Артикуляционная гимнастика в старшей группе
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Артикуляционная гимнастика в старшей группе

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 10-15 секунд.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

По окончанию гимнастики обязательно похвалите ребёнка!

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1. УЛЫБКА
Выполнение. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.
Методические указания. Прикус должен быть естественным. 2. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

2. ТРУБОЧКА
Выполнение. Зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз. Методические указания: следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.

3. УЛЫБОЧКА – ТРУБОЧКА

Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Улыбочка» и «Трубочка» (8 — 10 раз). По указанию взрослого («Улыбочка» — «Трубочка» — «Улыбочка» — «Трубочка» — . и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. Методические указания. См. выше.

4. ЛОПАТОЧКА
Выполнение. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Выполнять 6 – 8 раз.
Методические указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу.

5. ИГОЛОЧКА
Выполнение. Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был узким; его края не должны касаться углов рта. 2. Стараться удерживать язык в спокойном состоянии.

6. ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА
Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Лопаточка» и «Иголочка» (8 – 10 раз). По указанию взрослого («Лопаточка» — «Иголочка» — «Лопаточка» — «Иголочка» — . и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. Методические указания. См. выше.

7. ЧАСИКИ
Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Темп выполнения не должен быть быстрым.

8. КАЧЕЛИ
Выполнение. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. По указанию взрослого («вверх» — «вниз» — «вверх» — «вниз» — . и т.д.) ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Следить, чтобы при подъёме языка рот был приоткрыт, нижняя губа не подталкивала язык вверх.

9. ПОЧИСТИ ЗУБКИ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз.

Методические указания. 1. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Темп выполнения не должен быть быстрым.

10. МАЛЯР
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Выполнять 8 – 10 раз. Методические указания. Следить. Чтобы язык был широким. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижнюю челюсть.

11. ЧАШЕЧКА
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. выполнять 5 – 6 раз.
Методические указания. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх. 2. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).

12. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Выполнять 8 – 10 раз.

Методические указания. 1. Язык должен двигаться сверху вниз (а не влево — вправо). 2. Рот открыт; нижняя челюсть неподвижна, не подталкивает язык вверх. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

13. КИСКА СЕРДИТСЯ

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счёт «раз» — выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счёт «два» — вернуться в исходное положение. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. 1. Кончик языка не отрывается от нижних зубов. 2. Рот не должен закрываться.

14. ИНДЮКИ
Выполнение. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп выполнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл» («как индюк болбочет»). Выполнять 6 – 8 раз. Методические указания. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Движения языка должны быть вперёд – назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд.

15. ЛОШАДКА
Выполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз. Методические указания. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Кончик языка не должен быть вытянут и заострён. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

16. ГРИБОК
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка – ножка). Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно), выполнять 3 – 4 раза. Методические указания. Губы должны быть в улыбке. 2. Кончик языка не должен подворачиваться. 3. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка».

17. ГАРМОШКА
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая языка, закрывать и открывать рот. Выполнять под счёт до 3 – 10 (время выполнения увеличивать постепенно). Со временем стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверху.
Методические указания. Губы должны быть в положении улыбки. 2. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны.

18. ДЯТЕЛ
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами. Ударять кончиком языка по бугоркам («как дятел стучит по дереву»), при этом будет слышатся звук, близкий к звуку «д». Сначала упражнение выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.
Методические указания. Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Ударять языком надо именно по бугоркам, а не по верхним зубам. 3. Следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара, а не хлюпал. 4. Кончик языка не должен подворачиваться.

Используемая литература:

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Корона-Принт, 2014 г.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Гном, 2015 г.

Подборка пособий для домашних занятий артикуляционной гимнастикой:

Нищева Н. Веселая артикуляционная гимнастика.

Нищева Н. Веселая артикуляционная гимнастика 2.

Волошина И. Артикуляционная гимнастика для мальчиков.

Волошина И. Артикуляционная гимнастика для девочек.

Куликовская Т. Артикуляционная гимнастика в считалках.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду: картотека воспитателю

Как показывает статистика, практически у половины детей дошкольного возраста существуют проблемы с произношением звуков. Работа над исправлением подобных недостатков ведется как штатным логопедом, так и воспитателем. Причем воспитатель общается и занимается с детьми значительно больше времени, поэтому именно у него больше возможностей улучшить речь малышей, сделать ее «чище» и понятнее для окружающих, устранить нарушения звукопроизношения. Одна из форм работы в этом направлении — артикуляционная гимнастика.

Суть артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, помогающих улучшить работу органов артикуляционного аппарата. Целью таких занятий является:

  • укрепление мышц губ, языка, щек;
  • повышение подвижности челюстей, языка и мягкого неба;
  • развитие координации движения артикуляционных органов;
  • закрепление умения удерживать язык и зубы в нужной позиции.

В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики у детей вырабатывается правильное произношение звуков. Если не уделять внимание работе по исправлению недостатков речи, это отразится на грамотности и приведет к проблемам с успеваемостью у ребенка.

Для занятий с детьми дошкольного возраста необходимо выбирать упражнения в игровой форме, которые будут им интересны. Артикуляционная гимнастика может проводиться как индивидуально, так и в группах. Условием проведения артикуляционной гимнастики является использование зеркала.

Наиболее удобное время для ее выполнения — утром, после зарядки, и вечером. Длительность занятия должна составлять не более 10 минут и включать 4 – 5 упражнений. Чтобы разнообразить такие занятия, предлагаем воспользоваться следующей картотекой артикуляционной гимнастики для детей 5 – 6 лет.

Картотека артикуляционной гимнастики

Дети старшего дошкольного возраста выполняют упражнения быстро и уверенно, хорошо справляются с различными статическими играми.

Читать еще:  Гимнастика тибетских лам 5 упражнений

Игры для губ

Цель таких игр в развитии артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики. Каждое действие нужно выполнять по 10 – 12 раз.

Трубочка

Воспитатель предлагает детям стать музыкантами и поиграть на духовых инструментах. Для этого им нужно вытянуть губы вперед «хоботком» и подержать их в таком положении 10 секунд. Потом следует расслабить губы.

Окошко

Воспитатель декламирует стишок:

Приоткройте рот немножко,

Губки сделайте «окошком».

Дети должны раздвинуть и слегка вытянуть вперед губы так, чтобы они приняли форму квадрата.

Зубки все в рядок стоят,

Все в окошечко глядят.

Дети удерживают губы в такой позиции до тех пор, пока воспитатель договорит стихотворение до конца. Затем расслабляют их.

Бублик

Перед выполнением упражнения воспитатель просит детей отгадать загадку:

Но его сама не съем.

А раздам ребятам всем.

Когда дети произнесут отгадку «бублик», воспитатель предлагает детям изобразить бублик губами. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой», а затем округлить их. При этом надо стараться держать их таким образом, чтобы были видны зубы (зубы должны быть сжатыми). В таком положении следует досчитать до 5 и расслабиться.

Игры для языка

Цель таких игр научить контролировать движения языка, держать его в нужном положении.

Иголочка

Перед игрой надо выяснить у детей, знают ли они, что такое иголочка, какая она и для чего нужна. Можно показать им видео, на котором демонстрируется, как движется иголка при шитье.

Далее воспитатель предлагает детям повторить движения иголочки с помощью язычка. Рот нужно закрыть и «уколоть» языком левую щеку, затем правую щеку. Следует стараться делать это таким образом, чтобы на щеке появлялся заметный след от язычка.

Непослушный язычок

Воспитатель предлагает детям наказать язычок за то, что он мешает им правильно проговаривать звуки. Для этого нужно широко улыбнуться и высунуть язык.

Чтобы «отшлепать» язычок следует плотно смыкать и размыкать губы, зажимая ими язык. Делать это надо ритмично и быстро. Потом нужно его покусать его зубками (нажимать не очень сильно, чтобы не появлялось болевых ощущений). Эти движения необходимо чередовать, выполняя каждое из них по 10 раз.

Чистим зубы

В начале игры воспитатель проводит опрос среди детей: кто утром почистил зубы. Дети должны рассказать, как они это делали. Можно попросить их показать рукой, какие движения они выполняли.

Затем воспитатель предлагает детям почистить зубки еще раз с помощью язычка. Сначала нужно почистить верхние зубы с внешней стороны, а затем нижние зубы с внутренней. Рот широко открыт, язык ритмично движется влево – вправо.

Парус

Дети слушают стихотворение и рассматривают картинку с парусником.

Плывет кораблик по волнам,

Рвется парус к облакам.

К борту волны поднимаются,

И о кораблик разбиваются.

Воспитатель должен обратить внимание детей на изгиб паруса при его натяжении. После этого он просит изобразить парус с помощью языка. Они должны улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка нужно зацепиться за верхние зубы, напрячь его и удерживать в таком положении до 10 секунд.

Котенок

Воспитатель рассказывает стихотворение:

Котик любит молоко:

Лишь нальешь — слизнет он вмиг.

Лакает живо и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Воспитатель спрашивает у детей, кто из них наблюдал за котенком, когда тот пил молоко. Затем предлагает повторить эти движения. Нужно широко открыть рот, высунуть широкий язык и подвигать им, как будто лакая молоко. Следует выполнить 4 – 6 таких движений, затем отдохнуть и повторить все еще раз.

Игры для щек

Цель игр — укреплять мышцы щек.

Шарик

Перед началом игры нужно показать детям картинку с изображением воздушных шаров (или же сами шарики). Можно спросить, когда развешивают такие шарики и какое настроение испытывают дети при их виде.

После этого воспитатель просит детей изобразить шарик, надувая щеки. Потом показать, как шарик сдувается. Это можно делать медленно, постепенно выпуская воздух, или быстро — делая резкий выдох. Для большего веселья рекомендуется предложить детям «проколоть» шарик, нажав указательными пальцами на надутые щеки.

Хомячок

Детям предлагается рассмотреть картинку, видео или даже живого хомячка и обратить внимание на его щеки. Можно показать, как они увеличиваются, когда хомяк что-то запихивает себе в рот.

Надувает хомяк щечки,

Зерно держит он в мешочках.

Щечки мы надуем тоже,

Вместе хомячку поможем.

Дети закрывают рот и надувают щеки. В таком положении они находятся около 5 секунд. Затем расслабляются.

Игры для выработки правильного произношения звуков

Барабанщик

Цель: отработка звука [д].

Сначала воспитатель дает детям послушать звучание барабана и просит определить, какой музыкальный инструмент издает такие звуки. Обращает их внимание, что он звучит ритмично, в разном темпе. Можно продемонстрировать видео с изображением игры на барабане.

Теперь дети должны попробовать имитировать звучание барабана с помощью язычка. Им нужно улыбнуться, приоткрыть рот, а языком упереться в бугорки над верхними зубами. Губы и рот должны оставаться в таком положении до окончания выполнения упражнения.

По команде воспитателя дети начинают постукивать язычком, произнося при этом звуки [д-д-д-д-д]. Сначала надо делать это медленно, а затем убыстрять темп (так чередуется несколько раз).

Парашют

Цель: учить создавать воздушную струю, необходимую для произнесения шипящих и звуков [р], [р’].

Сначала можно загадать загадку:

Спрыгнул с вертолета вниз —

На цветке большом повис.

Как земли коснешься,

То цветок свернется.

Чтобы изобразить парашют детям нужно положить на кончик носа маленький шарик из ваты. Язык сложить в форме «чашечки», высунуть его вперед и прижать к верхней губе.

Задание игры — попытаться сдуть ватку с носа таким образом, чтобы она подлетела вверх, а затем опустилась на стол.

Комарик

Цель: отработка произношения звука [з].

Воспитатель читает детям отрывок из сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха»:

Вдруг откуда-то летит

И в руках его горит

Он напоминает детям, как выглядит комар, и просит вспомнить, какие звуки он издает. Чтобы правильно произнести этот звук, детям нужно открыть рот и растянуть губы в улыбке. Затем поднять язык за верхние зубы и длительно протяжно произнести звук [з]. Надо следить, чтобы рот все время был открыт. Если будет трудно удерживать его в таком положении, можно помочь себе пальцами.

Молоток

Цель: подготовка к произношению звука [р].

Сначала дети должны отгадать загадку:

Инструмент в хозяйстве нужен.

Очень он с гвоздями дружен.

Им я гвозди забиваю.

Папу с мамой забавляю.

Затем им предлагается постучать языком как молоточком. Для этого нужно открыть рот, а языком упереться в верхние зубы. Стучать нужно ритмично, создавая легкую вибрацию. Надо следить, чтобы кончик языка не опускался вниз и не высовывался изо рта. После 6 – 7 ударов необходимо передохнуть и повторить снова.

Футбол

Цель: отработка создания воздушной струи, необходимой для произношения свистящих звуков.

Перед началом игры можно спросить у детей, кто любит играть в футбол. Дети должны вспомнить, в чем заключается суть игры.

Затем воспитатель предлагает попробовать забить мяч в ворота с помощью языка. На столе устанавливаются маленькие ворота (можно сделать их из конструктора), в роли мяча будет ватный шарик.

Дети должны открыть рот и высунуть язык. У языка нужно приподнять боковые края (нельзя складывать язык в «трубочку»). Теперь следует попытаться сдвинуть «мячик» сильно подув на него.

Артикуляционная гимнастика очень важна для постановки правильного произношения у ребенка. Для повышения эффективности таких занятий рекомендуется проводить предварительную диагностику по выявлению дефектов речи у ребенка. Это поможет правильно выбрать комплекс упражнений из всех представленных в картотеке артикуляционной гимнастики. Эти упражнения можно использовать не только с детьми старшего возраста (пяти-шести лет), но и другого: младше или старше, в зависимости от рекомендаций логопеда.

Смотрите также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Комплекс артикуляционной гимнастики в старшей группе детям 5-6 лет

Далеко не каждому ребенку удается без каких-либо затруднений освоить разговорную речь, четко и внятно выговаривать звуки по своему возрасту. Проблема произношения кроется в особенностях развития органов речевого аппарата, ведь формирование речи происходит вместе с развитием мышц языка. Ребенок учится контролировать свои связки и следить за дыханием, а также правильно складывать губы.

Для устранения возможных проблем и нужна артикуляторная гимнастика, которая представлена большим комплексом упражнений для каждого из органов речевого аппарата. Благодаря этим упражнениям органы правильно развиваются, что помогает ребенку в освоении речевых навыков.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Что такое артикуляционная гимнастика

Упражнения по артикуляции необходимы для того, чтобы препятствовать неправильному развитию органов речевого аппарата. У детей, возраст которых составляет 2-4 года, гимнастика выполняет профилактическую функцию, а дошкольникам 6-7 лет она необходима для исправления дефектов, которые уже успели образоваться.

Обратите внимание! Принцип такой зарядки заключается в том, чтобы отработать речь посредством тренировки каждого элемента артикуляционного аппарата, а также достичь его гибкости и живости.

Суть артикуляционной гимнастики детям 6-7 лет

Дошкольникам такого возраста придутся по душе занятия, в процессе которых нужно использовать различные предметы и продукты. Можно предложить ребенку втягивать ртом спагетти, предварительно сложив губы в трубочку. С помощью съедобной соломки также можно изобразить человека с усами, положив ее на верхнюю губу и подняв к носу. Малыш должен на протяжении определенного времени удерживать соломинку.

Читать еще:  Суставная гимнастика норбекова видео

Для занятий артикуляционными упражнениями с детьми пяти-шести лет опытные педагоги рекомендуют использовать изображения. Это объясняется тем, что дошкольники лучше воспринимают информацию в игровой форме.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой

Первым делом нужно, чтобы дошкольник внимательно изучил основные положения языка и губ. Логопеды образовательного учреждения на начальном этапе занятий предлагают детям изучить «Сказку о веселом язычке», при этом все упражнения должны быть выполнены не менее 3-5 раз.

Обратите внимание! Далее следует приступать к остальным упражнениям, каждое из которых ребенок должен повторить 6-7 раз (для удобства и большей эффективности желательно предварительно подготовить карточки с иллюстрациями — символикой упражнений).

Упражнения для артикуляционной гимнастики в старшей группе ДОУ

Если к зарядке по артикуляции привязать не только возраст малыша, но и те части речевого аппарата, которым необходимо обеспечить нагрузку или расслабление, ее эффективность повысится в несколько раз. Квалифицированные специалисты рекомендуют придерживаться списка, который был сформирован по принципу группировки мышц и их активации.

Выполнение артикуляторной гимнастики в детском саду

Упражнения для губ

Дошкольник должен попеременно чередовать широкую улыбку с вытягиванием губ в «трубочку», а также раскрывать рот и втягивать губы внутрь таким образом, чтобы они прятали под собой зубы.

Важно! Логопеды часто прибегают к таким эффективным упражнениям, когда ребенок заводит верхнюю губу под нижние зубы, демонстрируя своеобразный оскал.

Упражнения для губ и щек

Для тренировки губ и щек малышу нужно предложить попеременно надувать и сдувать щеки, а также играть с мыльными пузырями, выдувая их в трубочку. После чего дошкольник может надуть «хомячьи» щеки и похлопать по ним своими ладошками. На заключительном этапе щеки должны быть втянуты так сильно, чтобы губы вытянулись и сложились, как у рыбки.

Упражнения для языка

Для развития мышц языка следует его кончиком облизывать губы сначала по направлению часовой стрелки, а потом против. Далее из языка следует сделать «чашечку» во рту, после чего постараться высунуть ее полностью наружу. Кроме этого, ребенок должен поочередно поднимать и опускать кончик языка к нижней челюсти и верхнему небу.

Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков

Для того чтобы малыш научился произносить свистящие звуки, специалисты составили комплекс точных и сложных движений языком, которые выполняются его кончиком. К популярным движениям относятся следующие:

Целью «Улыбочки» является развитие круговых мышц губ, которые следует растягивать в улыбке, показывая сомкнутые зубы. Во время выполнения «Заборчика» развивается способность держать зубы сжатыми для совершенствования круговых мышц губ. Что касается «Лопатки», то здесь мышцы языка расслабляются и удерживаются в таком положении не менее 2-4 минут.

Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания

Ежедневная дыхательная зарядка необходима для того, чтобы у детей вырабатывалось правильное речевое дыхание, ведь именно с помощью постепенного и удлиненного дыхания образуется запас воздуха, позволяющий произносить различные по длине отрезки. Зарядка на развитие правильного дыхания включает в себя «Насос», в процессе которого выполняется продолжительный сильный выдох с одновременным длительным произношением звука «с-с-с».

Еще одним эффективным занятием является «Ворона», в процессе выполнения которой дошкольники должны сесть и опустить руки вдоль туловища. Далее руки следует медленно поднимать и опускать, имитируя полет вороны, при этом произнося слово «кар!».

Обратите внимание! В декабре месяце можно выводить детей на улицу и заниматься с ними на свежем воздухе.

Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе по ФГОС с целями

При составлении картотеки педагоги должны придерживаться нескольких основных правил. Они представлены следующим:

  • все занятия должны быть объединены в блоки, состоящие из заданий на речевое дыхание и отдельные органы артикуляционного аппарата;
  • воспитатель в детском саду ведет тщательный подбор отдельных заданий, после чего оформляет их на карточках и каждый раз перед зарядкой берет набор иллюстраций для того, чтобы решить ту или иную конкретную цель;
  • отдельное внимание следует уделять занятиям на отработку звуков и сгруппировать их по принципу выбора видеороликов для работы с детьми.

Обратите внимание! Составлять картотеку должен педагог, учитывая принцип удобства преподавания, поскольку все содержательные компоненты того или иного комплекса должны соответствовать целям и основным задачам занятий с детьми 6-7 лет.

Рекомендации для родителей при проведении занятий по артикуляции

Родители ни в коем случае не должны принуждать ребенка к занятиям, угрожать ему или навязывать необходимость уроков. Чтобы речевая гимнастика для детей 5-6 лет была эффективной и интересной, им необходимо показывать иллюстрации животных или цветов, распустившихся весной на улице. Продолжительность каждого упражнения должна составлять не более 5 минут, а начинать урок желательно с элементарных заданий, постепенно переходя к сложным.

Дополнительные рекомендации по артикуляции для родителей

Учитывая все эти правила и рекомендации, эффект от регулярных занятий будет достигнут в короткие сроки. Дошкольник научится правильно выговаривать звуки, отработает свое дыхание и спокойно сможет ходить в школу.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

—>В гостях у логопеда —>

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией.

Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое нёбо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.

Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.

Цель артикуляционной гимнастики

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти), необходимых для правильного произношения звуков.

Основные задачи артикуляционной гимнастики:

— развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад, в глубь рта и т.д.);

— развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

— развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.

Для чего необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?

1. Благодаря веселым и увлекательным занятиям артикуляционной гимнастикой мышцы детей быстрее подготавливаются к произнесению звуков русского языка. Это помогает избежать задержки в формировании звукового ряда и дети гораздо легче осваивают правильное звукопроизношение без помощи логопеда.

2. Если у ребенка развитие речи идет с большой задержкой или имеются тяжелые нарушения в строении и подвижности речевого аппарата (ДЦП, расщелины неба, тугоухость и др.), то артикуляционная гимнастика поможет лучшему развитию речевых мышц и более быстрой реабилитации речи.

3. Если во время выполнения упражнений дома Вы заметили, что ребенку трудно даются точные движения языком, что он не удерживает нужный артикуляционный уклад в течении 3 — 5 секунд, язычок не распластывается блинчиком, а держится комочком, кончик языка отклоняется в сторону или дрожит, улыбка ассиметрична, а губы плотно не смыкаются, то это повод срочно обратиться к специалистам: логопеду и врачу невропатологу.

4. При заикании артикуляционная гимнастика помогает расслабить мимические и артикуляционные мышцы.

5. Артикуляционная гимнастика полезна не только детям, но и взрослым, так как позволяет поддерживать мышцы лица в тонусе и говорить четко, выразительно и красиво.

Правила занятий артикуляционной гимнастикой.

Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4 — 5. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.

1. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого, чтоб ребенок мог контролировать свои движения. Есть определенная категория очень активных и подвижных детей, которые не могут сосредоточиться перед большим зеркалом. Предложите им маленькое карманное зеркало, чтоб они в нем видели только свой рот. Тогда они не будут отвлекаться, и будут спокойно выполнять все упражнения.

2. Перед занятием покажите и объясните ребенку, где находятся верхние и нижние зубы. Подвигайте язычком вперед — назад, вверх — вниз, влево — вправо.

Дети в возрасте 3 — 4 лет должны уметь повторять каждое движение по 2 — 3 раза, статично удерживать губы или язык в течении 2 — 3 секунд. Дети, более старшего возраста повторяют упражнения до 7 — 10 раз и удерживают артикуляционный уклад до 10 секунд.

3. Заниматься надо регулярно, желательно ежедневно по 5 — 7 минут несколько раз в день.

4. Все упражнения вначале выполняются медленно, перед зеркалом. Обязательно задавать ребенку наводящие вопросы:

« Что сейчас делает язычок? А губы? Где сейчас язычок, вверху или внизу? »

Читать еще:  Лечебная гимнастика при коксартрозе тазобедренного сустава

5. Переходить от одного блока упражнений к другому только после полного усвоения материала. Помните, у каждого ребенка свой темп освоения нового и своя мышечная готовность. Не торопитесь и не ругайте, если что то не сразу получается.

6. Постарайтесь превратить упражнения в увлекательное путешествие в страну звуков и речи. И не забывайте поощрять малыша за каждый, пусть пока и очень маленький, успех!

Артикуляционная гимнастика является совокупностью специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, и силы движений этого органа. Упражнения для проведения такой процедуры необходимо подбирать тщательно, предусматривая те положения и движения артикуляционных органов, которые способствуют образованию звуков, составляющих фонетику родного языка.

Виды артикуляционной гимнастики

Артикуляционную гимнастику можно условно разделить на:

  • Активную — когда ребенок полностью самостоятельно выполняет все упражнения;
  • Пассивную — когда выполнять правильно движения ребенку помогает взрослый.

Если ребенок не может самостоятельно правильно выполнить нужное движение органами артикуляционного аппарата, ему следует помочь. Сделать это можно шпателем, чистым пальцем или ложечкой, подправив нужным образом губы или язык.

Сами упражнения также делятся на два вида:

  • статические — предполагают замирание губ или языка в определенном положении на 10 – 15 секунд.
  • динамические — движение осуществляется на протяжении всего времени выполнения.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – это необходимый комплекс ежедневных упражнений, который подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.






















Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью а ртикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Время упражнения — до 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector