Метод дейвиса дислексия упражнения
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Метод дейвиса дислексия упражнения

Метод дейвиса дислексия упражнения

Основы метода коррекции по системе Дейвиса

Некоторые дислектики обнаруживают, что они абсолютно не могут научиться читать. Будучи взрослыми, они все еще сражаются со звуками и буквами, складывая их вместе, чтобы расшифровать слова. Они не могут вспомнить символы или комбинацию символов. Слова, которые они знают, на странице не выглядят знакомыми. Их способность узнавать слова обычно оценивается ниже уровня ученика третьего класса, даже, несмотря на то, что они могли годами работать над чтением.

Другие люди могут читать слова относительно хорошо. Когда они читают вслух, все звучит ясно. Но эти ученики обнаруживают, что они не понимают того, что читают. Они должны прочитывать предложение несколько раз, чтобы извлечь из него какой-то смысл. Для них характерно наличие сильных затруднений при письме, и они считают символы языка очень обескураживающими.

Оба вида дислектиков испытывают одинаковое унижение и фрустрацию. (Фрустрация- глубокое хроническое чувство или состояние небезопасности, уныния и неудовлетворения, как следствие несбывшихся желаний, внутренних конфликтов или других неразрешенных проблем). Они технически неграмотны и ограничены в своей свободе заставить печатное слово работать на них.

Отрывок их книги Р. Дейвиса «Дар Дислексии»:

«В 1983 году родители ученика с дислексией, занимающегося по программе нашей школы, забрали его в Исследовательский центр Рона Дейвиса. Это было наше первое знакомство с действительно уникальной программой. Когда ученик вернулся в школу, он чувствовал себя «на небесах» от своих успехов. Он утверждал, что он впервые может концентрироваться и сосредотачиваться на выполнении задания до конца.

Я сразу же спросила у него, что же это его так изменило. «Я не могу вам рассказать, д-р Смит», — ответил он. «Вас от этого может затошнить. Это могут делать только люди с дислексией. У других людей это вызывает тошноту». Теперь я понимаю, что он имел в виду программу «Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией», которую он прошел, и побочный эффект тошноты, который иногда вызывает дезориентация у людей, не являющихся дислектиками.»

Концепция Дейвиса, называемая «ориентацией», наиболее легко понимается преподавателями и психологами как «внимание». «Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией» дает клиенту стабильное состояние и контрольную точку для фокусирования внимания. Это важно для предотвращения дезориентации и спутанности сознания при работе с символами для хорошего чтения, письма, орфографии, речи и вычислений. Имеет место сильная визуальная стабилизация, что способствует сосредоточению внимания и создает ощущение «контроля», о котором свидетельствует большинство клиентов. Обрести контроль своей системы обучения и нести за нее ответственность является очень важным для обучения, особенно когда изучается нечто столь сложное, как система чтения.

Суть методики: помочь ребенку освоить механизм «выключения» дезориентации, с помощью установления так называемой «точки ориентации», из которой в силу богатого воображения он сможет увидеть окружающий мир без искажений. Данная система помогает ребенку освоить наиболее сложные для восприятия двухмерные печатные слова и символы, и получить в своем воображении их образное воплощение, тем самым, устраняя ненужные пробелы в восприятии.

Базовая методика состоит из нескольких процедур, которые можно условно поделить на следующие составляющие:

Оценка способности восприятия. Собеседование. Анкета Личных способностей

Цель: Это начальная процедура, с помощью которой можно определить, подходит ли «Метод коррекции дислексии по системе Дейвиса» для разрешения проблем и достижения целей в данном конкретном случае. В какой именно затруднительной для него отрасли ребенок хочет достичь улучшений, а так же установить какой именно метод наилучшим образом подойдет к нуждам данного клиента.Многие родители удивляются, когда узнают, что для их ребенка гораздо важнее преодолеть трудности в общении или в способности заводить друзей, чем чтение или грамотность в школе. Применяя методики, можно помочь ему устранить препятствия и в тех, и в других отраслях. Мы применяем такую оценку Для детей и для взрослых. Обычно мы не делаем такую оценку для детей в возрасте младше семи лет, потому что, как правило, только в этом возрасте дислексия начинает проявлять себя.

Процедура Консультация по Ориентации/Регулировки

Основной проблемой ребенка с дислексией является состояние дезориентации т.е. искаженное восприятие.

Цель: Научить клиента контролировать и отключать искажения в восприятии, быстро востанавливать точное восприятие. Научить клиента в состоянии точного восприятия обнаруживать источники замешательства (слова, символы, звуки и т.п.).

Дислектик начинает на собственном опыте ощущать разницу между восприятиями, полученными в состоянии ориентации и дезориентации и получает способность контролировать свою дезориентацию, то есть сознательно включать или выключать ее. Этот контроль также повышает и порог замешательства.

Далее мы искусственно создаем предпосылки для узнавания того момента, когда появляется дезориентация. Увидеть, что другие люди дезориентированы, очень просто; увидеть, что дезориентирован ты сам, невероятно трудно. Тем не менее, дислектик должен обнаруживать в себе признаки появления дезориентации, чтобы полностью ее контролировать. Мы отслеживаем дезориентацию во время выполнения дислектиком заданий, известных, как провоцирующие состояние замешательства. Постепенно он сам начнет замечать ложные восприятия, сопровождающие все виды дезориентации.

Читать еще:  Комплекс упражнений для начинающих

Разрядка.

Люди, страдающие дислексией, испытывают постоянное сильное напряжение и, как результат, быструю утомляемость.

Цель: научить клиента достижению и сохранению состояния расслабления, чтобы понизить уровень стресса или волнения, снятию напряжения, а также головных болей возникающих в результате удержания в фокусе. Эта процедура также может поднять уровень порога замешательства и повысить эффективность контроля за ориентацией и шкалой.

Шкала энергии.

Понятие шкалы энергии включается в программу для того, чтобы предоставить клиенту контроль над его ощущением скорости, времени, возможностью оценить энергетический уровень и потенциал. Это помогает клиенту «нормально» функционировать по отношению к другим людям.

Точная настройка ориентации.

Цель: найти свою оптимальную точку ориентации. Дать клиенту возможность увидеть, почувствовать, узнать, что равновесие может быть использовано, как средство для вызова состояния ориентации. Научить клиента всегда определять свою точную ориентацию.

Упражнения с мячиками КУШ

Цель: упражнений устранить проблемы связанные с координацией движений (диспраксией), т.е. привести кинестетическое чувство в гармонию с оптимальной ориентацией. Усилить использование оптимальной ориентации, развить координацию и чувство времени. Этими упражнениям мы вынуждаем открываться нервные проводящие пути, которые прежде были заблокированы, а также сводим кинестетическое и зрительное восприятие вместе.

Освоение символов.

Взяв дезориентацию и ложные сенсорные восприятия под контроль, следует рассмотреть еще один достойный изучения фактор: первоначальное замешательство, положившее начало целой цепочке факторов.

Дезориентация вызывается столкновением с нераспознанным символом/словом, достаточным, чтобы превысить порог замешательства.

Удалите из символа/слова замешательство, и дезориентация не появится.

Это может произойти, если дислектик будет контролировать дезориентацию. Способность выключать дезориентацию позволяет дислектику точно и адекватно воспринимать символ и устранять замешательство.

Три важных фактора, влияющих на процесс распознавания символов:

  1. Знание того, как выглядит символ/слова.
  2. Знание того, как он/оно звучит.
  3. Полное знание о значении или концепции символа/слова.

Отсутствие любого из перечисленных факторов, особенно мысленного образа или концепции его значений, могут вызвать замешательство и привести к дезориентации. Это происходит потому, что дислектики думают преимущественно концептуальными формами и образами, а не звуковыми оболочками слов.

Если все три фактора по отношению к определенному символу соблюдены, вероятность появления замешательства сводится к нулю, и появление дезориентации больше не провоцируется.

Освоение символов — чрезвычайно эффективный метод для разрешения
замешательства, вызываемого символами, и предотвращения дезориентации, хотя
вначале может показаться, что на нее уходит слишком много времени.

Дислектики часто знают, как слово звучит или выглядит, но не знают его
значения. Чего им недостает, так это невербальной концептуализации значения
или концепции слова, с помощью которой они могли бы думать. Этот процесс
позволяет им создавать это «недостающее звено» как мысленно, так и реально, и
устраняет причину симптомов дислексии.

Три шага к легкому чтению.

Эти простые упражнения были разработаны для того, чтобы обучить тех, кто не может читать, основным навыкам, необходимым для свободного чтения и понимания прочитанного.

  1. Научить ученика переводить взгляд слева направо ( по принципу «бегущая строка»)
  2. Помочь ученику научится узнавать группы букв, как слова.
  3. Понимание прочитанного. Приобретение способности клиента сочетать образное мышление с процессом чтения.

Профессиональные услуги, описываемые как Дейвис™, Коррекция дислексии по системе Дейвиса®, Освоение символов правописания по системе Дейвиса®, Предоставление рекомендаций по контролю за дезориентацией по системе Дейвиса®, Освоение математических символов по системе Дейвиса® могут быть предоставлены только субъектами, работающими под руководством лицензированного Специалиста по Коррекции дислексии, или которые были обучены и лицензированы как Методисты по коррекции дислексии Международной ассоциацией коррекции дислексии по системе Дейвиса

Методика Дейвиса в борьбе с дислексией

Дислексия встречается достаточно часто и являет собой нарушение развития высших психических функций головного мозга, что, в свою очередь, вызывает определенные сложности с чтением и письмом.

Дислексия может проявляться в нескольких формах, однако любой вид заболевания поддается коррекции при помощи различных методов. Одним из наиболее эффективных и популярных способов принято считать методику Дейвиса.

Автор методики, Рональд Д. Дейвис, является учредителем Центра исследований проблем чтения, работающего при Центре коррекции дислексии в Соединенных Штатах Америки. Уникальность программы в том, что ее создатель сам является дислексиком и на себе доказал эффективность своего метода. По словам Дейвиса, дислексия – не заболевание, а особенный дар, применению которого необходимо научиться. Методика Дейвиса направлена именно на обучение дислексиков тому, как правильно применять дар дислексии.

Суть методики Дейвиса

Дислексики обладают быстрым мышлением и богатым воображением, однако их способы познания окружающего мира сильно отличаются от того, к чему привыкли остальные люди. Дислексикам свойственно применение дезориентации для выстраивания образов предметов и их познания. Методика Дейвиса направлена на отключение дезориентации путем установления особой «точки ориентации», тем самым настраивая воображение на создание наиболее реалистичных образов окружающей действительности.

Читать еще:  Комплекс упражнений с резиновой лентой

Метод Дейвиса помогает в коррекции в большинстве случаев, независимо от возраста дислексика, и включает в себя комплекс мер, который условно состоит из таких элементов, как:

  • оценка способности к восприятию;
  • переключение;
  • разрядка и проверка;
  • точная настройка;
  • координация;
  • освоение символов;
  • последовательное чтение;
  • освоение символов относительно слов.

График занятий по программе Дейвиса составляется специалистами медицинского учреждения с учетом индивидуальных особенностей пациента. Хотя желаемые результаты видны даже при постепенном и более длительном лечении, рекомендуется проводить курс интенсивных занятий в более сжатые сроки.

Оценка способности к восприятию

На первом этапе применения методики специалисты оценивают, какая из областей волнует ребенка-дислексика более остальных. Часто дети с дислексией переживают из-за трудностей в установлении контакта со сверстниками, а также из-за того, что проблемы в обучении делают их отсталыми в глазах учителей и одноклассников. Далее специалистам необходимо определить степень затруднения восприятия.

В ходе работы над этой проблемой ребенок учится применять так называемый «умственный глаз» для изучения окружающей действительности и построения ментальных моделей.

Упражнение направлено на то, чтобы пациент смог представить на своей ладони тот или иной предмет. Задавая вопросы о цвете, форме, размере и других параметрах этого предмета, доктор помогает ребенку выстроить в голове более детальный образ предмета.

Далее ребенок учится «переносить» свое зрительный центр и мысленно рассматривать воображаемый предмет со всех сторон, после чего можно начинать игру с предметом, меняя в воображении его размер, форму, цвет или перемещая предмет с одной руки на другую.

Если это упражнение далось ребенку без особых трудностей, можно приступать к следующим упражнениям по коррекции дислексии.

Переключение

Главным проявлением дислексии является дезориентация, которую необходимо «выключить» для получения точных образов. Отключить симптомы дезориентации возможно при помощи создания «точки ориентации», являющей собой определенное пространство, в котором мысленно фиксируется зрение пациента.

Рассчитать положение этой точки можно следующим образом. Необходимо представить прямую линию, исходящую из предмета на ладони и проходящую через кончик носа и затылок ребенка, заканчиваясь в 15-30 см над затылочной частью головы – именно здесь располагается область «точки ориентации». Иными словами, ребенок представит, что он смотрит из глаз воображаемого человека стоящего у него за спиной.

Для более точного закрепления точки «умственного глаза» можно представить якорь, сформированный воображаемыми линиями, стремящимися к «точке ориентации» от ушей и лба ребенка. Как только образ якоря будет закреплен в голове дислексика, потребность в визуализации всех линий отпадет, а ребенок сможет получать изображение таким, каким его видят остальные люди.

Данный эффект достигается за счет того, что клетки мозга, отвечающие за дезориентацию у дислексиков, расположены в верхней части мозга, и, помещая в эту область «умственный глаз», пациент отключает дезориентацию, тем самым отключая и саму дислексию.

При этом важно тренировать процессы включения и отключения дезориентации, но делать это необходимо аккуратно, не переутомляя ребенка и избегая головных болей.

Разрядка и проверка

Дезориентация приводит организм дислексика в состояние спутанного сознания, при котором пациент пытается одновременно сбросить «точку ориентации» и удержать ее в фиксированной области как можно дольше. Процесс удерживания «умственного глаза» в одной точке довольно утомителен, потому многие пациенты быстро начинают ощущать головную боль и мышечную боль в шее. Чтобы избавиться от неприятных ощущений и не потерять контроля над «умственным глазом», нужно разрядить сознание.

Разрядка проводится при помощи все той же визуализации. Пациенту необходимо создать в своем воображении чувство облегчения и расслабленности и распространить его по всей голове и в «точке ориентации». В течение короткого времени исчезнет напряжение из мышц шеи, а также пройдет головная боль.

После разрядки необходимо удостовериться в том, что «умственный глаз» не сместился с фиксированного пространства. Для этого доктор просит пациента указать пальцем в воображаемую «точку ориентации». Проверка считается успешной, если точка указана верно. Если же пациент указывает на другую область, необходимо зафиксировать его палец в верной точке, тем самым корректируя положение «умственного глаза» после разрядки.

Пациент, овладевший навыком разрядки и проверки положения «умственного глаза», может переходить к следующему уровню программы по коррекции дислексии.

Точная настройка

На начальных этапах «точка ориентации» находится в плавающем состоянии, поэтому пациенту необходимо точно настроить ее положение. Это происходит путем мысленного перемещения «умственного глаза» вокруг условной «точки ориентации», что позволяет пациенту определить наиболее оптимальное расположение «умственного глаза».

Читать еще:  Упражнение гиперэкстензия в домашних условиях

Как правило, обнаружив такую точку, дислексик испытывает облегчение и возможность держать равновесие, которая теряется с перемещением «умственного глаза» в другие позиции. Обнаружив необходимую точку, пациент должен зафиксировать ее положение при помощи воображаемого якоря.

Точная настройка является обязательным упражнением для дислексиков, так как оптимальная «точка ориентации» периодически меняет свое положение под воздействием различных факторов. Умение настраивать свой «умственный глаз» позволит пациенту избежать нежелательной дезориентации.

Координация

Все дислексики страдают от проблем с координацией и правильным определением сторон право и лево. Упражнение, направленное на тренировку координации позволит пациенту избавиться от неуклюжести и путаницы, где находится право, а где – лево. Данное упражнение необходимо регулярно выполнять после точной настройки «умственного глаза».

Перед началом выполнения упражнения нужно проверить, правильно ли зафиксирована «точка ориентации», после чего пациент должен сбалансировать свое тело, стоя на одной ноге. После того как равновесие будет достигнуто, пациенту бросают небольшие мячики, которые он ловит сначала правой и левой рукой попеременно, а затем одновременно.

Следующим этапом этого упражнения является кидание мячика с небольшим отклонением вправо или влево, что заставляет пациента выходить за пределы оси симметрии его тела, для того чтобы дотянуться до мяча. Регулярное выполнение этого упражнения способствует существенному прогрессу в нормализации координации. Также рекомендуется заниматься с мячиками в перерывах между упражнениями на освоение символов.

Освоение символов

Воображение дислексика воспринимает только трехмерное изображение, в то время как практически весь учебный процесс основывается на печатных двухмерных изображениях.

Различные числа, предлоги или другие печатные знаки приводят дислексика в замешательство и делают процесс обучения, построенный в основном именно на работе с печатными носителями информации, невыносимо трудным.

Для того чтобы пациент мог усвоить ту или иную букву алфавита или цифру, ему необходимо самостоятельно воссоздать эту фигуру в трехмерном изображении и сопоставить созданную руками модель с ее печатным аналогом. Для создания моделей хорошо подходит пластилин.

Далее важно тщательно проработать именно этот элемент, изучив его положение в алфавите или числовом ряде. После того, как элемент будет закреплен в сознании, можно переходить к новому элементу, вызывающему сложности в прочтении.

Гораздо сложнее дислексику усвоить такие символы, как знаки пунктуации или знаки арифметических действий. Важно не только сопоставить трехмерное и двухмерное изображение, но и понять цель и причину постановки определенного знака. Кроме того, пациент должен научиться приводить примеры применения этих символов.

Последовательное чтение

Сознание дислексиков устроено так, что напечатанная или написанная информация воспринимается единым целым, а не по буквам. Глядя на целое слово, ребенок-дислексик пытается угадать, какой предмет или явление означает это слово. На начальном этапе необходимо научить ребенка последовательному чтению слева направо с вычленением отдельных групп букв или слогов. При этом в понимании прочитанного пока нет необходимости.

Для тренировки чтения нужно подобрать предельно простую книгу и время от времени делать перерывы, не забывая проверять положение «точки ориентации».

На следующем этапе пациент должен научиться повторять прочитанное слово. Если ему это не удается, необходимо попросить его прочесть слово несколько раз и объяснить, что это слово обозначает.

Далее важно развить понимание смысла целых предложений. Для начала можно объяснить ребенку, какую смысловую нагрузку несет прочитанное предложение, а после попросить его смоделировать прочитанную ситуацию в своем воображении.

Освоение символов применительно к словам

Некоторым языковым элементам бывает сложно дать определение. Упражнения с этими словами строятся следующим образом.

  • Для начала важно изучить лексическое значение этого слова в толковом словаре.
  • Дислексикам очень важно сразу освоить правильное произношение тех или иных слов, поэтому следующим этапом является изучение транскрипции необходимого слова.
  • Для освоения незнакомого слова необходимо тщательно поработать с его определением, составляя с ним предложения и моделируя ситуации в своем воображении.
  • Рекомендуется смоделировать ситуацию, имеющую отношение к этому слову, из пластилина. К примеру, для освоения значения предлога «у» можно вылепить одну фигуру, расположенную у другой.
  • Модель букв, составляющих это слово, выполненная из пластилина, также облегчит его понимание.
  • Дислексику необходимо воссоздать в воображении слепленные модели.
  • Для отработки незнакомого слова нужно несколько раз проговорить вслух его значение.

На этом уровне особенно важно помнить о том, что скорость мысли у дислексиков очень высока, поэтому важно приучить ребенка к постепенному и неспешному чтению для лучшего понимания прочитанного.

Если в семье родился ребенок, которого отличает от других дар дислексии, необходимо уделять достаточное внимание занятиям, направленным на коррекцию дислексии, для того чтобы ребенок смог адаптироваться к окружающему миру. Хотя начинать коррекцию лучше с самого детства, заняться упражнениями по устранению дислексии никогда не поздно. Метод Дейвиса дает хорошие результаты при занятиях в любом возрасте.

Оценка способности к восприятию

Специалисты определяют, что человека с дислексией волнует больше всего. Чаще всего он переживает из-за трудностей в общении с окружающими и что неумение читать делает его неуспешным в глазах других людей. Затем специалист определяет степень затруднения.

На этом этапе предлагается выполнить упражнение «Умственный глаз» − оно помогает изучить окружающую действительность при помощи ментальных (мысленных) образов. Человек представляет на своей ладони предмет. Специалист задает вопросы о его внешнем виде, тем самым помогая детальнее представить предмет. Задание усложняют, предлагая рассмотреть его с разных сторон. Потом предлагают поменять его внешние параметры, переместить на другую ладонь и т. д. Если пациент справился с упражнением, можно приступать к следующему этапу коррекции.

Переключение

Главный признак дислексии − дезориентация в пространстве, которая затрудняет точное восприятие образов предметов. Поэтому создают особую «точку ориентации», представляющую собой пространство, позволяющее зафиксировать зрение дислексика. Пациенту нужно представить, что он как будто смотрит глазами человека, стоящего за его спиной.

Когда человек научится быстро находить «точку ориентации», то сможет видеть предметы такими какими видят их окружающие. Это становится возможным благодаря тому, что эта точка оказывается расположенной в верхней части мозга, отвечающей за дезориентацию у людей с дислексией. Таким образом, дезориентацию устраняют, а вместе с ней и само нарушение. Специалист следит за тем, чтобы эти упражнения не вызвали переутомление у пациента.

Разрядка и проверка

Попытки устранить дезориентацию и вместе с тем удерживать «умственный глаз» как можно дольше довольно утомительны, поэтому нередко пациенты жалуются на усталость и головные боли. Для расслабления и поддержания концентрации в занятие включают разрядку.

Расслабление осуществляется при помощи визуализации (представлений). Человек представляет себе чувство расслабленности в голове. Благодаря несложному упражнению удается снять мышечное напряжение, а головная боль проходит. После сеанса разрядки нужно проверить, не сместилась ли «точка ориентации». Когда человек освоил этот этап, он может переходить к следующему блоку заданий.

Точная настройка

Когда только начинается коррекционная работа по преодолению дислексии у «точки ориентации» нет еще четко зафиксированного положения, поэтому основная задача − это закрепить ее местоположение. Человеку предлагают мысленно перемещать «умственный глаз», пока он не найдет оптимальное положение. При этом дислексик чувствует облегчение и ему легче удерживать «умственный глаз» в течение длительного времени.

Точная настройка − это важное упражнение в системе Дейвиса, потому что под воздействием различных факторов точка может менять положение. Поэтому умение точно ее настраивать позволяет избежать дезориентации.

Координация

У людей с дислексией нарушена координация и трудности с определением правой и левой сторон. Поэтому в коррекционную работу включают упражнения на координацию. Это позволяет человеку справиться с неуклюжестью и трудностями в определении сторон.

Перед заданиями на координацию проверяют, насколько точно зафиксирован «умственный глаз». Затем человеку предлагают встать на одну ногу и удерживать равновесие. Когда пациент сможет удерживать баланс, ему бросают мячики, которые он ловит правой и левой рукой поочередно, а потом одновременно.

Задание усложняют: мячики кидают с небольшим отклонением в стороны, чтобы человек выходил за пределы оси равновесия с целью поймать мяч. Если дислексик будет регулярно выполнять это упражнение, его координация заметно улучшится. Эти задания можно использовать как динамические паузы.

Освоение символов

Особенность воображения людей с дислексией − это восприятие трехмерного изображения, а остальные люди воспринимают двухмерные печатные изображения. Поэтому работа с печатными изданиями затрудняет процесс обучения у людей с дислексией. Чтобы человек усвоил букву или алфавит, он воспроизводит ее самостоятельно в трехмерном воображении и сопоставляет ее с двухмерным печатным изображением. Для моделирования лучше всего использовать пластилин.

Нужно не только смоделировать нужную букву или число, но и запомнить ее положение в алфавите или числовом ряду. После того как человек усвоил элемент, переходите к изучению следующего, вызывающего затруднения. Людям с дислексией сложнее всего усвоить знаки препинания или знаки арифметических действий. Нужно учить не только сопоставлять изображение, но и объяснять смысл выбора того или иного знака. Поэтому человека просят приводить примеры с постановкой символа.

Последовательное чтение

Во время чтения дислексики воспринимают слово единым целым, а не последовательно по буквам. Поэтому, читая слово, человек пытается понять его значение. На начальных этапах коррекции у пациента формируют навык последовательного чтения с выделением отдельных букв или слогов. При этом не нужно требовать понимания прочитанного.

Подберите простую книгу и тренируйтесь в последовательном чтении. При этом периодически проверяйте положение «точки ориентации». Затем человека просят повторить прочитанное слово. Если у него не получается, то ему предлагают прочитать его несколько раз и объяснить его значение.

Следующий этап − умение понимать смысл предложений. Вначале специалист объясняет значение, а потом предлагает смоделировать ситуацию в воображении.

Освоение символов применительно к словам

Обязательно нужно объяснять значение слова при помощи толкового словаря. Кроме того, людям с дислексией нужно сразу осваивать правильное звукопроизношение слова, поэтому во время изучения слов делают их транскрипцию. Чтобы пациент усвоил новое слово, изучают его определение, составляют с ним предложения и представляют ситуации в воображении.

Облегчить усвоение нового слова можно при помощи моделирования ситуации с использованием пластилина. Кроме того, моделируют изучаемые буквы и числа, чтобы упростить их понимание. Человеку с дислексией проще будет представить эти модели в своем воображении. Чтобы закрепить новое слово его нужно повторить вслух несколько раз.

В коррекционной работе учитывайте, что скорость мышления у дислексиков высокая, поэтому нужно научить их читать неспешно и последовательно. Тогда человек сможет понимать смысл прочитанного. Это нужно, чтобы не закрепился навык механического чтения.

Эффективность занятий по методике Дейвиса высокая, потому что позволяет задействовать особенности, способствующие освоению навыка чтения. Продолжительность процесса коррекции зависит от индивидуальных особенностей пациента, но иногда специалисты советуют увеличить интенсивность занятий, что помогает за небольшой промежуток времени достичь высоких результатов. Уникальность методики Дейвиса в подходе к людям с дислексией: само определение, что это дар создает благоприятную атмосферу, которая благотворно влияет на процесс обучения.

Коррекция дислексии по методу Дейвиса


Дислексия – достаточно частое явление, при котором человек испытывает сложности с чтением. Возникают такие трудности в результате особенного развития и формирования психических функций мозга. Проявляться эта особенность чаще всего начинает в раннем школьном возрасте и может иметь различные формы выражения. При этом, любой вид патологии можно корректировать различными способами, одним из наиболее эффективных среди которых считается метод Дейвиса.

Создатель уникального подхода к лечению дислексии

Автор методики Рональд Д. Дейвис – разносторонне развитая личность. Скульптор, инженер и бизнесмен, он основал Центр исследования проблем чтения в Калифорнии, разработав при этом революционный подход к коррекции дислексии.

Несмотря на всю свою одаренность и высокий уровень интеллекта, Дейвис с детства испытывал проблемы с чтением, но это не помешало ему достичь успеха в жизни. Более того, к 38 годам он смог преодолеть свой главный порок, легко прочитав книгу всего лишь за несколько часов. Увидев плоды своего труда, Рональд начал развивать авторский подход и внедрять его на практике при работе с другими людьми с аналогичной патологией. Сегодня его книга «Дар дислексии» переведена на многие языки и является настоящим пособием по лечению данного отклонения, правильное применение которого приносит положительный эффект практически в 99% случаев.

В чем заключается суть методики Дейвиса?

Коррекционную работу с использованием этого подхода нельзя сравнивать или сопоставлять терапией, которую предлагает официальная медицина. Дислексики в данном случае рассматриваются не как больные, а как люди с отличительным визуальным способом мышления. Безусловно, они имеют богатое воображение и живое восприятие. При этом, их способ познания окружающего мира отличается от общепринятого. Создавая в воображении определенные образы, дислексики испытывают сложности и дезориентируются в пространстве, в результате чего не могут корректно завершать мыслительный процесс.

Метод Дейвиса разработан таким образом, чтобы отключать дезориентацию и устанавливать в противовес ей фиксированную «точку ориентации». Таким образом внимание и воображение человека фокусируется на создании реалистичных образов в соответствии с написанными на бумаге словами.

Такой подход в большинстве случаев помогает контролировать дислексию, вне зависимости от возраста человека с патологией. Методика включает комплекс мер, которые условно можно поделить на 8 этапов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

1. Оценка способности к восприятию

Первый этап заключается в определении наиболее уязвимой области дислексика. Например, дети часто переживают из-за насмешек сверстников или по причине заниженной самооценки. Крайне важно выявить психологические последствия патологии и проводить с ними грамотную коррекционную работу. Лишь после этого специалист выявляет степень сложностей с восприятием.

Упражнение. Ребенку предлагается представить на собственной ладони определенный предмет. Чтобы помочь дислексику создать целостный образ, специалист задает наводящие вопросы: «Какого цвета предмет? Какая у него форма? Размер? Вес?», а также предлагает изменить параметры воображаемой вещи, увеличить ее или уменьшить, переложить в другую руку и др.

Практика направлена на применение так званого «умственного глаза», который позволяет построить реалистичную модель окружающего мира в воображении. Когда дислексик сможет легко выполнять это упражнение, можно переходить к следующему этапу коррекции.

2. Переключение

Для получения точных образов в воображении дислексика, необходимо научить его выключать дезориентацию, которая возникает каждый раз, когда он начинает создавать образы, не совпадающие с прописанной информацией. Для этого Дейвис предлагает создавать «точку ориентации» – определенное пространство, в котором человек мысленно фиксирует зрение и сознание.

Упражнение. Дислексику предлагается представить ровную линию, которая выходит из представленного на ладони предмета, проходит через кончик носа и выходит через затылок. Линия заканчивается примерно в 20 см над затылочной частью – там и расположена «точка ориентации». Иначе ребенку можно предложить воображать, что его сознание переносится в стоящего у него за спиной человека.

Как только образ «точки ориентации» закрепится в голове дислексика, потребность в детальной визуализации линии, выходящей из предмета, отпадет. В свою очередь, ребенок сможет управлять дезориентацией и получать изображение в том виде, в каком его видят другие люди.

3. Разрядка и проверка

Когда дислексик попадает в состояние дезориентации, процесс создания «точки ориентации» и ее продолжительного удержания отнимает много сил. Многие люди начинают чувствовать головную боль или даже ощущать чрезмерное мышечное напряжение в шее. Чтобы не потерять контроль над «умственным глазом» и избавиться от дискомфорта необходимо проводить разрядку.

Упражнение. Дислексику предлагается с помощью воображения создать чувство спокойствия и расслабленности, которое распространяется не только по телу, но и достигает «точку ориентации».

При постоянных тренировках напряжение шеи и головная боль будет проходить очень быстро. После этого упражнения необходимо удостовериться, что «умственный глаз» находится в той же фиксированной точке. Для этого дислексику просто необходимо указать пальцем в то место, где находится его «точка ориентации». Если точка определена правильно, проверку можно считать успешной. Если же нет, следует повторно разместить ее в корректном месте. К следующему этапу необходимо переходить после того, как человек овладеет навыками разрядки и проверки.

4. Настройка

В начале проведения терапии «точка ориентации» дислексика довольно неустойчива, поэтому очень важно научить точно определять ее расположение. Только умение безошибочно настроить оптимальную точку позволит контролировать дезориентацию и управлять дислексией в целом.

Чтобы настроить расположение точки, необходимо мысленно перемещать «умственный глаз» вокруг предполагаемой «точки ориентации». Таким образом ребенок сможет выявить оптимальное расположение данных понятий. Обнаружив необходимую точку, дислексику следует зафиксировать ее с помощью воображаемого якоря.

5. Координация

Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности с координацией движений, а также правильным определением левой и правой сторон. Избавиться от неуклюжести и путаницы помогут специальные упражнения, которые необходимо выполнять после успешного определения и настройки «умственного глаза».

Упражнение. Ребенок становится на одну ножку и балансирует на ней, удерживая баланс. Установив равновесие, ему необходимо ловить небольшие мячики, делая это поочередно каждой рукой, а потом одновременно двумя. На следующем этапе мячик бросается с небольшим отклонением, чтобы усложнить задание и спровоцировать выход дислексика за пределы установленной оси равновесия.

6. Освоение символов

Воображение дислексиков способно воспринимать только объемные трехмерные изображения. В свою очередь, процесс чтения базируется на понимании печатных двухмерных символов, что делает обучение для таких детей непреодолимо сложным.

Упражнение. Ребенку предлагается создать из пластилина или глины буквы, цифры и другие письменные знаки. После этого необходимо сопоставить объемную фигуру с ее печатным аналогом, определить ее расположение в алфавите или порядке чисел. К работе со следующим знаком необходимо переходить после того, как дислексик закрепит предыдущий символ в сознании, сможет приводить с ним примеры и осознает цель его использования.

7. Последовательное чтение

Дислексики воспринимают написанную информацию не по буквам, а единым целостным образом. Изучая слово, такой ребенок угадывает, к какому предмету или явлению оно относится. Необходимо выработать навык последовательного чтения с выделением отдельных слогов и букв. Понимание прочитанной информации на начальном этапе во внимание не берется.

Упражнение. Выбрать максимально простую книгу и начать последовательное чтение по буквам и слогам. Важно делать перерывы и проверять корректность расположения «точки ориентации».

Следующим шагом станет повторение прочитанного по буквам и слогам слова, а также объяснение его значения. В дальнейшем следует развивать понимание не только отдельных слов, но и целых предложений.

8. Освоение значения слов

Некоторые составляющие речи, например, предлоги или союзы, не имеют конкретного определения. Наличие таких слов провоцирует дезориентацию дислексика и разрушает дальнейший процесс чтения. Необходимо развивать навык восприятия значения таких конструкций, который позволит не терять «точку ориентации».

Упражнение. Работа со словами строится на основе:

  • изучения лексического значения сложных для восприятия слов, построение с ними словосочетаний и предложений;
  • правильное произношение слов, изучение их транскрипции;
  • моделирования ситуаций с наличием словесной конструкции;
  • создание трехмерной модели слова или ситуации с его использованием.

Создатель методики не утверждает, что она поможет полностью вылечить дислексию. Однако, она точно позволит обрести навыки, которые будут держать эту особенность под контролем, так как подход ориентирован на суть патологии, а не на ее симптомы. График занятий по программе Дейвиса составляется индивидуально. Как правило, терапия предусматривает интенсивный курс в сжатые сроки.

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

  • Главная »
  • Дефекты речи »
  • Дислексия: коррекция по методу Дейвиса »

Дислексия: коррекция по методу Дейвиса

Раньше дислексия – затруднение в обучении письму и чтению, считалась психоневрологической патологией. Детей лечили стандартными приёмами, как при прочих видах задержки развития, не учитывая индивидуальность психики.

По-новому к проблеме подошёл Рональд Дейвис, создавший коррекционный способ, характеризующийся наибольшей результативностью.

Коррекция дислексии по системе Дейвиса, основанная на том, что дислектики – люди не больные, а отличающиеся особым видением мира, мыслящие не вербально, а визуализировано, помогла многим тысячам пациентов повысить качество жизни, поднять самооценку, добиться успеха в учёбе.

Методика Дейвиса по устранению дислексии

Автор методики был дислектиком, но сумел справиться с проблемой. Он считал свою особенность не нарушением развития, а особой способностью мыслить образно, и разработал, исходя из этого, технику снятия стресса, избавления от рассеянности сознания, возвращения чёткого и ясного мышления.

Американский исследователь считал, что мышление большинства людей вербальное, основанное на словах, а дислектики мыслят визуализировано, то есть образами.

Из-за нарушения пространственной ориентации дислектик, видящий книжные символы, не просто их не понимает, а раздражается, находится в недоумении.

При дислексии коррекция по методике Дейвиса направлена на изменение мышления. Цель – устранение неправильного восприятия символа, контролирование представления о книжных знаках, выявление причин искажения ориентации и избавление от них.

У дислектиков при необходимости концентрировать внимание отмечаются головные боли и быстрое переутомление, поэтому коррекционный метод включает этап расслабления.

Занятия проводятся поэтапно, включают:

  1. Анализ способности к восприятию.
  2. Переключение.
  3. Разрядку и проверку.
  4. Настройку – вхождение в комфортное состояние.
  5. Координацию – устранение путаного восприятия право-лево, верх-низ.
  6. Освоение символов посредством их трёхмерной визуализации.
  7. Последовательное обучение чтению.
  8. Изучение символов относительно слов.

При составлении курса занятий учитываются особенности пациента. Растягивать обучение нежелательно, лучше, когда курс сжатый, но интенсивный.

Оценка способности к восприятию

Специалист на первом этапе анализирует, что больше всего тревожит пациента. Для большинства дислектиков главные проблемы – затруднённый контакт со сверстниками и отсталость в учебном процессе.

Затем определяется уровень затруднения восприятия. Ребёнка учат применению особой техники – «умственного глаза», позволяющей правильно изучать окружающий мир. Пациента просят мысленно визуализировать на раскрытой ладони определённый предмет.

Специалист спрашивает о цвете, величине, форме предмета, таким способом помогая ребёнку сделать мысленный образ более детальным.

Дальше пациент переходит к рассматриванию мысленного объекта с каждой стороны. В завершение проводится игра с вымышленным предметом: предлагается перекинуть объект с одной ладони в другую, изменить его цвет, конфигурацию.

Переключение

Подразумевает упражнение по визуализации. Ребёнка учат сознательному «включению» и «отключению» неправильной ориентации. После данного занятия пациент получает способность самостоятельно подавлять симптоматику. Кажется, что проблема решена, но это лишь второй этап обучения.

Пациент, который уже умеет видеть «умственным глазом», должен представить, что этот «глаз» располагается в особой ориентационной точке. Этой воображаемой точкой заканчивается линия, проходящая от вымышленного предмета на ладони через нос к зоне, расположенной на 30 см дальше верхней затылочной области.

Когда ребёнок представит точку, отпадёт необходимость держать в голове вымышленный предмет и отходящую от него линию. Представляется только конечная точка линии, на которой размещён «умственный глаз».

Весь вышеописанный процесс необходим, чтобы «отключить» особые клетки, находящиеся в верхней затылочной области мозга, вызывающие нарушение ориентации. Когда работа этих клеток угнетается, дислектик начинает видеть, как обычные люди.

Разрядка и проверка

На третьем этапе даётся отдых уставшему воображению. Дислектику сложно держать «умственный глаз» в ориентационной точке, через определённое время расположение может сместиться.

Смещение «глаза» происходит не просто так. Когда наступает состояние спутанного сознания, пациент испытывает потребность сместить «глаз», но в то же время старается удержать положение. При длительном удержании у ребёнка возникают головные боли, дискомфорт в шее, напряжение лицевых мышц. Требуется «разрядка».

При «разрядке» должно возникнуть такое же чувство, как при глубоком дыхании: расслабление во всём теле. Пациент просто должен представить, что уставший «умственный глаз» находится в таком расслабленном состоянии. Сразу расслабятся шейные мышцы, уйдёт головная боль.

«Проверка» подразумевает коррекцию расположения ориентационной точки. Через некоторое время после начала занятий точка может сместиться. Чтобы подтвердить смещение, нужно попросить пациента указать пальцем на точку. Если палец показывает неправильное расположение, то необходимо его сдвинуть в правильное место.

Точная настройка

На данном этапе пациент находит оптимальную ориентационную точку. К занятию следует приступать, когда «умственный глаз» перестаёт смещаться относительно точки. Передвигая «глаз» в разные стороны относительно ориентационной точки, ребёнок определяет его наилучшее для себя расположение.

При передвижении «глаза» пациент чувствует, что теряет равновесие. Если точка уходит влево, то тело наклоняется вправо, и наоборот. Ребёнок выбирает положение «глаза», при котором ощущается комфорт. В этом случае чувство равновесия становится максимально чётким: возможно стояние на одной ноге без пошатывания.

С течением времени оптимальное положение точки может меняться. Но посредством «настройки» ребёнок каждый раз адаптируется, заново находит наилучшую ориентационную точку.

Координация

Метод Дейвиса при дислексии включает упражнения, устраняющие неправильное восприятие понятий «право» и «лево», «верх» и «низ». Ребёнок избавляется от нарушений движения. Занятия проводятся с определенной периодичностью после «настройки».

После проверки ориентационной точки пациент становится на одну ногу, приводит тело в равновесие.

Специалист берёт два маленьких мягких мяча, бросает их пациенту. Тот должен ловить их руками: брошенный справа – правой рукой, брошенный слева – левой, затем оба обеими руками.

В завершение нужно бросать игрушки с уклоном траектории в правую и левую стороны, чтобы ребёнок наклонялся, пытаясь схватить мяч, но не терял при этом равновесие.

Освоение символов

Дислектик способен воспринять только трёхмерный образ, но книжные символы двухмерны. Из-за этого ученик впадает в ступор. Стандартное обучение с применением учебников и бумажных пособий для дислектика неприемлемо.

Чтобы человек с образным мышлением мог воспринять какой-либо символ алфавита или цифровой таблицы, он должен увидеть этот символ в трёхмерной форме, а затем сопоставить его с напечатанным аналогом.

Наилучший инструмент для создания трёхмерных объектов – пластилин. Проработка символов должна быть тщательной. К новому объекту не переходят, пока имеются проблемы в прочтении предыдущего.

Наиболее сложно корректировать восприятие пунктуационных знаков. Здесь важно не только создание трёхмерного образа, но и объяснение, почему символ поставлен именно в этом месте, а не в другом.

Последовательное чтение

Дислектик воспринимает напечатанное слово, как единый объект, не видит деления на буквы. Пытается, глядя на слово, понять, что оно может означать.На предпоследнем этапе ребёнок учится читать с выделением слогов и букв. Понимание прочитанного пока не требуется.

Для занятий выбирается книга с примитивным текстом. В ходе чтения нужно периодически прерываться, чтобы проверить правильность ориентационной точки.

Далее от пациента требуется повторение прочитанных слов. Если выполнение задания вызывает затруднение, то нужно попросить обучающегося прочесть проблемное слово несколько раз, затем рассказать о его значении.

Постепенно переходят к распознаванию предложений. Специалист объясняет пациенту, о чём прочитанная фраза, затем просит мысленно воссоздать ситуацию.

Освоение символов относительно слов

Методика Дейвиса по устранению дислексии завершается упражнениями, при которых прорабатываются сложные слова. Занятия строятся следующим образом:

  • изучается толкование слова в словаре;
  • исследуется его транскрипция;
  • составляются предложения, включающие слово, строятся воображаемые ситуации;
  • создаются пластилиновые объекты, относящиеся к слову;
  • в воображении воссоздаются вылепленные объекты;
  • в завершение несколько раз вслух даётся определение слова.

Нужно учитывать, что дислектики мыслят быстро, поэтому на последнем этапе важно приучение к неторопливому и вдумчивому чтению, чтобы прочитанное лучше усваивалось.

Классические коррекционные методы

В российских логопедических центрах методика Дейвиса по устранению дислексии применяется нечасто. Специалисты предпочитают использовать классическую систему, при которой техника занятий определяется видом дислексического расстройства:

  1. При фонематическом виде недостаточно сформирована способность анализировать и синтезировать фонемы или на слух дифференцировать звуки. При затрудненной слуховой дифференциации сначала уточняется произношение и слуховое восприятие конкретного проблемного звука. Затем сопоставляются смешиваемые фонемы в плане произношения и восприятия на слух.
    При несформированности анализа и синтеза фонем сначала уточняется наличие проблемного звука в слове, затем устанавливается его положение. Требуется выяснить количество звуков и слогов, как они расположены относительно друг друга, соединить их в слово.
  2. При оптическом виде ребёнок не усваивает визуальные буквенные образы. Принцип занятий – узнавание символов, спрятанных в изображениях и предметах, улучшение ориентации в пространстве. Ученик должен усвоить навык чтения слева направо без скольжения по строкам.
  3. При мнестическом виде отсутствует способность запоминать буквы, связывать символы и звуки. В этом случае пациенту демонстрируется объект, в котором соединены визуальный и слуховой образы конкретной буквы. Например, буква «ж» рисуется в виде жука.
  4. При семантической дислексии отсутствует понимание прочитанного при нормальной технике чтения. Задача логопеда – расширение словарного запаса ученика, развитие лексики, освоение грамматики и синтаксиса.
  5. При аграмматическом виде во время чтения постоянно совершаются ошибки, и преимущественно в окончаниях слов. Здесь нужно работать над словообразованием, правилами изменения существительных, прилагательных, глаголов, формированием структуры предложений.

По системе Дейвиса при дислексии с ребёнком должны заниматься не только психологи и логопеды, но и дома родители. Занятия выбираются с учётом особенностей развития пациента.

В магазинах и интернете реализуется огромное количество материалов по запросу «Дислексия метод Дейвиса». По данным материалам можно самостоятельно изготавливать коррекционные объекты, заниматься без подготовки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector