Упражнения для мелкой моторики рук
Olymp-fitnes.ru

Спортивный портал

Упражнения для мелкой моторики рук

Комплекс упражнений для развития моторики пальцев рук

УПРАЖНЕНИЕ 1.Кончик большого пальца правой руки поочередно касается пальчиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»); то же упражнение выполнять паль­цами левой руки; те же движения производить одновременно пальца­ми правой и левой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Пальцы правой руки дотягиваются до пальцев ле­вой руки — по очереди «здороваются», начиная с мизинца; пальцы правой руки «здороваются» с пальцами левой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 3.Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»); те же движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).

УПРАЖНЕНИЕ 4. Указательный и большой пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»); те же движения производить пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегают наперегонки»).

УПРАЖНЕНИЕ 5.Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков — к себе и от себя.

УПРАЖНЕНИЕ 6.Вытянуть указательным палец и мизинец правой руки («коза»), то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук («козлята»).

УПРАЖНЕНИЕ 7.Образовать два кружка из большого и указатель­ного пальцев обеих рук, соединить их («очки»).

УПРАЖНЕНИЕ 8. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца («зайчик»); то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнить пальцами обеих рун («зайцы»).

УПРАЖНЕНИЕ 9.Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).

УПРАЖНЕНИЕ 10. Поочередно огибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; то же упражнение, но огибать пальцы о мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцам!» левое руки.

УПРАЖНЕНИЕ 11. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнять то же упражне­ние, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 12.Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянут вверх /» флажок «/.

УПРАЖНЕНИЕ 13. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вы­тянуты вверх, приблизить их («двое разговаривают»).

УПРАЖНЕНИЕ 14.Правую руку согнуть в кулан, на нее сверху изложить горизонтальную левую («стол»).

УПРАЖНЕНИЕ 15. Правую руку согнуть в кулак, а левую присло­нить к ней вертикально («стул», «кресло»).

УПРАЖНЕНИЕ,» 16. Согнуть пальцы левой руки б кулак, оставив сверху отверстие («бочонок с водой»); левая рука в том же поло­жении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).

УПРАЖНЕНИЕ 17. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска», «гнездо»); обе руки в том те положении, но большие пальцы опустить внутрь («птичье гнездо с яйцами»).

УПРАЖНЕНИЕ 18. Дерма пальцы вверх, соединить кончики сред­него и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», »дверь»).

УПРАЖНЕНИЕ 19.Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»); руки в том же положении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей» («магазин»).

УПРАЖНЕНИЕ 20. Пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом, как продавец и покупатель.

УПРАЖНЕНИЕ 21. Придать руки тыльной стороной друг к другу, опустить палым вниз («корни растений»); вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут» по столу («бежит соба­ка, лошадь»); пальцы правой руки находятся в том же положении, расставить указательный и средний пальцы левой руки (изображают всадника): посадить «всадника» на «коня» — указательный палец правой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 22. Положить правую руку на стол, поднять указа­тельный и средний пальцы, расставить их /» улитка о усиками «/; правая рука в том же положении, левую руку положить сверху /» ра­ковина улитки «/.

УПРАЖНЕНИЕ 23.Соединить большой, средний и безымянный паль­цы правой руки, указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («собака»).

УПРАЖНЕНИЕ 24. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).

УПРАЖНЕНИЕ 25. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).

УПРАЖНЕНИЕ 26. Прижать тыльные стороны рук друг «л другу, скрестив пальцы, поднять их вверх («елка», «ветви»).

УПРАЖНЕНИЕ 27.Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные сто­роны рук — вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры в ав­тобусе»).

УПРАЖНЕНИЕ 28.Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх, опустить средний палей правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10420 — | 8030 — или читать все.

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Нижнесуэтукский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

Осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Воспитатель: Зырянова Татьяна Алексеевна

Для детей в младшем дошкольном возрасте (3—4 года) большое значение имеет развитие мелкой моторики рук, у них еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции движений ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий. Поэтому ловкими пальчики малыша станут не сразу, и ребенку в этом необходимо помочь. В данной методической разработке представлены игры, направленные на развитие мелкой моторики, координации движений руки детей младшего дошкольного возраста. Нетрадиционный материал, представленный в играх, не требует больших финансовых затрат, поэтому игры могут использовать как воспитатели дошкольных учреждений, так и родители.

Что такое мелкая моторика. 6

Значение игр на развитие мелкой моторики………………………6

3.1 Упражнение с пельменницей………………………………….………8

3.2 Упражнение с шариком для игры в «Дартс» ………………………. 9

3.3 Упражнение с помощью шаров — «ежиков»…………………………10

3.4 Упражнение с губкой для мытья посуды…………………………. 11

3.5. Упражнение с щёткой………………………………………………. 12

3.6. Упражнение с щёткой для мытья посуды…………………………. 13

3.7. Упражнение со счетными палочками……………………………….15

3.8. Упражнения с шариками……………………………………………..16

3.11. Игра «Кто как бегает?» ……………………………………………. 19

3.12. Игра «Чудесный мешочек» ……………………………………. 20

3.13. Игра «Я папе помогаю» ……………………………………………..21

3.16. Игра «Герои сказок» ………………………………………………. 24

Вопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей; в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Просмотрев диагностики предыдущих лет, я заметила, что никакого сдвига в области развития мелкой моторики пальцев рук отмечено не было. Уровень развития оставался низким, поэтому меня сразу заинтересовала эта тема. Я обратилась к разным источникам для углубленного изучения данной проблемы, потому что с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи и других психических процессов (внимания, мышления, памяти). Это – основные условия успешного обучения.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, применение различных бытовых предметов (губки для мытья посуды, решетки, щетки, и многое другое), много другого нестандартного оборудования.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и другое.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и

систематическая работа и использование нестандартного оборудования по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Целью методической разработки является развитие координации движений мелкой моторики рук через использование нестандартного оборудования.

Помимо развития мелкой моторики упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом, направлены на решение следующих задач:

Читать еще:  Упражнения для набора массы в домашних условиях

• формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

• развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

• развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. В результате стандартных и нестандартных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

В данной разработке используются разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с использованием нетрадиционного оборудования: (щётки, пуговицы, бусины, семена, камешки, губка для мытья посуды, гайки и винтики, решётки для раковины, различные мячики, счетные палочки и т. д.)

Работа по данной методической разработке предполагает следующее:

• Систематичность проведения игр и упражнений с нестандартным оборудованием. (2 игры в неделю ежедневно- индивидуально или с подгруппой (в зависимости от игры) в свободное от образовательной деятельности время, от 5 до 7 минут)

• Последовательность (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении — на правой и левой руке одновременно

• Все игры и упражнения проводятся по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.

Формы работы : совместная деятельность с детьми; индивидуальная работа с детьми; самостоятельная деятельность детей.

Методы и приёмы:

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют

развитию мелкой моторики у детей.

1.Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Систематические игры и упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают мощный толчок детям к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся, более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов, стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

2. Значение игр на развитие мелкой моторики.

Значение мелкой моторики:

1.Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

2.Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

3.Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулирует развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция руки универсальна и уникальна. В.А.Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находиться на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умней. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы, если же развитие движений

пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает,

что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга, движения пальцев рук стимулируют развитие ЦНС и других психических функций (мышления, памяти, внимания). По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи, памяти, внимания, мышления.

По мнению философа И.Канта: «Рука – это мозг, выдвинувшийся вперёд человеческий мозг». Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас многие операции автоматизированы.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, стимулирования ЦНС, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и застегивать молнии, кнопочки и многое другое.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку — белобоку, показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже, с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать

целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

3. Игры и упражнения.

3.1. Упражнение с пельменницей.

Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы пальцев, развивать тактильную чувствительность, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование: пельменница.

Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук

Александра Трунова
Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук

Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Поэтому так полезно выполнять следующие упражнения:

Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Штриховать, обводить по контуру, трафареты;

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Плести из бисера;

Лепить из пластилина, пластика, теста;

Играть с глиной, мокрым песком;

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);

Бросать и ловить летающие тарелочки;

Выкладывать рисунки из камней, пуговиц, шишек, спичек, круп;

Собирать, перебирать ягоды;

Маленьких детишек учить навыкам самообслуживания (одеваться – раздеваться, расстегивать – застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки) и т. д.

Как вариант, можно использовать упражнения ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.

Упражнения 1-го комплекса:

Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе).

Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз-два-три»).

Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять») соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.

Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).

Дети бегают на перегонки (движения как в 4-м упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

Упражнения 2-го комплекса.

Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).

Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

Очки (образовать 2 кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их).

Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Упражнения 3-го комплекса.

Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

Птички (поочередно большой палец соединять с остальными).

Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

Цветок (то же, но пальцы разъединить).

Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить вниз).

Упражнения 4-го комплекса.

Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой).

Пчелы (то же упражнение, только выполняется двумя руками).

Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).

Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Упражнения 5-го комплекса

Замок (на счет «раз» ладони вместе, на счет «два»пальцы соединяются в замок).

Лиса и заяц (лиса «крадется» — все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» перебирая пальцами, быстро двигаясь назад).

Читать еще:  Упражнения с гантелями картинки

Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу).

Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе — бабочка крылышками машет).

Счет до четырех (большой палец поочередно соединяется со всеми остальными).

Упражнения 6-го комплекса.

Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их к друг другу).

Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).

Кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).

Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы то поднимать вверх, то опускать вниз).

Мост (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).

Упражнение 7-го комплекса.

Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).

Сжимание и разжимание кистей рук на счет «раз-два».

Упражнение 8-го комплекса.

Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

Раковина улитки (правая рука на столе, левую положить сверху).

Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).

Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

Упражнения 9-го комплекса.

Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз).

Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).

Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).

Здесь дано девять комплексов упражнений, но это не значит, что вы должны их делать все сразу. Выберите какой-либо один, самый простой, который больше подходит вашему ребенку и сделайте его как игру. Постепенно усложняйте упражнения, а некоторые хорошо делать вечером, когда отбрасывается тень на стенку, детям это очень нравится, что только они ни видят на стенке.

Игры для развития мелкой моторики пальцев рук малышей Основные задачи дидактических игр с прищепками. -развитие мелкой моторики рук. -формирование умения подбирать прищепки нужного цвета к.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики рук. Каждый педагог понимает насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка. Доказано, что она напрямую связана с центральной нервной системой.

Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.

Консультация для педагогов и родителей «Значение развития мелкой моторики пальцев рук» Значение развития мелкой моторики пальцев рук велико и значимо. Динамические упражнения для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных.

Польза использования «Бизиборд» для развития мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста БИЗИБОРД ДЛЯ РЕБЕНКА: ПОЛЬЗА, КОМПОНЕНТЫ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВОИМИ РУКАМИ Бизиборд (busyboard) дословно значит доска занятости; по смыслу.

Развитие мелкой моторики пальцев рук-важное условие развития речи младших дошкольников Слайд №1 Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими.

Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания Мы знаем, что автоматизация поставленных звуков требует многократного повторения и проговаривания слов и слогов. Ребенку трудно понять,.

Развитие мелкой моторики у людей

Одним из жизненно важных навыков для любого человека является мелкая моторика. Развивать её важно как ребенку, так и взрослому, ведь именно с помощью рук мы выполняем большинство действий, например, держим вилку, успеваем схватить падающий стакан, ловим мяч, пишем, рисуем и т.д. Существует множество упражнений, которые помогают стать более ловким, но перед тем как их использовать, давайте разберемся детальнее, что это такое «мелкая моторика рук», кому нужно её тренировать и с какого возраста начинать заниматься.

Что это такое?

То, что большинство из нас называют, как правило, ловкостью пальцев, на самом деле представляет собой сложный процесс, в котором задействованы различные системы организма. Моторика рук — это умение совершать точные и скоординированные движения пальцами. Они могут быть разнообразными, начиная от захвата предметов, заканчивая созданием картин и жонглированием. Общим является привлечение к выполнению движения опорно-двигательного аппарата, мышц, нервной системы и зрения.

Если хотя бы одна из систем не справляется со своей задачей, то нужного результата достигнуть не получается. Например, если ничего не предпринимать для развития мелкой моторики у ребенка, то ему будет сложно научиться разборчиво писать, он будет часто ронять предметы и столкнется с трудностями во время занятий спортом. Кроме того, подобные навыки отражаются на качестве речи. Во взрослом возрасте недостаточная тренировка пальцев станет причиной неуклюжести и проблем в быту, поэтому о том, как развивать мелкую моторику рук, следует знать каждому. Приятная новость – если прилагать усилия и запастись терпением, то можно научиться управлять своими движениями, сколько бы лет вам ни было.

Виды нарушений мелкой моторики

В некоторых случаях человек изначально предрасположен к тому, чтобы быть не слишком ловким. Проблемы с развитием мелкой моторики рук у детей и взрослых могут возникать из-за:

  • заболеваний органов зрения;
  • повреждений головы и сосудов;
  • аутизма, ДЦП и СДВГ;
  • болезней нервной системы.

В таких ситуациях особенно важно уделять время и силы для тренировки движений пальцами. Исследования показывают, что регулярные занятия дают устойчивый положительный эффект, позволяя улучшить качество жизни.

Цели развития мелкой моторики у детей и взрослых

Упражнения, которые позволяют увеличить ловкость пальцев, нужно делать абсолютно каждому человеку, ведь они позволяют:

  • стимулировать воображение и развивать пространственное мышление;
  • научиться принимать нестандартные решения;
  • стать внимательнее и аккуратнее;
  • быстро обрабатывать поступающий информационный поток, тренировать нейроны и предупреждать старение мозга;
  • говорить разборчивее и правильно формулировать мысли, обрести навыки планирования;
  • быстрее восстанавливать после сотрясений и других травм;
  • улучшать память и реализовать себя в творчестве.

Гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук, чрезвычайно полезна в пожилом возрасте. Ее часто используют при болезни Паркинсона, склерозе и других заболеваниях, чтобы остановить процесс деградации, стабилизировать психоэмоциональный фон и укрепить нервную систему, параллельно организовать интересный досуг.

Когда начинать развитие у детей?

Мелкая моторика – это способность, которая естественным образом формируется у каждого ребенка с момента появления на свет. Первыми проявляются хватательные навыки, затем малыш учится перекладывать вещи из одной руки в другую, потом тренируется выполнять более точные движения пальцами. Специалисты утверждают, что в норме к 2 годам ребенок должен без проблем пользоваться ложкой и кисточкой, постепенно расширяя спектр выполняемых движений.

Родителям нужно задуматься, как развить мелкую моторику рук у сына или дочки заранее, чтобы сразу после рождения понемногу применять полученные знания на практике. Чем быстрее ребенок освоит простые упражнения, тем проще ему будет в школе и тем раньше он начнет четко и понятно разговаривать. Добиться положительного эффекта получится, если превратить занятия в игру и делать упражнения регулярно.

На начальном этапе развитие мелкой моторики рук у детей может проводиться с помощью:

  • Аккуратного поглаживания и массажа пальчиков с последующим растиранием;
  • Игр, обучающих, как правильно держать предметы, например, с ребристыми игрушками и мячиками с неровной поверхностью;
  • Гимнастика пальцев путем разрывания бумаги, игра с крупами и созданием фигур из пластилина;
  • Отработка практических навыков (как застегивать пуговицы, как чистить зубы и мыть руки и т.д.).

Родителям нужно быть рядом с ребенком во время освоения нового упражнения и поддерживать его, ведь сразу выполнить движения правильно получается очень редко. Среди других табу – повышение голоса и обещания, что-то купить или разрешить ребенку, если он справится с заданием.

Эффективные упражнения

Способов, как развить мелкую моторику у ребенка и взрослого, достаточно много, что позволяет каждому выбрать то, что ему подходит. Учитывать нужно, прежде всего, возраст и наличие физических проблем со здоровьем, а также количество свободного времени и предрасположенность к каким-либо видам творчества. Особенность подобной гимнастики заключается в том, что можно обойтись без дорогостоящего инвентаря – чтобы отрабатывать движения, достаточно будет того, что есть в каждом доме: крупы, листы и кисточки, инструменты для рукоделия и т.д.

Рассмотрим наиболее популярные и эффективные методы развития мелкой моторики рук:

  • Рисование мелками, красками и карандашами.
  • Массаж и поглаживание ладоней.
  • Лепка из пластилина.
  • Пальчиковые игр.
  • С борка паззлов.
  • Вырезание из цветной или обычной бумаги.
  • Вышивание.
  • Обучение игре не музыкальных инструментах.
  • Создание моделей самолетов, машинок и т.д.

Кроме того, чтобы развить мелкую моторику рук у ребенка или взрослого, можно завинчивать и развинчивать крышки разных форм и размеров, играть в ладушки, завязывать и развязывать шнурки, а также пересыпать и перебирать крупы. Даже после освоения базовых навыков нужно продолжать заниматься, ведь без тренировок многие навыки (особенно у детей и пожилых людей) могут атрофироваться.

Читать еще:  Лучшие упражнения на трицепс на массу

Развитие мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет: подборка упражнений

На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им улучшить двигательную координацию и быстро овладеть навыками письма, а также поспособствует развитию их речи и мышления. Поэтому вопросы тренировки мелкой моторики рук должны стать темой консультации для родителей.

Что значит развивать мелкую моторику?

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет.

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).

Рыбка

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

  • дорисуй клетку тигренку;
  • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
  • дорисуй бабочку и т.д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
  • попади мячом в корзину;
  • помоги восстановить волейбольную сетку;
  • порази цель в тире.

  • Рисуй с нажимом
  • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
  • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета. Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.

Игры с предметами

Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы.

Игры с песком и сыпучими веществами

Детям можно предлагать такие задания:

  • пересыпать песок из одной емкости в другую;
  • отсыпать песок мерной ложкой;
  • просевать песок через сито;
  • рисование пальцами по песку;
  • лепка из мокрого песка;
  • поиск в песке зарытых мелких предметов.

Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделки из цветной соли.

Игры с крупами и семенами

Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.

В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.

Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

Игры с пуговицами

Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.

взять на векторе

Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.

Игры с веревочками

Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.

Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.

Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно встретить на страничках развивающих книг из фетра.

Игры с бумагой

Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:

  • сминание и разглаживание листа бумаги;
  • складывание оригами.

Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух. После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития мелкой моторики. Эти кусочки можно использовать для рваной аппликации. В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).

Игры с прищепками

В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:

  • приделать ежу иголки;
  • добавить лучики солнышку;
  • сделать прическу мальчику.

Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:

  • посчитать примеры;
  • прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
  • указать нужную букву.

Игры со спичками

Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:

  • перекладывание со стопки в стопку;
  • выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке;
  • складывание в коробочку.

Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.

Упражнения с мячом

Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания:

  • поступательные движения ладонями вперед – назад;
  • круговые движения ладонями;
  • сжимание – разжимание мяча в ладони;
  • перекладывание из одной руки в другую;
  • зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы);
  • катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем;
  • прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем;
  • продвижение мячика по нарисованной на столе спирали.

Похожие упражнения можно выполнять, перекатывая между ладонями шестигранный карандаш.

Кроме перечисленных игр организуйте с детьми:

  • театр теней с показом фигурок героев руками;
  • пальчиковый театр;
  • игры с мозаикой;
  • игры с мелким конструктором;
  • собирание паззлов;
  • закручивание крышечек;
  • игры со скрепками;
  • выкладывание дорожек или узоров из камушков;
  • задания с резиночками.

Предлагайте малышам чистить пальцами яйца, сваренные в кожуре овощи, мандарины. Будет полезным даже обычное перелистывание страниц в книге. Также для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет рекомендуется воспользоваться картотекой пальчиковых игр.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector