Танцевальная терапия упражнения
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Танцевальная терапия упражнения

Танцевальная терапия. Разработка вводного занятия

Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного “Я”.

Школьные правила требуют от детей и подростков усидчивости, терпения, выполнения поставленных задач. В коррекционной работе педагогу-психологу метод танцевальной терапии для работы с детьми необходим и важен. Так как люди (дети, подростки) при нашей современной культуре начинают относится к своему телу как к предмету, они отчуждены от своего тела. Поведение в обществе требует умения контролировать свое тело, придавать ему какой-то вид, форму, сдерживаться. Это ведет к внутриличностным конфликтам, к низкой самооценке, к замкнутости и, конечно же, развиваются комплексы.

Танцевальная терапия приглашает тело к “разговору”, дает ему возможность “высказаться”, раскрепоститься. В танце человек развивается физически и эмоционально, тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Танцевальная терапия проявляет больший интерес к тому, как движение чувствуется, а не к тому, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд, выделила три компонента терапевтического процесса при проведении танцевальной терапии:

  1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
  2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
  3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).

Принципы работы группы танцевальной терапии:

  • добровольности участия;
  • “здесь и теперь”;
  • конфиденциальности;
  • открытого выражения чувств;
  • ответственности;
  • активности.

Цель: способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы.

Задачи:

  • углубление осознания участниками группы собственного тела;
  • развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств;
  • установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Этапы работы: I. этап – разогрев

Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Упражнение “Танец отдельных частей тела”

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Время: 3 мин.

Всех участников я приглашаю встать в круг. Наше занятие мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой танец было легко исполнить, какой трудно?
  • Что чувствовали во время исполнения танцев?
  • Сложно или легко было придумать свои движения?

II. Этап – Основная деятельность

Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Упражнение “Актер режиссер”

Цели: приобретение нового двигательного опыта, осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: ритмическая музыка.

Время выполнения: 10 минут

Обычно наши движения достаточно стереотипны и сейчас мы попытаемся с вами изменить эти движения.

И первым заданием будет выполнение простых движений. Я буду называть их словом, а вы выполнять. С начала стереотипно просто, как вы это делаете ежедневно, а потом каким-нибудь особенным способом, как вы не когда не делали.

Следующее упражнение очень интересное. Называется оно “Актер, режиссер”. Сейчас разделимся на пары. Один будет актером, другой режиссером. Актер начинает совершать произвольные движения. При слове “сдвиг” произнесенном режиссером актер кардинально меняет свои движения. Задание выполняется в течение 2 минут. Далее смена ролей и продолжение еще 2 минуты.

Обсуждение: Сейчас я предлагаю обсудить ваш новый двигательный опыт. Что вы почувствовали? Что вы пережили? Ваше отношение? На какие движения партнера вы обратили внимание?

Упражнение: “Следование за ведущим”

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Время: 10 мин.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на группы по 4-5 человек.

Каждая из групп по 4-5 человека должна выстроиться в ряд, у каждой группы должен быть свой один ведущий, стоящий напротив группы. Ведущий должен выполнять танцевальные движения самого необычного характера, а остальные члены группы повторяют за ним, копируя его. При смене музыки ведущий встает в конец змейки, и тот, кто шел сразу за ним, становится ведущим, и должен выполнять все те же функции. Каждый должен вносить свои движения, особенности. В качестве ведущего должны минимум по одному разу побывать все члены группы.

Обсуждение: Опишите, что вы пережили? Что вы чувствовали в роли ведущего и в роли ведомого? Что было для вас сложнее придумывать движения или повторять? Опишите, пожалуйста, ваши ощущения от выполненного упражнения.

Упражнение “Имя”

Я предлагаю выполнить следующее упражнение “Имя”. Ваша задача, по очереди показать свое имя в движении. Так как вам этого хочется. Как вы видите свое имя. И обязательно произнесите его.

Обсуждение: Опишите ваше настроение?

А сейчас мы усложним упражнение. Сейчас мы с вами все вместе по очереди будем повторять движение, и произносить имя каждого участника.

Обсуждение: Что сейчас вы чувствуете, опишите?

III. Этап – Завершение

Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

Материалы: музыкальный проигрыватель,

Упражнение “Восход солнца”

Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Время: 3 мин.

Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: “Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти. ”

И, конечно же, мы не можем закончить наше занятия без благодарности самим себе и друг другу за хорошую работу.

Упражнение “Умница”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки вперед, одновременно тянемся за ними и произносим: “Умница” (звук “У” растягиваем).

Упражнение “Молодец”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки в стороны, одновременно наклоняемся вперед, смотрим на правую руку и произносим: “Молодец” (акцентируем и тянем букву “е”, при этом звук направляем в диафрагму).

Благодаря этим упражнениям расслабляются зажимы, вызванные стрессом, улучшается формирование ряда важных навыков. Кроме того, эти упражнения дают уверенный позитивный настрой.

Обсуждение: Что почувствовали выполняя три последних упражнения?

Какие ощущения испытывали, чувства переживали?

И как полагается нам нужно встать в круг и выполнить поклон. Сейчас поклоном мы поблагодарим друг друга за совместную работу.

Тренинг по танцетерапии «Танец с тенью» для детей старшего дошкольного возраста

Кристина Старова
Тренинг по танцетерапии «Танец с тенью» для детей старшего дошкольного возраста

1. 1.1. Количество участников тренинга 7-10 человек.

1.2. Объект: дошкольники 6-7 лет

1.3. Для проведения занятия необходимо: ноутбук, колонки, просторная аудитория, интерактивная доска, стулья, стол.

2. Ключевые слова: танец, терапия, движения, тело, самораскрытие, выражение чувств, взаимодействие, релаксация.

3. Форма работы: групповая

4. Знакомство с участниками группы и установление доверительных отношений.

Упражнение «Назови свое имя».

5. Принципы работы:

1. Не бояться высказывать своего мнения.

2. Проявлять активность.

3. Принцип «здесь и теперь».

4. Принцип безоценочности.

6. Уважительное отношение к членам группы.

Цель занятия: самосовершенствование с помощью заданных или произвольных танцевальных движений, сопровождающихся музыкальным оформлением, а также выражение и проработка эмоций через спонтанные движения тела, способствующие формированию стратегии достижения успеха, доброго отношения друг к другу; развитие внимания, памяти, познавательного интереса, мышления, логики.

Задачи занятия:

•помочь осознанию членом группы собственного тела и возможностями его использования;

•повысить чувство собственного достоинства и самооценку;

•способствовать развитию социальных навыков через приобретения нового опыта общения в условиях творческого взаимодействия, что позволит преодолеть словесные барьеры;

•создать условия для проживания катарсиса, то есть проживание чувств, подавленных конфликтом, переживаний, через экспрессивность;

•снять физическое напряжение с помощью специальных упражнений и движений;

•снять психическое напряжение, тревожность и стресс;

•приобрести новые формы общения, основанные на совместной групповой работе;

•закрепление положительных способов произвольной регуляции поведения;

•воспитание внимательности, наблюдательности;

•развитие памяти (зрительной и слуховой).

Эффекты занятия:

•большое доверие своему телу, большая раскрепащенность, гибкость и прочее без усилий и с наслаждением;

•удовольствие и развитие физической и творческой активности;

•расширение словарного запаса детей;

•повышение уровня внимания;

•улучшение эмоционального состояния и настроения детей;

•развитие музыкального слуха, ритма и музыкальной памяти;

•формирование навыков вербального и невербального общения;

•учит ребёнка принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, учит умению действовать в коллективе;

Читать еще:  Упражнения для долголетия тибетских монахов

•развитие навыков мелкой и крупной моторики, а так же слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Практическая часть занятия:

Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, которые будут разминать:

танец кистей рук

2. Упражнение «Отображение».

Цель: Упражнение поощряет осознание тела, творческое движение и межличностную эмпатию. Оно дает опыт и руководство следования за кем-то.

Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой — ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его.

В качестве ведомого отражайте движения своего партнера — как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас «ведет» ваше тело. Примерно через пять минут поменяйтесь ролями. По окончании задания поделитесь своими чувствами с партнером.

3. Упражнение «Животные».

Цель: Упражнение предусматривает символическую ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы.

Процедура: Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 5 минут вы должны быть этим животным, «переняв» его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и «летайте», изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими.

Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь. В заключение поделитесь своими впечатлениями от опыта с остальной группой.

4. Упражнение «Театрализация движений».

Цель: научиться выражать эмоциональное состояние, чувства, раскрытие внутренних ресурсов.

Процедура: Участникам даются карточки, на которых написаны чувства, эмоции. Каждый из участников показывает, без слов, то, что написано на карточке. Остальные участники должны угадать, что это за чувство или эмоция и так по кругу. Участвуют все.

5. Упражнение «Все со всеми».

Цели: Эмпатическое принятие партнеров; взаимопознание; развитие танцевально-экспрессивного репертуара участников.

Процедура: Участники становятся в два круга – внешний и внутренний. Один из партнеров начинает спонтанно двигаться, творчески самовыражаясь, следуя своим чувствам в данный момент. Другой зеркально отражает его движения, стараясь «вчувствоваться» в партнера через его пластику, манеру движений. Через 30 секунд участники меняются ролями (либо по хлопку). Двигаясь, относительно друг друга, все участники должны про взаимодействовать со всеми членами группы.

6. Свободный танец.

Цель: Упражнение дает каждому участнику возможность экспериментировать с танцевальными движениями перед другими. Этим упражнением хорошо заканчивать занятия в группах танцевальной терапии.

Процедура: Группа садится или становится в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не заботьтесь о том, чтобы быть «хорошим» танцором. Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте и пригласите кого-нибудь заменить вас. Продолжайте так до тех пор, пока каждый желающий не использует возможность исполнить свой свободный танец. Упражнение может быть завершено участием всей группы в свободном танце.

Завершение. Подведение итогов, рефлексия.

Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

Упражнение «Восход солнца».

Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.

Материалы: медленная, спокойная музыка, видео-запись с восходом солнца.

Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте, как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную для вас позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти.». После слов ведущего, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом солнца.

Ведущий благодарит ребят за внимание и участие в тренин ге!

Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми ясельной группы «Улитка, улитка» Используемая современная технология ; ИКТ (мультимедийная презентация). Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи: Показать.

психологические упражнения для тренингов

Тренинг «Танцевальная терапия»

Концептуальное введение:

Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного «Я». Люди обращаются к терапевту, работающего по данному методу, потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, какой-то вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным. Танцевальная терапия приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд, выделила три компонента терапевтического процесса при проведении танцевальной терапии:

  1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных «двойных сообщений» (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
  2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
  3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).

Принципы работы группы танцевальной терапии:

В качестве принципов работы групп танцевальной терапии используются традиционные принципы работы тренинговых групп:

  1. добровольности участия;
  2. «здесь и теперь»;
  3. конфиденциальности;
  4. открытого выражения чувств;
  5. ответственности;
  6. активности.

Цель: способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы.

Задачи:

  1. углубление осознания участниками группы собственного тела;
  2. развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств;
  3. установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Этапы работы:

I. этап – разогрев:

Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Упражнение «Танец отдельных частей тела» [1, с.21]

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения:

  • какой танец было легко исполнить, какой трудно?
  • почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

II. Этап – Основная деятельность:

Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи разных стилей.

Упражнение «Ведущий и ведомые» [2, с.243]

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Процедура: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, при-чем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Вопросы для обсуждения:

  • что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?
  • что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?
  • когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?

Упражнение «Животные» [2, с.244]

Цели: переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним движением; стимулирование идентификации со своим телом; установление участниками группы связи чувств с движениями.

Материалы: Медитативная музыка.

Процедура: Американский психолог и теоретик танца У. Соррел в 1967 г. утверждал: «Танец старше человека. Первобытный человек подражал различным животным и доподлинно копировал, как животные охотятся и бегают, как они ищут пищу и ухаживают друг за другом». Действительно, в науке достаточно описаны особые, ритмичные движения животных, птиц, насекомых, которые в силу ритмичности названы танцем.

Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 2 минут вы должны быть этим животным, «переняв» его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и «летайте», изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь.

Читать еще:  Упражнения для улучшения дикции у взрослых

Вопросы для обсуждения:

  • какое животное, по мнению группы, выбрал тот или иной ее участник?
  • почему было выбрано это животное?
  • какое движение было наиболее характерным, что оно означает?
  • как чувствовали себя участники, представляя себя животным?
  • какие ощущения испытывали, чувства переживали?

Анализ движений, использованных участниками в упражнении по «Системе усилий» Р. Лобана, в которой динамика движений определяется 4 параметрами:

  • Пространство – может быть прямым и непрямым (многофокусным)
  • Насколько направлены ваши движения? Как часто и какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в теле?
  • Время – может быть быстрым и плавным
  • Какой ритм более органичен для вас? При каком ритме – быстром или медленном – вы чувствуете себя более уверенным, более осознанным, более испуганным? Можете ли вы освоить разнообразие ритмов?
  • Сила – может быть мощной и легкой
  • Насколько вы чувствуете свою силу, вес? А – следовательно – опору, поддержку, связь с землей?
  • Течение – свободное и ограниченное, характеризует личное пространство человека, которое он считает своим и при вторжении в которое чувствует дискомфорт?
  • Как много места вы позволяли себе занять? Насколько вы чувствуете «свое»пространство? Как вы входите в пространство других людей?

Упражнение «Отображение» [1, с.19]

Цели: Поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной эмпатии; развитие самопринятия и взаимопринятия.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой – ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте движения своего партнера – как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас «ведет» ваше тело. Примерно через две минуты поменяйтесь ролями.

Вопросы для обсуждения:

  • на какие движения партнера вы обратили внимание?
  • что вы чувствовали, когда отражали движения партнера / он отражал ваши движения?

Упражнение «Танец-хоровод» [2, с.246]

Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу – древнейшая форма танца); повышение групповой сплоченности.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Процедура: Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения.

Вопросы для обсуждения:

  • Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
  • Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
  • Удалось ли добавить индивидуальные особенности ваших движений в общее движение, что вы при этом чувствовали?

Упражнение «Все со всеми» [1, с.20]

Цели: Эмпатическое принятие партнеров; взаимопознание; развитие танцевально-экспрессивного репертуара участников.

Материалы: музыка разных стилей.

Процедура: Участники становятся в два круга – внешний и внутренний. Один из партнеров начинает спонтанно двигаться, творчески самовыражаясь, следуя своим чувствам в данный момент. Другой зеркально отражает его движения, стараясь «вчувствоваться» в партнера через его пластику, манеру движений. Через 30 секунд участники меняются ролями.

Двигаясь относительно друг друга, все участники должны провзаимодействовать со всеми членами группы.

Вопросы для обсуждения:

  • отличаются ли ваши чувства в процессе взаимодействия с разными участниками?
  • насколько обогатился ваш танцевально-двигательный репертуар в процессе взаимодействия с участниками группы?

III. Этап – Завершение.

Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

Материалы: музыкальный проигрыватель, видеопроигрыватель.

Упражнение «Восход солнца» (упражнение разработано составителями тренинга)

Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.

Материалы: медленная, спокойная музыка, видео-запись с восходом солнца.

Время: 3 мин.

Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти. » После слов ведущего, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом солнца.

Конспекты занятий «Танцедвигательная терапия»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Методика «Танцедвигательная терапия»

Методика «Танцедвигательная терапия » (ТДТ)

ТДТ применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

ТДТ — это форма лечения, где танец, движения используются для того, чтобы поддержать людей с психическими и физическими недостатками. Это и способ помочь замкнутым, необщительным и эмоционально неуравновешенным людям.

ТДТ помогает снять напряжение, избавиться от страха и усталости при помощи движения.

Главная установка ТДТ: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Цель ТДТ — развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Танцедвигательная терапия направлена на решение следующих задач :

1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только служит развлечением для многих из них, но и улучшает физическое, эмоциональное состояние участников.

2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды.

3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.

4. Снижение эмоционального напряжения клиентов, снятие страхов, уменьшение тревожности.

5. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс — «магическое кольцо».

Наряду с названными решаются также задачи:

повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социотерапевтического общения;

получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов клиента и его самопознания;

Предмет коррекции : эмоционально-волевая сфера клиентов

Физические упражнения для разминки.

Упражнения для снятия телесных зажимов, психорегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнения для развития тела и интеллекта.

Аудио и видео записи.

Занятие №1.

Знакомство друг с другом.

Игра «Снежный ком»

Цель: знакомство с участниками группы.

Каждый из участников группы называет по очереди своё имя, следующий участник должен назваться сам и перечислить имена предыдущих участников.

2. Упражнение «Марионетки».

Цель : снять зажимы в движениях.

Каждый участник представляет, что он кукла-марионетка, которую после выступления повесили в шкаф на гвоздик. Нужно представить, что вы подвешены за различные части тела: за шею, палец, ухо, руку, плечо. При этом тело должно быть зафиксировано только в этой точке, а все остальное – расслаблено и болтается. Упражнение можно выполнять в произвольном темпе с закрытыми или открытыми глазами. Педагог должен следить за степенью расслабления учеников.

3.Гимнастика и упражнения. (В сопровождение можно взять арабскую музыку)

Цель : Работа по раскрепощению движений в суставах.

Разобьем упражнения по основным характеристикам.

К первой группе отнесем все вращательные движения. Вращение рук, ног, туловища, головы, таза, стоп, рук, кистей, комбинации вращений.

Ко второй отнесем все упражнения на сжатие и растяжение. Например: потягивание, наклоны, «Поза носа лодки», «Тещин язык», «Открывание дверей», «Мюнхгаузен», наклоны к одной точке плечевыми суставами, кроме вращений.

К третьей группе отнесем упражнения на скручивание. Это «Гимнастика на позвоночник», повороты головы, вывороты рук.

К четвертой группе отнесем — тряски. Тряски рук, ног, живота, головы, туловища, предплечий, груди.

К пятой группе отнесем различные прыжки: на носках, с подниманием бедер, подниманием прямых ног, на четвереньках, вокруг оси, в длину, на прямых ногах, отнесем сюда махи руками.

К шестой группе отнесем силовые упражнения. Приседание, отжимание, подтягивание, качание пресса.

Правила для упражнений.

1. Начинать движения с конечностей, затем туловище, в конце — движения головой.

2. Начинать постепенно, не загонять себя. Каждое занятие — это удовольствие наполнение тела энергиями.

Читать еще:  Упражнения со своим весом

3.Следите за своим состоянием, если плохо себя чувствуете или самочувствие ухудшается, то делать не надо.

4. Чередование напряжения и расслабления.

5. Напряжение на задержках дыхания, на вдохе и выдохе.

Упражнение «Восход солнца»

Цели : Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.

Материалы: медленная, спокойная музыка, видеозапись с восходом солнца.

Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наше занятие подходит к своему завершению. Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте, как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную для вас позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти. »

После слов ведущего, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом солнца.

Разбиться на пары, взяться за руки (в парах), обнять друг друга, улыбнуться.

Танцевальная терапия упражнения

Автор: Ташкина Елена Николаевна

Организация: МКДОУ «ДС № 448 КВ «Серебряный колокольчик»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего индивидуальному самовыражению и физической интеграции.

Танцевальная терапия – это форма лечения при помощи движения. Теория, лежащая в ее основе, состоит в том, что тело и разум человека взаимосвязаны.

Танец – это своеобразный язык, использующий вместо слов движения тела, способ выражения эмоций, он помогает раскрепоститься, выявить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе.

Одной из составляющих танцетерапии является танцевальная игра. Для ребенка игра — основной способ познания мира. В период становления физиологических и психических функций организма игра для детей наиболее естественная и приемлемая возможность общения и развития. Ограниченность выразительных возможностей речи в этом возрасте отражается в спонтанности и открытости чувств и действий. В процессе игры развивается детское мышление, формируется взгляд на мир и отношение к окружающим объектам. Игра приносит определенный опыт ребенку, более эффективный и значимый, чем простое объяснение или поучение.

Танцевально-игровой тренинг – это комплекс танцевальных игр и упражнений, объединенных общей темой.

Цель танцевально-игрового тренинга: снятие внутреннего зажима и максимальное раскрытие внутреннего потенциала застенчивых детей посредством танцевально-игрового тренинга.

— снять внутренне напряжение, избавиться от страхов самовыражения;

— повысить уровень общительности, собственную самооценку;

— развить творческие способности;

— достижение внутренней и внешней гармонии.

Этапы танцевально-игрового тренинга.

Начальный этап – обучение.

Цель: Установление отношений; ориентировка ребенка в содержании танцевально-игрового тренинга; стимулирование детей к импровизации.

Характеризуется созданием предварительного представления об танцевально-игровом тренинге, играх и упражнениях. На этом этапе детям рассказываются, объясняются и демонстрируются упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное. Также используются «игры-повторялки», «зеркальные танцы» (воспитатель задает движения – дети повторяют; близки к играм-повторялкам) и т.д., где ведущий называет и показывает. Допускаются попытки импровизации по желанию детей. Например, игра «покажи по другому». Под музыку дети произвольно гуляют. По сигналу ведущего надо идти не как человек, а по другому (можно сделать подсказку: как маленький ребенок, боком, как животное и т.д.).

Второй этап – импровизации на заданную тему.

Цель: развитие способности спонтанного движения – импровизации.

Это этап, в котором происходят изменения – активизируется процесс взаимодействия, формируется психотерапевтическое пространство, происходят существенные изменения во внутреннем мире таким образом, что человек освобождается от того, что сковывало внутренние потенции, становится более адаптивными, меняются его отношения, связи, видение мира и отношение к миру.

Происходит обмен ролями в начале между взрослым и ребенком, а затем и между детьми. Ребенок самостоятельно программирует деятельность, осуществляет помощь выполнения действий партнера по игре.

На этом этапе используются игры на импровизацию по заданной теме. Дети работают всей группой, по желанию в парах. Например, игра «Фанты». Дети выбирают конверт, в котором предлагаются два варианта танцевального задания, где ребенок делает свой выбор и исполняет, индивидуально импровизируя на заданную тему.

Третий этап – свободные импровизации.

Цель: Самостоятельное выполнение ребенком игровых действий.

Здесь фиксируется сформированность выполнения всего набора игровых действий: уровень их самостоятельного моделирования, исполнения и контроля, а также сформированность новой психологической позиции – субъекта присвоения учебно-игрового опыта.

Ребенок получает возможность без смущения выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопасной обстановке, постепенно и с уменьшающейся со временем тревогой продвигаться к достижению психотерапевтических целей.

Детям предлагается импровизировать индивидуально, как на заданную тему, так и экспромтом по желанию ребенка. Например, игра «концерт-экспромт». Ребенок вытягивает жетон с конкретным заданием и исполняет, индивидуально импровизируя на заданную тему под музыкальное сопровождение.

Структура занятия:

  1. Подготовительная часть : разминочный блок – ритмическая гимнастика + упражнения на перестроения в пространстве.

Цель : разогреть тело и разбудить эмоции.

Первая часть разминочного блока состоит из общеразвивающих упражнений ритмической гимнастики. Каждое упражнение представляет собой танцевальную игру, построенную на простых движениях, которые имеют нестандартный подход в исполнении. При проведении ритмической гимнастики используется объяснение в сочетании с показом.

В группах, где активность незначительная и участники не могут сразу встать и включиться в творческий процесс, танцевать начинаем в положении сидя (например, на стульях).

Второй частью разминочного блока используются упражнения на перестроения в пространстве. По команде ведущего группа образует разные фигуры: круг, колонну, линию, диагональ; круг в круге, два круга, три круга и т.д. Далее упражнения усложняются, и дается задание перестроиться с использованием определенных танцевальных движений или предлагаются обстоятельства: «маршируем на параде» или «перешагиваем лужи».

Также для настроя на спонтанное танцевальное творчество в подготовительной части тренинга перед началом ритмической гимнастики использую разнообразные приемы художественной терапии. Чтобы сблизить участников группы посредством совместных действий, предлагается упражнение «Общий рисунок». На большом листе бумаги каждый участник по очереди изображает что-либо по собственному замыслу или дополняет работу предыдущих авторов.

  1. Основная часть : тематическая игра – комплекс танцевальных игр и упражнений, объединенных общим сюжетом.

Основная часть танцевально-игрового тренинга представляет собой комплекс танцевальных игр и упражнений, объединенных общей темой, где каждая последующая игра является логическим продолжением предыдущей. Темы выбираются в зависимости от возможностей участников тренинга. Например: «путешествие», «море», «кино», «карнавал», «сказка», «цирк» и др.

Тематическая игра в танцевально-игровом тренинге конструируется по законам драматургии: интригующее начало, развитие действия по нарастанию, кульминация, развязка. Сюжет должен быть несложным, ненавязчивым, не пугающим, а способствовать проявлению только положительных эмоций.

Через событийный ряд участники тренинга попадают в различные предлагаемые обстоятельства, «проживая» те или иные роли. Это дает им возможность отойти от повседневной жизни, помогает ощущению и осознанию себя (своего «Я») в разных ситуациях, раскрывает глубинную память. Вовлеченные в непрерывный процесс участники тренинга забывают о психотерапевтическом назначении занятия и просто играют, отдаваясь своим чувствам и эмоциям.

Релаксация необходима после активной ритмичной основной части танцевально-игрового тренинга, чтобы не допустить возможности перевозбуждения.

Релаксация может быть:

  • Статической – лежа на спине, сидя на стуле в удобной позе;
  • Динамической – упражнения на напряжение-расслабление, свободное спокойное движение в пространстве.

Релаксация проводится под спокойную музыку, способствующую уравновешенному психическому состоянию.

Вспомогательные технологии:

В проведении танцевально-игрового тренинга в своей работе дополнительно использую технику арт-терапии (рисования) и сказкотерапию.

Рисование можно проводить как в начале, так и в конце занятия, в зависимости от целей и задач. Вначале может быть использовано коллективное рисование. Например: «Афиша к концерту», дети по очереди подходят к листу, и каждый дорисовывает что-то свое. В конце занятия лучше использовать индивидуальное рисование. Например: «Мое настроение», «Сказочного персонажа» и т.д., тематика будет зависеть от целей рисования.

При разработке сессий в некоторых случаях использую психотерапевтические сказки, используя их как основу сюжета сессии. Также психотерапевтические сказки использую в качестве текста в процессе проведения заключительной части занятия, где под релаксационную музыку детям рассказывается сказка.

Подбор музыки.

При составлении программы танцевально-игрового тренинга особое внимание уделяю подбору музыкального сопровождения. Ритм и музыка в танцевально-игровом тренинге играет главную вспомогательную роль в развитии и раскрытии чувств участников терапевтического процесса. Они стимулируют фантазию и воображение, создают настроение и придают танцевальным движениям темп, силу и динамику.

Музыка помогает участникам тренинга открыть те чувства, о которых они и не подозревают. И наоборот – удержать в границах умеренности импульсы агрессии и злобы. Танцевальные упражнения в сочетании с музыкой раскрывают творческие возможности человека, которые были заблокированы.

При составлении танцевально-игрового тренинга, чередую быстрый темп с умеренным, средним и медленным, физическая и эмоциональная нагрузка должна возрастать постепенно. В одних играх и упражнениях музыка используется как фон (релаксация, упражнение-расслабление), в других – как «лидер» (Е.С. Крючек, 2001), то есть задает ритм, характер и управляет движением.

В танцевально-игровом тренинге использую музыку разных стилей и жанров. Преимущественно используется музыка без вокала, имеющая положительную окраску. От качества музыкального сопровождения во многом зависит эффективность и привлекательность занятия.

План проведения танцевально-игрового тренинга

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector