Кинезиологические упражнения для дошкольников картотека
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Кинезиологические упражнения для дошкольников картотека

Кинезиологическая гимнастика для детей дошкольного возраста

Кинезиология изучает развитие мозга с помощью специальных движений. Она основана на улучшении связи и взаимодействия полушарий мозга, что ведёт к повышению гармонии всего организма в целом. Этой наукой интересовались и даже проводили консультации и презентации такие великие учёные, как Гиппократ и Аристотель.

Что это, применение

Интересно! Гиппократ заложил основы науки кинезиологии в наше время, высказав теорию об организме как целостной структуре, которая постоянно взаимодействует с внешней средой.

Однако истинным основателем науки считается Асклепиад, живший более двух тысяч лет назад в Древней Греции.

Взаимодействие полушарий требуется для успешной работы мозга ребёнка. Полушария соединяет мозолистое тело. Оно состоит из примерно двухсот миллионов сплетённых воедино нервных волокон. Созревание мозолистого тела начинается у детей в дошкольном возрасте и продолжается примерно до 7-9 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. Дисбаланс функционирования мозолистого тела ведет к ухудшению памяти, концентрации внимания и других проблем в развитии ребёнка.

Интересно! Эта проблема может быть вызвана такими факторами, как замедленное созревание ребёнка или результат пережитого стресса.

Польза кинезиологической гимнастики для детей

Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста помогут нормализовать работу мозга и наладить связь между мозговыми полушариями. Также они обеспечат стрессоустойчивость, хорошую память и полноценное развитие ребёнка в дальнейшем. Под их влиянием ребёнок добьётся значительных улучшений в обучении и сможет научиться управлять своими эмоциями. Чем интенсивней будет нагрузка, тем более значительными будут результаты. Данные упражнения помогут увидеть способности и таланты ребёнка и устранить неполадки в развитии. Расширятся способности мозга и повысится продуктивность его работы.

Кинезиологические упражнения для дошкольников: цели заданий из картотеки

Кинезиологическая гимнастика для дошкольников включает:

  • дыхательные упражнения;
  • некоторые виды массажей;
  • глазодвигательные упражнения для дошкольников;
  • коррекционные движения пальцев рук и тела.

Интересно! Упражнения могут обеспечить гармонию и исправную работу детского организма.

Далее приведены некоторые задачи, которые можно достичь с помощью этой методики:

  • улучшение памяти ребёнка;
  • повышение концентрации внимания;
  • полноценное развитие слуха и речи;
  • умственная работоспособность;
  • повышение тонуса всего организма;
  • снижение утомляемости и раздражительности;
  • укрепление физического и психоэмоционального здоровья;
  • развитие кинестетического восприятия;
  • устойчивость к стрессам;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • устранение дислексии;
  • формирование пространственной ориентировки;
  • облегчение занятий чтением и письмом.

Комплекс упражнений

Упражнения по кинезотерапии для маленьких детей очень просты в исполнении, любой ребёнок, хоть в 2-3 или 3-4 года и более старший смогут без особых затруднений выполнить их.

Важно! Развитие будет ощутимо только в том случае, если направлять работу от развития тела ребёнка к его мышлению, ни в коем случае не наоборот.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения помогут развить самоконтроль и улучшить дыхательную систему:

  • Свеча. Начальная позиция — сидя за столом. Дошкольник должен представить, что перед ним стоит свеча. Затем нужно сделать большой вдох и постараться единым выдохом задуть пламя воображаемой свечи. После этого ребёнку необходимо представить перед собой 5 небольших свечек и также постараться сделать огромный вдох и задуть их порционным чередованием выдоха.
  • Ныряльщик. Начальная позиция — стоя. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание, зажав нос пальцами. Присесть, представляя, что он ныряет в море. Затем досчитать до пяти, встать (вынырнуть из воды), убрать руки от носа и сделать медленный выдох.
  • Дыхание носом. Начальная позиция — стоя или лёжа на спине. Поочерёдно дышать только через левую, а потом через другую ноздрю, закрывая её при этом пальцем одноимённой руки, остальные пальцы должны смотреть кончиками вверх. Дыхание во время данного занятия должно быть размеренным и глубоким.

Глазодвигательные упражнения

Этот тип разминки позволят улучшить зрение, зрительное и кинестетическое восприятие окружающего мира:

  • Глаз-путешественник. Педагог размещает в разных углах помещения несколько картинок. Это могут быть изображения зверей, растений, игрушек и т. п. Начальная позиция — стоя. Дошкольник должен, не мотая головой, найти глазами картинку, которую назовёт педагог.
  • Восьмёрка. Поднять правую руку до уровня глаз, сжимая пальцы в кулачек (третий и второй пальцы вытянуты). Провести перед собой большую горизонтальную восьмёрку (или знак бесконечности). Следом использовать язык, т. е. вместе с глазами повторять движение пальцев рук с вытянутым языком.

Телесные упражнения

  • Фонарик. Выставить руки перед собой. Поочерёдно сжимать пальцы одной руки, не используя другую. Затем поменять руки. Повторять в течение двух минут.
  • Кольцо. Поочерёдно и насколько возможно интенсивнее вращать пальцы, соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем, образуя кольцо. Сначала двигаться в одну сторону, потом в другую. Позже можно усложнить задачу, выполняя упражнение всеми руками одновременно.
  • Кулак-ребро-ладонь. Сжать ладошку в кулак, разжать и поставить выпрямленную руку с согнутым пальцем на торец, распрямить ладошку полностью и положить на горизонтальную поверхность. Повторить 4-5 раз.
  • Мельница. Одновременное вращение разноимённых руки и ноги вперёд-назад. Выполнять вместе с поворотами взора во все стороны поочередно. Повторять 1-2 минуты.
  • Упражнение лезгинка для детей. Левая рука согнута в кулачек, один палец смотрит влево, кулачек развёрнут по направлению к себе. Правую ладонь выпрямить и дотронуться ею до мизинца левой руки. Затем поменять руки.

Кинезиология: упражнения для детей дома

Можно ли заниматься кинезиологической гимнастикой дома? Будет ли она также эффективна? Нет особой разницы, где делать кинезиологические упражнения.

Интересно! Под наблюдением психолога, педагога в детском саду или родителей методика будет одинаково эффективна и полезна. Она поможет ребёнку полноценно развиваться вне зависимости от места занятий и людей, которые ее проводят.

Как провести эффективное занятие с ребёнком дошкольного возраста:

  1. Сперва необходимо подготовить ребёнка к усердной работе. Для этого обычно используются растяжки, которые помогут расслабиться и настроиться на занятие.
  2. Затем следуют дыхательные упражнения. Они поспособствуют поступлению кислорода в мозг и улучшению работы дыхательной системы.
  3. Глазодвигательные движения будут способствовать укреплению связи между двумя полушариями.
  4. Телесные упражнения необходимы, чтобы развивать крупную и мелкую моторику, улучшать концентрацию внимания, сосредоточенность и память ребёнка.
  5. В заключение следует уделить немного времени упражнениям для релаксации или расслабляющему массажу, чтобы снять напряжение мышц.

Кинезиология полезна как для детей, так и для взрослых. Эта уникальная методика может помочь абсолютно любому человеку улучшить состояние своего физического и психоэмоционального здоровья. Занимаясь с ребёнком кинезиологическими упражнениями, можно значительно повысить его интеллект за счёт улучшения связи между полушариями мозга.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Кинезиологическая гимнастика для детей дошкольного возраста

Кинезиология изучает развитие мозга с помощью специальных движений. Она основана на улучшении связи и взаимодействия полушарий мозга, что ведёт к повышению гармонии всего организма в целом. Этой наукой интересовались и даже проводили консультации и презентации такие великие учёные, как Гиппократ и Аристотель.

Что это, применение

Интересно! Гиппократ заложил основы науки кинезиологии в наше время, высказав теорию об организме как целостной структуре, которая постоянно взаимодействует с внешней средой.

Однако истинным основателем науки считается Асклепиад, живший более двух тысяч лет назад в Древней Греции.

Взаимодействие полушарий требуется для успешной работы мозга ребёнка. Полушария соединяет мозолистое тело. Оно состоит из примерно двухсот миллионов сплетённых воедино нервных волокон. Созревание мозолистого тела начинается у детей в дошкольном возрасте и продолжается примерно до 7-9 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. Дисбаланс функционирования мозолистого тела ведет к ухудшению памяти, концентрации внимания и других проблем в развитии ребёнка.

Интересно! Эта проблема может быть вызвана такими факторами, как замедленное созревание ребёнка или результат пережитого стресса.

Польза кинезиологической гимнастики для детей

Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста помогут нормализовать работу мозга и наладить связь между мозговыми полушариями. Также они обеспечат стрессоустойчивость, хорошую память и полноценное развитие ребёнка в дальнейшем. Под их влиянием ребёнок добьётся значительных улучшений в обучении и сможет научиться управлять своими эмоциями. Чем интенсивней будет нагрузка, тем более значительными будут результаты. Данные упражнения помогут увидеть способности и таланты ребёнка и устранить неполадки в развитии. Расширятся способности мозга и повысится продуктивность его работы.

Кинезиологические упражнения для дошкольников: цели заданий из картотеки

Кинезиологическая гимнастика для дошкольников включает:

  • дыхательные упражнения;
  • некоторые виды массажей;
  • глазодвигательные упражнения для дошкольников;
  • коррекционные движения пальцев рук и тела.

Интересно! Упражнения могут обеспечить гармонию и исправную работу детского организма.

Далее приведены некоторые задачи, которые можно достичь с помощью этой методики:

  • улучшение памяти ребёнка;
  • повышение концентрации внимания;
  • полноценное развитие слуха и речи;
  • умственная работоспособность;
  • повышение тонуса всего организма;
  • снижение утомляемости и раздражительности;
  • укрепление физического и психоэмоционального здоровья;
  • развитие кинестетического восприятия;
  • устойчивость к стрессам;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • устранение дислексии;
  • формирование пространственной ориентировки;
  • облегчение занятий чтением и письмом.

Комплекс упражнений

Упражнения по кинезотерапии для маленьких детей очень просты в исполнении, любой ребёнок, хоть в 2-3 или 3-4 года и более старший смогут без особых затруднений выполнить их.

Важно! Развитие будет ощутимо только в том случае, если направлять работу от развития тела ребёнка к его мышлению, ни в коем случае не наоборот.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения помогут развить самоконтроль и улучшить дыхательную систему:

  • Свеча. Начальная позиция — сидя за столом. Дошкольник должен представить, что перед ним стоит свеча. Затем нужно сделать большой вдох и постараться единым выдохом задуть пламя воображаемой свечи. После этого ребёнку необходимо представить перед собой 5 небольших свечек и также постараться сделать огромный вдох и задуть их порционным чередованием выдоха.
  • Ныряльщик. Начальная позиция — стоя. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание, зажав нос пальцами. Присесть, представляя, что он ныряет в море. Затем досчитать до пяти, встать (вынырнуть из воды), убрать руки от носа и сделать медленный выдох.
  • Дыхание носом. Начальная позиция — стоя или лёжа на спине. Поочерёдно дышать только через левую, а потом через другую ноздрю, закрывая её при этом пальцем одноимённой руки, остальные пальцы должны смотреть кончиками вверх. Дыхание во время данного занятия должно быть размеренным и глубоким.
Читать еще:  Цигун упражнениями это

Глазодвигательные упражнения

Этот тип разминки позволят улучшить зрение, зрительное и кинестетическое восприятие окружающего мира:

  • Глаз-путешественник. Педагог размещает в разных углах помещения несколько картинок. Это могут быть изображения зверей, растений, игрушек и т. п. Начальная позиция — стоя. Дошкольник должен, не мотая головой, найти глазами картинку, которую назовёт педагог.
  • Восьмёрка. Поднять правую руку до уровня глаз, сжимая пальцы в кулачек (третий и второй пальцы вытянуты). Провести перед собой большую горизонтальную восьмёрку (или знак бесконечности). Следом использовать язык, т. е. вместе с глазами повторять движение пальцев рук с вытянутым языком.

Телесные упражнения

  • Фонарик. Выставить руки перед собой. Поочерёдно сжимать пальцы одной руки, не используя другую. Затем поменять руки. Повторять в течение двух минут.
  • Кольцо. Поочерёдно и насколько возможно интенсивнее вращать пальцы, соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем, образуя кольцо. Сначала двигаться в одну сторону, потом в другую. Позже можно усложнить задачу, выполняя упражнение всеми руками одновременно.
  • Кулак-ребро-ладонь. Сжать ладошку в кулак, разжать и поставить выпрямленную руку с согнутым пальцем на торец, распрямить ладошку полностью и положить на горизонтальную поверхность. Повторить 4-5 раз.
  • Мельница. Одновременное вращение разноимённых руки и ноги вперёд-назад. Выполнять вместе с поворотами взора во все стороны поочередно. Повторять 1-2 минуты.
  • Упражнение лезгинка для детей. Левая рука согнута в кулачек, один палец смотрит влево, кулачек развёрнут по направлению к себе. Правую ладонь выпрямить и дотронуться ею до мизинца левой руки. Затем поменять руки.

Кинезиология: упражнения для детей дома

Можно ли заниматься кинезиологической гимнастикой дома? Будет ли она также эффективна? Нет особой разницы, где делать кинезиологические упражнения.

Интересно! Под наблюдением психолога, педагога в детском саду или родителей методика будет одинаково эффективна и полезна. Она поможет ребёнку полноценно развиваться вне зависимости от места занятий и людей, которые ее проводят.

Как провести эффективное занятие с ребёнком дошкольного возраста:

  1. Сперва необходимо подготовить ребёнка к усердной работе. Для этого обычно используются растяжки, которые помогут расслабиться и настроиться на занятие.
  2. Затем следуют дыхательные упражнения. Они поспособствуют поступлению кислорода в мозг и улучшению работы дыхательной системы.
  3. Глазодвигательные движения будут способствовать укреплению связи между двумя полушариями.
  4. Телесные упражнения необходимы, чтобы развивать крупную и мелкую моторику, улучшать концентрацию внимания, сосредоточенность и память ребёнка.
  5. В заключение следует уделить немного времени упражнениям для релаксации или расслабляющему массажу, чтобы снять напряжение мышц.

Кинезиология полезна как для детей, так и для взрослых. Эта уникальная методика может помочь абсолютно любому человеку улучшить состояние своего физического и психоэмоционального здоровья. Занимаясь с ребёнком кинезиологическими упражнениями, можно значительно повысить его интеллект за счёт улучшения связи между полушариями мозга.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Мастер-класс «Кинезиологические игры для детей»

Мастер-класс на городском метод объединении «Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей. Умные пальчики».

Рука является вышедшим наружу головным мозгом. /И.Кант/

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Какие же их виды существуют? Это игры-манипуляции, игры и упражнения с элементами самомассажа, сюжетные пальчиковые игры, кинезиологические пальчиковые игры и пальчиковые игры и упражнения с предметами и материалами. Сегодня мы поговорим о кинезиологических играх. КИНЕЗИОЛОГИЯ — НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ СПЕЦАЛИЗАЦИИ: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления. «ГИМНАСТИКА МОЗГА — КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА». По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений,

Левое полушарие головного мозга– математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие– слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело) .

КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Практическая часть.

Игры будем сопровождать стихами на экологическую тему.

«Колечко1». Последовательно в достаточно быстром темпе соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок.

Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето,

Мы не будем собирать,

Их больших букетов.

Задание сначала нужно сделать пальцами ведущей руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.

«Колечко2». Обратные колечки – самый сложный вариант. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении.

Речевое сопровождение:

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

«Кулак – ребро – ладонь». Выполнять движения желательно на поверхности стола. Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью. Во втором и третьем положении следите, чтобы пальцы были выпрямлены. Сначала сделайте упражнение вместе с ребенком. Затем предложите повторить самостоятельно (до десяти раз) .

Прежде, чем приступить к повторам с двумя руками, пусть ребенок отработает алгоритм сначала правой (если малыш правша, затем левой рукой.

Речевое сопровождение:

Должен знать и помнить каждый:

Если мусор сыпать в пруд,

То в таком пруду однажды

Рыбы попросту помрут.

«Лягушка». Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе.

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

«Лезгинка». Правая рука развернута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак (у основания мизинца). Теперь нужно сделать повторить позицию зеркально (правая рука собрана в кулак, левая распрямлена). Вернуться к исходному положению и повторить еще 6-8 раз. Ускоряйте темп выполнения, не забывая прижимать и оттопыривать большие. Упражнения требует тренировки, оно может получиться далеко не сразу. Помните, чем сложнее задание, тем оно полезнее!

Речевое сопровождение:

Жили люди на планете,

Мамы, папы и их дети,

Бросят люди по бумажке,

Планета станет замарашкой.

«Здравствуй». Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Читать еще:  Упражнения на гимнастических кольцах

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

«Ухо – нос 1». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Речевое сопровождение:

Нам значки сегодня дали,

Мы экологами стали!

Мы в любую непогоду,

Охранять идем природу!

«Зайчик – кольцо». Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Речевое сопровождение:

Прыгнул заинька с крылечка,

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое —

Блестит, словно золотое.

«Крючки»

Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

«Цепочка 1». ». Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики.

Речевое сопровождение:

Хоть и вредный мухомор,

Вдруг понадобиться он

«Домик».

Руки направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки встает вертикально — «труба».

Речевое сопровождение:

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайка-коза-вилка.

Указательный и средний пальцы вверх, имитируя уши. Безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный палец выпрямить, безымянный и средний прижать к ладони большим пальцем. Указательный, безымянный и средний вытянуть вверх, расставить врозь и напрячь. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Упражнения на релаксацию.

Дирижер. Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку, каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка) Все дирижируют.

Уважаемые коллеги, большое спасибо за сотрудничество. Надеюсь, этот материал вы будите использовать в своей работе с детьми. Участникам мероприятия раздаётся практический материал по теме.

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Упражнения для детей

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти.

Благодаря двигательных упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе. опубликовано econet.ru

Автор: Парасковья Петрова

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Картотека кинезиологических упражнений для старших дошкольников

Картотека кинезиологических упражнений

Упражнения на растяжку

Цель: снятие зажимов, нормализациягипертонуса (неконтролируемого мышечного напряжения) и гипотонуса (неконтролируемой мышечной вялости)

«Снеговик»

И. п.: стоя. «Представьте себе, что Вы – снеговик. Ваше тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять». Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко опускается на пол и изображает лужицу воды.

И. п.: сидя на корточках, голова спрятана в колени, руки обхватывают колени. «Из маленького семечка весной начинает прорастать молодое деревце». Ребенок медленно поднимается на ноги, распрямляет туловище, его руки тянутся вверх, тело напряжено и вытягивается. «Подул ветер, и наше деревце зашелестело ветками» – ребенок наклоняет вытянутые руки вправо-влево.

И. п.: стоя. «Представьте себе спелое яблоко высоко на дереве. Нам нужно сорвать его». Ребенок резко выдыхает и вытягивает вверх правую руку, «срывает яблоко» и на выдохе нагибается и «кладет» его в «корзину», затем то же движение выполняется уже двумя руками.

«Солдат и тряпичная кукла»

И.п.:стоя. Ребенок поочередно представляет себя солдатом на посту (тело напряжено и вытянуто в струнку) и тряпичной куклой (руки вытянуты вперед, колени слегка согнуты, тело обмякло, голова опущена вниз). Позы менять до полного расслабления.

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, колени расслаблены, левое ухо плотно прижато к левому плечу, левая рука вытянута вперед ка хобот. Этой рукой ребенок рисует перед собой горизонтальную восьмерку в воздухе, одновременно вытягивая верхнюю часть туловища вслед за рукой и двигая ребрами. Смотреть нужно поверх руки. Затем то же повторить с правой рукой.

И. п.: стоя или сидя. Правая рука ребенка лежит на середине плечевого пояса, как бы приклеенная к мышце. Сжимая мышцу, ребенок медленно поворачивает голову слева направо, пересекая среднюю линию тела. При этом губы, сложенные трубочкой, произносят «Ух!» Одновременно с этим шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, глаза с каждым уханьем расширяются, имитируя глаза совы. Выполнять упражнение 5-6 раз в каждую сторону.

И. п.: стоя, одна нога выставлена вперед на всю стопу и согнута в колене, другая отведена назад и стоит на носке. Вес тела – на передней ноге. Ребенок приседает на выставленной вперед ноге, при этом задняя нога опускается на всю стопу. Затем положение ног меняется и упражнение повторяется.

И. п.: стоя, руки подняты над головой, ладони прижаты друг к другу. Изо всех сил сжать ладони, «приклеить их друг к другу», руки напряжены. Оставаться в такой позе 5-6 секунд, затем расслабиться, опустить руки. Повторять 4-5 раз.

И. п.: стоя, руки опущены. Правой ногой сделать шаг вперед, прямая спина параллельно полу, руки отведены назад. Замереть в этой позе на 3-4 секунды, руки и спина напряжены. Затем то же с левой ноги.

Цель: улучшение самоконтроля, настройка организма на работу

И. п.: «Представьте себе, что перед вами стоит большая свеча. Постарайтесь задуть ее при выдохе». Упражнение повторяется 3 раза. Затем ребенку предлагается задуть 5 маленьких свечек, сильно выдыхая 5 раз.

И. п.: стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы ныряя в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

И. п.: стоя или сидя за столом. Большим пальцем правой руки закрываем правую ноздрю, делаем глубокий вдох и выдох через левую ноздрю. Меняем положение рук. Выполнять по 3 раза каждой ноздрей.

Читать еще:  Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

«Шарики в животе»

И. п.: стоя или сидя. Положить руку на живот и сделать глубокий вдох – представить себе, что в животе надулся большой красивый шарик. Задержать дыхание на несколько секунд, затем медленно выдохнуть. Выполнять 3 раза.

И.п.: сидя или стоя. Представить, что перед вами на ветке сидит стайка бабочек. Сделать глубокий вдох, набрать воздуха и одним выдохом сдуть бабочек – отправить их в полет.

И. п.: стоя или сидя за столом. Вдохнуть через нос, сложить губы как для звука «у» и сильно выдохнуть 3 раза со звуком «у-у-у». Повторить 3-5 раз, немного подождать, сделать глубокий вдох и медленно выдохнуть.

И. п.: стоя. Встать прямо, показать ладошки, руки далеко от тела не отводить. Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки разжимать их. Повторить 8-10 раз.

И. п.: стоя. Ребенок стоит, чуть наклонившись вперед, свесив расслабленные руки и голову – «курочки спят». Вдохнуть, похлопать себя по коленкам и на выдохе говорить «тах-тах-тах» – «курочки проснулись». После этого поднять вверх руки и сделать глубокий вдох. На выдохе руки опустить. Повторять 5-6 раз.

И. п.: сидя на стуле прямо, опустив голову и обхватив грудную клетку скрещенными руками. «Пчелка жужжит»– напродолжительном выдохе произнести «ж-ж-ж», сжимая руками ребра. «Пчелка летит»– выдох через нос, руки раскинуты в стороны, плечи максимально выпрямлены. Повторять 5-6 раз.

«Вверх по радуге»

И. п.: сидя, дышать глубоко, чередуя вдохи и выдохи, представляя себе радугу – на вдохе на нее поднимаемся, на выдохе – спускаемся. Повторить 6-7 раз.

И. п.: стоя. «У мишки дом большой»– ребенокделает вдох, приподнимаясь на носки, руки подняты вверх. «У мышки домик маленький»– ребенокопускается на корточки, голова опущена между коленями, выдох со звуком «ш-ш-ш». Повторить 5-6 раз.

И. п.: стоя, с опущенными руками. На вдохе руки поднимаются вверх. Затем на длинном выдохе ребенок медленно опускает руки, произнося звук «с-с-с». Повторить 4-5 раз.

И. п.: стоя, ноги широко расставлены. На вдохе руки поднять над головой и сцепить ладони, как топор. На выдохе вытянутые руки легко опускаются, тело наклоняется вперед, губы вытянуты и произносят «Ух!» Повторить 4-5 раз.

И. п.: сидя, одна рука на груди, другая – на животе. Вдохнуть, на выдохе произнести «ф-ф-ф». Повторить 5-7 раз.

Цель: расширить поле зрения, улучшить восприятие

И. п.: сидя за столом. Ребенок ищет глазами те предметы в группе, которые ему называет взрослый (5-6 предметов).

И п.: сидя. Ребенок в течение 5-6 секунд следит глазами за линиями горизонтальной «восьмерки», на которые указывает взрослый.

И. п.: сидя за столом. Ребенок двигает глазами по направлениям, указанным стрелками (слева направо, справа налево, по кругу).

И. п.: сидя за столом. Ребенок следит глазами по вертикальным и горизонтальным линиям (5-6 сек).

И. п.: сидя за столом. Ребенок следит за стрелками того направления, цвет которого называет взрослый.

И. п.: сидя за столом. Ребенок следит глазами за извилистыми линиями на схеме слева направо и справа налево (6-7 секунд).

И. п.: сидя за столом. Ребенок следит глазами по линиям узора по стрелкам от края к центру, а затем в обратном направлении (6-8 секунд).

И. п.: сидя за столом. Ребенок следит глазами по направлениям цветных дуг, которые называет взрослый.

И.п.: сидя за столом. Ребенок следит глазами сверху вниз и снизу вверх по направлениям цветных пружинок. (6-7 секунд).

И. п.: сидя за столом. Ребенок следит глазами за изображением ломаной линии сверху вниз и снизу вверх (6-8 секунд).

Цель: снятиенепроизвольных движений и мышечных зажимов

И. п.: стоя. Ребенок марширует на месте, при этом задействует руку, противоположную ноге (например, правая нога идет вперед одновременно с левой рукой, а правая рука отведена назад). Маршировать в течение 8-10 сек.

И. п.: стоя или сидя за столом. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью до наоборот.

И. п.: стоя или сидя за столом. Правую руку вытянуть вверх и прислонить к уху. Легко выдохнуть, схватить правую руку левой рукой и двигать ее вперед, назад, к себе, от себя. То же с левою рукой.

И. п.: стоя. Поднимать согнутую в колене ногу и касаться ее локтем противоположной руки. Выполнять 8-10 раз.

И. п.: стоя. Левой рукой и левой ногой выполнять круговые движения вперед и назад. Затем то же правой рукой и правой ногой. После этого вращения выполнять левой рукой и правой ногой, затем левой рукой и правой ногой.Повторить 6-8 раз.

И. п.: стоя или сидя. Правая рука лежит под левой ключицей. Ребенок вращает ей сначала 10 раз по часовой стрелке, затем 10 раз – против часовой стрелки. То же со сменой руки.

И. п.: стоя или сидя. Скрестить руки ладонями друг к другу, пальцы сцепить в замок, руки вывернуть к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый. В упражнении последовательно участвуют все пальцы рук.

И. п.: стоя, ноги на ширине ступни, руки скрещены на плечах. Меняя положение рук, хлопаем сначала по плечам, затем по коленям. Повторить 6-8 раз.

«Поймай себя за пятку»

И. п .:стоя .Согнуть правое колено, назад, ступня параллельно полу. Левой рукой коснуться правой пятки. То же с левой ногой и правой рукой. Повторить 6-8 раз.

И. п. : стоя или сидя. Скрестить ноги в лодыжках. Руки вытянуть вперед тыльными сторонами друг к другу и большими пальцами вниз .Скрестить ладони, соединить их в замок и вывернуть их на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Оставаться в этом положении несколько секунд, затем разомкнуть ноги и опустить руки, прикоснувшись пальцами рук друг к другу и опустив их ниже пупка.

Упражнения на развитие тонкой моторики

Цель: способствовать активации моторных речевых зон головного мозга, развитию речевой функции ребенка, подготовка ребенка к письму.

И. п.: сидя за столом. Поочередно соединять пальцы на правой руке с большим пальцем. Сначала медленно, затем темп упражнения убыстряется .Движение можно сопровождать словами: «Пальчики перебираем и колечко получаем». То же с левой рукой, затем одновременно двумя руками. Повторить 5-6 раз.

И. п :сидя за столом. Поочередно менять положение ладони в соответствии с указанием взрослого: сначала она сложена в кулак, затем стоит на ребре, потом ладонь лежит на столе горизонтально. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем –левой, потом – двумя руками одновременно. Выполнять 5-6 раз.

И. п. : сидя за столом, ладони лежат на столе. Перевернуть правую ладонь тыльной стороной вверх. Приговаривая «Ладушки, ладушки, мы печем оладушки!», менять положение ладоней на столе. Повторить 5-6 раз.

«Этот зайка под сосной»

И. п.: сидя за столом.Указательный и средний палец правой руки вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем. Раскрытая ладонь левой руки находитсянад правой. Со словами «Этот зайка под сосной, этот зайка — под другой!» менять положение рук 5-6 раз.

И. п. : сидя за столом. Попеременно показывать «зайку» (указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный прижаты к ладони большим пальцем), «колечко» (указательный и большой палец соединить, остальные вытянуты вверх) и «цепочку» (поочередно соединять большой палец с остальными пальцами и через них попеременно «пропускать» «колечко» из пальцев другой руки).

И. п. : сидя за столом. Поочередно менять положение рук, показывая «флажок» (большой палец отогнут вверх, остальные сомкнуты вместе), «рыбку» (пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец) и «лодочку» (обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком»). Повторять 6-8 раз.

И. п. : сидя за столом. Попеременно показываем «зайчика» ( указательный и средний пальцы вытянуты вверх, остальные прижаты к ладони большим пальцем), «козу» ( указательный палец и мизинец выпрямлены, средний и безымянный прижаты большим пальцем к ладони) и «вилку» ( указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены и напряжены, большой палец прижимает мизинец к ладони).

И. п. :сидя за столом. Последовательно изменяем положение рук. «Гусь» — ладонь согнута под прямым углом, пальцы вывернуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой. «Курица» — ладонь немного согнута, указательный палец опирается на большой палец, остальные пальцы прижаты друг к другу в полусогнутом положении. «Петух»- ладонь поднята вверх, указательный палец опирается на большой палец.

И. п. : сидя за столом. Левую руку жать в кулак, большой палец отставить в сторону. Кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой руки. Менять положение правой и левой рук .Выполнять 5-6 раз, стараясь убыстрять темп.

И. п. : сидя за столом. Ладони лежат на столе тыльной стороной вверх. Левую ладонь согнуть в кулак. Поочередно менять положение рук. Движение можно сопровождать словами: «Кулачок-ладошка, так шагает кошка!» Повторять 6-8 раз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector