Артикуляционная гимнастика для звука л
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Артикуляционная гимнастика для звука л

Артикуляционная гимнастика для звука л

Артикуляционная гимнастика для звука [л]

Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на «песенку» индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).

Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Немного варенья или что-то его заменяющее, вкусное, достаточно жидкое, ложка.

Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а, теперь приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.

Цель . Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя гудок парохода.

Цель . Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л.

Описание . Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук Ы, протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук Л.

Цель. Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.

Описание. Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения у малыша работал только язык. Очень часто дети выполняют это упражнение, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое. Старайтесь этого не допускать.

Цель. Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык.

Описание . Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.

Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх.

Цель. Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот и «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Детям удержание нижней челюсти даётся очень трудно, поэтому на первых порах, придерживаем её пальцами.

Цель . Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Цел ь . Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.

Цель. Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

Описание . Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d. Сначала звук d произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Ц ель . Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d. Сначала звук d произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Артикуляционные упражнения, на постановку звука [Л].

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

МОУ «Красненская сош им. М.И. Светличной»

Артикуляционные упражнения, на постановку звука [Л].

Для постановки звука необходима длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата. Выработке нужных движений губ, языка. Работа начинается с ознакомления ребенка с органами артикуляции: — губы, верхняя и нижняя; за губами зубы, верхние и нижние; за верхними зубами — бугорок; за бугорком начинается твердое нёбо, которое переходит в мягкое нёбо и заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком;

— вот язык, у него подвижный кончик; спинка языка тоже может подниматься и опускаться. Под языком подъязычная связка (уздечка) и т.п.

В наших щеках, губах, языке есть мышцы, которые необходимо тренировать. И поможет нам специальная гимнастика – артикуляционная.

При всех видах ламбдацизма вначале следует выучить несколько артикуляционных упражнений, которые необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом под счет (от 1 до 5), в течение 6 -10 минут два раза в день:

1. «Улыбка» — удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

2. «Трубочка» — вытянуть сомкнутые губы вперед.

3. «Накажем непослушный язычок» — язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».

4.«Почистим верхние зубы» (с внутренней стороны) – широким языком из стороны в сторону у верхних альвеол (бугорков).

5. «Парус» -кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.

6. «Кошка лакает молоко»- широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу.

7.«Индюк болтун» — движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».

8.«Качели» — приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны).

Если язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение:

«Лошадка» — пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!

Для надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение:

«Грибок»:язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.

Вышеперечисленные упражнения необходимо выполнять 2-4 недели. Главным требованием является выработка умения:

— удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение 5 сек.;

— точно выполнять движения;

— следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.

4. Способы постановки звука [Л]

Если звук вообще отсутствуют в речи ребёнка, то его проще всего поставить. В этом случае не придется убирать ложный стереотип звукопроизношения.

1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [Л]:

— губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы разомкнуты (расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец);

— широкий кончик языка поднят и прижат к альвеолам (к бугоркам над верхними передними зубами);

— выдыхаемый воздух проходит по бокам языка, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию).

Произносите звук [Л] и попросите ребенка повторить. Звук [Л] возникает в момент отрыва языка от альвеол.

2. Постановка от межзубного звука (нельзя проводить с ребёнком, у которо-го есть межзубный ламбдацизм):

Этот способ постановки звука [Л] могут взять на вооружение с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма.

Расскажите ребёнку сказку «Как маленький пароходик научился гудеть»

Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л», он гудел что-то невнятное и тихое. Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.

Читать еще:  Гимнастика для шеи шишонина видео при гипертонии

Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.

3. Постановка звука [Л] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме

Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы, которые вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат). Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (чаще следствие крепкой дружбы с соской), будет давать о себе знать очень долго.

Помогут артикуляционные упражнения:«Улыбка», «Заборчик»:

губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты). Удерживать это положение под счёт как можно дольше.

Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослуш-ные» губы.

1. Постановка звука [Л] от правильного [Л’] (мягкого звука Ль)

Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы.

Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Постепенно пусть «прячет» язык за верхние зубки.

Избавиться от излишнего напряжения и лабиализации губ поможет расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их

ØА ещё такие упражнения: «Лошадка фыркает» — с силой подуть на расслабленные губы, имитируя фырканье лошади.

«Рыбка» -пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.

«Устали» -с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.

5. Автоматизация звуков [Л] в речи ребёнка

Итак, месяц прошел в трудах. Если твёрдый звук [Л] пока не получается,закрепите мягкий [Л’] сначала в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида.

Неплохо бы закрепить и в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ — зеленеют поля. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ — лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ — лещи плескались на мели. ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ — летний дождик я люблю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие!

Потешки и скороговоркитоже пригодятся:

Ой, люли, люли, люли, Спят на ветках гули…

Детки в люльках видят сны. Все давно уснули!

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются, тогда самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива…).

И другие звукосочетания и слова, только ссогласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква…)

ØПроговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, — чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролиро-вать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ — мы купили соль. УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ — мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ — на улице метель. ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ — на листьях пыль.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся!

Начните с прямых слогов: ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ и слов с ними:

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА — наша Леночка мала. ЛУ-ЛУ-ЛУ — любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО — Лене в валенках тепло. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ — Лене валенки малы.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова, Сели птахи на шесток.

Большая голова. А котята – в уголок.

На колу сидела, Сели-посидели,

На луну глядела, Песенку запели.

Глазами блестела. Услыхали ложки, —

Глазоньки хлоп-хлоп, Вытянули ножки.

Лапочки топ-топ. Услыхали калачи, —

И – полетела! Поскакали все с печи!

Наши руки были в мыле. Луна лучится, как латунь,

Мы посуду сами мыли. Лягушкой лакомится лунь.

Мы посуду мыли сами, Летит весёлая пчела,

Помогали нашей маме. Легла на лес ночная мгла.

(В. Лифшиц) (В. Лунин)

Продолжим работу над звуком [Л] в обратных слогах и словах с ними:

АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)

ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА и другие звукосочетания с гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).

Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ — наш малыш ещё мал. ОЛ-ОЛ-ОЛ — моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ — мы сломали стул. ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ — Павел полы мыл.

На первом этапе автоматизации звука [Л] ребенок повторяет за вами слоги, слова и фразы, а на заключительном — должен сам припоминать слова с этими звуками, вы лишь даёте задания:

— Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуком [Л].

— Назови продукты питания со звуком [Л].

— Перечисли вещи со звуком [Л].

Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки:

Что за зверь зимой холодной Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.

Ходит по лесу голодный? (Волк) Колкую, зелёную в гости позовём. (Ёлка)

В сосне дупло, в дупле тепло. Этот комок с яблони – скок!

А кто в дупле живёт в тепле? (Белка) Упал, покатился, в листья забился. (Яблоко)

В завершение работы над звуком [Л] используйте скороговорки и тексты, насыщенные этими звуками:

Толкал лапой Полкан палку. Мама Милу мыла с мылом.

Полкан палку толкал лапой. Мила мыло не любила.

У елки иголки колки. В зимний холод всякий молод.

Иголки колки у елки. Всякий молод в зимний холод.

Кот молоко лакал, Котик ниток клубок укатил в уголок.

А Витя булку в молоко макал. Укатил в уголок котик ниток клубок.

Любая детская книжка содержит разнообразный речевой материал и поможет в автоматизации звука [Л].

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки.

Если после продолжительного времени работы результата нет, то при необходимости обратитесь за помощью к логопеду. И не медлите! При всех родительских талантах, помощь специалиста не помешает.

Читать еще:  Гимнастика по методу бубновского

Артикуляционная гимнастика «Комплекс для звука [Л]»

Любовь Иконникова
Артикуляционная гимнастика «Комплекс для звука [Л]»

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.

7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Правильная артикуляция звука «Л»:

— кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

— воздушная струя умеренная и теплая

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Артикуляционная гимнастика для детей с ТНР Упражнения для языка 1-7 — статические упражнения 8-18 -динамические упражнения 1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика дома Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников Артикуляционная гимнастика. Все знают, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Название артикуляционного упражнения Техника выполнения артикуляционного упражнения «РУПОР».

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков «Заборчик» «Заборчик» — растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя.

Артикуляционная гимнастика «Упражнения для губ» 1. «Заборчик» Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Упр-е: улыбнуться, показать зубы, удерживать.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика. Общий комплекс» Уважаемые родители! Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению.

«Артикуляционная гимнастика». Консультация для родителей Консультация поможет родителям правильно выполнять упражнения с детьми, так как добиться положительного результата правильного звукопроизношения.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Цели консультации: • объяснить родителям необходимость проведения артикуляционной.

Презентация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью, является одним.

Учимся правильно говорить звук «Л» с помощью артикуляционной гимнастики

Часто у маленьких детей встречаются дефекты речевого развития. Одним из них является неправильное произношение согласного «Л». В некоторых случаях этот звук ребенок не может воспроизводить совсем, а иногда заменяет его другими созвучными буквами. Нередко логопеды сталкиваются с тем, что детки произносят вместо «Л» звук «Й». Такие нарушения требуют немедленной корректировки, в чем отлично может помочь артикуляционная гимнастика для звука «Л».

Какие упражнения нужно делать?

Заниматься с ребенком необходимо регулярно при помощи специального комплекса логопедических упражнений. Они позволят верно поставить воспроизведение любого звука, который вызывает у малыша затруднения.

В занятия для звука «Л» должны входит такие разновидности тренировок:

  • Артикуляционная гимнастика для звука.
  • Упражнения на деятельность дыхательных органов в процессе произношения.
  • Занятия, нацеленные на автоматизацию воспроизведения звука.

Хорошо будет, если каждая тренировка совместит в себе элементы всех указанных выше занятий. Упражнения следует выполнять не больше 15 минут, если малышу всего 3-4 годика, и не больше 25 минут, если ребенку исполнилось 5-6 лет.

Логопедическую гимнастику желательно сочетать вместе с заданиями, развивающими деятельность речевого аппарата.

Упражнения на произношение звука

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука состоит из нескольких упражнений, которые можно выполнять как со специалистом, так и в домашних условиях.

«Индюшонок»

Задачей данного упражнения является выработка верхнего подъема языка, а также двигательной активности его передней области. Ребенку необходимо приоткрыть рот, расположить язык на верхней губе и делать движения по ней вперед и назад. При этом нельзя отрывать язык от губы, а нужно поглаживать ее. Начинать занятие требуется медленно, а со временем увеличивать скорость и пробовать воспроизводить какие-либо звуки.

Если все будет выполняться верно, то должен быть слышен звук, напоминающий разговор индюка — «бл-бл-бл». При проведении тренировки важно следить за тем, чтобы язык не становился узким, а движения им делались не в бок, а четко вперед и назад.

«Пароходик»

Это занятие нацелено на то, чтобы уметь правильно располагать язык при воспроизведении звука «Л».

Для выполнения малышу понадобится немного открыть рот, улыбаясь, высунуть язычок, зажать его кончик между зубами и постараться выдать звук «ы-ы-ы». Таким образом, получится что-то похожее на гудок парохода.

Если наблюдается, что ребенок произносит вместе с «Ы» мягкий «Л’», то необходимо попросить малыша еще больше высунуть язык, а между зубами зажать среднюю его область, а не кончик.

«Качели»

С помощью данного упражнения можно отработать навык удерживания и чередования некоторых положений языка. Ребенку нужно улыбнуться, отрыть ротик, напрячь язык, и тянуться им сначала к носу, потом к подбородку. Начинать это упражнение необходимо быстро, а потом постепенно темп нужно снижать, в итоге стараться задержать язык в одном положении у носа или у подбородка на 3-5 секунд.

При такой тренировке требуется работа только одного языка. Довольно часто детки укладывают его на нижнюю губу, в результате чего функционирует челюсть снизу, а сам язык не работает. Следовательно, эффекта от занятия не наблюдается.

«Лошадка»

Целью этого упражнения является закрепление верхнего подъема языка, растяжение связки, находящейся под ним. Для выполнения следует широко открыть рот, улыбнувшись. Сначала нужно прикладывать широкий язык к небу, а потом опускать его в нижнюю часть полости. Первые занятия необходимо проводить медленно, постепенно наращивая скорость выполнения.

Если упражнение сделать верно, то воспроизведется звук, напоминающий цокот копыт лошади. Ребенку необходимо открывать ротик как можно шире и так на всем протяжении тренировки. Нижняя челюсть не должна двигаться. Если соблюдать неподвижность будет сложно, то можно помогать руками.

«Гармошка»

Задачей этого занятия считается закрепление подъема языка вверх, закрепление навыка удержания его в одной позиции долгое время, растяжение уздечки, расположенной под языком. Рот необходимо раскрывать очень широко.

Делать данное упражнение необходимо таким образом: широко раскрыть рот, расположить язык на небе, зафиксировать его в этом состоянии насколько это возможно. Затем нужно, не отрывая язык от неба, с применением силы оттянуть нижнюю челюсть к низу.

Читать еще:  Комплекс упражнений после эндопротезирования тазобедренного сустава

Как закрепить верное воспроизведение звука?

Артикуляционные упражнения для развития произношения звука «Л» должны сменяться автоматизацией воспроизведения этой буквы. Закреплять произношение необходимо не более 20 минут после проведения гимнастики.

Можно производить отработку воспроизведения звука с помощью проговаривания нескольких слогов с буквой «Л». К примеру, нужно повторять: «лы-лу-ла, ло-ле-ли-лю, лу-ля-лё-ло».

Также рекомендуется придумывать цепочки из слов, в которых содержится данная буква. Таким образом, можно и расширить словарный запас ребенка. Например, клей, мыло, лейка, лампочка, лист, малина, боль, ладонь, халат, салат, лоб.

Очень хорошо помогают закрепить результат упражнений скороговорки с этой буквой. К примеру, можно проваривать такую фразу: «Петя мал, взял мяту смял, увидела мать, не велела мяту мять». При выполнении данного упражнения можно предоставить ребенку возможность порассуждать над этой скороговоркой, описать или показать все действия в ней.

Многие родители думают, что правильно произносить букву «Л» детки должны с того момента, как начали разговаривать. Но это утверждение в корне неверное. Логопеды говорят, что четкое воспроизведение данного звука возможно в возрасте 5-6 лет.
Поэтому не следует мучить ребенка долгими тренировками, пытаясь добиться от него раннего произношения буквы «Л». Но выполнять упражнения все же необходимо. Все выше перечисленные упражнение также подходят и для взрослых.

Артикуляционная гимнастика на звук Л в картинках и стихах

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] — комплекс логопедических упражнений, направленный на отработку четкого произношения сонорных звуков. Использовать их можно так же для коррекции фонем [Р], [Рь].

Артикуляция звука

Для правильного произношения [Л] важна четкая работа мускулатуры языка, степень подвижности подъязычной связки. Важно следить за тем, чтобы ребенок не упирал язычок в зубы, не менял [Л], [Ль] на другие фонемы.

На заметку: до 5 лет искажение, пропуски звука [Л] в речи не считается серьезным нарушением. Исправлять ситуацию нужно срочно, если в 6 лет малыш не слышит, не дифференцирует или не пытается проговорить [Л] в свободном высказывании.

Кончик тела язычка должен быть узким. Орган поднимается к небу и смыкается у основания верхних резцов, альвеол. Средняя часть спинки опущена, боковые края не прикасаются к челюсти. Cоздается проход для выдыхаемой струи воздуха. Язык по форме похож на седло.

Кончик языка так же поднят к небу, прижат к нему кончиком. Средняя часть спинки приподнята, передняя напряжена. Место смычки языка и неба более широкое, чем при произношении твердого варианта звука. При фонации спинка продвигается немного вперед. Звук образуется голосом.

Дефект артикуляции звука [Л] в логопедии называют ламбдацизмом. Замена [Л] в словах на другие звуки — параламбдацизмом.

Упражнения

При нарушениях произношения сонорного звука [Л] полезно заучить несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Выполнять их нужно каждый день по 5-6 минут напротив зеркала. Зарядку для языка сочетайте с дыхательными, пальчиковыми упражнениями, чистоговорками.

Занятия с младшими дошкольниками проводите в игровой форме. Используйте на уроках цветные картинки и игрушки.

Основная масса упражнений для нормализации артикуляции фонемы [Л] статичные. То есть язык занимает определенное положение и фиксируется в нем под счет. На первых уроках длительность задержки органа должна быть не более 5 секунд, на последующих — 10.

Перед началом уроков по постановке звука [л] полезно продемонстрировать ребенку любого возраста как работает его речевой аппарат при артикуляции сонорного. Покажите презентацию, распечатайте картинки. Наглядность, пример родителя или педагога, использование зеркала помогают повысить эффективность упражнений, способствуют налаживанию контакта между учеником и логопедом.

Заборчик

Цель: подготовка мускулатуры губ к артикуляции, фиксирование статичного положения челюстей.

Малыш улыбается, челюсти разжимать не нужно. Все зубки хорошо видны. Закрепляет позу артикуляционного аппарата на 5 секунд. На следующих уроках удерживать заборчик нужно как можно дольше.

Важные моменты: следите за тем, чтобы ребенок тянул губы максимально широко.

Лопаточка

Цель: выработка хорошей дикции, релаксация для мышц язычка.

Ребенок улыбается, приоткрывает рот нешироко. Достает язычок в виде лопаточки и кладет в расслабленном положении на нижнюю губу. Оставляет по счету до 10.

Важные моменты: логопеду нужно следить за расслабленностью язычка. Если речевой орган напряжен или малыш не достал его полностью, предложите ему сначала постучать язычком по губам (пошлепать), а затем оставить его снаружи и положить на губу.

Чистим зубки

Цель: развитие целенаправленности движений язычка, навыка фиксировать орган за нижними резцами.

Малыш улыбается. Показывает зубки, приоткрывает рот не сильно, щель не более 1 см. Опускает тело язычка к нижним зубам, делает движения из стороны в сторону по зубам как щеткой, потом сверху – вниз.

Важные моменты: губы должны оставаться неподвижными, фиксируйте их в улыбке. Язык не должен скользить по верхним краям зубов, всегда начинает движения от десен.

Маляр

Цель: тренировка навыка держать язык широким, совершать целенаправленные и медленные движения.

Дошкольник улыбается, приоткрывает рот на 1-2 см, кончиком языка гладит небо, совершая медленные движения вперед-назад.

Важные моменты: ребенок должен четко контролировать неподвижность нижней челюсти.

Качели

Цель: тренировка мускулатуры язычка, растягивание короткой подъязычной перепонки, отработка навыка чередования положений языка.

Дошкольник широко улыбается, открывает рот. Язычок напряжен, тянется к верхним резцам кончиком. Поза фиксируется на 1-3 секунды. Затем язык подтягивается к верхним зубам, после к нижним. В обоих положениях нужно задерживаться на пару секунд. Сначала упражнения выполняются быстро, потом медленнее.

Важные моменты: нужно двигать только языком. Шевелить губками, подбородком, челюстью, чтобы помочь языку нельзя.

Иголочка

Цель: тренировка навыка напрягать и расслаблять мускулатуру язычка по заданию педагога.

Ребенок приоткрывает ротик на 1-2 см, вынимает напряженный язычок наружу. Бока органа напряжены, кончик поднят кверху, но не касается резцов. Удерживать позу нужно под счет до 5-10.

Важные моменты: укажите ребенку на ощущения при напряжении речевых органов. Дошкольник должен почувствовать дискомфорт.

Чашечка

Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, выработка навыка подъема боковых краев язычка.

Губы и челюсти раскрыты, ротик растянут в улыбке. Ребенок достает язычок, сворачивает его в широкую трубочку. Поднимает к верхней губе, но не прикасается к ней. Удерживаем позу рта по счету до 5-10.

Важные моменты: педагог следит, чтобы губки и челюсти не смыкались, не двигались.

Парус

Цель: снять тонус мускулатуры язычка, тренировать упругость кончика.

Ребенок открывает рот, поднимает язычок, упирает кончик в верхние резцы. Язык провисает как гамак. Задание статичное, нужно просто удерживать позу.

Важные моменты: упражнение исполняется под счет. Чем дольше ребенок удерживает язычок, тем лучше.

Грибок

Цель: растяжение перепонки под языком.

Дошкольник губы в улыбке, приоткрывает рот. Поднимает язычок, прижимает к верхнему небу. Открывает рот еще шире, удерживает положение на 5 – 10 секунд.

Важные моменты: ребенок должен чувствовать напряжение подъязычной перепонки, степень ее растяжения, опускать челюсти нельзя даже при значительном дискомфорте. Ширина открытия рта увеличивается от урока к уроку.

Гармошка

Цель: научить фиксировать язычок в поднятом положении, растянуть подъязычную перепонку.

Ребенок раскрывает рот широко, язычок поднимает к небу, затем открывает и закрывает рот. Повторяет упражнение несколько раз.

Важные моменты: рот нужно открывать максимально широко. На первых занятиях уздечка может побаливать, ребенок будет испытывать небольшой дискомфорт — это нормально.

Рекомендации по проведению занятий

  1. Сначала обучайте детей легким упражнениям, затем сложным.
  2. Выполняйте упражнения сидя.
  3. Проводите занятия ежедневно по 5-10 минут, лучше 2 раза в сутки утром и вечером.
  4. Логопедические занятия не эффективно проводить в многочисленной группе. Занимайтесь индивидуально или с 2-3 учениками.
  5. На уроке сидите к ребенку лицом или пред зеркалом. Ваша мимика будет для малыша ориентиром и примером.
  6. После постановки звука, закрепите занятие упражнениями на автоматизацию звука. Используйте произношение в слогах (ЛА-ЛА, Ло-ЛА и другие варианты), детское лото, стихи, чтение слов и составление текстов.
  7. Чтение и письмо на слух рекомендуется использовать для логопедической работы с детьми от 7-8 лет, когда школьник хорошо знаком с буквами. С детьми дошкольного возраста обходитесь карточками, повторением речевого материала за взрослым.
  8. Не забывайте подбадривать малыша во время занятия, чтобы он не не потерял интерес к урокам, не пал духом.
  9. Детям дошкольного возраста предлагайте передохнуть от упражнений каждые 3-5 минут. Но свободное окошко используйте с пользой: сделайте пальчиковую гимнастику, заштрихуйте картинки из логопедической раскраски.

На заметку! С детьми до 5 лет перед первыми уроками по постановке звука [л] с помощью артикуляционной гимнастики посмотрите видеоуроки. Так малыш лучше поймет, что хочет от него воспитатель или мама.

Коррекция дефектного произношения звука [Л] с помощью артикуляционной гимнастики занимает 1-3 месяца. Наберитесь терпения и занимайтесь регулярно, только в этом случае занятия будут эффективны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector