Артикуляционная гимнастика для постановки звука с
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Артикуляционная гимнастика для постановки звука с

Артикуляционная гимнастика ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС для свистящих звуков ( с, сь, з, зь, ц )
консультация

Артикуляционная гимнастика ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС для свистящих звуков ( с, сь, з, зь, ц )

Скачать:

Вложение Размер
s_s_z_z_ts.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

для свистящих звуков ( с, сь, з, зь, ц )

  1. «Заборчик» — широко улыбнуться,
    показать сжатые зубы (верхние зубы сто-
    ят ровно на нижних). Удерживать такое
    положение 5-7 с.
  2. «Слоник» — вытянуть губы вперед
    трубочкой (зубы сжаты). Удерживать
    5-7 с.
  3. Чередовать «заборчик» и «слоник».
    Нижняя часть не двигается, двигаются
    только губы. Повторить 5-6 раз.

4. «Непослушный язычок» — широ-
кий плоский кончик языка пошлепать
губами, произнося «пя-пя-пя». Повторить
3 раза.

  1. «Блинчик на тарелочке» — широкий
    плоский кончик языка положить на ниж-
    нюю губу, сказав один раз «пя» («испекли
    блинчик и положили его остывать на таре-
    лочку»). Язык не должен двигаться. Рот
    чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое
    положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.
  2. «Чистим зубы» — открыть широко
    рот, улыбнуться, показав зубы. Затем
    кончиком языка «чистить зубы» изнутри,
    двигая им влево-вправо (сначала нижние,
    потом верхние). Кончик языка должен на
    ходиться за зубами. Губы улыбаются все
    время, нижняя челюсть неподвижна. Пов-
    торить 5-6 движений в каждую сторону.

7.«Больной пальчик» — положить
широкий плоский кончик языка между
губами (т. е. губы слегка придерживают
кончик языка) и подуть на палец. Воздух
должен идти по языку через маленькую
щель между языком и верхней губой.
Сделать глубокий вдох и долгий плавный
выдох. Щеки не надуваются. Повторить
2-3 раза.

8.«Задуй свечку!» — положение язы-
ка и губ, как в предыдущем упражнении.
Резко подуть на два пальчика («свечку»).
Делать один глубокий вдох и 2-3 резких
сильных выдоха. Щеки не надуваются.
Повторить 3-4 раза.

9.«Горка» — широко открыть рот,
улыбнуться, показать зубы. Кончиком
языка упереться в нижние зубы. Спинка
языка поднимается вверх. Язык твердый,
не «вываливается» за зубы. Удерживать
так 5-10 с. Повторить 2-3 раза.

10.«Ледяная горка» — сделать «гор-
ку» и указательным пальчиком ребенка
надавить на «горку». Язык должен быть
твердым и сопротивляться давлению
пальца, не отодвигаться от нижних зубов.
Удерживать 3-7 с. Повторить 3-4 раза.

11.«Горка закрывается-открывается». — сделать «горку», а потом, не
убирая язык от нижних зубов, сжать
зубы (губы — в улыбке, зубы видны),
затем открыть рот снова (язык все время
упирается в нижние зубы). Повторить
движение 5-6 раз.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

  1. «Часики» — приоткрыть рот, вы
    сунуть язык и двигать им влево-вправо,
    от одного угла рта до другого. Повторить
    движения 5-6 раз в каждую сторону.
  2. «Качели» — широко открыть рот,
    высунуть язык и двигать им вверх-вниз.
    Нижняя челюсть не двигается, зубы не
    прикусывают язык. Повторить движения
    5-6 раз в каждую сторону.
  3. «Шоколадка» — приоткрыть рот
    и облизать губы по часовой и против
    часовой стрелки. Повторить 2-3 раза в
    каждую сторону.

15.«Конфетка» — упереться кон-
чиком языка в щеку (губы сомкнуты, а
зубы раздвинуты) — «спрятали конфетку
за щеку», нажать несильно пальцем на
щеку и язык (язык сопротивляется нажа-
тию) — «конфетка твердая!» Повторить
2-4 раза с каждой щекой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика составляет основной комплекс упражнений для размещения в рабочей тетради детей. Четко, доступно, понятно.

Материал составлен учителем-логопедом для родителей детей с речевыми нарушениями. Материал содержит методические рекомендации по выполнению основного комплекса упражнений.

Буклет для родителей.

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артику.

Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс для звука Л.

Артикуляционная гимнастика Основной комплекс для звука Р.

Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс для шипящих звуков.

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука С

Свистящие звуки появляются в речи ребенка примерно к двум с половиной годам. К 4 годам ребенок перестает «сюсюкать», осваивает твердое произношение: [c], [з], [ц]. Однако нередки случаи, когда по разным причинам у детей возникают проблемы с произношением свистящих. Для правильной постановки звуков [c], [з] и [ц] можно заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой.

Откуда берется проблема и когда ее устранять?

Основной причиной, препятствующей правильному произношению звука [c], является малая подвижность органов речи: челюстей, губ, языка. Это может быть вызвано тем, что ребенок мало говорит (с ним мало говорят), артикуляционный аппарат не натренирован. Возможно, проблема связана с повышенным тонусом артикуляционных мышц или спазмом челюстных (причина тут чаще всего психологическая, например сильный испуг, или неврологическая – нарушение работы отделов головного мозга), неправильным прикусом, дефектами речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа»).

Если необходимости в хирургической или ортопедической коррекции нет, помочь подготовить необходимые мышцы к правильному произношению звука может артикуляционная гимнастика.

В логопедии принято начинать занятия по постановке звука не ранее 4 лет. Во-первых, до этого возраста малыш вполне естественно не выговаривает много звуков из-за физиологического несовершенства речевого аппарата, которое со временем компенсируется. Во-вторых, к этому возрасту у детей обычно формируется фонетическое восприятие, без которого научить ребенка произношению нужного звука не получится. Ребенок должен на слух отличать в речи все звуки языка. А в-третьих, после 4 лет наступает самый благоприятный в плане обучаемости возраст. Но при этом артикуляционной гимнастикой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста (с 1,5 лет или даже с года), даже до появления полноценной активной речи. При этом не нужно ожидать от малыша четкого выполнения всех заданий. Начиная с простых упражнений, в форме игры или сказки тренируйте вместе губы и язычок.

Тренировка артикуляции

Цель артикуляционных упражнений для звука [c] – сделать более подвижными и послушными губы, научить язык принимать разные формы и менять положение. Также малыш должен правильно подавать воздух на выдохе.

В комплекс артикуляционной гимнастики входят различные упражнения, позволяющие добиться нужного результата.

  • «Заборчик». Ребенок улыбается, показывая сомкнутые зубы. Положение удерживается от 5 до 10 секунд.
  • «Трубочка». Из предыдущего положения малыш округляет губы, вытягивая их вперед, имитируя произношение звука [о]. Постепенно время выполнения упражнения доводят до 10 секунд. Повторить нужно несколько раз.
  • Чередование «Заборчика» и «Трубочки».
  • «Открытый заборчик». Выполняя упражнение «Заборчик», малыш приоткрывает рот, располагает язык снизу, прижимая к нижней челюсти. Кончик языка при этом должен упереться в нижние зубы. Затем рот нужно закрыть. Повторяют упражнение около 10 раз. Следят, чтобы язык был прижат.
  • «Мягкий блинчик». Малыш улыбается, распластав спокойный широкий, неподвижный язычок по всей нижней губе. При этом язык должен касаться уголков рта, не прикрывая верхние зубы. Такое положение надо удерживать примерно 10–15 секунд.
  • «Массаж язычка». Малыш приоткрывает ротик, язык «отдыхает», лежа на нижней губе. Шлепая по нему губами, он должен многократно издавать звук «пя», а затем надо слегка покусать язычок зубками (звук «тя»).
  • «Остужаем горячий блинчик». Ребенок дует на «блинчик» («остужает»), произнося «Ф», не надувая щек. Важно следить, чтобы получался именно звук [ф].
  • «Чистим зубки». Для этого упражнения нужно улыбнуться, приоткрывая ротик. Кончиком языка при этом надо спокойно двигаться, «чистя» нижние зубы сначала изнутри вправо-влево, затем снаружи. Челюсть остается неподвижной.
  • «Трубочка из языка». Свернуть язык в трубочку. Повторить несколько раз.
  • «Горка». Малышу, приоткрыв рот, надо упереться напряженным кончиком языка в нижние зубы. При этом приподнимается спинка языка, а бока должны быть прижаты к верхним зубам. В таком положении необходимо задержаться до 15 секунд. После этого дошкольник покусывает спинку языка, а в завершение «съезжает» зубами вниз по «горке» (языку). Делают несколько повторений.
  • «Волшебная палочка». Ребенок должен открыть ротик, улыбаясь. Кончик языка напрягается, упираясь в нижние зубки. Теперь по центру языка взрослый кладет спичку (можно взять тонкую счетную палочку). Ребенок смыкает зубки, при этом сильно выдувает воздух («С»). Повторять нужно с палочкой и без.

Такие упражнения можно проделывать как с логопедом, так и дома, обязательно используя зеркало. Выполняют их непременно в форме игры: язычок превращается в горку, в щеточку для чистки зубов, в блинчик. Можно подобрать или сочинить к каждому упражнению забавные стихи и проговаривать их, «комментируя» выполнение упражнения, чтобы ребенку было интереснее.

Если ребенок устает при выполнении всего комплекса, его можно разбить на части и проделывать в течение дня. Главное, чтобы выполнялись они правильно. Чтобы добиться результата, начинайте с простых упражнений, постепенно добавляя сложные.

Ставим звук

После того как ребенок научится правильно и четко выполнять все упражнения, придавать языку разные положения без дрожания, можно переходить к постановке звука. Для этого существуют разные способы.

  • Ребенок произносит звук, подражая взрослому, который медленно, поэтапно демонстрирует ему, как звук образуется (каким должно быть положения губ, языка, как выходит воздух).
  • Дошкольник имитирует действие, при котором получается звук [c]. Например, сдувающийся шарик. Для большей мотивации можно воспользоваться настоящим шариком, пусть малыш «посоревнуется» с ним.
  • Если ребенок умеет произносить звук [и] или [ф], логопед может помочь ему немного изменить артикуляцию, чтобы получить нужный [c].
  • Иногда специалисты используют механический способ: сами с помощью подручных инструментов (ложечки, например) выставляют правильное положение органов речи. Ребенок выдувает воздух, произнося звук С. Далее он делает это самостоятельно.

После того как малыш научится выговаривать букву правильно, переходят к автоматизации ее в речи. Для этого прекрасно подходят поговорки, скороговорки, чистоговорки на звук [c], стихи, в которых на эту букву сделан акцент.

Чтобы заинтересовать ребенка в таких занятиях, можно использовать яркие карточки с изображением слов, начинающихся с этой буквы, картинки, по которым составляют рассказ, или сочинять и проигрывать сказки – например, о приключениях буквы С. При этом можно задействовать любимые игрушки ребенка, устраивать соревнования – у кого лучше получится, кто большее число раз произнесет правильно слова с этой буквой, и т. д.

Если хотите, чтобы занятия дали положительный результат, не ругайте малыша за неудачи, не зацикливайтесь на них. А при любом успехе обязательно хвалите.

Чтобы добиться правильного произношения звука, мало научить малыша артикулировать. Нужно четко поставить звук и довести его произношение до автоматизма. Это долгий процесс, требующий терпения и ласки. Но результат того стоит.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]

Анна Куртукова
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].

1. «Заборчик» (развитие мышц губ, при произнесении звука)

Описание: Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. В слух (про себя) говорить: «И». Удерживать так под счет от 5 до 10 секунд.

2. «Блинчик» (развитие мышц языка)

Описание: Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

3. «Остудим блинчик» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

4. «Почистим нижние зубки»

Описание: Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево — вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

5. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Описание: Упр. «Блинчик», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10 секунд.

6. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

7. «Иголочка» (развитие мышц языка, умение держать его в одном положении)

Описание: Язык высунуть, делать кончик языка острым и тянуться им вперёд.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Щ], [Ж], [Ч].

1. «Трубочка» (развитие мышц губ при произнесении звука)

Описание: Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10 секунд. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

4. «Вкусное варенье»

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка

облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из

стороны в сторону.

5. «Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя», приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

6. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

7. «Парус» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх)

Описание: Открыть рот, поднять кончик языка за верхние зубы. Держать в таком положении 5 – 10 секунд.

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков [Р], [Р’], [Л], [Л’].

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

2. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

3. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5 так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

4. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).

5. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

6. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

7. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко, поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).

8. «Комар»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).

Рекомендации: Упражнения из одного комплекса могут повторяться в другом комплексе. Так же статичные упражнения могут проводиться с другими похожими упражнениями (Пример: «Парус» — «Горка», «Заборчик» — «Трубочка»).

Конспект занятия «Комплекс артикуляционных упражнений для произнесения свистящих звуков [С, С’], [З. З’], [Ц]» Первый комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков с-с’, з-з’, ц Продолжительность.

Автоматизация свистящих звуков Карточки по автоматизации звуков С № 1 автоматизация звука С в прямых слогах и словах Са – со – су – сы су – сы – со – са Со – су – са.

Презентация «Автоматизация свистящих звуков с помощью логопедических считалок» При систематических логопедических занятиях ребенок может хорошо выполнять артикуляционную гимнастику, правильно воспроизводит трудные звуки,.

Пособия для проведения артикуляционной гимнастики Артикуляционная гимнастика – это не скучно! Марина ФЕДОРОВА учитель-дефектолог ТОГБУ «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг.

Занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков «Звуки [С] и [Ш]» Занятие № 1. Тема: Звуки [С] и [Ш]. Цель: Закрепить знания детей о звуках, продолжать знакомить с цветовым обозначением согласных звуков,.

Игра «Считай и называй» для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков Хочу поделиться с вами своей разработкой, которая поможет вам в нашем нелегком труде. Игра «Считай и называй» предназначена для автоматизации.

Комплекс упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению свистящих звуков [с]-[с’], [з]-[з’], [ц] Комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков с-с’, з-з’, ц. Продолжительность.

Комплекс утренней гимнастики по временам года и комплекс бодрящей гимнастики после сна для разновозрастной группы КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ месяц Комплекс утренней гимнастики Сентябрь Комплекс утренней гимнастики №1 «Здравствуй, осень золотая!» «Приветствуем.

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики Очень важные упражнения артикуляционной гимнастики, которые позволяют: 1. Стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ЛЯГУШКА Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет.

Артикуляционные упражнения для постановки звука с

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

1. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
2. «Блинчик». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Язык перешагивает через зубы» . Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
4. «Почистим зубы». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
5. «Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
6. «Катушка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными.
7. «Заборчик» . Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
8. «Трубочка» . Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.
9. «Лодочка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

1-й способ . Использую колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах. Результат хороший.

2-й способ . Вариант постановки звука С от звука Ц встречается не часто, но знание этого способа не помешает любому логопеду. Ребенок произносит длительно и протяжно звук Ц. При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг — звук С. Самая большая сложность — обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолированно С, можно произнести ЦС, прерывая звучание С короткими паузами: ЦС-С-С-С. Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов.

3-й способ. Постановка звука С при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед). Сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук Т в этом положении. Будет слышен практически четкий звук С.

4-й способ. При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук С можно ставить следующим образом: Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук С будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.

5-й способ . Постановка звука С при высоком небе или отсутствии нижних резцов
При данной аномалии звук С ставят при верхнем подъеме языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т.д. После появления приглушенного С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка вниз (что сделать уже не трудно).

6-й способ . При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов — принимает положение, как при звуке «И». При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

7-й способ . При отсутствии звука, используя прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука ( с ), обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук (с): пропеть песенку насоса, водички, ветерка.

8-й способ. При межзубном сигматизме ребенку сначала показывают правильную артикуляцию звука ( С ). Обращается внимание на то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести звук по подражанию, нужно прибегнуть к механической помощи: кончик языка прижимается спичкой. Ребенок, закусив ее, произносит звук (С).

9-й способ. При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.

10-й способ. При носовом сигматизме ребенку предлагают длительно произносить звук ( Ф ), просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть дуть на него со звуком ( Ф ), постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.

11-й способ. При призубном парасигматизме правильного звучания звука ( С ) добиваются, используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения ( тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука ( С ) взрослым, а потом им самим.

12-й способ . При шипящем парасигматизме ребенку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно звук ( Ф ) и добиваться правильного звучания звука ( С ).

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для звука «С»

В основном при постановке согласного звука «С» у детей не возникает никаких сложностей. Однако, бывают случаи, когда у ребенка наблюдается дефект при воспроизведении данной буквы. В этой ситуации необходимо немедленно принимать меры. Если вовремя поставить правильное произношение «С», то в дальнейшем у деток не будет проблем с воспроизведением звука «З» и «Ц». Помочь могут логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для звука «С».

Рекомендации для занятий

Артикуляционная гимнастика для постановки звука имеет своей целью выработать правильные движения и необходимые положения речевого аппарата, чтобы звук произносился верно.

При выполнении упражнений следует помнить о следующих правилах:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
  • Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–10 минут.
  • Делать упражнения необходимо последовательно, сначала выполнять простые, а потом сменять их более сложными.
  • Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
  • Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
  • Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
  • Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.

Если выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука регулярно и правильно, то звук «С» будет постепенно вырабатываться. Перед тем как начинать делать ее дома, следует посоветоваться с логопедом, возможно он порекомендует еще какие-нибудь действенные методы.

Комплекс артикуляционных упражнений

Логопеды рекомендуют применять для постановки звука «С» два хороших упражнения. Но перед тем как их выполнять следует активизировать деятельность необходимых речевых органов. С этим отлично справляется артикуляционная гимнастика. Она нацелена на то, чтобы отработать верное расположение языка и правильное дыхание во время произношения звуков.

«Трубочка»

Данное упражнение позволяет развить подвижность губ, сформировать их уклад так, чтобы правильно произнести свистящий звук. Для выполнения потребуется сомкнуть зубы, улыбнуться, продемонстрировав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.

Менять положение губ необходимо 5-7 раз. Во время выполнения нужно следить, чтобы ребенок не размыкал зубы и двигал ими.

«Лопата»

Такое упражнение помогает расслабить мышечные ткани языка, отработать навыки удерживания языка в широком состоянии. Делать необходимо так: открыть рот, язык расположить на нижней губе и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.

Язык должен быть широким настолько, чтобы мог касаться уголков ротовой полости. Менять положение нижней губы и сильно растягивать в улыбке не следует, иначе возникнет чрезмерное напряжение.

«Непослушный язычок»

Данное упражнение позволяет расслабить мышечные ткани языка. Выполнять нужно следующим образом: сделать такое же положение языка, как в предыдущем занятии, затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».

Потом снова удержать широкий язычок в пассивном состоянии на 10 секунд. Похлопывание верхней губой должны производиться при однократном выдохе, нельзя тормозить выход воздуха.

С помощью этого упражнения можно выработать плавную продолжительную воздушную струю, которая идет посередине языка. Для выполнения следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его.

При проделывании упражнения не нужно натягивать нижнюю губу на челюсть снизу, а также надувать щеки. Необходимо следить чтобы, сдувая шарик, ребенок воспроизводил четкий звук «Ф». Так будет ясно, что струя воздуха узкая, как и требуется.

«Чистим зубки»

Это упражнение помогает приобрести навык фиксации кончика языка за нижней челюстью. Выполнение заключается в следующем: улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, немного приоткрыть ротовую полость, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губя при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке. Кончик должен достигать десен во время движения, а не затрагивать только края челюстей.

«Горка»

Делая это упражнение можно отработать навык удерживания языка в том состоянии, которое необходимо для верного воспроизведения свистящих звуков. Также оно хорошо развивает силу мышечных тканей кончика языка.

Ребенок должен растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка. В таком положении нужно задержаться примерно 5-10 секунд.

Кончик языка не должен выходит за пределы зубов, а вся другая часть языка должна быть широкой. Если у ребенка не получается правильно расположить язык, то необходимо произнести звук «И», тогда он примет верную позицию.

Два эффективных логопедических упражнения

Логопеды применяют два самых популярных упражнения для того, чтобы поставить правильное произношение. Их нужно делать после того, как выполнена артикуляционная гимнастика для свистящих звуков, которая указана выше.

«Насос»

Первым является такое упражнение, которое помогает поставить произношение. Для этого необходимо вспомнить вместе с ребенком звук, который издает насос для надувания мячика или резинового матраса. Затем малышу нужно попытаться воспроизвести что-то похожее.

Для этого необходимо взять в руки зеркало, сделать широкую улыбку, челюсти плотно сомкнуть, сделать выдох, и начать дуть, произнося звук, напоминающий свист насоса.

«Свисток»

Второе упражнение применяется, когда у детей наблюдаются выраженные дефекты при воспроизведении звука «Ц», «З», «С». Например, когда ребенок заменяет эту букву на другую либо слишком смягчает произношение в словах, где это не требуется. Это упражнение позволит подкорректировать потоки воздуха и правильно установить язык.

Выполнять упражнение следует таким образом:

  • Широкий язык расположить за нижней челюстью, положить на него первую фалангу указательного пальца (лучше использовать ватную палочку).
  • Закрыть рот, прикусив немного палец зубами (палочку).
  • Губы растянуть в улыбке, чтобы зубы показывались до клыков.
  • Напрячь язык, края его поднять с двух сторон и тянуть к уголкам губ.
  • Зафиксировав такое положение, нужно попробовать просвистеть, делая сильный и глубокий выдох.

Также следует отработать полученный звук «С» совместно с гласными в составе слогов. Сначала должен идти гласный звук, а потом «С». Для этого нужно сначала воспроизвести гласный звук, а затем положить палец в рот и сделать упражнение, описанное выше.

Дальнейшей тренировкой является отработка звука в составе слов, которые заканчиваются на «С». Со временем ребенку уже не понадобится применять пальчик, потому что верное положение органов речевого аппарата закрепится.

Как закреплять результаты занятий?

Проведенные тренировки должны обязательно закрепляться. Для этого используются обычные логопедические игры и упражнения. Популярными методами, помогающими закрепить результат, является проговаривание скороговорок, чтение текстов, произношение цепочек из слов, содержащих свистящие звуки.

Чтение скороговорок является самым эффективным способом и помогает развить речевой аппарат полностью, отработать произношение многих звуков. Сначала следует выбирать простенькие и коротенькие скороговорки. В качестве примера можно отметить такое выражение: «У лисички в миске – рис и сосиски».

Также хорошо помогает чтение рассказов, в которых часто применяется буква «С». Необходимо читать текст неоднократно, добиваясь точного произношения звука. Кроме того, нужно задавать малышу вопросы. Отвечая на них, он опять будет применять свистящие звуки, а также будет развивать свое мышление.

Таким образом, родители должны внимательно следить за тем, как воспроизводит звуки их ребенок. Важно своевременно выявить дефект и начать работу по его коррекции, чтобы артикуляция звука была правильной.

Читать еще:  Тибетская дыхательная гимнастика
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector