если потребуется, чтобы ребята все делали правильно. В комплексы включают пальчиковые и дыхательные упражнения, движения на растягивание, ходьбу по массажной дорожке, гимнастику для профилактики осанки.
Изначально все действия выполняются в постели, а после в проветриваемом помещении. Лежа на кровати можно читать детские стихи и совершать такие манипуляции:
Колобок. Ребенок лежит на спине, ручки расставив в стороны. После группируется, прижимая колени к груди и обнимая их ладошками. Затем надо снова вернуться в исходное положение.
Велосипед. Это известное упражнение, полезное и взрослым, и детям. Малыш представляет, что крутит педали, вращая ножками в воздухе.
Кошка. Встать на четвереньки и выгибать спинку, опуская вниз или округляя.
После этого нужно перейти в проветриваемое помещение, где походить на носочках, потом пробежаться и снова пройтись.
А далее выполнить комплекс, помогающий сохранить правильную осанку:
Журавль. Стоя на ногах, руки за головой, поднять одну ножку и подержать ее на весу. После так же проделать с другой конечностью.
Солнышко. Стоя прямо, подняться на носочки, и потянуться как можно выше ручками, как будто дотягиваясь ими до неба.
Для средней группы зарядка может быть чуть сложнее, ведь простой комплекс будет им уже не интересен. Детишкам такого возраста нравятся движения, которые имитируют животное или предмет:
Рак. Проползти пару шагов вперед на четвереньках, а после назад.
Мостик. Сидя на полу, руки сзади, чуть приподнять таз, вернуть назад.
Машина. Пробежаться по комнате, руками имитировать вращение руля.
Самолет. Побегать по залу, расставив руки и махая им как крыльями.
Детишкам из старшей группы подбирают комплекс, в котором будут упражнения для профилактики плоскостопия, когда ребенок ходит на носочках, пяточках, на внутренней и внешней стороне стопы. Зарядка для формирования правильной осанки. Также можно использовать тренажеры: шведскую стенку, канат, обруч и другие.
Упражнения для школьников
Детям школьного возраста очень нужно правильно подобрать комплекс, так как их организм растет, и они проводят много времени сидя. Посильная постоянная физическая нагрузка поможет предотвратить проблемы со здоровьем, избежать дискомфорта в спине и формирования неправильной осанки. Утренняя зарядка для школьников предполагает выполнение таких упражнений:
подтягивание в кровати;
ходьба на месте;
вращение головой и плечами;
наклоны в стороны;
приседания;
отжимания;
велосипед;
полумостик;
полушпагат.
Каждое из упражнений выполнить по 10 раз. Ежедневная зарядка поможет подростку получить заряд бодрости на целый день.
Организация гимнастики в детских учреждениях
Каждый второй родитель и воспитатель не раз замечал, что после сна ребенок капризничает, не хочет общаться с окружающими. А дело в том, что его пробуждение было не комфортным. Избежать таких проблем помогает бодрящая зарядка, позволяющая корригировать настроение, укрепить здоровье и предотвратить развитие плоскостопия.
Гимнастика после дневного отдыха считается закаливающей процедурой, которую проводят в проветриваемом помещении в пределах 15 минут.
В детских учреждениях воспитатели знают, как разбудить детей, чтобы они чувствовали себя комфортно. Пробуждение должно осуществляться под тихую спокойную мелодию. Далее в постели ребенок потягивается. После выполняет дыхательную зарядку и переходит к более сложным упражнениям, которые тонизируют мышцы.
В процессе проведения гимнастики в ДОУ применяются игровые формы: стихи, потешки, считалочки, песенки. Принято также использовать различные тренажеры и атрибуты: игрушки, кубики, скамейки, обручи, скакалки, стульчики, флажки и так далее. Все это поможет организовать веселое и полезное занятие.
Зарядка для взрослых по методике Бубновского
Этот комплекс станет прекрасным подспорьем для тех, кто проводит большую часть времени в сидячем положении. Подобная зарядка полезна для тех, кому прописан постельный режим, а также, если пожилой человек из-за своих заболеваний не может долго ходить, а ему просто необходимо тонизировать свою мышечную ткань. В систему Бубновского входят такие упражнения:
Стать на четвереньки и расслабить мышцы спины.
Оставаясь в том же положении медленно, без рывков, выгибать на вдохе и прогибать на выдохе спину.
Следующий этап − это растягивающий шаг. Надо попеременно садиться на ногу, при этом одна конечность вытянута вперед, а другая назад, левая рука перед собой.
Прокачка выполняется, стоя на коленях и руках. Туловище вытянуть вперед, упор сохранить, поясницу ни в коем случае не прогибать.
Растяжку выполнять, как и предыдущее упражнение, только на выдохе нужно выгибаться, сгибая руки в локтях. При этом тело наклонять ближе к полу, на вдохе выпрямиться и таз опустить на пятки.
Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки под головой, подбородок прижат к груди. На выдохе тело сгибают, стараясь коснуться локтями коленной чашечки.
Оставаясь в том же положении, верхние конечности расположить вдоль туловища, нижние так же согнуты, приподнимать таз как можно выше.
Польза закаливающих процедур
Маленькие дети часто болеют респираторными заболеваниями, и все потому, что их иммунная система еще не до конца сформирована. Чтобы защитить ребенка от болезней педиатры рекомендуют проводить закаливание, которое положительно воздействует на малыша:
нормализует давление;
налаживает кровообращение;
увеличивает жизненную емкость легких;
помогает костям и мышцам правильно развиваться;
улучшает состояние кожи;
помогает стимулировать иммунитет, чтобы он был стойким к болезнетворным микроорганизмам;
развивает устойчивость к стрессам.
Значение закаливания и зарядки для ребенка в первый год жизни и в последующее время велико. Эти мероприятия позволят малышу с раннего детства расти здоровым и крепким карапузом, которому даже кроватка не помешает делать зарядку сразу после пробуждения. Каждая женщина должна следить за своей семьей и регулярно всем вместе проводить процедуры дома.
Бодрящая гимнастика после сна в ДОУ
Мария Морозова Бодрящая гимнастика после сна в ДОУ
Гимнастика пробуждения
-сохранение и укрепление здоровья детей;
— профилактика плоскостопия, ОРВИ
1. укрепление опорно-двигательного аппарата;
2. совершенствование и развитие координации движений;
3. укрепление иммунитета;
• формировать умения выполнять движения по показу взрослого.
• воспитывать желание быть здоровыми
Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.
Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут (старший возраст, 7-10 минут (младший возраст).
Примерная схема проведения гимнастики после дневного сна:
2. Гимнастика в постели.
3. Зарядка на ковриках возле постели.
4. Ходьба по массажной дорожке.
5. Упражнения для глаз.
6. Дыхательная гимнастика.
7. Водные процедуры – умывание.
ГИМНАСТИКА
Мы проснулись,- трем глазки
Вместе солнцу улыбнулись, — улыбаемся
Колоколнышко! – ручки тянем вверх.
И увидело солнышко Ежика (берем колючие мячи)
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек
По ладошке он бежит (катаем по ладошке)
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек
Быстро по руке бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек (катаем по ноге)
По ноге моей бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек
По животику бежит (катаем по животу кругом по часовой стрелке)
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
2. Гимнастика в постеле.
А где солнышко яркое, жаркое? В Африке.
Отправляемся в поход
Африка, ребяток ждет!
Но не просто мы пойдем, (лежа на спине, упражнение «велосипед»)
Велосипеды мы возьмем!
Комплекс упражнений: «Животные Африки».
Стоя на кровати на коленях, опора на руки, переваливающее движение с правой стороны на левую (6-8раз).
Лежа на спине, поджать колени к груди и обнять их руками, подбородок прижат к груди, на раз- распрямиться, голову вверх (черепаха раскрылась, на два- исходное положение (черепаха напугалась и спряталась)(4-6раз).
Лежа на спине, руки и ноги поднять вверх, выполнять хаотичные движение (обезьянка расшалилась)
Лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед, ладони прижаты друг к другу.
Выполнять покатывающие движения из стороны в сторону (6-8раз).
3. Зарядка на ковриках возле постели.
А теперь все потянулись,
Встали на пол, улыбнулись.
Заниматься мы идем
По дорожкам босиком. (ходьба по массажным коврикам)
Чтобы были мы в порядке,
Быстро сделаем зарядку.
Шагом медленно идем, (ходьба, руки в стороны)
Руки в стороны разведем,
Руки ставим на бока, (ходьба на внешней стороне стопы)
Мишенька идет пока,
Мы на пяточках пошли, (ходьба на пятках, руки за голову, на шею)
Руки к шее, посмотри.
А теперь наклоны вместе,
Выполняем мы на месте. (наклоны в стороны)
Ну, дружочек, не зевай,
«Ножницы» ты выполняй! (прямые руки перед грудью)
Приседаем все мы дружно,
Нам здоровье очень нужно!
Шар воздушный мы надуем, (дыхательное упражнение на
А затем тихонько сдуем. восстановление дыхания 4-5раз)
4. Ходьба по массажной дорожке.
Зайка шел, шел, шел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Сел, поел и дальше пошел.
Что- проснулись? Ну тогда-
Ожидает вас вода!
Умывайся, не ленись, (дети умываются и одеваются)
Одевайся, есть садись!
Коментарии к слайдам
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику.
-сохранение и укрепление здоровья детей;
— профилактика плоскостопия, ОРВИ
1. укрепление опорно-двигательного аппарата;
2. совершенствование и развитие координации движений;
3. укрепление иммунитета;
• формирование умений выполнять движения по показу взрослого.
• воспитывать желание и потребность быть здоровыми
Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.
Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут (старший возраст, 7-10 минут (младший возраст).
Примерная схема проведения гимнастики после дневного сна:
2. Гимнастика в постели.
3. Зарядка на ковриках возле постели.
4. Ходьба по массажной дорожке.
5. Упражнения для глаз.
6. Дыхательная гимнастика.
7. Водные процедуры – умывание.
Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. д.
Исключить резкие движения!
Исключить резкие движения!
ГИМНАСТИКА
Помогает нам проснуться «Солнышко».
Мы проснулись,- трем глазки
Вместе солнцу улыбнулись, — улыбаемся
Колоколнышко! – ручки тянем вверх.
Снимаем пижамы, принимаем воздушные ванны
И увидело солнышко Ежика (берем колючие мячи)
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек
По ладошке он бежит (катаем по ладошке)
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек
Быстро по руке бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек (катаем по ноге)
По ноге моей бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
18 слайд (меняем ножку)
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек
По животику бежит (катаем по животу кругом по часовой стрелке)
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
2. Гимнастика в постели.
Комплекс упражнений: «Животные Африки».
А где солнышко яркое, жаркое? В Африке.
Отправляемся в поход
Африка, ребяток ждет!
Но не просто мы пойдем, (лежа на спине, упражнение «велосипед»)
Велосипеды мы возьмем!
Стоя на кровати на коленях, с опорой на руки, переваливающиеся движения с правой стороны на левую (6-8раз).
Лежа на спине, поджав колени к груди и обняв их руками, подбородок прижат к груди, на раз- распрямиться, голову вверх (черепаха раскрылась, на два- исходное положение (черепаха напугалась и спряталась)(4-6раз).
Лежа на спине, руки и ноги поднять вверх, выполняем хаотичные движения (обезьянка расшалилась)
Лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед, ладони прижаты друг к другу. Перекатываем туловище из стороны в сторону (6-8раз).
3. Зарядка на ковриках возле постели.
А теперь все потянулись,
Встали на пол, улыбнулись.
Заниматься мы идем
По дорожкам босиком. (ходьба по массажным коврикам)
Чтобы были мы в порядке,
Быстро сделаем зарядку.
Шагом медленно идем, (ходьба, руки в стороны)
Руки в стороны разведем,
Руки ставим на бока, (ходьба на внешней стороне стопы)
Мишенька идет пока,
Мы на пяточках пошли, (ходьба на пятках, руки за голову, на шею)
Руки к шее, посмотри.
А теперь наклоны вместе,
Выполняем мы на месте. (наклоны в стороны)
Ну, дружочек, не зевай,
«Ножницы» ты выполняй! (прямые руки перед грудью)
Приседаем все мы дружно,
Нам здоровье очень нужно!
Шар воздушный мы надуем, (дыхательное упражнение на
А затем тихонько сдуем. восстановление дыхания 4-5раз)
Бодрящая гимнастика после сна «Раз, два, три, четыре, пять — будем весело вставать» Бодрящая гимнастика после сна «1, 2, 3, 4, 5- будем весело вставать!» Колокольчик, колокольчик, зазвени Всех девчонок, всех мальчишек разбуди.
Бодрящая гимнастика после сна для детей второй младшей групп Бодрящая гимнастика после сна для детей второй младшей группы №4 Комплекс № 1 «Мы проснулись» 1. «Ручки просыпаются» — И. п. : лежа на.
Бодрящая гимнастика после сна в старшей группе Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических.
Гимнастика после сна «Мы проснулись» Гимнастика после сна «Мы проснулись» 1. «Веселые ручки» — и. п. : лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза) 2. «Резвые.
Гимнастика после сна Зуруба Валентина Ивановна Воспитатель МБДОУ №29 «Мальвина» ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА Потянулись, наклонились, — потянулись, наклонились.
Картотека «Гимнастика после сна» КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 1 I. В кроватках 1. «Потягушки». И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Потягивание, вернуться в и.
Гимнастика после сна в старшей группе Гимнастика после сна помогает детям перейти в активный режим,создаёт положительную эмоциональную атмосферу,служит профилактикой нарушения.
Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения и бодрящая гимнастика после сна» Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетие приобрела особую актуальность,.
Фотоотчет «Гимнастика после дневного сна» Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ.
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна в детском саду» Бодрящую гимнастику проводят в любое время года в хорошо проветренном помещении (за 15 минут до сна, последнее проветривание) от 5 -15.