Упражнения для улучшения дикции у взрослых
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Упражнения для улучшения дикции у взрослых

11 эффективных упражнений для улучшения дикции у взрослых

Привлечь внимание аудитории и искренне заинтересовать людей своим рассказом – кропотливый и сложный процесс, с которым не всегда могут справиться профессиональные ораторы. Что уж тут говорить о тех обычных людям, которым время от времени приходится выступать перед незнакомой публикой.

Еще в древние времена выступление перед толпой многие мыслители и философы называли настоящим искусством. Самый образованный и харизматичный человек не сможет завоевать доверие людей и донести до них свои мысли, если у него будут проблемы с дикцией.

С каждым годом найти человека, который бы не только обладал идеальной дикцией, но и постоянно занимался совершенствованием своей речи, становится все труднее и труднее. Многие люди забывают, что природа редко кого награждает речевыми данными. Поэтому тем личностям, которые хотят обладать прекрасной дикцией и четким произношением, следует регулярно выполнять комплекс упражнений. Какие именно упражнения помогут улучшить дикцию? Сегодня мы вам об этом расскажем.

Хорошая дикция: кому и зачем она нужна?

Идеальная дикция – это дикция, которая представляет собой правильное расположение речевых органов и четкое произношение слов. Очень часто плохая дикция у того или иного человека возникает из-за дефектов речевого аппарата, имеющих врожденный характер. Некоторые взрослые люди обладают плохой дикцией, так как в детстве они подражали речи других людей.

Хорошая дикция поможет вам четко и ясно донести свои мысли незнакомым вам людям, которые не привыкли к особенностям вашего произношения. Если вы займетесь улучшением дикции, то высказываемая вами информация будет восприниматься окружающими легко и просто. Вы без особого труда сможете сказать все, что хотите, и это не станет поводом для саркастических улыбочек или просьбы повторить то, что вы только что сказали.

Доказано, что людям с идеальной дикцией намного проще найти работу, друзей, вторую половинку, чем тем людям, у которых наблюдаются определенные дефекты речи. Если вы будете красиво и четко произносить слова, то сможете произвести нужное вам впечатление на нужных вам людей.

Занявшись улучшением своей дикции, вы через некоторые время с удивлением заметите, что во время рассказа очередной истории собеседники не скучают и не думают, когда вы уже закончите говорить, а внимательно и с интересом слушают вас. Большинству людей приятнее слушать постоянно развивающего свой голос и произношение рассказчика, а не человека с дефектами речи.

Упражнения для улучшения дикции

Хотите улучшить свою дикцию? Тогда регулярно занимайтесь артикуляцией звуков «Ж» и «Ш». Попытайтесь как можно четче и понятнее произнести следующие пары слов: «Жар – Шар», «Шить – Жить», «Жутко – Шутка», «Шапка – Жабка», «Важный – Ваш», «Жир – Ширь».

Регулярно произносите такие фразы: «В хомут вожжи из кожи вхожи», «Кружится жужелица, жужжит жужелица, жужелица жужжит и кружится».

Чем больше сложных слов вы будете произносить, тем быстрее добьетесь нужных вам результатов и улучшите свою дикцию. Повторяйте сложные слова сначала медленно, а потом как можно быстрее.

  • Фантасмагорический (тренировка звуков «Р», «Ф», «Ч»).
  • Опубликовывать (тренировка звуков «В», «П»).
  • Средств (тренировка звуков «Ф», «С»).
  • Воспользовавшемуся (тренировка звуков «Ш», «В»).
  • Четырехсотдолларового (тренировка звуков «В», «Ч»).
  • Ревербератор (тренировка звуков «В», «Р»).
  • Мелкокалиберными (тренировка звука «К»).
  • Проиллюстрировала (тренировка звуков «Т», «Р»).
  • Субсидированию опосредованному (тренировка звуков «Р», «П»).
  • Целостность территориальная (тренировка звуков «С», «Р», «Т»).

Данное упражнение поможет вам «справиться» со звуком «Ц» и отработать его по-максимуму. Четко произнесите следующие пары слов, а затем повторите, но как можно быстрее и ритмичнее: «Свет – Цвет», «Лиса – Улица», «Сок – Цок», «Сабля – Цапля», «Сыр – Цирк», «Сель – Цель».

Произнесите следующие фразы сначала медленно и четко, а потом повторите, но очень быстро: «Чахла цапля, ходила цапля, сохла цапля», «Против овец и один молодец, а сама овца никто против одного молодца».

Произнесите приведенные ниже слова четко и медленно, а затем повторите их как можно быстрее и следите за тем, чтобы не сделать ни одной ошибки в произношении.

  • Монстр.
  • Демократично-аристократичный.
  • Гибискус.
  • Протестантство.
  • Философствовать.
  • Краеугольный.
  • Ведомство.
  • Переколошматить.
  • Всхрапнуть.
  • Идентификация.
  • Попасть в ствол.
  • Стандартизировать.
  • Сверхзвуковой.
  • Интерфернальный.
  • Постскриптум.
  • Витийствовать.
  • Арьергардный.
  • Сверхвстревоженный.
  • Воспрепятствовать.
  • Бодрствовать.
  • Мудрствовать.
  • Брандспойт.
  • Трансконтинентальный.
  • Взрывоопасный.
  • Взбудоражить.
  • Краеведческий.
  • Всклокочен.
  • Сомнамбулический.
  • Трансплантация.
  • Тантрический.
  • Контрпрорыв.
  • Экспрессивный.

Данное упражнение поможет вам отработать звуки «Х», «К», «Г». Повторяйте пары слов сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее: «Гости – Кости», «Гешка – Кешка», «Гнут – Кнут», «Газельки – Качельки», «Годы – Коды», «Глупый – Клубный», «Гол – Кол».

Сначала медленно, а потом очень быстро повторите следующие фразы: «С косой козел косой идет с горбатой козой», «Крабы грабли сделали крабам, крабы грабли крабам подарили».

Данное упражнение поможет тем людям, которые во время публичных выступлений ощущают проблемы с дыханием. Очень часто нехватку воздуха испытывают люди, использующие в своей речи длинные и витиеватые фразы.

Тренировка диафрагмы поможет закрыть этот вопрос раз и навсегда. Делая выдох, тяните любой гласный звук как можно дольше. Поначалу делать это получается только на протяжении 4 – 8 секунд. Но если вы будете регулярно тренироваться, то сможете увеличить время до 25 – 30 секунд!

Это упражнение поможет вам отработать произношение согласных звуков. Сначала медленно, а потом быстро повторяйте следующие слова и словосочетания: «Без шубы», «Бессмертие», «Оттолкнуть», «Безжалостный», «К гастролям», «К Гале», «Подтвердить», «Ввязаться», «Отдушина», «К Киеву», «Отдаленный», «К городу», «Разжигать», «Восстановить», «Отдать», «Изжить», «К концу», «Ссорить – Сорить», «Введение – Ведение», «Оттащить – Тащить», «Вверх – верх», «Поддержать – Держать», «Вводный – Водный», «Толкнуть – Оттолкнуть».

Выполняя данное упражнение, внимательно следите за тем, чтобы не допускать никаких ошибок в произношении. Произнесите следующие фразы сначала медленно, а потом как можно быстрее: «Дед стар стал», «Вскачь верст сто», «Был град тут в тот год», «Полн клуб вмиг», «Взял трость ваш гость», «Мох гриб скрыл», «Петр был люб всем», «Пел дрозд тут в тот час», «Брызг блеск – всплеск волн!».

Сначала медленно, а потом очень быстро произносите следующие сочетания звуков: «КШТО», «ТЛЗ», «КШТУ», «ДЖР», «КШТЭ», «ВРЖ», «КШТА», «МКРТЧ», «КЖДУ», «КПТ», «КЖДО», «КФТ», «КЖДЭ», «КШТ», «КЖДА», «КСТ».

Чтобы отработать произношение определенных звуков, сначала медленно, а затем как можно быстрее произносите следующие фразы: «Замшела яшма в замше», «С волхвами в хлеву волхв волхвовал», «Четверть четверика без червоточинки гороха», «Пик кипу купи, кипу купи пик», «В Константинополе ассимилировавшимся был обнаружен разнервничавшийся конституционалист», «Пуха купи кипу, кипу купи пуха», «Интервента интервьюер интервьюировал», «Родителям даны из дендрария рододендроны», «Не по-колпаковски колпак сшит; перевыколпаковать колпак надо, переколпаковать», «Клима брат брит, Глеба брат брит, бородат Игната брат», «Не по-колоковски колокол вылит; надо перевыколоколовать колокол, переколоколовать», «Лук клал на ларь Карл, с ларя крала лук Клара».

Данное упражнение позволит отработать определенные звуки в игровой форме.

  1. Думайте, что у вас в руках молоток. Забивайте воображаемым молотком гвоздики, и повторяйте как можно выразительнее следующие звуки: «ГБДЕ», «ГБДУ», «ГБДИ», «ГБДО», «ГБДА», «ГБДЭ», «ГБДЫ».
  2. Слышали ли вы, как мило топает пони? Прыгайте и повторяйте за ним: «ПТКИ», «ТПКИ», «ПТКУ», «ТПКУ», «ПТКЭ», «ТПКЭ», «ПТКО», «ТПКО», «ПТКЫ», «ТПКЫ», «ПТКА», «ТПКА».
  3. Думайте, что вы бросаете своему напарнику какие-то вещи. Каждый свой «бросок» сопровождайте такими звуками: «КЧКИ», «КЧКУ», «КЧКЫ», «КЧКО», «КЧКА», «КЧКЭ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Упражнения по системе Станиславского — развитие дикции у взрослых

Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:

  • Правильность артикуляции – соответствие положения органов артикуляции правильному способу образования звуков. При неправильной артикуляции говорят о дефектах дикции, для их устранения нередко прибегают к помощи логопеда.
  • Отчетливость артикуляции – это точность произношения отдельных звуков в составе слова. От отчетливости артикуляции зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Уровень четкости произношения зависит от степени тренировки артикуляционного аппарата, однажды выработанная привычка говорить четко сохраняется на всю жизнь.
  • Манера произнесения – это присущая каждому человеку манера выговаривать отдельные слова, соблюдать темп речи, продлять или редуцировать (сокращать) слоги. Для выработки правильной дикции важно соблюдение нормативной манеры произнесения, когда исключаются индивидуальные особенности проговаривания слов (например, вдох или выдох перед началом фразы, «эканье» и причмокивание в паузах между словами).

Хорошая дикция актера не только создает условия для эффективного общения со зрителем, но и является показателем внешней культуры речи, поэтому сценическая речь входит в программу обучения актерскому мастерству во всех театральных вузах.

Станиславский о роли дикции

Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».

Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.

Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.

Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:

  1. Биологические – к ним относятся нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые действовали на организм в период внутриутробного развития, в детском возрасте (тяжелые инфекции, травмы). Сюда же относятся нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Проявления биологических причин – заикание, гнусавость голоса, заторможенность речи, проглатывание отдельных звуков.
  2. Социальные – к социальным причинам, повлекшим нарушение дикции, относятся проблемы в общении с окружающими, личные комплексы, низкая самооценка и неуверенность в себе. Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень.

В среде начинающих актеров актуальны нарушения дикции, связанные с социальными причинами: внешне уверенный в себе человек, попадая на сцену, теряется, его охватывает чувство страха. В результате возникают проблемы с речью: голос становится тихим, слова неразборчивыми, зрителям становится трудно воспринимать сказанное; из-за незнания правил артикуляции дикция еще больше ухудшается. Преодолевать страх сцены актеры учатся на тренингах, развить правильную дикцию помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.

Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, сделать речь четкой и внятной.

Упражнения выполняют последовательно, начиная с разминки языка:

1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки – 5-7 минут.

2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7-10 минут.

3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.

4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.

5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7-10 минут.

6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения – 5-7 минут.

7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.

8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки – делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.

После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.

При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:

1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.

Читать еще:  Упражнения для шейно воротниковой зоны

2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».

3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.

4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.

Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:

Как улучшить дикцию и четкость речи взрослому человеку и ребенку: 5 мощных упражнений + книги и тренинг

Привет, дорогие читатели! С вами Людмила Редькина. Плецтавьте себе, вы идете по набележной и к вам подходит лебенак. Он гавалит: “Тетя/дядя, мати, как я дидяю! Дай кааку!” Что означает: “Тетя/ дядя, смотри как я играю! Дай конфетку!” Вам, наверное, непривычно читать такие слова, правда? А слышать их еще веселей! Сегодня поговорим с вами о том, как улучшить дикцию и четкость речи, чтобы не было типа такого: “пасполт”, “у вас есть муза?, – а муза у меня нет, вот такая в зизни зопа!”, “девушка, а вы любите кафку?, – да, особенно грефневую…” ну и тому подобное.

Для чего нужна хорошая дикция

Сначала разберемся, что же такое дикция и почему нам следует о ней позаботиться.

Дикция – четкое, ясное произношение, когда человек произносит слова и фразы понятно и разборчиво. Человек с хорошей речью не “страдает” шепелявостью, гнусавостью, заиканием.

Хорошая дикция – это не требование только к телеведущим и учителям. Она нужна в жизни и обиходе всем. Мы все устраиваемся на работу, общаемся среди своего круга знакомых, мы не знаем, в конце концов, куда нас “занесет”, где и с кем будем взаимодействовать.

Очень яркий пример человека с “хорошей” дикцией был с 2016 до 2019 года в Верховном Совете Украины – А. В. Парубий. С его речи смеялись все, кто мог, ведь не часто СПИКЕРА (от слова “говорить”) совета страны услышишь с такой дикцией! Это я как раз к тому, что нужно уже сейчас заботиться об улучшении качества речи, учиться красиво говорить, чтобы потом не смешить народ…

Упражнения для улучшения дикции и четкости речи

Филологи исследовали вопрос о развитии дикции и пришли к выводу, что улучшать артикуляцию речи русскоговорящего населения нужно очень многим. Это связано с тем, что именно русский язык отличается “ленивой” артикуляцией, в отличие от английского, например.

Даже есть определенные способы проверить, хороша ли у вас артикуляция для четкой речи:

  1. Возьмите зеркало и, глядя в него, произнесите гласные звуки (а, о, и, э, у, ы). Изменяют ли положение и форму ваши губы? Если они хорошо двигаются, изменяют форму, то вы на верном пути.
  2. Для хорошей артикуляции важна подвижность языка. Сверните его трубочкой. Если не получается, это связано со слабостью мышц или врожденной особенностью. Но развиваться можно!
  3. Важно также хорошо открывать рот. Чтобы это проверить, приготовьте ладонь без большого пальца. Затем максимально откройте рот, продвиньте 4 пальца внутрь между верхней и нижней челюстью. Если вам удалось это сделать, то рот открывается без зажимов, а, значит, мышцы уже готовы к работе.

Итак, с диагностикой разобрались, теперь определимся, что делать для развития речи и улучшения артикуляции. Представляю вам несколько эффективных упражнений, помогающих вам достигнуть цели.

Разминка

Возьмите ручку или карандаш в зубы, говорите любое предложение или фразу из 10–15 слов. При этом карандаш нужно сжимать со всех сил. Затем выньте канцелярский предмет и произнесите фразу опять. Вы сразу же услышите разницу! Весь артикуляционный аппарат настроится на правильное говорение, точное и аккуратное.

Разминку с помощью карандаша достаточно проводить до 5 минут перед упражнениями, это упражнение нужно для “прокачки” мышц артикуляции.

Также вы можете разминаться с помощью орехов. Еще Демосфен в Древней Греции вывел уникальный метод тренировки речи камнями. Он на берегу моря набирал полный рот камней и кричал слова в бурю морскую, стараясь их четко произносить. Почти то же подразумевает тренировка с орехами. Вы набираете их в рот и стараетесь как можно лучше произнести слова, улучшающие речь.

Разминка с помощью карандаша

Скороговорки

В домашних условиях вы отлично сможете улучшить произношение речи, ведь карандаши и доступ к скороговоркам у всех имеется. Это минимальный набор развития артикуляции. Но идем дальше.

Скороговорки применяют для детей начиная с 4–6 лет. Это очень действенный способ. Скороговорки используют и для улучшения дикции взрослых, ниже я напишу самые эффективные из них. Кроме того, такими фразами вы улучшаете не только свою речь, но и словарный запас. Подбирайте нужные вам скороговорки, только делайте акцент на проработку всех букв и их сочетаний.

Прослушайте запись своего голоса

О, свои записи я не очень люблю слушать. Помню, как один раз услышала свой детский и смешной голос на диктофоне, причем говорила я довольно серьезные вещи… Над записью посмеялась я и все мои знакомые.

Но для развития четкой и грамотной речи слушать свой голос на записи – очень полезное занятие. Почти каждому человеку захочется его изменить, поработать над дикцией. Делать это нужно так: вы берете какой-то отрывок из текста, затем четко стараетесь его читать, записывая на диктофон. Не понравилась запись – повторяете чтение. И так до тех пор, пока идеально не отточите свое произношение.

То же самое можно делать, чтобы улучшить разговорную речь на английском. Можно еще и хорошего знакомого со знанием английского привлечь, чтобы “экспертное” мнение послушать.

Обязательное условие – тренировка диафрагмы

Для вокалистов, заикающихся людей, диафрагма – условие успешности. Кто бы мог подумать, что какой-то мостик над желудком определяет кучу денег в шоу-бизнесе! Но для правильной речи и пения нужна обязательная тренировка этой самой диафрагмы. Натренированная диафрагма дает возможность договорить фразу до конца, допеть ее.

Тренировать ее можно таким способом: сделайте глубокий вдох, затем тяните гласный звук до момента, когда дыхания вообще не останется.

Когда вы достигнете 25–30 секунд такого “тяжения”, изменяйте высоту голоса, старайтесь тянуть звук более тонким голосом.

Когда и при таком условии вы тянете гласную до 25–30 секунд, переходите к надуванию воздушных шариков. И организму полезно, и окружающих порадуете! Ну а если без шуток, надувание шариков очень хорошо развивает диафрагму и увеличивает объем легких.

Сочетание разных звуков

Помимо скороговорок, поставить грамотную речь и дикцию можно с помощью специальных сочетаний звуков. В этих сочетаниях используются согласные и гласные. Повторяя их раз по 5, вы отрабатываете дикцию. Ну а грамотная речь добавляется опытом чтения разных книг (чуть ниже приведу список). Какие сочетания будут полезны:

  • бги-пки, бга-пка, бгэ-пкэ;
  • вздри-фстри, вздро-фстро, вздры-фстры;
  • стри-зтри, стра-зтра, стро-зтро;
  • гкру-хкру, гкро-хкро, гкра-хкра и т. д.

Самые эффективные скороговорки для улучшения дикции взрослых

О важности скороговорок для развития идеальной дикции взрослого человека я писала выше. Отмечу только, что вы должны определиться после записи своего голоса, какие именно звуки речи вас не устраивают. Возможно, это будут шипящие или “л-р”, или другие звуки. И в соответствии со своими наблюдениями подбирайте скороговорки, прорабатывающие именно их. А для профилактики можно их все потренировать.

  • Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировал.
  • Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи.
  • Рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, но попытка не пытка.

Ну и полегче что-нибудь.

  • Расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  • На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
  • Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  • Мы ели-ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  • Ценит цеп косец по косовице.
  • У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  • От топота копыт пыль по полю летит.

Скороговорка для улучшения дикции

Книги, которые улучшают речь и словарный запас

Чтобы улучшить свою речь, нужно читать тексты на разные темы. При таком раскладе речь обогащается новыми словами, появляется логика в высказываниях, улучшается грамотность речи. Вы не найдете профессора, который бы не мог двух слов связать или говорил “здеся”, “тама”, “тута”, “четверЬг”, “сЭрцЭ”. Все потому, что книги улучшают риторику речи, помогают формулировать мысли.

Я сделала подборку книг, которые смогут стать для вас уроками русского языка, литературы, а также экскурса в лингвистику и другие филологические науки.

  1. Вадим Храппа “От адамова яблока до яблока раздора”.
  2. Корней Чуковский “Живой как жизнь”.
  3. Ларри Кинг “Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно”.
  4. Найджел Браун “Странности нашего языка”.
  5. Наталья Ром “Хочу говорить красиво! Техники речи”.
  6. Виктория Володина “Альбом по развитию речи”.
  7. Лев Успенский “Слово о словах”.

Эти книги помогут улучшить разговорную речь на русском, а также с их помощью вы определите, как малознакомые слова использовать по назначению.

Как улучшить речь ребенка

Об улучшении речи ребенка в 4 года и старше я в свое время писала много статей. И сейчас это действительно проблема многих родителей. Мы не будем обсуждать причины, механизмы и разные нюансы этой темы, эта статья не об этом. Просто скажу, что нужно хорошо постараться, чтобы улучшить устную речь дошкольников и подростков. Для этого есть логопеды.

А в домашних условиях ваша задача состоит в том, чтобы научить малышей выговаривать все звуки, а школьников – формулировать свои мысли и общаться полными предложениями.

Правильное произношение звуков – задача для многих не из легких. Здесь на помощь придут артикуляционные упражнения, гимнастики, массажи, песенки и развитие мелкой моторики рук – это, кстати, еще и развивает память и внимание. Способов на самом деле очень много.

Уже к 5 годам малыши должны выговаривать все звуки. Старшим детям уже нужна помощь логопеда или психолога. Улучшить речь ребенка в 6 лет и старше в смысле запаса слов, высказываний своих мыслей вы сможете только книгами и общением. Ведь никакие гаджеты не заменят живое общение, внезапные вопросы и их разъяснения, представления героев из художественных книг и их описание вслух.

Тренинг

Тренировка речи неразрывно связана с тренировкой психических процессов памяти и внимания. А вот тут у меня для вас сюрприз: есть отличный способ развития речи и памяти – курс от Викиум. Это хороший инструмент для развития.

Курс “Мнемотехники” поможет вам в повседневной жизни все быстро запоминать и в любом количестве. Вы даже сможете лучше запоминать языки и научитесь легко выражать свои мысли на английском, немецком, португальском, да каком угодно!

Этот тренинг – хороший помощник для тех, кто забывает дни рождения любимых, пароли и логины, даже малейшие четверостишия. Вы уже за неделю увидите результат.

Заключение

В погоне за красивой речью и дикцией не переусердствуйте. Помните, что важно тренировать мышцы и артикуляцию. А для этого еще раз о главном:

  1. Хорошая дикция нужна всем и везде.
  2. Чтобы ее развивать, нужно заниматься самообразованием: читать книги, улучшать словарный запас, делать упражнения для артикуляции.
  3. Не брезгуйте скороговорками, они лучше всего справляются с тренировкой дикции.
  4. Не бывает хорошей речи без хорошей памяти и внимания. Именно эти психические процессы помогают вам говорить правильно, логично и красиво.

Выражайте свои мысли четко и понятно, развивайтесь, потому что идти к своей цели никогда не поздно! Делитесь своим опытом развития речи в комментариях, а также нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы полезные упражнения получили распространение. А я прощаюсь с вами, до встречи!

Читать еще:  Упражнение гиперэкстензия в домашних условиях

Как можно улучшить дикцию и сделать свою речь четкой и ясной

Речевые способности даются природой, но они далеко не всегда идеальны. Иногда речь звучит невнятно, что может отрицательно сказываться на всей жизни человека. Едва ли можно построить хорошую карьеру, если слова вынуждены пробиваться сквозь «кашу во рту». Как улучшить дикцию? Существуют ли специальные упражнения? Об этом и поговорим.

Дыхательная гимнастика

Чтобы улучшить дикцию и четкость речи, необходимо научиться правильно дышать. В этом помогут следующие упражнения:

  1. Стоим прямо. Ноги на ширине плеч. Ладони лежат на поясе. Вдох свободный. Выдыхаем воздух через сложенные губы, чтобы ощущалось его сопротивление. Такой выдох нужно провести во время движения. Имитируйте работу с косой, с топором, уборку в доме при помощи веника/пылесоса и тому подобные движения. Вам нужно научиться выдыхать ровно, без напряжения (должно ощущаться напряжение в нижнереберных мышцах).
  2. На вдохе выполняем медленный наклон вперед. Спина остается прямой. Затем распрямляемся. Делаем выдох и начинаем тянуть слово «гимммм», одновременно шагая на месте.
  3. На вдохе медленно наклоняемся вперед, руки разводим в стороны, смыкаем за головой (на затылке). Распрямляемся на выдохе и нараспев произносим звуки «ГН», шагая на месте.
  4. Рот закрыт. Совершаем короткий вдох через нос. Во время выдоха поколачиваем пальцами по краешкам ноздрей. Упражнение улучшает носовое дыхание. Теперь добавляем новый элемент: во время выдоха тянем звуки «М» и «Н».
  5. Рот открыт. Вдох делаем через нос. Медленный выдох через рот.
  6. Самомассаж. С небольшим усилием проминаем межреберные мышцы, потом переходим на область живота. Это помогает стимулировать местное кровообращение.

Работаем над качеством дикции

Улучшить свою дикцию поможет выполнение определенных упражнений. Занятия необходимо проводить ежедневно, потому что только в этом случае можно получить быстрые результаты.

Упражнения для улучшения речи и дикции включают тренировки мышц нёба.

  • Медленно проговорите звуки «К» и «Г» подряд 3 раза. Потом произнесите с практически закрытым ртом звуки «А», «О», «Э».
  • Имитируйте полоскание рта. Ощущения должны быть похожими, как если бы во рту была вода.
  • Рот приоткрыт на ширину двух пальцев. Проговорите слоги «АММ-АММ». При этом «А» звучит шепотом, а «М» громко и звонко.

Чтобы усовершенствовать свою речь и дикцию, нужно выполнять упражнения для снятия мышечных зажимов.

  • Напишите на листе бумаги скороговорку. Проговорите ее вслух, озвучивая только согласные звуки. На месте гласных – пропуски. Потом повторите ее полным голосом. Это поможет вам понять, в каком положении артикуляционный аппарат работает неправильно.
  • Сделайте глубокий вдох и зажмите нос пальцами. Прочтите вслух любой текст. Сделайте выдох. Снова начните читать текст, делая вдохи в необходимых по смыслу местах (в соответствии с грамматическими паузами).

Артикуляционная гимнастика

Если вы интересуетесь, как улучшить дикцию речи быстро, то нужно практиковать артикуляционную гимнастику. Регулярная тренировка речевого аппарата гарантирует улучшение дикции в самые короткие сроки.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • На лице широкая улыбка. Зубы сжаты. Фиксируем положение на 10 секунд. Затем расслабляемся. Важный момент: оба ряда зубов должны быть полностью видны.
  • Зубы сжаты. Губы сложены в трубочку, вытянуты вперед. Тянем звук «У» на протяжении 10 секунд.
  • Рот открыт, язык выдвинут вперед насколько возможно. Фиксируем положение на 5 секунд. Расслабляем мышцы.
  • Рот открыт. Язык лежит на поверхности нижней губы. Раскрываем рот максимально широко и расслабляемся.
  • Расслабьте нижнюю челюсть и зафиксируйте это положение. Облизывайте верхнюю губу, максимально выдвигая язык.
  • Трогайте кончиком языка попеременно верхнюю и нижнюю губу, выдвигая его вперед. Выполняйте упражнение в неспешном темпе. Подбородок в течение всего времени должен быть неподвижным.
  • Рот закрыт. Языком оказываем давление на внутреннюю поверхность щеки, прилагая силу в течение 4 – 6 секунд. Повторить с противоположной стороны.
  • Нижняя челюсть опущена книзу. Совершаем ею движения из стороны в сторону. Голову удерживаем ровно. В движении она не участвует. Потом перемещаем челюсть вперед/назад.
  • На лице полная улыбка. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности губ. Сначала по верхней, потом по нижней, следом делаем круговое движение. Челюсть постоянно зафиксирована и не двигается.
  • На лице широкая улыбка. Проводим языком по поверхности зубов, сначала верхних, потом нижних. Челюсть зафиксирована и не двигается.
  • На лице широкая улыбка. Проводим по губе языком от уголка к уголку. Губы и челюсть не двигаются. Касаться надо именно поверхности губ, а не зубов.
  • Стойка прямо, руки на груди (скрещены). Совершаем медленный наклон вперед на вдохе, одновременно громко озвучивая буквы «О» и «У».

Четкость произношения звуков обеспечивает кончик языка. Для улучшения дикции нужно улучшать его подвижность.

  • Используйте язык как молоточек, постукивая им по зубам. Во время каждого удара проговаривайте слог «ДА». Потом говорите буквы «Т» и «Д».
  • Для улучшения дикции речи необходимо разработать мышцы гортани. Это поможет наладить четкое произношение звуков «К» и «Г». Совершаем вдох через нос, и выпускаем воздух через рот. Во время выдоха начинайте пыхтеть как ежик – «ФУ-ФУ-ФУ». Слог произносится резко.
  • Улучшить речь и дикцию поможет тренировка мышц губ. Это упражнение улучшает произношение звуков «П» и «Б». Надуваем щеки и схлопываем их руками, как в детстве.

Дополнительные упражнения

Улучшить дикцию и четкость речи поможет умение контролировать объем воздуха в легких.

Встаньте перед зеркалом и вслух прочтите с выражением любой текст. Вначале сделайте это привычным голосом. Потом прочтите его снова, но уже намного громче. Выполняя это упражнение ежедневно, в скором времени вы научитесь контролировать заполненность легких и сможете легко произносить речи любых объемов.

Для улучшения дикции у взрослых поможет такое упражнение:

  • Напишите на листке бумаги строчки своего любимого стихотворения.
  • Вычеркните все согласные, а оставшиеся гласные пропойте голосом вслух.
  • Потом снова вставьте все согласные. Произносите их громко, звонко, продолжая пропевать гласные звуки.

Выполнение комплекса артикуляционных упражнений поможет улучшить свою речь и дикцию очень быстро.

Улучшаем тембр голоса

Для улучшения дикции и тембра голоса взрослому человеку необходимо выполнять специальные упражнения. Внести изменения в природные данные невозможно, но вот украсить их – достижимая задача.

Улучшаем звучание голоса при помощи следующих упражнений:

  1. Стойка прямо. Подбородок зафиксирован в естественной позиции. Тянемся шеей максимально вперед как получится, фиксируемся на несколько секунд.
  2. Рот откройте, язык выдвиньте максимально вперед/вниз. Голова склонена к груди. Язык поднимем к кончику носа с одновременным подъемом головы. Во время движения вытягиваем шею насколько получится.
  3. Совершаем вдох полной грудью. Во время выдоха громко проговариваем слово «БОММ», вытягивая последнюю букву как можно дольше. Вы должны ощущать легкое вибрирование в области кончика носа и верхней губы.
  4. Полный вдох. Выпускаем воздух из легких, проговаривая слог «МИ-МИИ». Первую частичку коротко, вторую – протяжно нараспев.
  5. Стойка прямо, руки лежат на груди. На вдохе совершаете наклон вперед и нараспев озвучиваете буквы «У» и «О». После этого пропевайте слова «МОЛОКО», «МУКА», «ОЛОВО».
  6. Цокайте языком, постепенно изменяя положение губ. Вначале они собраны в трубочку, в конце – растянуты в полную улыбку.
  7. Рот открыт, нос зажат пальцами. Дышим ртом и одновременно вслух читаем любой текст. Длительность упражнения – 5 минут.
  8. Голова вниз, подбородок прижат к груди. Делаем выдох, произнося звуки «О» или «У», пока не кончится воздух. Кладем руку на грудную клетку и похлопывая, усиливаем вибрацию звука.

Эти упражнения гарантируют улучшение речи и тембра голоса в короткие сроки.

Работаем над разговорной речью

Как улучшить дикцию речи быстро? Чтобы добиться результатов, потребуется поработать над разговорной речью.

Рекомендации будут следующими:

  • Голос не должен быть монотонным. Чтобы улучшить речь и дикцию, нужно научиться разговаривать эмоционально. Необходимо овладеть умением менять тональность. Это поможет собеседнику понять, вопрос вы задаете или что-то утверждаете.
  • Содержание разговора. Узнавайте новые слова для обогащения словарного запаса. Так вы сможете улучшить свою речь и разнообразить ее. Желательно избегать тавтологий и частого повтора одних и тех же слов.
  • Слова с неизвестным значением. Если вам не известно значение, то лучше в разговоре его не использовать.
  • Постарайтесь избавиться от слов-паразитов.

Советы очень простые, но значительно улучшают разговорную речь.

Чистоговорки

Для улучшения дикции и самой речи нужно работать над произношением чистоговорок. Это поможет отработать конкретные звуки при помощи специально зарифмованных фраз.

Они отличаются от скороговорок тем, что в них многократно встречается один согласный звук. Это поможет научиться произносить сложные звуки и сделать лучше свою дикцию. Заниматься необходимо каждый день. Улучшение речи после работы с чистоговорками происходит достаточно быстро.

Произносить чистоговорки нужно в медленном темпе. Очень важно тщательно проговаривать каждый звук, обращая внимание на сложные для вас звуковые сочетания.

Надо обязательно контролировать свое произношение. Для этого занятия необходимо записывать на диктофон. В ходе прослушивания записи можно выявить совершенные ошибки произношения и устранить их в ходе следующего.

Полезные советы по улучшению дикции

Есть несколько советов, которые помогут достичь успеха в самостоятельных занятиях:

  • первыми нужно начинать выполнять самые простые упражнения для улучшения речи и дикции, постепенно, включая в занятия более сложные;
  • занятия нужно проводить в любое свободное время – это поможет достичь результатов в короткие сроки;
  • гимнастику желательно проводить ежедневно, не делая перерывов;
  • возьмите за правило периодически записывать на диктофон короткие речи – это поможет отмечать свои достижения;
  • читайте дополнительную литературу и регулярно практикуйте новые упражнения, поскольку монотонность упражнений может стать причиной моральной усталости и отказа от занятий;
  • если есть возможность получить консультацию специалистов, то не стоит от нее отказываться, поскольку это отличная возможность получить дополнительные дельные советы.

Если у человека имеется возможность посещать курсы театрального мастерства, то это нужно сделать обязательно. Занятия с профессионалами помогут раскрепоститься, развить дикцию и освоить свободную речь. Специалисты научат выразительной декламации, дикция при этом, если не станет идеальной, то значительно улучшится. И публичные выступления больше не будут казаться невыполнимой миссией.

Развитие дикции. Упражнения для дикции

Данный раздел техники речи, посвящён дикции. В статье даны упражнения для улучшения дикции, для развития дикции и речи.

Произнес и те без г о лоса глух и е согл а сные, акт и вно взрыв а я их:

т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! .

к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …

Д а нные согл а сные подгот а вливают пр а вильное звуч а ние сл е дующих за н и ми гл а сных. Т.к. согл а сные э ти п а дают р е зко, как м о лот о наков а льню. При э том он и как бы выт а лкивают сто я щие за н и ми зв у ки. Сл е дующее упражн е ние для дикции произнес и те с г о лосом:


пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю!

ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! тю!

ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю!

Д а лее включ а йте зв о нкие согл а сные:


бу! бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё! бю!

ду! до! да! дэ! ди! ды! дя! де! дё! дю!

гу! го! га! гэ! ги! гы! гя! ге! гё! гю!

ру! ро! ра! рэ! ри! ры! ря! ре! рё! рю!

ву! во! ва! вэ! ви! вы! вя! ве! вё! вю!

фу! фо! фа! фэ! фи! фы! фя! фе! фё! фю!

цу! цо! ца! цэ! ци! цы! ця! це! цё! цю!

Сл е дующее упражн е ние произнес и те с г о лосом. След и те за акт и вным произнес е нием кон е чных глух и х согл а сных:


бу — бу — бу — бу — бупп!

бо — бо — бо — бо — бопп!

ба — ба — ба — ба — бапп!

бэ — бэ — бэ — бэ — бэпп!

би — би — би — би — бипп!

бы — бы — бы — бы — быпп!

Все сл о ги «бег у т» к кон е чному «быпп». Слогосочет а ния зак а нчиваются хор о шим взр ы вом на «п».

гу — гу — гу — гу — гукк!

го — го — го — го — гокк!

га — га — га — га — гакк!

гэ — гэ — гэ — гэ — гэкк!

ги — ги — ги — ги — гикк!

гы — гы — гы — гы — гыкк!

ду — ду — ду — ду — дутт!

до — до — до — до — дотт!

да — да — да — да — датт!

Читать еще:  Упражнения на скорость

дэ — дэ — дэ — дэ — дэтт!

ди — ди — ди — ди — дитт!

ды — ды — ды — ды — дытт!


ву —
ву — ву — ву — вуфф!

во — во — во — во — вофф!

ва — ва — ва — ва — вафф!

вэ — вэ — вэ — вэ — вэфф!

ви — ви — ви — ви — вифф!

вы — вы — вы — вы — выфф!

Кон е чные глух и е согл ас ные сл е дует произнос и ть акт и вно. След и те за э тим. Сл о ги как бы «бег у т» к кон е чному. Присл у шивайтесь к дикции, р е чи. Для разв и тия подв и жности язык а присоедин и м согл а сный звук Р к П :

ПРА — ПРЯ , ПРО — ПРЁ , ПРУ — ПРЮ , ПРЭ — ПРЕ , ПРЫ — ПРИ

И так со вс е ми остальн ы ми согл а сными: БРА-, ВРА -, ГРА- …

Сочет а ния ЛРА — ЛРЯ , ЛРО — ЛРЁ , ЛРУ — ЛРЮ , ЛРЭ — ЛРЕ , ЛРЫ — ЛРИ для мн о гих быв а ют тр у дными, по э тому прораб а тывать их н а до д о льше. При сочет а нии Р с шип я щими — ЧРА, ШРА , ЖРА яз ы к на зв у ке Р д о лжен отч е тливо вибр и ровать. Пол е зно выгов а ривать и так и е сочет а ния зв у ков:

ТАДИТА — ТАДИТЯ
ТАДИТО — ТАДИТЁ
ТАДИТУ — ТАДИТЮ
ТАДИТЭ — ТАДИТЕ
ТАДИТЫ — ТАДИТИ
ДАТИДА — ДАТИДЯ
ДАТИДО — ДАТИДЁ
ДАТИДУ — ДАТИДЮ
ДАТИДЭ — ДАТИДЕ
ДАТИДЫ — ДАТИДИ

ТЫТА, ТЫТЯ , ТЫТО, ТЫТЁ , ТЫТУ, ТЫТЮ , ТЫТЭ, ТЫТЕ , ТЫТЫ, ТЫТИ

К а ждое сочет а ние произнос и те по ш е сть раз. Упражн е ния по э тому образц у н у жно д е лать со вс е ми согл а сными, постеп е нно ускор я я темп и добив а ясь ч е ткости и л е гкости движ е ния язык а . Зат е м тренир у йте так и е сочет а ния зв у ков:

РЛА, РЛЯ , РЛО, РЛЁ , РЛУ, РЛЮ , РЛЭ, РЛЕ , РЛИ, РЛЫ

МФА, МФЯ , МФО, МФЁ , МФУ, МФЮ , МФЭ, МФЕ , МФЫ, МФИ

К а ждое сочет а ние — по 6 раз. Д е лая э то упражн е ние, вним а тельно след и те за акт и вной артикул я цией в е рхней губ ы .

ДРДА — ДРДЯ
ДРДО — ДРДЁ
ДРДУ — ДРДЮ
ДРДЭ — ДРДЕ
ДРДЫ — ДРДИ

В э том упражн е нии Р м о жно замен и ть люб ы м друг и м согл а сным зв у ком, кот о рый недост а точно ч и сто произн о сится. Наприм е р: ДЛДА и так д а лее. По образц у предыд у щих упражн е ний тренир у йтесь, присоедин я я к одн о й гл а сной чет ы ре согл а сных: ДРДРА. И здесь Р м о жно замен и ть друг и м н у жным зв у ком. П я тую согл а сную к одн о й гл а сной сл е дует присоедин и ть в конц е сочет а ния зв у ков: БРБРАР. Но и на посл е днем Р яз ы к по-пр е жнему д о лжен отч е тливо вибр и ровать.

ЛБЛБ А ЛЬ — яз ы к на посл е днем ЛЬ д о лжен отрыв а ться.
БТТТБ А — согл а сный звук Т сн о ва исп о льзуется для разв и тия с и лы и упр у гости мышц язык а.
БТТТБ А Б . В э том сочет а нии н у жно след и ть, чт о бы отч е тливо сл ы шались все три Т и посл е дний согл а сный звук. Упражн е ние ос о бенно пол е зно для тех, кто им е ет прив ы чку «глот а ть» конц ы слов.

Техника речи. Тренировка дикции

Произнес и те без г о лоса ряд специ а льных т е кстов, акт и вно взрыв а я глух и е согл а сные:

Приш ё л Прок о п — кип е л укр о п, уш ё л Прок о п — кип е л укр о п, как при Прок о пе кип е л укр о п, так и без Прок о па кип е л укр о п.

На у лице снег бел е ет, ал е ет и голуб е ет. А сн е г всё лет и т, сверк а ет, а сн е г всё лет и т и т а ет.

Кук у шка кук у ет, кук у ет в леск у : ку-к у ! ку-к у ! ку-к у !

«п- б » — г у бы, «т- д » — к о нчик язык а , «к- г » — сп и нку язык а . Акт и вно взрыв а йте согл а сные в сл е дующем упражн е нии:

Птк а ! птк о ! птк у ! птк э ! птк и ! птк ы !

Бдг а ! бдг о ! бдг у ! бдг э ! бдг и ! бдг ы !

Кпт а ! кпт о ! кп ту ! кпт э ! кпт и ! кпт ы !

Гбд а ! гбд о ! гбд у ! гбд э ! гбд и ! гбд ы !

Тпк а ! тпк о ! тпк у ! тпк э ! тпк и ! тпк ы !

Дбг а ! дбг о ! дбг у ! дбг э ! дбг и ! дбг ы !

Продолжайте тренировку дикции взрывая согласные в таких словах:

КБДительности, КПТице, оБТКацкий станок,

аБСТРакция, оБСТРукция, оБСТРелять,

ВЗБежал, ВПРавил, ВКРатчив, на уМВЗБрести,

о нёМВЗДыхать, куроКВЗВёл, боДРСТВовать,

паРТВЗН о с, В3Будор а жить, ВЗБ а дривать,

дилет а НТСТВо, аг е НТСТВо, адъ ю НКТСТВо,

сверхВСТРев о женный, пуНКТВСТР е чи;

конспеКТСХВат и л; не моГВЗДРемн у ть;

коНТРВСТР е ча, куНСТК а мера, ведоМСТВо,

коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт,

цеНТРФорвард, маРШБРосок, рекоРДСМен,


Д и ктору для тренир о вки дикции необход и мо трениров а ть труднопроизносимые слова. Больш у ю роль игр а ет тренир о вка согл а сных — «ч«, «ц«, «в«, «ф«. Вм е сто «ч» (» т ь + ш ь» при б ы стром произнес е нии) част е нько звуч и т «щ«, а вм е сто «ц» (состо и т из «т + с» при б ы стром произнес е нии) звук «с«. Э та зам е на происх о дит потом у , что пропад а ет составн о й согл а сный «т«.

«В» и «ф» произнос и ть тр у дно т.к. их артикул я ция «запир а ет» звук г о лоса (н и жняя губ а прикас а ется к в е рхним зуб а м), по э тому необход и ма эн е ргия возд у шной стру и , для озв у чивания э тих согл а сных, ос о бенно в сочет а нии с друг и ми взрывн ы ми.

Ещ ё одн о упражн е ние на улучш е ние дикции:

Ваг о ны впер е д покат и ли, как м я чики:

Т А к-чики, Т А к-чики, Т А к-чики, Т А к-чики.

Б о чка — К о чка — Д о чка — М о чка — Н о чка — П о чка — Т о чка.

П е чь — Ж е чь — С е чь — Т е чь — Л е чь — М е ч — Р е чь.

Стук кол ё с п о езда: тук-т У к-тук-тук-тук-т У к-тук-тук-тук…

Пулем ё тная о чередь: так-т а к-так-т а к-так-т а к…

Ц о кот подк о в: ц О к-цок-ц О к-цок-ц О к-цок-цОк…

Б ы строе зв я канье н о жниц: чик-ч и к-чик-ч и к-чик…

К а пли дожд я : кап-к а п-кап-к а п-кап-к а п…

Чир и канье воробь я : чик-чир и к! чик-чир и к! чик-чир и к.

Зв у к д е тского пистол е та: пиф-п а ф! пиф-п а ф! пиф-п а ф.

Ляг у шка: ква-кв а ! ква-кв а ! ква-кв а .

Д у дочка: дуд У ! дуд У ! дуд У .

Дрож а щий от х о лода: в- в -в- в -в- в -в- в -в-в-в…

Провер я йте звуч а ние согл а сных в слов а х и фр а зах:

Эй, Ветр и ло-ветродуй,
Ветрод у й, в лиц о не дуй!
Кап-кап-кап-к а п-каплет д о ждик.
Каков ы стих и по э та?
Сам нар о д сказ а л про э то:
«Ц и кал-цикал мотоц и кл
И нац и кал ц е лый цикл».

След и те за сочет а нием э тих зв у ков в в а ших выступл е ниях. Посто я нно тренир у йте дикцию. Раб о тайте над произнес е нием друг и х согл а сных. Как говор и л К.С. Станисл а вский, «не т о лько звуч а щие, но и друг и е — шумов ы е, шип я щие, свист я щие, з ы кающие, ц ы кающие, х а кающие, р ы кающие согл а сные должн ы так же уч а ствовать как сво и м гуд е нием, так и шум а ми в созд а нии непрер ы вной л и нии». Обрат и те вним а ние на ч ё ткость дикции во вр е мя звуч а ния согл а сных в стихотвор е ниях. И м о жно я сно усл ы шать при ё м «звукоз а писи». К нем у прибег а ют по э ты для усил е ния эмоцион а льного возд е йствия. Для прим е ра, возьм ё м цикл кор о тких б а сен С. Смирн о ва:

«Чудес а прот е кции» («ш», » ж «).

Он в ы шел
в р о ли протеж е
И в ы ше Кр ы ши
Пр ё т уж е .

«Ханж а » (» с «, » з «).

Я — з а ! —
в глаз а
сказ а л Ханж а .
А за глаз а
зар е зал…
без нож а .

«Инжен е р-душег у б» (» ч «, » щ «).

Он зв а лся
«инжен е ром душ»,
Но сочин я л так у ю чушь,
Что прозвуч а л из э той ч у ши
Сигн а л:
— Спас и те н а ши д у ши!

И, кон е чно же, раб о та над дикцией нем ы слима без скороговорок для развития речи. Как м о жно б о льше чит а йте в слух. Чит а йте вс ё — стих и , худ о жественные произвед е ния, полит и ческую литерат у ру, стеногр а ммы реч е й. И обязательно отрабатывайте собственные выступления. Все эти упражнения непременно помогут диктору правильно поставить речь!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector