Использовал анатомический принцип классификации упражнений
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Использовал анатомический принцип классификации упражнений

Использовал анатомический принцип классификации упражнений

Помощь студентам в дистанционном обучении
Ответы на тесты, практикумы, кейсы

Конфиденциальность заказов и ваших личных данных Без риска — оплата после получения результата Решение в день обращения на высокие результаты Безопасность – использование прокси и VPN

Главная
Магазин / Синергия / Тест / Физическая культура и спорт (Элективная дисциплина 1) . Ответы к тесту

Физическая культура и спорт (Элективная дисциплина 1) . Ответы к тесту

Неверно, что, согласно одному из основных положений теории П.Ф. Лесгафта,
гармоничное развитие основывается на первенстве физических, а недуховных сил человека
нормального физического развития можно достичь только при научно обоснованной системе физического образования
системы физического воспитания подчинены закономерностям физиологии

Неверно, что католическая церковь в Средние века .
поощряла занятия физической культурой крестьян и ремесленников
запрещала заниматься физической культурой крестьянам и ремесленникам
всячески поощряла систему воспитания дворянства и оизическую подготовку рыцарей

Неверно, что в рабовладельческом обществе физическая культура
приобрела классовый характер
приобрела связь с трудовой деятельностью
выделилась в самостоятельную часть культуры общества

. использовал анатомический принцип классификации упражнений
Ф. Дельсарт
H. Бук
Ж.Эбер

В январе 1933 г. была введена сдача норм комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
I ступени
III ступени
II ступени

Цель физической культуры . состояла в формировании отважного и настойчивого подрастающего поколения, способного победить в любых условиях
Афин
Аргоса
Спарты

В 1943 г. правительство приняло решение о создании спортивного общества «. », которое улучшило спортивно-массовую работу среди учащихся ремесленных школ и училищ
Цех друзей ГТО
Самый лыжный цех
Трудовые резервы

. составил «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества», в котором впервые на русском языке подробно и систематически излагались правила физического воспитания
B.H. Татищев
А.П. Протасов
И.И. Бецкой

До 1990 г. физкультурные организации профсоюзов имели в общей сложности . всех спортивных сооружений России
80-85%
70-75 %
60-65 %

Неверно, что к принципам физического воспитания Ж. Демени относится принцип, согласно которому.
движения должны выполняться с полной амплитудой
гимнастика должна быть динамичной
мышцы, участвующие в движении, должны быть полностью расслабленными

Реализацию Программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» предлагается осуществить в .
4 этапа
3 этапа
2 этапа

В 1923 г. был образовал центральный орган управления -.
Канцелярия главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения
Государственный институт физического образования
Высший Совет физической культуры (ВСФК)

Третья глава Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» посвящена.
деятельности Олимпийского комитета России, физкультурно-спортивных объединений и организаций
пропаганде физической культуры и спорта
физкультурно-оздоровительной работе и развитию спорта высших достижений

При Екатерине II на физическое развитие оказывала влияние система физического воспитания
французской дворянской молодежи
из немецких кадетских корпусов
английского общества

В . в Москве в школе математических и навигационных наук вводится физическая подготовка обязательный учебный предмет
1701 г.
1727 г.
1698 г.

На Играх. в 1996 г. Россия после распада СССР впервые выступала самостоятельной командой
XXVI Олимпиады в Атланте
XXV Олимпиады в Барселоне
XVIII Олимпиады в Нагано

В шестой главе Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» речь идет о.
социальной защите спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций
ресурсном обеспечении в области физической культуры и спорта
правах и обязанностях спортсменов, прооессиональном спорте

На первом этапе реализации Программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» планируется .
строительство инфраструктуры федерального спортивно-тренировочного центра для подготовки спортсменов по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр
создание научно-методической базы, повышающей эффективность решения задач Программы
разработка системы отчетности, характеризующей экономическую эффективность хода реализации Программы

Теорию излишней биологической энергии выдвинул
Г. Спенсер
Г. Плеханов
К. Дим

Значения . из 16 целевых индикаторов Программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» в 2012 году не достигнуты
8
2
4

Систему физического воспитания «турнкунст» изобрел .
Ф. Ян
А. Шписс
И. Гутс-Мутс

Истмийские игры проводились в честь.
бога Посейдона
богини Афины
бога Зевса

Неверно, что в 1970-х и первой половине 1980-х гг. в физкультурном движении практическая деятельность физкультурных организаций оценивалась по .
подготовке отдельных спортсменов, железных зачетников
числу завоеванных кубков, грамот и медалей
развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы

Олимпийский комитет России был создан в
1898 г.
1911 г.
1913 г.

В . был принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
январе 1999 г.
январе 1996 г.
декабре 1998 г.

Московский стадион «Динамо» вступил в строй в
1920 г.
1928 г.
1934 г.

Концепция . основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться исключительно на знаниях, подтвержденных анатомией и биологией
П. Линга
А. Шписса
Ф. Амороса

В . вышла в свет «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии»
1840 г.
1889 г.
1872 г.

Сокольское движение связано с деятельностью
М. Тырша
Т. Арнольда
Ф. Амороса

Уровень обеспеченности Российской Федерации по итогам 2012 г. спортивными залами составляет. норматива обеспеченности
55,5%
87,5%
20%

. в своих трудах писал о том, что физическое воспитание должно содействовать оздоровлению и закаливанию организма
КД. Ушинский
Д.И. Писарев
И.П. Павлов

Деятельность Международного олимпийского комитета (МОК) в 1926-1927 гг. была направлена на то, чтобы.
участие женщин в Играх стало символическим
расчленить Олимпийские игры по прооессиональной принадлежности
расчленить Олимпийские игры на самостоятельные направления по региональному признаку
участие женщин в Играх стало реальным

При проведении урока гимнастики Ф. Аморос соблюдал принцип
сложных упражнений
от трудного к легкому
от легкого к трудному

Развитие спорта и новых форм физического воспитания в 19 – начале 20 в. (системы Т. Арнольда, Ж. Демени, Ж. Эбера, Н. Бука)

Ректором одного из учебных заведений в местечке Регби (Англия) был Томас Арнольд (1759 – 1842). В то время в английских учебных заведениях нередко наблюдались недисциплинированность и непослушание, пренебрежение школьными правилами, леность и уклонение от работы. Чтобы добиться перестройки жизни колледжа, Арнольд стал наблюдать за поведением учащихся на спортивных площадках, после чего он пришел к выводу: посредством физических движений и эмоций, связанных с игрой, учащаяся молодежь способна формироваться на спортивной площадке, если с этим согласуется воспитательная деятельность церкви и школы. За 14 лет работы Арнольда в Регби сложился новый идеал воспитания – «христианский джентельмен».

Гимнастика Жоржа Демени (1850 – 1917). Жорж Демени начал работать в области физического воспитания в конце XIX в., когда значительно продвинулось вперед развитие биологических наук, в том числе и физиологии. Изучив существующие системы гимнастики, Ж. Демени пришел к выводу, что их общим и основным недостатком является чрезмерная искусственность. Изучая физиологию мышечной деятельности, Демени понял, что одного лишь деления физических упражнений по анатомическому признаку недостаточно и следует создавать благоприятные условия для развития отдельных частей тела и с позиций физиологии. Ж. Демени полагал, что «цель физического воспитания не приобретение силы, а пользование ею». Цель гимнастики для юношей сводилась им к воспитанию людей сильных, ловких, гибких, способных быстро и

экономно действовать в любых условиях, владеющих основными видами военно-прикладных движений. Иные задачи ставил Ж. Демени при физическом воспитании девушек: главной целью было приобретение ими гибкости, ловкости, хорошей осанки, умения двигаться плавно и грациозно путем включения в урок танцевальных шагов, а также упражнений с булавами, палками, венками и т.п. Ж. Демени определил семь видов спортивных упражнений: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, поднимание и переноску тяжестей, метание, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей, например: прыжки на месте, с одной ноги на другую, с продвижением вперед, назад или в сторону, с разбега.

Как педагог и физиолог Ж. Демени сформулировал ряд принципов физического воспитания.

1. Гимнастика должна быть динамичной, следует избегать статических упражнений. Неестественность упражнений: скорость движения должна быть в обратной пропорции с движущейся массой частей тела.

2. Движения должны выполняться с полной амплитудой. Если одну мышцу напрячь до полного сокращения, то противоположные мышцы нужно расслаблять до конца.

3. Движения должны быть естественными и размашистыми, а не отрывистыми и угловатыми.

4. Те мышцы, которые не участвуют в движении, должны быть полностью расслабленными.

5. При разучивании упражнений необходимо переходить от простых к сложным, от более легких к более трудным, от неизвестных к известным.

Ж. Демени предложил свой план урока и методические указания к нему. Урок состоял из 7 серий: 1-я – строевые упражнения, 2-я – движения всего тела; 3-я – подвешивание и опора; 4-я – бег и игры; 5-я – специальные движения туловища; 6-я – прыжки и игры, требующие большой траты сил; 7-я – дыхательные упражнения.

От урока Ж. Демени требовал, чтобы упражнения использовались интересные, способные гармонично развить мускулатуру занимающихся. Не следует доводить учеников до усталости, но постепенно нужно увеличивать трудность и интенсивность выполнения упражнений. Считая общеразвивающее направление в физическом воспитании самым важным, Ж. Демени адресовал свою систему упражнений для физического воспитания детей школьного возраста. Лишь для учеников старших классов он допускал упражнения военно-прикладной гимнастики (для юношей) и элементы гимнастики для девушек. Он первый начал определять величину нагрузки: мощ- ность и время работы.

«Естественный метод» Эбера. Жорж Эбер (1885 – 1957), один из учеников Ж. Демени, продолжил развитие прикладного направления в физическом воспитании, типичного для Франции со времен Амороса. «Естественный метод» физического воспитания Эбера состоит из связанных между собой частей:

1) часть вспомогательно-подготовительная, состоящая из элементарных упражнений для рук, ног, туловища, упоров, висов, равновесий, подпрыгиваний, дыхательных упражнений;

2) часть основная, состоящая из «воспитательно-прикладных» упражнений, имеющая целью усовершенствовать человека с помощью восьми естественных упражнений: ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания, поднимания, защиты-нападения и плавания;

3) часть вспомогательная, дополнительная, включающая спортивные игры и ручной труд.

Военный характер своей гимнастики Ж. Эбер объяснял преимуществами физической подготовленности дикаря перед цивилизованным человеком. Он пытался доказать никчемность специальной гимнастики для женщин и спортивной специализации. Ж. Эбер заявлял, что своей гимнастикой хочет устранить дефекты физического развития современного культурного человека, вызванные нездоровым образом жизни и недостатком движения. Ж. Эбер использовал все известные естественные виды передвижений и упражнений, а также заимствовал формы физических упражнений из других систем физического воспитания.

Читать еще:  Упражнения для предплечий

Занятия Ж. Эбер предлагал проводить на местности, без какого-либо специального оборудования. Для занятий годилось все: деревья – для лазания, канавы – для прыжков, заборы – для перелезаний и т.п. Преподаватель, ориентируясь в обстановке, должен был изобретать нужные упражнения в различных условиях. Это не исключало искусственных препятствий, но они должны были заменять естественные при их отсутствии.

Ж. Эбер как опытный практик внес ценный вклад в развитие средств и методов физического воспитания. В свои уроки он вводил гигиенические процедуры – обтирание,

души, ванны и пр. Он ввел метод систематических проверок достигнутых результатов и определения физических способностей занимающихся, разработав таблицу норм по 12 видам упражнений.

Практические рекомендации Ж. Эбера заключались в следующем.

1. Преподаватель физического воспитания в ходе упражнений должен вместе с учащимися развивать различные группы мышц. Он должен это делать с помощью таких упражнений, в результате которых он убедился лично.

2. Необходимо ежедневно создавать возможности для физического воспитания, во время занятий преподаватель должен использовать природные условия.

3. На занятиях должны выполняться упражнения на выносливость.

4. Учащиеся должны заниматься обнаженными до пояса и на свежем воздухе.

5. Каждый урок необходимо заканчивать массажем и купанием.

Ж. Эбер ввел комплексный зачет по 12 видам по 15- балльной системе. К недостаткам Эбера можно отнести то, что он не разработал рекомендаций для занятий физическими упражнениями девочек.

Гимнастика Н. Бука. Датчанин Нильс Бук (1880 – 1950) имел гимнастическую школу в г. Оллерупе. Продолжатель шведской гимнастики Н. Бук разработал первоначальную ступень гимнастики, которую назвал «примитивной», или «основной». При определении цели своей гимнастики Н. Бук исходил из того, что по различным причинам, в том числе и вследствие повседневного, тяжелого труда, мышцы и связки человеческого тела утратили эластичность и мягкость, а потому человек не способен к ловким и экономным движениям. Чтобы выполнить такие движения, нужно подготовить себя к ним, а для этогои служит «основная» гимнастика. Н. Бук подчеркивал, что она создана для того, чтобы здоровых, но неловких деревенских парней так «обработать» гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными, пригодными к несению военной службы.

Как и в шведской системе, упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Н. Бук полагал, что упражнения могут развивать силу, ловкость и гибкость в зависимости от формы и характера их выполнения. В связи с этим анатомический принцип классификации упражнений Бук дополнил разбивкой всех упражнений по их функциональному влиянию на отдельные части тела и на человека в целом, это было шагом вперед по сравнению со шведской классификацией. Упражнения систематизировались по следующим принципам:

1) порядковые; 2) упражнения для ног; 3) упражнения для рук; 4) упражнения для шеи; 5) упражнения для боковых мышц; 6) упражнения для брюшных мышц; 7) упражнения для спинных мышц; 8) упражнения с ходьбой и бегом; 9) упражнения в прыжках и ловкости.

Н. Бук предлагал большое разнообразие исходных положений. Если исходные положения шведской гимнастики были похожи на позы, то в упражнениях Бука статичность была сведена к минимуму. Несмотря на анатомо-физиологическую классификацию упражнений, схема урока Бука была построена формально, разделы урока не выявляли содержания и характера работы:

1-я часть урока – упражнения без снарядов (12 – 30 упражнений);

2-я часть урока – упражнения на шведской стенке и буме (6 – 22 упражнения);

3-я часть урока – ходьба, упражнения в ловкости (9 – 20 упражнений).

Для женщин игра с пением. Весь урок длился 90 минут. Поскольку каждое упражнение повторялось от 10 до 15 раз, то нагрузка на уроке была очень высокой. «Кривая нагрузки» урока строилась у Н. Бука с расчетом максимального повышения напряжения в конце второй трети занятия. Урок должен быть непрерывным, слитным. Наиболее характерными чертами являлись усиленный темп и плотность нагрузки, последовательная смена одного упражнения другим. Пока выполнялось одно упражнение, давалась подготовительная команда, и к моменту исполнительной команды занимающиеся без пауз переходили к выполнению следующего упражнения (поточный метод).

Положение о том, что во время урока мышцы, которые не принимают участия в работе, должны быть расслаблены, прогрессивно по сравнению со шведской методикой. Н. Бук довел моторную плотность урока до предела, а придуманные им упражнения широко вошли в практику и с успехом применяются в современных условиях. Развитие национальных систем физического воспитания не ограничивалось указанными ранее. Немало других педагогов составляли системы средств и методов физического воспитания.

Можно было бы назвать много других имен, однако уже во второй половине XIX в. все больше начинают говорить о том, что для физического воспитания одной гимнастики недостаточно. Многие авторы пишут о пользе игр и спортивных упражнений. В результате в национальные системы проникают спорт и игры, начинают проводиться спортивные состязания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9961 — | 7572 — или читать все.

Использовал анатомический принцип классификации упражнений

Физические упражнения в ЛФК делят на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д. Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие), специальные и дыхательные (статические и динамические).

Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают лечебное действие специальных.

Избирательно действуют на опорно-двигательный аппарат. Например, на позвоночник — при его искривлениях, на стопу — при плоскостопии и травме. Для здорового человека упражнения для туловища являются общеукрепляющими; при остеохондрозе, сколиозе их относят к специальным, так как их действие направлено на решение задач лечения — увеличение подвижности позвоночника, коррекцию позвоночника, укрепление окружающих его мышц. Упражнения для ног являются общеукрепляющими для здоровых людей, а после операции на нижних конечностях, травме, парезах, заболеваниях суставов эти же упражнения относят к специальным. Одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут решать разные задачи. Например, разгибание и сгибание в коленном или другом суставе в одних случаях направлено для развития подвижности, в других — для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), в целях развития мышечно-суставного чувства (точное воспроизведение движения без зрительного контроля). Обычно специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими.

Гимнастические упражнения подразделяют на группы:

  • по анатомическому признаку;
  • по характеру упражнения;
  • по видовому признаку;
  • по признаку активности;
  • по признаку используемых предметов и снарядов.

По анатомическому признаку выделяют следующие упражнения:

  • для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лицо);
  • для средних мышечных групп (шея, предплечья, плечо, голень, бедро);
  • для крупных мышечных групп (верхние и нижние конечности, туловище),
  • комбинированные.

По характеру мышечного сокращения упражнения подразделяют на две группы:

  • динамические (изотонические);
  • статические (изометрические).

Сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет своей длины, называется изометрическим (статическим). Например, при активном поднимании ноги вверх из исходного положения лежа на спине больной выполняет динамическую работу (подъем); при удержании поднятой вверх ноги в течение некоторого времени работа мышц осуществляется в изометрическом режиме (статическая работа). Изометрические упражнения эффективны при травмах в период иммобилизации.

Чаще всего используют динамические упражнения. При этом периоды сокращения чередуются с периодами расслабления.

По характеру различают и другие группы упражнений. Например, упражнения на растягивание применяют при тугоподвижности суставов.

По видовому признаку упражнения подразделяют на упражнения:

  • в метании,
  • на координацию,
  • на равновесие,
  • в сопротивлении,
  • висы и упоры,
  • лазание,
  • корригирующие,
  • дыхательные,
  • подготовительные,
  • порядковые.

Упражнения в равновесии используют для совершенствования координации движений, улучшения осанки, а также для восстановления этой функции при заболеваниях ЦНС и вестибулярного аппарата. Корригирующие упражнения направлены на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей. Упражнения на координацию восстанавливают общую координацию движений или отдельных сегментов тела. Применяются из разных ИП с различным сочетанием движений рук и ног в разных плоскостях. Необходимы при заболеваниях и травмах ЦНС и после длительного постельного режима.

По признаку активности динамические упражнения разделяют на следующие:

Для облегчения работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на бокy, противоположном упражняемой конечности. Для облегчения работы мышц стопы упражнения проводят в ИП на боку на стороне упражняемой конечности. Для облегчения работы приводящих и отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП на спине, животе.

Для усложнения работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на спине, животе. Для усложнения работы приводящих и отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП лежа на боку, противоположном упражняемой конечности.

Для выполнения упражнений с усилием применяют сопротивление, оказываемое инструктором или здоровой конечностью.

Мысленно воображаемые (фантомные), идеомоторные упражнения или упражнения «в посылке импульсов к сокращению» выполняют мысленно, применяют при травмах в период иммобилизации, периферических параличах, парезах.

Рефлекторные упражнения заключаются в воздействии на мышцы, отдаленные от тренируемых. Например, для укрепления мышц тазового пояса и бедра применяют упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

Пассивными называют упражнения, выполняемые с помощью инструктора, без волевого усилия больного, при отсутствии активного сокращения мышцы. Пассивные упражнения применяют, когда больной не может выполнить активное движение, для предупреждения тугоподвижности в суставах, для воссоздания правильного двигательного акта (при парезах или параличах конечностей).

Упражнения на расслабление снижают тонус мышц, создают условия отдыха. Больных обучают «волевому» расслаблению мышц с использованием маховых движений, встряхиваний. Расслабление чередуют с динамическими и статистическими упражнениями.

В зависимости от используемых гимнастических предметов и снарядовупражнения подразделяют на следующие:

  • упражнения без предметов и снарядов;
  • упражнения с предметами и снарядами (гимнастические палки, гантели, булавы, медицинболы, скакалки, эспандеры и др.);
  • упражнения на снарядах, тренажерах, механоаппаратах.

Все упражнения связаны с дыханием. Дыхательные упражнения подразделяют на следующие:

Читать еще:  Упражнение с эспандером

Динамические дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, плечевого пояса, туловища; статические (условно) осуществляются при участии диафрагмы, межреберных мышц л мышц брюшного пресса и не сочетаются с движениями конечностей и туловища.

При применении дыхательных упражнений следует активизировать выдох. При статическом полном типе дыхания в процессе вдоха и выдоха участвуют все дыхательные мышцы (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы). Полное дыхание наиболее физиологично; во время вдоха грудная клетка расширяется в вертикальном направлении вследствие опускания диафрагмы и в переднезаднем и боковом направлениях в результате движения ребер вверх, вперед и в стороны.

К статическим дыхательным упражнениям относят:

  • упражнения, изменяющие тип дыхания:
    • вышеописанный полный тип дыхания;
    • грудной тип дыхания;
    • диафрагмальное дыхание;
  • упражнения с дозированным сопротивлением:
    • диафрагмальное дыхание с сопротивлением — руки инструктора расположены в области края реберной дуги (ближе к середине грудной клетки);
    • диафрагмальное дыхание с укладкой на область верхнего квадрата живота мешочка с песком (от 0,5 до 1 кг);
    • верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления, которое осуществляет инструктор, надавливал руками в подключичной области;
    • нижнегрудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением от давления рук инструктора в области нижних ребер;
    • верхнегрудное дыхание справа с сопротивлением при нажатии руками инструктора в верхней части грудной клетки;
    • использование надувных игрушек, мячей.

Различают общие и специальные дыхательные упражнения. Общие дыхательные упражнения улучшают вентиляцию легких и укрепляют основные дыхательные мышцы. Специальные дыхательные упражнения применяют при заболеваниях легких, при парезах и параличах дыхательной мускулатуры.

Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею с последующим выделением мокроты во время откашливания.

Для лучшего оттока отделяемого из пораженной зоны используют статические и динамические дыхательные упражнения. Дренажные упражнения проводят в исходных положениях лежа на животе, на спине, на боку с приподнятым ножным концом кровати, сидя, стоя. Выбор исходного положения зависит от локализации поражения.

Спортивно — прикладные упражнения.

К спортивно-прикладным упражнениям относятся ходьба, бег, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, гребля, ходьба на лыжах, коньках, езда на велосипеде, терренкур (дозированное восхождение), пешеходный туризм. Наиболее широко используется ходьба — при самых различных заболеваниях и почти всех видах и формах занятий. Величина физической нагрузки при ходьбе зависит от длины пути, величины шагов, темпа ходьбы, рельефа местности и сложности. Ходьба используется перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение. Ходьба может быть усложненной — на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, в полуприседе, с высоким подниманием коленей. Специальная ходьба — на костылях, с палкой, на протезах.применяется при поражении нижних конечностей. По скорости ходьбу подразделяют: на медленную — 60-80 шагов в минуту, среднюю — 80-100 шагов в минуту, быструю — 100—120 шагов в минуту и очень быструю — 120-140 шагов в минуту.

Игры подразделяются на четыре возрастающие по нагрузке группы:

В ЛФК используют крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис и элементы других спортивных игр (баскетбол, футбол, ручной мяч, водное поло). Спортивные игры широко применяют в условиях санаторно-курортного лечения и проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью.

Гимнастические упражнения со специально подобранным музыкальным сопровождением целесообразно использовать при проведении групповых занятий утренней и лечебной гимнастикой. Это благоприятно влияет на состояние нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на обмен веществ.

Следует также включать в процедуры элементы танца и танцевальные шаги.

Физические упражнения в воде и плавание в бассейне при температуре воды 25-27 °С эффективны при лечении заболеваний сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ, нервной системы, повреждений опорно-двигательного аппарата в период стойкой ремиссии хронического заболевания. Упражнения при температуре воды 34-36 °С целесообразны для больных со спастическими парезами.

В ЛФК применяют механоаппараты и тренажеры местного (локального) и общего действия. Для разработки суставов при ограничении в них движений и укрепления ослабленных мышц у больных с заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата назначают упражнения на механоаппаратах местного действия — как дополнение к процедурам лечебной гимнастики.

Тренажеры и механоаппараты общего действия — вело-тренажеры, тренажер для гребли, бегущая дорожка и другие — назначают при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экзогенно-конституциональном ожирении и других заболеваниях в стадии компенсации.

Методическая разработка лекции «Физические упражнения по анатомическому принципу»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр последипломного образования специалистов медицинского профиля»

«,Общие основы ЛФК (физические упражнения по анатомическому принципу, по принципу активности и степени физической нагрузки на организм)»

Специалисты со средним мед. образованием

Преподаватель СПб ГБУ ДПО «ЦПО СМП» Мороз Л.И.

Рассмотрено на заседании ЦМК

Протокол № ____ от «___»___20___ г.

Председатель ЦМК _______________

Методический совет ______________

Протокол № ____ от «___»___20___ г

Требование к знаниям и умениям

Лечебная физкультура широко входит в систему комплексного лечения больных при самых различных заболеваниях. Средства лечебной физкультуры-физические упражнения, закаливание, режимные моменты, организация всего двигательного режима больных-стали неотъемлемыми компонентами организации лечебного, реабилитации во всех лечебно-профилактических учреждениях-больницах, поликлиниках,санаториях, специализированных диспансерах.

Весь программа по лечебной физкультуры имеет 2 раздела:

1.Общие основы ЛФК

2.ЛФК в клинике заболеваний

Общие основы ЛФК-это основа всей лечебной физкультуры.

Физические упражнения воздействуют не только на различные системы организма в целом, но и на отдельные группы мышц, суставы, позвоночник, позволяя восстановить силу, быстроту, координацию, выносливость и др. В связи с этим упражнения подразделяют на общеразвивающие (общетонизирующие, общеукрепляющие) и специальные (схема 4.3).

Общеукрепляющие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма. Задача специальных упражнений — избирательное воздействие на ту или иную часть (сегмент, регион) опорно-двигательного аппарата, например на стопу при плоскостопии, на позвоночник при его деформации, на тот или иной сустав при ограничении движений.

Лекция с мультимедийным сопровождением

Дидактическая: д ать теоретический материал по классификации физических упражнений,

их разновидности, особенности их выполнения.

Развивающая: р азвить способность правильно владеть всеми видами физических упражнений. Научить использовать логическое мышление при построении занятий ЛФК.

Воспитательная: способность развитию коммуникативной и санитарно-гигиенической культуры, воспитание терпения, уверенности в себе и ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей

3.Требования к знаниям слушателей

Слушатели должны знать:

законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

основы физиологии и патофизиологии организма;

методику проведения занятий по лечебной физкультуре для больных с различными заболеваниями

показания к проведению занятий по лечебной физкультуре;

основы проведения лечебного массажа;

правила личной гигиены;

санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий по лечебной физкультуре;

основные причины заболеваний и травм, их клинические проявления;

методы диагностики заболеваний, виды их осложнений; методы лечения и профилактики заболеваний и травм;

виды, формы и методы реабилитации;

организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов;

психологию профессионального общения;

основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;

основы валеологии и санологии;

основы трудового законодательства;

правила внутреннего трудового распорядка;

правила по охране труда и пожарной безопасности.

ПК 1 . Организовывать лечебную физкультуру в условиях стационара, поликлиники, врачебно- физкультурного диспансера, восстановительного центра, отделения реабилитации, санатория.

ПК 2 Проводить работу среди населения и пациентов по широкому использованию средств и методов физической культуры в целях сохранения и укрепления здоровья.

ПК 3 . Разрабатывать уроки ЛФК

ПК 4. Объяснять пациентам суть лечения методом ЛФК.

ПК 5 Представлять информацию в понятном для пациента виде.

ПК 6 Обеспечивать контроль за состоянием пациента на всех этапах проведения занятий лечебной гимнастикой.

ПК 7 .Подготовливать спортивный инвентарь и помещение для занятий.

ПК 8 . Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 9. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы для залов групповых и индивидуальных занятий ЛФК, кабинетов механотерапии. Тренажёров, бассейнов лечебного плавания, спортивных площадок, маршрутов, пешеходных прогулок, терренкура и других спортивных сооружений (устройство, размеры, освещение, вентиляция, температуру воздуха и воды)

ПК 10 .. Осуществлять программы этапной физической реабилитации больных.

ПК 11. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 12. Использовать основы теории и методики физвоспитания и спортивной тренировки

ПК 1 3. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 14. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и

4. Оптимизация знаний

Визуализация, рефлексия,лекция с мультимедийным сопровождением , дискуссия

Презентация лекции. ТСО

Видео, магнитно- маркерная доска, методическое обеспечение

Топографическая и динамическая анатомия, ЛФК.

Самостоятельная работа, практика

5. Список литературы

Основная литература для преподавателей

Дополнительная литература для преподавателей

Основная литература для слушателей.

Дополнительная литература для слушателей

Д.Д.Донской «Биомеханика физических упражнений»

М.Физкультура и спорт1958г.

В.М. Постникова «Общая методика применения физических

Упражнений в лечебной физкультуре» М.1967г

Библиография Анатомия человека [Электронный ресурс] : учебник для медицинских училищ и колледжей / З.Г. Брыксина, М.Р. Сапин, С.В. Чава — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.

В.А. Епифанов «Восстановительная медицина» -учебник

Москва «ГЭОТАР» -Медиа,2013г.

1. Министерство здравоохранения РФ (http//www.minzdravsoc.ru).

В.Н.Мошков «Общие осВ. В.Н. Мошков « Общие основы лечебной физкультуры»

Основы физической реабилитации

Визуальное руководство по функциональному мышечному тестированию.

Вибен К. Фалькенберг Б. 2017г

Мышцы: Анатомия — Движения – Тестирование

пер. с англ. под ред. М.Б. Цыкунова.

Библиография Лечебная физическая культура и массаж [Электронный ресурс] : учебник / В. А. Епифанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.г.

Т.А.Фонарёва «Лечебная физкультура при детских заболеваниях»

Глава 2 стр.38-85

Формулировка темы и ее обоснование

Основная часть занятия.

Контроль исходного уровня знаний (вопросы)

Контроль усвоения материала (задачи)

Заключительная часть занятия:

Подведение итогов обобщение пройденного материала

Задание для самоподготовки к практическому занятию

Сообщает тему и

Определить уровень исходных знаний

Базовый контроль (вопросы)

Представляет проблему, излагает материал, организует дискуссию, визуализирует материал.

Конспектируют, участвуют в дискуссии.

Сформировать профессиональные компетенции в области данной темы

ТСО, Методическое обеспечение

Задает задания в форме проблемной задачи

Отвечают, проверяют правильность ответов, корректируют ответы

Оценить уровень усвоения нового материала

Обобщает материал, подводит итоги

Слушают, задаю вопросы

Преподаватель даёт задание для самоподготовки, список литературы

Приложение к методической разработке:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ БРЮШНОГО ПРЕССА.

И.П.- для всех упражнений: лёжа на спине с прижатой к опоре поясничной частью позвоночного столба.

1. Согнуть обе ноги, разогнуть вперёд, медленно опустить.

2. Поочерёдное разгибание и сгибание ног на весу-« велосипед».

3. Руки за головой, поочерёдное поднимание прямых ног вперёд.

Читать еще:  Упражнения тибетских монахов

4. Руки вверх, медленно поднять обе ноги вперёд и медленно опустить.

5. Согнуть ноги, разогнуть их под углом 45, медленно опустить. Перед этим развести, соединить, медленно опустить.

6. Удерживая мяч между коленями, согнуть, разогнуть их под углом 45, медленно опустить.

7. То же упражнение, но удерживая мяч между лодыжками.

8. Скрестные движения поднятыми ногами.

9. Сесть, сохраняя правильное положение спины и головы.

10. Руки в стороны, медленно приподнять голову и туловище до положения сидя.

11. Руки вверх, приподнять прямые ноги, махом рук вперёд сесть, принять правильную осанку.

12. Ноги фиксированы. Медленный переход в положение сидя.

13. То же, но в сочетании с различными движениями рук, либо с использованием предметов.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ ТАЗОВОГО ПОЯСА:

Приседая с вытянутыми вперёд руками, пятки не отрываются от пола, темп медленный.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ БОКОВОЙ ПОВЕРХНОСТИ ТУЛОВИЩА.

1. Лёжа на правом боку, правая рука вверх, левая — вдоль туловища. Приподнять и опустить левую ногу.

2. То же на левом боку с приподниманием и опусканием правой ноги.

3. Лёжа на правом боку, правая рука вверх, левая согнута и ладонью упирается в пол. Приподнять обе прямые ноги, удерживать их до счёта 4-5 на весу, медленно опустить.

4. То же на левом боку.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ

(Осуществляется в шейном отделе позвоночника и сопровождается движением головы)

1. Сгибание головы (наклоны вперёд) и разгибание головы (наклоны назад).

2. Повороты вправо и влево.

3. Круговые движения головой.

При приведении этих упражнений можно использовать сопротивление, которое оказывает сам

Контрольные вопросы по теме.

1. Вопрос. Классификация физических упражнений по анатомическому признаку

Ответ: Упражнения по анатомическому признаку м.б.-для мимических мышц лица, мышц шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, плечевого пояса и верхних конечностей , туловища, мышц брюшного пресса, спины, нижних конечностей, малого таза.

2. Вопрос, Факторы облегчения и отягощения при выполнении физических упражнений.

Исходное положение, объём количество мышечных групп, рассеивание нагрузки, темп, ритм, амплитуда, точность, простота и сложность, степень напряжения, соотношение дыхательных и общеразвивающих, количество физических упражнений, эмоциональность урока, плотность урока, продолжительность, использование упражнений на расслабление, количество повторений.

3. Вопрос . В каких случаях используются упражнения с факторами облегчения?

Ответ: Если ослаблена мышечная сила, или недостаточная амплитуда.

4.Вопрос. Какова физиологическая нагрузка на организм при выполнении упражнений

с факторами облегчения?

Ответ : Физиологическая нагрузка очень незначительная.

5.Вопрос . Какую нагрузку на организм несут общеразвивающие упражнения?

Ответ: Общеразвивающие упражнения имеют среднюю физиологическую нагрузку на организм, относятся к разряду общеразвивающих, общетонизирующих.

6. Вопрос. Как должны выполняться общеразвивающие упражнения?

Ответ: Общеразвивающие упражнения должны выполняться из удобных исходных

положений, без напряжения, по возможно полной амплитуде

7. Вопрос . Для каких целей используются упражнения с факторами отягощения?

. Ответ: Для наращивания мышечной силы.

8.Пречислите факторы отягощения .

для этого можно использовать гантели, резиновый бинт, изометрические

Три группы физических упражнений.

Средства ЛФК, формы и методики ее применения. Классификация физических упражнений. Показания и противопоказания к применению ЛФК.

Классификация физических упражнений.

Физические упражнения в ЛФК делятся на три группы:

Три группы физических упражнений.

1.Гимнастические (общеразвивающие, специальные).

1.1По анатомическому признаку.

1.2 По характеру мышечного сокращения.

1.3 По характеру упражнений (по видовому признаку).

Средства лечебной физкультуры (ЛФК), формы и методы ее применения.

Средства, формы ,методы, лечебной физической культуры.

Средства ЛФК — это действующие, гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах.

Основные средства ЛФК

1.2 Естественные факторы природы(солнце, воздух, вода).

1.3 Лечебный массаж.

1.4 Двигательный режим.

Дополнительныесредства ЛФК

Основные средства ЛФК

1.1Физические упражнения.

Упражнения — специально выработанные движения для общего физического развития или для приобретения каких-либо. навыков.

Физические упражнения— это естественные и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК имеющие целевую направленность, и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций, и тесно связанных с физиологическими свойствами мышц.

Гигиеническая гимнастика — это система простейших упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма человека. Может применяться практически во всех возрастных периодах и при любой подготовленности к физической нагрузке .

Различают следующие виды:

1) утреннюю гимнастику (зарядка);
2) гимнастику в режиме рабочего дня (вводная, физкультпауза);
3) вечернюю гимнастику (перед сном).

Утренняя гигиеническая гимнастика — это комплекс упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна.

Лечебная гимнастика — это основная форма применения лечебной физкультуры, включающая специальные физические упражнения, применяемые с лечебной целью и соответствующие всем основным принципам построения занятий по физическому воспитанию, лечебным задачам для данного периода заболевания.

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения состоящий в применении строго дозированных физических упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Классификация физических упражнений.

Физические упражнения в ЛФК делятся на три группы:

Три группы физических упражнений.

1.Гимнастические (общеразвивающие, специальные).

1.1По анатомическому признаку.

1.2 По характеру мышечного сокращения.

1.3 По характеру упражнений (по видовому признаку).

1.Гимнастические упражнения.Состоят из сочетанных движений. помощью которых можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д.

Все гимнастические упражнения подразделяются на

Гимнастические упражнения подразделяют на группы:

1.1 По анатомическому признакувыделяют следующие упражнения:

1.Для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лицо).

2.Для средних мышечных групп (шея, предплечья, плечо, голень, бедро).

3.Для крупных мышечных групп (верхние и нижние конечности, туловище).

1.2 По характеру мышечного сокращенияупражнения подразделяют на две группы:

3.Идеомоторные(в покое и физической деятельности).

4.Релаксационныефизические упражнения (в покое и физической деятельности).

1.Динамические(изотонические) разделяются на следующие (активные, пассивные).

Динамические (изотонические)физические упражнения – это чередование сокращения с последующим расслаблением мышц с изменением их длины.

Например, при активном поднимании ноги вверх из исходного положения легка на спине больной выполняет динамическую работу (подъем); при удержании поднятой вверх ноги в течение некоторого времени работа мышц осуществляется в изометрическом режиме (статическая работа).

1.Активные динамические физические упражнения выполняются:

с помощью здоровой конечности или медицинской сестры с волевым усилием.

Варианты активных упражнений

2.Пассивными называют упражнения, выполняемые с помощью инструктора, без волевого усилия больного, при отсутствии активного сокращения мышцы.

Пассивные динамические физическиеупражнения выполняются медицинской сестрой при пассивном состоянии пациента, если он без сознания, или под зрительным контролем и с волевым усилием пациента, когда у него отсутствуют активные движения.

2.Статические (изометрические) физические упражнениявыполняются без движения в виде напряжения отдельных мышечных групп или одновременного напряжения мышечных групп с последующим расслаблением, без изменения длины.

I вариант – без изменения исходного положения (лежа, сидя, стоя).

II варианта — фиксация поз.

III вариант — выполняется без изменения исходного положения.

Применяют при нарушениях опорно-двигательного аппарата (паралитических заболеваниях, парезах, травматических контрактурах, полиартритах, сколиозах, иммобилизации после переломов и вывихов).

I вариант – без изменения исходного положения (лежа, сидя, стоя),в принятом исходном положении последовательно напрягаются и расслабляются мышцы рук, ног, спины, груди и живота, шеи. Каждая из этих групп мышц включается последовательно в слабое, среднее и сильное (предельное) изометрическое напряжение. Далее выполняется одновременное включение всех мышц тела в слабое, среднее и сильное изометрическое усилие.

Схема выполнения изометрических физических упражнений (I вариант)

Последовательность выполнения упражнений Длительность изометрического усилия, с
слабого среднего предельного
Сокращение мышц
рук 2-4 2-4 2-4
ног 2-4 2-4 2-4
спины 2-4 2-4 2-4
живота и груди 2-4 2-4 2-4
шеи 2-4 2-4 2-4
всех мышц тела 2-4 2-4 2-4
одновременно

Примечание. Изометрические физические упражнения выполняются с указанием последовательности. Каждое упражнение выполняется индивидуально со слабым, средним, сильным изометрическим усилием предельным напряжением мышечных групп. Длительность составляет 2-4 секунды.Паузы между выполнением 5-15 секунд.

II вариант изометрических физических упражнений фиксация позвыполняется в виде кратковременной фиксации поз (от 5 до 15 секунд) различных поз из исходного положения сидя или стоя.

Поза №1:И.П.: стоя, руки опущены вниз, прямые ноги на ширине плеч. Фиксация: наклон вперед с прогибом в пояснице, сведением лопаток и руками, отведенными назад, с поднятыми кистями, приподнята голова (смотреть перед собой).

Поза №2:И.П.: стоя, ноги на ширине плеч или шире, руки подняты вверх, пальцы рук взяты в замок, ладони подняты вверх. Фиксация: наклон корпуса вперед с прогибом в пояснице, голова приподнята, кисти рук в замке сохраняют положение на уровне глаз.

Поза №3:И.П.: то же. Фиксация: 3а — наклон корпуса в правую сторону, 3б — то же влево

Поза №4:И.П.: то же. Фиксация: 4а — поворот корпуса вправо; 4б — поворот влево.

Поза №5:И.П.: стоя, ноги прямые, широко в стороны,

Фиксация: 5а — наклон в правую сторону. Кисть правой руки скользит по правому бедру, затем по голени. Левая рука отведена в сторону. Угол наклона корпуса соответствует состоянию пациента, исключается излишнее физическое напряжение; 5б — то же с наклоном в левую сторону

Поза №6:И.П.: стоя, ноги широко в стороны, корпус наклонен вперед, пальцы или ладонь одной руки касаются пола. Другая рука отведена в сторону.

Фиксация: 6а — поворот корпуса вправо с опорой на левую руку, правая отведена вверх; 6б — то же в другую сторону. Облегченный вариант — при наклоне корпус вперед руку опустить на сиденье стула или кушетки.

Поза №7:И.П.: стоя, ноги расставлены в стороны.Фиксация: 7а — наклон туловища назад с поворотом вправо. Правая рука касается задней поверхности голени или пятки. Левая рука поднята вверх; 7б — наклон корпуса с поворотом влево. Левая рука касается задней поверхности левой голени или пятки.

Примечание. На протяжении одной процедуры можно выполнять все семь изометрических физических упражнений, либо некоторые из них, облегченный вариант из исходного положения сидя на стуле. Длительность непрерывной фиксации принятой позы постепенно увеличивается от 5-6 до 10-15 секунд.

В курс лечебной физкультуры достаточно включить кратковременную фиксацию семи поз. На протяжении одного занятия могут выполняться все семь изометрических поз.

III вариант изометрических физических упражнений выполняется без изменения исходного положения. Сила напряжения регламентируется появлением физической усталости, без ощущения боли. В начале занятий она наступает через 15-20 секунд с дальнейшим увеличением времени.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector