Артикуляционная гимнастика заборчик
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Артикуляционная гимнастика заборчик

Артикуляционная гимнастика

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • ЛОГОПЕДИЯ (29)
  • ТИФЛОПЕДАГОГИКА (8)

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи называется артикуляционной.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственной постановкой звуков должен заниматься логопед!

Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.

Необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированные звуки и лишь потом закреплять их в словах, в речи.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого произношения всех звуков.

«Заборчик». Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка». Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать «Заборчик» — «Трубочка».

«Лопатка». Рот широко открыть. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать под счёт от 1 до 10. Рот не закрывать.

«Иголка». Рот широко открыть. Узкий напряжённый язык тянуть вперёд. Удерживать под счёт от 1 до 10. Рот не закрывать.

Чередовать «Лопатка» — «Иголка».

«Массаж десен и щек (маляр красит домик язычка)». Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны.

«Помидорчик». Одновременно надуть обе щеки.

«Огурчик». Одновременно втянуть обе щечки.

«Орешек», «Конфетка». Языком дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой.

«Покатай орешек». Языком дотронуться до правой щеки и «покатать орешек», затем дотронуться до левой и также «покатать орешек».

«Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

«Часики». Приоткрыть рот, кончиком языка тянуться то к правому, то к левому уху. Губы не поджимать, челюсть не двигать.

«Крестик». Рот приоткрыть, поднять узкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в левый и в правый угол рта.

«Качели». Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Кошечка лакает молоко». Лакательные движения языком (голова не опускается, работает только язычок).

«Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

Как весело, необычно и интересно развивать артикуляционную моторику ребенка

Как часто родители сталкиваются с тем, что дети отказываются выполнять артикуляционную зарядку в домашних условиях или не стараются сделать задание точно, быстро устают и отвлекаются. Возникает вопрос: «А как же можно изменить домашние занятия так, чтобы они были не в тягость, а в радость ребенку, доступны и понятны ему?». Есть такие способы и ниже Вы можете познакомиться с ними.

Игры для развития подвижности челюсти, языка, губ и щек.

  • «Кусачки». Ребенку дают мягкий кусок хлеба или твердое печенье и просят быстро покусать зубами, а затем губами.
  • «Бусинки». Кладем на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их (собираем рассыпавшиеся бусинки). В качестве усложнения можно переносить «бусинки» губами из одной тарелки в другую.
  • «Тьфу». На тарелке лежат крупные крошки. Ребенок губами берет с тарелки крошку, удерживает ее между губ и сплевывает обратно –тьфу!
  • «Воздушный поцелуй!». Ребенок прикладывает ладошку к губам, пытается ее поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно целовать зеркало, игрушку и т.д. Для того, чтобы губы лучше складывались в трубочку, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперед.
  • «Хомячок». Ребенок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьет по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать воды в рот и гонять ее из одной щеки в другую.
  • «Толстые щеки». Ребенок открывает рот, взрослый сладкой палочкой рисует на внутренней стороне щек ребенка линии, кружочки и т.п.
  • «Полоскание горла, рта». Ребенок набирает в рот воды, полощет горло, рот, затем выплевывает воду.
  • «Зубная фея». Чистим зубной щеткой зубы, язычок и щеки с внутренней стороны (без сильного надавливания).
  • «Облизывание тарелок». Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, медом, сгущенным молоком или другим не противопоказанным ребенку продуктом. Берем тарелку двумя руками и начинаем ее облизывать широким высунутым языком, приговаривая при этом: «Ааах!», «Ааа!».
  • «Ах, как вкусно!». Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба или печенья, сухарей, сахара или леденцов. Затем облизываем шершавую поверхность тарелки широким языком, не забывая при этом медленно приговаривать: «Аах!», «Ах, как вкусно!».
  • «Рыбалка». Посыпаем липкую поверхность тарелки более крупными крошками. Широко открываем рот, высовывая узкий язычок «жалом» и дотрагиваемся до крошки так, чтобы она прилипла к языку. Таким образом ребенок должен съесть от 3 до 10 крошек. Выполнять это упражнение надо быстро, четко и резко, проговаривая а-а-а (язычок-это удочка, а крошки – это рыбки, которых надо поймать).
  • «Вкусное варенье». Намазываем ребенку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо же намазываем вареньем только верхнюю, или только нижнюю губу. Если с этими упражнениям ребенок справляется с трудом, просим просто высунуть кончик язычка между губами, тем самым слизывая варенье.
  • «Стрелочки». Взрослый намазывает ребенку губы вареньем в четырех направлениях (вверх, вниз, правый и левый уголки рта). Ребенок слизывает варенье язычком по часовой стрелке.
  • «Жевательная резинка». Даем ребенку (если это не противопоказано) мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать очень сложно, поэтому ребенок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюну и т.д., тем самым активизировать подвижные органы артикуляции.
  • «Жевательная конфета». Ребенок разжевывает жевательную конфету, приклеивает ее языком к твердому небу а затем кончиком языка пытается ее отодрать. Таким образом малыш отработает непроизвольно подъем языка вверх.
  • «Яблочко». Ребенку в рот кладут кусочек яблочка за щеку и просят язычком вытащить его оттуда. Тоже самое производится с другой щекой.
  • «Чашечка». Просим ребенка высунуть широкий язычок. Дотрагиваемся до середины языка ложечкой или палочкой и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд, как будто в чашечку. В качестве игровой ситуации говорим: «Сейчас я налью тебе чаю (молока, сока, компота…) в чашечку: ш-ш-ш». Можно из пипетки капать воду в «чашечку» и проглатывать ее.
  • «Трубочка». Просим ребенка высунуть широкий язык. Кладем сладкую палочку по желобку языка (средняя линия языка) от середины до кончика делаем небольшой нажим ею так, чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и вынимаем ее изо рта (как бы разделяем язычок пополам).

Вот так интересно можно играть с губками, язычком дома. Конечно же, все вышеперечисленные игры и упражнения должны выполняться под четким руководством взрослого и его присмотром.

Картотека «Артикуляционная гимнастика»

Ольга Хавова
Картотека «Артикуляционная гимнастика»

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Смыкать и размыкать губы.

Артикуляционная гимнастика «Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.

(удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт,удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Артикуляционная гимнастика «Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Читать еще:  Норбеков гимнастика для позвоночника

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Артикуляционная гимнастика «Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

Артикуляционная гимнастика «Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо,из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась.Произносить: Пррр…пррр,вибрируя губами (5 раз).

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку.Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» (расслабление мышц я зыка)

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами,произносить: «пя-пя-пя»,

Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика

«Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух,периодически их смыкая: б-б-б-б.

Артикуляционная гимнастика «Иголочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Артикуляционная гимнастика «Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол, потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

Артикуляционная гимнастика

«Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи,

идущей по середине языка)

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

Артикуляционная гимнастика «Паровозик свистит»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.

Артикуляционная гимнастика

«Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

Артикуляционная гимнастика «Киска сердится»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

Артикуляционная гимнастика «Парашютик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

На кончик носа положить ватку,

широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами — «дэ-дэ-дэ. «

Артикуляционная гимнастика «Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, сделать «грибочек» (т. е. присосать шарокий язык к нёбу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

Артикуляционная гимнастика «Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот,

положить широкий язык на нижнюю губу.

Артикуляционная гимнастика «Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».

Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, открыть рот,

с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы. «

Артикуляционная гимнастика «Маляр»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,

кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.

Артикуляционная гимнастика «Поймаем мышку»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,

произнести «а-а» и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие.

Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика Зачем нужна гимнастика? Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (Сообщение для воспитателей ДОУ к презентации учителя-логопеда МАДОУ ЦРР-д/с №5 ЩМР МО) Гимнастика для рук,.

Буклет «Артикуляционная гимнастика» 1. «Заборчик» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».

Артикуляционная гимнастика Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать.

Картотека логопедических игр «Веселая артикуляционная гимнастика» МКДОУ Ключинский детский сад «Звездочка» Веселая артикуляционная гимнастика (средняя группа) Воспитатель:Серганова. Ю. С.

Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Произношение.

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» Подготовила и провела мастер-класс для родителей учитель-логопед Лысенко Светлана Анатольевна Артикуляционная гимнастика. Упражнения.

Памятка «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. Целью артикуляционной гимнастики является.

Консультация «Артикуляционная гимнастика и её значение» Артикуляционная гимнастика это совокупность упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц полноценных движений и определенных.

Артикуляционная гимнастика заборчик

Упражнение 1. «Окошко»

Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.

Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично

Упражнение 2. «Ниточка»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение плотно сжимать губы.

Ход выполнения упражнения: рот закрыть, с силой сжать губы.

1) следить, чтобы губы не вытягивались вперед;
2) зубы сжаты, не прикусывать губы зубами;
3) положение сжатых губ должно быть симметричным

Упражнение 3. «Заборчик»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до 5.

1) следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы;
2) если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его опускать нижнюю губу;
3) нижняя челюсть неподвижна;
4) улыбка симметричная.

Упражнение 4. «Трубочка»

Цель: выработать движение губ вперед.

Ход выполнения упражнения: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5.

Методические указания: следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.

Упражнение 5. «Лопатка»

Цель: выработать умение удерживать напряженный язык в распластанном положении.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий передний край напряженного языка на нижние зубы. Удерживать положение на счет до 5.

1) губы растянуть в улыбку;
2) следить, чтобы нижняя губа не поддерживала язык;
3) боковые края языка должны касаться углов рта;
4) язык широкий, тонкий, напряженный;
5) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

Если ребенку не удается сделать язык широким, можно похлопать по языку шпателем или предложить ребенку, слегка высунув язык изо рта, похлопать по нему губами.

Упражнение 6. «Иголочка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами. Удерживать на счет до 5.

1) губы растянуты в улыбку без напряжения;
2) язык не загибается и не касается губ;
3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

Упражнение 7. «Маятник»

Цель: развивать подвижность языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы. Узкий язык просунуть между резцами. Поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.

1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной;
2) движения языка должны быть симметричными;
3) язык не загибается и не касается губ.

Упражнение 8. «Качели»

Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх. Развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз». На счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу).

1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; 2) язык должен оставаться широким;
3) следить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала язык.

Читать еще:  Упражнения для позвоночника по норбекову

Упражнение 9. «Маленькие качели»

Цель: увеличить подвижность, развивать точность и активность кончика языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Выполнять мелкие движения передним краем языка вверх-вниз.

1) язык остается широким;
2) нижняя челюсть неподвижна;
3) активно работает только кончик языка.

При невозможности выполнять мелкие движения кончиком языка используется механическая помощь. Возможен переход к указанному упражнению от упражнения № 8 через постепенное втягивание языка в полость рта.

Упражнение 10. «Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш».

Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх;
2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта;
3) если упражнение не получается, вернуться к упражнению № 5. Как только язык станет распластанным, шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Необходимо обратить внимание ребенка на активные движения широкого языка. Широкий передний край языка полностью накрывает верхнюю губу, плотно прижимаясь к ней, боковые края языка смыкаются с углами рта, таким образом, язык принимает форму чашечки

Упражнение 11. «Кошка лакает молоко»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положения языка, активизировать боковые края и кончик языка.

Ход выполнения упражнения: рот полуоткрыт, губы улыбаются. На счет «раз» широкий язык загнуть к подбородку, на счет «два» приподнять передний и боковые края языка, чтобы язык принял форму чашечки. На счет «три» — не теряя положения чашечки, втянуть язык в полость рта.

1) следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставались неподвижными, работает только язык;
2) следить, чтобы форма чашечки сохранялась и в полости рта;
3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.

Выполнение указанного упражнения предъявляет достаточно высокие требования к развитию коартикуляции, поэтому переходить к его освоению рекомендуется, только убедившись в доступности выполнения его элементов (удержание губ в полуулыбке, движение языка вверх и т. д.).

Как правило, выполнение упражнения не вызывает затруднений после отработки упражнений № 9 и № 10.

При совместных движениях языка и нижней челюсти рекомендуется на первых этапах удержание подбородка рукой, а затем контроль рукой за отсутствием движений

Упражнение 12. «Катушка»

Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать силу и точность движений кончика языка.

Настоящее упражнение является базовым для постановки свистящих звуков.

1) следить, чтобы язык оставался широким, боковые края касались коренных зубов;
2)контролировать симметричное положение языка;
3)контролировать наличие желобка, идущего по средней линии языка.

Настоящее упражнение является базовым для постановки свистящих звуков. Важно отработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и смычку между боковыми краями языка и зубами.

На первых этапах освоения позиции допускается удержание языка в заданном положении зубами.
При совершении выгнутым языком движений необходимо обратить внимание ребенка на поддержание плотной смычки кончика языка с резцами.

При отсутствии желобка слегка нажать на язык зондом №1, стимулируя тем самым напряжение и прогибание языка по средней линии

Упражнение 13. «Барабанчик»

Цель: укреплять мышцы кончика языка. Вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Данное упражнение является базовым для постановки звука «Р».

1) рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык;
2) следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим;
3) кончик языка не должен заворачиваться;
4) звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Выполнение данного упражнения становится доступным, когда у ребенка сформируется умение выполнять его элементы (удерживать рот в полуулыбке, рот полуоткрытым, широкий язык за верхними зубами). Если коартикуляционные навыки ребенка развиты недостаточно, необходимо разложить данное действие на отдельные операции и обратить внимание ребенка на обязательный контроль всех позиций одновременно.

2.Зубы разомкнуты на расстояние одного пальца. Если удержание раствора зубов вызывает затруднения, на первых этапах можно рекомендовать использовать механическую помощь — прикусывать коренными зубами карандаш.

3.Широкий язык поднят за верхние зубы и выполняет мелкие удары.

Внимание ребенка необходимо обратить на симметричное положение языка в полости рта , а также на максимально мелкие движения языка. Необходимо стремиться к тому, чтобы основная масса языка была неподвижна, боковые края прижаты к коренным зубам, а двигался только кончик языка.

Наличие толчка выдыхаемого воздуха контролируется тактильно или поднесением ко рту полоски бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Данное упражнение является базовым для постановки звука «Р».

Упражнение 14. «Блинчик»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Ход выполнения упражнения: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы;
2) язык должен быть широким, края языка касаются углов рта;
3) похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух;
4) язык расположен в полости рта симметрично .

Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение 15. «Почистим зубы»

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки;
2) следить, чтобы язык двигался у десен, а не скользил по верхнему краю зубов;
3) следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Наиболее распространены следующие трудности: совместные боковые движения языка и нижней челюсти, девиация языка, размашистые, неточные движения языка.

При наличии дополнительных движений нижней челюсти внимание ребенка необходимо обратить на недопустимость этого и предложить контролировать отсутствие подвижности рукой. На первых этапах при «выскакивании» языка из-за зубов рекомендуется придерживать кончик языка пальцем.

Хотите получать игры по почте?
Заполняйте форму!

Артикуляционная гимнастика с картинками

В целях профилактики нарушения звукопроизношения стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. В возрасте 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение. Артикуляционную гимнастику рекомендовано выполнять перед зеркалом в течение 5-7 минут ежедневно. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза, повторяйте их с малышом.опробуйте повторить их вместе с ребенком.

Специалисты центра www.dar-baby.ru подготовили несколько артикуляционных упражнений, которые можно выполнять регулярно.

«Улыбка»: широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Бегемотики»: широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить упражнение несколько раз.

«Иголочка»: узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Змейка»: рот широко открыть. Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше и спрятать глубоко в рот. Повторить несколько раз.

«Месим тесто»: Высунуть широкий язык между губами и пошлепать его: «пя-пя-пя». Повторить несколько раз.

«Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10. Повторить несколько раз.

«Расческа»: губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами. Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов. Повторить 5-10 раз

«Часики»: рот приоткрыть, перемещать кончик языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10 раз.

«Качели»: открыть рот. Попеременно поднимать и опускать кончик языка то на верхнюю, то на нижнюю губу. Повторить 5-10 раз.

«Киска»: открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка касается верхних зубов. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

«Киска сердится»: покусать язык зубами, удерживая его в положении «Киска» Повторить несколько раз.

«Чистим зубки»: открыть рот. Кончиком языка «чистим» сначала верхние зубы, затем нижние. Повторить несколько раз.

«Парус»: открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

«Маляр»: открыть рот. Кончиком языка проводим по небу от верхних зубов к горлу. «Красим потолок», не торопиться. Повторить несколько раз.

«Индюки»: открыть рот. Быстро двигать кончиком языка по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…» Повторить несколько раз.

«Вкусное варенье»: открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье с верхней губы. Повторить несколько раз.

«Чашка»: открыть рот. Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их. Язык в форме «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

Читать еще:  Цель утренней гимнастики в средней группе

«Окошко»: рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперед, без напряжения. Нижняя челюсть неподвижна. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

«Лошадка»: открыть рот. Пощелкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.

«Грибок»: открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу. Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка – ножку гриба. Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

«Гармошка»: сделать «Грибок». Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот. Повторить несколько раз.

«Дятел»: рот открыть, показать зубы. Кончиком языка энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д. Рот не прикрывать. Выполнять 10-15 секунд. Повторить несколько раз.

«Мотор»: губы в улыбке. Рот открыт. Язык стучит кончиком в верхние зубы со звуком д-д-д. Темп очень быстрый. В это время соской или концом зубной щетки быстро проводим под языком слева направо. Слышится звук р-р-р.

Советы родителям по выполнению артикуляционной гимнастики

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Для произнесения каждого звука требуется слаженная, согласованная, тщательно координированная работа различных органов (диафрагмы, легких, гортани, мягкого неба, губ, щек, языка и др.) Здесь на помощь придет артикуляционная гимнастика.

Давайте познакомимся с артикуляционными упражнениями. Наиболее часто используются следующие: «Лягушечка-хобот ок», «Заборчик», «Лопаточка (Блинчик)», «Иголочка (Змейка)», «Качели», «Футбол (Орешки)», «Часики», «Чистим зубки», «Киска злится (Горка)», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан (Дятел)», «Маляр» (см. Приложение ). Описанные традиционные, их названия стойко закрепились в специальной литературе, хотя в различных источниках могут быть некоторые расхождения. Помимо традиционных, хорошие результаты в работе с детьми, страдающих сложными речевыми нарушениями (например, дизартрией), дают упражнения с элементами самомассажа: «Расческа», «Кусаем язычок», «Наказать непослушный язычок», «Месим тесто», «Почеши щечку о зубки».

Познакомившись с правильной артикуляционными укладами, становится понятным, какие упражнения необходимы для постановки того или иного звука, на что следует обратить внимание (№ 1-7 — основной комплекс, № 8-9 – дополнительные упражнения для свистящих звуков, № 10-11 – упражнения для шипящих звуков, № 12-16 – упражнения для звуков Р, РЬ).

Необходимо выработать у ребенка сильную, направленную воздушную струю. Это важно не только для постановки звука, но и для профилактики простудных заболеваний. Здесь помогут разнообразные пособия: вертушки, мыльные пузыри. Кроме того, дуть можно на листочки, снежинки, перышки, карандаш и многое другое. При выполнении упражнений на дыхание следят, чтобы ребенок не поднимал плечи, не надувал щеки, помещение предварительно следует проветрить. Дыхательные упражнения достаточно выполнять 2-3 минуты. Помните, что новое артикуляционное упражнение можно вводить только тогда, когда хорошо усвоены предыдущие, занятие не должно превышать 15-20 минут, проводиться на фоне положительных эмоций. Придумывайте, фантазируйте, сочиняйте и успех не заставит себя долго ждать!

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки, как при звуке И, затем губы округлить и вытянуть вперед, как при звуке У.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Улыбнуться, открыть рот; высунуть острый язык изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так,
чтобы под щекой надувались «мячики».

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то
к правому. Повторить 5-10 раз.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

9.«Киска злится (Горка)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и. не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу И обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Губы в улыбке. Покусывать зубами кончик языка, или от кончика до средней части спинки языка.

19.«Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

Губы в улыбке. Покусать боковые края языка. Сначала с одной стороны, затем с другой.

21.«Почеши щечку о зубки»

Покусывать зубами то одну, то другую щеку.

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались: для этого их можно слегка прижать ладонями.

«Кто дальше загонит мяч»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector