Метод включающий загадки упражнения имитации подвижные игры
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Метод включающий загадки упражнения имитации подвижные игры

Игровые методы и приемы.

Достоинство игровых методов и приемов обучения зак­лючается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Игровые методы и приемы характеризуются рядом при­знаков. Прежде всего, они переносят учебное действие вусловный план, который задается соответствующей систе­мой правил или сценарием. Еще одна особенность заклю­чается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен иг­рать с детьми и отказаться от прямого обучающего воздей­ствия, замечаний, порицаний.

Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра.Ей присущи две функции в процессе обучения (А. П.Усова, В.Н.Аванесова). Первая функция- совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспро­изводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Например, дети различают и называют цвета, а в дидактической игре «Све­тофор» эти знания перестраиваются в соответствии с усво­ением правил уличного движения. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Так, например, в игре «Север, юг, восток, запад» (автор И. С. Фрейдкин), дошкольники учатся ориентироваться по компасу, ис­пользовать модели (схемы маршрута).

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде:с ролями, игровыми действи­ями, соответствующим игровым оборудованием.

Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как вне­запное появление объектов, игрушек, вы­полнение воспитателем различных игро­вых действий. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, кото­рое является прологом всякого познания.

На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотво­рений, бытовые сценки, элементы драматизации.

К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элемен­тов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разло­жить картинки»).

Словесные методы.

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший
срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние бо­лее результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение. В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, не­достаточно только почитать, рассказать — необходимо по­казать сами предметы или их изображение. По мере накоп­ления детьми опыта объем наглядного материала может сокращаться, так как у них постепенно развивается умение понимать учебный материал, который излагается преиму­щественно в словесной форме.

Рассказ педагога— важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передают­ся в образной форме. Это могут быть рассказы о текущих событиях; о временах года; о писателях, композиторах, ху­дожниках; о родном городе и т.п. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения.

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воз­действие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.

Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвуч­но личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание. Немаловажное значение для восприятия рас­сказа имеют художественность его формы, новизна и нео­бычность информации для детей, выразительность речи взрослого. Если рассказ отвечает этим требованиям, то по­буждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержа­ния не только в виде реплик, оценочных суждений, но и в форме связных высказываний, созвучных услышанному по­вествованию. Подобные реакции позволяют педагогу сде­лать вывод об эффективности проделанной работы.

Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наи­более существенном.

Беседаприменяется в тех случаях, когда у детей имеют­ся некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, кото­рым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняют­ся, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе при­вивает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказы­вания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внима­ния, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о кото­рых идет речь.

Беседа — диалогический метод обучения, который пред­полагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача пе­дагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива (Е. А.Флерина).

По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные -начиная со средней группы.

Этические беседы имеют целью воспитание нравствен­ных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

Тематика познавательных бесед определяется програм­мой обучения. Она также тесно связана с содержанием жиз­ни детей, событиями текущей жизни, с окружающей при­родой и трудом взрослых.

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обоб­щающие (итоговые).Назначение вводной беседы — подгото­вить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те зна­ния, которые станут основой для восприятия новых объек­тов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью сум­мирования, уточнения, систематизации знаний, приобре­тенных детьми по той или иной теме образовательной ра­боты на протяжении достаточно большого отрезка време­ни.

Чтение художественной литературы.Художественная литература — источник знаний об окружающем мире, важ­нейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мыш­ления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чте­ние художественных произведений преследует еще одну за­дачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образ­ного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает пережива­ния других людей, проникается ими.

Чтение художественных произведений с учебной целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований. Необходимо подбирать произведения, ценные в воспита­тельном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей. Педагог подготавливает детей к восприя­тию произведения краткой беседой, ставит перед ними учеб­но-познавательную задачу. Следует продумывать сочета­ния чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа). После чтения проводится беседа, помогающая ребенку пол­нее осознать содержание произведения. В ходе беседы пе­дагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.

В процессе обучения используются словесные при­емы: вопросы к детям, указание, поясне­ние, объяснение, педагогическая оценка.

В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов (А.И.Сорокина):

— требующие простой констатации известных ребенку
фактов (типа кто?, что?, какой?, где?, когда?);

— побуждающие детей к мыслительной деятельности, к
формулировке умозаключений, выводов (типа почему?, за­
чем?, отчего?, с какой целью?).

Вопросы должны быть определенными, предполагающи­ми тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке, краткими.

Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.

К нагляднымметодам относятся: показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы), имитация (подражания), зрительные ориентиры, звуковые сигналы, помощь воспитателя детям.

Цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.

· Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.

Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают.

В дальнейшем показ используется для создания зрительных представлений об отдельных элементах техники упражнения. И перед показом детям сообщают, на какой элемент им следует обратить внимание. По мере усвоения упражнения (если это возможно) прибегают к частичному показу, т. е. к показу того элемента техники, который осваивается на данном занятии.

К показу воспитатель тщательно готовится. Важно правильно выбрать место, чтобы показываемое упражнение было видно всем детям. Например, общеразвивающие упражнения целесообразно показывать стоя на возвышении и в некотором отдалении от группы, впереди ставить детей маленького роста. Наиболее сложные упражнения (метание, прыжки и др.) дети смотрят стоя в шеренге.

К показу упражнений следует привлекать и детей: когда движение выполняется их сверстниками, дети могут лучше рассмотреть положение отдельных частей тела; кроме того, у детей возникает интерес к разучиваемому движению, появляется уверенность, желание самим выполнить упражнение как можно лучше. Детей привлекают к показу физических упражнений также из-за несоответствия размеров пособий росту воспитателя (упражнения на гимнастической стенке, подлезание под веревку, пролезание в обруч и др.)

· Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы.

Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.

· Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

Имитация используется во всех возрастных группах. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы.

· Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, ползанию. Зрительные ориентиры используют обычно после того, как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.

· Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши и пр.

Читать еще:  Упражнения с лентой эспандером

· Помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения положения отдельных частей тела, для создания правильных мышечных ощущении. Воспитатель помогает детям выпрямить спину при приседании, преодолеть неуверенность при ходьбе по скамейке, взяв ребенка за руку. При лазанье по гимнастической стенке и при прыжках в длину ив высоту воспитатель оказывает помощь детям в виде страховки.

Словесный метод обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.

К данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.

Известно, что временные связи устанавливаются в коре головного мозга быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный раздражитель сочетается с речедвигательным. С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.

· Название упражнения. Название вызывает зрительное представление о движении, и дети правильно его выполняют. Названия сокращают время, которое тратится на те, чтобы объяснить упражнение или напомнить, как надо его выполнять.

· Описание — это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста. Словесное описание нередко дополняется показом упражнения.

· Объяснение используется при разучивании упражнении. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому нужно привлечь внимание на данном занятии. Постепенно у детей создается представление о каждом элементе.

Объяснение должно быть кратким, точным, понятым, образным, эмоциональным. При объяснении следует ссылаться на уже известные упражнения. Так, обучая метанию в цель, воспитатель при объяснении опирается на знания о метании на дальность, делает сравнения, указывая на одинаковое исходное положение, сходство в замахе. Это активизирует мышление ребенка, и он быстрее, точнее воспринимает изучаемое движение.

· Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иные стороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождает показ или выполнение физических упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль.

· Указания. При разучивании движений, закреплении двигательных навыков и умений слово применяется и в виде коротких указаний, которые могут быть использованы для уточнения задания; напоминания, как действовать; для предупреждения и исправления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрения.Указания могут даваться как до выполнения упражнения, так и во время его.

· Команды. Распоряжения. Под командой понимается произносимый воспитателем устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом!» и т. д.). Цель команды — обеспечить одновременное начало и конец действия, определенный темп и направление движения.Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом, в исполнительной — заключен сигнал к немедленному выполнению действия.

Важно научиться правильно подавать команду, т. е. умело акцентировать слова, варьировать силу и интонацию голоса. Так, подавая команду «На месте шагом марш!», сначала произносят слова «На месте шагом. » (предварительная команда), а затем — «Марш!» (исполнительная). Предварительная часть команды подается протяжно, затем делается пауза, и после нее громко, отрывисто, энергично произносится исполнительная часть.

При подаче команды воспитатель обязан стоять в положении «смирно». Его уверенный тон, подтянутость, отчетливость команды дисциплинируют, организуют детей, заставляют их быстро и четко выполнять задание.

Распоряжения отличаются от команды тем, что их формулирует сам воспитатель («Повернитесь к окну!»). Но подаются они также в повелительной форме. В младших группах при проведении физических упражнений используются распоряжения; постепенно детей приучают к пониманию и выполнению команд. Сила голоса при подаче команд и распоряжений должна соответствовать размерам помещения, где проводится занятие. Главное, чтобы дети услышали и поняли воспитателя, правильно и своевременно начали действовать.

· Вопросы к детям побуждают к наблюдательности, активизируют мышление и речь, помогают уточнить представления о движении, вызывают интерес к ним.

· Рассказ, придуманный воспитателем или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями, желания ознакомиться с техникой их выполнения.

Сюжетный (тематический) рассказ можно применять непосредственно на занятии. Например, воспитатель рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т. д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.

· Беседа. Чаще всего она имеет вопросно-ответную форму. Беседа помогает воспитателю выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям же — осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.

Воспитатель заранее подбирает темы, намечает вопросы и продумывает методику проведения беседы (приемы активизации детей и т д.).

К практическим методам относят повторение упражнений без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой и соревновательной формах. Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.

· Повторение упражнений. Вначале, чтобы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упражнения без изменения и в целом. На фоне такого целостного выполнения идет освоение элементов техники. Наиболее сложные движения можно расчленить на относительно самостоятельные элементы.

· С целью закрепления двигательных навыков упражнения следует проводить в игровой и соревновательной формах.Проведение упражнений в игровой форме. Этот метод применяется для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях.В игре детям предоставляется возможность творческого решения возникающих задач, проявления самостоятельности, находчивости в выборе способа действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры побуждают действовать быстрее, более ловко.

· Проведение упражнений в соревновательной форме. Соревновательный метод повышает интерес к физическим упражнениям, содействует лучшему их выполнению. Кроме того, у детей развивается способность применять двигательные навыки и умения в усложненных условиях.

Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движения. Проводить соревнования нужно быстро и со всей группой одновременно. Вначале они организуются на правильность выполнения упражнений: кто лучше прыгнет, кто правильнее пройдет по гимнастической скамейке и т. д. В дальнейшем, по мере закрепления двигательного навыка, критериями оценки становятся быстрота выполняемого задания.

В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется.В раннем возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.

В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры.

Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кинограммы, кино- и диафильмы), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.

«Методы и приёмы при организации занятий с детьми». Деловая игра

екатерина тороян
«Методы и приёмы при организации занятий с детьми». Деловая игра

В повседневной жизни — на прогулке,во время еды,игровой самостоятельной деятельности-ребёнок много узнаёт. Однако,важные задачи всестороннего развития малыша решаются на специально организуемых занятиях,которые имеют свою специфику и отличаются от самостоятельной игровой деятельности ребёнка. На таком занятииинициатива принадлежит взрослому:выбор темы,планирование,организация занятия,использование соответствующих методов в ходе его проведения. На занятиях у детей формируют новые знания,умения наблюдать за окружающим миром,слушать воспитателя,подражать его действиям. Развивают память,внимание,умение самостоятельно решать поставленные перед ними задачи,проявлять творческую инициативу,любознательность.

При организации занятий с детьми второго года важен учёт возрастных особенностей детей,а также соответствующий возрасту объём знаний. На втором году устойчивость внимания детей постоянно возрастает,но чем младше ребёнок,тем меньше выносливость его нервных клеток,способность сосредотачиваться,отсюда и ненустойчивое внимание. Оно во многом зависит также от заинтересованности ребёнка в том материале,который используется на зянятии. Так,занятия,где требуются разнообразные движения,менее утомительны для детей и они могут быть более длительными,а речевые занятия для них более сложные,требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. Проводя занятия,воспитатель должен следить за состоянием детей. При появлении утомления либо привлекает детей к занятию,либо раньше его заканчивает. Важно,чтобы дети от занятия получили полное удовлетворение. Количество детей на занятии зависит от их возраста и материала,над которым будут работать. Содержание и методика проведения занятий с возрастом детей меняются (от простого к сложному).Основной методический приём при организации занятий с детьми 2-го года жизни-это показ сопровождающийся словом.

У нас дети все с задержкой в речевом развитии. Занятия с такими детьми следует проводить не индивидуально,так как в этом случае дети ещё больше впадают в заторможенное состояние. На первых порах для занятий таких детей объединяют с другими,с теми,у которых речь развита лучше. Дети с задержкой в развитии речи внимательно приглядываются к действиям сверстников и незаметно подражают их действиям,словам. Занятие состоит из 3-х частей,длительностью не более 3-4х минут. В первой части даётся задание направленное на совершенствование движений рук (нанизывание колец,пальчиковые игры,шнуровки)-кинестетический метод.

Вторая часть посвящается работе с картинками. На занятиях с такими детьми следует давать специальные задания для называния изображений предметов и сюжетные картинки для развития понимания речи. Проводя занятие,следует пользоваться разнообразными методами для активизации деятельности ребёнка,предлагая ему разные задания:посмотри,возьми,спрячь,дай мне. Третья часть занятия посвящена развитию какой либо деятельности ребёнка. Для еёпроведения используют игры:лото,строительные,игры с парными картинками,конструктор.

Итак,методы обучения-это способы работы воспитателя,с помощью которых достигается усвоение детьми знаний,умений и навыков,а также развитие их познавательных способностей. А приём-это часть метода. Методы обучения принято делить на наглядные,словесные,практические и игровые.

Большую часть в дошкольном обучении занимают наглядные методы. К ним относятся демонстрация натуральных объектов,наглядных пособий,применяются технические средства обучения (кинофильмы,dvd?видео).Наглядные методы используются в тесной связи со словом,показ обязательно сопровождается пояснением. Постепенно слово начинает заменять ребёнку показ. При словесных методах,мы пользуемся приёмами:рассказ,чтение,беседа. Все эти приёмы и методы направлены главным образом на сообщение новых знаний. Чтобы знания были усвоены,необходимо применение их в практической деятельности. Большое место среди практических методов занимают упражнения,в результате которых у детей формируются требуемые и навыки. Как бы хорошо не показывали и не объясняли мы,ребёнок не научится рисовать,лепить,строить,если он не упражняется в этих действиях. В обучении детей большое место занимает игровые методы и приёмы,которые поднимают у них интерес к содержанию обучения. К ним относятся дидактические игры,игры драматизации,подвижные игры,эпизодические игровые приёмы (загадки,упражнения-имитации)Игры могут составлять часть занятия,могут использоваться в целях обучения и в повседневной жизни. Целенаправленно выбирая методы и приёмы обучения детей на занятиях и повседневной жизни,педагог обеспечивает более высокое качество знаний,умений и навыков.

Теперь мы перейдём с вами к игре-которая пройдёт в форме деловой игры. Что же это такое-деловая игра?

Читать еще:  Упражнения для дикции и голоса

Деловая игра-это метод имитации (подражания,изображения,отражения)принятия управленческих решений в различных ситуациях. Сущность деловых игр в том,что они имеют черты как учения так и труда. Основная цель игры-живое моделирование образовательно-воспитательного процесса,формирование конкретных практических умений педагогов,более быстрая адаптация к обновлению содержания,формирование у них интереса и культуры саморазвития;отработка определённых профессиональных навыков,педагогических технологий.

Деловая игра состоит из 3-х частей,в конце подводится итог.

1 часть. Разминка.

1 Что мы обязаны сделать как первые педагоги наших детей?

(мы должны заложить основы физического,нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка ещё с мланденческого возраста)

2 Приведите отрицательные примеры из жизни,когда здоровье не пользуется приорететом.

(алкоголь,курение,наркотики,несоблюдение режима дня)

3 перечислите действия педагога при формировании здорового образа жизни в стенах дома ребёнка.

(доброжилательный психологический микроклимат в организации;соблюдение режима;сбалансированное питание;примерпедагогов в организации жизнидеятельности)

2 часть. решение педагогических ситуаций.

1 Дети после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя

Вопрос:Какова должна быть реакция педагога?

2Ребёнок ходит по группе,берёт то одну,то другую игрушку,выкидывает,ни с одной не играет.

Вопрос:Как поступить воспитателю?

3 Дети бегают по участку,друг друга толкают. На замечания воспитателя не реагируют.

вопрос:Как должен поступить воспитатель?

4 В группу пришёл новый ребёнок. Остальные дети его игнорируют,с ним не играют.

Вопрос:Как отреагировать в этом случае воспитателю?

5 Во время обеда ребёнок возит по столу бокал с компотом.Воспитатель делает ему замечание:»Осторожно разольёшь!»,ребёнок делает вид,что не заметил этих слов. Воспитатель повторно делает замечание,ребёнок молча продолжает свои действия.

Вопрос:Как в данной ситуации поступить воспитателю?

6 Во время тихого часа ребёнок не спит. Он мешает спать другим детям,возится,начинает разговаривать. Воспитатель делает замечание. Но как только воспитатель выходит из спальни,он тут же вскакивает,мешает другим детям спать.

Вопрос:Как в данной ситуации поступить воспитателю?

7 Идёт открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребёнок крутится,отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребёнок резким движением опрокидывает поднос,и всё рассыпается по комнате.

Вопрос:Как в данной ситуации поступить педагогу?

3 часть. Упражнение «Запрещаем-разрешаем»

ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ-символизирует зону «полная свобода»-это всё,что можно ребёнку всегда и везде по его собственному усмотрению

ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ-зону «относительная свобода»-действия,в которых ребёнку предоставляется относительная свобода (можно действовать по собственному выбору,но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребёнок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения)

КРАСНЫЙ ЦВЕТ-зону «запрещено»-действия ребёнка,которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

Заключительная часть:подведение итогов «деловой игры«(подсчёт карточек).

Язычок — модель для артикуляционной гимнастики В коррекционной работе с детьми, очень важно сделать занятие интересным и познавательным. Вот такой Язычок приходит на помощь малышу, рассказывает.

Труд — естественная форма активности ребёнка. Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Принцип трудового воспитания ребёнка – не.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста

Модели обучения дошкольников, особенности их реализации и эффективность

Стиль взаимодействия педагога и детей м. б. различным: авторитарным, демократическим и даже либеральным. В зависимости от стиля формируется и модель обучения. Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели. При доминировании демократического стиля взаимодействия воспитателя и детей складывается личностно-ориентированная модель. Эти основные модели отличаются целями, задачами, содержанием и методами обучения.

Долгое время в системе образования, в том числе дошкольного, господствовала учебно-дисциплинарная модель, целью которой было вооружить детей знаниями, умениями и навыками. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали. Отличительной чертой учебно-дисциплинарной модели было единообразие содержания, методов и форм обучения, т.е. обучение проводилось по единым программам, учебным планам и пособиям.

Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением побудила ученых (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др.) к разработке иной модели обучения, основанной на личностно-ориентированном взаимодействии воспитателя и ребенка. Целью такого обучения является развитие интеллектуальных; духовных, физических способностей, интересов и мотивов деятельности, в том числе и учебной (т.е. личностное становление ребенка), обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности. Для реализации этой цели у ребенка, начиная с ранних лет жизни, следует поддерживать желание приобщаться к миру человеческой культуры путем освоения передаваемых ему средств и способов, необходимых для этого приобщения. Воспитателю необходимо организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого каждый ребенок мог бы ощущать свой рост, радость творчества и совершенствования.

В личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя с ребенком своя пед. технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от соц. контроля к развитию, от управления к самоуправлению. При этом обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве воспитателя и детей, в котором воспитатель — помощник, советчик, старший друг.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. ПРИЕМ — часть метода, его конкретный элемент. Существуют разнообразные классификации методов обучения. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и х-ру восприятия информации.

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа

Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

А) Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

Б) Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

В) Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он д. б. точным, выразительным, разделенным на части; м. б. полным или частичным;

Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО — в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры.

Словесные методы и приемы — их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоц. выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; д. б. выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ — это живое, образное, эмоц. изложение событий, содержащее фактический материал. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Чтение Расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию худ. литературы. Беседа способствует ведению активного диалога, развитию самостоятельного мышления, проявление эмоц. составляющей.

Практ. методы связаны с применением знаний в практ. деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений. Игровые методы – дидакт. игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

54.Формы организации обучения в д/с

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме. В д/с используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная — Позволяет индивидуализировать обучение, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоц. дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с др. детьми.

Групповая (индивидуально-коллективная) — Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Педагогу важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная —Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях м. б. деятельность худ. Х-ра. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.

Основной формой организации обучения детей в д/с являются занятия. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы.

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.

В зависимости от дидактической задачи:

1. Занятия усвоения новых знаний, умений;

2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

3. Занятия творческого применения знаний и умений;

4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

В зависимости от содержания знаний:

1. Классические занятия по разделам обучения;

2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

Классическое занятие в ДОУ имеют следующие особенности:

Начало занятия: Предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоц. настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).

— Ход (процесс) занятия: Самостоятельная умственная и практ. деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание занятия: Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положит. эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в д/с, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ.ГИГИЕНИЧЕСКИЕ. Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении. Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости. Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деят-ти детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия. После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

Читать еще:  Упражнения для груди для мужчин

ДИДАКТИЧЕСКИЕ. Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий. Творчески использовать на занятии все дидакт. принципы в единстве. Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей. Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия. Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия. Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ. Иметь в наличие продуманный план проведения занятия. Четко определить цель и дидактические задачи занятия. Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО. Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.

Экскурсия. На экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В младших группах они проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах — за его пределами. Для экскурсии х-но непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. Углубление и закрепление представлений, полученных на экскурсии осуществляется на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). В заключении на занятии проводится итоговая беседа.

Формы организации обучения в повседневной жизни. На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения — наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок и т. д.

На современном этапе подход к обучению детей на занятиях несколько изменился, формирование знаний, умений и навыков чаще выступает не как самоцель, а как средство развития ребенка. Появились такие Нетрадиционные формы занятий как КВН, «Блиц-игра», занятия с использованием социально-игровых методов обучения, «Клуб знатоков», «Что? Где? Когда?», занятия в Центрах активности. Такая форма обучения предполагает более индивидуальный подход к детям, и дает ребенку возможность выбора.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 28061 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Дошкольное воспитание

Загадка рядом с зарядкой. Имитационные упражнения на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ

Как сделать физкультурные занятия более интересными и доступны­ми для детей? Известно: положи­тельный эмоциональный настрой спо­собствует более быстрому усвоению любого материала. Включение в заня­тия по физическому воспитанию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказы­вается, можно не только отгадать, но и показать!

Образно-игровые движения развива­ют способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фан­тазию и память. Они раскрывают понят­ные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного. Кроме того, упражняясь в выполнении таких движе­ний, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентиро­ваться в пространстве, приобретают на­вык двигаться в заданном темпе и ритме.

С учетом всего вышесказанного педа­гогу необходимо творчески подходить к организации занятий, заранее самому разучить подражательные движения, готовить картинки с изображением зве­рушек, рассказать о повадках животных, о том, где (в каких странах) они живут, подби­рать фонограммы (негромкая ритмич­ная музыка, записи шумовых эффектов, в том числе звукоподражаний), которые дети должны имитировать, например кваканье лягушек, мяуканье кошки, ры­чанье медведя и т.д.

Предлагаем несколько вариантов уп­ражнений-загадок, где отгадками слу­жат забавные подражательные упраж­нения.

Загадка рядом с зарядкой

1. Легкий бег на носочках, руки — в стороны, плавно поднимать их вы­соко вверх и опускать вниз.

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел, —
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

2. Ходьба на внешней стороне стоп. Руки широко расставлены в стороны. Шаги медленные, неуклюжие.

Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
Летом бродит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос?
(Медведь)

3. Сесть, спину выпрямить, пятки чуть приподняты над полом, руки на коленях. Продвигаться вперед на нос­ках, не теряя равновесия.

В воде купался, а сух остался.
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)

4. Бег или ходьба с высоким поднима­нием колен. Боковой или прямой галоп.

Я копытами стучу, стучу
И по полю все скачу, скачу,
Грива вьется на ветру.
Кто это? (Конь)

5. Сесть на пет с упором на колени и ладони. Наклоняться вперед, сгибая ру­ки в локтях (движения, имитирующие подлезание кошки под забор).

Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)

6. Лечь на пол. Ползать с опорой на руки, ноги стараться держать вместе.

В реках Африки живет
Злой, зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит.
(Крокодил)

7. Ходьба с высоким подниманием ко­лен, руки высоко вверх, потом вниз.

Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома,
Он летает на охоту,
За лягушками, к болоту.
(Аист)

8. Ходьба на пятках с ритмическими движениями рук в стороны.

Желтые комочки,
Легкие, как вата,
Бегают за квочкой.
Кто это?
(Цыплята)

9. Быстрый, стремительный бег; ру­ки широко расставлены в стороны, пальцы растопырены.

Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает.
(Ястреб)

10. Сесть на пол, колени в стороны, пятки чуть приподнять над полом, руки впереди. Прыжками медленно продви­гаться вперед.

Скачет квакушка,
Не рот, а ловушка,
Попадают в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка)

11. Лечь на спину. Немного припод­няться и продвигаться назад с опорой на руки и ноги.

Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
(Рак)

12. Прыжки на двух ногах с продви­жением вперед. Руки согнуты перед грудью, кисти рук опущены вниз.

Прыг-скок, прыг-скок,
Длинное ушко — белый бок.
(Заяц)

13. Наклониться вперед, руки отвес­ти назад, совершать движения, ими­тирующие клевание зернышек.

Чик-чирик,
К зернышкам — прыг,
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)

14. Опуститься на колени. Продви­гаться вперед с опорой на колени илокти.

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он и не знает.
(Крот)

15. Легкий бег на носках. Руки в сто­роны, кисти слегка «дрожат».

Крыльями стрекочет
С вечера до ночи.
(Стрекоза)

16. Чуть присесть. Маленькие прыжки вперед на двух ногах.

В дупле живет
Да орешки жует.
По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, а не лисица.
(Белка)

17. Лечь на пол на живот, руки упира­ются в пол, колени согнуты. Прогнуть­ся и тянуться носками ног к голове, не выпрямляя локти.

Крылья есть, а не летает,
Ног нет, да не догонишь.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Рыбка)

18. Быстрая ходьба на носках мел­ким семенящим шагом.

Маленький шарик
Под лавкой шарит,
Живет в норке,
Грызет корки,
Короткие ножки,
Боится кошки.
(Мышка)

19. Подскоками продвигаться вперед, руки скрестить вверху, как рога.

Кто на своей голове
Лес носит?
(Олень)

20. Ходьба на носках, ноги прямые, ру­ки поднять вверх, кисти соединены. Стараться держать вытянутые руки за ушами, подбородок не опускать.

Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он. (жираф).

21. Большие кругообразные движения руками перед собой.

Крыльями машет,
А сама ни с места.
(Мельница)

22. Легкий бег по залу. Руки соединить вверху.

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился. (парашют).

23. Сесть на пол, руками обхватить со­гнутые колени, голову опустить — сгруп­пироваться. Перекаты назад, на спину и возвращение в исходное положение.

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился. (колобок).

24. Руки соединить вверху, локти в стороны. Потянуться на носочках вверх.

Если дома его не оставим —
Значит, мы под дождем не растаем.
(Зонтик)

По мере усвоения техники исполне­ния движений дети могут сами по оче­реди загадывать загадки. Такие веселые и забавные «загадки вместе с зарядкой» можно использовать в утренней гимна­стике, на физкультминутках, во время музыкальных и физкультурных досугов.

Подвижная игра с героем-персонажем

Известно, что дети любят играть в по­движные игры, которые являются для них активной и осмысленной деятель­ностью. Содержанием подвижных игр, как правило, является познавательный материал, расширяющий кругозор ре­бенка. Чтобы достичь большей заинте­ресованности детей и побудить их при­нимать участие в таких играх, воспита­телю необходимо создавать на занятии радостную, непринужденную обстанов­ку, придумывать веселые сюжеты.

Часто для проведения спортивных праздников или досугов бывает необхо­дима подвижная игра с героем-персона­жем. Такую игру нетрудно придумать самим на основе загадок, стихов, погово­рок В ее ходе могут понадобиться боль­шие яркие игрушки (Мишка, Лиса, Соба­ка), надувные или сделанные из искусст­венного меха, а также маски животных.

Мишка косолапый

Большую игрушку (Мишка) распола­гают в центре зала. Дети становятся в круг, держась за руки. Рядом с Мишкой садятся дети-ловишки (один или два).

Вариант для младших возрастных групп

Дети:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою — топ!

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, слегка ударяя ладошкой по лбу, разводят руки в стороны, растопыривают пальцы, переступают с ноги на ногу, затем топают одной ногой об пол и разбегаются по залу. Дети-ловишки ловят «шишки», т.е. других детей, и укладывают их «в корзинки» (сажают на гимнастические скамейки).

Вариант для старших групп

Дети:

Он большой и косолапый.
Говорят, сосет он лапу.
Громко может он реветь,
— Р-Р-Р —
А зовут его. (медведь).

Дети, взявшись за руки, идут по кругу, останавливаются, показывают на «грозного» Мишку, отходят назад, об­разуя большой круг.

«Мишка» ловит детей. Чтобы он ско­рее справился с этим, ему дают в руки надувную игрушку — булаву.

Найди и промолчи

Воспитатель прячет игрушку-козленка. Дети должны найти ее, подойти и тихо сказать воспитателю, где она спрятана.

Воспитатель:

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Завтра утром отнесу.
Он заблудится в лесу.

Дети:

Я сама его найду (девочки).
И я сам его найду (мальчики).

Волк и зайчата

Большая игрушка (Волк) или ребенок в маске сидят в центре зала.Дети-зай-чата осторожно, на носочках идут по кругу как бы крадутся, руки перед со­бой согнуты, кисти опущены вниз.

Дети:

Он всегда по лесу рыщет,
За кустом зайчаток ищет,
Он зубами щелк да щелк.

Волк (грозно):

Угадали? Это волк!

Дети-зайчата разбегаются по залу — Волк старается их догнать.

При проведении подвижных игр вос­питателю нужно помнить об основных требованиях, предъявляемых к ним: со­ответствии содержания игровым дейст­виям, возрастным особенностям детей, полученным ранее умениям и навыкам, а также об индивидуальном подходе к детям.

Л. ГУТНИКОВА,
инструктор по физической культуре, ДОУ№81, Санкт-Петербург

Гутникова Л. Загадка рядом с зарядкой // Дошкольное воспитание, 2005. № 6. С. 20-22.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector