Упражнения для дикции и голоса
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Упражнения для дикции и голоса

Упражнения по системе Станиславского — развитие дикции у взрослых

Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:

  • Правильность артикуляции – соответствие положения органов артикуляции правильному способу образования звуков. При неправильной артикуляции говорят о дефектах дикции, для их устранения нередко прибегают к помощи логопеда.
  • Отчетливость артикуляции – это точность произношения отдельных звуков в составе слова. От отчетливости артикуляции зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Уровень четкости произношения зависит от степени тренировки артикуляционного аппарата, однажды выработанная привычка говорить четко сохраняется на всю жизнь.
  • Манера произнесения – это присущая каждому человеку манера выговаривать отдельные слова, соблюдать темп речи, продлять или редуцировать (сокращать) слоги. Для выработки правильной дикции важно соблюдение нормативной манеры произнесения, когда исключаются индивидуальные особенности проговаривания слов (например, вдох или выдох перед началом фразы, «эканье» и причмокивание в паузах между словами).

Хорошая дикция актера не только создает условия для эффективного общения со зрителем, но и является показателем внешней культуры речи, поэтому сценическая речь входит в программу обучения актерскому мастерству во всех театральных вузах.

Станиславский о роли дикции

Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».

Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.

Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.

Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:

  1. Биологические – к ним относятся нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые действовали на организм в период внутриутробного развития, в детском возрасте (тяжелые инфекции, травмы). Сюда же относятся нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Проявления биологических причин – заикание, гнусавость голоса, заторможенность речи, проглатывание отдельных звуков.
  2. Социальные – к социальным причинам, повлекшим нарушение дикции, относятся проблемы в общении с окружающими, личные комплексы, низкая самооценка и неуверенность в себе. Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень.

В среде начинающих актеров актуальны нарушения дикции, связанные с социальными причинами: внешне уверенный в себе человек, попадая на сцену, теряется, его охватывает чувство страха. В результате возникают проблемы с речью: голос становится тихим, слова неразборчивыми, зрителям становится трудно воспринимать сказанное; из-за незнания правил артикуляции дикция еще больше ухудшается. Преодолевать страх сцены актеры учатся на тренингах, развить правильную дикцию помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.

Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, сделать речь четкой и внятной.

Упражнения выполняют последовательно, начиная с разминки языка:

1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки – 5-7 минут.

2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7-10 минут.

3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.

4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.

5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7-10 минут.

6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения – 5-7 минут.

7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.

8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки – делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.

После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.

При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:

1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.

2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».

3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.

4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.

Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:

Упражнения для дикции речи и голоса – секреты вокалистов

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

«В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа

Лигурийский регулировщик регулировал в Легурии,

Но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали…»

Выше приведены типичные упражнения для улучшения дикции речи и голоса. Они отлично подходят как для детей, так и взрослых. Из статьи вы узнаете, что такое артикуляция, как ее развивать. Будут приведены примеры правильного исполнения и скороговорки, а также упражнения для расслабления языка, челюсти и артикуляционная гимнастика.

Что такое артикуляция

Артикуляция – это слаженная работа всех органов речи (ротовой полости, губ, языка, зубов, гортани, щек, челюсти) с целью извлечения звука. А хорошая дикция (то есть четкое произношение звуков) – как раз зависит от развития артикуляции.

Дикция и артикуляция – одни из главных инструментов певца, наряду с опорой и правильным дыханием. Чем четче артист пропевает слова, тем лучше его понимает слушатель, тем больший эффект производит само пение. Если певец поет на хорошей опоре, но стискивает челюсть и зажевывает слова, то он вряд ли будет звучать красиво.

Примеры хорошей артикуляции

Посмотрите клипы популярных исполнителей. Некоторые певцы являются просто хрестоматийными примерами работы речевого аппарата. Так, вам есть чему поучиться у Steve Tyler, Linda Perry и Аллы Пугачевой.

Во всех примерах видна активная работа всех органов речи, в том числе губ, языка. Заметно, как широко раскрывается рот.

В пении гласные звуки обычно удлиняются, а согласные максимально сокращаются. Тем не менее, согласные все равно должны звучать предельно четко и ясно.

Напомню, что правильное положение рта в эстрадном вокале называется «Вокальной маской». ВМ – это положение рта, при котором звуки извлекаются максимально красиво. Смысл использования вокальной маски – научиться говорить и петь с улыбкой. Маска делает губы упругими и открывает большое пространство для подачи звука.

Почему в клипах еле открывают рот?

Ученики часто спрашивают, почему мы учимся петь с маской, хотя в клипах многие исполнители поют с едва открытым ртом. Ответ простой: в клипах певцы не поют, а просто шевелят губами под музыку. Чтобы увидеть настоящую работу артикуляционного аппарата, следует посмотреть исполнение песни в живом варианте.

Исполнение группы «ВИА Гра»

Для примера возьмем песню группы «ВИА Гра» «Не оставляй меня, любимый». В клипе девушки поют, едва открывая рот, а иногда даже останавливаются на полуслове. Другое дело – концерт, где они поют вживую. Видно, что все исполнительницы поют с улыбкой, широко открывают рот и показывают верхние зубы.

Улыбка (или вокальная маска) позволяет доставать высокие ноты и направлять звук в резонатор, так что владение ею для певца просто неоценимо.

Исполнение Sia

Всегда ли нужно широко открывать рот при пении? Нет! Например, давайте посмотрим видео, где Sia поет вживую. Во время исполнения куплета рот почти не открывается. Только на припеве она использует широкую маску. Отметим, правда, что это исключительный случай.

Дело в том, что некоторые певцы, в частности, Sia, используют манеру закрытого пения: гласные звуки звучат закрыто и направлены в твердое нёбо – с характерным носовым оттенком. При таком исполнении нужно мастерски владеть резонатором и уметь правильно направлять звук. Скажем сразу: если вы свободно владеете резонаторами и умеете направлять звук куда надо – слишком широкая маска не нужна!

Подробнее про исполнение Sia читайте в статье «Текст песни Sia — Chandelier и полный разбор» >>>

Исполнение Billie Ellish

С клипом Billie Ellish вообще отдельная история: подача звука на абсолютном выдохе. Песня звучит расслабленно и вяло, рот неподвижен, будто онемел. Такое исполнение вместе с русалочьим образом Billie гипнотизирует слушателя. Но не стоит забывать: в нужных местах она артикулирует все четко, все слова разборчивы. Кроме того, в клипе видно мастерское владение направлением звука и резонаторами. Звук все-таки идет куда надо, а сочетание пения и частых придыханий создает абсолютно полноценную и красочную картину. Видно, что певец потратил немало времени на упражнения для дикции речи и голоса.

Как развивать артикуляцию

Для развития артикуляции необходимо снять «зажимы» и укрепить необходимые мышцы. «Зажимы» снимаются с челюсти, чтобы рот свободно открывался. Далее мы укрепляем мышцы губ, щек и языка.

Чтобы снять зажимы, нужно применять упражнения для опускания челюсти и укладывания языка. В начале пения язык может подниматься и топорщиться, напрягаться и зажимать гортань. Язык, по сути, нужен нам только для извлечения согласных звуков, на гласных же он свободно лежит за нижними зубами.

Практикум: упражнения для развития дикции речи и голоса

Упражнение для расслабления языка

Берем палочку (это может быть палочка для суши, ручка, ложка), открываем рот и высовываем язык. Язык укладываем палочкой, прижимаем его слегка и пробуем тянуть в таком положении гласные звуки.

Упражнение для расслабления челюсти

Для опускания челюсти следует вертикально поставить два пальца между зубами. При этом верхняя губа должна быть поднята. В таком положении нужно пытаться извлекать гласные «а» и «э».

Читать еще:  Числительные в английском языке упражнения

Добивайтесь определенной жесткости в произнесении звуков. Здесь помогут распевки «я-я», «на-на», «ди-да-до-ду» и т. д. Для тренировки губ – сочетания глухих и звонких согласных «п-б». Для гортани – «к-г». Нужно добиваться четкого и одновременно «взрывного» звучания при работе с согласными.

Скороговорки

Для работы с согласными звуками, а также над подвижностью всего артикуляционного аппарата хорошо походят скороговорки. Проговаривать их нужно ритмично, утрируя звуки и удерживая вокальную маску. Можно усложнить задачу, заложив за щеки два грецких ореха или зажав зубами фломастер. Это создает дополнительную тренировку и делает вашу речь очень четкой. Уже после одного такого занятия вы заметите результат и друзья в телефонном разговоре скорее всего тоже отметят улучшение вашей дикции. В любом разговоре вы будете звучать более убедительно, к вам будут прислушиваться.

Обратите внимание, как четко и выразительно говорят специально обученные менеджеры, когда они вам что-то продают. Это связано с тем, что четкая речь имеет сильное влияние на слушателя, в том числе и в вокале.

Артикуляционная гимнастика

Очень полезна артикуляционная гимнастика – движения губ и языка без звука.

Можно выполнять следующие упражнения:

  • кручение в обоих направлениях и вытягивание языка вверх и вниз,
  • вытягивание в дудочку и растягивание губ,
  • вращение сомкнутых губ по кругу,
  • приведение языка в форму «лодочки», высунуть, делать его плоским, узким, приподнятым, напряженным.

Артикуляция тесно связана с произношением. В иностранных языках звуки артикулируются по-другому, некоторых звуков в русском языке нет. С этим нужно работать отдельно.

Артикуляция связана с ритмом: четкая акцентировка согласных дает дополнительную «подкачку» ритма – именно поэтому так ритмично звучит рэп. Чтобы его исполнять, нужно владеть отличной дикцией и чувством ритма.

Важно не глотать и не зажевывать концовки слов: додерживать звук до конца и своевременно снимать. Это признак высокого мастерства исполнителя. Длина каждого слова и звука должна быть заранее определена, некоторые слова могут быть более короткими, а другие – более длинными. Все это нужно учитывать.

Заключение

Итак, работа с артикуляцией – это отдельный пласт работы вокалиста. И понадобится не один день тренировок, чтобы появились улучшения. Зато вы придете в восторг, когда увидите первые результаты. Чтобы ускорить процесс и научиться петь красиво, чтобы каждое слово было на своем месте и звучало четко, приходите к нам на обучение! У нас есть специальные методики, с нашими профессиональными педагогами уже через небольшой промежуток времени вы зазвучите по-новому и сможете покорять своим голосом сердца слушателей!

Если хотите освоить новые упражнения для дикции речи и голоса, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>

Развитие дикции. Упражнения для дикции

Данный раздел техники речи, посвящён дикции. В статье даны упражнения для улучшения дикции, для развития дикции и речи.

Произнес и те без г о лоса глух и е согл а сные, акт и вно взрыв а я их:

т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! .

к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …

Д а нные согл а сные подгот а вливают пр а вильное звуч а ние сл е дующих за н и ми гл а сных. Т.к. согл а сные э ти п а дают р е зко, как м о лот о наков а льню. При э том он и как бы выт а лкивают сто я щие за н и ми зв у ки. Сл е дующее упражн е ние для дикции произнес и те с г о лосом:


пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю!

ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! тю!

ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю!

Д а лее включ а йте зв о нкие согл а сные:


бу! бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё! бю!

ду! до! да! дэ! ди! ды! дя! де! дё! дю!

гу! го! га! гэ! ги! гы! гя! ге! гё! гю!

ру! ро! ра! рэ! ри! ры! ря! ре! рё! рю!

ву! во! ва! вэ! ви! вы! вя! ве! вё! вю!

фу! фо! фа! фэ! фи! фы! фя! фе! фё! фю!

цу! цо! ца! цэ! ци! цы! ця! це! цё! цю!

Сл е дующее упражн е ние произнес и те с г о лосом. След и те за акт и вным произнес е нием кон е чных глух и х согл а сных:


бу — бу — бу — бу — бупп!

бо — бо — бо — бо — бопп!

ба — ба — ба — ба — бапп!

бэ — бэ — бэ — бэ — бэпп!

би — би — би — би — бипп!

бы — бы — бы — бы — быпп!

Все сл о ги «бег у т» к кон е чному «быпп». Слогосочет а ния зак а нчиваются хор о шим взр ы вом на «п».

гу — гу — гу — гу — гукк!

го — го — го — го — гокк!

га — га — га — га — гакк!

гэ — гэ — гэ — гэ — гэкк!

ги — ги — ги — ги — гикк!

гы — гы — гы — гы — гыкк!

ду — ду — ду — ду — дутт!

до — до — до — до — дотт!

да — да — да — да — датт!

дэ — дэ — дэ — дэ — дэтт!

ди — ди — ди — ди — дитт!

ды — ды — ды — ды — дытт!


ву —
ву — ву — ву — вуфф!

во — во — во — во — вофф!

ва — ва — ва — ва — вафф!

вэ — вэ — вэ — вэ — вэфф!

ви — ви — ви — ви — вифф!

вы — вы — вы — вы — выфф!

Кон е чные глух и е согл ас ные сл е дует произнос и ть акт и вно. След и те за э тим. Сл о ги как бы «бег у т» к кон е чному. Присл у шивайтесь к дикции, р е чи. Для разв и тия подв и жности язык а присоедин и м согл а сный звук Р к П :

ПРА — ПРЯ , ПРО — ПРЁ , ПРУ — ПРЮ , ПРЭ — ПРЕ , ПРЫ — ПРИ

И так со вс е ми остальн ы ми согл а сными: БРА-, ВРА -, ГРА- …

Сочет а ния ЛРА — ЛРЯ , ЛРО — ЛРЁ , ЛРУ — ЛРЮ , ЛРЭ — ЛРЕ , ЛРЫ — ЛРИ для мн о гих быв а ют тр у дными, по э тому прораб а тывать их н а до д о льше. При сочет а нии Р с шип я щими — ЧРА, ШРА , ЖРА яз ы к на зв у ке Р д о лжен отч е тливо вибр и ровать. Пол е зно выгов а ривать и так и е сочет а ния зв у ков:

ТАДИТА — ТАДИТЯ
ТАДИТО — ТАДИТЁ
ТАДИТУ — ТАДИТЮ
ТАДИТЭ — ТАДИТЕ
ТАДИТЫ — ТАДИТИ
ДАТИДА — ДАТИДЯ
ДАТИДО — ДАТИДЁ
ДАТИДУ — ДАТИДЮ
ДАТИДЭ — ДАТИДЕ
ДАТИДЫ — ДАТИДИ

ТЫТА, ТЫТЯ , ТЫТО, ТЫТЁ , ТЫТУ, ТЫТЮ , ТЫТЭ, ТЫТЕ , ТЫТЫ, ТЫТИ

К а ждое сочет а ние произнос и те по ш е сть раз. Упражн е ния по э тому образц у н у жно д е лать со вс е ми согл а сными, постеп е нно ускор я я темп и добив а ясь ч е ткости и л е гкости движ е ния язык а . Зат е м тренир у йте так и е сочет а ния зв у ков:

РЛА, РЛЯ , РЛО, РЛЁ , РЛУ, РЛЮ , РЛЭ, РЛЕ , РЛИ, РЛЫ

МФА, МФЯ , МФО, МФЁ , МФУ, МФЮ , МФЭ, МФЕ , МФЫ, МФИ

К а ждое сочет а ние — по 6 раз. Д е лая э то упражн е ние, вним а тельно след и те за акт и вной артикул я цией в е рхней губ ы .

ДРДА — ДРДЯ
ДРДО — ДРДЁ
ДРДУ — ДРДЮ
ДРДЭ — ДРДЕ
ДРДЫ — ДРДИ

В э том упражн е нии Р м о жно замен и ть люб ы м друг и м согл а сным зв у ком, кот о рый недост а точно ч и сто произн о сится. Наприм е р: ДЛДА и так д а лее. По образц у предыд у щих упражн е ний тренир у йтесь, присоедин я я к одн о й гл а сной чет ы ре согл а сных: ДРДРА. И здесь Р м о жно замен и ть друг и м н у жным зв у ком. П я тую согл а сную к одн о й гл а сной сл е дует присоедин и ть в конц е сочет а ния зв у ков: БРБРАР. Но и на посл е днем Р яз ы к по-пр е жнему д о лжен отч е тливо вибр и ровать.

ЛБЛБ А ЛЬ — яз ы к на посл е днем ЛЬ д о лжен отрыв а ться.
БТТТБ А — согл а сный звук Т сн о ва исп о льзуется для разв и тия с и лы и упр у гости мышц язык а.
БТТТБ А Б . В э том сочет а нии н у жно след и ть, чт о бы отч е тливо сл ы шались все три Т и посл е дний согл а сный звук. Упражн е ние ос о бенно пол е зно для тех, кто им е ет прив ы чку «глот а ть» конц ы слов.

Техника речи. Тренировка дикции

Произнес и те без г о лоса ряд специ а льных т е кстов, акт и вно взрыв а я глух и е согл а сные:

Приш ё л Прок о п — кип е л укр о п, уш ё л Прок о п — кип е л укр о п, как при Прок о пе кип е л укр о п, так и без Прок о па кип е л укр о п.

На у лице снег бел е ет, ал е ет и голуб е ет. А сн е г всё лет и т, сверк а ет, а сн е г всё лет и т и т а ет.

Кук у шка кук у ет, кук у ет в леск у : ку-к у ! ку-к у ! ку-к у !

«п- б » — г у бы, «т- д » — к о нчик язык а , «к- г » — сп и нку язык а . Акт и вно взрыв а йте согл а сные в сл е дующем упражн е нии:

Птк а ! птк о ! птк у ! птк э ! птк и ! птк ы !

Бдг а ! бдг о ! бдг у ! бдг э ! бдг и ! бдг ы !

Кпт а ! кпт о ! кп ту ! кпт э ! кпт и ! кпт ы !

Читать еще:  Кардио упражнения дома

Гбд а ! гбд о ! гбд у ! гбд э ! гбд и ! гбд ы !

Тпк а ! тпк о ! тпк у ! тпк э ! тпк и ! тпк ы !

Дбг а ! дбг о ! дбг у ! дбг э ! дбг и ! дбг ы !

Продолжайте тренировку дикции взрывая согласные в таких словах:

КБДительности, КПТице, оБТКацкий станок,

аБСТРакция, оБСТРукция, оБСТРелять,

ВЗБежал, ВПРавил, ВКРатчив, на уМВЗБрести,

о нёМВЗДыхать, куроКВЗВёл, боДРСТВовать,

паРТВЗН о с, В3Будор а жить, ВЗБ а дривать,

дилет а НТСТВо, аг е НТСТВо, адъ ю НКТСТВо,

сверхВСТРев о женный, пуНКТВСТР е чи;

конспеКТСХВат и л; не моГВЗДРемн у ть;

коНТРВСТР е ча, куНСТК а мера, ведоМСТВо,

коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт,

цеНТРФорвард, маРШБРосок, рекоРДСМен,


Д и ктору для тренир о вки дикции необход и мо трениров а ть труднопроизносимые слова. Больш у ю роль игр а ет тренир о вка согл а сных — «ч«, «ц«, «в«, «ф«. Вм е сто «ч» (» т ь + ш ь» при б ы стром произнес е нии) част е нько звуч и т «щ«, а вм е сто «ц» (состо и т из «т + с» при б ы стром произнес е нии) звук «с«. Э та зам е на происх о дит потом у , что пропад а ет составн о й согл а сный «т«.

«В» и «ф» произнос и ть тр у дно т.к. их артикул я ция «запир а ет» звук г о лоса (н и жняя губ а прикас а ется к в е рхним зуб а м), по э тому необход и ма эн е ргия возд у шной стру и , для озв у чивания э тих согл а сных, ос о бенно в сочет а нии с друг и ми взрывн ы ми.

Ещ ё одн о упражн е ние на улучш е ние дикции:

Ваг о ны впер е д покат и ли, как м я чики:

Т А к-чики, Т А к-чики, Т А к-чики, Т А к-чики.

Б о чка — К о чка — Д о чка — М о чка — Н о чка — П о чка — Т о чка.

П е чь — Ж е чь — С е чь — Т е чь — Л е чь — М е ч — Р е чь.

Стук кол ё с п о езда: тук-т У к-тук-тук-тук-т У к-тук-тук-тук…

Пулем ё тная о чередь: так-т а к-так-т а к-так-т а к…

Ц о кот подк о в: ц О к-цок-ц О к-цок-ц О к-цок-цОк…

Б ы строе зв я канье н о жниц: чик-ч и к-чик-ч и к-чик…

К а пли дожд я : кап-к а п-кап-к а п-кап-к а п…

Чир и канье воробь я : чик-чир и к! чик-чир и к! чик-чир и к.

Зв у к д е тского пистол е та: пиф-п а ф! пиф-п а ф! пиф-п а ф.

Ляг у шка: ква-кв а ! ква-кв а ! ква-кв а .

Д у дочка: дуд У ! дуд У ! дуд У .

Дрож а щий от х о лода: в- в -в- в -в- в -в- в -в-в-в…

Провер я йте звуч а ние согл а сных в слов а х и фр а зах:

Эй, Ветр и ло-ветродуй,
Ветрод у й, в лиц о не дуй!
Кап-кап-кап-к а п-каплет д о ждик.
Каков ы стих и по э та?
Сам нар о д сказ а л про э то:
«Ц и кал-цикал мотоц и кл
И нац и кал ц е лый цикл».

След и те за сочет а нием э тих зв у ков в в а ших выступл е ниях. Посто я нно тренир у йте дикцию. Раб о тайте над произнес е нием друг и х согл а сных. Как говор и л К.С. Станисл а вский, «не т о лько звуч а щие, но и друг и е — шумов ы е, шип я щие, свист я щие, з ы кающие, ц ы кающие, х а кающие, р ы кающие согл а сные должн ы так же уч а ствовать как сво и м гуд е нием, так и шум а ми в созд а нии непрер ы вной л и нии». Обрат и те вним а ние на ч ё ткость дикции во вр е мя звуч а ния согл а сных в стихотвор е ниях. И м о жно я сно усл ы шать при ё м «звукоз а писи». К нем у прибег а ют по э ты для усил е ния эмоцион а льного возд е йствия. Для прим е ра, возьм ё м цикл кор о тких б а сен С. Смирн о ва:

«Чудес а прот е кции» («ш», » ж «).

Он в ы шел
в р о ли протеж е
И в ы ше Кр ы ши
Пр ё т уж е .

«Ханж а » (» с «, » з «).

Я — з а ! —
в глаз а
сказ а л Ханж а .
А за глаз а
зар е зал…
без нож а .

«Инжен е р-душег у б» (» ч «, » щ «).

Он зв а лся
«инжен е ром душ»,
Но сочин я л так у ю чушь,
Что прозвуч а л из э той ч у ши
Сигн а л:
— Спас и те н а ши д у ши!

И, кон е чно же, раб о та над дикцией нем ы слима без скороговорок для развития речи. Как м о жно б о льше чит а йте в слух. Чит а йте вс ё — стих и , худ о жественные произвед е ния, полит и ческую литерат у ру, стеногр а ммы реч е й. И обязательно отрабатывайте собственные выступления. Все эти упражнения непременно помогут диктору правильно поставить речь!

13 простых упражнений для развития голоса

Улучшить свой голос гораздо легче, чем кажется. В подборке представлены элементарные упражнения, которые помогут открыть и настроить его, а также сделать более сильным и красивым.

Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.

Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Читать еще:  Калланетика для начинающих упражнения

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Самые эффективные упражнения для дикции

Найти человека с хорошей дикцией становится все труднее, ведь мало кто осознанно стремится к совершенствованию речи. Речевые данные редко даются от природы, поэтому для улучшения произношения следует выполнять упражнения. Но нужно ли четкое произношение каждому человеку?

Для чего нужна хорошая дикция

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

  • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
  • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
  • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

Чтобы развить свою дикцию и голос, дикторы обычно используют следующие упражнения:

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Текст для развития дикции

Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.

Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Как улучшить дикцию за короткий срок

Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

  • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
  • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
  • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
  • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Как исправить невнятную речь

Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

  • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
  • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.

Как поставить голос

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.
‘ alt=»»>

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector