Артикуляционная гимнастика для звука р
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Артикуляционная гимнастика для звука р

5 правил применения артикуляционной гимнастики на звук Р

Артикуляционная гимнастика для звука Р — один из наиболее эффективных способов постановки и автоматизации звука Р. Ваш малыш растет, развивается, меняется и его речь.

Еще недавно его лепет и неправильные звуки вызывали восторг и умиление. Но сейчас от слов «лыба, лот, лека, лычит» вас бросает в дрожь.

Что же делать? Многие сверстники уже говорят чисто и выговаривают букву Р. Почему это не удается вашему ребенку? Как вы можете помочь ему?

5 правил на пути к правильной речи


Воспользуйтесь нашими правилами и выполняйте комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р.

  • Перестаем паниковать. Звук Р считается самым коварным среди остальных звуков. Чаще всего в речи он появляется в возрасте 5-6 лет.
  • Начинаем поиски хорошего логопеда. Звук Р трудный и его постановкой должен заниматься специалист. Только он сможет учесть подвижность и тонус языка и многое другое. Искать специалиста можно различными способами: на сайтах, по отзывам знакомых, обратиться за помощью к логопеду в детском саду. Главное найти того, с кем ребенок сможет комфортно и продуктивно заниматься.
  • Следуем советам врача. Логопед может попросить у вас заключение невролога или психолого-медико-педагогической комиссии. Не нужно пренебрегать этим требованиям, не всегда проблемы в речи обусловлены возрастными причинами. Иногда за нарушение речи отвечают неврологические заболевания. Бояться этого не нужно. Грамотное лечение у невролога ускорит процесс совершенствования речи.
  • Совместная работа. Логопед работает всегда в паре с родителем. Вы никогда не добьетесь положительных результатов, если не будете контролировать процесс. Все домашние задания и упражнения, которые прописывает вам логопед, вы должны выполнять дома вместе с ребенком.
  • Часто нарушения в произношении буквы Р связаны с ограниченной подвижностью языка. Эффективно решить эту проблему помогут артикуляционные упражнения для звука Р.

Что такое артикуляция звука Р

Что такое артикуляционная гимнастика? Прежде всего это набор необходимых упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата. У каждого звука свой артикуляционный уклад и профиль. Это положение, которое занимают органы артикуляционного аппарата (гортань, язык, горло, ротоглотка и др.)

Артикуляционный профиль звука Р изображен на рисунке.

Верная артикуляция звука Р заключается в следующей последовательности действий:

  • Улыбаемся, оставляя пространство между зубами;
  • Широкий кончик языка ставим за верхними зубами на альвеолы;
  • Воздушная струя проходит по центру языка;
  • Горлышко работает.

Артикуляционная гимнастика на звук Р: 10 основных упражнений

Предлагаем вашему вниманию основные артикуляционные упражнения для постановки звука р.

Вашему ребенку очень понравится игровой формат и веселые названия:

  1. «Грибок». Язык плотно прижимаем к верхнему небу. Улыбаемся широко, а после открываем рот насколько можно. Важно добиться того, чтобы язычок ребенка стал похож на шляпку гриба, ножкой которого является подъязычная связка.
  2. «Лошадка». Ваш ребенок видел лошадей? Сможет показать как они стучат копытами при движении? Давайте вместе вспомним как цокает лошадка. Будет работать только кончик языка. Повторяем упражнение в течение 2-3 минут.
  3. «Барабанщик». Сейчас переместимся на сцену, мы будем барабанщиками. Немного приоткрывает рот и стараемся широко улыбнуться. Кончик языка за верхними зубами, на выдохе говорим ДДДДД. Повторяем упражнение 5 раз.
  4. «Маляр». Узнаем у ребенка кто такой маляр и зачем ему кисточка? Представим, что наш язык — кисть маляра. Рот широко открываем и водим по верхнему небу вперед и назад нашим языком-кистью.
  5. «Вкусно». Ваш ребенок любит сладости, варенье? На минутку представим,что мы только что полакомились сладким бабушкиным вареньем. Вкусное было варенье? Да, вот какое вкусное. Открываем рот, выставляем язык и облизываем слева направо сначала верхнюю губу, затем нижнюю. Вот так. Спасибо, бабушка, за варенье.
  6. «Гармошка». Ваш ребенок знаком с гармошкой? Повторим руками движения играющей гармошки. А теперь тоже самое проделает наш язычок. Всю поверхность языка фиксируем за верхние зубы. Рот открывается и закрывается, повторяя движение играющей гармошки. Язык остается плотно прижатым за верхними зубами.
  7. “Улыбка”. Мама очень рада видеть ребенка, она широко улыбается, плотно прижав зубы. Ребенок улыбается маме в ответ. Улыбаемся друг другу не менее 5 секунд. Выдыхаем и собираем губы в дудочку, держим 5 секунд.
  8. «Качели». Спрашиваем ребенка любит ли он качаться на качелях? Грустно говорим, что наш язычок никогда не качался на качелях. Предлагаем покачать и его. Широко открываем рот, кончик языка крепко прижимаем за верхними зубами, затем плавно перемещаем его за нижние зубы. Раскачиваем язык 5 раз.
  9. «Чистим зубки». Зубной щеткой мы чистим зубы каждый день. Давайте попробуем “почистить” зубы языком. Рот закрываем, язык “чистит” сначала по верхние, затем нижние зубы.
  10. «Комар». Сейчас мы будем маленькими комариками. Приоткрываем рот, улыбаемся. Язык ставим за верхние зубы, на выдохе говорим звук ЗЗЗ (услышим звук, похожий на что-то среднее между З и Ж)

Как выполнять гимнастику

Для успешной постановки и следующей за ней автоматизации звука Р упражнения, входящие в комплекс артикуляционной гимнастики, повторяем ежедневно.

Начинаем занятие всегда в спокойной и дружелюбной обстановке обстановке. Ребенка мотивировируем на занятия его личным примером. Он молодец, многому научился и с возникшей проблемой нарушения речи вы сможете справиться вместе.

Отмечаем самые первые незначительные успехи в совершенствовании речи. Будьте союзником и верным наставником своему ребенку. Подбадривайте и хвалите его. Постепенно двигайтесь к своей цели с полной уверенностью к обретению «чистой» речи.

Упражнения артикуляционной гимнастики для звука «Р»

Звук «р» по праву считается самым сложным в русском языке. Как правило, дети учатся верно произносить его в последнюю очередь. Для более быстрого обучения пригодится комплекс упражнений, названный артикуляционной гимнастикой. Артикуляционная гимнастика для звука «р» в большинстве случаев сводится к одной единственной цели – разминка и укрепление нужных мышц языка для правильной артикуляции. Такой гимнастикой можно заниматься дома, если знать правильные упражнения и выполнять их регулярно.

Постановка языка

Перед любой артикуляционной гимнастикой, в первую очередь следует узнать какой должна быть правильная постановка органов речи для корректного произношения нужного звука.

Чтобы правильно произнести звук «р», необходимо верно разместить язык. Он должен быть поднят к небу. Здесь важно понимать, что просто поднять язык к небу недостаточно, он должен правильно располагаться. Его кончик должен упираться в альвеолы, которые находятся за верхними резцами, а боковые стороны соприкасаться с коренными зубами верхней челюсти. При этом передняя часть языка слегка прогибается. Струя воздуха проходит через весь язык, заставляя его кончик вибрировать. Данный звук – это не что иное, как вибрация.

Причины проблем с произношением «р»

Перед тем как приступить к гимнастике, важно указать причины, по которым люди испытывают затруднения при произношении звука «р».

  • Самая распространенная причина заключается в том, что некоторые люди банально не поднимают язык наверх. В данном случае необходимо укрепить кончик языка. Сделать это можно при помощи обычного носового платка. Указательный и большой палец обволакивается платком и далее можно приступить к массированию кончика, путем перетирания.

Также эффективно помогает покусывание. Покусывать следует вдоль всей длины, начиная с кончика, а затем протискивать его через зубы, чтобы размять мышцы. Данные упражнения являются отличной разминкой, перед тем как начать артикуляционные упражнения для звука «р».

  • Одна из причин, по которой некоторые люди не могут «рычать», является проблема с уздечкой. Уздечку хорошо видно, когда язык присасывают к небу, как будто пытаются цокнуть. Губы в таком положении максимально разомкнуты и принимают форму широкой улыбки. Когда рот закрыт, уздечка работать не будет. Очень часто, таким людям советуют обратиться к ортодонту, чтобы подрезать уздечку. В этом нет необходимости, более того, подрезать уздечку не рекомендуется. Уздечку можно растянуть при помощи различных упражнений.

Какие упражнения можно применять? Можно цокать, при этом важно, чтобы рот был широко открыт. Данную процедуру рекомендуется выполнять максимально медленно. Существуют и другие упражнения, которые способствуют растяжке уздечки, которые будут описаны ниже.

  • Звук «р» может произноситься некоторыми людьми некорректно из-за неправильного прикуса, когда нижняя челюсть превалирует перед верхней.

Бывают более серьезные причины, из-за которых очень трудно поставить этот звук. Поэтому лучше обратиться к специалисту за консультацией. Начинать комплекс артикуляционной гимнастики для звука «р» необходимо после того как причина проблемы была установлена.

Читать еще:  Гимнастика после сна цель

Основные артикуляционные упражнения

«Орешек» (или «конфетка»)

В данном упражнении роли орешка или конфетки выступает язык. Он упирается в щеку и его необходимо как бы вытолкнуть рукой, нажимая на щеку. Данное упражнение укрепляет мышцы и стимулирует кровообращение.

«Колечко»

Указательный и большой палец необходимо сложить в форме колечка небольшого диаметра и проталкивать в это колечко язык. Чем уже колечка, тем эффективнее упражнение. После упражнения язык необходимо расслабить, высунув его изо рта и свесить вниз.

«Косточка»

Артикуляционная гимнастика для звука «р» в данном упражнении выполняется при помощи счетной палочки, которая выполняет роль косточки. Ее необходимо разместить за верхними резцами и прижать языком. Мысленно досчитав до 10-20, косточку можно убирать.

Далее, необходимо проделать то же самое, но на этот раз, косточка помещается на нижние резцы. Очень важно, чтобы при выполнении данного упражнения, рот был максимально открыт. Чем дольше выполняется упражнение, тем толще должна быть косточка. Многие предпочитают со счетной палочки, переходить на карандаш или ручку.

«Гармошка»

Язык упирается в небо, после чего нужно закрывать и открывать рот. Для усиления эффекта, можно двигать челюстью из стороны в сторону. (Упражнение для уздечки).

«Чашечка»

Необходимо открыть рот и положить язык на нижнюю губу, придав ему форму чашечки. Многие испытывают затруднение, выполняя данную процедуру, потому что не могут расслабить язык. Достаточно просто пошлепать его верхней губой. Чтобы было проще понять, как именно это сделать, положите язык на нижнюю губу в форме чашечки и проговорите «пя, пя, пя!» Затем рекомендуется мысленно досчитать до десяти и подержать язык расслабленным.

«Налей в чашечку воды»

Данное упражнение поможет тем людям, которые не могут придать языку форму чашечки. В шприц набирается вода, после чего необходимо капнуть немного воды на язык и попытаться ее удержать.

Зачастую, форма чашечки автоматически будет достигнута. Все вышеперечисленные упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы больше понимать насколько хорошо они получаются.

«Фокус» (или «парашютик»)

Немаловажную роль в произношении играет дыхание. Проблема многих людей заключается в том, что они просто не умеют дуть на язык. Многие вдыхают воздух носом и пытаясь произнести звук «р» выдыхают воздух через нос, что и является причиной некорректного произношения. Какое упражнение поможет решить данную проблему?

Упражнение очень простое, но крайне эффективное. На кончик носа кладется небольшой кусочек ватки, затем язык нужно сложить в форме чашечки таким образом, что при выдохе сдуть ватку с носа.

Постановка звука «р» в домашних условиях

Наиболее правильное положение для постановки звука «р», является положение лежа. Почему положение лежа? Когда человек лежит на спине все мышцы, включая шейные, находятся в расслабленном состоянии. Поэтому поднимая язык к небу в положении лежа, он легче чувствуется.

Постановка, выполняется от протяжного звука «д», при помощи обычной соски. Соска позволяет выполнять упражнение более комфортно и способствует устранению болевых ощущений, которые могут возникать.

Упражнение «Завести моторчик»

На указательный палец надевается соска, язык ставится в правильное положение, которое было описано ранее, рот широко открыт и, при выдохе, во время проговаривания многократного звука «д» водим указательным пальцем по языку. Произношение звука «р» возникнет автоматически. Палец создаст необходимую вибрацию. Вот почему это упражнение называется «завести моторчик». Возможные ошибки, которые могут быть допущены:

  • Неправильное положение губ;
  • Язык должен плотно прилегать к альвеолам;
  • Следует тщательно зафиксировать правильное положение, чтобы язык не болтался из стороны в сторону;
  • Выдыхать необходимо со всей силы.

Упражнение «Ракета»

Широко открыть рот и зафиксировать вышеуказанное правильное положение языка. Затем большими пальцами прижимаем края и резко выдыхаем через рот.

После выполнения вышеописанных упражнений. Можно закрепить свои успехи. Отличным решением, для закрепления гимнастики, будет практика на песенках. Следует выбирать такие песни, которые содержат большое количество слов, ориентированных на звук «р». Также можно проговаривать ряд слов, содержащих в себе букву «р».

Максимальная эффективность всех упражнений достигается путем их систематического повторения. Артикуляционная гимнастика для постановки звука «р» может выполняться в домашних условиях. Однако не стоит отказываться от помощи специалистов, которые обладают необходимым опытом и помогут избавиться от проблем с произношением звука «р» более эффективно.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Материал для логопедов и родителей.

Скачать:

Вложение Размер
kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki_dlya_zvukov_r_r.docx 17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции

Для произнесения звуков «Р, Рь» необходима сложная работа всех мышц

языка. При произнесении звука «Р» рот открыт, кончик языка и его передняя

часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов,

напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и

вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха

проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной.

Мягкий звук «Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании

средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка

находится несколько ниже, чем при произнесении звука «Р».

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка,

удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на

нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.

Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом

рте под счет от 1 до 5-10.

Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать плавную, длительную,

непрерывную воздушную струю, идущую посередине

языка. Улыбнуться, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть

ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна

натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы

произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была

узкая, а не рассеянная.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с

внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем

от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы

видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался

внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть

неподвижна, работает только язык.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность

его передней части. Открыть рот, кончиком языка

стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем

языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка,

умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке.

Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем

опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не

сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его

подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить»

кончиком языка твердое небо, делая движения языком

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка

доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он

продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Цель: укреплять мышцы кончика языка,

вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться,

открыть рот, постучать кончиком языка за верхними

зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-

Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно,

постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в

улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик

языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так,

чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Цель: вырабатывать движение широкой передней

части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким

передним краем языка облизать верхнюю губу, делая

движение языком сверху вниз, но не из стороны в

сторону. Следить, чтобы работал только язык, а

нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык

должен быть широким.

Цель : вырабатывать подъем языка вверх, умение

направлять воздушную струю посередине языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

передний край языка на верхнюю губу так, чтобы

боковые края его были прижаты, а посередине языка

был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при

этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка

должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по

которой идет воздушная струя.

Цель : растягивать подъязычную связку. Присосать язык

всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык

должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка.

Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык

всей поверхностью к небу, открывать — закрывать рот.

Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык

прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

Пощелкать кончиком языка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем

языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение

управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке.

Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за

верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала

упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить,

чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

Цель : укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем

языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык

прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком

оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя

челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Цель : вырабатывать подъем языка, гибкость и

подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке.

Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за

верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т —

сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и

нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх,

подвижность его передней части. Приоткрыть рот,

положить язык на верхнюю губу и производить

движения широким передним краем языка по верхней

губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от

губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения,

потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как

индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не

сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться

Цель: вырабатывать подъем языка, подвижность его

Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх

и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться

произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд,

энергично нажимать языком на бугорки.

Цель: развивать вибрацию кончика языка.

1. Дуть на сомкнутые расслабленные губы.

2. Широкий расслабленный язык положить между губами, дуть на

язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не

напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.В своей работе логопеда я част.

Подробное описание, методические рекомендации артикуляционной гимнастики, для коррекции и постановки свистящих звуков: С, З, Ц.

Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Р.

Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Л.

Буклет: Памятка для родителей с комплексом артикуляционной гимнастики для звуков р, рь. Описание выполнения упражнений.

Материал для логопедов и родителей.

Упражнения для развития артикуляции у воспитанников дошкольного возраста.

Картотека «Артикуляционные упражнения «Звук [Р]»

Лена Мустафина
Картотека «Артикуляционные упражнения «Звук [Р]»

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь. [/b

Лопатка

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Почистим зубы

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Маляр

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Барабанщик

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Грибок

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Лошадка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

Артикуляционная гимнастика для звука Л:

Правильная артикуляция звука «Л»:

— кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

— воздушная струя умеренная и теплая

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко впер

ед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болобочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук л

Картотека «Упражнения для автоматизации звуков [Р] и [Л]» В своей работе я использую материал, который позволяет отработать звуки р и л. Благодаря стихотворной форме, материал лучше усваивается.

Артикуляционные сказки «Веселый лягушонок. Иголочка. Блинчик. Часики» Артикуляционные сказки М. В. Малец «Веселый лягушонок» Упражнение «Улыбка» Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Улыбаться.

Картотека «Двигательные упражнения для младшей группы» Картотека «Двигательные упражнения для младшей группы» Савельева Татьяна «НОГИ И НОЖКИ» Большие ноги Шагали по дороге: Топ-топ, топ-топ,.

Картотека «Игры и игровые упражнения малой подвижности для старшей группы» 1.«Пропавшие ручки» Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.).

Картотека «Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы» Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы. «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ.

Картотека социально –ориентированных игр и Картотека игр на формирование социальных навыков у дошкольников Картотека социально –ориентированных игр у дошкольников Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель: развитие коммуникативных навыков.

Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. 1. Зеркальное рисование На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши.

Картотека «Логоритмические игры и упражнения» «Логоритмические игры и упражнения» «Поющий мяч — 1» Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных.

Проведение артикуляционной гимнастики для звука «Р»

Постановка звуков занимает от одного занятия до года. Необходимо подготовить артикуляционный аппарат, развить дыхание, работать над фонематическим слухом. Только после проведения подготовительного этапа можно переходить к следующей ступени.

Артикуляционная гимнастика для звука «Р» состоит из комплекса упражнений. Он направлен на отработку подъема кончика языка, растягивания подъязычной связки.

Общая информация

Дефект произношения звука «Р» и «Рь» называют ротацизмом. Он возникает по разным причинам. Из-за короткой подъязычной связи кончику языка сложно подняться. При дизартрии страдает двигательная активность мышц. Наблюдается гипотонус, когда язык вялый и малоподвижный, либо гипертонус, когда орган напряжен и переключение с позы на позу затруднено.

При дизартрии наблюдаются проблемы с дыханием. Ребенок дышит поверхностно, не делая глубокие вдохи. Его голос слабый, интонации не выражены.

При общем недоразвитии речи (ОНР) наблюдаются проблемы со всеми частями речи, в том числе и со звукопроизносительной стороной.

В норме звук появляется к шести годам. В некоторых случаях этого не происходит и проблемы остаются. Подростки сильно комплексуют из-за неправильного произношения. В дальнейшем это может ограничить круг профессии.

Нельзя затягивать с исправлением дефектов. Устная речь должна быть правильной к началу школы. Иначе ребенок начнет делать ошибки в буквах, будет испытывать сложности с чтением. Чем дольше проявляется дефект, тем сильнее он входит в речь и его будет нелегко исправить.

Коррекцию произношения начинают в возрасте 6 лет, при условии отсутствия других проблем. Если у ребенка не ограничена лексика, грамматика и другие стороны речи, то логопед занимается постановкой звуков.

Виды ротацизма

Специалисты выделяют несколько видов нарушения произношения. Звук может отсутствовать, тогда ребенок будет говорить «…ысь» вместо «рысь». Вариантов искажения несколько:

  • При боковом произношении вибрирует одна сторона языка. Кончик отрывается от альвеол, получается нечто среднее между «Л» и «Р». Такой дефект сложно исправить.
  • При щечном произношении между краем языка и щекой образуется щель, воздух выходит сквозь нее, появляется шум. Иногда встречается вибрация губами.
  • У детей может наблюдаться одноударное «Р» — когда артикуляция звука правильная, но нет вибрации.
  • Горловой звук образуется дрожанием мягкого неба. Появляется оно из-за короткой уздечки. Проверить наличие дефекта просто — родителю нужно попросить ребенка порычать при широком открытом рте. При горловом звучании он это сможет сделать. Проверить подъязычную связку можно дома. Для этого необходимо попросить ребенка открыть рот и коснуться кончиком языка верхних альвеол.
  • Замена звука на другой происходит из-за неразвитого речевого слуха. «Р» может меняться на мягкий вариант, «Л», «Й». Вместо «рыба» будет «лыба», «корова» — «койва».

Подготовительный этап

Постановка звука возможна только при определенных условиях. Логопед занимается разработкой артикуляционного аппарата. Для этого используют комплекс упражнений, который направлен на определенные цели.

При проблемах со звуком «Р» необходимо научить ребенка на подготовительном этапе:

  • делать язык широким;
  • поднимать кончик языка и удерживать его на одном месте;
  • выработать сильный выдох.

После выполнения всех пунктов переходят к постановке. Артикуляционная гимнастика на звук «Р» иногда включает упражнения на растягивание уздечки. Среди специалистов нет однозначного мнения по поводу ее эффективности. Одни рекомендуют хирургическое вмешательство — врач вручную подрезает связку, другие предпочитают самостоятельно заниматься с проблемой.

Правила проведения

Для того чтобы ускорить постановку звука логопед рекомендует родителям проводить занятия самостоятельно. Уроки должны быть каждый день по 10-15 минут.

Каждое упражнение вводится постепенно. Они выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал себя. Взрослый показывает образец выполнения. Нельзя позволять баловаться, делать кое-как, отвлекаться.

Необходимо уделить внимание особенностям проведения каждого упражнения. Они направлены на развитие движений, улучшение координации, переключаемости.

Нельзя заставлять ребенка выполнять гимнастику часами – это вызовет негативизм, отказ заниматься. Желательно поощрять дошкольника — покупкой игрушек, сладостей, наклеек — это способствует выработке внешней мотивации.

Детей необходимо приучать к учебной деятельности. Упражнения выполняются за столом, возле зеркала, не должно быть игрушек рядом и других отвлекающих факторов.

При выполнении комплекса для сонорных звуков нужно контролировать ребенка. Работает язык, нижняя челюсть неподвижна!

Статические упражнения (неподвижные) удерживают на счет до пяти, активные до десяти.

Комплекс гимнастики

Для облегчения восприятия упражнений, визуализации используют картинки. Есть готовые наборы разных авторов:

  • Нищевой;
  • Танцюры;
  • Волошиной;
  • Куликовской и других.

Каждая карточка сопровождается цветной картиной, пояснениями для взрослого и образцом выполнения.

Первое упражнение «Блинчик». Оно направлено на выработку широкого, расслабленного языка. Для его выполнения нужно широко открыть рот, положить язык на нижнюю губу. Важно чтобы он был распластанным. Если ребенку тяжело это сделать, то его аккуратно прикусывают зубками со звуком «П». Массаж позволяет расслабить мышцы, снять напряжение.

«Заборчик» нужен для отработки улыбки, поднятия губ. Нужно сомкнуть зубы, улыбнуться, удерживать положение. Необходимо делать так, чтобы оба зубных ряда было хорошо видно.

«Лошадка» — цокать языком. Широкая часть крепко приклеивается к нёбу, резко опускается, слышен характерный щелчок. Действия осуществляют при открытом рте, челюсти разомкнуты. Нижняя челюсть неподвижна!

«Грибок» — рот открыт, губы в улыбке, широкий язык плотно присасывается к нёбу, удерживается в таком положении.

«Вкусное варенье» — кончиком языка провести по верхней губе, словно облизывая ее. Движения делаются сверху вниз, по всей длине губы. Челюсть должна быть неподвижна! Для облегчения выполнения ребенку мажут губу медом, вареньем.

Для «Качелей» рот широко открывают, язык высовывают, поднимают вверх, вниз. Движения выполняют за счет языка.

«Конфета» — рот закрыт, губы сомкнуты, язык упирается в одну, другую щеку. С внешней стороны будут видны «холмики».

Обязательно отрабатывается «Дятел», «Пулемет». Для этого губы держат в улыбке, зубы разомкнуты, рот открыт. Кончик языка ударяет по альвеолам верхних зубов, ребенок произносит «Дддд» или «Тттт».

Для растягивания уздечки используют массаж. Кончик языка оборачивают салфеткой, удерживают, легко тянут, поднимают вверх, вниз. Нельзя доводить до острой боли. Под языком аккуратно массируют маленьким шариковым зондом, ватной палочкой.

После хирургического подрезания необходимо сразу начинать заниматься. Иначе появятся рубцы, которые ограничивают подвижность. Комплекс упражнений стандартный.

Советы для родителей

Участие родителей, их заинтересованность в исправлении дефекта у ребенка повышает эффективность работы логопеда. В домашних условиях можно давать детям облизывать тарелки как кошки — это тренирует кончик языка, растягивает связку.

Можно использовать следующий прием — ириска режется на кусочки. Малышу предлагается кончиком языка приклеить ее на верхние альвеолы. Такая игра приходится по вкусу дошкольникам.

Для снятия напряжения мышц используют теплый ромашковый чай, массаж, другие способы релаксации. При гипотонусе полезны физические занятия, активность.

Родителям стоит приготовиться, что потребуется год и больше для устранения дефекта. Только их заинтересованность поможет сократить срок. При дизартрии и других серьезных проблемах на коррекцию уходит 2-3 года.

При проблемах со строением артикуляционного аппарата (короткая связка, неправильный прикус и т. п.) необходимо сразу консультироваться у стоматолога. При необходимости используют все средства для исправления дефекта.

Регулярность занятий гарантирует эффективность коррекции. Поэтому нельзя их пропускать. Исправлением лучше заниматься до школы, так как это лучший период для исправления речи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector