О е после шипящих и ц упражнения
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

О е после шипящих и ц упражнения

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
о-е-ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц

Только что прочитала статью Е.Г. Шатовой «Формирование обобщенных знаний при обучении орфографии в системе урока. Новый подход» (Русский язык, № 19/2001). Совершенно согласна с автором статьи, так как я работаю примерно по такому принципу (формирование обобщенных знаний) уже лет 20. Просто живем мы сейчас в разных странах (к моему большому сожалению), меньше стало совместной методической работы. Выписываю постоянно вашу газету, но писать как-то не решалась, думая, что у вас и своих авторов хватает. Но теперь рискнула: может быть, пригодятся и мои разработки.
Я составила свою карточку с орфограммами как раз на основе обобщения материала. Не буду приводить вам ее полностью, хотя работаю по ней около 20 лет, теперь уже точно могу сказать, что с ее помощью сформировать грамотность письма гораздо проще. Мой опыт обобщен в Крыму, и по карточке работают другие учителя русского языка, а я систематически провожу семинары для них.
Итак, предлагаю свое видение той же самой темы – «Правописание гласных о–е–ё после шипящих и ц». Только это не план урока, а лишь набор необходимых заданий, а уж как их скомпоновать – дело учителя.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ.
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонематического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т.е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1. Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие.

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (корень – к или за корнемзк), в которой имеется орфограмма «оеё после шипящих и ц». Исключение обозначьте: искл, а глаголы и отглагольные формы – г.

Образец: Желтый пушокк, зк.

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк.

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц».

№ 14. о–е–ё после шипящих и ц

Прочитать эту схему можно так:

а) в корне под ударением пиши ё, если слово можно изменить так, чтобы писалось е ёлтый – желтеть); остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о, без ударения – е;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёрдирижёр, тренажёр, но танцор.

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё. Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

-жёлуд-
-жёлт-
-шёл-
-шёлк-
-чёрств-
-чёрн-

-жёлоб-
-жёрд
-щёлк-
-решёт-
-пчёл-
-чёс-

-жёрнов-
-жёст-
-щётк-
-шёрст-
-чёлк-
-чёрт-

-щёголь-
-щёк-
-шёпот-
-дешёв-
-бечёв-
-кочёв-

Задание 4. Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о, прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи, что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

За корнем под ударением

В корне под ударением

В глаголах и отглагольных формах

Слова-исключения

Суффикс -ёр

Медвежонок

Чёрный

Точёный

Шоколад, обжора

Тренажёр

1. Размеж_вывать
2. Корч_вка
3. Орош_нный
4. Дириж_р
5. Сраж_нный
6. Долж_к
7. Ож_г руки
8. Ож_г руку
9. Волч_нок

10. Грош_вый
11. Виш_нка
12. Упрощ_нный
13. Беч_вка
14. Человеч_к
15. Камыш_вый
16. Выкорч_вывать
17. Заискивающ_
18. Точ_ный

19. Книж_нка
20. Ноч_вка
21. Певуч_
22. Груж_ный
23. Печ_нка
24. Ретуш_р
25. Туш_нка
26. Крюч_к
27. Холщ_вый

28. Дорож_нька
29. Деш_вый
30. Стаж_р
31. Кумач_вый
32. Горяч_
33. Ещ_
34. Затуш_вывать
35. Жж_ный
36. Кипяч_ное

37. Нож_вка
38. Ш_пот
39. Зловещ_
40. Обж_ра
41. Маж_рный
42. Копч_ный
43. Крыж_вник
44. Сраж_н
45. Ч_порный

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы.

Образец.

Грачонок,

жёлтый и т.д.

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень. Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14.

Читать еще:  Упражнение для ляшек в домашних условиях

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень. Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б. ). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.

Упражнения по теме «Гласные после шипящих и Ц

Упражнение 1.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Щ. риться от солнца, ч. шка кофе, ч. десное утро, радостное ч. вство, ш. рь полей, моя ж. знь, дощ. тый забор, освещ. ть спорт-площ. дку, мостовая из брусч. тки, поч. ять недоброе, клавиш. рояля; прыжок с параш. том, полезная брош. ра, беспристрастное ж. ри.

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и.

Крепкие мышц. длинные ресниц. ваши сверстниц. строительство гостиниц. артисты ц. рка, надвигающийся ц. клон, мощная ц. тадель, нефтяная ц. стерна, участвовать в демонстрац. и, получить компенсац. ю, опасная провокац. я, постоянная дезинформац. я; идти на ц. почках, ц. ганский танец, ц. кнуть на шалунов.

Упражнение 3.

Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова), обозначая корни и ставя ударение.

Гладкая ш. рстка, узкий ж. лоб, упавшие ж. луди, раствор щ. лочи, мельничный ж. рнов, держаться ч. порно, прочный ш. в, дать пощ. чину, принести беч. вку, совершить подж. г, приобрести по деш. вке.

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение.

1. Флаг над каланч. й, огорчиться неудач. й, машина с кирпич. м, угостить калач. м, следить за матч. м, редкий пуш. к, крепкий ореш. к, тесная лавч. нка, увидеть зайч. нка, напряжение перед финиш. м.

2. Зеленый горош. к, боч. нок с водой, жужжание пч. л, неоперившийся галч. нок, камыш. вые заросли, борьба с саранч. й, пилить нож. вкой, зажж. нный факел, удруч. нный вид, ноч. вка в лесу, горяч. спорить, на улице свеж. главный дириж. р.

3. Покрыться румянц. м, изящное зеркальц. глян­ц. вая бумага, юная танц. вщица, гарц. вать на скакуне, маж. рный тон, купить ш. рты, прож. рливая рыба, утлы­й ч. лн, ж. лтый крыж. вник, верный расч. т, толч. т сухари, жж. т лицо, паштет из печ. нки.

Упражнение 5.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень.

Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе.

Упражнение 6.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой пропущена буква. Объясните графически выбор орфограммы.

Образец : ш ё лк, руч о нка, увлеч ё н (прич.), с и тц е вый.

Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним летописц_м; окруж_нный лесом; ч_ткий ответ; маж_рное настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить горяч_; грош_вый выигрыш; пораж_н красотой; скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка; горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка; сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник; сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; лиш_нный прав; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты; свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н; розовощ_кий малыш; сладкая сгущ_нка, корч_вка леса; прож_ванный хлеб.

Сделайте вывод о выборе орфограммы ё – о в различных морфемах. Подберите антоним к слову маж_рное (настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый , расположив их в порядке усиления признака.

Упражнение 7.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ж_тейский, прич_дливый, брош_ра, кош_лка, ч_каться, щ_голь, ж_ри, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке, лезть на рож_н; ц_нк, подж_г дом, ц_тата, беспощ_дный, оч_титься, ц_кнуть, ц_гейка, ш_фровка, друж_к, ц_вилизац_я, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый, обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот, расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром свеж_; дикц_я, ц_ркуль, зарниц_, иниц_ативный, ц_низм, панц_рь, смуглолиц_ый, сестриц_н, Цариц_но, девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный, перч_ная туш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий, рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый, внуч_нок, озерц_, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_, шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н, ц_ганка, иллюминац_я, ц_кот, трусц_й, мыш_нок, ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный, отц_в.

Упражнение 8.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки. Выделите в словах с пропуском морфемы, в которых есть орфограммы «гласные после шипящих в разных частях слова». Какие это виды орфограмм?

I. 1. Очень ч_сто ране_ное ж_вотное заслыш_в ш_рох бр_сает_ся на выстрел охотника. (Л.Толстой) 2. Я (с,з)делал дли_ную прогулку по обрывам над морем и лег в к_мыш_вое кресло на б_лконе. (И.Бунин) 3. В памяти сохр_нился только ш_лест ш_н на ровном ш_ссе р_вномерный гул двигателя – и больше ничего. (Е.Яковлева) 4. Я (не)смела ш_вельнут_ся потому что в этой звенящей пустоте м_лейший ш_рох произв_дил э_фект камнепада в горах. (Е.Яковлева) 5. И в то(же) время ощ_щение н_визны было отч_тливым. 6. Ничего (не)было слышно кроме ш_ршания и ш_пения. (Стругацкие) 7. Он вооруж_лся ж_сткой щ_ткой и пр_нялся ч_стить уткнувшегося в к_рмушку коня. (М.Семенов) 8. А (с)верху на все это смотрела ч_рная ворона и в_ртела головой с т_ж_лым клювом. (В.Ленцов) 9. Опущ_ные глаза (полу)закрыты пуш_стыми ресницами. 10. В г_сти_ной г_рел только т_ршер под больш_м зеленым аб_ж_ром. 11. А ты как (з,с)десь оч_тился спросил он подозрительно пр_щ_рившись. (О.Погорелов) 12. Каждую минуту они останавливались и ч_тко пр_слуш_вались. 13. На заднее колесо своего (полу)гоноч_ного «Спорта» я ставил спец_альную трещ_тку. (В.Пелевин) 14. Ч_ткой линии берега (в)низу (не)было. (В.Пелевин) 15. Д_леко за пляж_м и поселком в_днелась (не)высокая гора дли_ная и пологая. (В.Пелевин) 16. (В)переди была од_нокая белая (пяти)этажка с обвитыми плющ_м б_лконами перед (пяти)этажкой исс_ч_ный ш_пами пыльный пустырь. (В.Пелевин) 17. В середине зала на (не)высокой к_нструкци_ из аж_рных реш_ток была сооруж_на (не)большая круглая площ_дка. 18. Человек то пр_двигался к п_латке ещ_ на верш_к то (на)долго зам_рал в (не)подвижности. (М.Семенов)

II. 1. На тумбочке у большой деревянной кровати св_тился ц_ферблат эл_ктронных часов. (П.Дашкова) 2. Изв_янная из слоновой кости и золота Афродита поп_рала ногой панц_рь огромной черепахи. (Л.Кожевников) 3. Довольно часто у нас проводились медиц_нские проверки – всех нас изучали вдоль и поперек. (В.Пелевин) 4. Постройка походила на ступенчатый ц_линдр из нескольких б_тонных блоков стоящих друг на друге. (В.Пелевин) 5. Он чувствовал как кровь нач_нает ц_ркулировать р_вномерно по всему телу. 6. Герасим открыл один ставень и на ц_почках вышел из комнаты. (И.Тургенев) 7. Вдали тихо шумело море со всех сторон долетал треск ц_кад. (В.Пелевин) 8. Внезапно старик понизил голос чуть не до вкрадчивого ш_пота посмотрел с хитринкой. (П.Проскурин) 9. Ч_тко буд(то) работал с телеграфным ключ_м он трижды ут_пил кнопку звонка. (Д.Жуков) 10. А бедный, пышный мой букет ощ_пан, буд(то) саранч_ю! (С.Надсон) 11. Ни ш_роха не разд_валось глухая тишь была в дому. (В.Тушнова) 12. Его серую внешность чуть разнообразили лишь тонкие ч_рные усики щ_точкой. (С.Зверев) 13. Детишки забились на чуть теплую печку и что(то) ш_потом рассказывали друг другу. (И.Бунин) 14. Ч_гунная реш_тка с двумя обращ_нными друг к другу крылатыми драконами была приоткрыта. (А.Гаранин) 15. Еще в той лампе ф_тилек тобой зажж_н как ж_лтый жалкий м_тылек тр_пещет он. (В.Тушнова) 16. Беспорядочного падения для умелого параш_тиста не может быть ни при каких обстоятельствах; параш_тист полновластный хозяин воздушной стихии. (Г.Титов) 17. Правда лекц_и спец_алистов авиац_онной и космической медиц_ны я слушал без особого внимания считая эту дисц_плину второстепенной. (Г.Титов) 18. К вечеру из соседнего района в_рнулся микро_втобус с грузом пл_катов и брош_р. (С.Зверев) 19. До выезда на ш_ссе ост_вался один поворот. 20. Круглая клумба с м_хнатыми ж_лтыми цветами посреди ш_ссе. Ни дать ни взять лукошко с новорожденными ц_плятами. (Ф.Абрамов) 21. На нем была выг_ревшая шт_рмовка ш_рокий островерхий капюш_н. (В.Мясников) 22. Прибл_жалась реш_тчатая к_ническая башня с колоссальным б_рабаном наверху. (А.Казанцев) 23. (Не)пром_каемый плащ с капюш_ном разв_вался на его (не)уклюжей высокой ф_гуре. (А.Казанцев) 24. Солнце косыми лучами пронизывало чащ_бу. (Е.Федоров)

Тест по теме «Гласные после шипящих и ц».

1.В каком слове на месте пропуска пишется ы ?

1) ц_фра; 2) ц_пки; 3) ж_рный; 4) серые мыш_.

Читать еще:  Упражнения для мозга и памяти

2. В каком слове на месте пропуска пишется ю ?

1) щ_плый; 2) я свищ_; 3) ж_ри; 4) ч_лки.

3. В каком слове на месте пропуска пишется и ?

1) бледнолиц_й; 2) панц_рь; 3) сестриц_н; 4) кузнец_.

4. В каком слове на месте пропуска пишется о ?

1) ж_лоб; 2) печ_нка; 3) ц_коль; 4) ш_пот.

5. В каком слове на месте пропуска пишется о ?

1) трущ_ба; 2) зач_т; 3) ж_сткий; 4) кош_лка.

6. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) ж_нглер; 2) ш_к; 3) прож_рливый; 4) заж_г.

7. В каком слове на месте пропуска пишется е ?

1) пш_нка; 2) маж_р; 3) ц_кот; 4) обж_ра.

8. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) камышовый; 2) монтажер; 3) ножовка; 4) измельчон.

9. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) холщовый; 2) желудь; 3) затушевать; 4) перчоный.

10. Укажите неверное объяснение орфограммы о-е после шипящих:

1) ушел – в суффиксе глагола под ударением;
2) кумачом – в окончании существительного под ударением;
3) холщовый – в суффиксе прилагательного под ударением;
4) запряженный – в суффиксе страдательного причастия.

Сборник дифференцированных заданий » Правописание о-ё после шипящих»

Данная разработка содержит правила для повторения, алгоритм выбора необходимой буквы и разноуровневые задания на закрепление сложной темы » Правописание букв о-ё после шипящих».

Просмотр содержимого документа
«Сборник дифференцированных заданий » Правописание о-ё после шипящих»»

Составила учитель русского языка и литературы

Харцызской общеобразовательной школы №5

Возжина Марина Александровна

Часть речи не определяем, единое правило действует для всех слов:

1) есть чередование Ё//Е в однокоренном слове → Ё: шЁпот − шЕптать ;пчЁлка – пчЕла, жЁлтый – жЕлтеть;

2) нет чередования с Е в однокоренном слове → О: крыжОвник, шоссе, шоколад, шофер, жокей, жонглёр, Шотландия, шок, мажор, шов, шорох, капюшон, трущоба, чокаться, крыжовник, шорты и др.

Правописание О – Ё(Е) после шипящих в суффиксах

Выбор гласной зависит от части речи:

1) слово образовано от глагола → Ё: ночЁвка (ночевать); печёный (печь);

2) суффикс ЁР в существительных→ стажЁР, ухажЁР;

3) беглая гласная О → кишОк (киШКи), ножОн (ноЖНы), смешОн (смеШНа).

4) слово образовано не от глагола → О: девчОнка, волчОк зайчОнок; пачОвый(безударный –ЕВ-:плюшЕвый).

5) суффикс наречий → ударный О, безударный Е: свежО, пахучЕ.

Правописание О – Ё(Е) после шипящих в окончаниях

Выбор гласной зависит от части речи:

1) существительных → ударное О, безударное Е: плащОм, товарищЕм;

2) прилагательных → ударное О, безударное Е: большОго, бывшЕго;

Запомнить: ОжОг, поджОг, изжОга − существительные; ожЁг, поджЁг − глаголы.ОбжОра, тяжЁлый, мелочЁвка, ещЁ.

Алгоритм выбора гласной

Ш..рстка – шерсть, щ…тка – щетина, ж..лтый – желтеть, долж..к – долг, уч..ба- учебный, плащ..м – плащ, увлеч..т (что сделает?), щ..лка – щель, ж..рдочка – жердь.

2. Спишите, группируя однокоренные слова. Какие орфограммы их связывают? Значения незнакомых слов выясните в толковом словаре.

Шов, шоры, крыжовник, чокаться, шок, шорник, мажорный, обжора, чопорность, бесшовный, шоу, пижон, шомпол, чоканье, прожорливый, шорный, чопорный, мажор, шорничать, крыжовенный, шоумен, пижонский.

3. Составьте словосочетания с заимствованными словами, в которых после шипящих пишется О.

1. На кустах зацветает крыжовник (Ахм.). 2. Есть у каждого бродяги сундучок воспоминаний (Кедр.). 3. По обрывам и кручам дорогой тяжёлой поднимись (Гум. ). 4. Не думаю: он слишком был смешон для ремесла такого (П.). 5. . Узором шёлковым она не оживляла полотна (П.). 6. Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину. В большом кресле среди залы сидел старенький худенький капитан и кушал чай (Ч.). 7. С холоду щёки горят (Майк.). 8. И сердцу горько верить, что близок, близок срок, что всем он станет мерить мой белый башмачок (Ахм.). 9. Правее. тянулось разбитое снарядами шоссе, напоминая о не исхоженных ещё путях, а у опушки рос чахлый, ощёлканный пулями бурьянок (Ш.).

1. Вставьте пропущенные буквы.

Б…ч…вка, веч…рка, деш…вый, ж…ваный, ж…лоб, ж…лтый, ж…лудь, ж…лчь, ж…рнов, ж…сткий, зач…т, кош…лка, печ…нка, пощ…чина, прич…ска, пч…лка, пш…нка, пш…нник, расч…ска, реш…тка, саж…нки, сч…т, уч…ба, уч…т, ч…боты, ч…лка, ч…лн, ч…рствый, ч…рточка, чеч…тка, ш…пот, щ…голь, щ…лка, щ…тка.

2.Вставьте пропущенные буквы. Составьте предложения с приводимыми ниже иноязычными по происхождению словами.

Ж…кей, ж…нглёр, маж…рдом, ш…винизм, ш…кировать, ш…колад, ш…ссе, ш…тландский, ш…фер.

3. В приводимых ниже словах выделите однокоренные, определите, к какой части речи относится каждое слово. Значение незнакомых слов выясните в толковом словаре. Сделайте морфемный разбор выделенного слова.

Артишок, бесшовный, джонка, чоканье, шок, шорник, крыжовник, крюшон, мажорный, шомпольный, прожорливый, шорный, изжога, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, чохом, шомпол, шорничать, шоковый, шов, шорох, чох, чокнуться, крыжовенный, трещоточный, трущобный, шоркать, жом, жор, жох, шорты, чопорность, мажор, обжора, трещотка.

4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните различие в написаниях.

Алыч…вка (настойка) – беч…вка, груш…вка – деш…вка, деньж…нки – саж…нки, душ…нка – пш…нка, ключ…м – прч…м, княж…н – пораж…н, ковш…вый – деш…вый,луч…м – печ…м, нож…вая (пила) – нож вая (рана), нож…вка – размеж…вка, нож…н – ж…н, обж…ры – стаж…ры, плеч…м – нипоч…м, рубаш…нка – туш…нка, смеш…н – лиш…н, собач…нка – печ…нка, стриж…м (птица) – стриж…м, трещ…тка – щ…тка, этаж…м – стаж…м.

5. Вставьте О, Е, Е после шипящих и Ц.

Трущ…ба, восхищ…нный, медвеж…нок, скач…к, врач…м, бойц…м, саранч…й, туч…й, камыш…м, общ…, платеж…м, фарш…м, калач…м, мяч…м, поклаж…й, борщ…м, ш…пот, тяж…лый, голыш…м, одеяльц…м, щ…лочка, ж…нглёр, ш…кировать, ш…роховатый, ж…лоб, трущ…ба, чащ…ба, чеч…тка, прож…ванный, щ…голь, расч…ска, ш…мпол, ч…ткий, кож…й, страниц…й, сторож…м, плеч…м, рощ…й, плач…м, палач…м, товарищ…м, гараж…м, певуч…, девч…нка, ч…рный.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и указывая, в какой части слова был допущен пропуск.

Крыж…вник, еж…вый, испеч…нный, ш…пот, деш…вый, ж…сткий,разоруж…нный, свинц…вый, перц…ый, меж…й, туч…й, лапш…й, смеш…н, окруж…н, крюш…н, Борж…ми, ш…винизм.

7. Спишите, заменяя имена существительные с предлогами именами прилагательными.

Образец: игрушка из плюша – плюшевая игрушка.

Напиток из пунша —

Перчатки из замши –

Варенье из груши –

Платье из ситца –

Мешок из холста –

Шалаш из камыша –

I. 1. Василиса, напротив, была ч..порная, важная, вечно ш..пчущая. (Гонч.) 2. Только я к нему в магазин не пойду, а нельзя ли так… где-нибудь в щ. лочку (Леск.). 3. Николка помог фигуре распутать концы, капюш..н слез (Булг.). 4. Знаете, как он погиб? Был зверски растерзан своими согражданами за подж..г церкви (Бун.). 5. Иакинф объехал обж..рные ряды из конца в конец (Кривц.). б. Ж. лтые ш..лковые занавески на окнах. (Гарш. ) 7. Оля слегка коснулась рукой помятой прич..ски (Ч.).

II. 1. Солнце жж..т высокие стены (Гум.). 2. Она ушла. Стоит Евгений, как будто громом пораж..н. В какую бурю ощущений теперь он сердцем погруж..н! (П.) 3. . За строем строй теч..т (П.). 4. Отселе, в думу погруж..н, глядел на грозный пламень он (П.). 5. Жилы в висках стали биться с горячечной быстротой и напряж..нностью (Купр. ). 6. Между тем я расположился ноч..вать (П.).

III. 1. Под нош..й бытия не устаёт и не хладеет гордая душа (Л.). 2. Уже снеж..к февральский плакал (Кедр.). 3. На дворе – осенней ночи гнилость, затрещал сверч..к (Кедр.). 4. . Я полечу по улицам знакомым, усы плащ..м закрыв (П.). 5. Тонколицая колдунья, большеглазая девч..нка с фотографии грош..вой улыбается ему (Кедр.). 6. Как здесь свеж.. под липою густою (Фет). 7. Вдруг стон тяж.лый вырвался из груди (Л.). 8. Нет, не всегда смеш..н и узок мудрец, глухой к делам земли (Кедр.).

Камыш..вый, лавч..нка, окруж..нный, пораж..н, xолщ. вая, пересеч..нный, взращ..н, ж..ваный, ш..cce, ж..кей, еж..вый, щ..голь, бумаж..нка, влеч..т, смеш..н, саж. нки, туш. нка, лучш. го, ухаж..р, стаж..р, ш..пот, ш..лковый, ш..рты, ш..тландец, ш. мпол, ещ. деш. вый, щ. тка, прож. рливость, ж. лоб, печ. нка, пш. нка, кош. лка.

1. Архип открыл фонарь, Дубровский заж(о/ё)г лучину (П.). 2. Пришёл доктор, перевязал мне ож(о/ё)г (М.Г). 3. 3атем набрал cyxoгo валежника, подж(о/ё)г (Шукш.). 4. Будет перед тобой малая дорожка, мимо обожж(о/ё)нного дерева (Г.). 5. Денисов был осуждён за подж(о/ё)г амбара (газ.). 6. Жестокий январский мороз сковал природу, сжимал, палил, ж(о/ё)г всё живое (Акс.). 7. Зимин и Катя вышли из землянки, отряхивая с себя ч(о/ё)рный пепел от сожж(о/ё)нных бумаг (Бир.).

Барж. й, дириж. р, капюш. н, трущ. ба, ч. каться, лезть на рож. н, ш. рник, ш. кировать, ш. к, ретуш. р, тяж. лый, Ш. лохов, Щ. рс, ж. нглёр, печ. т, ж. лоб, сош. л, моч. ный, оглуш. нный, ш. птать, щ. лочь, ж. рдочка, ч. ртовщина, саж. нки, заглуш. н, протяж. нность, освещ. н, растуш. вка, «Веч. рка», расч. т, чеч. тка, ж. рнов.

Читать еще:  Упражнения для глаз видео

1. Реш..тка заперта (П.). 2. Прошка Курносов воткнул топор в бревно и, завидев начальника Адмиралтейства, забежал перед ним, проворно скинув шапч. нку (Пик.). 3. В глазах Елены тоска, и пряди, подёрнутые рыж. ватым огнём, уныло обвисли (Булг.). 4. . Кровь ключ..м захлещ. т на сухую пыльную и мятую траву (Гум.). 5. Купцам и прибыль, и поч. т, но нет, не прибыль их влеч..т (Гум.). б. Братские деньги, как приш. л, он увязал в тряпицу (Тын.). 7. И сейчас, распустив поясок на чесуч. вой рубашке, лежит на кожаном диване (А.Т.). 8. Савин мог считаться богач. м (Наг). 9, И вот тоненький звоноч. к затрепетал (Булг.). 10. От этого солнца реч. нка, например, напоминала тело с содранной кож..й (Домбр.). 11. Особняч. к находился довольно близко от железной дороги (Наг.). 12. Савин отодвинул защ..лку, толкнул тяж. лую дверцу и оказался на тёмной площадке (Наг.). 13. Суди, друж. к, не свыше сапога! (П.) 14. Пч. лка долго кружила над цветком (Aст.). 15. Там, где реш..тка обвалилась, виден запущ. нный сад (Ч.). 16. Дружеский ш..пот реки оказал мне настоящую услугу (Кор.).

18. Спишите. Вставьте пропущенные орфограммы, объясните написание.

1. Ч_рный ч_рт в ч_рной ш_лковой одеж_нке сидел на ж_стком диване и пил деш_вый ж_лудевый кофе, изредка ч_каясь со своим отражением в тяж_лом глянцевитом самоваре, стоящем на парч_вой скатерти ш_коладного цвета. Ч_рт был больш_й обж_ра и, (не)смотря на изж_гу и больную печ_нку, объедался крыж_вником со сгущ_(н, нн)ым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем , ч_рт, молодцевато встряхнув ч_лкой, пустился танцевать чеч_тку. Ц_ канье его копыт было столь сильным, что в ц_кольном этаже думали, что наверху гарц_вала лошадь. Однако ч_рт был не очень и(с,сс)ку(с,сс)ным танц_ром и, совершив один не очень удачный скач_к, врезался в самовар и обж_г свой пятач_к , покрытый мягкой ш_рсткой. Ож_г был очень тяж_л. Огорч_(н,нн)ый ч_рт куц_й овц_й кинулся к боч_нку с моч_ными яблоками и сунул в него обожж_(н,нн)ый пятач_к. «Правду говорят, что (не)береж_(н,нн)ого бог (не)береж_т», – чертыхнулся ч_рт ч_ртовской пословицей.

ожёг – ожог; пережёг – пережог; поджёг – поджог; прожёг – прожог

Ч. рной-ч. рной ночью под ж. лтой-ж. лтой луной по маленькой реч. пке в лодч..нке плыл ч. рт в ш. ртах,с парч. вым ридикюлем и багаж. м. За ним тихо двигался ч. лн. В нём лежал холщ. вый меш. к и сидел мыш. нок. Было свеж. .Причалили. Глухая чащ. ба. Тонкой руч. нкой ч. порный ч. рт достал ш. мпол, провел на земле две ч. рточки,беч. вкой выложил круж. к и развёл костёр.Пламя горяч. трещало. Ч. рт ож. г руку и подул на неё. Ож. г прош. л.

3. Выберите правильный вариант из четырёх:

Укажите неверное объяснение орфограммы (О/Ё ) после шипящих:

1) лучОм – в окон­ча­нии су­ще­стви­те­ль­но­го, под

2) дешЁвый – в суффиксе прилагательного, под

3) тушЁнка – в суф­фи­ксе причастия, сохра

няющемся в производном от причастия прилага

тельном и существительном

4) во­оружЁнный – в суффиксе при­час­тия

-В какой строке во всех словах пишется О?

1) вооруж…нный, напереч…т, ж…сткий,

2) окруж…нный, сокращ….ный, гараж…м

3) борщ…вый, лапш…й, ш…в, гребеш..к

4) ещ…, ч…ткий, сожж…нный, размеж…вка

-В какой строке во всех словах пишется Ё?

1) пш….нка, теч..т, ож…г 1степени, ч…рствый

2) девч…нка, маж…р, смеш…н, щ….лочь

3) круч…ный, волч….нок, ж…лудь, туш…ный

4) береж….шь, щ….голь, поч…тный, ретуш…вка

-В какой строке во всех словах пишется О?

1) трещ….тка, анч…ус, чеч…тка, суш…ный

2) тренаж…р, грош…вый, стереж…т, ж..кей

3) изж..га, малыш…м, шапч…нка, листож….р

4) камыш…вый, ж…нглер, уч…ба, дж…уль

-В какой строке во всех словах пишется О?

1) щ…лкать, гладкош…рстный, ч…рствый

2) ч…рточка, ш…у, кумач…вый, щ…лка

3) копч….ный, дж…нка, молодож…н, сч..т

4) ож…г руки, руч…нка, душ…нка, меш…чек

-В какой строке во всех словах пишется Ё?

1) изж. га, зажж. нными, сильный ож…г, Ж…ра

2) польщ. н, смущ. нно, прож. рливости,

3) поч. тно, освещ. нного, рищ. лкивая, отч. тливо

4) просвещ. нный, облуч. к, разгоряч. нный,

-В какой строке во всех словах пишется О?

1) напряж. нно, отягч. нный, пастуш. к, меч. м

2) пош. л, ш. рох, ш. фер, наш. л

3) реч…вка, мелоч….вка, плащ…вка, ч…боты

4) ноч…вка, лиш…нный, туш…нка, сгущ…нка

-В какой строке во всех словах пишется О?

1) электросч…тчик, прич…санные,

2) плеч…м, печ….ный, парч…вый, деш…вая

3) ключ…м, галч…нок, пирож….к, петуш…к

4) совершен подж…г, ш….рох, теч…т, ш. лковый

-В какой строке во всех словах пишется Ё?

1) ш. рох, плащ. м, трущ. б, щ. ку

2) колпач. к, капюш. нов, ш. кировать, киш. к

3) печ..т, выкорч..вывать, пересеч..нный, ч. тки

4) капюш. н, ш…к, ж…нглировать, собач…нка

-В какой строке во всех словах пишется О?

1) крыж…вник, обж…ра, ч…каться,, трущ…ба

2) камыш…вый, горяч…, врач…м, расч…т

1.12. Правописание гласных после шипящих

Упражнение 15. Вставьте гласные (а, я, ы, и, у, ю) после шипящих. Дайте фонетическую транскрипцию сочетания звуков: шипящий + гласный.

Параш..т, ж..знь, ж..рный, ш..бка, ш..тка, ж..ри, отч..яние, ч..до, пощ..да, ч..ткий, щ..ка, ш..тка, сощ..риться, ч..ша, ч..ры, брош..ра, ощ..щать, снеж..нка, сброш..ровать, ш..на, ш..ло, ч..гун, ч..с, Ж..ль Верн, ш..рж, ш..р, ш..ллинг, ш..рина, ш..фр, щ..риться, ч..вство, ч..довище, ч..мазый, ч..чело, ч..шь, площ..дка, ч..ть-ч..ть.

Упражнение 16. Вставьте после шипящих пропущенные гласные ё, е, о в следующих парах слов. Обоснуйте выбор гласной буквы. Дайте транскрипцию сочетания: шипящий + гласный.

Груш..вка – деш..вка, нет княж..н – нет ж..н, книж..нки – саж..нки, бумаж..нка – пш..нка, туш..нка (маленькая туша) – (говяжья) туш..нка, с грач..м – не при ч..м, душ..нка – жж..нка, еж..вый – деш..вый, девч..нка – печ..нка, ш..ры – дириж..ры, под гараж..м – (мы) стриж..м, смеш..н – запряж..н, трещ..тка – щ..тка.

Упражнение 17. Вставьте пропущенные гласные ё, е, о после шипящих. Распределите эти слова по соответствующим правилам.

Артиш..к, бараш..к, бесш..вный, богач. в ч..м, верблюж..нок, веч..вой, волч..нок, вооруж..н, говорить общ. греш..н, гуж..вой, девч..нка, деньж..нки, дж..нка, дж..уль, душ..нка, ерш..вый, ещ. ж..ваный, ж..лоб, ж..лтый, ж..лудь, ж..рдочка, ж..рнов, жж..шь, ж..кей, ж..нглёр, жуч..к, заверш..н, затуш..вывать, излиш..к, казач..нок, клоч..к, кляч..нка, ковш..вый, колыш..к, коммивояж..р, копч..ная колбаса, копч..ности, кореш..к, корч..вка, кош..лка, краснокож..го, крыж..венный, крюш..н, кумач..вый, ландыш..вый, лезть на рож..н, луж..к, луч..вой, лущ..вка (от лущить), мальчиш..чка, мальч..нка, медвеж..нок, меш..ч..к, мыш..нок, нагиш..м, неискуш..нность, нет киш..к, неуклюж. нипоч..м, нить-круч..нка, нож..вой, нож..вка, нож..ньки, нож..нка, ноч..вка, обреч..нность, одеж..нка, ож..г руку, ож..г руки, отвлеч..нный, очаж..к, парич..к, парч..вый, пауч..к, перемеж..вка, плеч..вой, плюш..вый, под вожж..й, подж..г дома, пощ..чина, прож..г пиджак, прож..рливый, пч..лка, пш..нник, пятач..к, пять кош..к, размеж..ванный, раскорч..вка, расч..ска, ретуш..р, реч..нька, реч..нка, реш..тка, рж..т, с дач..й, с каланч..й, с левш..й, с лихач..м, с малыш..м, с мираж..м, с нош..й, с продаж..й, с тягач..м, саж..нки, саранч..вый, свеж.. на улице, сгущ..нка, сгущ..нное молоко, смущ..нность, сокращ..нный, стаж..р, старуш..нка, стиш..к, сторож..вой, стосвеч..вая лампа, сургуч..м, суч..к, теч..т, Торж..к, трещ..тка, трещ..точный, трущ..ба, трущ..бный, туш..ное мясо, свиная туш..нка, тысч..нка, удруч..н, уч..т, часоч..к, чащ..ба, ч..лка, ч..лн, ч..рный, ч..рствый, ч..рт, ч..рточка, ч..ч..тка, ч..канье, ч..порный, ш..лк, ш..пот, ш..винизм, ш..к, ш..колад, ш..мпол, ш..ркать, ш..рничать, ш..рох, ш..ры, ш..ссейный, ш..тландский, ш..фёр, щ..голь, юбч..нка.

Упражнение 18. Вставьте пропущенные гласные ё, е, о после шипящих.

1. Направо, тихо пош..птывая и изредка вздрагивая от налетевш..го ветра, темнела ольховая роща (Тургенев). 2. Главная улица ш..ссирована и содержится в порядке (Чехов). 3. Бурелом, чащ..ба – тяж..лые места (А.Н. Толстой). 4. Над крыш..ю крайней избушки полощется кумач..вый флаг (Д. Бедный). 5. Ушла в одной юбч..нке на улицу (А.Н. Толстой). 6. Тут ещ.. тоже всё очень общ.. (Шолохов). 7. Сижу за реш..ткой в темнице сырой (Пушкин). 8. С плеч его свисал ж..ваный чесуч..вый пиджак (Федин). 9. Ни копейки вперёд не даёт хозяин, упёрся: нет! Такой ж..х (Вересаев). 10. Устал до ч..рта (Маяковский). 11. Чтоб музыканты не застыли на морозе, им отпущен боч..нок водки (Шишков). 12. Пастуш..нку Пете трудно жить на свете (Есенин). 13. Девч..нок всегда мог отвлечь какой-нибудь пустяч..к (Искандер). 14. Я был смущ..н и напуган (Шаляпин). 15. Американскую свиную туш..нку называли (у нас в войсках) консервами «второй фронт» (Полевой). 16. Вояж..р оторопело смотрел ему вслед (Вс. Иванов). 17. Бешеная чеч..тка сменялась вихрем присядки (Степанов). 18. Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила (Пушкин). 19. Две ж..рдочки положены через поток (Пушкин). 20. Я был очень смеш..н в костюме Мефистофеля (Шаляпин). 21. Они напомнили ей те молодые дни, когда она красивой и наивной девч..нкой танцевала на веч..рках (Фадеев). 22. В это время вош..л старич..к (Л. Толстой). 23. Стёкла больших очков в роговой оправе не могли скрыть напряж..нного и беспокойного взгляда, следившего за карандаш..м Полякова (Рыбаков). 24. Мне жаль его холодного ч..рствого сердца (Лермонтов). 25. Ежели душ..нка у тебя заиграла от моего разговора, моряком будешь (Гладков). 26. На окне, в уголке, скромно стояла грош..вая чернильница с пожелтевшим гусиным пером (Мамин-Сибиряк). 27. Я вышел на опушку леса и побрёл по полю меж..й (Тургенев). 28. По полям бредя с кош..лками, улыбались старики (Есенин). 29. Жуткий страх мчал их через тьму и непролазную трущ..бу (Шишков). 30. Артист он был исключительный и всесторонний: одинаково хорош.. ж..нглировал, работал на трапеции и на турнике (Куприн).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector