Метод фельденкрайза упражнения
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Метод фельденкрайза упражнения

Метод Фельденкрайза: упражнения для восстановления подвижности

Метод Фельденкрайза по праву считается прорывом в медицине и психологии. Благодаря ему врачам удается заметно улучшить состояние пациентов с ДЦП, а также улучшить здоровье тех, кто столкнулся с ограничением двигательной активности вследствие различных заболеваний. Как это происходит?

Кто такой Фельденкрайз

Мойше Пинхас Фельденкрайз родился в 1904 году в городе Славута (Украина). В возрасте 14 лет он переехал в Палестину, где стал участником групп самообороны, созданных в период арабо-еврейских столкновений. Мойше увлекался джиу-джитсу и даже разработал свою собственную технику боя.

После Фельденкрайз отправился на работу во Францию. Когда ее оккупировали немцы, он уехал в Британию. Основное образование — физик.

В 1933 году Фельденкрайз познакомился с Дзигоро Кано, человеком, который был основоположником дзюдо. Вскоре он основал первую европейскую секцию дзюдо. В 1936 году стал обладателем черного пояса, а спустя 2 года, второго дана.

В последующие годы Мойше работал над созданием теоретических основ дзюдо. Также он создал свою собственную двигательную практику, которая получила название метода Фельденкрайза.

Суть метода

Итак, метод Фельденкрайза — что это? Это не гимнастика, не лечебная физкультура и не техника массажа. Это особый подход к движениям, главной целью которого является улучшение общего самочувствия и развитие способностей, которые уже есть у человека.

Из-за каких-то заболеваний, травм или других факторов мышцы работают неравномерно. Одни из них находятся в постоянном напряжении. Другие же редко используются в полной мере. Сначала кажется, что это проходит незаметно. Но на самом деле с течением времени диапазон движений становится все меньше и меньше. Особенно заметен регресс при заболеваниях опорно-двигательного аппарата или у людей преклонного возраста.

Есть 2 способа обучения и работы по методу Фельденкрайза:

  • Сознавание через движение (АТМ);
  • Функциональная интеграция (FI).

Первый способ чаще всего используется во время групповых занятий. Сам инструктор ничего не делает. Его задача — голосом направлять действия участников. Также можно заниматься самостоятельно, слушая указания на аудиозаписи или пользуясь их текстовым вариантом.

Функциональная интеграция считается лучшим упражнением метода Фельденкрайза. Проводится индивидуально. Человек лежит на низком столе, а инструктор в этот момент двигает части его тела в разные стороны. Какие цели он преследует?

  1. Показать пациенту, что его движения неэффективны, поскольку на уровне подсознания есть некое напряжение.
  2. Научить правильной работе с мышцами.

Практик проводит так называемое мануальное обучение. Он помогает почувствовать себя и свое тело, научиться двигаться так, чтобы все части мышечной системы были задействованы одинаково.

Польза и преимущества

Что же произойдет с вами и вашим телом, если вы начнете заниматься по методу Фельденкрайза?

  1. Вы посмотрите на свое тело с другой стороны, научитесь его чувствовать. Вы сможете двигаться так же легко, как и в детстве, не испытывая при этом мышечного напряжения. Вы будете контролировать каждое движение, что принесет вам радость и удовлетворение.
  2. Как только вы лучше познакомитесь с телом, вы научитесь понимать каждое движение. Это особенно важно для спортсменов, танцоров, музыкантов, тех, кто занимается творчеством. Благодаря этому ускорится процесс обучения. Вам не придется тратить лишние усилия на освоение новой информации. Кроме того, вы расширите границы своих возможностей.
  3. Согласно отзывам тех, кто уже применял метод Фельденкрайза, он помогает ослабить степень выраженности симптомов преждевременного старения организма. Речь идет об ограничении подвижности. Также уходят стереотипы относительно того, как нужно выполнять то или иное движение. Вы будете двигаться легко, мягко, плавно, не испытывая при этом дискомфорта.
  4. Применяя метод Фельденкрайза в своей жизни, вы поймете, насколько сильно напрягались ранее. Станет очевидно, что некоторые действия можно выполнять с меньшими затратами сил и энергии. Вы переоцените привычную двигательную активность, узнаете свои скрытые возможности.

И еще один несомненный плюс — вы улучшите не только физическое здоровье, но и способность нестандартно мыслить. Применение метода на практике — постоянное изучение чего-то нового, игры, эксперименты. Вам придется самостоятельно искать альтернативу тем действиям, к которым вы привыкли, а позже выбирать самый удобный способ движения.

При детском церебральном параличе эта практика помогает освободить тело ребенка от несуществующих ограничений, а также уменьшить негативные последствия заболевания.

Примеры упражнений

Приведем примеры упражнений для шеи по методу Фельденкрайза. Первое предназначено для верхней части трапециевидной мышцы. Сядьте на край стула так, чтобы распределить вес между ягодицами и стопами. Руки положите на бедра, голову поверните влево на 45°.

Не меняя положение головы, опустите затылок назад к правому плечу. Его направляйте навстречу затылку. Двигайтесь так, словно ваша цель — соединить их. После вернитесь в исходное положение. На несколько секунд расслабьтесь и повторите упражнение еще раз. Количество повторений — 3-5.

Если вы почувствовали дискомфорт или боль, остановитесь. Возможно, нужно уменьшить амплитуду движения. Иначе лечение шеи по методу Фельденкрайза будет иметь обратный эффект.

Второе упражнение для мышцы, которая поднимает лопатку. Исходное положение такое же, как и в предыдущем случае. Только голову поверните вправо, а правую руку прижмите тыльной частью к крестцу.

Отклонить затылок назад. Не спеша, опустить правое ухо к правому плечу, заводя его при этом назад. Плечо также должно двигаться навстречу уху.

После поднять голову, расслабиться и повторить упражнение 3-5 раз. Обращайте внимание на то, как работают мышцы, расположенные между шеей и плечом.

Каждое упражнение нужно повторять для обеих сторон тела.

Заключение

Метод Фельденкрайза — особая техника изучения собственного тела. Ее использование — возможность научиться двигаться по-другому, снимая при этом излишнее напряжение одних мышц и нагружая работой другие. Регулярно выполняя упражнения, вы улучшите общее самочувствие, будете быстрее учиться новому, а также справитесь с ограничениями подвижности, вызванными заболеваниями или возрастными изменениями.

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

Фельденкрайз метод в лечении детей

Фельденкрайз метод применяется во всем мире уже более 50 лет. Метод не является разновидностью лечебной физкультуры или массажной техникой. Работа по данному методу — это процесс обучения, который имеет, в том числе, терапевтический эффект. В основе Фельденкрайз метода лежат научный подход и комплексное понимание функционирования и развития нервной системы человека.

МЕТОД ФЕЛЬДЕНКРАЙЗА — ДВИЖЕНИЕ КАК «ЯЗЫК МОЗГА»

«Обязанность врача — пройти вместе с больным все шаги на пути к исцелению. И тогда чудо станет наградой обоим за проделанный путь», — считает специалист Центра нейрореабилитации BRT Ольга Петракова

Статистика свидетельствует: сегодня в России около 1,5 миллионов детей и подростков имеют диагноз «детский церебральный паралич». Тот же аутизм врачи давно называют «диагнозом-помойкой» — слишком многовариативными оказались причины этого «дефицита социального взаимодействия и общения». В «джентльменском наборе» врачей оказались транквилизаторы, ноотропные стимуляторы, противосудорожные препараты да помощь педагогов-дефектологов. Про Фельденкрайз метод в России пока мало кто слышал. Специалистов в этой области практически нет.

Наша сегодняшняя беседа – с Ольгой Алексеевной Петраковой, врачом ЛФК, специалистом по физической и нейрореабилитации, получившим международную аккредитацию на реабилитационную работу по Фельденкрайз методу.

Петракова Ольга Алексеевна

Врач ЛФК. Специалист по физической и нейрореабилитации.

Специализируется на восстановлении детей с особенностями развития (ДЦП, ЗПР, аутизм.). Получила международную аккредитацию по реабилитации Фельденкрайз Метод GCFP, DynamicTape, TOMATISFB. Владеет кранио-сакральной терапией (остеопатия).

— Ольга Алексеевна, что, кроме таблеток, может предложить современная медицина при таких диагнозах, как ДЦП, задержка психического развития, аутизм?

— Для начала давайте отодвинем в сторону сами диагнозы. Я предпочитаю понятие «ребенок с особенностями развития». Это будет корректнее хотя бы потому, что слишком много сегодня ставят неврологических диагнозов. А сколько известно структурных нарушений головного мозга! Большинство из них так или иначе связаны с нарушением или отсутствием двигательных функций, с нарушением тонического мышечного состояния, гипертонусом мышц. Ребенок не может полностью переворачиваться, вставать, ходить или эта функция у него деформирована. Но кто сказал, что это не «сохранный» ребенок? Почему вообще мы привыкли бежать за показателями «нормы»?

«Современные исследования доказали эффективность метода Фельденкрайза в лечении и реабилитации детей при аутизме, детских церебральных параличах, поражениях головного мозга, приводящих к нарушениям двигательных функций».

Несколько лет уровень своего медицинского образования я повышала в Японии. Там другой подход в лечение «детей с особенностями развития». Я увидела поразительные результаты, которые перевернули мое представление о нейрореабилитации и сподвигли к развитию именно в этом направлении.

Чтобы добиться значительного прогресса в реабилитации, часто требуется комплексный подход. Поэтому при решении индивидуальных задач я иногда комбинирую различные практики – Фельденкрайз метод, кранио-сакральную терапию, прикладную кинезиологию, динамическое тейпирование и др.

— С методом Фельденкрайза вы познакомились в Японии?

— Нет. Первый курс обучения работе по этому методу я прошла в Сингапуре в 2012 году. Поразила научность его подходов, причем с точки зрения современной доказательной медицины! Поэтому свое образование в данном направлении я продолжила. В 2014-м прошла курс практических занятий в Тайланде, а в 2016-м получила международную аккредитацию в Японии — у основателя и председателя Японской гильдии Фельденкрайз Ясуко Касами. После этого были еще три продвинутых курса в Японии и Австралии по методу биомеханической нейрореабилитации Фельденкрайза. Продолжаю повышать квалификацию и сегодня.

— Каких результатов можно достичь, используя этот метод?

— Уровень реабилитации и абилитации всегда индивидуален. В каждом конкретном случае результат усилий врача-нейрореабилитолога всегда будет разный. Но всегда он должен переводить состояние ребенка на качественно новый уровень. Если два месяца назад проблемой было поменять малышу подгузник, а сегодня ребенок в состоянии самостоятельно раздвинуть ножки, то это уже достижение.

Приведу пример пациента, с которым я работала пару недель назад. Родители привезли ко мне мальчика четырех с небольшим лет. Он очень плохо ходил – только держась за руку. Мы с ним прошли два курса по 10 занятий, с перерывом 3 месяца. Итог: мальчик, хоть и с минимальной психологической поддержкой – рука на плече, но ходит самостоятельно. И с удовольствием ездит на велосипеде! Да, у него не идеальный пока паттерн движения. Но по сравнению с тем, что было, и это колоссальный прогресс. Прежде всего, потому, что ребенок больше не боится… стоять. Всё остальное уже следствие этой самой важной победы. Сейчас мальчику пять. Он хорошо говорит, у него развит интеллект. И придет время — он пойдет в обычную школу. И пойдет своими ногами.

— Былое отставание в развитии окажется незаметным?

— Мы все привыкли к категоричности. Но когда ребеночек имеет отягощенную историю развития, к нему нельзя применять эти классические категории. Во-первых, он не развивается в них. Во-вторых, ну хватит уже штампы-то вешать! «Норма», «несоответствие норме»… Я всегда говорю родителям: какая вам разница, закончит ваш ребенок школу в 16 лет или в 18? Ключевое-то – «закончит». Важно не само отставание «от нормы» — понятия во многом условного! Важен сам процесс развития. Так, вместе с родителями, мы по кирпичикам складываем личность ребенка.

Читать еще:  Упражнения для пожилых людей

— Как метод Фельденкрайза работает в реабилитации детей с особенностями развития?

— Прежде всего, надо понимать: нервная система такого ребенка уже успела накопить колоссальный стресс. Наша задача – не просто снять с нее этот стресс, а заняться ее обучением. Поэтому усилия врача должны быть максимально интегрированы в жизнь и функционирование организма маленького человечка. Более того, сам процесс должен быть максимально подстроен под данную конкретную функцию ребенка. Ребенок должен воспринимать наши занятия, вообще поход к врачу как… игру.

Эта игра обязательно должна быть для него неутомительной и ненавязчивой. Лежит он сейчас? Значит, работаем в этих условиях. Мы подстраиваемся под ребенка, а не заставляем его принимать наши «правила игры». Мы даем возможность ребенку услышать себя, почувствовать себя и даже, может быть, впервые в жизни получить удовольствие от своих возможностей. Так мы быстрее добиваемся результатов – потому что не входим в конфликт с ребенком.

Фельденкрайз метод – это отношение к больному как к личности, а не как к организму, и неважно, какого возраста эта личность и какова степень ее интеллектуального развития. С самого начала мы не входим с ребенком в конфликт, а работаем в абсолютно комфортном диапазоне его нервной системы. Информация, которую врач посылает «мозгу» пациента, должна быть ненавязчивой во всех отношениях.

— Что главное в достижении результата? Руки врача?

— Мозги врача. И его опыт. Конечно, прежде всего, мы работаем с кинестетикой и с физиологией нормального движения. Со стороны посмотреть: да, практически, игра. Вот специалист берет руку ребенка, поднимает ее, совершает какое-то движение. Казалось бы, что здесь особенного? Любой так может. Но именно на этом этапе и включается главный аспект специалиста – его глубокие знания. Специалист не просто поднимает, двигает руку пациента – он в этот момент отслеживает сигналы нервной системы.

— Любой невролог прекрасно знает, что все нервные реакции легко отслеживаемы. Это может быть что угодно – дыхание, сердечный ритм, мышечные сокращения, движения глаз.

— А как же инструментальная диагностика?

— Безусловно, она нужна: в самом начале лечения – когда врач собирает анамнез и оценивает состояние больного. И, конечно, после определенных этапов лечения – чтобы оценить его эффективность. Фасции, связки, мышцы — всегда надо иметь четкое представление о структурном состоянии тканей пациента. Но инструментальная диагностика может лишь подтвердить то, о чем ты, врач, сам уже догадался. Она лишь дает ответы на поставленные тобой вопросы.

— Почему этот метод иногда относят к так называемой «телесно-ориентированной психотерапии»?

— Это делают люди, далекие от медицины вообще и от неврологии, в частности. Возможно, их ошибочные представления возникли в результате «стечения обстоятельств», созданного самой природой: отделы в головном мозге, которые отвечают за двигательные функции и отделы, отвечающие за нашу эмоциональную сферу, находятся рядом. Они невольно друг на друга влияют. Да, при работе по методу Фельденкрайза действительно происходят изменения эмоционального фона. Но это, если хотите, приятный «бонус». Другое дело – это понять очевидное: именно природа устроила так, что наше настроение влияет на нашу осанку, а осанка – на настроение. Именно этот подход дает один из ключей к пониманию сути работы метода Фельденкрайза.

В процессе исследования своих движений, в их переосмыслении и нахождении альтернативных путей сделать ранее невозможное человек часто расширяет представление о собственных функциональных возможностях и своего организма, в целом.

— Какие задачи ставит перед собой специалист, работающий по Фельденкрайз методу?

— Среди основных задач — возможность замещения негативных паттернов (образов), к которым привыкли органы чувств, адекватными. Метод основан на понимании врачом взаимосвязи мыслительной и двигательной функций человека. Нейропластичность мозга – его способность изменяться под действием опыта, приобретать новые связи и восстанавливать утраченные, делает нейрореабилитацию, по сути, программированием.

Одно из неотъемлемых качеств нашего мозга — способность к анализу. В медицине это называется сенсорной интеграцией. Поэтому даже самый маленький пациент понимает, что гладко, а что – шероховато. Нервная система через тактильные ощущения способна проводить дифференцировку информации. Точно так же врач, передавая определенную информацию через сенсорный аппарат человека, знает: пациент способен ее принять и проанализировать.

Но при этом один из важнейших критериев работы специалиста, владеющего методом Фельденкрайза – это акцент на процессе, а не на результате. Как только во главу угла мы ставим результат, тут же «стирается» качество процесса. Мы оба с пациентом становимся заложниками этой «погони». А когда внимание уделяется качеству самого процесса, результат лучше и стабильнее.

В функциональной интеграции затрагиваются самые глубокие кинестетические ощущения, сформированные в раннем детстве. Человек гораздо более внимательно относится к происходящим с его организмом позитивным изменениям.

— Никаких резких движений и «насилия во благо»?

— А метод Фельденкрайза вообще исповедует принцип малых движений.

Допустим, речь идет о функции прыжка с места. Казалось бы, что проще – взять и показать человеку, как надо прыгать с места! Но разные люди – с совершенно разными физическими способностями и подготовкой – вряд ли повторят наш пример «дословно»: один прыгнет еще дальше, чем мы, у другого прыжок окажется коротким. Третий вообще не сможет поначалу прыгнуть. Четвертый просто откажется повторять заданное. А мы упрямо: «Нет, смотри и прыгай!». Зачем?! Ведь врач таким образом снижает вероятность успешности собственной работы.

Но если мы понимаем, из последовательности каких элементов-движений состоит прыжок, то тогда задачу можно конкретизировать. Надо донести этот прыжок до организма, до его нервной системы «по частям». И лучше всего в самом начале даже не «мотивировать» организм на прыжок. Зачем его пугать этой на данный момент невыполнимой задачей? Придет время, и части сложатся в целое. В противном случае настойчивость врача – «Прыгай!», мозг расценит как «удар обухом». Не нужен этот «обух», если к движению организм можно приучить постепенно. Иначе человек будет уметь только падать. И бояться падений…

Каждый сеанс реабилитации по методу Фельденкрайза – это еще и создание выбора альтернативы в движении. Врач совершает с больным много маленьких двигательных манипуляций, которые в нейронной карте головного мозга создают «альтернативные маршруты». Это как в повседневной жизни — от дома до магазина можно пройти напрямую по газону, а можно чуть длиннее – по асфальтированной дорожке. А можно пройти и вовсе по соседней улице – дальше, но зато прогуляешься. Мы обычно выбираем самый короткий маршрут, и даже коммунальщики его в конце концов нам в угоду «закатывают» в асфальт.

Увы, с самого раннего возраста мы привыкаем к такому «заасфальтированному маршруту» – ни шага влево или вправо. А это способствует «закостенению» когнитивных способностей. Знание «альтернативного маршрута», напротив, всегда расширяет диапазон возможностей. С физическим состоянием человека – то же самое. Так работает мозг. Выход – тренировать его! Альтернатива, вариативность достигаются только благодаря тренировке.

К нам приезжают лечиться со всей России и стран ближнего зарубежья. 82% пациентов обращаются по рекомендации.

Метод Фельденкрайза: Упражнения для соматического переобучения

Напишите свое имя три раза. Теперь возьмите ручку по-другому. Если вы начали писать ручкой, держа ее большим, указательным и средним пальцами, как это привычно делает большинство людей, попробуйте держать ее большим, средним и безымянным пальцами.

Эти несколько упражнений, приведенных ниже, взяты из книги Гая Селы «О чем мы говорим, когда мы говорим о Движении. Краткое введение в метод Фельденкрайза».

Упражнения по методу Фельденкрайза

Благодаря этим простым упражнениям, человек, не знакомый с методом, может быстро и наглядно убедиться в том, что в результате соматического переобучения с телом действительно происходят ощутимые изменения.

Пожалуйста, выполните три маленьких эксперимента.

Эти эксперименты могут на первый взгляд показаться тривиальными. Их важность будет становиться все более очевидной по мере роста вашего понимания метода.

1. Возьмите лист бумаги и ручку.

Напишите свое имя три раза.

Теперь возьмите ручку по-другому. Если вы начали писать ручкой, держа ее большим, указательным и средним пальцами, как это привычно делает большинство людей, попробуйте держать ее большим, средним и безымянным пальцами.

Держа ручку в таком положении, снова напишите свое имя.

Теперь возьмите ручку большим, безымянным пальцем и мизинцем и снова напишите свое имя.

Вернитесь к первому положению, когда вы держите ручку большим, указательным и средним пальцами, и напишите свое имя снова три раза.

Сравните последнюю строку с первой.

Написано ли ваше имя несколько иначе? Может, в некотором роде лучше? Проще? Более элегантно?

Отличался ли опыт последнего написания имени от первой попытки написать его? Лучше или хуже?

Теперь мягко поверните голову влево и верните обратно в центр, а затем вправо и обратно в центр.

В какую сторону по ощущениям поворачивать легче? Возможно, в одну из сторон амплитуда движения больше?

Это сторона той руки, которой вы пользовались для письма, или противоположная?

Сторона, на которой вы сосредоточили свое внимание, должна ощущаться и двигаться лучше, чем другая.

2. Произнесите вслух предложение — нечто простое, как «Меня зовут _____».

Теперь снова произнесите его, но на этот раз с закрытым ртом (т. е. не размыкая ни челюсти, ни губ).

Вернитесь снова к обычному произнесению.

Отмечаете ли вы разницу между первым разом и последним? Какой для вас звучит лучше?

Снова произнесите свое имя вслух, но пусть на этот раз ваша челюсть будет открываться, а рот будет по-прежнему закрыт (только губы сомкнуты).

И снова вернитесь к исходной, первой позиции произнесения, без каких-либо ограничений, и проверьте, ощущается ли и звучит ли предложение так же или же оно как-то изменилось.

Если вы обнаружили, что оно изменилось, попытайтесь определить, произошло ли все к лучшему или к худшему.

Если бы вам пришлось выбирать между этими вариантами, инстинктивно, какой бы вы выбрали?

Повторите также второй вариант произнесения и уловите, произошли ли изменения и приемлемы они для вас или нет.

3. Отследите свое дыхание, в каком бы положении вы сейчас ни находились.

Какие части тела движутся?

Во время вдоха расширяется ваша грудная клетка или живот?

Цикл дыхания ритмичный или аритмичный?

Какого рода этот ритм?

Читать еще:  Упражнения для речи

Каков объем каждого вдоха?

Измените свое положение относительно гравитации. Например, если вы сидели — лягте на спину, живот или на бок.

Отметьте, как вы дышите в этом положении. Как дыхание отличается от того, что отмечалось в первом положении?

Пройдитесь по тем же пунктам для сравнения — объем каждого вдоха, какие части тела движутся, а какие нет, и т. д.

Теперь вернитесь к своему первоначальному положению и снова обратите внимание на свое дыхание.

Осталось ли оно таким же, как в начале? Может, есть улучшения? Если да, то какие? Как вы ощущаете себя в целом?

Теперь проанализируйте то, что только что произошло. Вам нужно убедиться, что каждый из экспериментов привел:

а) к улучшению, которое

б) практически не заняло времени для достижения,

в) не требовало практически никаких усилий, которое

г) было спонтанным (не продуманным заранее) и

д) всеобъемлющим (включало функции, с которыми вы ничего не делали напрямую).

Если вы не можете отметить у себя на своем собственном опыте то, о чем заявлено в этих пунктах, повторите эксперименты, но на этот раз вдвое медленнее и более внимательно.

Все еще нет? Тогда попробуйте следующее.

Найдите положение и место, в котором вам было бы максимально комфортно, например, лежа в своей постели, с подушкой под головой и приглушенным светом.

Убедитесь, что вас ничего не будет отвлекать в те несколько минут, когда вы снова будете экспериментировать.

Повторите эксперименты. Только медленно, очень медленно.

Повторите каждое движение столько раз, сколько вам нужно, чтобы определить его уникальный «кинетический отпечаток», как оно «ощущается».

Дышите так, будто у вас вообще нет совершенно никаких волнений или устремлений.

Отдыхайте, когда чувствуете, что вам это нужно.

Есть улучшения?

Если ответ все еще «нет», возможно, вам нужна некоторая индивидуальная помощь, чтобы провести вас через эти первые несколько шагов.

Поищите преподавателя метода Фельденкрайза — это можно сделать даже через Интернет, если встретиться с человеком лично для вас слишком сложно, — и попросите его помочь Вам в проведении этих экспериментов (или же подобных, на его усмотрение).

В некоторых случаях это единственный способ начать, и это совершенно нормально. опубликовано econet.ru . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Метод фельденкрайза упражнения

Q: Чем Фельденкрайз отличается от гимнастики, ЛФК, других систем упражнений?

Работа по Фельденкрайзу основывается на системном понимании процесса человеческого развития, охватывающем сенсорно-моторный, эмоциональный и когнитивный аспекты, а также учитывающем способности нервной системы и организма к саморегуляции.

В процессе работы основное воздействие осуществляется через мышцы и посредством движения, а формы работы построены таким образом, чтобы в их процессе произошли изменения на уровне нервной системы, приводящие к комплексному воздействию на организм и человека в целом.

При этом в работе по методу важными являются не только сами «упражнения», но и понимание того, какое из них когда применять относительно имеющихся проблем в рамках структуры процесса обучения тем или иным функциям.

Упражнения в методе называются «уроками», потому что подразумевается, что при последовательном их воздействии они становятся «элементами» в процессе обучения, который задействует человека «целиком». Процесс этот направлен на устранение каких-то проблем или изменение качества жизни вследствие изменения либо появления каких-либо функций (влияя и на аспекты работы организма, связанные с различными диагнозами).*

В процессе работы по методу Фельденкрайза важную роль играют:
1) понимание аспектов различных функций (деталей движения головы, глаз, переворотов, сидения, стояния, ходьбы, дыхания, роли таза, а также более комплексных — речи, зрения, восприятия, мышления и др.) и их взаимовлияния;
2) понимание общих принципов участия в движении всего тела, обратимости движения, пропорционального распределения мышечного тонуса и опоры на скелет;
3) рассмотрение роли нервной системы, понимание необходимых ее структурных, функциональных и интегрирующих аспектов;
4) навыки оценки эффективности мышечных усилий и развитая кинестетическая чувствительность, «наработки» на своем теле и своими руками;
5) понимание нюансов сопутствующей коммуникации и происходящих психоэмоциональных изменений;

Лучше всего дать почувствовать и раскрыть возможности метода сможет опытный практик (качественное воплощение подобного обучения — тонкая индивидуальная работа). Чем опытнее специалист, тем он обладает более глубоким пониманием того, что способствует изменениям применительно к различным случаям у разных людей (при травмах, у детей с проблемами развития, для спортсменов и т.д.).

При индивидуальной работе используемое воздействие всегда подстраивается фактически «в реальном времени» под нужды занимающегося в соответствии с обратной связью, получаемой на кинестетическом (и не только) уровне.

Фактически работа по Фельденкрайзу сначала про глубокий анализ тех факторов, которые влияют на функциональное развитие с учетом и неврологии, и биомеханики, и особенностей скелета и тканей, и кинестетических ощущений, и личности человека (его собственного понимания некоторых аспектов самоорганизации, его чувствительности и восприятия себя), а затем про синтез на основе данного понимания способов воздействия, способствующих либо устранению явных проблем и сопутствующим телесным и психоэмоциональным изменениям, либо постепенному приближению к желаемому результату в отношении какого-либо вида активности.

В зависимости от глубины рассмотрения данных аспектов могут различаться результаты работы по методу.

Таким образом, метод Фельденкрайза — это оригинальное направление работы с человеком, направленное на совершенствование его функционирования в целом, основанное на понимании работы нервной системы человека, его способностей к обучению и рассмотрении его активности.

В результате занятий по методу человек приобретает новое качество работы своего тела, постепенно развивает «кинестетический интеллект», а также начинает лучше понимать свои возможности по совершенствованию своей деятельности за счет более глубокого ее исследования и постепенной работы над ней.

Работа М. Фельденкрайза оказалась востребована в различных областях — физиотерапии, реабилитации, физическом воспитании, телесно-ориентированной психотерапии, педагогике.

Метод имеет подтвержденные медицинским сообществом результаты в качестве одного из комплементарных подходов к здоровью, а также помогает улучшить осознавание** и качество деятельности в обычной жизни и профессиональной сфере.

Во многих случаях элементы метода Фельденкрайза могут применяться как дополнительные вместе с традиционным лечением или в сочетании с другими занятиями или практиками, то есть в объеме, необходимом для конкретных целей человека. Часто людям бывает нужен далеко не весь «Фельденкрайз», а лишь какие-то отдельные темы. Элементы уроков метода Фельденкрайза могут использоваться в качестве «гимнастики», для расслабления и т.д.

Более подробное описание специфики работы в соответствии с подходом Фельденкрайза вы можете найти в Стандартах практики.

* Помимо этого обучение имеет место и на уровне нервной системы, которая адаптируется к тем условиям, которые к ней оказываются применены.

** Под термином «осознавание» М. Фельденкрайз рассматривал способность различения и исследования субъективного эмпирического опыта, на базе которой происходит дальнейшее осмысление процессов, в которых человек участвует в условиях окружающей среды как биомеханическая система, биологический субъект и одновременно с этим как личность (в контексте каких-то целей).

Q: Какое обучение проходит Фельденкрайз-практик?

Базовая подготовка Фельденкрайз-практика затрагивает различные дисциплины и включает в себя аспекты анатомии, теории обучения, нейрофизиологии и других дисциплин. Время подготовки обычно составляет 740-1000 часов в течение 3-4 лет (обучение состоит из модулей по несколько недель). В процессе обучения студенты принимают участие в уроках Осознавания через движение и сессиях Функциональной интеграции, лекциях и обсуждениях. Cтуденты также преподают уроки под супервизией.

Главной целью обучения является приобретение самим обучаемым глубокого понимания роли движения в человеческой деятельности и того, как через работу с движением и осознаванием можно влиять на улучшение моторного, когнитивного и эмоционального аспектов самоорганизации человека. Обширный собственный опыт формирует базис, на основе которого студент будет учиться работать с другими.

После окончания учебы возможно прохождение дополнительной специализации по различным направлениям (например, работа с детьми) и дальнейшее повышение квалификации.

Специальность «Фельденкрайз-практик» может быть не основной, а дополняющей образование специалиста.

Q: Где пройти обучение на Фельденкрайз-практика?

Большинство обучающих программ проходят зарубежом (в США, многих странах Европы, Австралии).

Информация о проведении обучающих программ по методу Фельденкрайза в странах бывшего СНГ доступна в группе на Фэйсбуке (см. также презентацию программы).

Наиболее доступной из обучающих программ схожих направлений является подготовка по соматике Ханны (см. hanna-somatics.ru), для работы с детьми доступно обучение по методу Child’Space в Санкт-Петербурге.

Q: Что такое метод Анат Баниэль? В чем его отличие от метода Фельденкрайза?

Анат Баниэль была одной из ведущих учениц М. Фельденкрайза и выпускницей первого тренинга по его методу в Сан-Франциско (1976).

В качестве практика метода Фельденкрайза она длительное время работала с музыкантами, танцорами, атлетами и детьми, а также обучала методу других практиков. На базе собственного опыта она расширила понимание возможностей применения метода и выпустила несколько книг в доступной форме объясняющих различные аспекты работы со взрослыми и детьми.

Основное внимание в ее работе уделяется обучению головного мозга и нейропластичности (ее работа также носит название «Neuromovement»).

Известность Анат Баниэль в качестве высококлассного специалиста и современная форма подачи информации сделали метод Анат Баниэль в некоторых областях более известным, чем метод Фельденкрайза. В частности, углубленное понимание работы с особыми детьми привело к его популярности в области работы с ДЦП и другими нарушениями развития у детей.

В связи с различиями в подготовке даже в рамках одного направления об отличиях в работе лучше уточнять у конкретных практиков.

Q: Насколько возможно разобраться с методом самостоятельно через интернет?

Самостоятельное развитие в плане понимания и применения метода доступно лишь в некоторой степени (в основном через переработку большого количества уроков метода, их осмысление и адаптацию через призму личного опыта).

Так как уроки по методу Фельденкрайза основаны на глубоком понимании физиологии и анатомии человека и плюс к тому на анализе процессов функционального развития, то самостоятельная работа без понимания нюансов в каждом конкретном случае может быть не столь результативной.

Из-за высокого порога полноценного вхождения для применения возможностей метода рекомендуют консультации или занятия со специалистом — это даст возможность лучше оценить, какие возможности может дать метод конкретному человеку на текущий момент времени, иногда приобрести базовые навыки работы с другими людьми в отношении определенной проблемы.

Q: Каковы основные сложности при самостоятельной практике?

Во время самостоятельных занятий по методу Фельденкрайза внимание направляется на способы организации действий, при этом производится тонкий и систематический процесс исследования того, что используется и за счет чего действие может быть улучшено.

Читать еще:  Комплекс упражнений с эспандером

Для этого требуется сосредоточенность, погруженность в занятие, интерес и определенная степень расслабления. Предыдущий опыт действий человека в жизни: стрессы, интенсивная спортивная деятельность или забывание о своем теле могут быть препятствиями. Желание достичь заданного результата, торопливость и напряжение будут мешать проявлению изменений и их интеграции.

Метод Фельденкрайза. Умный подход к человеческому движению


Невозможное делайте возможным, возможное — легким, а легкое элегантным.

Добрый день, мои дорогие!

На этих выходных мне повезло познакомиться с новым для меня методом работы над телом, так называемым методом Фельденкрайза. До этого я никогда не встречала ничего подобного. Я не могу назвать это ни лечебной физкультурой, ни гимнастикой, ни тренировкой. Это именно изучение и понимание своего тела, ощущений, реакций, переход от автоматического выполнения движений к осознанному.

Урок, который я посетила был посвящен работе с позвоночником. Все упражнения выполнялись лежа на спине на полу. В начале урока преподаватель попросила нас сконцентрировать наше внимание на ощущениях тела, а далее на позвоночнике: как он расположен относительно пола, есть ли большее давление на какие-то определенные участки, беспокоят ли какие-нибудь неприятные ощущения и т.д. Необходимо было сохранять эту концентрацию на протяжении всего занятия.

Далее мы выполняли несложные упражнения и отслеживали, как менялись наши ощущения вместе с выполняемыми движениями: какие части тела задействованы в этом движении, какие ощущения оно вызывает, можно ли выполнить это движение проще, комфортнее, естественнее. Далее вносили изменения в выполнение движений и сравнивали, как изменялись ощущения от них.

В рамках 3-часого класса мы выполнили всего 3 комплексных упражнения:

  • перекаты таза вперед назад — своеобразный массаж позвоночника, который эффективно помогает избавиться от болей в спине;
  • Движение коленей сначала в одну сторону, затем в другую. Движение рук сначала в одну сторону, затем в другую. А затем комбинация движений рук и колен сначала в одну сторону, затем в разные. При этом нужно было опять же отслеживать малейшие изменения в ощущениях и положении всех частей тела, находить более комфортные и естественные вариации выполнения упражнений.

  • тазовый циферблат — вращение тазом по часовой и стрелке, а затем против часовой позволяет достичь ровного положения таза и уменьшить усилие при выполнении практически любого движения.

Все упражнения выполнялись медленно, не выходя за рамки комфорта, с полной концентрацией на теле, движениях и ощущениях, с осознованием того, что мы делали и что чувствовали. В конце урока преподаватель предложила нам походить по комнате и почувствовать, какие изменения появились в теле и позвоночнике. Все участники семинара отмечали легкость, исчезновение боли, приятные ощущения в позвоночнике.

В целом я осталась довольна полученным опытом и результатом урока. Мне бы очень хотелось заняться этим методом регулярно, но пока из-за нехватки времени я планирую посещать семинары, посвященные проработке различных частей тела и достижению различных целей. А дальше будет видно.

Если вас заинтересовал метод Фельденкрайза, то предлагаю вам немного ознакомиться с информацией о методе и его создателе. Возможно это именно то, что вам нужно на данный момент.

Суть метода Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза — это «умный» подход к человеческому движению, цель которого — общее улучшение функционирования человека и развитие его способностей. Применяемые в методе упражнения содержат комбинации движений, созданные для улучшения понимания того, как мы действуем и используем свое тело.

Выполнение этих уроков позволяет найти и освоить альтернативный способ выполнения действий, более легкий и эффективный. Результатом такого обучения становится устранение лишних напряжений и связанных с ними симптомов, более эффективный расход сил, общее ощущение легкости, повышение спортивных результатов и улучшение качества жизни.

В процессе жизни, следуя сформировавшимся привычкам или вследствие заболеваний, мы используем возможности нашего тела лишь в определенном диапазоне — одни мышцы оказываются задействованы постоянно и от этого перенапряжены, другие никогда полноценно не используются. Постепенно это сказывается на том, как мы функционируем в целом — наши возможности в движении становятся все более скудными.

Ярче всего этот эффект проявляется с возрастом или в результате нарушения двигательных функций, но даже спортивные молодые люди часто не подозревают о том, насколько может быть улучшена их деятельность за счет метода Фельденкрайза.

Кому подойдет метод Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза подойдет для тех людей, кто стремится:

  • решить проблемы со здоровьем (нарушения осанки, проблемы со спиной, последствия перенесенных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной системы, мышечная скованность, последствия ДЦП, рассеянного склероза и другие случаи, в первую очередь те, где проблема связана с моторными нарушениями и использованием своего тела);
  • улучшить результаты в танцах, боевых искусствах, хатха-йоге, различных видах спорта или творчества;
  • улучшить выполнение каждодневных действий для большего комфорта (к примеру, устранить боли и напряжения при работе за компьютером, сделать подъем по лестнице не требующим усилий) или для более точного понимания возможностей своего тела.

Как проходят занятия по методу Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза преподается в двух формах: уроки Осознавания через движение и Функциональной интеграции.

Уроки Осознавания через движение либо преподаются в группах (инструктор голосом направляет занимающихся через серию движений, которые обычно выполняются лежа на полу), либо ими можно заниматься индивидуально, слушая запись урока и самостоятельно выполняя описываемые действия (многие уроки доступны в аудиозаписи или в текстовом виде).

Движения медленные, мягкие и несут характер исследования, поиска новых способов выполнения того, что обычно люди делают автоматически. Инструктор помогает ученикам направить внимание на мельчайшие и в то же время важные нюансы выполнения движений, которые не замечаются, когда мы двигаемся как обычно.

Функциональная интеграция — это индивидуальная работа, в процессе которой практик своими руками работает с движениями клиента с той же целью, что и во время групповых занятий — научить человека понимать на телесном уровне как возможно выполнять то или иное действие более эффективно и легко. Фактически, в этом процессе практик благодаря развитой чувствительности производит мануальное обучение клиента, помогая ему почувствовать свое тело по-новому и способствуя нахождению новых способов движения.

Эффект от занятий по методу Фельденкрайза

В результате применения метода обычно происходит следующее:

  • Человек начинает обращать внимание на собственное тело и открывает для себя, как, оказывается, он может приятно и легко двигаться в любом возрасте, при любой начальной физической подготовке. Происходит своеобразный возврат в детство, когда хочется двигаться просто потому что напряжения в теле больше не препятствуют этому, а каждое движение дает ощущение потрясающей легкости, контролируемой скорости и радости.
  • За счет улучшения осознавания тела появляется легкость в обучении любым движениям и их понимание (относится к боевым искусствам, спорту, танцам, тайцзицюань, обучению игре на музыкальных инструментах, актерской игре, любой другой активности, задействующей движение). Результат достигается быстрее за счет избавления от всех лишний усилий и более точного восприятия своего тела (становится понятно, что куда двигать, а что не двигать и не напрягать с высокой детализацией всех нюансов) и вы находите свой собственный уникальный способ выполнения необходимого вам действия. Расширяются границы потенциальных возможностей в этих сферах. Метод помогает как новичкам, так и мастерам в различных областях почувствовать как они могут выполнять необходимые им действия лучше, чем они могли прежде.
  • Отдельно отмечают, что многие неприятные симптомы преждевременного старения, вызванные ограничением мобильности либо неправильно сложившимся стереотипом движений, также уходят за счет практики метода. Человек учится выполнять движения так, чтобы при этом не нужно было «кряхтеть» и «шаркать ногами». Движения, применяемые в методе, легкие, плавные и приятные, подходят для людей с любым уровнем подготовки (т.е. если вы можете лежать на диване, вероятнее всего вы сможете выполнять определенные уроки, за исключением острых случаев).
  • Учитывая понимание тела в своей деятельности и часто осознав, что раньше сильно напрягался в чем-либо, человек умнеет и приобретает заинтересованность делать все легче и проще (как и во многих методах оздоровления, улучшается коммуникация между телом и психикой). В процессе совершения открытий в своих обычных движениях, увеличения осознавания и нахождения путей делать вещи, ранее для него невозможные, человек часто изменяет представление о себе самом и своих возможностях, а также переоценивает свои привычные действия на предмет их целесообразности.
  • Фельденкрайз обращал внимание, что метод дает возможность не только работать с телом, но и развивает «гибкое», нестандартное мышление. Осваивая метод, человек учится учиться — осваивать новые способы действия исследуя, играя, экспериментируя. Уроки Фельденкрайза построены таким образом, чтобы человек сам находил альтернативы и выбирал для себя оптимальный способ действия. Именно такое обучение на собственном опыте в любой области (вместо работы на заранее определенный результат) пробуждает любопытство и энтузиазм к обучению все новым вещам, позволяет находить неожиданные, творческие результаты.

Кто такой Фельденкрайз?

Основатель метода Моше Фельденкрайз был разносторонне образованным человеком. По профессии инженер и физик, он стал одним из первых европейских черных поясов по дзюдо и впоследствии преподавал это боевое искусство в течение 25 лет. Фельденкрайз изучал различные традиции и дисциплины (среди прочих йогу, гипноз, акупунктуру и китайскую медицину), встречался и работал со многими выдающимися учеными, исследователями взаимодействия тела и разума, а также спортсменами и музыкантами.

Травма колена, полученная при игре в футбол в молодости и угрожавшая инвалидностью, заставила его искать способ вылечить себя. Постоянно экспериментируя, он заметил, что двигаясь медленно, замечая взаимосвязи между частями тела, можно найти новые способы выполнения привычных действий.

Фельденкрайз анализировал как обучаются движению дети в процессе развития и каким образом используется тело мастерами дзюдо при наиболее эффективном выполнении приемов; в итоге он не только смог помочь самому себе, но и создал практический метод, который может улучшить качество жизни практически любого человека.

Отказавшись впоследствии от карьеры физика, Фельденкрайз стал заниматься продвижением своего метода, так как понимал, что в мире практически нет людей, которым метод не мог бы помочь в их деятельности. Сам Фельденкрайз говорил, что не изобрел ничего нового; но его вклад состоял в том, что он сделал конкретными и применимыми многие абстрактные вещи.

После смерти Фельденкрайза в 1984 году открытия в нейробиологии во многом подтвердили многие из догадок Моше, в частности, его идеи об обучении и нейропластичности (изменении структур мозга под действием опыта). Не будет преувеличением сказать, что подход Фельденкрайза опередил свое время.

Метод Фельденкрайза получает все большее распространение и признание медицинским сообществом в Европе, Израиле, Австралии и постепенно распространяется в США, однако не столь хорошо известен в России и странах СНГ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector