Артикуляционная гимнастика для дошкольников
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

«Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика» (Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика»).

Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. Детям 5-7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится наш язычок. У нас уже автоматизирован навык. А ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести, этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Артикуляционную гимнастику проводить лучше в виде сказки 5-7 минут.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения. Ведь выполняя артикуляционные упражнения, ребенку порой бывает очень трудно. Никогда не ругайте ребенка. Больше похвалы и поощрения, ведь в этом залог успеха.

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастики

Язык в ротике живет.
Никогда не устает.

Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!

В зоопарк пойдем сейчас,
Посмотреть, кто встретит нас.

У входа в зоопарк язычок уведел клумбу с цветами . Цветочки были такие красивые, что ему захотелось их понюхать. Понюхал он один цветочек и воскликнул: « Ах, как пахнет! » Понюхал другой и опять воскликнул: « Ах, как пахнет! »

Здравствуй, милый мой цветочек.
Улыбнулся язычок.
Я с тобою поиграю,
Аромат твой повдыхаю.

Вдох через нос — «нюхать» цветок; на выдохе произнести «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

А за воротами зоопарка — пруд. А там.. Бегемотик !

Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.
Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну.

Тут мы увидели лодочку с парусом. Она была очень красивая, с розовым парусом. Давайте покажем, какой был парус у лодочки.

Лодочка под парусом по пруду плывет
На прогулку лодочку язычок зовет.

Улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Так мы развиваем растяжку подъязычной связки; умение расслабить мышцы языка в приподнятом положении.

Подбежал к нам щенок, хвостиком махая.

Улыбается щенок ,
Зубки напоказ.
Я бы точно также смог,
Вот, смотри. Сейчас!

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.
Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим.. слоник !

Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.

Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим.. слоник !

Раз — лягушка с толстым брюшком,
Два — большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив ее в кадушку,
Как под душем ту лягушку
Поливал из шланга он.

На «раз» — губы растянуть в улыбке, зубы заборчиком. На счет «два» — губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполнять 5-7 раз. Тем самым мы вырабатываем подвижность губ.

От слоненка в полуметре домик хомячка .

Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.

Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Наш щеночек подустал , ушки свесил.

Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.

Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

А котенок у березы, молоко лакает.

Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.

Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко».
Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы решили отдохнуть и зашли на детскую площадку. Покатались мы на горке, на качель пошли кататься.

Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Время быстро очень мчало. Мы часов не замечали.

Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.

Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы пришли к вольеру мишки.

Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.

Учимся делать упражнение «Вкусный мед».
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы пошли налево. И на мостик все взошли.

Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет.

Учимся делать упражнение «Мостик».
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Неподалеку лежал свернутый шланг. «И зачем он нужен?» — подумали мы. А потом поняли:

Жарко станет — шланг возьмем
и водой себя польем!

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10. Тем самым мы учимся напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать в таком положении.

Вдруг шланг, зашевелился. Тут мы увидели, что это была… змея! Давай изобразим змею!

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкией язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения делать в медленном темпе. Выполнять 5-6 раз. Таким образом мы развиваем боковые мышцы языка.

Так проходит час, другой,
Язычку пора домой!

Консультацию подготовила учитель-логопед Малышева Е.В.

При составлении были использованы материалы книг:
Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» изд-в «ЭСКМО» и «Библиотека Ильи Резники» 2003,
М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения», изд-ва Просвящение, 1989,
Н. В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика», изд-ва Детство-Пресс, 2009.

Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика» изд-во «КАРО» Санкт-Петербург, 2009

Использование материалов с сайта Kiddy.in.ua разрешено только с личной, некоммерческой целью.
При этом ссылка на сайт Kiddy.in.ua (для интернет-изданий — гиперссылка) обязательна.

© 2012 Kiddy.in.ua — Cемья начинается с детей

Тел.корпус 1: (+7-831) 279-02-59
Тел.корпус 2: (+7-831) 279-55-80

МБДОУ «Детский сад № 452 «Родничок»
603047, г. Нижний Новгород, ул. Люкина, д. 7А (корпус 1)
603079, г. Нижний Новгород, ул. Московское шоссе, д. 211А (корпус 2)

Ответственный за сайт: Карамлина Юлия Олеговна
Все права защищены. Любое копирование материалов
только с официального разрешения администрации сайта.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников.
картотека по логопедии на тему

Артикуляционная гимнастика является выработкой правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Читать еще:  Гимнастика пробуждения в старшей группе

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika.doc 38 КБ
uprazhnenie_malenkaya_loshadka.doc 26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников.

Цель: артикуляционная гимнастика является выработкой правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей), но не должен превышать рекомендованной продолжительности.

зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.

рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.

широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение

«Наказать непослушный язычок»

постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.

Артикуляционная гимнастика в стихах — часики

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так! Влево тик,

Вправо так. Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Артикуляционная гимнастика в стихах — Лошадка

Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

Артикуляционная гимнастика в стихах — Чистим зубки

Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

Артикуляционная гимнастика в стихах — Грибок

На лесной опушке, Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка, Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Артикуляционная гимнастика в стихах — Орешки

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».

На качелях Я качаюсь

И все выше поднимаюсь,

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.

Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!

«Теленок пьет молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы

Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников

ГЛЕБОВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников

Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Цели артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Артикуляционную гимнастику проводят перед завтраком, прогулкой или после сна, и также при чтении детской художественной литературы. Даже дети 2-х лет, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно, отводя ей по 15-20 минут. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

Картотека артикуляционной гимнастики

«ПТЕНЦЫ»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

«ХОБОТОК»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

«ШАРИК»

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

«САМОВАР»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!»

«ХОМЯЧОК»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

«ЗАЙЧИК»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. «ЛОШАДКА»

Ну и лошадка! Шерстка гладка,

Чисто умыта С головы до копыта.

Травки поела И снова за дело.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Вот и вышел на порог

«Что он скачет взад-вперед?» —

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

«БАРАБАНЩИК»

В руки барабан возьмем

И играть на нем начнем.

Язычок наверх подняли,

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

«ШАРИК»

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

«ЧАСИКИ»

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

«КАЧЕЛИ»

Гнется мой язык –

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

«ОКОШКО»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста

Все мы хотим слышать правильную чистую речь наших воспитанников. Для того, чтобы формировать правильное звукопроизношение у детей, начиная с младших групп, нам необходимо тренировать мышцы языка.

Язык — это мышечный орган, который состоит из 16 мышц, покрытых слизистой оболочкой, всю его толщу пронизывают кровеносные сосуды.

Когда человек спит, его язык всё равно находится в постоянном движении. Язык новорожденного ребенка расположен прямо на плоскости рта и напоминает лопатку.

Но, постепенно, в процессе сосания, глотания, крика, гуления, лепета, мышцы языка начинают укрепляться.

Когда малышу вводят первый прикорм, пищу более густую, чем молоко, тогда ребенок начинает активно сглатывать, укрепляется небно-глоточное кольцо. Язык ребенка уходит в полость рта и занимает там привычное для нас физиологическое положение: край языка находится за нижними зубами, а тело языка прижимается к небу. Благодаря этому, в речи ребенка появляются первые слова, и речь начинает активно развиваться.

Язык, губы, зубы, гортань, голосовые связки – создают наш артикуляционный аппарат, с помощью которого мы говорим.

Центр управления речью находится в коре головного мозга в центре Брока, а за восприятие речи на слух отвечает центр Вернике. Центр Брока также управляет всеми моторными процессами: общей, мелкой моторикой, и речью. Вот почему, если у ребенка сильно нарушена речь, то, как правило, страдает и координация движений, и имеются нарушения моторики пальцев рук.

Сегодня мы поговорим о тренировке мышц артикуляционного аппарата.

Для этого существует артикуляционная гимнастика.

Это комплекс упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата.

Ее цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

В процессе речи происходит постоянно быстрая смена движений языка, губ, гортани. Они доведены до автоматизма, поэтому мы не фиксируем их. У детей же эти движения находятся в стадии развития, формирования, поэтому и возникают речевые нарушения.

Хочу представить Вашему вниманию базовый комплекс артикуляционной гимнастики, который включает в себя статические и динамические упражнения.

Статические упражнения — органы артикуляции принимают определенное положение и фиксируют его под счет. Например: упражнение «Бегемотик» — широко открыть рот и поддержать под счет до 5.

Динамические упражнения подразумевают смену определенных положений губ, языка. Например: упражнение«Качели» — улыбнуться, широко открыть рот, поднимать широкий язык за верхние зубы и опускать за нижние.

Этот комплекс можно проводить с детьми разного возраста, со старшими и средними дошкольниками, и с малышами.

Важно помнить о том, что артикуляционная гимнастика является довольно-таки трудным видом деятельности, поэтому проводить ее лучше в форме игры, либо сопровождая каждое упражнение показом специальных картинок, чтением стихов.

На начальных этапах, педагог может выбрать несколько простых упражнений, разучить их с детьми, представив их в виде сказки, истории о Язычке, который живет в домике-ротике и о приключениях, которые с ним происходят.

Итак, базовый комплекс упражнений, необходимый нам, для формирования основных артикуляционных укладов для звуков с, з, ц, ш, ж, л, р.

Упражнения базового комплекса:

Для щёк:

  1. Надувание обеих щек одновременно.
  2. Надувание правой и левой щек попеременно(перегонка воздуха из одной щеки в другую).
  3. Набрать воздух в щеки. Перекатывать воздух из одной щеки в другую.
  4. Набрать воздух в щеки. Массировать щеки изнутри воздухом.
  5. Сделать языком укол в одну щеку, в другую.
  6. Помассировать языком щеки изнутри по кругу.

Для губ:

  1. «Улыбка»– улыбнуться, держать улыбку под счет до пяти.
  2. «Заборчик»– улыбнуться, поставить зубки друг на друга и ровно сомкнуть. Держать под счет до пяти.
  3. «Хоботок»– сомкнуть губы, вытянуть их вперёд и напрячь.
  4. «Трубочка»– сложить губы трубочкой и вытянуть вперёд.
  5. «Бублик»– округлить губы, как при «о»и слегка выдвинуть вперёд.
  6. Чередовать упражнения«улыбка-трубочка».

Для языка:

  1. «Лопаточка»– широкий язык положить на нижнюю губу, расслабить.
  2. «Иголочка»— рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь и сделать узким.
  3. «Качели»— Рот открыть. Губы в улыбке. Широкий язык поднять за верхние зубы, прикоснуться к бугоркам. Опустить за нижние зубы.
  4. «Часики»– Открыть рот, улыбнуться. Узкий язычок перемещать из одного угла рта в другой, как маятник часов.
  5. «Почистим зубки»— Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить»верхние, а затем нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком влево-вправо.
  6. «Горочка»– Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, спинку поднять к верхним зубам. Язык напрячь.
  7. «Катание с горочки»— язык в положении «горочка». Зубками «съезжаем»сверху-вниз по спинке языка.
  8. «Вкусное варенье»— губы в улыбке, рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз, стараясь тянуться к носу, занести язык за верхние зубы.
  9. «Чашечка»– губы в улыбке, рот открыт. Язык положить широкой лопаточкой на нижнюю губу, расслабить. Затем широкий край языка загнуть вверх в виде «чашечки»и занести в рот.
  10. «Лошадка»— Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.
  11. «Грибок»– Раскрыть рот, улыбнуться. Присосать широкий язык к нёбу. Натянуть подъязычную уздечку.

Мы познакомились с базовым комплексом артикуляционной гимнастики. А теперь я хочу вам показать, как можно провести ее в игровой форме, о чем говорилось ранее.

  1. Наш Язычок живет в своем домике-ротике за заборчиком(«Заборчик»)
  2. Давайте заглянем к нему через окошечко(открываем ротик)
  3. Язычок проснулся, посмотрел на часы( «Часики»).
  4. Встал и пошел чистить зубки. Сначала нижние, потом верхние.( «Почистим зубки»)
  5. Почистил он зубки и побежал качаться на качелях. Качался вверх, вниз(показ 3 раза). ( «Качели»)
  6. Потом решил покататься на горке( «Горочка»).
  7. Порвал Язычок на горке свои штанишки. Взял иголочку(«Иголочка»).

И стал зашивать (двигаем язычок иголочкой вперед-назад). Зашил.

  1. Устал и лег отдохнуть( «Лопатка»). Давайте расслабим язычок(хлопаем по языку губами, говоря: пя-пя-пя).
  2. Отдохнул и пошел пить чай вот из такой чашечки( «Чашечка»).
  3. Чай он пил с вареньем и было ему так вкусно, что он от удовольствия облизывал свою верхнюю губку(«Вкусное варенье»).
  4. Захотелось ему грибов, сел он на лошадку и поскакал в лес(«Лошадка»)
  5. Остановил лошадку ТПРРУУ и увидел грибочки
  6. Вот такие!( «Грибок»). Собрал Язычок грибочки и положил их в корзинку.
  7. На лошадке вернулся домой и закрыл свой домик.

Я привела пример сказки, а педагог может придумать любую другую.

Например, «привязать» артикуляционную гимнастику к изучаемой в саду лексической теме.

Если это весна, то язычок может стать широким, как лужа («лопатка») и узким как сосульки на крыше («иголка»), он может прыгать по лужам (щелкать язычком, высоко поднимая его). Губки можно сжимать в трубочку, изображая почки на деревьях.

Все, что подскажет фантазия.

Также, детям очень нравится самим показывать упражнения, выбирать тех, кто делает их правильно и красиво, в качестве ведущих. Дети также любят придумывать свои сказки о приключениях Язычка.

Все, это делает артикуляционную гимнастику разнообразной, интересной, неутомительной и стимулирует активность детей.

Еще одним важным условием правильной речи является длительная направленная воздушная струя.

Для ее формирования есть несколько эффективных упражнений.

Выработка воздушной струи может проводиться одновременно с артикуляционной гимнастикой. Важно вдох делать носом, а выдох ртом.

Упражнения для воздушной струи.

  1. «Сдуть снежинку». Положить на ладошку кусочек ватки, бумаги. Губы вытянуть трубочкой. Сильно подуть. Следить, чтобы щёки не надувались. Воздушная струя должна быть сильной, плавной, непрерывной.
  2. «Шторм в стакане». Рот открыт. Губы в улыбке. Посередине языка кладётся соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щёки не надувались!
  3. «Фокус». Положить на кончик носа кусочек ватки. Слегка вытянув губы, подуть вверх и сдуть ватку.
  4. Голосовые упражнения. Поем гласные звуки: А. У, О, И.

Обращаем внимание на то, что выдох делаем носом, плечи опущены, а выдох выполняем ртом – он длительный и непрерывный.

Можно петь сочетания гласных: АУ, УА, ИА, АУИ.

Условия проведения артикуляционной гимнастики.

  • Дети выполняют упражнения совместно и под контролем взрослого.
  • Выполнять комплекс упражнений ежедневно по 5-7 минут.
  • Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого.
  • Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
  • Игровая форма
  • С помощью картинок, стихов.
  • Под музыкальное сопровождение
  • Для показа упражнений выбирается «профи»– ребенок, лучше всех делающий гимнастику.
  • Презентации артикуляционной гимнастики.

Место и время проведения.

  • Проводить гимнастику можно и нужно утром, активизируя внимание детей и «запуская»головной мозг в работу.
  • Перед обедом.
  • После тихого часа.
  • Место проведения: светлое, проветренное помещение.

Нужны ли зеркала каждому ребенку? Я считаю, что – нет.

Зеркала отвлекают внимание детей.

Воспитатель — зеркало для ребенка.

Дети, таким образом, научатся лучше чувствовать свой язык, губы и зубы.

А также осознанно выполнять движения.

Регулярное проведение артикуляционной гимнастики в условиях детского сада, начиная с младших групп, будет способствовать укреплению мышц речевого аппарата, своевременному формированию правильного звукопроизношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. А значит, значительному сокращению процента детей с нарушениями речи.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников — комплекс упражнений

Не все дети сразу начинают говорить правильно. Многие малыши в течение долгого времени учатся произносить слова так, как это делают взрослые, и нередко у них возникает необходимость обратиться к артикуляционной гимнастике. При ее проведении задействуется речевой аппарат, движения которого определяют фонетические особенности разговора крохи.

Упражнения артикуляционной гимнастики

Для четкой артикуляции необходима слаженная работа всех речевых органов. Чтобы добиться правильной дикции, ребенку часто приходится выполнять специальный комплекс артикуляционной гимнастики, который включает в себя определенные элементы. Исходя из того, какие проблемы имеются в речи крохи, подобные занятия могут иметь различный характер. Их цель – это выработка определенных положений и движений речевого аппарата, необходимых для правильной фонетики, или же исправление логопедических дефектов.

Общая артикуляционная гимнастика

Развитие речи деток происходит планомерно. Прекрасно, если заботливые мамы с младенчества будут периодически заниматься с сыном или дочкой забавными и веселыми упражнениями в форме игры, незаметно корректируя их произношение. Такие занятия полезны каждому. Для ребят, которые не имеют особенных проблем с речью, подойдет общий комплекс артикуляционной гимнастики, состоящий из следующего:

  1. «Улыбка». Улыбнуться, как можно шире растянув губы. При этом ротовую полость видно быть не должно.
  2. «Забор». Сильно сжать челюсти и улыбнуться. Удерживать 5 секунд.
  3. «Бублик». Сжать челюсти, округлить губы наподобие трубочки и вытянуть вперед. Оставаться в такой позиции, считая до 5.
  4. «Хомячок». Надуть щеки, сосчитать до 5 и расслабиться.
  5. «Худышка». Как можно сильнее втянуть щеки, слегка приоткрыв рот.
  6. «Посчитай». Нужно языком «посчитать» все верхние зубки.
  7. «Маляр». Улыбнуться и открыть рот. Несколько раз провести языком по небу по направлению к горлу.

Такие общеукрепляющие занятия, польза которых очевидна, подходят абсолютно всем дошкольникам, вне зависимости от состояния их речевого аппарата и других особенностей организма. Их нужно выполнять даже с теми детками, которые хорошо говорят для своего возраста, ведь подобные игры трудно переоценить. Кроме того, малышам очень нравится это развлечение.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

С произношением шипящих у маленьких детей возникает большое количество проблем. Например, некоторым может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ш», в которую входят:

  1. «Чистим зубки». «Почистить» внутреннюю поверхность зубов в разные стороны.
  2. «Трубочка». Поставить верхнюю челюсть на нижнюю, улыбнуться и подождать 3-5 секунд. После вытянуть губы трубочкой, 5 секунд оставаться в этом положении, после чего расслабиться.

Артикуляционная гимнастика для звука «щ» будет выглядеть несколько иначе:

  1. «Ветер». Подуть как можно сильнее.
  2. «Одуванчик». Взять известный цветок и как можно быстрее сдуть с него все лепестки.

Некоторым деткам может потребоваться артикуляционная гимнастика для звука «ж». Как правило, в нее входят:

  1. «Грибок». Улыбнуться, обнажив челюсть, и постараться прижать язык к небу так, чтобы площадь соприкосновения была наибольшей.
  2. «Гармошка». Изобразить улыбку и слегка приоткрыть рот. Постепенно ускоряя темп, открывать и смыкать челюсти.

Артикуляционная гимнастика для звука «ч» в большинстве случаев выглядит следующим образом:

  1. «Накажем язычок». Изобразить улыбку и быстро-быстро покусывать краешек язычка.
  2. «Лопата».Высунуть язык и распластать его по нижней губе, стараясь дотянуться до подбородка.
  3. «Чашечка». Стараться одновременно приподнимать кверху края языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

Для этой группы лучше всего подойдет такая артикуляционная гимнастика:

  1. «Кусака». Улыбнуться и протяжно сказать «и-и-и-и…». После этого, не меняя положения, поочередно кусать края слева и справа.
  2. «Дуем на лопаточку». Немного высунуть язычок и опустить его к низу, а потом подуть на его середину. Это лучшие упражнения для постановки звука с.
  3. «Катушка». Широко улыбнуться и расположить краешек языка на внутренней поверхности нижней челюсти. В спокойном темпе высовывать язычок и «вкатывать» его обратно.
  4. «Блинчик». Поставить кончик языка за нижние зубы, слегка выдвинуть его вперед и быстро покусывать. Такая артикуляционная гимнастика для звука «з» помогает очень быстро поставить правильное произношение.
  5. «Месим тесто». Высунуть язык, положить его максимально низко и пошлепывать губами.
  6. Эта артикуляционная гимнастика для звука «ц» и других свистящих должна проводиться одновременно с дыхательными упражнениями. Ребенок должен управлять выдыхаемой струей воздуха с помощью ватки – в случае правильного выполнения этот предмет, поднесенный ко рту, должен заметно отклоняться. Если же этого не происходит, такая артикуляционная гимнастика бессмысленна.

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

Данные фонемы нередко вызывают у маленьких детей серьезные затруднения. Так, огромному числу ребят требуется артикуляционная гимнастика для звука «р»:

  1. «Цок-цок». Изобразить с помощью речевого аппарата, как цокает лошадка копытами.
  2. «Кучер». Сомкнуть челюсти и сильно подуть. Если все выполнено правильно, губы должны вибрировать и слышен знакомый деткам сонант «тпру-у-у».

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «л» выглядит несколько иначе:

  1. «Жало». Вытянуть язык, сильно напрячь его и сделать очень узким, наподобие жала. Удерживать это состояние 5-10 секунд.
  2. «Маятник». Высунуть язычок и перемещать его в разные стороны 10-15 раз.
  3. «Пароход». Краешек языка высовываем и зажимаем, а потом протягиваем «ы-ы-ы-ы».

Как поставить заднеязычные звуки?

Упражнения для заднеязычных звуков должны выглядеть следующим образом:

  1. «Борец». Приложить указательный палец к языку и высовывать его и всовывать обратно, противоборствуя рукой.
  2. «Ложечка». Нужно медленно говорить «та-та-та», а взрослый в этот момент должен прикладывать к его ротовой полости ложечку в разных местах. Постепенно вместо «та» у малыша будут получаться другие фонетические элементы.

Глухие и звонкие согласные – упражнения

Артикуляционная гимнастика на звук «т», «б», «п» и другие согласные состоит из таких включений:

  1. «Плевок». Улыбнуться, обнажить челюсть и сымитировать плевки.
  2. «Зажим». Сильно закусить губу и выдохнуть. Выполнение такого задания – самая лучшая постановка звука «п».
  3. «Лягушка». Зажать кончик языка зубами и говорить «па-па-па», одновременно раздвигая уголки губ пальцами. Подобное занятие – лучшая артикуляционная гимнастика для звука «б».

Артикуляционная гимнастика для гласных звуков

Для постановки гласных лучше всего подойдет подобная артикуляционная гимнастика:

  1. «Укачивание». Длительно тянуть «а-а-а», имитируя покачивание куклы.
  2. «Пароход гудит». Вытянуть губы наподобие трубочки и тянуть «у-у-у…». «Волк». Сжать кулаки, нахмурить брови и сомкнуть челюсти в оскале. Длительно тянуть «ы-ы-ы».

Пассивная артикуляционная гимнастика

Некоторых детей беспокоят серьезные проблемы со здоровьем, например, дизартрия, при которой подвижность органов речи ограничена. При таких обстоятельствах требуется комплексное лечение, которое назначает врач. Нередко пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии состоит из:

  1. «Бурундук». Пальцами оттянуть верхнюю губу так, чтобы можно было увидеть десну. Одновременно произносить «ба-ба-ба».
  2. «Маятник». Двумя пальцами захватить язычок и перемещать его влево и вправо.

При дизартрии полезны и другие упражнения, связанные с перемещением этого органа в разных плоскостях. Делать их нужно медленно и размеренно, не прикладывая значительных усилий. Кроме того, артикуляционная гимнастика должна предваряться расслаблением челюстных мышц и иных органов. Сделать это можно с помощью зубной щетки или других приспособлений.

Артикуляционная гимнастика для малышей

Маленьких деток непросто заставить выполнять необходимые задания. Поэтому артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится в форме игры. Ребятам очень нравится изображать, как «говорят» животные, вертеть язычком в разные стороны и складывать его в различные фигуры, клацать им, цокать, пытаться достать до носа и просто смешно кривляться и даже показывать язык друг другу, — все это очень полезно. Подобные игры всегда привлекают мальчиков и девочек и могут стать основой интересных соревнований.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Всем родителям детей дошкольного возраста необходимо знать, как проводится артикуляционная гимнастика. Делать ее необходимо каждый день, чтобы получаемые крохой навыки могли закрепляться. При этом не нужно слишком сильно нагружать маленького – уделять занятиям нужно лишь по 5 минут 3-4 раза в день. Если же у крохи имеются выраженные логопедические проблемы, занятия должны проводиться вместе с опытным врачом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector