Упражнения для улучшения памяти
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Упражнения для улучшения памяти

Тренировка памяти и внимания

А на дворе как раз разгар отпусков. В общем, спасай голову кто может! Помочь в этом деле мы попросили доктора психологических наук, руководителя департамента психологии Высшей школы экономики Марию Фаликман.

Пик активности — в 27 лет

— Мария, все чаще появляются исследования, мол, наш мозг начинает стареть довольно рано.

— По результатам изучения когнитивного старения (это исследование не самого мозга, а разных его функций — например, памяти, внимания) получается, что пик развития познавательной сферы наступает где-то в 27 лет.

— Значит, 27 — «рубеж», пройдя который надо усиленно качать извилины?

— Делать это надо всегда, иначе по достижении «рубежа» все покатится под горку. Если будете тренироваться, «спуск» не будет так заметен.

Задачки с цифрами и словами

— Японские ученые полагают: лучший способ накачать мозг — устный счет.
— Устный счет — это активное вовлечение того, что мы называем рабочей (или кратковременной) памятью. Той, которая позволяет нам удерживать текущую информацию. Вот подхожу я к магазину, собираюсь купить то-то и то-то, а прошла внутрь — и забыла. Значит, рабочая память меня подвела. Или наоборот, зашла и все помню: стало быть, рабочая память в порядке.

— Еще такое упражнение в интернете предлагают: быстро посчитать в обратном порядке от 100 до 1.

— Психологи любят другую задачу — обратный счет тройками: 300, 297, 294 и т. д. Тоже упражнение на развитие рабочей памяти.

Или, например, такая задачка: придумать слово на каждую букву алфавита. Она хороша тем, что в это время мы возобновляем доступ к каким-то полузабытым словам в нашей памяти и задействуем те связи между нервными клетками, которые иначе бы дремали. Как и в игре, когда надо придумать слово на последнюю букву слова, сказанного соперником.

Или как в кроссворде.

— Говорят, кроссворд тоже не панацея: если он стал рутиной, то перестает развивать мозг.

— В том случае, если человек постоянно занимается разгадыванием кроссвордов. Если у вас в голове всегда наготове название столицы Уругвая, скорее всего, ваш мозг уже насытился кроссвордами: вы уже знаете почти все ответы или принцип, по которому составляются вопросы. В таком случае кроссворд как тренировка мозга не имеет смысла. Как и вязание или вышивка, если они превращаются в навык.

Стать левшой и напрячь фантазию

— Встречается такой совет: если правша — учитесь писать левой рукой, и наоборот. Но что это дает?

— Если вы правша, то, когда вы пишете, в большей степени работает левое полушарие. Крест-накрест. И когда мы начинаем писать левой рукой, то заставляем работать правое полушарие, вовлекая его в решение той задачи, к которой оно не привыкло.

— А еще можно придумывать новые свойства для привычных вещей.

— Это популярный тест на развитие творческого мышления. У него есть название — «тест кирпича»: придумать неожиданные способы использования кирпича. Но если вы уже человек творческой профессии, то для вас такое придумывание — рутина.

— Что тогда можно посоветовать?

— Те же упражнения на поддержание рабочей памяти или внимания. Потому что концентрация внимания необходима специалисту хоть техническому, хоть творческому.

— Например, выходишь из дома — и придумываешь себе задачу: сегодня обращаю внимание только на предметы зеленого цвета. Подойдет?

— Да. Такие упражнения тренируют внимание, у которого есть две важные функции: выбирать и удерживать информацию. И тут мы тренируем именно функцию отбора.

Рисуем и жонглируем

— Как насчет рисования?

— Рисование задействует те отделы мозга, которые связаны с удержанием и преобразованием образов. Мы переносим предмет на бумагу: то, как он выглядит, как на нем распределены тени. Обычно в жизни мы работаем знаками: пишем буквы, цифры. А вот образами не работаем. Поэтому во время рисования мы вовлекаем пространственные, правополушарные отделы мозга, которые обычно у нас не задействованы (если только вы не художник). Рисование — тот же фитнес. Мы ходим в фитнес-зал, чтобы прокачать те мышцы тела, которые обычно не напрягаются. Так же с мозгом: во время рисования мы вовлекаем в работу те его зоны, которые меньше задействованы в обычной жизни.

— Как и с помощью, например, жонглирования?

— Жонглирование считается очень полезной задачкой с точки зрения и движения, и развития мозга. Потому что оно требует очень высокой степени зрительно-двигательной координации.

Поиграть в шахматы

— А может, отпуск — самое время начать изучение иностранного языка?

— Всячески поддерживаю. С одной стороны, вы задействуете память, создавая в ней новые связи. С другой — это новый поворот для нашей речевой активности.

— Полезно взять в отпуск шахматы?

— Эта игра вовлекает все возможные познавательные процессы! Ведь мы должны просчитывать ходы наперед — и наши, и противника, продумывать стратегию взаимодействия с ним. Эта игра, можно сказать, модель повседневного существования человека. Много вычислений, а значит, нагрузка на рабочую память и поддержание ее в активном состоянии.

Упражнения для улучшения памяти

Память – это сложный процесс накопления, организации и сохранения полученных знаний, опыта, навыков. Именно память лежит в основе нашего обучения и развития, именно она связывает наше прошлое и настоящее. Памятью в той или иной степени обладаем мы все.

Да, у одних из нас она развита лучше, у других – хуже, и преобладающий вид памяти может отличаться: кто-то лучше воспринимает информацию на слух, а кто-то – зрительно, но все-таки памятью обладаем мы все. Часто нам бывает сложно вспомнить, то есть извлечь информацию из памяти, другими словами, мы не всегда умеем пользоваться своей памятью.

Всегда есть причины, по которым мы что-то запоминаем, а что-то упускаем, и если мы не можем вспомнить – значит, что-то пошло не так. Возможно, информация не заинтересовала, или подсознательно Вы понимали, что она не нужна, или Ваше внимание было отвлечено на что-то другое, или причина кроется в чем-то ещё. Важно другое: если Вы что-то запомнили, значит, Вами были применены правильные методы запоминания, использованы правильные приёмы, неважно, сознательно Вы их применили или нет. Не запомнили – значит, в процессе запоминания была «прореха». Подробнее о правилах и секретах запоминания можно прочитать здесь.

Поскольку именно мозг отвечает за классификацию, сохранение и поиск нужной информации, то память, как одна из функций мозга, может развиваться благодаря специальным упражнениям для улучшения памяти. Важно научиться управлять своей памятью, и это возможно, но для этого следует приложить усилия, потому что развивается только то, что тренируется. Советы о том, как улучшить память и работу мозга, можно прочитать здесь.

Упражнения для тренировки памяти

Для улучшения внимания и памяти специалисты рекомендуют перед умственной работой выполнять следующие упражнения:

• Подготовка. Хорошенько, энергично потрите ладони друг о друга; разогрейте, разотрите кисти такими движениями, словно Вы их намыливаете и моете. Запястья также охватите вниманием. Их следует растереть, скользя вокруг запястья. Затем разомните, разотрите пальцы, от кончиков до оснований.

• Упражнение 1. Для улучшения мозгового кровообращения, действуя одновременно обеими руками, надавливайте кончиками больших пальцев попеременно на кончики указательных; затем – на кончики средних; затем – на кончики безымянных и, наконец, на кончики мизинцев. Повторяйте надавливания по 15 раз.

• Упражнение 2. Кончиками больших пальцев надавливайте на основание каждого пальца с тыльной стороны ладони, заставляя палец выпрямиться и наклониться к ладони под углом примерно 90 градусов. Не торопитесь. Выполняйте упражнение одновременно на обеих руках, всего 15-20 раз на каждый палец.

• Упражнение-разминка для повышения внимания. Обе руки расположите на уровне груди. Одну из них сожмите в кулак, на второй пальцы выпрямите и подведите к кулаку, так чтобы безымянный палец и мизинец второй руки «смотрели» на боковую поверхность мизинца первой, сжатой в кулак. А теперь попеременно меняйте положение рук, то есть выпрямляйте сжатую и сжимайте выпрямленную. Такое упражнение помогает сосредоточиться, и долго его выполнять нет необходимости, достаточно 10-12 раз. Желательно каждую перемену рук сопровождать коротким резким, но тихим выдохом.

• Как вариант такого упражнения, выполняют растирание большого пальца, сначала на одной руке, а затем на другой.

Свойство пластичности мозга, его способность создавать новые нейронные связи и восстанавливать разрушенные до глубокой старости, доказывает, что зрелый возраст – не помеха для развития. Упражнения для развития памяти у взрослых обязательно принесут свои плоды, нужно только тренироваться и не сомневаться в успехе.

А теперь готовы позаниматься, выполняя упражнения, направленные на развитие памяти?

Упражнения для развития памяти у взрослых

Упражнение 1. Прочитайте следующий список из 20 слов: лилия, портрет, клубника, столб, паровоз, решетка, стул, яблоко, игла, телефон, медведь, бабочка, кастрюля, слон, пианино, подушка, окно, дворник, машина, сундук.

Уделите изучению слов примерно полторы минуты. После этого постарайтесь вспомнить по порядку все слова, а если и не все, то столько, сколько сможете. Запишите и посчитайте, сколько слов было запомнено правильно, не обращая внимания на их порядок.

Итоги: 18-20 слов – отлично; 15-17 – хорошо; 10-14 – удовлетворительно; менее 10 – плохо, Вы пока не умеете пользоваться своей памятью.

Запомните, а лучше запишите свой результат.

Упражнение 2. Постарайтесь вспомнить, чем Вы занимались вчера, по минутам. Если в памяти образовался пробел, просто отложите вспоминание, но через 20-30 минут возобновите попытку вспомнить.Для начала можете записывать воспоминания о вчерашнем дне, но потом Вы с легкостью научитесь делать это в уме.

Важно! Обязательно верьте в свою память, не сомневайтесь в ней. Пока мы в неё не верим – мы её не нагружаем, а без нагрузок и тренировок ей не развиться.

Упражнение 3. Оно направлено на умение сосредоточить внимание. Для этого вспомните лицо человека, которого видите довольно часто. Постарайтесь вспомнить его как можно чётче. Если детали ускользают – при встрече обратите на них внимание. Упражнение повторяйте до тех пор, пока воспоминание не станет детальным и четким.

Совет психолога: если создать условный рефлекс, занимаясь в одно и то же время в одном и том же месте, мозг будет входить в особое состояние повышенной работоспособности в это время и в этом месте. Внимание будет легче концентрироваться, материал – легче усваиваться, а усилия минимизируются.

Память устроена особым образом: чем больше она востребована, чем сильнее загружена, тем она эффективнее работает. Но и это еще не всё. Важно и то, что чем сильнее загружена Ваша память информацией, тем легче будут создаваться новые связи, тем легче новые сведения будут запоминаться, цепляясь за старые, уже существующие.

Читать еще:  Комплекс упражнений с резинкой

Используйте ассоциации, чтобы запомнить важное дело. Это и один из приемов мнемоники, и одновременно упражнение, направленное на развитие памяти. Например, завтра Вам следует забрать из починки сапоги, и это важно. Представьте себе огромный сапог, перегораживающий Вам дорогу в определённом месте, перед обувной мастерской. Или, если Вы знаете сапожника в лицо – попробуйте представить в этом месте его гигантскую фигуру – огромную, мимо не пройдешь, в кожаном фартуке, с улыбающимся лицом. Как вариант, можно связать событие, которое нужно сделать завтра (или в среду, к примеру), с тем событием, которое Вы неизбежно будете выполнять в этот день. Например, пойдёте покупать хлеб? Представьте буханку в залихватском сапоге. Или свяжите ассоциацию с зеркалом, в которое обязательно посмотритесь, или с дверью, в которую непременно войдёте. Нужно купить овсянку, сметану и батон? Представьте себе «мультик»: пакет овсянки моргает и улыбается, в одной «руке» у него сметана, а в другой – батон. То откусит, то запьет. Забудете такую картину? Вряд ли!

Помните упражнение 1? Если бы Вы привлекли к запоминанию ассоциации, то результат был бы намного лучше. Например, Вам помог бы такой «мультфильм»: заросли лилий, среди них стоит портрет большеглазой клубники, портрет опирается на столб, по столбу вверх ползет паровоз, гудит и упирается в решетку. За ними стоит стул, на стуле лежит румяное яблоко, в него воткнута игла, эта игла разговаривает по телефону с медведем, на ухо медведя садится бабочка с кастрюлей в тонких лапках, на бабочку с любовью смотрит слон и играет на пианино, сверху на пианино лежит подушка. На ней нарисовано окно, из окна выглядывает дворник, который ругается, глядя на проезжающую мимо машину, а на машине громоздится пузатый сундук.

Очень хороший способ упражнений для тренировки памяти, внимания, восприятия и мышления – ежедневные пятнадцатиминутные занятия на тренажерах для мозга онлайн. Такие упражнения строятся по принципу постепенно возрастающей нагрузки, а ведь развитие происходит только когда мы выходим из «зоны комфорта», когда приходится прилагать усилия – немного «через силу». Кроме того, наглядность, соревновательность, система наград и поощрений способствуют мотивированности ежедневных занятий и получению лучших результатов.

Но развивать память можно начать гораздо раньше, и для занятий с детьми мы также подобрали для Вас несколько упражнений.

Упражнения для развития памяти у детей

Упражнение 1. Оно подойдет для малышей с 3-х летнего возраста. Это скорее «игра в магазин». Ребенок – «покупатель», Вы – «продавец». «Покупатель» должен пойти в «магазин» и что-то там «купить». Никакой предварительной подготовки и предметов-подсказок. Нужно, чтобы ребенок вспомнил, что продается в магазине. Чем больше слов он назвал правильно, тем лучше (от 3 до 7 – это уже прекрасный результат). Не забудьте поощрить ребенка!

Упражнение 2. «Повтори за мной». Оно предназначено для развития двигательной памяти у малышей. Поначалу взрослый располагается за спиной ребенка и выполняет несколько движений его тела – например, разводит его руки в стороны, или поднимает одну руку, или ногу, или прикасается кончиком палица ребенка к его уху, и т.д. Всего 2-3 движения. Более сложный вариант – стать лицом к ребенку, выполнить самому несколько движений и попросить его повторить. Потом поменяйтесь местами. Теперь Вам придется повторять движения, которые придумает ребенок.

Упражнение 3. «Вспомни пару». Заранее подберите 10 слов, к каждому из них найдите «пару» – слово, как-то связанное по смыслу. Например, солнце – луна, ложка – вилка, лимон – апельсин, стол – стул, чашка – тарелка, волк – медведь, утка – лебедь, камень – скала, береза – сосна, яблоня – груша. Прочитайте все слова, выделяя пары интонацией. сделайте это трижды, с небольшими паузами. Через короткое время (примерно через 20 секунд) прочтите ребенку только первые слова из каждой пары, попросив ребенка вспомнить слово-«пару». Так тренируется кратковременная слуховая память. Хотите поработать и с долговременной? Тогда попросите парные слова назвать через полчаса.

Упражнение 4. Это упражнение для развития памяти у детей несколько похоже на предыдущее, но предназначено для детей постарше. Это упражнение развивает ассоциативную память, активизирует зрительную. Понадобятся пары картинок, между которыми есть какая-то связь. Например, одинаковы цвет изображения на одной и фон на другой; или на одной – цифра 3, а на другой – изображение трех предметов; или на одной – заяц, а на парной – волк (или морковка, на Ваше усмотрение). Другими словами, нужно подобрать и вырезать, подготовить парные картинки, всего 10 штук для одного занятия, взять 5 пар и правильно их разложить. Затем ребенок должен рассмотреть их и запомнить (50 секунд) и отвернуться. Перемешайте карточки 2-го ряда, а после этого попросите ребенка по памяти правильно восстановить картинки-«пары».

Упражнение 5. «Кто больше вспомнит?» Оно также подходит для детей старшего дошкольного возраста. За одну минуту ребенка просят вспомнить 5 предметов, объединённых одной темой или одним признаком. Например: «назови 5 животных», «назови 5 предметов круглой формы», «назови 5 предметов желтого цвета». Повторы не засчитываются.

Надеемся, что среди предложенных упражнений и советов Вы найдете те, которые станут Вашими помощниками на пути к совершенствованию своей памяти. Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Эффективные упражнения для развития памяти у детей и взрослых 1

Всё больше распространяется мнение, что с информационными технологиями и гаджетами можно не запоминать многие вещи. Необходимую информацию легко отыскать в телефоне или интернете. Но любому человеку нужно тренировать память. Упражнения для развития этой функции головного мозга помогают как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Простые задачи

Механизмы памяти всё ещё изучаются нейробиологами. Специалисты доказали, что за запоминание и воспроизведение информации отвечают несколько участков мозга, которые надо регулярно тренировать. Этим занимались даже древнегреческие мыслители. Они придумали различные упражнения, развивающие память. Многие из них применяются современными людьми, но есть и такие занятия, которые появились недавно.

Трудно назвать самые лучшие упражнения для развития памяти. Разные виды тренировки способны воздействовать на мыслительные процессы и повышать скорость и качество запоминания необходимой информации. Простые упражнения подойдут как ребёнку, так и взрослому:

  1. Головоломки с отличиями. Развить память и внимательность помогают картинки, на которых изображены почти одинаковые рисунки, но с некоторыми различиями. Такая игра кажется детской, однако для взрослых делают иллюстрации с множеством деталей. Для детей подбирают изображения попроще.
  2. Стихи и песни. Малышей с детства учат запоминать наизусть рифмованные строки. Если часто заучивать стишки или песенки, со временем память будет улучшаться. Конечно, легче работать с любимыми материалами, но школьникам следует выбирать информацию, связанную с их уроками.
  3. Написание слов. Такой метод помогает тренировать линейную память. На листе записывают 10−15 слов, которые несколько раз перечитывают про себя или вслух. Затем нужно перевернуть бумагу и написать всё, что запомнилось. Также следует попытаться записать их по порядку. А можно составить таблицу из нескольких строк и столбцов и потом перенести её на новый лист по памяти. Со временем список слов увеличивают.
  4. «Задом наперёд». Эффективная техника позволяет улучшить кратковременную память. Человек запоминает три простых слова подряд, а затем читает их наоборот. Освоив задание, можно переходить к фразам и предложениям.
  5. Пересказ. Этот метод помогает натренировать память и чтение. Ребёнку или подростку вначале нужно читать небольшие тексты или абзацы, а затем пересказывать их. Потом следует перейти к целым страницам. Пересказ книг помогает не только тренировать запоминание, но и даёт возможность узнать о чём-то новом или поразмышлять над какими-то вещами.

Для взрослых специалисты предлагают интересное задание. Им следует запоминать в разных магазинах цены на одни и те же товары, а потом сравнивать их стоимость.

Ассоциативное мышление

Улучшение оперативной и других видов памяти невозможно без опорных точек, которые не дают заблудиться в лабиринте мыслительных процессов. Не только время, потраченное на эффективные методики, но и понимание законов запоминания влияют на деятельность мозга. Помогут развить память упражнения, связанные с ассоциациями.

У человека не получается запомнить непонятные вещи. Информация откладывается в памяти, если индивид её осознаёт. Помощником запоминания выступает ассоциативное мышление. Оно строится на том, что новые образы вызывают уже существующие из сознания и связываются с ними. Разные понятия могут ассоциироваться по смежности (лето и жара), на контрасте (тёплый и холодный) и иных критериях. Однако информация лучше запоминается, если использовать фантазию, а не логическое мышление. В этом случае в памяти остаются яркие и необычные ассоциации, созданные с помощью разных органов чувств.

Метод соощущений помогает построить связь между понятиями и запомнить их:

  1. Детям будет легче запомнить цифры, если подобрать к ним ассоциации. На бумаге записывают числа и затем придумывают, на что они похожи. К примеру, 0 напоминает яйцо, а 8 — снеговика. Это поможет в дальнейшем быстро запоминать номера в телефонной книге.
  2. Месяцы и конкретные даты проще отложить в памяти, ассоциируя их с приятными событиями, которые произошли в тот или иной период жизни.
  3. При методике соощущений следует подключать все 5 органов чувств. Например, к словосочетанию «жареная картошка» можно создать несколько ассоциаций. Необходимо вспомнить, как она выглядит, пахнет, какая на вкус и что слышно, когда блюдо готовится.

Если получше сосредоточиться на органах чувств, получится лучше воспринять новую информацию и надёжно её запомнить. Сложно забыть те данные, которые вызвали активность сразу нескольких анатомических структур.

Работа с изображениями

Улучшить память помогают упражнения для зрительного восприятия. При самом простом методе потребуется любая картинка. На изображение смотрят в течение 3−4 минут, затем отводят взгляд и мысленно воспроизводят его перед глазами. Можно описать картинку детально вслух. После описания нужно проверить рисунок, чтобы ещё лучше его запомнить. Такое упражнение для развития памяти повторяют несколько раз в день, сидя в кресле или лёжа на кровати.

Взяв несколько карточек с изображениями разных животных, следует посмотреть на них и запомнить. Затем иллюстрации убирают и на листке бумаги записывают всех представителей фауны в алфавитном порядке. Каждый раз картинки меняют, чтобы тренировать память.

Другое задание основано на зрительных ассоциациях. Человеку необходимо вспомнить, какие объекты он видел на пути от дома до работы или любого другого пункта назначения. Потом он записывает их по порядку или рисует известный маршрут с ними. Этот метод позволяет запоминать различные вещи в правильной последовательности.

Можно взять какой-нибудь интересный предмет и досконально изучить его. Потом человек закрывает глаза и пробует воссоздать мысленно этот объект во всех деталях. Затем он снова смотрит на предмет, чтобы найти ошибки, снова запоминает и повторяет задание. Такое упражнение полезно для саморазвития. Его рекомендуется выполнять 2−3 раза в неделю.

Читать еще:  Упражнения кардио тренировок

Слуховая память

Часто люди выбирают те задания, которые улучшают зрительную память, но надо работать и со слуховой. В этом поможет чтение книг. Ежедневно нужно читать вслух какое-нибудь произведение (рассказ, стих) в течение 10−15 минут, а потом пересказать прочитанный отрывок с максимальной точностью. Такие задания часто задают в школе ученикам, поэтому для молодого поколения тренировка будет полезной.

Необычное задание выполняется вне дома. По дороге на учёбу или работу в автобусе или маршрутке нужно незаметно слушать разговоры сидящих рядом людей и запоминать их. Позже эти отрывки он повторяет про себя. Если человек ездит на личном автомобиле, тогда задачу можно выполнять с помощью радио, по которому передают новости и рекламу. Позже новую информацию он должен передать своим коллегам или друзьям.

Есть ещё одно задание, связанное с развитием слуховой памяти. Упражнение для развития психической функции напоминает работу со словами, только теперь их говорит помощник, а человек фиксирует услышанное на бумаге.

Другие интересные задания

Учить детей новым словам будет проще с визуальными играми. Нередко подобные способы используют и для изучения иностранных языков. На небольших листочках пишут незнакомые малышу слова и расклеивают их по дому на соответствующих вещах. Так ребёнок запомнит названия объектов и научится их распознавать в дальнейшем.

Есть и другой эффективный способ, который помогает быстро выучить иностранные слова. Их следует записывать несколько раз на листке. Ежедневно нужно заучивать новые слова, увеличивая их количество. Такая тренировка поможет ученикам разных классов школы учить иностранный язык.

Есть ещё несколько оригинальных упражнений для развития памяти:

  1. Пары. Повысить концентрацию внимания и улучшить процесс запоминания и сохранения информации помогут игры с поиском одинаковых иллюстраций. На столе раскладывают 16−20 карточек. Их по очереди переворачивают и запоминают, чтобы найти пары одинаковых и отложить в сторону. Такие тренажёры можно найти в интернете онлайн или скачать на компьютер для ежедневных тренировок.
  2. Пиктограммы. Такие значки и иконки встречаются в нашей жизни повсюду: в телефонах, книгах, логотипах марок. Пиктограммы служат отличным средством для запоминания информационных данных и укрепления памяти. Следует выбрать какое-нибудь предложение и нарисовать к каждому слову значок. Например, глагол «видеть» можно изобразить в виде глаза, а «вдохнуть» — в виде носа и струйки пара. Такая игра подойдёт как для развития ребёнка, так и для взрослого.
  3. Mind maps. Ещё эту методику называют «ментальными картами» или «флеш-картами». Задание напоминает пиктограммы, поскольку их тоже надо рисовать. Однако оно эффективнее и помогает запоминать даже целые книги. В центре листа бумаги изображают задачу или проблему. В стороны отводят в виде толстых веток главные разделы с нумерацией. Раскрывают детали задач на тонких ветках с помощью пиктограмм, ключевых слов и цветовых отметок.

Подобные задания отлично развивают память. Кроме того, они улучшают и другие функции мозга, расширяя нейронные сети. Такие тренировки необходимы взрослым, чья работа связана с мыслительными процессами и большим объёмом информации.

Лечение пациентов после инсульта

После инсульта у людей нарушается кровообращение в одной из долей и полушарий мозга. Нейроны начинают отмирать, что ведёт к ухудшению работы этого органа. Восстановить способность сохранения и воспроизведения информации на 100% нельзя, однако можно добиться некоторых улучшений с помощью упражнений:

  1. Часто улучшение памяти начинают с самых простых задач. Больному говорят одну или две буквы, а затем выдают лист бумаги с текстом, в котором он должен найти необходимые символы и зачеркнуть их карандашом.
  2. Перед пациентом ставят 3−4 простых предмета. Он должен хорошенько рассмотреть объекты в течение нескольких минут. Затем предметы убирают, а человек должен назвать каждый из них и описать все особенности. Задание постепенно усложняют, добавляя новые вещи.
  3. На столе раскладывают 3−4 карточки с детьми и подписанными именами. На каждом малыше должен выделяться цветом какой-то элемент одежды, например, у Лены красный бант на голове, а у Феди — зелёные штаны. Потом изображения переворачивают, а у пациента спрашивают, во что был одет каждый ребёнок.
  4. Если у больного не была нарушена долговременная память, с ним можно поиграть в города. Пациент вспомнит все буквы алфавита и активизирует мыслительные процессы.

Восстановление памяти у человека, пережившего инсульт, — сложный процесс. Конечно, без должного медикаментозного лечения не обойтись, однако и такие упражнения окажут благоприятное воздействие на организм и улучшат состояние здоровья. Задания будут полезны и при деменции. На сайте memini.ru можно найти немало упражнений, направленных на восстановление памяти.

Улучшение функции мозга

Тренировка памяти с помощью упражнений значительно повышает качество жизни. Улучшить функции мозга помогают концентрации, расслабления, медитации. Даже такие предметы, как математика, стимулируют работу органа и повышают уровень внимания. Пальцевая гимнастика и физические упражнения тоже улучшают мозговое кровообращение и дают возможность добиться лучших результатов в запоминании информации.

Если человеку сложно заставить себя заняться полезным делом, тогда он может начать с тренингов, на которых получится не только ускорить процесс восприятия информации, но и познакомиться с новыми людьми.

Взрослым и пожилым людям следует помнить, что память требует регулярного напряжения. Постоянные тренировки и собственные усилия помогут избежать проблем с познавательными способностями мозга в будущем.

Вспомнить всё: 7 упражнений для развития памяти

Оказывается, для нейробиологов фраза «У меня плохая память» звучит примерно как «Мне лень сходить в фитнес-клуб, поэтому я толстый». А всё потому, что память — это «мышца», которую можно «накачать». А мышца не бывает плохой или хорошей, бывают только ленивые люди.

Мы выбрали для вас семь упражнений из книги «Память не изменяет», которые помогут и в 80 лет сохранить память 20-летнего юнца. Эге-гей!

Странный зоопарк

Перед вами несколько местами милых, местами — нет, но живых существ. У вас есть минута, чтобы их запомнить. После того как минута пройдёт, уберите этот рисунок и…


…запишите названия всех животных в алфавитном порядке.

Синенькая юбочка, ленточка в косе

Знакомьтесь, это Мария, Бибиана, Мерседес и Хуана. Да, согласны, немного непривычные для нашей местности имена, но тем не менее. Запоминайте одежду, предметы и имена этих четырёх девочек в течение 90 секунд. После этого действуйте по старой схеме: пролистайте картинку вверх и ответьте на вопросы ниже.

  1. У кого на голове синие бантики: у Марии или Бибианы?
  2. Как зовут девочку в синих сапогах?
  3. У кого из девочек чёлка и костюм в горошек?
  4. У кого из девочек есть котёнок: у Хуаны или Бибианы?

Запоминательная минутка

Внизу написаны имена людей и даты, с которыми связаны некоторые события в их жизни. Вы должны три раза прочитать этот список. А потом убрать его и по памяти записать то, что запомнили.

  1. Витя и Флора поженились 17 июля 1976 года.
  2. Лариса родилась 12 мая 1987 года.
  3. Юля защитила кандидатскую диссертацию 21 июня 2013 года.
  4. Мэр запланировал грандиозное событие 25 февраля 2015 года.

Белый Бим Чёрное ухо

Теперь у вас есть 30 секунд, чтобы запомнить этих животных и их клички. По истечении этого времени закройте картинку и постарайтесь продемонстрировать волшебство своей памяти.

Пишем историю

У вас есть 90 секунд, чтобы запомнить имена и даты рождения известных исторических личностей. А теперь…

…мы сложили все имена и даты в огромный временной шейкер и перемешали их. Найдите правильный год рождения для каждой исторической персоны. Чур не подглядывать!

Почти советский ковёр

Посмотрите на картинку ниже, которая чем-то напоминает советский ковёр. Вглядывайтесь в квадраты столько времени, сколько вам нужно. Когда решите, что запомнили всё, уберите рисунок с глаз долой и ответьте на вопросы, приведённые внизу.

  1. Сколько цветков с тремя лепестками изображено на рисунке?
  2. Сколько чёрных цветков изображено на рисунке?
  3. Сколько на рисунке цветков, у которых есть только пять лепестков, но отсутствуют любого рода дополнительные элементы?

Только криптография, только хардкор

Если предыдущие упражнения показались детской забавой, то это заставит вас как следует напрячься. У вас есть две минуты, чтобы запомнить этот секретный шифр. Потом мужественно (для женщин — женственно) закройте рисунок и попробуйте расшифровать три слова ниже.

Готовы? Поехали! (Кстати, это реально выполнимое упражнение. Достаточно тренироваться около месяца каждый день, и сам Тьюринг вам позавидует, так лихо вы начнёте справляться с любыми криптографическими штуками.)

Поздравляем, вы только что отлично подзарядили свою память. И напоследок ещё пара банальных, но действенных советов для того, чтобы стать гигантом памяти.

Будьте наблюдательны. Занимайтесь спортом. Соблюдайте внешний порядок: всегда храните часто используемые вещи на одних и тех же местах. Пойте песни, объясняйте рецепты, цитируйте поэзию и запоминайте сказки, чтобы потом рассказывать их вашим детям или внукам. Прокладывайте зрительные маршруты и привязывайте идеи (абстрактные и не только) к образам.

Решайте головоломки, кроссворды, отгадывайте загадки, играйте в домино и шахматы. Говорите с людьми. Будьте оптимистами. И, конечно, читайте книги!

Тренировка памяти и внимания у взрослых: ТОП-50 лучших упражнений

Тренировка мозга необходима школьникам и пожилым людям. Хотя, в любом возрасте помогает хорошая тренировка памяти и внимания. Гораздо легче учиться, если умеешь концентрироваться и быстро запоминать новую информацию.

В любой профессии человеку необходимо помнить последовательность и суть многих рабочих операций. Иначе невозможно выполнять свою работу и продвигаться по карьерной лестнице, добиваться хорошего качества и совершенства.

Упражнения для синхронизации полушарий мозга

Основные рецепторы, которыми мы ощущаем окружающий нас мир, расположены в руках. Поэтому, в упражнениях для синхронизации полушарий мозга, руки будут задействованы в первую очередь. Рассмотрим три упражнения, полезные для головного мозга человека:

  1. В начале руки следует разогреть, потерев ладони, одну о другую. Растопырив пальцы рук, большим пальцем левой руки коснуться мизинца правой руки. Большим пальцем правой руки коснуться мизинца левой руки. Теперь, большой палец левой руки переставить на кончик безымянного пальца правой руки. Большой палец правой руки переставить на безымянный палец левой руки. Потом большим пальцем левой руки коснуться среднего пальца правой руки. Большим пальцем правой руки коснуться среднего пальца левой руки. Теперь большой левый палец должен коснуться указательного правого пальца. А большой правый – указательного левого. Все можно повторить в обратном порядке, а потом еще несколько раз, гуляя от первого пальчика к последнему.
  2. Зарядка для мозга продолжается. Второе упражнение очень простое. Левой рукой возьмите себя за кончик носа. Одновременно, правой рукой держите себя за мочку левого уха. Теперь быстро поменяйте руки. Правая рука держит кончик носа, левая – мочку правого уха. Повторите смену рук несколько раз.
  3. Как заставить мозг работать одинаково хорошо в обоих полушариях? Сделайте третье легкое упражнение для головного мозга. Возьмите себя правой рукой за мочку левого уха, левой рукой за мочку правого уха. Удерживая себя за мочки ушей, приседайте не меньше 21 раза. Сгибая ноги, вдыхайте воздух, выпрямляя ноги, выдыхайте.
Читать еще:  Упражнения анны куркуриной для шейного отдела

Повторяйте эти три упражнения каждое утро. Это не займет у вас больше 10 минут. Но такая разминка для мозга поможет вам синхронизировать оба полушария. Вы станете просто «терминатором».

Упражнения для развития правого полушария мозга

Развитие полушарий мозга дает человеку возможность решать сложные задачки быстрее других, в 5 и даже 10 раз. Как развивать правое полушарие? Узнаем от психологов:

  1. Первое упражнение называется «Приветствие генерала». Правой рукой отдают честь, как это делают в армии. Левой рукой в это же время показывают знак одобрения. Большой палец вверх, зажав в кулак остальные пальцы руки. Левая рука вытянута вперед. Теперь надо быстро поменять руки, левой рукой отдавать честь, правую вытянуть вперед, палец вверх. Менять руки несколько раз местами.
  2. Второе упражнение называется: «Гриб и поляна». Левая ладонь зажата в кулаке, локоть стоит на тыльной стороне вытянутой ладони правой руки. Правая рука расположена горизонтально, на уровне груди. Левая перпендикулярно вверх, ладонь, зажатая в кулак, смотрит вам в лицо. Поменяйте руки местами несколько раз.
  3. Последние движения больше похожи на дразнилку или «прикол». Одна рука позывает зрителю фигу, вторая рука показывает одобрение: большой палец кверху, кулак зажат. Теперь хлопните двумя руками, ладонь об ладонь и поменяйте руки местами. Фигу и одобрение покажите другими руками. Потом опять хлопок и фигуры меняются местами. Повторить несколько раз.

Упражнения для улучшения кровообращения головного мозга

Гимнастика для сосудов головного мозга нужна, если у человека диагностирована вегетососудистая дистония. Когда нарушена циркуляция крови, головной мозг испытывает кислородное голодание и становится неспособным активно и правильно работать.

Укрепить сосуды, доставить мозгу больше кислорода, нормализовать циркуляцию кровообращения помогают занятия танцами, йога, методика Ниши, простые движения руками, головой, ногами.

Легкая вибрация сразу после пробуждения, не вставая с постели, расширяет капилляры, выводит из организма шлаки. Для этого надо, лежа на спине, поднять прямо вверх ноги и руки, энергично потрясти ими минут 5. Активируются нервы, стимулирующие головной мозг.

Волны всем телом, как это делает плывущая рыба, тоже отлично активируют движение крови. Сев, повращайте головой в обе стороны, поочередно. Встав, помашите руками и ногами. Упражнения для сосудов — это любые движения: руками вверх, вниз, махи руками, сплетенными в замок, будто рубишь дрова, усиливают прилив крови к голове.

Ходить, бегать, прыгать через скакалку, танцевать полезно для укрепления сосудов головы.

Упражнения для развития зрительной памяти

Рисовать неправильные орнаменты, решать головоломки и ребусы, делить сложный рисунок на простые детали – это замечательные упражнения для развития зрительной памяти.

Китайцы, чтобы быстрее запомнить написание иероглифа, делят его на несколько частей. Запомнить отдельные части легче. Мысленно сложив их в целое, вы получите общую картинку. Так внешность незнакомца легче восстановить в памяти, если вы запомнили цвет его куртки, рубашку, джинсы и обуви.

Зрительные воспоминания становятся крепче, если они дополнены цветом, запахом, мелодией, звучавшей в тот момент. Вспоминая красивую грушу, вы невольно почувствуете и ее вкус.

Сравнение картинок, ненамного отличающихся друг от друга тренирует внимательность к деталям и укрепляет зрительные образы.

Упражнения для развития памяти у дошкольников

Тренировать мозг надо еще в самом маленьком возрасте. Когда ребенок собирает пирамидку из колец, повторив несколько раз возведение этой конструкции, он скоро запомнит, что сначала надо на штырь надевать самый большой бублик, потом поменьше, сверху самые маленькие. На верхушке устанавливается конус или звездочка.

Хорошо тренирует память малышам разучивание коротеньких стишков, вроде:

шишки собирает, песенку поет.

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,

мишка рассердился и ногою: топ!»

Очень весело при этом изображать походку медведя, стукнуть себя по лбу и топнуть ногой в нужном месте. Эти несложные манипуляции к слуховой памяти добавляют зрительную и двигательную.

Сказки, с частыми повторениями: «Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку», – развивают слуховую память и зрительную, если при этом рассматривать красочную книгу с картинками.

Составление картинки из пазлов развивает внимание к деталям и зрительную память. Ребенку постоянно приходится сравнивать кусочек рисунка с общим изображением.

Упражнения для внимания и памяти для школьников

Чтобы память подростка не перегружалась, ему надо развивать внимание. Упражнения для развития внимания и памяти у школьников в принципе выполняются ежедневно. Собственно, изучение нового разнообразного материала, повторяемого вечером, в домашней работе.

Карты для географии, схемы по математике, чертежи по геометрии, рисунки и фотографии по ботанике, лабораторные работы по физике помогают дополнить память. Таким образом работает слуховая память, зрительная и двигательная, в процессе выполнения лабораторных работ.

Кстати, при подготовке к экзаменам очень помогает короткая запись в виде шпаргалки. В ней выделяются основные тезисы, информация делится на удобные для запоминания части. Лучше не брать «шпору» с собой на экзамен, но ее составление и перечитывание перед экзаменом определенно поможет запомнить информацию.

Важно! Когда школьник ведет аккуратные записи в тетради, выделяет важные мысли цветным карандашом, делает аккуратные рисунки, это создает четкий и устойчивый образ в памяти.

Школьник не должен переутомляться. После получаса выполнения домашних занятий, следует встать и сделать зарядку минут на 5-15 и выпить стакан сока, съесть яблоко, проветрить помещение.

Тренировка памяти и внимания у взрослых лучшие упражнения

Занятия по улучшению памяти у взрослых – это не такое уж сложное занятие. При желании на тренировку внимания у взрослых можно не тратить лишнее время. Внимательно слушайте своего друга, стараясь запомнить цвет его рубашки, туфель, плаща, глаз, волос. После того, как расстанетесь, постарайтесь вспомнить эти цвета.

Идя по улице, попробуйте запомнить номера проезжающих мимо автобусов или машин. Если вы застряли в пробке или долго едете в троллейбусе, решайте кроссворды и сканворды. Они отлично тренируют память и внимание.

Запоминайте каждый день три слова иностранного языка. Учите стихи, читайте не меньше 20 страниц в день. Эти простые способы тренируют мозг и память у взрослых, занятых людей.

Старайтесь не переутомляться и правильно питайтесь. Свежие фрукты и овощи, зелень, постная диета, достаточное количество калорий, разнообразное меню необходимо для питания клеток мозга.

Упражнения для мозга для пожилых людей

Гимнастика для мозга для людей старшего возраста совсем несложная. Читать сказки и пересказывать их любимым внукам, заучивать с ними детские веселые стихи про «Рассеянного с улицы Бассейной». Это увлекательно и приятно, к тому же сохраняет личность.

Тренировка интеллекта не дает человеку терять свои навыки и знания. Не только наши мышцы нуждаются в разминке. Нейроны восстанавливают свои связи и не гибнут, если мозг нагружен посильной работой.

Не стоит сильно переутомляться, но собирать картинки из пазлов, учить иностранные слова, гулять в парке по незнакомой аллее, запоминая новый маршрут, необходимо для хорошего внимания. Врачи рекомендуют чистить зубы и причесываться то левой рукой, то правой. Простые опыты, но результативные.

Хорошее питание и свежий воздух станут лучшими помощниками вам и вашему уму. Индивидуумы, ведущие активный образ жизни, не страдают старческим слабоумием.

Гимнастика (зарядка) для мозга нейробика

Что такое нейробика –гимнастика для мозга. Она помогает синтезировать новые связи между нейронами в мозгу и сохраняет хорошую память надолго. Она полезна людям в любом возрасте: школьникам и престарелым для коррекции ума.

Каждый человек, которому не безразлично состояние собственного интеллекта, может изучить простейшие приемы нейробики и не бояться наступления старческого маразма.

Пальцевая гимнастика

Тренинг для мозга можно начинать с гимнастики для пальцев. Размять пальцы рук, сдвинуть ладони вплотную, согнуть пальцы, пропустив первым указательный палец правой руки. А теперь распрямите пальцы и согните в другом порядке, опустив первым указательный палец левой руки. Повторите эти движения несколько раз.

Согнуть пальцы, разогнуть, сжать кулаки, разжать. Повторить 10 раз. Сложить пальцы в замок и повращать двумя кистями по часовой стрелке и обратно, по 10 раз.

Коснуться кончиками пальцев двух рук, выпрямив ладони. Ладони разведены при этом на 5 сантиметров. Пружинистыми движениями, старайтесь свести ладони. Повторяйте раз 10.

Коснитесь большим пальцем каждой руки мизинца, безымянного, среднего пальца, указательного. Повторите все в обратном порядке раз по 8-10.

Кинезиологические упражнения

Отличная зарядка для мозга – кинезиологические упражнения. Примером может быть простейшее упражнение, в котором легко запутаться.

Сидя на стуле поднять левую руку вверх и приподнять правую ногу на 5 сантиметров над полом. После этого хлопнуть в ладони и поднять вверх правую руку и левую ногу. Хлопок двумя ладонями и поменять руку и ногу. Повторить несколько раз.

Сжать подушечки пальцев – большого и мизинца на двух руках одновременно. Помассировать подушечки, потереть одну о другую. Теперь повторить массаж с безымянным пальцем, средним, указательным и повторить все в обратном порядке.

Поместите ладонь правой руки на живот, левой на макушку. Одновременно сделайте несколько движений: вращайте ладонью правой руки по животу, по часовой стрелке. А по макушке слегка похлопайте ладонью левой руки. После этого поменяйте руки местами и повторите движения. Вращения по животу и похлопывания по макушке.

Пальцовки

Пальцовки – упражнения для развития мозга. Они выполняются одновременно двумя руками, развивают синхронную работу двух полушарий, улучшают память, повышают скорость мышления, реакции, принятия решений. Образуются новые нейронные связи в сером веществе головного мозга.

Упражнения играют большую роль даже в боевых искусствах. Фотографии их можно найти в интернете, если спросить у гугла, что такое Пальцовки. Они похожи на древние мудры и красивые позы кистей восточных танцоров.

Цигун

Особая система буддийских упражнений дыхательных и двигательных, называется Цигун. Она представляет собой специальный комплекс движений руками и ногами, связана с религиозным учением даосских монахов.

Взрослые и престарелые люди, которые занимаются гимнастикой Цигун чувствуют себя значительно моложе и лучше своих ровесников. Как развить мозг на 100 процентов? На этот вопрос несомненно смогут ответить учителя Цигун.

В индийской культуре понятие Йога означает совокупность духовных и физических упражнений. Они разрабатываются в разных направлениях буддизма и индуизма. Йога вырабатывает у человека способность управлять своими физическими и психическими функциями. Существует раджа-йога, карма-йога, хатха-йога и другие направления.

Конечной целью йоги является улучшение физиологических способностей человека и даже достижения просветления, вечной жизни. Во всяком случае известны долгожители йоги, с гибкими телами и прекрасной памятью.

Остальным аспектам йоги посвящены целые книги. Последователи этого учения посвящают всю свою жизнь своему совершенствованию. Нейропсихологические возможности у таких людей очень сильно развиты.

Занимаясь любым видом гимнастики для ума, человек способен сохранить свою память и интеллект надолго.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector