Упражнения по русскому языку 5 класс
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Упражнения по русскому языку 5 класс

Рабочая тетрадь по русскому языку для 5-го класса

Тетрадь
по русскому языку
учени_ 5_класса
_______________
________________

Повторение в начале учебного года
Состав слова
Упражнение 1
Подберите однокоренные слова.
Диво — ___________________________________________________________
Слава — __________________________________________________________
Даль — ___________________________________________________________
Тряска- __________________________________________________________
Вина -____________________________________________________________

Упражнение 2
Разберите слова по составу.
Загадка, тормозишь, ночной, жёлтенький, лётчик, чистенький, пролетают,
лимонный, чугунный, карман, молчаливый, прославлять, удивительный, дальний, безвинный, встряхнуть.

Упражнение 3
Выпишите однокоренные слова.
А) Гора, гористый, горный, горец, горе.
Водитель, водяной, водить, вода.
Делит, дело, разделить, деловой, делец.
Б) Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал он.

Правописание безударных гласных
Упражнение 4
Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
р_веть – р_в выст_вка – ст_вить з_ма – з_мний
затр_щал – тр_ск нач_ла – нач_ло уд_вительно –д_во
встр_чать – встр_ча затр_щал – тр_ск тр_сёт – тр_ска
хл_потать – хл_поты т_желый –т_жесть т_рговать –т_рг
взгл_нуть – взгл_д тр_пинка – тр_пы просл_влять – сл_ва

Упражнение 5
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
др_жать -__________ др_знить- ___________
ч_совщик -__________ м_ряк -_________________
ж_леть -_____________ з_л_то — _________________
л_петал- _____________ см_треть-________________
т_нуться -____________ вр_дитель — ______________
св_тлеет -____________ уд_вительный- _____________
прибл_жаться -_________ сож_леть -_________________

Упражнение 6
Вставьте пропущенные безударные гласные.
Л_нивый2 к_тёнок п_щит, щенок вес_ло в_зжит. П_сти ск_тину2 в д_лине пом_гала п_стуху2 собака. Море с_нело, парус б_лел вд_ли, песок сиял б_лизной. Ураганный ветер пов_лил б_льшие с_сновые2 и _ловые д_ревья. На фоне н_чного неба над д_мами пок_залась луна.

Упражнение 7
Выпишите слова с проверяемой безударной гласной.
Осень позолотила леса и поля. Пожелтели деревья в лесу. Дети шли по лесной тропинке. Потянул лёгкий ветерок. Настали холодные ночи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 8
Вставьте пропущенные буквы.
К_пуста, к_ртофель, м_рковь, ст_лица, п_м_дор, в_рона, с_рока, ур_жай,
к_рзина, б_рёза, л_сица, м_л_ток, ар_мат, д_ректор, п_ртрет, в_стибюль.

Упражнение 9
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически( что пишу, где пишу, почему пишу)
Р_бину называют _сенней2 красавицей. Она не б_ится хол_да, а её ягоды становятся2 сладкими2 от м_роза. Р_бина – п_лезная ягода. Она обогащает почву св_ими пл_дами, привл_кает массу птиц. А птицы истр_бляют вр_дителей л_сов.

Правописание согласных в корне слова

Упражнение 10
Вставьте пропущенные непроизносимые согласные.
изве__ный – изве__ие преле__ный – преле___ь
радо__ный – радо___ь вку__ный – вку__
опа___ный – опа__ен чуде___ый – чуде__а
прекра__ный – прекра_ен вла__ный – вла___ь
ус__ный – ус__а гру__ный – гру___ь
уча__вовать – уча___ие окре__ный – окре__
нена__ный – нена___ье жало___ливый – жалос__ь
здра__ствуй – здра__ие гиган__ский – гиган__ы
аген__ство – аген__ ненави__ный – ненави__ь
обла__ной – облас__ь корыс__ный – корыс__ь

Упражнение11
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
звёз_ный — _________ поз_но — ____________
праз_ник — _________ доблес_ный -___________
грус_ный — _________ лес_ница — _____________
окрес_ность — _________ мес_ность -_____________
свис_нул -____________ чу_ ство -_______________
счас_ливый — __________ радос_ный — ____________
капус_ный — ___________ гиган_ский — ____________
ярос_ный — ____________ облас_ной — _____________

Упражнение 12
Выпишите слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подберите к ним проверочные слова.
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят –я снова счастлив, молод!

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный. »
(А.С. Пушкин)

Упражнение 13
Вставьте пропущенные буквы.
Поз_но, мес_ность, сер_це, трос_ник, чу_ства, со_нце, вкус_ный, опас_ный, здра_ствуй, ус_ный, счас_ливый, ненас_ный, извес_ный, звез_ный, ужас_ный.

Упражнение 14
Вставьте пропущенные буквы.

Ж_вые приметы.
Ж_выми барометрами _вляются п_уки. Они не переносят сырости, поэтому ре_ко выходят на охоту утром. По утрам они по_вляются тогда, когда нет р_сы. А это верный признак скорого д_ждя. Подсказывают п_году и навозные жуки. Они ч_ще л_тают над л_сными д_ро_ками и тр_пинками. По_вление жука – верная примета х_рошей п_годы. Даже если и_росит дождь, а жук л_тает, ненас_ная п_года скоро кончится.

Части речи

Упражнение 15
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
См_треть, брош_ра, пред_юбилейный2, доро_ка2, кл_новый, _синовый, не увидишь, по д_реву, налево, меня.

Упражнение16
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глагола.
Посмотр_м, застел_м, среж_шь2, се_шь, слыш_те, мечта_те, наклон_шься2, увид_шься2, дыш_т, излуча_т, багрове_т, наскоч_т, распиш_т.

Упражнение 17
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение и лицо глагола.
( погонишься – 2 спр., 2л.)
Угоща_ш_ся, залива_ш_ся, заверт_ш_ся, ласка-ш_, стел_ш_ся, чист_ш_ся,
стучиш_ся, побре_ш_ся, печал_ш_ся, напуга_ш_ся, верт_ш_ся, груз_ш_ся,
равняя_ш_ся, пачка_ш_ся, свяж_ш_ся, озира_ш_ся.

Упражнение 18
Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение существительных.
Правильная реч_, много туч_, острый нож_, без груш_, вкусная дич_, ужасный смерч_, из-под крыш_, сильная фальш_, морской пляж_, без встреч_, звонкий мяч_, тысячи тысяч_, мягкий плюш_, лесная глуш_.

Упражнение 19
Вставьте пропущенные буквы, определите склонение, падеж существительных.
К маск_, на асфальт_, на атлас_, без бирк_, о гибел_, около арк_, о черемух_,
о ладон_, без жимолост_, у рощ_, к картин_, из овчарн_, для вырезк_, о сирен_ без верхушк_, в ежевик_, для жизн_, до башн_, для площадк_, до дуэл_.

Упражнение 20
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
Смотриш_, малыш_, береч_, помощ_, дрож_, нарядиш_ся, светиш_ся, плащ_, много дач, объеш_ся, у рощ_, ёж_, товарищ_.

Упражнение 21
Вставьте пропущенные буквы.
Уд_вительно, разд_ваться, объед_ниться, просл_вление, д_лина, д_лекий,
землетр_сение, во_зал, рю_зак, спор__мен, посв_тить (рассказ), содр_гнуться, р_деющий, обв_нять.

Упражнение 22
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически.
Это было как (в) ска_к_. Кл_новые2 лист_я пов_сали (на) нитках _сенней п_утины. Лес прощ_лся (с) со_нцем. А при прощ_нии все бывают грус_ными.
Солнечные2 зайчики играли на _павших лист_ях. Я выбрал зайчика п_крупней и накрыл пл_щом. Получилась мя_кая постель. Как хочет_ся сесть на неё после долгой хо_ьбы. Рядом, на куст ш_повника. Сл_телись п_грет_ся2 мо_ки. Сядет мо_ка на лё-кий лист, а он (не) держит тяжест_, валит_ся (на) землю.

Работа над ошибками.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словосочетание и простое предложение

Упражнение 23
Вставьте пропущенные буквы, выпишите все словосочетания.
У л_сной п_ляны я увидел высокую многоцветную гр_зу.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 24
Проверочная работа
1.Найдите словосочетание «сущХ. + прил.»
1едем направо; 4. помощь друга;
2.в синюю высь; 5. слушаю песню
3.тоскуешь по дому

2Найти словосочетание «сущ.Х + сущ.»

  1. беседуем за столом 4.на вершине ели;
  2. густых ёлок 5. Учишься с желанием
  3. резкого ветра

3.Найдите словосочетания «глагол Х + сущ.»
1. объясняем пример 4.растаяли снега
2. вырос гриб 5.беседовать с другом
3. поздним вечером

4.Укажите именные словосочетания
1. устный счёт;
2. участвовать в соревновании;
3. участвовать в игре;
4. чествовать победителя.

5. Укажите глагольные словосочетания
1.ужасный ветер;
2.расстилаться по вершине;
3. искусный мастер;
4.собирать крыжовник

6.Словосочетание –это___________________________________________
_______________________________________________________________
Если главное слово выражено____________________, то это словосочетание именное, если ____________________, то глагольное, если _______________, то наречное.

Упражнение 25
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, составьте схемы предложений.

  1. Ле_кий в_терок гон_т топит _блака.
  2. Над цветами кружат_ся з_лотые пчёлы жадно п_ют сла_кий мёд.
  3. Осень пришла и завладела садами п_лями и птицами.
  4. На севере дерев_я растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
  5. Лёнька взял шёлковую леску прив_зал к ней за хвост плотвицу и закинул её через лаз в подполье.
  6. В садах растут и плодовые дерев_я и ягодные дерев_я и ягодные кусты.

Упражнение 26
Вставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы предложений.

  1. На опушке леса росли цветы колокольчики ромашки гвоздики.
  2. Мы взяли с собой всё необходимое продукты одежду тёплое бельё.
  3. Николай умеет делать всё водить машину поменять шины чинить паруса.
  4. Листья лежали везде на потемневшей воде на побуревших тропинках.
  5. Ни суровый климат ни густые леса ни болота ничто не пугало юных натуралистов.
  6. На склонах горы на ветках деревьев везде лежал снег.

Упражнение 27
Вставьте пропущенные знаки препинания ,составьте схемы предложений .
1.С б_ков доро_ки кустами росла с_рень и в самой глуши сада ст_яла бесе_ка.
2. Капли д_ждя ре_ко застуч_ли и зашлёпали по лист_ям.
3. В другой костёр дед полож_л сухие полен,я чтобы они горели всю ноч_.
4.Он почу_ствовал что кто-то схватил его за руку.
5. Когда отря_ подходил к реке по_вился пароход.
6.Герда стала рассказывать обо всем что она испутала.
7.Когда карета проехала три мили ворон простился с девочкой.

Читать еще:  Эспандер бабочка упражнения

ГДЗ по русскому языку 5 класс

авторы: Л. А. Мурина Ф. М. Литвинко

авторы: М.Т. Баранов Т.А. Ладыженская

авторы: С.И. Львова В.В. Львов

авторы: М.М. Разумовская С.И. Львова

авторы: А.Ю. Купалова А.П. Еремеева

авторы: Долбик Е. Е. Леонович В. Л.

авторы: Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева

авторы: В.В. Бабайцева Л.Д. Беднарская

авторы: Э. В. Якубовская Н. Г. Галунчикова

авторы: Быстрова Е.А. Александрова О.М.

авторы: Шмелев А.Д. Флоренская Э.А.

авторы: Быстрова Е.А. Кибирева Л.В.

авторы: Рыбченкова Л.М. Роговик Т.Н.

авторы: Рыбченкова Л.М. Алесандрова О.М.

авторы: Бабайцева В.В. Беднарская Л.Д.

авторы: Л.А. Тростенцова А.Д. Дейкина

авторы: Склярова В.Л. Фомина Т.В.

авторы: Янченко В.Д. Латфуллина Л.Г.

авторы: Соловьева Т.В. Журавлева Л.И.

авторы: Ладыженская Т.А. Баранов М.Т.

авторы: Жанпейс У.А. Озекбаева Н.А.

авторы: Чердаков Д.Н. Дунев А.И.

авторы: Сабитова З.К. Скляренко К.С.

Упражнения по орфографии 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по орфографии 5 класс»

Упражнение 1. Выпишите только слова с чередующейся гласной в корне, графически объясняя.

Роса, растворить, растение, роскошный, возлагать, предположить, растаять, ложный, лагерь отдыха, расположение, растяпа, оросил, отрасль, подрастать, вложить.

Упражнение 2. Спишите, графически объясняя выбор гласной в корне.

а) Пол_жить на полку, удобно распол_житься, предпол_гать ответ, сл_жить книги, распол_гать запасами, предл_гать помощь, кратко изл_жить содержание, прол_жить путь.

б) Город Р_стов, устье зар_сло, морские водор_сли, дети подр_сли, выр_стить в саду, произр_стать в пустыне, богатая р_стительность, выр_щенные лимоны, мир р_стений, переходный возр_ст, зар_сли камыша, сберечь пор_сль, подр_стковый врач, р_стущие на берегу, зеленый р_сток, отр_сль хозяйства.

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните те словосочетания, в состав которых входят слова с чередующимися гласными в корне. Графически объясните написание выбранной гласной.

Простое предл_жение, горная р_стительность, обильная р_са; сотр_сать воздух, возл_гать надежды, р_скошные цветы, ув_дать без воды, распол_житься у костра; пор_сло травой, дождь ор_сил травы.

Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя выбор орфограмм в корне.

а) Изл_гать содержание, хорошо изл_жить; знать признаки прил_гательного; написать изл_жение; оба сл_гаемых; распол_житься на ночлег; распол_гать свободным временем.

б) Гул нар_стает, р_скошные р_стения, зар_сли камышом, выр_сли подснежники; зеленые водор_сли, Р_стислав; р_стущий ребенок.

в) Предпол_жения не подтвердились; капельки р_сы; тропа зар_стает; р_стительное масло; изменить пол_жение; лепестки р_стений; сл_гать стихи; желуди прор_сли; сберечь р_стения от мороза; просека зар_стает; предл_жить помощь.

Упражнение 5. Распределите слова в два столбика, объяснив графически выбор а – о в корне.

Подр_сли, распол_гаться, прил_жить, выр_стать, распол_жение, Р_стов, обр_сли, сл_жить, возл_гать, пол_гаться, р_сток, выр_щенный, отр_сль, р_сти, нар_щение, прил_гать.

Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя графически выбор орфограмм в корне.

1. Панды питаются р_стениями, в основном молодыми р_стками бамбука. (И.Акимушкин) 2. Чахлые сосны р_стут на отвесной стене, шепчут под солнцем и зябнут при тусклой луне.*(К.Бальмонт) 3. В зар_слях трос_ника просвечивала вода. 4. С каждым годом р_стет интерес к исчезающим с лица Земли животным. (И.Акимушкин) 5. Густая трава р_сла по берегам озера.(Д.Мамин-Сибиряк)

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Объясните графически выбор орфограмм в словах с пропуском.

К водопаду мы предпол_гали отправиться на ра_вете но вышли поз_но. Со_нце уже пекло бе_жалос_но. Дорога к горам т_нулась по берегу моря. Под ногами хрустели черные водор_сли. Волны выбр_сили их на берег а со_нце высушило.
К вечеру добрались до ущелья. Товарищ_ предл_жил _делать _десь остановку. Мы распол_жились у скалы. Подножие ее было покрыто густой р_стительностью. В зар_слях кустов мы увидели р_скошные цветы.
Но вот со_нце спряталось и сразу спустились сум_рки. Мы разл_жили костер и устроили _десь ночлег.

Упражнение 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите по составу выделенные слова.

1. Из-за ветров горные деревья часто выр_стают однобокими. 2. Плотной стеной темнели зар_сли камыша. 3. Утки зябли в зар_слях и крякали всю ночь. (К.Паустовский) 4. Я добрался допихтовой зар_сли и распол_жился на крохотной поляне. (В.Бурлак) 5. Густые кусты разр_слись по склонам оврага. 6. Кратко изл_жи содержание параграфа. 7. В густой тени елового леса р_стут лишь немногие р_стения. (И.Соколов-Микитов)

Упражнение 9. Спишите, распределяя слова в две колонки, вставляя пропущенные буквы, объясняя выбор гласной в корне.

проверяемые безударные гласные в корне | чередующиеся гласные в корне

Распол_гаться, уд_вляться, оч_ровать, совм_щать, р_стение, р_сток, пол_гаю, зар_сло, изл_жение, распол_житься, предпол_жение, ок_заться, д_лекий, сокр_тить, просл_влять, р_стущий.

Буквы ё – о после шипящих в корне

Упражнение 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая морфему, в которой пропущена буква.

а) Узкая щ_лочка, мягкая ш_рстка, тихий ш_пот, спелый крыж_вник, ч_рствый хлеб, ж_лтый ш_лк, реш_тка, ч_тное число, вкусный ш_колад, ж_сткий сухарь, широкое ш_ссе, щ_лкать орешки, ж_лудь, мокрые ш_рты, сильный ож_г, подж_г хворост.

б) Выбраться из чащ_бы, тяж_лый ранец, тонкая ж_рдочка, ч_ткий рисунок, таинственный ш_рох, умелый ш_фер, уч_ба в школе, новая щ_тка, короткая ч_лка.

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Среди листвы умолк м_лейший ш_пот. (К.Бальмонт) 2. Посреди ночи стихло все: ш_рохи листьев, ш_рохи шагов, голоса птиц. (Н.Сладков) 3. Олененок ходил около куста и прислушивался к м_лейшему ш_роху. (Д.Мамин-Сибиряк) 4. Ч_рная туча в_сит над полем. 5. В унылое безмолвие комнаты не проникал ни ш_пот листвы сирени, ни шум дождя. (Г.Корольков)

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Улыбнулись сонные березки, растрепали ш_лковые косы. (С.Есенин) 2. Легкий ветер гнал с ш_рохом по льду крупинки снега. (А.Казанцев) 3. Одна мысль об этой чащ_бе наводила на меня ужас. 4. Ветер что-то наш_птывал березкам. 5. Мороз покусывал нос и щ_ки. 6. Елочка стала р_сти, а береза прикрывала ее от ож_гов солнца и мороза. (М.Пришвин)

Составьте схемы первого и последнего предложений.
Разберите по составу выделенные слова.

Упражнение 1. Спишите, вставляя и или ы после ц. Выделите морфему, в которой находится данная орфограмма.

а) Новый ц_ркуль, свежие огурц_, седой ц_ган, цветы ц_кория, улиц_ города, душистая акац_я, станц_я метро, ц_ганская песня, гнездо синиц_, круглолиц_й мальчик, лисиц_н след, ц_клон, подойти на ц_почках.

б) Ц_рк, ц_плячий пух, панц_рь, ц_гейка, ц_фра, дисц_плина, ц_ркач, операц_я, ц_кнуть, гусениц_, редакц_я, молодц_, Куниц_н, красавиц_, бледнолиц_й, дикц_я, смуглолиц_й, Птиц_н, репродукц_я, учениц_, репетиц_я.

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Объясните условия выбора и и ы после ц.

а) 1. Лео артист ц_рка.* Это морской лев. 2. Когда львенок спал все погружалось в тишину.* Все х_дили на ц_почках и разг_варивали ш_потом. 3. Глазки львенка были похожи на щ_лки. 4.Лисенок выл_зал из клетки только ночью и пугался всякого ш_роха.*

Подчеркните суффиксы в выделенных словах.
Подчеркните грамматические основы в отмеченных предложениях.

б) 1. Синиц_ ц_кают поползень свистит. (Г.Корольков) 2. Лед ск_вал воды залива крепким панц_рем. (В.Мелентьев) 3. Ц_рк р_дился в Древнем Риме. 4. Бегают по деревьям гоняются за белками злые куниц_. 5. Круглая клумба с м_хнатыми ж_лтыми цветами похожа на лукошко с ц_плятами. 6. Уже поют в уютной листве соловьи скворц_. 7. Круглолиц_й подсолнух в оконце зат_вает со мной разговор. (Ю.Могутин)

Упражнение 3. Выпишите из текста слова с и и ы после ц, распределив их в две колонки. Вставьте пропущенные буквы. Объясните условия выбора и и ы после ц.

Аттракционов в ц_рковом представлении было много. Все птиц_: и скворц_, и синиц_, и даже неуклюжие куриц_ – были молодц_ и необыкновенные умниц_. Они становились на ц_почки, весело клевали огурц_ и перелетали со спиц_ на спицу. Самая большая курица водрузилась на панц_рь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать ц_трусовые.
Скворц_, эти неутомимые бойц_, так толкали друг друга, как будто на арене ц_рка происходила настоящая революц_я.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый ц_ган в ц_линдре с ц_пленком в руках. За ц_ганом на ц_почках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький ц_пленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали ц_фры, показанные ему.
В конце выступления ц_ган, к всеобщему изумлению, достал из маленького ц_линдра цветы: нарц_ссы, настурц_и – и под бурные аплодисменты подарил их зрителям.

Читать еще:  Упражнение от сутулости

(Из газеты «Русский язык»)

Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

а) Цветки многих р_стений уд_вительные часы. Они живут по своему р_списанию.
Дневные цветы ра_крывают свои вен_чики на ра_вете когда и_чезают ноч_ные сум_рки. В четыре утра ра_пускает голубые звездоч_ки ц_корий потом ра_пр_вляет широкие л_пестки ш_повник.

б) Возле дороги распол_жился одуван_чик. К шести утра начинают т_нуться к со_нцу его ж_лтые головки. За ним вспыхнут цветки гвоздики.
Со_нце зал_вает осл_пительным светом окрес_ности и тогда ра_крывается белая лилия кувшинки. Она р_стет на воде.
Дневные цветы первыми и засыпают. Кончается день и со_нце опускается за лес. (С,з)гущаются сум_рки и пробуждаются ноч_ные цветы. Густая темнота л_жится на зар_сли кустов на тропинки.

Сборник упражнений по русскому языку 5 класс.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

5 кл. Сборник упражнений.

Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Поз..ней осенью вып..дает первый снег. Он изм..няет всё в..круг. Пушистые сн..жинки ост..рожн.. касаются земли и она од..вается в белую шубку. Загораются и блестят разн..цветные искорки ин..я. Вода т..мнеет среди пр..брежных зарослей. Как пр..красна б..рёзовая роща! Вет..чки покрыты хлопьями но от любого пр..косновения сн..жинки осыпаются. В ельн…ке снег так засыпал дерев..я что ты их не узнаешь. Ёл..чка ст..новится п..хожей на пр..чудливую сн..жную бабу. Всюду виднеются следы лесных зв..рей.В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почу..ствовать свежесть первого морозца сыграть в сне..ки. Здра..ствуй зима рад..с..но говорят люди.

Ж..ла белка в лесу ни о чём не тужила. 4 Н..кто её н.. б..спокоил. Спала на ветк.. бол..шой ел. Не з…ботилась она ни о ком, только о себе. 4 Пр..шло время и у неё по..вились бел..чата. Т..перь белка от них не уходила.Наступила зима. В лесу нач..лись ..бвалы. Однажды тяж..лый ком сн..га ..брушился с верш..ны д..рева на крышу ж..лища бел..чки. Она выскочила а её бе..помощные детки ок..зались в л..вушк. К кому обратиться за помощ..ю? А вдруг кто..нибу..ь сп..сёт бел..чат.Белка быстр.. пр..нялась ра..капывать снег. Кругл…. гнездо из мя..кого мха осталось целым. Лесная ж..тельница была счастл..ва. Н..что бол..ше не ог…рчит её!

Мы долго бр…дили по лесу. День к…нчался и прибл…жались сум..рки. Д..лекое со нце уходил… за г..ризонт и бросал.. на землю свои п…следние лучи. Л..сные п..ляны нал..вались густой т…мнотой, и она ползла от земли к в…рхушкам деревьев елей сосен.
Но вот замолкли птицы только иногда разд..ется одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать оч…ртания веток потому что лучи вечернего солнца едва осв..щали лес.
Когда солнце скрыл…сь за в..рхушками деревьев след знакомой тр..пинки стал пр..падать.
Вот над елочкой по..вилась первая звезд…чка. Ночь вступала в свои права. Пора возвращаться домой решили мы. .

По древним п..верьям, Мороз выг..няет на поля злых духов. Нал..тают они на белый свет бегают по п..лям и дуют в кулак. От этого подн..мается ветер с метелью а на деревья садится ин…ей. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи и треск н..сётся в..круг. От этой бе..готни умирает жито убиваются лён овёс и травы.Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в с..мействе зач..рпнёт ложку влезет на печь и говорит громко Дедушка Мороз Не бей наш овёс Отведа..т дедушка Мороз вкусного киселя укро..т п..севы снежным од.ялом и сохр..нит их до весны

Усталое летнее солнце уход..т на п..кой за г..ризонт. На запа..де пропадает у..кая полоска света. Над гладкой п..верхностью неширокой реч..нки л..жится туман и окутывает Неглубокий овраж..к п..счаный берег невысокие пр..брежные кусты и светло-зелёный луж..к. Сгуща..тся туман и на землю опуска..тся ночная сыр..сть.

На небе заг..раются первые звёзд..чки. Зам..лкают птицы. В последний раз свистнул предвес..ник ночи соловей. Со..ная тишина не наруша..тся даже ш..р..хом листьев. Только иногда увид..шь в темн..те как пр..несётся летучая мышь.

Тяж..лые от росы цветы с..ёжились и пр…клонились к земле. Сл…жил свои параш..тики п…левой плющ. Непр…глядная тьма рас..тилается по окрес..ности. От земли распространяет…ся резкий ар…мат цветущих р…стений. Ночью их аромат всегда сильнее. Всё в природе об..ято сном. Как пр..красна летняя ночь!

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выполните задания.

Погода стала меня(т, ть)ся. Из (за) д…лекого 2 г…ризонта н…слись и прибл…жались ни…кие обл…ка. Со…нце выгл…нуло из (за) туч м…лькнуло в голубом пр…свете 2 и и…чезло.

Пот…мнело. Нал…тел ре…кий ветер. Он бросил в воду сухие лист…я и погнал их по р…ке. Дождь пойдёт прогов…рила 2 Нина.

Ветер нал…тает с нов…й силой морщит гладь р…ки а потом ст…хает. Зашуршал к…мыш и на воде по…вились кру….ки от первых капель. Валерка громко закр…чал Бежим ребята

Но вот ветер утих снова пок…залось со…нце. Ре…кие капли д…ждя падали на землю. 4 Они пов…сали в траве и в кажд…й капле отр…жалось со…нце.

Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.

Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.

После путешествия по (К, к)арели… мы с мамой отправились о…дыхать до осен… к дедушк… в средн… полосу (Р, р)осси… .

Мой дедушка извес…ный 2 лесник. С карандаш…м и зап…сной кни…кой п…бывал он на (У, у)рал… и в (С, с)ибир… . Он …ткрыл в природ… много тайн.

От станци… мы шли по просек… потом свернули по тропинк… к речк… перешли мостик и направились к лесу. На опушк… нам попались зар…сли малины 4 . В её густой зелен… ле…ко поцарапат…ся но через м…нуту в ладон… л…жит куч(?)ка красных ягод. Какой от них зап…х!

С ветк… на ветку перепархивают птиц… . Такая тиш(?) ! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям. Из (под) куста вылез ёж(?). Пошуршал 2 в траве и и…чез.

Доходим до рощ… а за ней на полянк… избушка дедушк… . Нас радос…но встр…чают дедушка 2 и пёс (Д, д)ружок 3 .

Задания по русскому языку, 5 класс: для занятий дома

Если ваш ребёнок пошёл в 5 класс, то это самое время, когда нужно более серьёзней подойти к занятиям по его обучению и образованию. Начальная школа уже позади и важно, чтобы первая ступенька средней школы прошла без каких-либо затруднений. В средней школе сложность и количество предметов существенно возрастают. Ребёнку в этот период необходимо заниматься не только в школе с учителем, но и с вами, родителями, чтобы вы могли контролировали его успеваемость. Для этого, в помощь вам, мы приводим задания по каждой теме из программы по русскому языку за 5 класс. Вы также, можете легко придумать аналогичные примеры самостоятельно, когда отрешаете представленные. Эффективнее решать их вместе с ребёнком, попутно задавая дополнительные вопросы, вместе разбирать непонятные примеры. Но можно дать их ребёнку и для самостоятельной работы, а затем вместе разобрать ошибки.

Эти задания вы можете распечатать на принтере.

Задание 1

Определите, к какой части речи относятся слова, назовите признаки частей речи, которые вам помогли:

Весёлый, однако, не, солнце, удивит, новее, влево, над, бы, под, к, бегаешь, по-хорошему, и, я, медный, наш, смотрит, он, но, панама, странный, крот, лисья, красив, точь-в-точь, доброта, вдвоём, краснота, Англия, двухэтажный, пятилетний, тоже (то же), столько, поедание, зато (за то), ввиду, всё-таки, там, вблизи, благодаря, пусть, глубже, чуть-чуть, бегом.

Задание 2

Вставьте пропущенные буквы:

На дорог…, ш…в на плать…, знач…к, доверч…вый, син…м плам…нем, о хорош…м человеке, в зимни… сумерки, город разв…вается, косы разв…ваются, свободно дыш…тся, качели покач…ваются, пойти влев…, изредк… посматр…вать, (н…)кто иной, (н…)кто (не)известный, (в)течени…, (в)отличи…

Задание 3

Дайте характеристику предложению (повествовательное/побудительное/вопросительное, восклицательное/невосклицательное, простое/сложное (если сложное, ССП или СПП), распространённое/нераспространённое):

  • Мама придёт поздно.
  • Пока ты тут отдыхаешь, я всю квартиру отдраила!
  • Вынеси мусор.
  • Ты пойдёшь со мной в кино?
  • А всё потому, что ты лентяй!
  • Если я сейчас не сяду за пианино, то не успею выучить этюд к экзамену.
  • Он и песни пишет, и в теннис играет, и на огороде работать успевает.
  • Ах, скорее бы осень!

Задание 4

Подчеркните все члены предложения (одной чертой подлежащее, двойной – сказуемое, волнистой – определение, пунктиром – дополнение, чередуя точку и тире – обстоятельство, союзы обводите в кружок, предлоги в треугольник):

  • Как только я кивну, сразу опускай занавес.
  • Карандаш – не краски, так выразительно не получится.
  • Ты успеешь написать сочинение до конца недели?
  • Светает.
  • Не бойся, она не кусается.
  • Аккуратно! Это наша семейная реликвия, очень древняя флейта, моему прадедушке её подарил индеец во время экспедиции.
  • Появился и исчез.
  • Я буду ждать тебя у нашего шалаша около полудня, хорошо?
Читать еще:  Упражнение со скакалкой

Задание 5

Определите, какая связь в словосочетании (согласование, примыкание, управление):

Глупый лис, в глубоком пруду, на пятой платформе, смотреть на огонь, никому не рад, искоренение глупости, стоим рядом, чуть левее, весьма загадочно.

Задание 6

Расставьте знаки препинания при однородных членах:

  • Я ему всё готовлю: и каши и супы и котлеты и гарниры всевозможные, а он ничего не ест!
  • Вчера в дельфинарии были, а там при входе можно сфотографироваться с лягушками ящерицами всякими даже крокодилы есть.
  • Учительница сказала, что нужно восемь тетрадей в линейку три в клетку цветные карандаши и циркуль.
  • Выбирай: я или он.
  • Либо ты сейчас начинаешь собираться либо мы никуда не идём.

Задание 7

Расставьте знаки препинания при обращениях:

  • Мама ну сколько можно!?
  • Спокойствие Павлуша спокойствие.
  • Знаете Марфа Никитична это непозволительно!
  • А вы что думаете Андрей?
  • Оглянитесь дети что вы видите?
  • Река-река не выходи за берега!

Задание 8

Расставьте знаки препинания при вводных словах:

  • Я наверное пойду.
  • Мы вообще-то ещё не закончили.
  • Кстати в следующую среду Саша уезжает, может устроим ему сюрприз?
  • Я бы купила это платье, но оно такое праздничное как думаешь?

Задание 9

Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:

  • Сервиз разбился потому что я пытался показать фокус со скатертью.
  • У Олега и Натальи было много детей старший только-только окончил 9 класс а младшей скоро 2 года.
  • Если бы я знал что вы хотите приехать то сам бы обязательно поторопился и кто знает может мы бы наконец встретились.
  • Она играла на пианино а он то и дело порывался взяться за скрипку но не мог сдвинуться с места.
  • Кошка ли уронила вазу или это сделала собака а может и Петя – это останется тайной.

Задание 10

Расставьте знаки препинания при прямой речи:

  • Привет крикнула Анна едва увидев подол платья в дверном проёме.
  • Простите вмешался Андрей мы давно прошли эту главу, сейчас изучаем законы Ньютона.
  • Каждый в комнате хотел рассказать правду, но все боялись, через две минуты Катя сдалась я знаю!

Задание 11

Определите к какому литературному стилю относится каждое предложение:

  • Лучики солнца щекотали его лицо, он лежал на траве, смотрел на небо, на плывущие облака, и всё казалось ему таким ненужным, второстепенным.
  • Учёным наконец-то удалось установить примерный возраст недавно найденной в Египте статуэтки Ра.
  • Довожу до Вашего сведения, что не явился на работу 4 марта 2008 года по причине болезни, выписка врача прилагается.

Задание 12

Вставьте пропущенные буквы:

Он был свеж…, ч…рный, ноч…, печ…нка, нож…, горяч…, медвеж…нок, ж…лтый, ж…лудь, девч…нка, ц…плёнок, стаж…р, ш…колад, ож…г, замуж…, ш…рох лж…ш…, решишь…, жж…т, сгущ…нка, руч…нка, теч…т, дириж…р, наш…, ноч…вка, ц…кл, на улице было свеж…

Задание 13

Разберите слова по составу (приставка, корень, суффиксы, окончание, основа):

Пыль, сразу, подъехала, подойти, водопад, коробка, деревянный, сверхинтересный, удивительный, снизойти, родственник, ключик, букварь, коэффициент.

Задание 14

Вставьте пропущенные гласные, подберите проверочные слова:

Увл…кательная, прим…рить соперников, бл…жайшая, нав…вает, прим…рять платье, разр…дить батарейку, пос…деть к старости, ум…лять простить, пос…деть на дорожку, ум…лять значение.

Задание 15

Вставьте пропущенные гласные, объясните, какими правилами вы руководствовались, найдите слова, к которым неприменимо правило чередования:

Бл…стеть, выж…гать, см…нать, з…ренька, накл…н, нат…реть, зам…рать, изл…жение, з…рево, выр…с ,ск…кать, соб…рать, выж…чь, см…ть, над…решь, покл…н, прокл…нать, предл…гаю, соб…решь, кас…ешься, оз…рить, прим…рить(платье), з…рница, обд…рать, пост…лешь, зап…раешь, р…стишь, прим…рить(двух друзей), разг…р, п…нать, выск…чить, зам…рить, начн…шь, ч…тать, подг…релый, нат…рать, зар…сли, к…сательная, к…снёшься, нач…нать, бл…стать, г…рели, заг…р, р…ща, г…ры, зан…мать, к…сишь, проск…чу, зап…реть, з…ри, ст…лешь, нед…росль, р…ст, обт…рать, зан…ть, к…сой, сл…гаемое, ск…чешь, кл…няться(в ноги), переч…тать, водор…сли, запр…шь, соч…тание, пн…шь, г…рница, расст…лать, выч…тать, предл…жи, прекл…няться(перед идолом), выч…т, сж…ть, сж…мать.

Задание 16

Вставьте пропущенные буквы:

Пр…смотреть, пр…бывать(в хорошем настроении), …даёшь, бе…сердечный, …доровье, во…главить, …десь, во…создать, …низойти, и…сушить, ни…падать, в…помнить, пр…клеить, пр…увеличить, и…пепелить, и…гнать, и…возчик, пр…школьный, ра…смотришь, ра…крученный, бе…головый, ра…задорить, пр…открыть, ни…вергать, во…омнить, бе…смертный, ра…делаешь, пр…бывать(на место встречи), пр…дирчивый, и…пить, пр…красный, и…писать, в…лететь, …дание, ра…сердить, и…носить, …дача, пр…нести, пр…нарядить.

Задание 17

Вставьте пропущенные буквы:

Сверх…зысканный, меж…гровой, меж…нститутская, во…стину, без…мянный, об…грать, сверх…нформативный, за…грать, по…грать, сверх…скусный, без…дейный, раз…скать, суб…нспектор, дез…нформация, раз…грать, контр…гра, сверх…нтересный, роз…грыш, пост…ндустриальный.

Задание 18

Назовите художественные средства, использованные в данных высказываниях:

Благодаря сытному обеду сделался сытым студент, огонь и пламя, стальные нервы, лунный серп, флейта водосточных труб, хлеб всему голова, земля и небо, Варвара с длинною косой новенькой косой траву косила, в песочных часах песок с песчаного пляжа, отпереть замок в замок с принцессой, война и мир, читал Есенина, костёр рябины красной, соседский мальчик из соседнего дома ни с кем не здоровается, весь город встал на защиту памятника, горячий снег, семь пятниц на неделе, ждать у моря погоды, эта печь так и просит в ней испечь, позорная слава, его перо любовью дышит,

Задание 19

Прочитайте текст, вставьте все пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, сделайте морфемный разбор выделенных слов. В предложениях с * подпишите все части речи, сделайте их синтаксический разбор:

Леночка сидела в своей комнате и читала очередной роман. Отец постоянно сердился что она забивает голову такой чушью. Он пр…носил Лене много умных книжек их чтение не дост…вляло девоч…ке удовольствия однако на радость отцу она их всё же читала*. Лена в принц…пе была умной и красивой девочкой но слишком уж спокойной. Заставить её выйти на улицу – задача (не)выполнимая как и заставить улыбнуться*. Но иногда она сама неожиданно выбегала из дома доходила до реки долго там гуляла а возвращалась всегда счастливая и уставшая. Так произошло и в этот раз. Но Леночка задержалась дольше обычного отец стал бепокоится и решил …ходить за ней. Сначала показался берег правее мужчина заметил холст а возле холста свою доч…. О хобби дочери отец ничего не знал. Девочка и…далека заметила его и на её щеках выступил румянец. Лена готовилась к выговору. Отец подош…л и долго молчал. Сначала он смотрел на девочку потом минуты две смотрел на холст. Но в выражении его лица не было и намека на злобу или недовольство. Его лицо выражало невероятную нежность и с ещё большей нежностью он смотрел на свою девочку. На холсте были изображены река и мост а на мосту мужчина с девочкой очень сильно напоминавшие его с дочерью. Лена думала что отец не оценит её любви к иску…тву*. Он всегда хотел сделать из дочки математика или физика и не очень лестно отзывался о всевозможных иску…твах. Но в тот вечер он сказал ей фразу которую Лена запомнила на всю жизнь он сказал (н…)когда не думай о том кем тебя хотят видеть всегда думай о том кем хочеш… видеть себя ты так где мы повесим эту картину?

Задание 20

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания:

На ферме было много животных. …десь можно встретить и уток и ц…плят и коров и овец да и много кого ещё. Вокруг фермы мало пастбищ… точнее всего одно и то совсем небольшое поэтому коровы и овц… редко туда выходят. Но животные не голодают их кормушки всегда полны ведь фермер покупает траву у своего соседа. Когда же животных всё(таки) отправляют на пастбище – это настоящий праздник. Овцы медленно пож…вывают траву иногда от восторга бьют копытц…м землю под собой. Коровы заняты тем же но им попутно приходится отгонять огромное количество насекомых, размахивая хвостом-хлыстом. Когда фермер видит счастливых животных у него у сам ого улучшается настроение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector